Введение
Современное общество невозможно представить себе без рекламы. Она нас окружает, буквально повсюду. Она регулярно вторгается в нашу жизнь с экранов телевизоров, интернета и с рекламных щитов на улицах. Очень часто у многих, если не большинства людей, реклама вызывает определённое раздражение, особенно когда она вклинивается в любимый сериал или футбольный матч. Так же часто реклама вызывает улыбку, а её образы, привлекают людей. А между тем, пока мы, обыватели, смеемся или раздражаемся, видя рекламу, наше подсознание реагирует на нее иначе. Таким образом, в наше время реклама оказывает значительное влияние на подсознание человека. Продуманные ходы рекламщиков позволяют «дергать за веревочки наших желаний», которые в избытке имеются в каждом человеке, поэтому одним из актуальных вопросов на сегодня стало изучение влияния рекламы на подсознание человека.
Говоря о рекламном воздействии, мы подразумеваем привлечение внимания через различные источники средств массовой информации. Однако человек редко задумывается о её влиянии на подсознание. Заставляет ли она приобретать ненужные нам товары или наоборот, помогает найти нужный продукт? Именно это нам и предстоит выяснить в ходе нашего исследования.
Гипотеза нашей исследовательской работы: реклама способна воздействовать на подсознание человека, вызывая определенный ряд эмоций, как положительных, так и отрицательных, причем заставляя приобретать ненужные товары.
Проведенный анализ степени изученности проблемы наглядно показывает, что литературы и источников по этой теме не так много. Существуют отдельные блоки, написанные разными социологами и специалистами в этой области, что свидетельствует об актуальности темы и новизны работы.
Объект исследования: люди в возрасте от 14 до 60 лет.
Предмет исследования: влияние рекламы на подсознание человека.
Цель исследования: Проанализировать воздействие современной рекламы на подсознание человека, с целью создания условия безопасного рекламного воздействия на психику людей.
Задачи исследования:
1. Изучить обзор литературы и источников о влиянии рекламы на подсознание человека.
2. Определить понятие рекламы и её влияние на людей.
3. Обобщить полученные данные о влиянии рекламы на подсознание человека.
Методы:
Анализ информационных источников по проблеме.
Метод сбора социологической информации – опрос.
Вид опроса – анкетирование.
Научная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы. Так же присутствуют приложение – «Анкета».
1 глава называется «Теоретические основы рекламы и её влияние на людей», где мы проследили основные моменты, на которые акцентируют внимания исследователи по данной теме и сделали свои выводы на основе полученной информации.
2 глава называется «Влияние рекламы на подсознание человека, на основе эмпирического исследования», которая напрямую посвящена анализу анкетных данных, полученных в ходе нашей работы.
Глава 1. Теоретические основы рекламы и её влияние на людей
Реклама — направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которого производится распространение информации. Наиболее вероятно, что реклама в человеческом обществе зародилась одновременно с торговлей.
Слово «реклама» происходит от латинских глаголов «reclama» (выкрикивать) и «reclamare» (откликаться, требовать), претерпевших на протяжении многих веков значительные смысловые изменения.
Реклама – это передача информации, обычно оплачиваемая и имеющая характер убеждения, о товарах, работах, услугах или идеях известных рекламодателей посредством различных носителей. [5]
Реклама в Древнем Мире.
Первые источники рекламы относятся ещё к глубокой древности. Египетская, вавилонская, греческая и римская культуры удивляют высокими темпами развития рекламной информации. Её выражали в письменном, изобразительном и словесном виде. Даже в то время древние предприниматели в лице торговцев рабами ставили перед собою цель склонить на свою сторону потенциального потребителя, захватить его внимание и заставить совершить выгодную для них сделку. Первой рекламной информацией древнего мира был египетский папирус, информирующий о продаже раба. Также некоторые египтологи полагают, что рекламные сообщения могли быть написаны на камнях. Один такой камень был найден в городе Мемфис, который был первой столицей древнего Египта. Помимо этого рекламный текст можно найти на стенах и плитах, нацарапанных или написанных краской. В Греции и Риме до н.э. все рекламные сообщения писали на специальных дощечках, позднее уже на пергаменте. На рыночных площадях зачастую читали при большом скоплении народа различные объявления. Но самый глобальный этап в истории рекламы начался только после появления печатного станка и массового появления книг. [4]
Реклама в Западной Европе.
