Линейные уравнения с параметром

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Линейные уравнения с параметром

Рыжков А.П. 1Дёмина А.Д. 1
1Муниципальное автономное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №93 с углубленным изучением отдельных предметов"
Мартынюк Т.В. 1
1Муниципальное автономное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №93 с углубленным изучением отдельных предметов"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

Проблема

Уравнения и неравенства с параметрами являются традиционно наиболее трудными задачами курса математики. Чаще всего они встречаются в заданиях повышенной сложности, а также ученики довольно часто сталкиваются с такими заданиями на ОГЭ и ЕГЭ. В прошлом году только 13,4 % девятиклассников смогли выполнить задание 23 части С. В этом году нам предстоит сдавать ОГЭ, а данная тема вызывает наибольшее затруднение. Именно поэтому мы выбрали эту тему.

Цель

Изучение решения линейных уравнений с параметрами.

Задачи

1.Познакомиться с понятием параметра.

2.Изучить общий принцип и метод решения линейных уравнений с параметрами.

3.Рассмотреть различные виды уравнений с параметрами.

4.Научиться решать уравнения с параметрами.

II. Линейные уравнения с параметрами и уравнения приводимые к линейным

Параметр (от греческого “parametron” – отмеривающий) – величина, значения которой служат для различения элементов некоторого множества между собой. С использованием параметров проводятся исследования многих систем и процессов реальной жизни. В частности, в физике в качестве параметров могут выступать температура, время и др. В математике параметры вводятся для обозначения некоторой совокупности объектов. Так, уравнение + = с параметрами а, b и с определяет совокупность всех окружностей; уравнение + = 1 – всех единичных окружностей; уравнение + = – совокупность концентрических окружностей с центром в начале координат. Рассмотрим с точки зрения алгебры, как определяется уравнение с параметром.

Определение. Уравнение вида Аx=В , где А и В зависят от параметра, то есть А=А(а), В=В(а) называется линейным уравнением с параметром а.

Замечание. Уравнение, которое с помощью тождественных преобразований сводится к уравнению Аx, также называется линейным.

Более примитивно линейное уравнение с параметром определяется как уравнение, в запись которого, кроме неизвестных, входят числа, обозначенные буквами.

В отношении уравнений с параметром чаще всего встречаются две постановки задачи:

1) Для каждого значения параметра найти все решения заданного уравнения;

2) Найти все значения параметра, при каждом из которых решения урав- нения удовлетворяют заданным требованиям.

В качестве примера рассмотрим уравнение

Пусть, тогда уравнение примет вид

Решим его:

Пусть , тогда уравнение примет вид , решением которого является любое действительное значение .

Пусть , тогда уравнение примет вид . Решив его, получим, что . В этом случае уравнение не имеет решения.

Следовательно, сам факт существования решения зависит от значения параметра .

Определение. Исследовать и решить уравнение с параметром это значит :

- найти все системы значений параметров, при которых данное уравнение имеет решение;

- найти все решения для каждой найденной системы значений параметров, т.е. для неизвестного и параметра должны быть указаны свои области допустимых значений.

Алгоритм решения линейного уравнения с параметром:

При решении линейных уравнений с параметром

сначала его нужно привести к виду, удобному для исследования

(стандартный канонический вид линейного уравнения с параметром),

выполнив ряд преобразований, потом следует определить контрольные

значения параметра, т.е. те значения, при которых коэффициент

обращается в ноль. Эти значения разбивают множество значений параметра

на несколько множеств, которые необходимо исследовать.

III. Примеры простейших линейных уравнений с параметром

Ответ: при корней нет, при

Ответ: при корней нет, при

Ответ: при корней нет,

при .

Ответ: при корней нет,

при .

Ответ: при корней нет,

при .

Ответ: при

при

Ответ: при

при

Ответ: при

при

Ответ: при

при

Ответ: если , то корней нет

если ,

если

т. е. и контрольные значения параметра.

1) При

2)

3) При

Ответ: если , то корней нет

если ,

если

IV. Линейные уравнения с параметром, имеющие стандартный канонический вид

– стандартный канонический вид линейного уравнения с параметром

Примеры:

Ответ: если

если

При

При

Ответ: при

при

при

Ответ: при

при

при

V. Уравнения, приводимые к линейным уравнениям с параметром

Схема решения уравнений, приводимых к линейным :

Указать и исключить все значения параметра и переменной, при которых уравнение теряет смысл.

Умножить обе части уравнения на общий знаменатель, не равный нулю.

Привести уравнение-следствие к виду и решить его.

Исключить значения параметра, когда найденный корень принимает значения, при которых уравнение теряет смысл.

Записать ответ.

контрольное значение параметра.

1) При => => x – любое число

2) При

Ответ: при

при

Ответ: при , корней нет

если ,

при

Примеры решений уравнений, содержащих параметр в знаменателе:

ОДЗ:

при

Ответ: при решений нет;

при

Умножим уравнение на :

Ответ: при

при

при

3)

ОДЗ:

При

Ответ: При нет решений

При x

Умножим уравнение на :

Ответ: при

при

при

Примеры решений уравнений, содержащих и параметр и переменную в знаменателе

Умножим уравнение на :

Исключим те a, при которых :

Ответ: при

при

при

2)

=> при

г)Найдём m при :

Ответ: Если

Если x-любое

Если

3)

При m=1 не имеет смысла

При

Найдём m при которых

Ответ: при уравнение не имеет смысла

При

Заключение

Познакомившись с подобными уравнениями, мы заинтересовались этой темой. Разбираться и решать эти уравнения было очень интересно и познавательно.

Мы изучили общий принцип и метод решений линейных уравнений с параметром, рассмотрели различные виды уравнений и научились их решать. По мере получения новых знаний, мы собираемся развивать эту тему в дальнейшем.

Надеемся, что наша научная работа поможет нам и нашим сверстникам в решении трудных задач.

Просмотров работы: 199