Смысла движения полны

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Смысла движения полны

Попова  А.А. 1
1Муниципальное дошкольное образоывательное учреждение Детский сад № 50 г Копейск
Старикова Т.М. 1
1Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 50 г. Копейск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Жесты – поэзия рук.

Силой несказанных строк

Делают видимым звук.

Смысла движенья полны,

Нужно понять их уметь.

Введение.

«Мы едем в Доминикану!» - сказала как то прошлым летом мама.

«Там говорят на испанском языке»

« Как я буду общаться, не зная языка?» - спросила я маму.

«Жестами», - ответила она.

Так я впервые обратила внимание на слово «жесты» и мне захотелось узнать о жестах.

Актуальность моего исследования обусловлена огромным значением роли языка жестов в жизни современного человека. Умение распознавать черты характера, вкусы и наклонности, чувства и намерения, состояния психики людей по их жестам, мимике, телесным движениям принадлежит к очень важно составляющей общения. Нередко по жестам мы узнаем больше, чем из речи: он говорит одно, а его жесты и весь рисунок поведения свидетельствуют о другом.

Проблема общения многогранна. Мы передаем информацию друг другу, используя не только слова, но и множество других способов, среди которых – мимика, жесты, позы, одежда, прическа, даже предметы, окружающие нас.

По утверждению австралийского ученого А. Пиза, невербальные сообщения делают речь более выразительной, интересной, точной и содержательной. А. Пиз сделал вывод, что с помощью

- слов передается 7% информации

- звуковых средств 38% информации

- мимики, жестов и поз – 55% информации.

Объект исследования:жесты

Предмет исследования:использование жестов в общении людей

Цель исследования: убедиться, что жесты нужны человеку

Гипотеза:жесты необходимы, чтобы люди лучше понимали друг друга

Задачи:

1.Узнать, что такое жесты?

2.Выяснить, знают ли окружающие о жестах и пользуются ли ими?

3.Выявить значение жестов в жизни людей?

Методы исследования:

Поисковый

Опрос

Анализ

Эмпирический

Обобщение

Основная часть.

Жест - движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь.

Когда-то наши первобытные предки общались с помощью жестов, а не слов, и отлично понимали друг друга! Это отражается в наскальных рисунках.

Некоторые ученые, в частности новозеландский лингвист Макл Карбиллас, убеждены: вначале был жест, потом возникло слово. Прямоходящим наш предок стал потому, что ему было необходимо освободить руки для жестов. Как дополнение к жесту, и появилась речь.

Чарльз Дарвин в начале XX века сделал предположение о врожденных жестах, это в дальнейшем подтвердили американские психологи Экман Пол и Фризен Уоллес.

Жестов так много, что ни один человек не сможет перечислить все. Жесты можно разделить на естественные (спонтанные) и искусственные.

Рис. 1. Примеры естественных жестов.

Рис. 2. Примеры искусственных жестов

Наблюдаяза детьми нашей группы, я увидела и поняла, чего только мы не выражаем руками? Мы просим, запрещаем, зовём, обижаемся, восхищаемся, радуемся, грустим, сочувствуем, угрожаем, пугаемся, выражаем восхищение, просим тишины, желаем ответить, проявляем расположение друг к другу.

Кивком головы мы соглашаемся, отказываем, приветствуем, ласкаем, спрашиваем, почитаем, грозим.

А чего только не выражаем мы с помощью плеч?!! Сомнение, усталость, желание подраться, нежелание общаться, уверенность. Каждое движение говорит на языке, понятном без всякого обучения.

По моим наблюдениям жесты помогают детям общаться, выражать чувства, отвечать на вопросы, играть, оживлять рассказ; по жестам можно узнать в каком мы настроении. Несколько месяцев мы с логопедом Татьяной Михайловной наблюдали, какими жестами пользуются дети в детском саду, фотографировали и составили альбом «Жесты в нашей группе».

Рис. 1 Фотографии из альбома «Жесты в нашей группе»

Опрос детей в группе показал, что все дети пользуются жестами, но большинство - не знают, что такое жесты.

Рис. 2. Результаты опроса «Что такое жесты»

Тогда я стала рассказывать ребятам, что такое жесты. С учителем-логопедом мы придумали несколько игр с жестами («Не скажи, а покажи», «Покажи наоборот…) и играли в эти игры с ребятами в группе, рассматривали альбом с фотографиями «Жесты в нашей группе», вместе определяли, что обозначает каждый жест.

Повторный опрос показал, что все дети пользуются жестами и понимают, что такое жесты.