В 1450 г. Гуттенберг создал первый в мире печатный станок. Это было началом новой эпохи средств массовой коммуникации и рекламы.
Во второй половине XV века Гуттенберг положил начало нескольким типографическим предприятиям, которые затем быстро распространились в Европе: сначала в Италии в 1465 г., потом в Швейцарии в 1468 г., во Франции в 1470 г., в Венгрии и в Бельгии в 1473 г., и примерно в этом же году в Польше. А уже в 1476 г. Типографические предприятия появились в таких европейских странах как Англия, Чехия и нескольких других.
Исследователи полагают, что основателем печатной рекламы в Европе был французский врач Теофраст Ренодо. В 1630 г. Он открыл в Париже справочную кантору, которая печатала во Французской газете - «La Gazette» рекламные объявления. Самой первой рекламой, опубликованной в это время, было сообщение о награждении за нахождение 12-ти лошадей, которых украли воры. Позднее это рекламное сообщение появилось в лондонской газете. [7]
Первая реклама просто сообщала людям о наличия для продажи какого-либо товара. Но постепенно такая реклама перестала работать, и рекламисты стали активно использовать различные уловки и хитрости для привлечения внимания покупателей именно к своему товару. Вскоре появляться рекламные объявления от торговцев, продающих оптом хлеб, муку, вафли, чай, кофе и многое другое.
В XV веке после появления первых станков в Европе на стенах города стали появляться различного рода тексты. Также появлялись и новые методы донесения рекламной информации для людей. В качестве яркого примера стоит привести показ листовки на расщепленном конце палки большому числу людей на улице. В XVIII веке на улицах Парижа можно было часто встретить рекламные объявления, предлагающие дешёвые кабаки в черте города, где можно было выпить вина. [4]
Реклама в России.
Реклама в России, как и в странах Западной Европы, стала развиваться также рано. Первые её зачатки дали о себе знать около X-XI вв. – русские торговцы разными способами старались предлагать свою продукцию покупателям. В большинстве случаев для этого использовались специальные люди, нанимаемые купцами – зазывалы. Они старались привлечь громкими речами покупателей, описывая достоинства того или иного товара и его продавца.
На Руси была известна и так называемая потешная реклама, исполнителями которой были коробейники. [7] Они продавали в основном небольшие товары вроде хлеба, пряников и бубликов. Огромный вклад в ранний этап развития реклама на Руси сыграли лубки – народные картины. Впервые они стали известны в начале XVII. В царском дворце Алексея Михайловича Романова было много подобных весёлых рекламных листовок. Он любил тешиться ими и подобную привычку передал своим детям – Петру I, Ивану и Софье. Со временем лубки становились более серьёзными – на них появлялось больше надписей содержательного характера. «Потешные» листы стали появляться в каждом русском доме, как у высшей верхушки общества (дворян, купцов), так и у обычных крестьян. Это делало лубки одним из мощных средств рекламы в то время, потому что они позволяли сообщать большому числу людей различного рода информацию, которые олицетворялись в красочных картинках.
Позднее рекламная информация в лубках стала занимать ещё больше места. Когда стала развиваться российская экономика, и в Россию хлынул поток иностранных товаров, лубки стали использоваться для коммерческой рекламы продукции стран Западной Европы.
