Граффити – уличное искусство или вандализм?

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Граффити – уличное искусство или вандализм?

Селиванова  А. 1Селиванов  К. 1
1МОУ «Октябрьская СОШ №1»
Михалёва  И.А. 1
1МОУ «Октябрьская СОШ №1»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Когда идёшь по улицам нашего села, невольно задаёшься вопросом почему встречаются испорченные надписями стены домов, заборов, сломанные мусорные баки , даже телеграфные столбы -" вандализм" думаешь про себя . Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. Это своего рода анонимный визуальный диалог автора с другими членами общества. Способов самовыражения, в наши дни немало, но если так хочется нарисовать и выразить свое собственное я, то может следует использовать достижение научно-технического прогресса и компьютерных технологий, возможности социальных сетей, предлагаемых Интернетом.[1,с.9]

Цель исследования:

Доказать, что граффити является искусством.

Задачи:

Изучить литературу по данной теме, в частности, кодекс граффистов;

Рассмотреть сущность основных понятий «граффити», формы и стили граффити; граффити - грань между элитарной и массовой культурой, а, значит, положительное или отрицательное отношение к этому искусству будет обуславливаться личностными предпочтениями людей.

Выявить понимание обществом современных видов культуры через их отношение к граффити.

Определить происхождение и особенности граффити, как вида искусства;

Провести исследование по выявлению отношения к граффити в зависимости от возраста, страны, от уровня знаний

Методы исследования: изучение и анализ научной и популярной литературы; сравнение и обобщение полученной информации; социологический опрос; аналитические и сравнительные методы; знакомство с общественным мнением по изучаемой проблеме.

Гипотеза: граффити - это уличное искусство, если служит для достижения благородных целей, в противном случае ­ это вандализм.

Объект исследования: граффити

Предмет исследования: рисунки граффити

План исследования:

Изучение и анализ научной и популярной литературы

Сравнение и обобщение полученной информации

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенный в работе материал позволяет осуществить рациональный подход к понятию вандализм, граффити.

Каждый из нас хотя бы раз обращал внимание на то, как среди блеклых одноцветных построек сталкивались с яркими, вызывающими надписями и рисунками на стенах, которые одни считают искусством, хобби, а другие – хулиганством. И наверняка всем знакомо слово граффити (от итальянского «царапать»), а автор этого искусства величается райтером.[2, с.18]

На самом деле, явление — это не ново: из уроков истории мы знаем о настенных рисунках каменного века. Обычаи росписи стен зданий встречались и ранее в различных культурах. В целом, граффити - это широчайшее понятие, поэтому нами будет рассмотрен наиболее актуальный из его видов сегодня: граффити как уличное искусству.

В XX веке укрупнение городов естественно, увеличение числа городских жителей, создало особый вид субкультуры: урбанистический. Уникальные обычаи, сформировавшиеся в каменных джунглях, сделали закономерным появление и нового вида искусства, а мрачный и монотонный пейзаж промышленных и спальных районов стал прекрасной площадкой для претворения его в жизнь.

Развитие граффити началось в США и пришлось на 70-80-е годы. Это связано с увеличением производства аэрозольных красок и, соответственно, доступа к ним. В это же развивающееся время, массовая культура вселяла в наиболее восприимчивую аудиторию – подростков – желание проявить себя, бросить вызов устоявшимся общественным нормам. Это и привело к распространению стрит-арта в целом и граффити в частности стало для многих любимым хобби.

Со временем уличное творчество стало привлекать не только бунтующих подростков, всё чаще на этот вид искусства обращают внимание и более опытные художники, никаких правил, нет необходимости искать спонсора и выставочный зал люди увидят ваше творение при дороге с работы или просто во время прогулки, а сам процесс сопряжен с некоторой опасностью столкновения с полицией – идеальные условия для творческой личности. Иногда случается и так, то выходцы с улиц, начинавшие раскраской стен, добиваются успеха в мире более «возвышенного» искусства.[1,с.12]

Глава 1. История возникновения граффити

Для тех, кто считает, что граффити — это исключительно проявление вандализма, следует отметить факт древности подобного явления. Постепенно примитивные пиктограммы совершенствовались, приобретали определенное значение и нашли отражение в эпоху Античности.