Психолог детского сада подтвердила мои наблюдения. Жест – знак, который можно прочитать. Люди общаются не только словами, но и жестами, мимикой и положением своего тела. В отличие от слов язык жестов почти не поддаётся контролю. Спрашиваем: «Тебе больно?» и человек отвечает: «Нет». Но по жестам и мимике мы видим, что очень больно.

Вот как можно прочесть некоторые жесты. Указательный палец поднят вверх – попытка, привлечь внимание; постукивание пальцем по столу - признак гнева, раздражения; почесывание затылка - задумался; ладони развернуты к собеседнику – признак доброжелательного отношения.

Сцепленные руки - желание человека скрыть свое отрицательное отношение; руки домиком – жест уверенности; руки, сцепленные за спиной - жест уверенности и превосходства; а жесты обмана: потирание глаз или уха, защита рта рукой, прикосновение к носу, оттягивание воротника.

Ученые выяснили, что когда человек лжёт, он выдает себя жестами обмана. Умышленная ложь повышает кровяное давление, и начинают чесаться нос или ухо, или глаз. Я решила проверить это. К сожалению, заметить жесты обмана у первого участника эксперимента я не смогла, наверное, у меня мало опыта. Но когда сама попыталась обмануть, почувствовала, что у меня зачесался нос и покраснели щеки.

Опросила сотрудников детского сада и родителей: «Пользуетесь ли Вы жестами и для чего?» Большинство пользуются естественными жестами при общении, 2 человека пользуются и искусственными жестами (жесты для управления подъёмником, жесты для управления транспортом).

Рис. 3. Результаты опроса «Пользуетесь ли Вы жестами и для чего?».

С папой мы были в музыкальной школе, я увидела, как дирижёр хорового коллектива жестами управляет всем хором во время пения.

Рис. 4. Наблюдение за жестами дирижера в музыкальной школе

Инспектор ГИБДДрассказала, что разработана специальная система жестов регулировщика.

Рис. 5. Беседа с инспектором ГИБДД

Мой дедушка, участник боевых действий, рассказал о специальных сигналах - жестах, которые подают друг другу военные во время боевых операций.

Рис. Специальные жесты военных

От подполковника морской службы узнала, что семафорная азбука – это жесты рук с флажками. Зародилась и использовалась она в море, чтобы передавать информацию с одного корабля на другой.

Рис. 7. Беседа с подполковником морской службы.

Инструктор подводного плаванияобъяснила мне, что существуют дайв-сигналы – жесты, при помощи которых дайверы разговаривают под водой.

Рис. 8. Примеры жестов дайверов

Без жестов не обойтись и в спорте.Вот жесты арбитра в хоккее: штрафной бросок, замена игроков.

Рис. 9. Примеры жестов спортивных судей

В профессиях, где невозможно или неудобно пользоваться речью, но необходимо быть понятыми разработана и используется общепринятая система жестов.

Еще две тысячи лет назад великий Цицерон учил ораторов правильно жестикулировать. Жесты уточняют и оживляют речь оратора, способствуют её лучшему усвоению слушателями, чем активно пользуются политики.

Наблюдая за выступлением артистов театра в детском саду, конкурсом красоты и телеведущими по телевизору поняла, что для людей этих профессий необходимо специально изучать язык жестов, для усиления выразительности, чтобы вызвать эмоции у зрителей.

Следователь в полиции рассказал, что во время допроса подозреваемого помещают в хорошо освещенном месте и, наблюдая за его жестами и мимикой, определяют, правду он говорит или нет.

Существуют знаки-жесты, которыми пользуются только очень узкие группы людей, например, королева Англии и ее свита. При королеве всегда ее сумочка, которой королева подает секретные знаки своему окружению.Можно создать собственный словарь жестов и использовать его, когда общение словами нежелательно.

На улице я видела людей, которые говорят только руками. Мама сказала, что это люди, у которых нет слуха. Им жестами передают информацию сурдопереводчики. Для людей, лишённых слуха разработан специальный алфавит жестов, чтобы общаться.

Я рассказала ребятам в группе все, что узнала о жестах.Мы решили составить жестовую азбуку звуков. К картинкам, обозначающим звуки, мы придумываем жесты. Например: жест на звук /С/- вода с рук стекает; жест на звук /А/ - укачиваем куклу; жест на звук/ДЬ/ - стучит дятел, жесты на мягкие звуки выполняются в полуприсяд; жест на звук /И/ - ослик тянет тяжесть; жест на звук /К/ - капельки стучат по зонтику.

Рис. 10. Примеры жестовой азбуки

Рис. 11. Жестовая азбука

Жестовая азбука звуков помогает показать жестами слова или прочесть, показанные жестами, слова. Играя мы в такую игру, мы стали правильнее слышать звуки в словах и лучше читать.