Первые печатные объявления, содержащие рекламу, появились ещё при Петре I в XVII веке. Но только через 100 лет они получили массовое распространение. Печатная реклама в XIX веке отнюдь не была единственным средством донесения информации о товарах для людей. В это время рекламу стали размещать на специальных круглых тумбах, которые устанавливались во многих людных точках каждого крупного города. Даже в трамваях можно было увидеть рекламу. [4]
Таким образом, появились первые промоутеры – обычные мальчишки, раздававшие не далеко от магазинов рекламные листовки с приглашением посетить их и купить что-нибудь. В Санкт-Петербурге возникли первые журналы с рекламой, такие как «Деловой бизнесмен» и «Торговля». Через несколько лет такие издания появились в остальных городах.
В нашем обществе бытует мнение, что реклама призвана информировать покупателя о продукте или услуге, это так и есть. Но ограничиваются ли современные маркетинговые компании только лишь информированием населения или любой рекламный ролик имеет какое-то воздействие на психику человека? Речь пойдет о неосознанном воздействии рекламы на психику человека с точки зрения психологии.
Итак, рекламный ролик - кратко изложенная информация. [2]
Подразумевается, что информация - правдивая, и целью рекламы есть информирование покупателя. В этом случае у рекламы стоит непосильная задача - донести до каждого покупателя ценную для него информацию. Чтобы лучше понять, почему эта задача непосильна, нужно учесть такую особенность рекламы: она направлена исключительно на широкие массы. Почему? Да очень просто: потому, что одни люди ценят практичность, другие - долговечность, третьи - надежность, четвертые - безопасность. Для того чтобы удовлетворить перечисленные потребности, нужно было бы создавать рекламный продукт для каждой группы населения отдельно, а это очень не выгодно и трудоемко.
Что же происходит в действительности? Выходит, что цель рекламы - найти то "слабое" место в массах, которое объединяет всевозможные группы "по интересам". Такими "слабыми местами" могут стать любые склонности или тенденции, присущие широким массам, даже если они не имеют никакого отношения к рекламируемому продукту. Чаще всего мишенью рекламы становятся эмоции человека. Однако если покупатель будет видеть попытку манипуляции его сознанием, то таковая попытка обречена на провал. Воздействие внешней силой на психику человека порождает антагонизм.
Антагонизм — соперничество, конкуренция, борьба, противостояние. [1]
Поэтому, мишенью рекламы становятся эмоции, таящиеся в подсознании человека. Причина проста: во-первых, человек этих эмоций часто не осознает, и таким образом, воздействие рекламы становится скрытым для "глаза" покупателя. Во-вторых, после воздействия подсознание начинает "давить" на психику человека, порождая, таким образом, внутренний стимул к приобретению товара покупателю, ведь свое собственное подсознание не может восприниматься антагонистично. [3]
Для того чтобы проиллюстрировать все вышесказанное и лучше понять механизм воздействия рекламы на подсознание покупателя, мы приведем небольшую иллюстрацию.
Например, реклама всем известного продукта - Coca-Cola. Её очень часто показывают по телевизору. Чтобы люди покупали Coca-Cola, компания по производству часто запускает акции: собрать крышки и получить баллы, собрать коллекцию белых мишек или стаканов, также выпускают бутылки с именами. Реклама продукта Coca-Cola является самой популярной в мире.
Этот рекламный ролик постоянно меняется, особенно к Новому Году. Он вещает о прекрасном вкусе данного продукта, тем более, не так давно, в продаже появился новый продукт Coca-Cola Zero без калорий. Реклама подсознательно пытается принудить покупателя купить этот продукт. Яркие ролики, великолепные спецэффекты (если вспомнить новогоднюю рекламу), все это играет на нашем подсознании. Как-то был ролик, где семья собиралась за большим столом на праздник и на столе стояла Coca-Cola. Исходя из этого, мы подсознательно, сами того не понимая, можем купить этот продукт на стол. Если же брать Coca-Cola Zero, без калорий, то человек, который стесняется своего веса, скорее всего, возьмет ее, потому что она не прибавит лишние килограммы по его мнению.
Данный пример не только хорошо иллюстрирует механизм воздействия рекламы на широкие массы населения, а так же дает возможность понять, что изобретением современной рекламы есть возможность продавать вещи, которые в действительности не представляют никакой ценности.