Искусство граффити можно встретить в древнегреческом городе Эфесе, который находится на территории современной Турции, а древним римлянам и вовсе было свойственно украшать надписями не только стены, но и статуи, данный способ фиксации и передачи информации был вполне обычным для Древней Руси.

В Новгороде, Киеве и других городах сохранились сотни настенных изображений и надписей, считающихся теперь полноценными историческими памятниками. Подобные явления говорят современному миру о процессе развития письменности.

На стенах египетских пирамид также можно найти выцарапанные имена французских солдат, пребывавших на этой территории. Сегодня все перечисленные исторические свидетельства можно обозначить как «граффити». Все эти надписи были выцарапаны на стенах храмов, на статуях и камнях, сегодня подобные вещи находят проявление при помощи краски.

В наши дни граффити — это искусство улиц, это картины, нарисованные на стенах, среди которых можно найти по-настоящему прекрасные.

Граффити как искусство

Познакомиться с этим видом современного визуального искусства можно практически в любом городе. Разрисованные стены домов, ограждений, сараев помогут вам в этом. И если сразу категорически не отвергать такой способ самовыражения молодых людей, а внимательно приглядеться к рисункам, то можно убедиться, что все выглядит очень даже красиво. От древности к современности. Современное граффити получило распространение во многих странах мира как органичная часть городской культуры, самостоятельный жанр современного искусства со своими стилями, направлениями и райтерами — гениями, создающими настоящие шедевры. Если отталкиваться от значения слова «граффити», произошедшего от итальянского слова graffito (нацарапанный), то буквально оно означает «древние надписи и рисунки, нацарапанные на поверхностях стен, сосудов» и т. д.
Современный толковый словарь даёт два объяснения слову граффити. С одной стороны, это надписи, рисунки, и знаки, процарапанные или нанесённые краской на стены, символического, магического, религиозного, политического или бытового характера. С другой стороны, это направление в авангардном искусстве последней четверти XX века, характерной особенностью которого является ориентация на самодеятельные уличные росписи молодёжных групп, яркость, эмоциональность, стремление выйти за рамки общепринятых понятий, профессиональную основу. Однако на протяжении всей истории развития современного граффити со стороны Управления метрополитеном и администраций городов различными способами с большим или меньшим успехом проводились акции по его ликвидации. Поэтому уличное по своей природе искусство граффити искало новые пути и способы выражения.[4]

Новым витком усиления интереса американской и европейской публики к граффити стало использование граффити в рекламных компаниях, создание студий граффити, предоставление граффити-художникам галерей, включение граффити в хип-хоп культуру, создание видеоклипов с использованием граффити, документального фильма «Войны стилей», снятого Национальным телевидением США, демонстрация граффити в Европе в рамках музыкального хип-хоп тура 1983 года и, наконец, создание компьютерных игр с включением граффити и его виртуализации.

1.2. Граффити как вандализм

Как вы думаете, сколько на свете существует средств и способов самовыражения? В эпоху технологического прогресса их просто не счесть. Возможности человека стали практически безграничны. Однако, несмотря на это, люди не перестали рисовать на стенах. Только вот далеко не все воспринимают разрисованные стены, как способ самовыражения. Для них это скорее хулиганство, чем творчество. Многие называют это вандализмом.

В России на сегодняшний день преобладает негативное отношение общества к этому направлению молодежной субкультуры, что легко объясняется обилием некачественных, неприличных рисунков и нецензурных надписей на улицах наших городов, среди которых редкие шедевры зачастую остаются незамеченными. Кроме того, тем же способом продвижения своих идей в массы часто пользуются не самые благонадежные и миролюбивые молодежные организации. Еще большее неприятие общества рейтеры вызывают из-за прямых ассоциаций своего творчества с откровенным вандализмом – уродованием памятников архитектуры, оскорблением национальных и культурных ценностей. Однако на самом деле вандалы не имеют прямого отношения к искусству граффити.

Вандализм - одна из форм разрушительного поведения человека. Большая советская энциклопедия определяет вандализм как «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей».

