Молодежный парламентаризм в Российской Федерации (на примере Молодежного парламента Свердловской области)

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Молодежный парламентаризм в Российской Федерации (на примере Молодежного парламента Свердловской области)

Тренихин Н.Д. 1
1МАОУ Чукреевская СОШ
Нагорных Л.Н. 1
1МАОУ Чукреевская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность темы исследования. 16 февраля 2018 года я впервые принял участие в выборах. Это были выборы в Молодежный парламент Свердловской области четвертого созыва. Мне стало интересно узнать, что такое Молодежный парламент и чем он занимается.

Я обратился к ребятам нашей школе и задал им всего 3 вопроса:

- Знают ли они, что такое Молодежный парламент?

- Принимали ли они участие в выборах молодежного парламента Свердловской области?

- Могут ли они назвать то, чем занимается Молодежный парламент?

И, хотя большинство респондентов ответили утвердительно, на первый и второй вопросы, но ответ на третий вопрос показал, что, по сути, я и мои товарищи практически ничего не знаем о Молодежном парламенте и его деятельности (результаты опроса представлены в Приложении 1).

Поэтому я поставил перед собой цель: изучить особенности формирования, развития и функционирования молодежного парламентаризма в Российской Федерации.

Для достижения данной цели я определил рад задач, которые мне предстоит решить:

- проанализировать понятие «молодежный парламентаризм»;

- выявить цели и задачи молодежного парламентаризма в России;

- определить формы и уровни организации молодежных парламентских структур в России;

- определить основные этапы развития российского молодежного парламентаризма;

- проанализировать опыт молодежного парламентаризма на примере Свердловской области;

- разработать информационные буклеты о молодежном парламентаризме в РФ для молодежи МАОУ Чукреевской СОШ.

Объект исследования – молодежный парламентаризм в Российской Федерации.

Предмет исследования – деятельность Молодежного парламента Свердловской области.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной информации по теме исследования, анализ статистических данных, анкетирование школьников.

Глава 1. Молодежный парламентаризм.

Одной из важнейших проблем современного российского государства является слабая интеграция молодого поколения в политические, экономические и социальные проекты, реализуемые в РФ. Это обстоятельство ставит вопрос о необходимости внедрения механизмов развития гражданской и социальной активности молодёжи.

Система молодёжного представительства в современной России включает в себя два основных уровня.

К первому уровню относится система самоуправления российских учебных заведений. Во многих современных российских школах функционируют Советы обучающихся, а в средних и высших профессиональных учебных заведениях - Советы студентов.

Ко второму уровню относится система молодёжного парламентаризма, которая активно внедряется сегодня на региональном и местном уровне и рассматривается как наиболее действенный механизм гражданского и социального включения молодого поколения в жизнедеятельность государства и общества.

Что же такое молодежный парламентаризм?

Изучив разные варианты толкования понятия «молодежный парламентаризм», для себя я определил, что молодёжный парламентаризм – это инструмент в руках молодых людей для представления своих законных интересов и выражения мнения молодёжи по наиболее значимым вопросам.

Целью развития молодежного парламентаризма является привлечение молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства.

Задачи развития молодежного парламентаризма:

  • представление и защита законных интересов молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления;

  • формирование правовой и политической культуры в молодежной среде;

  • создание системы молодежных парламентов, которые позволяют формировать активную гражданскую позицию молодежи и налаживать ее диалог с государством и обществом на основе партнерских отношений;

  • создание условия для консолидации молодежи (на уровне РФ, субъектов РФ) для участия в реализации государственной молодежной политики;

  • создание условий для системного выявления социально активных молодых людей, потенциальных и уже состоявшихся лидеров, обеспечения их дальнейшего становления и роста;

  • создание системы подготовки кадров молодежных парламентов и иных молодежных общественных консультативно-совещательных структур, направленной на формирование кадрового потенциала органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В современной российской практике выделяются две основные формы молодежного парламентаризма:

1. Молодежные парламенты при органах законодательной власти. Они создаются решением органа законодательной власти, формируются путем выборов. Являясь общественным консультативным (совещательным) органом, молодежные парламенты участвуют в разработке нормативно-правовых актов, и других документов в сфере государственной молодежной политики. Примером такой формы молодежного парламентаризма является Молодежный парламент Свердловской области.

