Кем быть, мир профессий...

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Кем быть, мир профессий...

Соловьева С.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 63" города Магнитогорска (МОУ "СОШ № 63" г. Магнитогорска)
Соловьева А.А. 1
1ООО "СИТНО"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Нам, детям, часто в школе учителя, дома родные, задают вопрос: кем ты хочешь стать, когда вырастешь? И что я должна ответить, мне еще 10 лет, откуда я знаю кем я стану, когда вырасту?

Как правильно сделать выбор? В процессе работы над исследовательской работой у меня возникали интересные мысли и строчки.

Выбрать верный путь,

И с пути прямого важно не свернуть…

И вопрос кем стать?

Важен для меня,

Наверно, равно также –

Как для Вас друзья.

Стать учителем – учить,

Стать врачом - больных лечить.

Стюардесса – красота,

Небо, высота, земля…

Альпинисты любят горы.

Водолазы – глубину.

Любит капитан просторы,

Археолог – старину.

А бесстрашный гонщик Ралли

Любит быструю езду.

Астроном найдет на небе

Безымянную звезду.

Летчик устремляет в небо

Огроменный самолет

Знают пассажиры-

Это может только опытный пилот.

Архитектор дом построит,

Инженер построит мост.

Пчеловод подарит людям,

Превосходный, сладкий мед.

Композитор ровной строчкой

Кладет ноты на тетрадь

Режиссер снимает фильмы,

Критик фильмам будет рад.

Как много различных профессий, смысл некоторых мне еще не совсем понятен, например критик, что он делает, в чем заключается смысл его работы? Или гонщик, разве это тоже профессия?

Оказалось, что тема выбора профессии для меня очень интересна и актуальна, и чем больше я узнавала о профессиях, тем интереснее мне становилось и все больше хотелось узнать нового. Возникло море вопросов, и я решила выяснить все, какие профессии популярны, а какие не очень? Много ли в мире профессий? Есть ли те, которые давно забыты?

Но самый главный вопрос был, какая профессия больше всего подходит мне?

В проекте я собрала информацию о различных профессиях из книг и словарей, на сайтах в интернете, провела исследования в классе и спортивной секции, брала интервью дома у родных и близких.

Я узнала в интернете,

Что на нашей на планете,

Тысячи профессий есть,

Сразу всех не перечесть!

В наш современный 21-ый век,

Где развита прекрасно индустрия,

Испанец, итальянец, русский, грек

Работают для общего развития.

Цель проекта: узнать все о мире профессий, попытаться для себя решить какая подходит мне больше всего.

Гипотеза: «Столько профессий, и все хороши: Каждый способен найти для души». Чем больше возможностей мы рассматриваем при выборе профессии, тем правильнее сделаем выбор.

Основными задачами, на решение которых направлен проект, являются:

- дать определение понятия «профессия»;

- познакомиться с различными профессиями и их особенностями;

- проанализировать востребованность профессий на рынке труда;

- обобщить результаты исследования и сделать выводы.

- понять, какой профессией я бы хотела овладеть.

Методы:

1. Подбор и изучение литературных источников по теме;

2. Опрос в форме анкеты;

3. Самоанализ;

4. Анализ полученных данных.

Глава 1. Мир профессий

Что же такое «профессия»?

По словарю С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, профессия – это «основной род занятий, трудовой деятельности».

По словарю Ефремовой Т.Ф., профессия – это «род трудовой деятельности, занятий, требующих специальной подготовки».

Профессия в Энциклопедическом словаре: профессия – (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом),род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки иявляющийся обычно источником существования.

По словарю Ушакова, профессия, ж. (латин. professio). Род, характер трудовой деятельности, служащий источником существования.

Другими словами можно сказать, что профессия – это основной род трудовых занятий человека, требующий специальной подготовки.

Исходя из всех определений, я вывела свое – профессия – это дело, которым ты занимаешься определенное время с большим интересом, познавая и совершенствуя все новое.

Оказывается профессий очень, очень много, можно даже сказать, не перечесть одни устаревают и выходят из обращения, а другие, в связи с тем, что мир не стоит на месте, появляются.