Теперь давайте разберем стимулы, которые чаще всего использует реклама, воздействуя на покупателя. Такими стимулами являются:
- негативные эмоции;
- позитивные эмоции;
- анонимные авторитеты, как мораль и общепринятые тенденции. [6]
Негативные эмоции стоят на первом месте потому, что они вызывают психическое напряжение, требующее снятия. Иначе они угрожают разрушением психики человека. Если человек не может самостоятельно снять психическое напряжение, то ему ничего более не остается, как подчинится требованию рекламы, как это было описано в примере выше. Именно по этой причине реклама чаще всего использует стимуляцию негативных эмоций. Последствия такой рекламы могут оказаться весьма плачевными для человека.
Позитивные эмоции имеют меньшую ценность для рекламы, потому, что они не вызывают непреодолимых состояний у человека. Однако все люди без исключения хотят быть счастливыми. Именно это стремление к счастью реклама может использовать, как внутренний стимул человека к приобретению определенного товара. Однако необходимо понимать, что целью рекламы не есть дать человеку чувство счастья, а наоборот - дать понять ему, что он сейчас несчастен, а станет счастлив, лишь купив этот товар. [3] Другими словами, такой рекламный ролик сначала угнетает человека морально, а затем предлагает способ быть счастливым.
Что же касается анонимных авторитетов, еще философы древности заметили, что те традиции, которые считаются нормой в одном обществе, являются аморальными или дикими для другого общества. Социальный аспект этого заключается в том, что каким-то образом некоторое явление в обществе приобретает большую популярность и воздвигается в статус морали или общепринятости. Все, что не соответствует этим нормам морали, считается аморальным. Этот социальный механизм был взят на вооружение маркетинговых компаний. Более того, рекламные компании активно увеличивают количество анонимных авторитетов и их влиятельность, ведь их воздействие человек воспринимает как рекомендацию или полезный совет. То есть, если человек прислушивается к "совету", то это воспринимается его психикой как внутренняя деятельность, а не влияние со стороны.
В результате всего вышесказанного можно сделать вывод, что реклама оказывает большое влияние на психику и сознание человека. Реклама «играет» на наших эмоциях, тем самым заставляя приобретать ненужные нам товары для своей выгоды.
Реклама стала неотъемлемой частью повседневной жизни, ее можно встретить где угодно: на телевидении, на радио, в интернете, в газетах и журналах. Современные города пресыщены наружной рекламой: баннеры, растяжки на транспорте, реклама на уличных экранах. Существуют различные способы воздействия на потребителей с одной целью – покупатель должен купить товар или услугу.
Основные виды психологического влияния на человека — информирование, убеждение, внушение и побуждение. [5]
Метод информирования
Метод информирования - самый нейтральный метод воздействия. Информирование не имеет эмоциональную окраску, не обращается к личности потребителя и не касается ценностной системы, потребностей и интересов. Главное назначение информации – запечатление в памяти рекламного материала. К таким способам воздействия относятся объявления в виде колонок в газетах, журналах, на сайтах. Там выставляется информация о продаже, предложении, спросе. Влияние рекламы на психику человека-потребителя при таком методе минимально.
Метод убеждения
Главный метод психологического воздействия рекламы на человека – убеждение. Главная задача – убедить потенциальных покупателей в преимуществах и уникальности рекламируемого продукта и в необходимости его покупки. Убеждающая реклама – это наиболее агрессивный вид рекламы, главной задачей которого является сформировать спрос потребителя на предлагаемый товар. Основная цель достигается за счет убеждения покупателя в потребности, необходимости приобретения продукта с помощью аргументированных доказательств. Товар характеризуется с лучшей стороны, раскрываются отличительные особенности и возможности удовлетворить желания потенциальных покупателей. Но метод убеждения действует, только если потребитель заинтересован в товаре. Тогда гораздо проще убедить в необходимости покупки именно этого продукта.