2. Молодежные правительства, функционирующие при органах исполнительной власти. Они создаются постановлением правительства, формируются, как правило, на конкурсной основе. Члены молодежного правительства изучают деятельность министерств и ведомств, выступают в качестве «дублеров» министров. Данная форма молодежного парламентаризма позволяет обучать и продвигать молодых профессионалов для работы на государственной гражданской службе.

Данные формы молодежного парламентаризма могут действовать на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Глава 2.История развития молодежного парламентаризма в России.

Специалисты, занимающиеся историей российского молодежного парламентаризма, предлагают различные периодизации его развитии. Тем не менее, если за основу периодизации взять организационный признак, то в истории российского молодёжного парламентаризма можно выделить два основных этапа:

Первый этап – середина 90-х годов ХХ века – 2001 год. На этом этапе формирование молодежных парламентских структур носило неорганизованный и хаотический характер. Первые молодежные парламенты возникали по инициативе небольших групп молодых людей. Чаще всего эта инициатива не находила поддержку власти и оставалась на уровне идеи.

Тем не менее, в регионах Российской Федерации стали появляться первые молодежные парламенты, которые не имели четкого представления ни о целях своей деятельности, ни о механизмах сотрудничества с представительными и исполнительными органами власти, при которых они образовывались. Одним из первых в 1997 году появился Молодежный парламент Республики Калмыкия. Данный орган имел статус общественной организации и являлся юридическим лицом, потому не имел отношения к собственно молодежному представительству.

Так как молодежный парламентаризм начал складываться в этот период преимущественно в субъектах Российской Федерации, его нормативно-правовая база была практически не развита на федеральном уровне.

Второй этап – с 2001 года по настоящее время. На этом этапе формирование молодежного парламентаризма уже характеризуется организованностью процесса, усилением внимания к этому процессу со стороны федеральных органов власти. Ключевыми события этого этапа:

  • Решением Государственной Думы от 4 июля 2001 № 1742-III ГД была создана Общественная молодёжная палата при Государственной Думе Федерального Собрания РФ. (с 2011 года – Общественная молодежная палата (Молодежный парламент) при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации)

  • В январе 2003 года в Рязани при участии Департамента по молодежной политике Министерства образования РФ, Общественной молодежной палаты при Государственной думе прошел I Всероссийский семинар-совещание «Развитие молодежного парламентаризма в Российской Федерации», по итогам которого было разработано Инструктивное письмо Министерства образования РФ «О развитии молодежного парламентаризма в субъектах РФ». Это письмо было направлено во все регионы РФ, на его основе происходило дальнейшее оформление и функционирование молодежных парламентских структур регионального и муниципального уровней.

  • В 2004 году была образована Молодёжная парламентская Ассамблея при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – совещательный орган по взаимодействию с молодёжными парламентами субъектов РФ и молодежными общественными объединениями России. В 2012 году Ассамблея была упразднена, а вместо неё была образована Палата молодых законодателей. Основной задачей Палаты молодых законодателей является «развитие молодёжного парламентского движения в России, популяризация принципов парламентаризма и демократии в молодёжной среде».

  • В 2005 году был образован Центр развития молодежного парламентаризма, аккумулирующий опыт работы команды молодых лидеров из разных регионов России по развитию молодежного парламентского движения. Центр осуществляет деятельность по привлечению молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства и общества, к развитию территорий, на которых она проживает, разработке и реализации эффективной молодежной. С целью стимулирования молодежи к участию в политической жизни страны Центр организует такие конкурсы как: «Моя законодательная инициатива», «Если бы я был Президентом» (в 2018 году я принял участие в данном конкурсе, представил видеоролик «Если бы я был Президентом, что бы я изменил в стране?») и другие.

