РЕШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДРОСТКА ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ «ЮНАРМИЯ»

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РЕШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДРОСТКА ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ «ЮНАРМИЯ»

Воробьева Ю.С. 1Мишенков А.А. 1
1МБОУ СОШ № 7
Голополосова А.М. 1
1МБОУ СОШ № 7
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение.

Актуальность работы:молодежь - это будущее России, которая составляет почти 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества. Молодость – пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Но, к сожалению, не всегда подросток чувствует себя уверенно, защищенно и свободно. Мы решили исследовать психологические проблемы молодежи и найти пути в решении данных проблем.

Объект исследования: психологические проблемы подростков и пути их решения.

Предмет исследования:низкая самооценка, как основнаяпроблема в развитии и становлении личности подростка;патриотическое движение «Юнармия».

Цель: исследовать психологические проблемы современной молодежи и доказать, что движение «Юнармия» позитивно влияет на становление личности.

Задачи:

определить основные психологические проблемы молодежи;

провести анкетирование и тестирование подростков;

проанализировать полученные результаты анкеты и сделать выводы;

изучить основные направления работы Юнармии, ее цели и задачи;

доказать благоприятное влияние исследуемого патриотического движения на подрастающее поколение.

Методы исследования:

опрос;

анкетирование;

анализ;

интервьюирование;

изучение и обобщение.

Гипотеза: существует взаимосвязь и влияние биологического и психологического развития на особенности самосознания и развития подростков: ранний и поздний пубертат в некоторых случаях может привести к проблемам в общении со сверстниками и взрослыми, непонимания со стороны окружающих, более критичному отношению к себе. Важно популяризовать те или иные виды работы среди представителей молодого поколения, пробудить в них интерес к труду на благо общества через участие в деятельности различных организаций и движений.

2. Психологические проблемы подростков.

Подростковый возраст (пубертат) — не имеет четких границ. Согласно общей периодизации он наступает с 12 лет и продолжается 2–3 года (до 14–15 лет). В некоторых случаях его рамки смещаются и он может быть более короткий или же затянуться.

Несмотря на зависимость от некоторых сугубо индивидуальных факторов, у каждого тинейджера в той или иной степени проявляются главные характеристики пубертатного периода:

Бескомпромиссное отношение. Категоричность и упрямство — это одни из тех характеристик, что мешают подростку строить отношения. В пубертатный период мир делится на две стороны «хорошо» и «плохо».

Эмоциональная нестабильность. Это проявляется в резкой смене настроения, желанием привлечь к себе внимание и при этом демонстрация полной независимости, противостояние каким-либо авторитетам, но наследование кумиров.

Уязвимость к оценке или низкая самооценка. Самооценка зависит от других людей и получая неудовлетворительные оценки, ребенок замыкается. Эта проблема подросткового возраста влияет на принятие себя и является одной из важнейших.

При ней девушкам и юношам мир кажется враждебным, любые неожиданности воспринимаются как угроза личному благополучию и безопасности, все события и ситуации в жизни оцениваются как злой рок.

Изучив основные психологические проблемы подростков, мы решили проверить самооценку тинейджеров нашей школы, и провели тест-опрос. (Приложение №1)

Проанализировав результаты теста, мы пришли к следующим выводам: из 100 опрошенных учащихся 13-14 лет - 46 учащихся адекватно реагируют на замечания других и трезво оценивают свои действия; 34 учащихся время от времени ощущают необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивают себя и свои способности без достаточных на то оснований; 20 учащихся нередко болезненно переносят критические замечания в свой адрес, чаще стараются подстроиться под мнение других людей, сильно страдают от избыточной застенчивости. Т.е. 54 % из опрошенных иногда или часто чувствуют себя некомфортно, критично относятся к себе и окружающим.

