ВВЕДЕНИЕ
Интернет… Что скрываетв себе это слово? С первого взгляда, доступно только для профессионалов и труднодостижимое для остальных. Но это только на первый взгляд.
Не так давно Интернет был роскошью, далеко не каждый пользователь компьютера имел возможность позволить себе это удовольствие. На сегодняшний день он стал доступен буквально каждому. С его поддержкой всякий раз можно найти нужную информацию, сделать в любое время видеозвонок, оплатить всевозможные услуги. Благодаря Интернету появились практически безграничные возможности во всех областях жизни. Интернет в нашей жизни играет серьезную роль. Но его однозначно нельзя назвать добром или злом.
Современные дети зачастую приобретают навыки работы с компьютером еще до того, как идут в школу. Начинают ребята с освоения игр, и как только они осваивают чтение и письмо, ничего не может их остановить в стремлении создать свой аккаунт в любой социальной сети. Зачастую поддержка родителей для этого исторического действия не потребуется. И получив такой заветный доступ к личному профилю в социальной сети, ребёнок получает новые возможности, но вопрос в том, как эти способности для него могут быть полезны.
Актуальностьтемы собственно в том, что она поднимает серьёзную проблему: прогрессивное подрастающее поколение проводит больше времени в социальных сетях. Для современных школьников социальная сеть стала одним из видов самовыражения. Их общение сводится к конкретному кругу людей. Для психики современного школьника излишний интерес может плохо отразиться на его развитии. Ребенок перестает контактировать со сверстниками и уходит в себя. При наличии у ребенка трудностей в общении, комплекс формируется с большей силой. И как результат этого возникают трудности в адаптации к настоящей жизни.
Цель:проследить влияние социальных сетей на формирование ценностейу современных школьников.
Задачи:
1. Исследовать историю возникновения социальных сетей, их виды и особенности работы в них.
2. Выявить воздействие социальных сетей на современных школьников.
3. Провести анкетирование указанной возрастной категории.
Объект исследования:характерные черты применения социальных сетей современными школьниками.
Предмет исследования:воздействие социальных сетей на развитие системы ценностей современных школьников.
В ходе работы предполагается проверить следующую гипотезу:
современные школьники много времени тратят на социальные сети, предпочитая их учёбе, прогулкам на улице, общению с друзьями, занятиям в секциях.
Методы:
изучение литературы по данному вопросу,
работа с источниками Интернета и электронными ресурсами,
социальный опрос, анкетирование,
эксперимент.
При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях Российской Федерации, а также интернет ресурсы.
Новизна работы состоит в том, что исследование по теме на данной территории не проводилось.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Из истории появления социальных сетей.
С появлением таких социальных сетей как Фейсбук, «ВКонтакте» и Твиттер, мы смогли общаться друг с другом, находясь даже на разных континентах, слушать музыку, читать книги, разглядывать фотографии и прочее. Социальные сети очень облегчили нам жизнь и тесно привязали к себе.
Не все знают, что само понятие «социальная сеть» появилась в 1954 г. Ввел его социолог Джеймс Барнс. И на тот момент это не имело ничего общего с интернетом как таковым. Считалось, что социальная сеть — это группа людей, между которыми есть определенные взаимоотношения, двусторонние или односторонние связи.
И только с появлением интернета (1969 г.) это понятие начало набирать популярность. Это привело к развитию социальных сетей в мировой паутине.
Первая социальная сеть с использованием компьютерной техники появилась в 1971 г. Она использовалась военными для передачи информации в своей сети.
Спустя 17 лет, в 1988 г., финский ученый Ярко Ойкаринен изобрел протокол «ИРК» интернет-чат — и программное обеспечение для него. После этого появилась возможность общаться друг с другом в реальном времени. Но наивысшую точку популярности социальные сети получили в 1995 г.