  • В 2012 году была создана Всероссийская общественная организация «Единое молодежное парламентское движение Российской Федерации». Целью деятельности Движения является содействие развитию и обеспечению взаимодействия молодых парламентариев и молодежных парламентских структур, действующих в Российской Федерации.

  • Важным событием в развитии молодежного парламентаризма в России стало создание Всероссийского портала Молодёжного парламентского движения (www.newparlament.ru). Портал стал коммуникативной площадкой для представителей молодежных парламентов всех уровней. Портал предоставляет возможность размещения новостей всех уровней молодёжных парламентов (федеральный, региональный и муниципальный соответственно), предусмотрена возможность комментирования, голосования, создания опросов и форумов. Сервисы дают возможность в режиме off-line обмениваться опытом и выставлять на всероссийское обсуждение ключевые проблемы движения.

Таким образом, за достаточно небольшой период молодежный парламентаризм в России прошел развитие от уровня идеи до состоявшегося факта. Институт молодежного парламентаризма стал активным инструментом вовлечения молодежи в социально-политическую жизнь страны. Ярким свидетельством тому является количество созданных молодежных парламентов и правительств разного уровня: от федерального до муниципального. Так, по данным за 2017 год, в России функционируют 80 региональных и более 3000 муниципальных молодёжных парламентов. Численность молодых парламентариев превышает 40 тысяч человек.

Глава 3.Молодежный парламент Свердловской области.

3.1. Молодежный парламент и его структура.

Решение о создании в Свердловской области Молодежного парламента было принято на совместном заседании Палат Законодательного Собрания Свердловской области 7 июля 2011 года. 16- 17 октября 2011 г. состоялись первые выборы депутатов Молодежного Парламента.

Молодежный парламент Свердловской области является совещательным и консультативным органом при Законодательном Собрании Свердловской области. Он состоит из 50 депутатов, избираемых сроком на два года.

В структура Молодежного парламента входят:

- председатель,

- заместитель (заместители) председателя,

- секретарь,

- Совет Молодежного парламента,

- комитеты и комиссии.

3.2. Цели и задачи деятельности Молодежного парламента.

Целями создания Молодежного парламента стало:

- оказание содействия деятельности Законодательного Собрания Свердловской области в сфере законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи,

- стимулирование участия молодых граждан в реализации молодежной политики на территории Свердловской области,

- вовлечение молодежи в общественно-политическую деятельность,

- повышения социальной активности и социальной ответственности молодежи,

- формирования предпосылок развития гражданского общества,

- организации взаимодействия молодежи с органами законодательной и исполнительной власти Свердловской области и органами местного самоуправления в части разработки, принятия и реализации нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы молодежи.

Задачами Молодежного парламента являются:

1) участие в формировании и реализации государственной молодежной политики в Свердловской области;

2) привлечение научного и творческого потенциала молодежи Свердловской области к участию в разработке региональных нормативных правовых актов, в том числе по вопросам, затрагивающим права и законные интересы молодежи;

3) приобщение молодых граждан к участию в парламентской и иной общественной деятельности;

4) формирование правовой и политической культуры молодого поколения, поддержка созидательной и гражданской активности молодежи;

5) обеспечение взаимодействия молодежи, молодежных общественных объединений с Законодательным Собранием Свердловской области, Правительством Свердловской области, Администрацией Губернатора Свердловской области, иными государственными органами и органами местного самоуправления;

6) представление интересов молодежи Свердловской области в Общественной молодежной палате (Молодежном парламенте) при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

7) обеспечение взаимодействия с молодежными парламентскими структурами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.

3.3. Особенности выборов.