Еще я узнала, что все профессии можно разделить на несколько групп по различным признакам. Например, по виду труда различают профессии умственного и физического труда.

Специалисты умственного труда – это учителя, врачи, инженеры, юристы и т.д. Люди физического труда – это строители, рабочие, водители и др.

В настоящее время происходит постепенное стирание различий между ними в связи с автоматизацией и механизацией производства, широким внедрением компьютерной техники. Некоторые профессии стало даже трудно классифицировать по этим признакам.

По объектам труда различаются специалисты, работающие:

- с людьми (воспитатель, продавец и др.). Главное содержание труда в них сводится к взаимодействию между людьми;

- с техникой (слесарь, водитель, рабочие). Особенность технических объектов этого типа в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам;

- с природными объектами (эколог, биолог, зоотехник). Представителей этой профессии объединяет одно очень важное качество — любовь к природе;

- со знаковыми системами (бухгалтер, экономист, инженер). Представителям необходимы такие качества в работе с ними, как сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.

- с художественными образами (артист, художник), Важнейшие требования, которые предъявляют профессии,— наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление [2, с.3].

1.1 Устаревшие профессии

Давайте вместе вспомним те старинные профессии, которые были очень давно популярны или еще совсем недавно, но сейчас уже неактуальны. Они называются - устаревшие профессии!

Из сайта в интернете я узнала, что в Древнем времена были очень интересные и даже смешные профессии, которые в современном мире не используются. Никто про них не узнал, если бы ни книги: например, в Древнем Риме была профессия – писарь проклятий, смешно даже, но люди верили в это и боялись. А вот в Древней Персии были специалисты по щекотанию пяток. Они щекотали пятки высоким особам, специальными перышками. А вот еще несколько необычных профессий – зажигальщик фонарей, палач, бурлак (есть даже картина «Бурлаки на волге»), извозчик или ямщик, таких очень много профессий, сейчас они ушли далеко - далеко в прошлое [3].

1.2. В мире опасных профессий

Еще есть опасные профессии - без них не обойтись, но плата за них не очень высока и выбирают их самые смелые и отважные люди.

Самыми опасными на сегодняшний день считается профессия – шахтера, лесоруба, высотника, электрика, полицейского, сапера, бурильщика, пожарного, журналиста.

Безусловным лидером в этом списке считается профессия - шахтера. Работа под землей, когда недостает воздуха, замкнутое пространство, тонны породы над головой, а в руках тяжеленный отбойный молоток, чтобы рубить породу. Работа не для слабохарактерных!

Но «горячая десятка» – это далеко не самый полный перечень опасных профессий, также к таким профессиям можно смело отнести артистов цирка, для которых совсем не редки серьезные травмы: дрессировщики, воздушные гимнасты, крутящие сальто на огромной высоте под куполом цирка, без страховки. Еще я нашла такие профессии, как борец с крокодилами, змеелов.

Изучив данный раздел, я поняла, что данные профессии подходят больше для мужественных и отважных парней, но никак не для хрупких девушек [1].

1.3 Редкие профессии

А вы когда-нибудь слышали о таких профессиях как - бариста, титестер, гринкипер, энолог, каскадер, альпинист, мойщик самолетов и таких профессий тоже много. О многих я даже не слышала, и если бы не моя работа – то не скоро бы я о них узнала. А ведь все эти профессии очень нам нужны и важны.

Энолог – человек, который подбирает сорта винограда для посадки, подбирает удобрения и усовершенствует оборудование, с помощью которого производят вина.

Гринкипер – человек, поддерживающий поля для гольфа в порядке.

Титестер – дегустатор чая. А ведь нам кажется, что каждый из нас в этом деле мастер, но это совсем не так.

После изученного мною раздела, я поняла, что для каждого дела существует свой специалист, нужный именно в данной области, хоть и на первый взгляд – кажется, что мы и сами можем справиться!

1.4 Профессии будущего

Изучая следующий раздел, у меня возникло еще больше вопросов? Если уже сегодня появилось так много новых профессий, что же будет через 10-20 лет? Что будет, когда я вырасту, и мне нужно будет сделать свой выбор? На кого мне учиться сегодня, чтобы стать востребованным специалистом в будущем?