Американец Рэнди Конрадс создал Одноклассники ком. — первую социальную сеть в современном понимании. Пользователи, которые в ней зарегистрировались, получали доступ к каталогу выпускников различных учебных заведений. Любой желающий может найти одноклассников или однокурсников. Стоит отметить, что Одноклассники.ком сразу оказалась очень востребованной. Её популярность не проходит и сегодня — социальной сетью пользуются более 50 млн. человек. Интересно, что «Одноклассники» являются русским аналогом Одноклассники ком.
Виды социальных сетей.
Помимо социальных сетей, которые используются большинством пользователей целью налаживания личных и деловых контактов, есть еще несколько типов похожих ресурсов социальной направленности.
Социальные каталоги – сайты, предназначенные для пользования базами данных научных статей и цитат. Позволяют «делиться» своими находками с другими пользователями, и ориентированы главным образом на использование в образовательной и академической сфере.
Социальные закладки – сайты, с поддержкой которых можно составить перечень закладок или же известных ресурсов, и дать в распоряжение других пользователей, объединяя, этим образом, пользователей с подобными интересами.
Социальные библиотеки – специальные приложения, которые дают возможность пользователям представлять ссылки на личные библиотеки, коллекции аудио – иле же видеозаписей и т.д. В библиотеках есть вероятность оставлять советы, оценивать ссылки.
Социальные сети веб – мастеров – узкоспециализированные социальные сети, которые применяются для распространения полезных материалов и ссылок.
Игровые социальные сети – игры, изображающие всевозможные миры, предназначенные для огромного числа пользователей. Имеют все традиционные свойства онлайн – игр (подсчет очков, прохождение уровней и т.д.), при этом дают возможность общаться реальным игрокам. Одна из наиболее популярных игр – это «Мир Танков».
Многоязычные сети – сервис для общения людей, говорящих на языках мира. Для общения применяются всевозможные программы, которые позволяют переводить тексты, предложения и фразы в режиме реального времени.
Профессиональные социальные сети – объединения людей по профессиональному принципу для общения на специальные темы, обмена навыком и предоставления профессиональной информации.
Гендерные и возрастные сети – ресурсы, разработанные для общения пользователей определенного возраста или же пола.
Популярные социальные сети в России.
«Фейсбук».
Социальная сеть разработана 4 февраля 2004 г. Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете. Изначально она была доступна только для студентов Гарварда. Начиная с сентября 2006 г., «Фуйсбук» стал доступен для всех пользователей интернета, возрастом от 16 лет. Сегодня он входит в пятерку наиболее посещаемых сайтов мира. Неудивительно, что месячная аудитория сети составляет 1,968 млрд. человек.
«ВКонтакте».
10 октября 2006 года в России появляется «ВКонтакте». Ее создателем является - Павел Дуров. Основная его аудитория — русскоязычные пользователи. Изначально сайт был рассчитан на студентов и выпускников российских вузов, но через время, о нём заговорили, как о «современном, быстром и эстетическом способе общения в сети». Согласно статистике за декабрь 2017 г., «ВКонтакте» занимает 11-е место в рейтинге самых популярных сайтов в мире. Сегодня в ней зарегистрировано более 410 млн. пользователей. С его помощью пользователи отправляют друг другу сообщения, создают собственные страницы и сообщества, обмениваться изображениями, аудио- и видеозаписями, играть в игры. Регистрация доступна для всех, достаточно указать мобильный номер телефона и на ваш телефон придет логин и пароль для входа.
«Твиттер».
История «Твиттер» началась в марте 2006 г. с первого сообщения владельца системы Джека Дорси. Изначально сервис использовался для личного общения сотрудников в одной компании. 15 июля 2006 г. «Твиттер» стал доступен для обмена сообщениями: отправленные в программе твиты сразу можно увидеть на своей странице, после этого они мгновенно приходят к подписчикам. Сегодня «Твиттер» очень популярен среди пользователей интернета. В рейтинге он занимает 12-место и насчитывает более 300 млн. подписчиков.