Депутаты Молодежного парламента Свердловской области избираются один раз в два года.

Выборы проходят на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутаты Молодежного парламента избираются на основе смешанной системы: часть депутатов избирается по пропорциональной системе, другая - по мажоритарной.

Пропорциональная избирательная система – это одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы власти. При проведении выборов по пропорциональной системе формируется единый избирательный округ, а депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов.

Мажоритарная избирательная система – система выборов в парламент, при которой создается несколько избирательных округов (одномандатных, в которых избирается один депутат, и многмандатных, в которых избираются несколько депутатов, и за каждого из них избиратель голосует персонально). Избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своём избирательном округе.

Участие в выборах в Молодежный парламент является добровольным, никто не вправе оказывать воздействие на кандидатов в депутаты Молодежного парламента и избирателей с целью принудить их к участию или неучастию в выборах, а также на их свободное волеизъявление.

Право избирать депутатов Молодежного парламента имеют все граждане Российской Федерации, проживающие на территории Свердловской области, которым на день голосования исполнилось 14 лет и не достигшие ко дню голосования 31 года, в том числе обучающиеся в образовательных учреждениях, расположенных на территории Свердловской области, и проходящие военную службу на территории Свердловской области.

Право быть избранным депутатом Молодежного парламента имеет гражданин Российской Федерации в возрасте от 16 до 30 лет включительно, постоянно проживающий на территории Свердловской области. Депутат Молодежного парламента по достижении им 31 года осуществляет свои полномочия до истечения срока полномочий состава Молодежного парламента, в который он был избран.

Кандидатами в депутаты Молодежного парламента могут стать как самовыдвиженцы, так и общественные объединения.

Выборы считаются состоявшимися при любом количестве молодых избирателей, принявших участие в голосовании.

Молодежный парламент считается правомочным (то есть может приступить к работе), если в него избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов Молодежного парламента (это значить, не менее 34 человек).

3.4. Организация работы Молодежного парламента.

Основной формой работы Молодежного парламента являются заседания, на которых решаются вопросы, отнесенные к ведению Молодежного парламента.

Первое заседание Молодежного парламента созывается не позднее чем через две недели после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов Молодежного парламента. Очередные заседания Молодежного парламента проводятся не реже одного раза в квартал (то есть не менее 4 раз в год). Внеочередные заседания могут созываться по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Молодежного парламента, а также Совета Молодежного парламента и председателя Молодежного парламента.

Заседание Молодежного парламента считается правомочным, если на нем присутствует более половины от установленного числа депутатов Молодежного парламента.

Заседания Молодежного парламента проводятся гласно и носят открытый характер.

Молодежный парламент по направлениям своей деятельности разрабатывает и принимает решения, которые носят рекомендательный характер и направляются на рассмотрение в законодательный и исполнительные органы государственной власти Свердловской области, представительные органы муниципальных образований, общественные объединения и организации, а также доводятся до сведения средств массовой информации.

Решение Молодежного парламента считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа депутатов Молодежного парламента, присутствующих на заседании Молодежного парламента, если иное не установлено Регламентом Молодежного парламента.

3.5. Результаты выборов в Молодежный парламент-2018.

16 февраля 2018 года выборы в Свердловский Молодежный парламент прошли уже в четвертый раз.

Избирательная кампания 2018 года существенно отличалась от предыдущих. Смешанная избирательная система молодежных выборов была максимально приближена по условиям к выборам депутатов Законодательного Собрания Свердловской области. Из 50 депутатов Молодежного парламента 25 избирались в двадцати пяти одномандатных избирательных округах (по мажоритарной системе), соответствующих округам по выборам депутатов Законодательного Собрания, и еще 25 депутатов избирались по единому избирательному округу по спискам кандидатов от избирательных объединений (по пропорциональной системе).