Вот что я узнала: английские ученые провели исследования и составили список профессий будущего. Исследователи считают, в ближайшем будущем в мире будут необходимы следующие профессии: производители биомеханических протезов, наномедики, фермеры, которые занимаются генетически модифицированными продуктами, нейрохирурги.

Теперь я задумалась еще больше и поняла, выбирая будущую профессию, мне следует учитывать научно-технический прогресс.

Вероятно, в будущем нам предстоит строить летающие автомобили или бороться с изменениями климата.

1.5 Высокооплачиваемые профессии и наоборот

Из всего многообразия профессий мне захотелось узнать, а какие же профессии больше всего оплачиваются. По рейтингу всемирно известного журнала «Форбс» самыми высокооплачиваемыми профессиями в Америке оказались хирурги и стоматологи.

Но это в Америке, а как у нас? В России самые доходные профессии связаны с бизнесом. На первом месте банкиры и финансисты, финансовые аналитики. Так же много зарабатывают юристы, главные бухгалтера, руководители и управленцы высшего звена.

А вот медицинские работники, учителя в списке самых низкооплачиваемых профессий. Так же в этот список попали инженеры, ученые, фермеры, офицеры армии [4].

К сожалению, я не очень хочу стать финансовым аналитиком, юристом или бухгалтером, это точно не моя стихия, буду искать еще, ведь профессий еще очень много.

Мы с мамой часто разговариваем на тему выбора профессии, она говорит, что очень хотела бы, чтобы я стала врачом, но ведь их тоже много (хирург, стоматолог, терапевт, офтальмолог, невролог и т.д.), мама говорит, что когда поступишь в институт, сама определишься с выбором.

Определиться с профессией нам помогает и школа, в четвертои классе, у нас проходила защита мини проектов «Профессия моих родителей», где каждый рассказывал о том, где и кем работают его родители, было очень интересно и познавательно, уже тогда тема профессии меня заинтриговала. Но окончательно и бесповоротно я решила, что возьму эту тему для своей исследовательской работы, когда мы с классом ходили в «Талантику» - детский город профессий, фотография №1. Там каждый из нас попробовал себя в разных профессиях, я работала, почтальоном, воспитателем в детском саду, флористом, педиатром, хоть и в игровой форме, но я ощутила на себе всю ответственность в каждой из профессии, в которой я побыла.

Фотография 1 – Поход с классом в детский город профессий

Глава 2. Профессии родителей нашего класса

Мною была проведена большая работа, я поработала маленьким журналистом, раздала своим ребятам в классе и девочкам на секции листочки, на которых написаны были вопросы, связанные с профессиями наших мам, что у меня получилось, представила в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1 - Профессии наших мам

Наименование профессии

Количество мам, работающих в данной профессии

Флорист

3

Тренер

2

Медицинская сестра

4

Воспитатель

3

Проводник ЖД

1

Портной (швея)

3

Технолог

3

Ветеринар

1

Охранник

1

Повар

5

Продавец

8

Инженер

7

Риэлтор

4

Итого:

45

Рисунок 1 – Диагностика профессий наших мам

2.1. Результаты исследования

Вмоемопросепринялоучастие45учащихся,исоответственностолькожемам.Япопыталасьразделитьпрофессиинашихмамповидам и объектам труда.Вотчтополучилось: 42мамыиз45 занимаются умственным трудом, а 3-физическим. Это равно 93%и7% соответственно.

Мамы, которые работают с объектом труда человек 27, что составляет(60%). Это воспитатели, продавцы,тренер,риэлтор,медицинская сестра, повар, охранник.

Мамы,длякоторыхобъектомтрудаслужиттехника13человек(18%), инженер, технолог, портной.

Мамы,длякоторыхобъектомтрудаслужитприродныйобъект4человека, (9%) соответственно, флорист, ветеринар.

Мамы,длякоторыхобъектомтрудаслужатзнаковыесистемы 1человек(2%),это оператор ЖД.