«Одноклассники».
В этой социальной сети регистрируются люди, окончившие школу или университет. "Одноклассники" – являются для них возможностью пообщаться со своими бывшими одноклассниками или однокурсниками, с которыми, возможно, они долго не виделись. Проект запущен 4 марта 2006 года, его создателем является российский веб - разработчик Альберт Попков. В настоящее время в них зарегистрировано более 290 млн. пользователей.
«Инстаграм».
Бесплатное приложение для обмена фотографиями и видеозаписями - «Инстаграм» появилось 6 октября 2010 г. «Инстаграм» позволял пользователям связываться в различных местах, планировать встречи с друзьями и публиковать фотографии. Проанализировав статистику, создатели Кевин Систром и Майк Кригер поняли, что люди не общаются, а лишь делятся фотографиями. Поэтомуони решают избавиться от всех функций, оставив только выкладку фото.Сегодня приложение занимает 17-е место в списке и имеет более 200 млн. активных подписчиков.
«Мой мир».
Проект Маил.ру. Объединяет главную страницу сайта и тематические проекты «Авто Маил.ру», «Кино Маил.ру», «Дети Маил.ру», «Здоровье Маил.ру», «Леди Маил.ру» и другие. При регистрации почты на этом сайте вам мгновенно предлагается сформировать собственную страницу в «Моем мире».
Рейтинг социальных сетей представлен в приложении 5.
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Воздействие социальных сетей на современных школьников.
Вплоть до достижения совершеннолетия ответственность за действия ребят возлагается на их родителей или законных представителей, но проблема в том, что взрослые иногда не имеют навыка виртуальной жизни и не могут держать под контролем данную сторону развития их ребенка. Установление паролей и контроля со стороны родителей, не всегда помогает направить заинтересованность ребенка в необходимом направлении. В некоторых случаях это приводит к обратному результату. Интерес к запрещаемому стимулирует интерес и вынуждает находить дорогу в обход запретов. Тем более что социальные сети, хотя формально и должны выполнять предусмотренные законодательством запреты на распространение запрещенной информации, на деле не всегда могут контролировать поступающую от пользователей информацию. Так как взломы страниц в социальных сетях происходят довольно часто, любая запрещенная информация может оказаться в доступе ребят в любое время.
Подростки очень большое количество время тратят на глупое времяпровождение в социальных сетях. Дети заводят собственную страницу на просторах соц. сетей в среднем в возрасте 10 лет. 30% из них уверены, что родители были бы недовольны, в случае если б выяснили, чем они там занимаются. Мягко говоря, статистика неутешительная. Такое проведение досуга отрицательно воздействует на наше самочувствие. Докторам нередко задают вопросы: «Как побороть утомление и сохранить хорошее самочувствие в течение всего дня?». Отвечая на эти вопросы, медики в один голос говорят: «Не стоит проводить за компьютером, а именно в социальных сетях очень большое количество времени».
2.2. Положительное влияние социальных сетей на современных школьников.
Социальные сети дают нам широкие возможности: в сетях мы можем посмотреть любой интересующий нас фильм, прослушать музыку, почитать книги, стихи и многое другое.
Упрощается общение. Огромное расстояние между нами теперь не помеха для нашего общения. Достаточно иметь компьютер.
В учебе социальные сети оказывают нам не малую помощь. Во-первых, мы можем обмениваться конспектами, рефератами и презентациями с одноклассниками. Во-вторых, можно вступить в группы по интересам. С возможностью самовыражения, познакомить всех со своими талантами, увлечениями, достижениями.
Влияние социальных сетей на человека сегодня переоценить невозможно – сети дают подростку все то, что ему необходимо в этом возрасте: использовать огромное количество информации, развивать своё мышление, самовыражение, создание своего образа, нахождение интересов, а главное – самостоятельность!
2.3. Негативное влияние социальных сетей на современных подростков.