Метод внушения
Как правило, это преднамеренное или непреднамеренное воздействие одного человека на психику другого. Может быть скрытым или с согласия внушаемого. Главное отличие - отсутствие адекватного осознания преподносимой информации. Этот метод влияния рекламы оказывает действие не на всех людей. У каждого разная степень внушаемости, восприимчивости и способности подчиниться. Чем выше уровень знаний человека, богаче его жизненный опыт, компетентность, тем сложнее ему что-то внушить. Проведенные исследования доказывают, что проще внушить людям с невысоким уровнем образования и молодежи. Женщины более внушаемы, нежели мужчины, это связано с природными особенностями женской психики. Внушение направлено на способность человека воспринимать информацию без предоставления фактов или доказательств.
Метод побуждения к покупке
Все приемы и методы психологического воздействия рекламы на потребителя в итоге сводятся к одному: побуждению человека купить. Задача этого метода – вызвать нужную реакцию на рекламируемый товар или услугу, что в итоге побудит покупателя приобрести продукт. Так как цель такого вида рекламы – привлечение клиентов и покупка, в ней используется четкое послание для потребителя в виде побуждающего слогана. У некоторых людей со временем вырабатывается устойчивость к рекламному воздействию. Но специалисты по рекламе предусмотрели и это явление. Разработаны специальные техники воздействия для такой аудитории. Привлечение популярных личностей для рекламы товара - всем известный рекламный ход. Некоторые знаменитости рекламируют всевозможные товары. Артисты, спортсмены, певцы проецируют успешность на продукт рекламы. Это направлено на широкую аудиторию поклонников. Они желают подражать кумирам. Выбор популярного человека не может являться ошибочным, поэтому от покупателя не требуется раздумий. [2]
Покупая продукт, потребитель будет ощущать себя на одном уровне со звездой. Также существуют фразы и даже отдельные слова, побуждающие к покупке. Например: «Предложение действует только до …» «До конца акции осталось …» «… и получите в подарок …» «Количество мест (товара) ограничено» «Закажите товар прямо сейчас и получите скидку (подарок, промокод и т.п.) «Гарантия возврата денег». [3] Специалисты по рекламе всегда заботятся о том, чтобы она стала действенной. Выбрав любую форму рекламы, они стараются психологически воздействовать на человека. Качественная реклама приносит эстетическое удовлетворение, вызывает положительные эмоции. Она должна быть запоминаемой и легкой для восприятия целевой аудитории. При правильном использовании всех подходов реклама сможет побуждать потребителя к приобретению рекламируемого продукта.
В результате всего вышесказанного можно сделать вывод, что
1.Увидев в рекламе, что продукт способен решить некоторые проблемы человека, покупатель на подсознательном уровне задумывается о необходимости его приобретения.
2.Чем выше уровень знаний человека, богаче его жизненный опыт, компетентность, тем сложнее ему что-то внушить.
3. При правильном использовании всех подходов реклама сможет побуждать потребителя к приобретению рекламируемого продукта.
Таким образом, каждый рекламный специалист хочет добиться того, чтобы реклама полностью выполняла свои задачи. Ведь главное – конечный результат и положительные эмоции потребителя.
Вывод по главе 1
На основе проанализированных нами данных о появлении рекламы можно сделать вывод, что реклама «родилась» еще в глубокой древности. Как мы знаем, первой рекламной информацией Древнего мира был египетский папирус, который появился до нашей эры, следовательно, уже тогда начинают появляться первые источники рекламы. В это время реклама только начинает укрепляться, но уже в Средневековье она получает широкое развитие. Это и было началом новой эпохи средств массовой коммуникации и рекламы. Если же взять Россию, то, как и в странах Западной Европы, реклама формируется достаточно рано. Из этого можно сделать вывод, что реклама имела быстрый темп развития.