Исходя из вышесказанного, перед нами встал вопрос: кто или что может способствовать повышению самооценки? И мы снова прибегли к методу опроса, причем данные вопросы мы задали ученикам, предварительно разделив их на 2 группы: 1 – это те 46 % учащихся, которые не испытывают проблем в общении и хорошо относятся к себе и окружающим, 2 – 54% с повышенной тревожностью и неприятием себя в целом. (Приложение 2)

И пришли к следующим выводам: ребята из 1 группы в 100% случаях увлекаются различными видали деятельности (спорт, музыка, искусство, хореография, участие в акциях, организация и проведение мероприятий и т.д.), а вот во 2 группе только 30% действительно хотя бы чем-то интересуются.

Выводы: исследования показали, что дети, участвующие в соревнованиях, различных конкурсах, занимающиеся в каких-либо кружках, секциях, активно участвующие в жизни класса, школы, города и т.д. не испытывают страха в неудачах, проблем в общении со сверстниками, что помогает развитию гармоничной личности. При достижении определённых успехов в данных направлениях подросток чувствует себя увереннее, самооценка повышается, что приводит к правильному позитивному развитию.

Анализируя анкеты, нами было замечено, что многие дети из 1 группы ответили, что они состоят во всероссийском патриотическом движении Юнармия.

Данное движение нам знакомо, так как мы сами являемся юнармейцами, но никогда не задумывались о том, что оно может помогать в повышения уровня самооценки. Так что же это за движение? Для ответа на этот вопрос мы обратились в центр «Патриот» к к руководителю Серпуховского отделения юнармии - Павлу Алексеевичу Михайлюку.

3. Патриотическое движение «Юнармия».

Одним из течений, позитивно влияющих на становление подростковой личности, являются различные организации и движения. Примером одного из самых популярных, на данный момент, является движение «Юнармия».

Всероссийское военно-патриотическое общественное движение, цель которого - возрождение старых добрых традиций детских и молодежных организаций. 

Цель движения - вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России и её народов, героев, выдающихся учёных и полководцев.

Основные задачи:

воспитание патриотизма и социально-гражданской активности, противодействие идеологии экстремизма;

изучение истории и военно-исторического наследия, развитие краеведения;

развитие в молодежной среде принципов коллективизма и ответственности, внедрение нравственных установок на основе «присущей российскому обществу системы ценностей»;

агитация за службу в армии и подготовка к службе;

улучшение физической формы;

активное приобщение молодежи к военно-техническим знаниям и техническому творчеству.

Вступить в Юнармию может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд.

29 октября 2015 года президент России Владимир Владимирович Путин, по инициативе Министра Обороны РФ Сергей Шойгу, подписал указ о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

В Серпухове Юнармия начала свою работу с 3 марта 2016 года.

Отличительным знаком юнармейца является ярко-красный берет. Официальный гимн движения - песня «Служить России» (Приложение 3).

Более 268000 детей уже в рядах ЮНАРМИИ. В г.о. Серпухов по последним данным числится 320 юнармейцев.

Практическая деятельность: юнармейцев обучают стрелять, оказывать медицинскую помощь, ориентироваться по карте. В свободное время они несут вахты памяти у Вечного огня, памятников и мемориальных досок, занимаются волонтёрской деятельностью. В каждом образовательном учреждении сформированы юнармейские отряды, которые на базе школы занимаются военным делом, проводят беседы, конкурсы и викторины для учащихся патриотической направленности.

4. Выводы.

Для молодых людей, переживающих кризис подросткового возраста, авторитетом являются успешные сверстники, которые в свою очередь, добиваются этой успешности благодаря занятиям спортом, посещением кружков разной направленности, активной деятельности в различных организациях и движениях, популярной среди которых является Юнармия.

Это молодое движение преследует высокие цели. Позволяет развиваться, обучаться, общаться, что способствует гармоничному развитию личности и позволяет избежать психологических проблем подросткового возраста. Оно объединяет подростков, которые испытывают трудности в процессе социализации, дает возможности найти друзей со схожими интересами и взглядами на жизнь, преодолеть стеснительность и робость в общении с людьми, обрести друга (или друзей), тем самым сделав важные шаги на пути социализации. А встречи с интересными людьми, беседы и дискуссии на слетах юнармейцев помогают подростку не только осознать, что он имеет право на собственное мнение, но и научиться его отстаивать, не превращаясь в конформиста.