Проблема большинства современных детей школьного возраста состоит в том, что они воспринимают социальные сети, как настоящую жизнь, они вливаются в неё и им тяжело вернуться в реальность, да и не очень-то хочется это делать, ведь в виртуальном пространстве их все устраивает.
Известные психологи утверждают, что социальные сети и интернет негативно влияют на память детей, замечено, что с каждым годом школьники становятся все рассеяннее, им все труднее сосредоточить на чем-либо свое внимание. Дело в том, что дети все чаще полагаются на память других. Дети не видят смысла в том, чтобы запоминать ту или иную важную информацию, потому что они всегда могут найти её в интернете, который обычно практически все время под рукой. Так зачем напрягать себя?
Дети, которые чересчур много времени проводят в глобальной сети, становятся менее чувствительными к реальному миру.
Социальные сети лишают людей чувств. Общаясь с человеком при помощи смайликов и печатных букв, достаточно сложно искренне сопереживать собеседнику или наоборот радоваться за него, потому что человека не видно за монитором. Ребёнок может стать более холодным по отношению к другим.
И это дает повод смело сделать вывод, что виртуальные сети оказывают негативное влияние на воспитание современных школьников. Безусловно, выучить и узнать значения плохих слов дети могут и в реальной жизни, и, вероятно, это не самая большая беда. Но свободное использование ненормативной лексики в статьях, комментариях и объявлениях пользователями социальных сетей могут сформировать у ребенка подсознательное убеждение, что подобный стиль общения социально приемлем.
Кроме того, социальные сети не является безопасными, особенно для детей, ведь они откровенно доверяют тому, что там пишут. Это может сыграть злую шутку. К сожалению, под видом ровесников очень часто с ребятами начинают общаться не те личности, которых бы одобрили родители, что приводит к негативным последствиям. А родители могут этого даже не узнать.
Кроме того, есть та информация, которую детям знать ещё совсем рано, а в интернете отгородить от неё ребёнка крайне затруднительно.
ГЛАВА 3. АНКЕТИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
3.1. Анкета и организация анкетирования.
В изучении данного вопроса нам согласились помочь 54 школьника, параллели 4-х классов МБОУ СОШ 279 и их родители.
Ответы ребят и их родителей принесли много полезной информации в мое исследование: подтвердили актуальность темы, я смог увидеть реальную ситуацию в опрошенной группе, а также помогли определить правила безопасности работы в социальных сетях.
3.2. Результаты анкетирования.
Согласно итогам анкетирования:
73% ребят которые участвовали в анкетировании зарегистрированы хотя быв одной социальной сети, из того же количества одна треть так же зарегистрированы в 2х и более сетях;
наиболее популярной у современных школьников является социальная сеть «ВКонтакте», ее указали 44%;
ребят, которым помогали родители в регистрации, оказалось 37%;
многие ребята, на своих страницах указывают правдивую информацию о себе, подробно и в деталях (80% указывают свои настоящие имя и дату рождения, 70% размещают свою фотографию, 68% указывают свой адрес и школу где они учатся, 32% подробно делятся своими увлечениями);
20% ребят не страшась, добавляют к себе в друзья незнакомых им людей;
у 16% исходя из ответов анкеты, возникает риск интернет – зависимости, а, следовательно, и причинение вреда здоровью (страдает осанка и зрение), который появляется при ежедневной работе за компьютером более 1 часа;
Результаты анкетирования, отображены диаграммами, в приложении 1.
3.3. Анализ анкетирования.
Результат анкетирования, можно изложить в правилах безопасного общения школьников в социальных сетях:
1. При регистрации в социальной сети надо вписывать только самую необходимую информации. Нельзя оставлять настоящие: адрес, телефон, и ПАРОЛЬ.
2. Важно уметь применять настройки приватности. Создать ограничения на добавления в друзья, просмотр фотографий, комментарии и т.д.