Моя соседка - малышка Ангелина плохо говорит и плачет, когда мы не можем понять, что же она хочет нам сказать.Учёные доказали, что если при общении с маленькими детьми, которые ещё не умеют говорить, использовать язык жестов, то это приводит к их активному развитию. Общение жестами маленьким детям помогает быстрее учиться говорить и читать, активно развиваться.

Решила узнать, поможет ли использование жестов быстрее заучивать стихи? Двумя подгруппами детей с одинаково хорошей памятью мы заучивали стихи. С одной подгруппой заучивали без жестов, с другой - с жестами. В результате, быстрее стихи заучили дети, которые использовали жесты, и рассказывали они выразительнее.

Рис. 12. Заучивание стихов с помощью жестов

Рис. 13. Пример использования жестовой азбуки. Дети составили слово «Садик»

Эксперименты английского психолога Эми Кадди доказали, что существуют жесты уверенности и жесты неуверенности. Если человек использует жесты уверенности, то у него повышается вера в себя. И наоборот, жесты неуверенности делают человека пассивным и слабым. То есть, правильно выбранный жест, выражение лица влияют не только на собеседника нужным образом, но и изменяют к лучшему наше внутреннее состояние. Начинай те свой день с жестов уверенности!

Рис.14. Жесты неуверенности

Рис.15. Жесты уверенности

Культура каждой страны развивается по - своему.Вот какие отличия жестов в России и в Доминиканской республике я наблюдала:в России - движение вправо – влево головой – отрицание. В Доминиканской республике отрицание - движение указательным пальцем вправо – влево, выставив руку вперед.У нас указательный палец вперёд – указательный жест. В Доминиканской республике указательный жест – вытягивание губ вперед, как на поцелуй, и резкий взгляд в сторону объекта. Привычные для нас жесты в других странах часто имеют другое значение. Так что, нужно знать правила и традиции той страны, куда вы едете, чтобы достойно общаться.

Заключение.

Работая над темой, я провела большую работу:

Изучила материал по теме исследования

Провела опрос детей в детском саду и взрослых

Вела наблюдение за детьми в группе

Беседовала с людьми определенных профессий

Провела эксперименты

Придумали жестовую азбуку звуков

Составила фотоальбом личных наблюдений

Оформила приложения и наглядные материалы: Жесты регулировщика дорожного движения, Жесты и театр, Жесты приветствия в разных странах, Жесты в настольных играх.

Выступала перед детьми детского сада.

Рис. 16. Наглядные материалы к исследовательской работе.

Анализируя полученную информацию, можно сделать выводы:

Жесты помогают людям общаться, выражать чувства, отвечать на вопросы, играть, оживлять рассказ; по жестам можно узнать в каком мы настроении.

По жестам можно узнать правду говорит человек или лжёт, можно узнать о чувствах и отношении к окружающим.

Разработана общепринятая система жестов, она используется в профессиях, где невозможно или неудобно пользоваться речью, но необходимо быть понятыми.

Жесты уточняют и оживляют речь оратора, способствуют её лучшему усвоению слушателями.

Для людей определенных профессий (политики, ораторы, артисты, дикторы) необходимо специально изучать язык жестов, для усиления выразительности, чтобы вызвать сопереживание у зрителейи произвести благоприятное впечатление.

Для людей, лишённых слуха разработан специальный алфавит жестов, чтобы общаться.

Игра «Жесты в звуках» помогла нам правильнее слышать звуки в словах, мы стали читать лучше.

Использование жестов способствует более быстрому запоминанию стихов и выразительному их исполнению.

Правильно выбранный жест, выражение лица влияют не только на собеседника, но и изменяют к лучшему наше внутреннее состояние.

Привычные для нас жесты в других странах часто имеют другое значение. Нужно знать правила и традиции той страны, куда вы едете, чтобы достойно общаться

Я считаю, что за жестами будущее! Учёные разрабатывают всё больше функций, управляемых на расстоянии: жестами можно переключать слайды презентации, музыку и видео, играть, звонить, открывать автомобиль и делать фотографии. Возможно, в будущем жестами будут управлять автомобилем.

Список использованной литературы.

1. Дитрих А., Юрмин.Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1987.Мишина К.,

2. Зыкова А. Большая книга вопросов и ответов. – М.: Эксмо, 2007.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Рус.яз., 1987.

4.Яндекс – картинки.- Режим доступа: http://images.yandex.ru

5. Дайджест научно-популярных журналов мира «Наука и жизнь» №5, 2003г.

6. Статья «Все в твоих руках», журнал «Вокруг света» №8 (2743) август 2009г.

Просмотров работы: 41