Цель вандалов - обезображивание улиц нашего города. Места их действия - от тихого ухоженного дворика до безупречно чистых стен домов и проспектов. Копируя «тэги»» из игры, они тем самым унижают, прежде всего, себя, неумением фантазировать. Вандалы разрушают, а граффитисты создают.

Но в более широком смысле вандализм означает вредительство, асоциальное поведение. Ну, например, выбросил кто-нибудь мусор в парке, потоптался по газону, разгромил магазин – все это акт вандализма, девиантное поведение. Занимаются этим в основном подростки. Вот только граффити тут причем? Некоторые считают, что граффити – это своеобразная форма девиантного поведения, очень распространенная среди подростков и молодежи. С этим можно поспорить.

1.3.Возникновение и развитие граффити в России

Зарождение отечественного граффити движения произошло в 1980-х годах в СССР. Первыми отечественными граффитчиками считаются Крыс (Крис) из Латвии и Баскет из Москвы. С 1980-х годов и до середины 1990-х граффити в России носит эпизодический характер, только к концу 1990-х приобретает массовый характер. Это связано с доступом к информации, которая стала поступать лавинообразно с популяризацией интернета, а также с использованием граффити в шоу-рынке и коммерческих целях (реклама на ТВ и в журналах). Первый граффити-магазин России в Твери, открытый в 1992 году.

На стыке веков граффити получает все большую популярность в среде молодежи, появляется доступ к профессиональной краске, специализированным изданиям и видео. Начинают проводиться первые граффити-фестивали и акции.

В 2006 году в Санкт-Петербурге с целью показать реальный уровень российского уличного искусства проходил международный фестиваль граффити. До 2006 года фестиваль проводился в Беларуси (2003—2005 в Гомеле и Минске), в них принимали активное участие и российские райтеры.

В крупных городах России и Украины проводится ежегодный фестиваль SNICKERS® URБANиЯ, в рамках которого проходит конкурс-граффити.

В Чебоксарах c 2001 года проводится ежегодный граффити-фестиваль в рамках международного хип-хоп фестиваля «Кофемолка».[10]

В Сибирском регионе силами местных энтузиастов проводится локальный фестиваль Paint Methods, с периодичностью несколько раз в год (самый частый фестиваль в России).

В Екатеринбурге ежегодно в первые выходные июля проводится международный фестиваль стрит-арта «Стенография».

Глава 2. «Кодекс чести» граффиста

2.1. Цель граффиста

Цель граффиста, может быть, желание оставить о себе память, выделиться среди остальных, донести до общества какую-нибудь мысль. То, что заставляло людей рисовать во все времена, то же заставляет и сегодня. Меняются лишь техника, инструменты, цвета.

Кодекс граффистов:

1.Никогда не рисуй на жилых домах, зданиях, представляющих какую-либо культурную ценность, школах, детских садах, больницах и т.п.

2.Никогда не рисуй на памятниках, мемориальных плитах, надгробиях.

3.Никогда не рисуй на работах других райтеров, это позорно и бесчестно, этим ты сделаешь хуже только себе.

4.Граффити существует для того, чтобы сделать серый и унылый городской мир ярче и красивее.