Но в наше время реклама не отстает, а продолжает совершенствоваться. Она стала неотъемлемой частью нашей жизни. Её главной мишенью становятся эмоции человека, а также наше подсознание. Воздействуя на эмоции, она заставляет приобретать ненужные нам товары для своей выгоды. Существует 4 метода, с помощью которых реклама воздействует на людей: информирование, убеждение, внушение и побуждение. Мы видим, что работники рекламы всячески пытаются добиться того, чтобы реклама выполняла свои задачи. Рекламный специалист учитывает, что есть люди, которые задумываются на подсознательном уровне о покупке товара, если товар или продукт может решить проблему человека. Также любой работник знает, что чем умнее человек, тем ему сложнее что-нибудь продать. И, наконец, каждый знает, что при правильном подходе реклама может побуждать человека к приобретению рекламируемого товара. Очень жаль, что в настоящее время рекламные работники думают лишь о своей выгоде и о своем кошельке, нежели о людях, которые страдают из-за рекламного влияния. Когда мы смотрим телевизор или слушаем радио, мы даже не задумываемся, что такая «безобидная», на первый взгляд, реклама может оказывать сумасшедшее влияние на нашу психику и подсознание. Люди должны быть осторожны и не попадаться на всякие уловки маркетинговых компаний.
Глава 2. Практическое исследование
2.1 Анализ воздействия рекламы на подсознание человека при помощи анкетирования
Мы провели анкетирование среди учащихся нашей школы и рабочими, обратившись к ним с вопросами на тему: «Влияние рекламы на подсознание человека» (Приложение №1).
1.В анкетировании приняло участие 50 человек. Из них мы выделили 3 возрастные категории:
1. От 14-20 лет (25 чел.)
2. От 20-35 лет (17 чел.)
3. От 35-60 лет (8 чел.) (см. Диаграмма №1)
Диаграмма №1
2. Из числа опрошенных было 25 женщин и 25 мужчин.
3. Из них 23 учащихся и 27 рабочих. Мы опросили учеников, родителей, учителей нашей школы. (см. Диаграмма №2)
Диаграмма №2
4. Для начала мы выясняли, как часто люди обращают внимание на рекламу. Проведя анкетирование, мы выявили, что внимание на рекламу обращают очень часто - 27 человек, часто - 15 человек, редко - 4 человека, и совсем не обращают – 4 человека (см. Диаграмма №3).
Диаграмма №3
Следовательно, большинство людей очень часто обращают внимание на рекламу, нежели редко.
5. Далее мы решили обозначить основные источники рекламы. Опрошенные выделили такие источники как: интернет, ТВ, радио, магазины, рекламные щиты. Некоторые опрошенные выбирали несколько вариантов, поэтому данные такие обширные. Здесь мы видим, что Интернет является лидером среди всех источников рекламы. (см. Диаграмма №4)
Диаграмма №4
6. Также важным показателем рекламы является отношение людей к ней. Опираясь на анкетные данные, мы выделили 3 категории отношения:
Положительное – 25 человек
Отрицательное – 9 человек,
Нейтральное – 16 человек. (см. Диаграмма №5)
По диаграмме видно, что на большинство опрошенных реклама оказывает положительное влияние.
Диаграмма №5
7. Так как реклама заставляет или принуждает нас покупать товары, нам стало интересно, что именно люди покупают, глядя на неё. Мы выделили разделы конкретных товаров:
1. Продукты питания – 30 человек.
2. Бытовая химия – 15 человек.
3. Бытовая техника – 10 человек.
4. Косметика – 8 человек.
5. Одежда – 6 человек. Некоторые опрошенные выбирали несколько вариантов, поэтому данные такие обширные. (см. Диаграмма №6)
Диаграмма №6
8. При предоставлении товаров были представлены различные популярные бренды и продукты: Apple (iPhone), Nike, Samsung, Мираторг, Adidas, AVON, ORIFLAME, Lisse ikur, Спортмастер, DEMIX, Outventure, Gucci, Guerlain (парфюм), BMW, Toyota (автомобили), Марко Точчи (обувь для проблемных ног).
9. Участники остались неравнодушны и указали ненужные товары, которые, глядя на рекламу, они приобрели. Из них мы выделили следующее:
1. Продукты питания – 24 человека.
2. Бытовая химия – 10 человек.