В качестве кандидатов в депутаты в Молодежный парламент был зарегистрирован 481 человек: 155 кандидатов-самовыдвиженцев (то есть они не представляют никакие общественно-политические движения или общественные организации), остальные 326 – от 10 общественных объединений. Политический конкурс в Молодежный парламент-2018 стал рекордным: 10 человек на депутатское кресло.

В голосовании приняли участие более 110 тысяч молодых избирателей от 14 до 30 лет.

26 февраля 2018 года Молодежная избирательная комиссия Свердловской области утвердила результаты выборов в Молодежный парламент 2018 года. По одномандатным избирательным округам депутатами областного Молодежного парламента было избрано 25 человек. По многомандатным избирательным округам также было избрано 25 депутатов (Приложение 2).

По оценкам экспертов выборы 2018 года стали самыми масштабными в истории Молодежного парламента Свердловской области.

Заключение.

Проанализировав в ходе своего исследования особенности формирования, развития и функционирования молодежного парламентаризма в Российской Федерации и Свердловской области, я пришел к следующим выводам:

1. Молодежный парламентаризм в России начал развиваться в середине 1990-х годов, в Свердловской области Молодежный парламент существует с 2011 года.

2. Молодежный парламент выступает в качестве канала политической коммуникации между молодежью и властью. Являясь консультативно-совещательным органом, молодежный парламент представляет законные интересы и выражает мнения молодёжи по наиболее значимым вопросам.

3. Полномочия Молодежного парламента невелики, но его депутаты выполняют очень важную миссию: через различные акции, мероприятия они вовлекают современную молодежь в общественно-политическую жизнь, тем самым способствуют повышению политической культуры населения.

4. Участие в выборах в Молодежный парламент позволяет приобрести опыт определенный политический опыт. Так, я, приняв участие в голосовании, уже знаком с процедурой выборов в Законодательное собрание Свердловской области (ведь выборы в молодежный парламент полностью ей идентичны). Те же, кто избирается в Молодежный парламент, проходят своеобразную политическую школу и становятся потенциальными кадрами в органы власти.

5. К сожалению, официальные средства массовой информации уделяют немного внимания деятельности Молодежного парламента Свердловской области. Поэтому многие свердловские школьники, как и мои товарищи, практически ничего не знают о том, чем занимается Молодежный парламент. Считаю, чтобы Молодежный парламент в полной мере мог выполнять свои задачи, нужно освещать его деятельность в СМИ, социальных сетях.

Практическим результатом своей работы считаю разработанный мною информационный буклет будущему молодому избирателю (Приложение 3).

Список используемых источников

1. Волков С.К. Исторический аспект развития молодежного парламентского движения в России. – электронный ресурс http://culturedip.interaffairs.ru/index.php/analitika/item/467-467 (дата обращения 14.04.2018 г.).

2. Гукова И.Н. Роль молодежного парламентаризма в развитии общественно-политической активности современной российской молодежи. – электронный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/rol-molodezhnogo-parlamentarizma-v-razvitii-obschestvenno-politicheskoy-aktivnosti-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi (дата обращения 14.04.2018 г.)

3. Пастухова Л.С. Молодежный парламентаризм как фактор развития гражданского общества. – электронный ресурс http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/abstract/Pastukhova_LS/ (дата обращения 14.04.2018 г.).

4. Письмо Министерства образования РФ от 24.04.2003 г. № 2 (Д) «О развитии молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации» - электронный ресурс http://businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_82139.html (дата обращения 16.04.2018 г.)

5. Положение о Молодежном парламенте Свердловской области – электронный ресурс http://zsso.ru/legislative/acts/Postanovlenija_Zakonodatelnogo_Sobranija (дата обращения 16.04.2018 г.)

6. Официальный сайт Молодёжного парламентского движения России. –http://www.newparlament.ru/workspaces/regional (дата обращения 16.04.2018 г.).