3. Общаться в сети лучше с помощью личных сообщений. Нельзя другому лицу сообщать свой номер телефона или адрес и ПАРОЛЬ. Зная пароль, кто-то может от Вашего имени в сети, отправлять сообщения, писать на страничках других людей, могут даже покупать что-то в интернете за Ваш счет.
4. Внимательно относится к списку друзей. Не добавляйте в друзья незнакомых людей: чужим фото и именем может воспользоваться кто угодно.
5. Работа за компьютером по возможности не должна превышать 1-го часа в день.
6. Правильно сидетьза компьютером. Спина и шея должны составлять прямую линию. Ноги должны стоять на полу, а расстояние между глазами и монитором должно быть больше 50 см.
3.4. Родительский контроль.
В анкету для родителей я добавил вопросы о том, как они производят контроль за своими детьми в сети Интернет, и есть ликакие-либо правила в их семьях на счет этого.
Родители ответили:
«Не использовать, не писатьмат и глупые слова».
Все что мы пишем в сети, если это не личное сообщение, могут увидеть другие люди: друзья, друзья друзей, это могут оказаться друзья родителей или наши учителя. Написанное нецензурное слово может изменить отношение к тебе.
И этот опыт взрослых дал мне еще одно правило.
7. Общение должно быть культурным, без оскорблений, матерных и грубых слов.
«Общение только с друзьями, которых ты знаешь, не общаться с незнакомцами, сообщать, если тебе предложил дружить незнакомец».
«Посещение социальных сетей, как поощрение».
«Мы должны знать, во что ты играешь».
Конечно, родители хотят, чтобы дети играли в полезные игры, развивающие, или хотя бы не вредные, построенные на жестокости. Есть еще одна сторона вопроса: часто бывает, что изначально бесплатная игра на определенном этапе требует оплаты следующего уровня.
Этот родительский опыт подсказал еще правило:
8. На игру в Интернете надо получить разрешение у родителей.
ГЛАВА 4. ЭКСПЕРЕМЕНТЫ В САМОЙ ПОПУЛЯРНОЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ СЕТИ
После анализа анкет, можно предположить, что среди современных школьников сегодня наиболее популярной социальной сетью считается «ВКонтаке». Поэтому именно в «ВКонтаке» я решил провести свои эксперименты.
4.1. Сколько моих сверстниковдобавит в друзья незнакомого человека?
Мы зарегистрировали две страницы:
Мальчика Никиту Смирнова, 10 лет, выбрали фото мальчика из Интернета, адрес указали г. Североморск, школа № 1. В первый же день регистрации, Никита получил 5 заявок дружить от незнакомых людей.
ЖенщинуЕленуСмирнову, 38 лет, приятное фото, адрес г. Североморск, домохозяйка. В день регистрации Елена получила запрос на дружбу от 7 незнакомых людей.
Затем с этих новых страничек я разослал заявки на добавление в друзья, знакомым мне ребятам моего возраста и взрослым. Елену в друзья добавили 4человека, Никиту добавили в друзья 7 ребят!!!
Вывод:
ребята, не разбираясь, добавляют малознакомых людей в друзья, что еще раз подтверждает актуальность исследования;
в день регистрации поступает довольно большое количество запросов от незнакомых людей, это означает, что на момент регистрации ребенок уже должен знать, как вести себя в сети, чтобы избежать угрозы.
4.2. Какую информацию можно видеть о людях не из списка друзей?
Мы зашли на страничку моей учительницы с аккаунта моей мамы. Мама и учитель не находятся в списке друзей в социальной сети «ВКонтаке». Оказалось, можно увидеть всё, что учитель указала при заполнении собственного профиля.
Вывод:
если не использовать специальную настройку приватности и писать в профиле много личной информации о себе, это видят все в сети, не только друзья.
4.3. Настройка приватности.
Для своей страницы я выбрал следующие настойки: полностью закрытой я не стал ее делать, но ввел ограничение, что я пишу и публикую, видят только мои друзья. Настройки отображает приложение 4.