2.2.Стили граффити

Throw-up. Это самый простенький стиль, выполнен в двух цветах. Одним цветом выполняется контур, другим заливка. Чаще всего выполнен в черном и белом, черном и серебристом цветах, возможны и другие разнообразные варианты, главное чтобы цвета были контрастными и сочетались друг с другом. С этого стиля обычно все начинают, часто используется при бомблении, так как прост в исполнении. [3,с.10]
Blockbusters. Также простой стиль, отличается большими, широкими буквами. Рисуется иногда даже одним цветом. Blockbusters, в отличие от зародившегося в Нью-йорке стиля Throw up, появились в Лос-Анджелесе, где их использовали для обозначения своей территории уличные группировки. Хорошо годится для того, чтобы громко заявить о себе Bubles. В переводе с английского слово означает «пузырь». Рисуется несколькими цветами. Более сложен в исполнении, чем предыдущие два. Также часто используется в бомбинге. Более характерен для старой школы, ныне не моден. 
Wild Style. В пееводе с англ. – «Дикий стиль». Это динамичный стиль, трудный для прочтения. Рисуется 3-4 и более цветами, с множеством различных фишек и наворотов, с наложением и переплетением букв. Труден в исполнении, этим стилем рисуют уже опытные writer'ы. Обычно им рисуют в спокойном месте, и работают над таким куском долго. Требует серьезной подготовки, на скетче нужно учесть все тонкости. В отличие от предыдущих стилей в Wild'е можно создать настоящие шедевры. 
Computer Roc Style - придумал Case 2 из Нью-Йорка. Стиль "перелома". Предполагает разделение букв на отдельные фрагменты, наклоненных в разные стороны Messiah Style - был изобретён нью-йоркцем Vulcan, работы которого характеризируются очень своеобразной цветовой гаммой. 
Камуфляжный стиль - придумал Spyder 7. Стиль, который черпает силу в цвете и в судорожной игре "loop"(петля), то есть мест соединения букв. Для того чтобы изображение было труднее скопировать, "петли" выводятся в нескольких местах букв, следуя за предыдущими. Это стремительный и эмоциональный стиль. 3D style, или FX, или DAIM style. Стиль, характерный только для новой школы. Придуман writer'ом DAIM'ом, который сейчас рисует в одной из самых известных команд – FX Cru. Очень трудный стиль, для того, чтобы рисовать в нем, необходим талант. Выполнен в абсолютном объеме, с использованием светотени. Его встретить можно крайне редко, такие работы выполняются обычно на конкурсах или под заказ, так как необходимо огромное количество времени и краски, спокойная обстановка и хорошая стена. Такие работы являются настоящими шедеврами. 
Character style. Это рисунки, похожие на карикатуры и комиксы. Иногда используется характерная для комиксов рамка речи. Этим стилем владеют не все графферы, так как он требует наличие определенных навыков и таланта. Так называемый 
Freestyle. «Свободный стиль». Не знаю, можно ли выделить это в отдельный стиль, так как он сочетает в себе другие стили. Рисуется без скетча то, что приходит в голову. Как правило, это должна быть свежая и неординарная идея. Чаще всего из этого ничего не выходит.

2.3.Школы граффити

В связи с популяризацией граффити и обретением мировой популярности, многие хотят приобщиться к данной субкультуре. Во многих странах, в том числе и России, появляются граффити школы.

Так, например, в городе Москве действуют такие школы как «Sabotage», «IMPRES» и др.

Sabotage - первая профессиональная школа обучающая рисунку в стиле граффити. Обучение ведется известными граффити художниками по специально разработанной методике.

Основное направление школы - обучение тонкостям рисунка и популяризация легального граффити. В рамках программы обучения студия Sabotage реализует социальную программу “Чистый город”. Главная цель программы: разъяснение исторической и культурной ценности памятников архитектуры и пропаганда борьбы с вандализмом.

В основу обучения положены опыт студии, авторитет граффитчиков, а также новые идеи в граффити. По итогу обучения ученики студии могут составлять интересные качественные рисунки, у них разрабатывается техника рисунка на стене и свой уникальный стиль.

Обучение в школе граффити состоит из 2 частей:

1)Лекции: занятия проходят в аудитории. На занятиях изучаются такие дисциплины как академический рисунок, композиция, теория цвета, техники наброска и карандашного рисунка.

2)Практика: занятия проходят на улице в форме практики. Совершенствуется техника рисунка баллоном, правильный перенос эскиза на поверхность.

Школа граффити IMPRES - это место, где молодежь от 10 до 25 лет может встречаться и заниматься творчеством, связанным с хип-хопом (граффити, живопись, графика, дизайн), обсуждать совместные проекты, обмениваться опытом и посещать мастер-классы от известных в молодежной среде активистов хип-хоп культуры (художников, танцоров, музыкантов, поэтов).