Подводя итог, можно сказать, что движение «Юнармия» является одним из методов решения проблем подростковой социализации, оно способствует повышению самооценки и развитию личности молодежи в целом.

Пути решения, рассмотренные в данной работе, безусловно, помогут подросткам проанализировать свои собственные проблемы и выбрать для себя наиболее подходящий метод и, как следствие, облегчить свою социализацию.

5. Список использованной литературы

Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений / Бандура А. — М.: Просвещение, 2008. — 202 с.

Каргина М. Проблемы социализации подростка. //Воспитание школьников -2003. - №4 . – С.19-20

Кон, И. С. Психология ранней юности / И.С. Кон // учебное пособие: психология юношеского возраста - URL http://lib100.com/age_psychology/psihologiya_ranney_yunosti/html/ (дата обращения: 01.11.2018)

Сайт «Юнармия» - URL: http://psy-therapist.ru/content.php?r=356-psyhologicheskie_problemy_podrostkov (дата обращения: 20.10.2018)

Сорокина И. Р., Григорьева О. О. Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы коррекции // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1041-1043. — URL https://moluch.ru/archive/113/29326/ (дата обращения: 01.11.2018).

Степанов, С. Толпа компания коллектив/ С. Степанов //Школьный психолог. -2000. -№ 8. – С.11-12

Приложение 1.

Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёв

Описание методики

Методика, разработанная С.В. Ковалевым, предназначена для определения уровня самооценки личности. Представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов.

Инструкция

«Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждениями, вы проставляете баллы:

4 – очень часто;

3 – часто;

2 – иногда;

1 – редко;

0 – никогда.»

Стимульный материал

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу (учебу).

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнаковыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18. Люди ждут от меня многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто понапрасну волнуюсь.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.

Обработка результатов

Обработка результатов проводится суммированием баллов по всем 32 суждениям.

Интерпретация результатов

– сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия;

– сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.

– сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.

Приложение 2.

1. Чем ты увлекаешься?

2. Занимаешься ли ты в кружки, секции? Если да, то какие?

3. Являешься ли участником какого-либо общественного движения или организации?

4. Как ты считаешь, все эти виды внеурочной деятельности положительно влияют на развитие личности девушки/юноши? Если да, то чем?

5. Если ты на данный момент ничем не занимаешься по каким-либо причинам, то при первой возможности, ты с удовольствием бы начал заниматься (допиши) ______________________________________________.

Приложение 3.

Гимн Юнармии

1. Полки идут стеной, красиво держат строй,
И гордо шелестят знамёна.
Комбат и рядовой, единою судьбой
Мы связаны с тобой, друг мой.

        Припев: Служить России суждено тебе и мне,
        Служить России, удивительной стране,
        Где солнце новое встаёт на небе синем.
        Плечом к плечу идут российские войска,
        И пусть военная дорога не легка,
        Мы будем верою и правдою служить России.

2. В бесстрашии атак спасли мы русский флаг,
И дом родной, и наши песни.
А, коль придёт беда, собою мы тогда
Отчизну заслоним, друг мой.

Служить России суждено тебе и мне,


        Припев: Служить России, удивительной стране,
        Где солнце новое встаёт на небе синем.
        Плечом к плечу идут российские войска,
        И пусть военная дорога не легка,
        Мы будем верою и правдою служить России.

3. Полки идут стеной, красиво держат строй,
И вместе с нами вся Россия.
И он, и ты, и я — армейская семья,
И этим мы сильны, друг мой.

  Припев: Служить России суждено тебе и мне,
        Служить России, удивительной стране,
        Где солнце новое встаёт на небе синем.
        Плечом к плечу идут российские войска,
        И пусть военная дорога не легка,
        Мы будем верою и правдою служить России.


 

Просмотров работы: 707