После этого я проверил, что теперь увидят на моей страницедругие пользователи, которых нет у меня в друзьях.
Посмотреть мой профиль решили со страницы Елены Смирновой, в списке моих друзей ее нет. Она не может видеть всю информацию обо мне, писать на моей стене и оставлять комментарии к фото, а также писать мне личные сообщения.
Затем мама зашла ко мне на страницу, она мой друг. Поэтому, мама смогла увидеть все, писать сообщения, комментировать.
Выводы:
Когда действует настройка приватности, это позволяет избежать ненужного общения, малоприятных комментариев и небезопасного любопытства со стороны незнакомых. И при этом эта настройка не мешает нашему общению с друзьями.
Все, что я сделал в рамках этого исследования, еще раз подтвердило актуальность темы, а также работоспособность правил, которые я определил ранее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О влиянии социальных сетей на личность современных школьников нельзя судить однозначно. Во всем есть добро или зло. Я считаю, что следует понимать, что во всем нужна мера, в том числе и в контакте с социальными сетями и Интернетом.
В ходе проведения анализа анкетирования исследована группы сверстников, а также проведены эксперименты в популярной сети. В результате я получил подтверждение актуальности темы и сделанных в работе выводов.
Трудно сейчас найти школьника, который был бы не зарегистрирован в какой-либо социальной сети. И что самое неприятное, что почти каждый третийзависит от этих самых сетей. Социальные сети отнимают реальное время, за которое ребята могли бы успеть сделать и повидать много чего интересного.
Мои сверстники не представляют уже свою жизнь без социальных сетей. И сами того не замечая, они подменяют реальную жизнь на виртуальную, а пользы, как показало исследование не очень и много.
Но выход есть всегда. В ходе работы у меня получилось сформулировать правила безопасного общения в социальных сетях. С практической точки зрения работа может быть полезна каждому современному школьнику. Зная эти правила и используя их, можно совершенно безопасно общаться в социальных сетях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асманова л.р. Международный журнал экспериментального образования. Выпуск № 6-1 / 2014., грнти: 15-психология;
2. Биккулов, А.С. Интернет как средство массовой коммуникации. СПб., 2003;
3. Браун С. “Мозаика” и “Всемирная паутина” для доступа к Internet: Пер. c англ. - М.: Мир: Малип: СК Пресс, 2009. - 167c.
4. Википедия – [Электронный ресурс] - wikipedia.org/wiki/, доступ свободный // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F6%E8%E0%EB%FC%ED%E0%FF_%F1%E5%F2%FC;
5.Влияние СМИ на социализацию подростков// [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.ckofr.com/pedagogika/320?start=3;
6. Подростки и Интернет |Влияние интернета на подростков// [Электронный ресурс] http:// bizhit.ru›index/internet_i_podrostki/0-342;
7. Фролов А.В., Фролов Г.В. Глобальные сети компьютеров. Практическое введение в Internet, E-mail, FTP, WWW, и HTML, программирование для WindiwsSockets. - Диалог - МИФИ, 2010. - 283 c.
8. Солдатова Г.В.Российские школьники: проблемы и риски Интернет-социализации//Школьная библиотека — № 4—5, — 2012. — С. 71.
9. Социальные сети и подросток// [Электронный ресурс]/Режим доступа http://fraui.ru/podrostkovyiy-period/sotsialnyie-seti-i-podrostok/;
10. Шапранов П. Интернет мешает социализации подростков// [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ctrlc.ru/;
11.Ютюб// [Электронный ресурс]/Режим доступа https: //www.youtube.com/watch?time_continue=26&v=I-0-K_FWXec;
12. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. — 2003. — № 6. — С. 54—58.
Приложение 1. Результаты анкетирования контрольной группы.
Приложение 2. Анкета.
Приложение 3. Буклет с выведенными правилами.
Приложение 4. Настройка приватности.
Приложение 5. Популярные сети в России.