7. Официальный сайт Избирательной комиссии Свердловской области - http://sverdlovsk.izbirkom.ru/ (дата обращения 16.04.2018 г.)

8. Чирун Сергей. Теория и практика молодежного парламентаризма в современной России. – электронный ресурс http://gisap.eu/ru/node/73067 (дата обращения 14.04.2018 г.)

9. Страница МПСО https://vk.com/parlamentsvobl (дата обращения 24.04.2018 г.)

Приложение 1

Результаты анкетирования обучающихся

МАОУ Чукреевской СОШ в возрасте от 14 лет.

1. Знаете ли Вы, что такое Молодежный парламент?

2. Принимали ли Вы участие в выборах в Молодежный парламент Свердловской области 16 февраля 2018 года?

3. Можете ли Вы назвать то, чем занимается Молодежный парламент?

Те, кто на этот вопрос ответили «ДА», назвали следующие направления деятельности молодежного парламента:

- Агитирует молодежь (1 человек)

- Проводит мероприятия (2 человека)

- Решает проблемы молодежи (1 человек)

Приложение 2

Результаты выборов в Молодежный парламент 2018 года

(по данным Молодежной избирательной комиссии Свердловской области)

По одномандатным избирательным округам депутатами областного Молодежного парламента стали:

  1. Иван Ермаков (Алапаевский объединенный избирательный округ №1);

  2. Михаил Базарнов (Асбестовский ОИО №2);

  3. Кирилл Полуяхтов (Белоярский ОИО №3);

  4. Илья Михайлов (Богдановический ОИО №4);

  5. Кирилл Рунков (Верхнепышминский ОИО №5);

  6. Дмитрий Биктимиров (Верх-Исетский ОИО №6);

  7. Вадим Шанцев (Железнодорожная ОИО №7);

  8. Максим Ушаков (Кировский ОИО №8);

  9. Денис Крутиков (ЛенинскийОИО №9);

  10. Михаил Бараковский (ОктябрьскаяОИО №10);

  11. Андрей Подсекаев (ОрджоникидзевскийОИО №11);

  12. Михаил Мельников (ЧкаловскийОИО №12);

  13. Данил Тупица (ИрбитскийОИО №13);

  14. Константин Борбошин (Каменск-УральскийОИО №14);

  15. Александр Тюртяев (КировградскийОИО №15);

  16. Станислав Булгаков (КраснотурьинскийОИО №16);

  17. Екатерина Карелина (КрасноуральскийОИО №17);

  18. Артем Давлятшин (КрасноуфимскийОИО №18);

  19. Олег Белоусов (ДзержинскийОИО №19);

  20. Данил Кукутин (ЛенинскийОИО №20 г.Нижний Тагил);

  21. Дмитрий Плесовских (ТагилстроевскийОИО №21);

  22. Богдан Муравьев (ПервоуральскийОИО №22);

  23. Максим Профатилов (РевдинскийОИО №23);

  24. Евгений Семенков (СеровскийОИО №24);

  25. Алиса Прибавкина (Сысертский ОИО №25).

Среди избирательных объединений число депутатских мандатов по итогам голосования распределилось в следующей пропорции:

  1. «Молодая гвардия»– 8 мандатов;

  2. «Блок Жириновского» – 4 мандата;

  3. «Ленинский коммунистический союз молодежи Российской Федерации» – 2 мандата;

  4. Уральский горный университет – 2 мандата;

  5. Нижнетагильская молодежная общественная организация «Уралвагонзавод» – 2 мандата;

  6. Объединение старшеклассников Орджоникидзевского района «САМ Лидер» – 2 мандата;

  7. Городской Союз районных советов старшеклассников – 2 мандата;

  8. «Справедливая сила» – 1 мандат;

  9. «PRO Движение» –1 мандат;

  10. «Союз молодежных организаций Новоуральска» –1 мандат.

Приложение 3

Памятка-буклет будущему молодому избирателю

Просмотров работы: 1831