Основной акцент в деятельности артстудии делается на развитие навыков в рисовании и на создание устойчивого сообщества молодежи, объединенных общими интересами. Как известно такое сообщество уже спонтанно существует – это неформальные объединения граффити-художников, брейк - и хип-хоп танцоров, эмси, диджеев и промоутеров. Как правило, это молодежь с активной жизненной позицией. Она способна организовывать крупные всероссийские и международные фестивали, организовывать встречи и вечеринки, выпускать собственные СМИ, достойно представлять Россию на международных чемпионатах и соревнованиях. С каждым годом аудитория, которая интересуется этими событиями растет, усиливается и интерес СМИ.

Помимо этого граффити школы существуют во многих городах России, таких как Красноярск, Благовещенск, Краснодар, Пермь и др.

2.4. Граффити села Октябрьское

В нашем родном селе так же можно встретить этот вид уличного искусства, к сожалению, он не на таком высоком уровне, как хотелось бы, но зачатки граффити имеются.

В начале своей работы мы задались целью найти способы, как сделать так, чтобы граффити украшало наше село, а не уродовало его. Решение проблемы мы видим в следующем: Нужно перевести граффити из неформальной, в доступную, легальную область. Для этого необходимо создавать творческие мастерские, где будут обучать азам, и главное этике уличной живописи. Тем более, что ребята, как показал мой опрос, с удовольствием учились бы в таких мастерских и школах. Скорее всего, такие мастерские нужно создавать на базе художественных школ. Нужно создавать моду на легальное граффити. Этому может способствовать широкое освещение в СМИ проводимых конкурсов и фестивалей граффити. Про особенно талантливых художников нужно снимать передачи, писать статьи , чтобы начинающие райтеры знали на кого можно ровняться, стремились достичь успеха и профессионального мастерства. Специальных зон для рисования должно быть много в разных районах . Возможно, это будут заборы, гаражи, опоры мостов и другие подобные объекты .

Мы тоже увлекаемся разработкой рисунка в стиле граффити, некоторые из них представлены на слайде. У нас в селе много заброшенных зданий, нам пришла идея, создать «виртуальную» стену, устранить её недостатки, посмотреть, как это бы выглядело, если это было на самом деле (представлено в двух вариантах).

Шаг первый - проработка идеи. Для начала определимся с направлением. Теггинг – это слишком просто, но возможно я буду использовать его как часть своей работы. Бомбинг – мне не подходит, так как у меня нет задачи нарисовать быстро и просто, мне нужен красивый рисунок. Скрэтчинг – также не подходит, так как я буду рисовать на стене, а не стекле. Из всех направлений для моего замысла подходит - концепт-рисунок.

Шаг второй–изучение работ профессиональных райтеров. Это шаг просто необходим - любому ремеслу нужно учится у мастеров, к тому же это помогает понять какой стиль мне наиболее близок. Во время написания данной работы я изучила огромное количество примеров граффити, в различных направлениях и стилях. Многое из того что мне понравилось, в данный момент не достижимо для меня по уровню мастерства. Нужно реально оценивать свои силы, работа не должна быть слишком сложной. В то же время мне хочется, чтобы она была яркой, красивой. Я попробую смешать в ней разные стили. Получается, что наиболее подходящим для меня будет – с элементами и стиля 3D. Character , камуфляжный стиль. Творчество довольно сложное, поэтому занимаются им только очень талантливые личности.

Шаг третий – эскиз. Начинаю работу с разработки эскиза будущего рисунка. Профессионалы называют его скетч. Я сделала множество набросков в альбоме, прежде чем нашла то решение, которое мне понравилось. Потом я стала пробовать различные цветовые решения. Всё это я делала обычными цветными карандашами в альбоме. Именно с этого советуют начинать рисунок и профессиональные райтеры – прежде чем рисовать на стене, научись рисовать на бумаге. Мне кажется, что, если бы таким путем шли все начинающие райтеры – на стенах города были только красивые работы.

Шаг четвертый – подготовка материалов, цветовая гамма.

Шаг пятый. Выполнение рисунка на стене.

Глава 3. Анкетирование

Мы провели опрос в котором приняло участие 153 человека, мнение разделилось:

86% участников считают граффити - искусством

9% ------------------------------------------- вандализмом

5% не знают

Источник опроса: "Подслушано в Октябрьском"

Отсюда можно сделать вывод, что граффити молодёжь считает искусством.