Мамы,длякоторыхобъектомтрудаслужатсхудожественныеобразы0человек(0%). Диаграмма исследований представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Диаграмма разделения профессий по объектам труда

2.2.Самоанализ

Врезультатеисследовательскойработы,покаясобираламатериалповыбраннойтеме,раздавалаанкетывшколеиспортивнойсекции, читаларазнуюлитературу,японяла,чтовыборпрофессииделооченьнепросто,ккоторомунужноподойтисовсехсторон,чтобыпотомнекусатьлокти, и востребованнымспециалистом. Ятакжепоняла,что она должна приносить мне радость и удовольствие, быть по душе.

Ведь, смотрите, все сходится: поэтами и писателями становятся люди, которым нравиться читать и писать стихи, рассказы. Кто любит цифры и анализ – банкиры, экономисты, финансисты. Кто любит учить - становятся педагогами и воспитателями. Потом я взяла интервью у ребят в нашем классе, и получилось что, мальчики хотят стать полицейскими, автомеханиками, программистами, а девочки – тренерами, ветеринарами, врачами, художниками. Результаты исследования представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Диагностика результатов наших мечтаний

Но как будет на самом деле - покажет время.

Теперь можно начинать задумываться о своих способностях, прислушиваться к своим внутренним склонностям и интересам.

Я провела самоанализ и попробовала расписать свои интересы, (что я люблю делать больше всего, чем мне нравиться заниматься и что я вообще не люблю делать), что получилось, занесла в таблицу 2.

Таблица 2- Мои интересы

Я люблю

Я не люблю

Посещать секцию художественная гимнастика

Следить за своей младшей сестрой

Рисовать

Не люблю много считать, цифры - это не мое

Люблю выступать в различных конкурсах

-

Делать подарки родным своими руками

-

Смотреть по телевизору научные передачи

-

Танцевать, придумывать себе программу на выступление

-

Русский язык и литературу

Физкультуру

Что же из этого всего вышло? Я творческая натура, потому что очень люблю рисовать, петь, придумывать что – то, так же я очень люблю художественную гимнастику. Отсюда следует вывод: Я могу стать тренером, актрисой, дизайнером.

Я никогда не стану хорошим бухгалтером, экономистом, так как не очень люблю цифры, высчитывать и анализировать полученный результат. Еще я, наверное, не смогу стать воспитателем, так как не люблю возиться с маленькими детками.

Хотя может быть, я ошибаюсь?

Заключение

В ходе исследовательской работы я пришла к выводу, что выбор будущей профессии дело серьезное и достаточно трудное.

Из огромного множества профессий мне нужно будет выбрать именно ту, которая будет устраивать меня во всем, она должна быть актуальной и высокооплачиваемой, а главное полезной и интересной для меня и окружающих.

Кем быть? Этот вопрос и известное стихотворение Маяковского В.В. останется актуальным еще долгое время.

А у меня пока есть маленькая мечта, рисунок 4.

Моя мечта наивна и хрупка

Гимнастикой давно я увлекаюсь,

И занимать хочу я только первые места,

По крайне мере, очень-очень постараюсь!

Хотелось бы гимнастикой знаменитой стать,

И олимпийские «вершины» покорять.

Рисунок 4 – Моя мечта

Я мечтаю стать тренером по художественной гимнастике. Я думаю, что у меня всё получится. А пока я стараюсь учиться на «отлично», и участвовать в различных интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, потому что я еще очень мала, и планы мои в выборе профессии могут поменяться, так как мир меняется с большой скоростью.

В заключении я хотела бы сказать:

Можно много сочинять,

Можно долго выбирать,

Очень трудная задача,

Предстоит нам всем ребята,

Выбрать изо всех - одну,

Важную профессию…

Библиографический список

1. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М.: Издательство «Просвещение», 1984. – 160 с.

2. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Издательство «Просвещение», 1991. – 144 с.

3. Админ. Устаревшие профессии [Электронный ресурс]. URL: http://lubopitnie.ru/ustarevshie-professii (дата обращения: 05.01.2017).

4. Журнал «Форбес» [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/news (дата обращения: 05.01.2017).

Просмотров работы: 601