Я решила больше узнать о новом направлении среди молодёжи. Провела дополнительные исследования по типу пяти лучших топов граффити - в группе Wk. Они представлены ниже.

Топ 5 лучших групп граффити в Wk:

Группы в контакте

2) Граффити ВООК

3) Граффити СОЮЗ

4 ) Граффити |в контакте

5) Любимые граффити

III. Заключение

В процессе проведения данной исследовательской работы мы обнаружили, что у обучающихся школы, сложилось положительное отношение к граффити, но помимо этого существует процент тех людей, которые относятся к ним с неприязнью или равнодушно. Большинство опрошенных думают, что граффити – это, прежде всего, искусство.

Противники граффити считают его помехой или актом вандализма, которое требует значительных средств на восстановление испорченного имущества. Защитники воспринимают граффити как способ преобразования общественного пространства или как открытую демонстрацию произведений искусства.

Граффити действительно является искусством ХXI-го века с уже сформировавшимися стилями написания различных произведений, достойных чести и похвалы. Это искусство постоянно развивается, и в будущем я думаю, нас ждет что-нибудь еще более ошеломительное. Ведь уже сейчас проходят выставки работ выдающихся райтеров. Эта культура будет развиваться дальше, ведь данное направление можно использовать как волонтёрское движение, помощь ветеранам ВОВ (с согласия самих ветеранов): украсить забор или подъезд к 9мая. Создать ощущение праздника улице, где есть старые, заброшенные здания.

Граффити нельзя назвать вандализмом, так как вандализм - это причинение вреда или ущерба, а когда ты преобразовываешь и делаешь лучше, то это уже творение. Тех, кто талантливо и искусно управляется с аэрозольными баллончиками, я думаю, ждет светлое будущее, если они, конечно, будут создавать и вправду шедевры.

Граффити является способом передачи информации или настроя, убеждений рисующего, и создаются они лишь тогда, когда им есть что сказать окружающим.

Я считаю нашу цель достигнутой. Однако во время работы мы пришли к обоюдному мнению, что тема: «Граффити – уличное искусство или вандализм? » может быть очень обширной. В нашей работе граффити исследуется в очень узком направлении, но эту тему можно развить, если обратить внимание на описание граффити в литературе или других источниках. Таким образом я прихожу к выводу, что тема моего проекта может быть развита в дальнейших исследованиях .

IV. Список литературы:

1. Розенталь М.М. Юдина П.Ф. Группа авторов Философский словарь. Под редакцией. - М: ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1963.

2. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка .. — М.: Гос.ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. издательство иностр. и нац. слов.1935-1940. (4 т.)

3.Виноградов В.В. История слов. - М: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 1999.

Электронные ресурсы

1.Балонова. М.Г. Искусство и его роль в жизни общества. [Электронный ресур] / Грамота.ру. 2014 г. - http://www.gramota.ru/slovari/info/bts/.

2.БОНДАРЕВА Юлия Новости [Электронный ресурc] / Комсомольская правда. 2014 г.- http://samara.kp.ru/online/news/1275850.

4.Зализняка А. А. Рождественской Т. В. Библиотека литературы Древней Руси. Берестяные грамоты. [Электронный ресурc] / Библиотекарь.ру. 2014 г. http://bibliotekar.ru/nauka/45-5.htm.

V. Приложения

Граффити

с. Октябрьское

Приложение 1. Вандализм

Приложение 2. Искусство

ул. Октябрьская ул. Советская

г. Челябинск Трубопрокатный завод

Северо-запад

Приложение 3. с.Октябрьское. Школа. Монтаж стены

Анкетирование

Проведя исследование среди молодежи Октябрьского района в интернете, в группе «Подслушано в Октябрьском». В опросе участвовало 153 человека. Из них:

86%участников считают граффити - искусством;

9%вандализмом;

5%вообще не знают что это.

Отсюда можно сделать вывод, что о граффити молодёжь считает искусством.

Граффити в контакте

Просмотров работы: 7839