3. Бытовая техника – 9 человек.
4. Одежда – 6 человек.
5. Косметика – 5 человек.
6. Лекарства – 3 человека.(см. Диаграмма №7)
Диаграмма №7
10. Основываясь на данные из пункта 9, нам стало интересно, и мы попросили участников выразить свое мнение и отношение к рекламе. Реклама должна быть: яркая, весёлая, ненавязчивая, краткая, привлекательная, необычная, правдивая. (Диаграмма №8)
Таким образом, опираясь на результаты опроса, мы выяснили, что большинство людей очень часто обращают внимание на рекламу. В наше время очень быстро развиваются информационные технологии, поэтому Интернет берет верх как основной источник рекламы. Современная реклама оказывает положительные эмоции, заставляет приобретать различные товары. И самое главное – мы узнали, какая должна быть реклама, по мнению людей.
Исходя из нашего анализа воздействия рекламы на подсознание людей, мы сделаем вывод, что в независимости от возрастной категории и сферы деятельности большинство людей очень часто обращают внимание на рекламу. В наше время активно развиваются информационные технологии, прогресс не стоит на месте, с течением времени появляется новая техника, поэтому Интернет и ТВ будут являться основными источниками рекламы. Не задумываясь о ее влиянии, реклама вызывает не только положительные эмоции, но и раздражение. Она также и информирует потребителей о наличии новых товаров, тем самым, подсознательно побуждает потребителя к его покупке. Нередко мы видим рекламу брендовых или популярных товаров, которые кажутся нам лучше качественнее. Но, как чаще всего это бывает, купив товар или вещь, мы не можем найти ей применение, так как приобрели ее «неосознанно», то есть под давлением рекламы. Конечно, чтобы эта система срабатывала, рекламщики должны учитывать мнение людей, так как от покупок товаров, которые они рекламируют, зависит их доход.
Для себя мы можем сделать вывод, что должны быть внимательнее и не попадаться на уловки маркетинга. А главное – помнить, что не все, что описывается в рекламе, может быть качественным или полезным товаром. Как говориться: «Доверяй, но проверяй!»
Заключение
В результате теоретического и эмпирического анализа данной темы, мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась: реклама способна воздействовать на подсознание человека, вызывая определенный ряд эмоций, как положительных, так и отрицательных. Маркетологи, разрабатывающие рекламу, могут найти массу психологических способов для того, чтобы обмануть покупателя и создать все условия для приобретения продукта. Однако думающего человека, который имеет собственное мнение на происходящее вокруг него и в его жизни, обмануть практически невозможно. Это доказывают и ответы на вопросы анкеты. Обыватели видят как положительное в рекламных действиях, так и бессмысленность рекламы многих продуктов, могут проанализировать и осознать, что им нравится и не нравится как в рекламе, так и в том продукте, который им предлагается.
Жить совсем без рекламы невозможно. Это понимают все. Реклама как двигатель торговли играет заметную роль в рыночной экономике, так как позволяет ориентироваться в огромном потоке предлагаемых товаров и услуг. Однако рекламодатели должны давать правдивую и объективную характеристику предлагаемого товара, иначе они могут потерять доверие со стороны потребителей, вследствие чего будут вытеснены с рынка более сильными и способными конкурентами. И нужно сделать всё необходимое, чтобы реклама была качественной, чтобы она не пускала пыль в глаза покупателю, а давала достоверную информацию.
Список литературы
1. Дэвид Льюис. Нейромаркетинг в действии. Как проникнуть в мозг покупателя. Маркетинг, PR, реклама. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.- С.330.
2. Джон Кейплз. Проверенные методы рекламы.: Карьера-пресс,2012.- С.400.
3. Джоунс Дж. Ф. Рекламный бизнес: деятельность рекламных агентств, создание рекламы, медиапланирование, интегрированные коммуникации. – М.: Вильямс, 2005. – 784 с.
4. История рекламы - от древности и до настоящего момента [Электронный ресурс] URL:https://znaytovar.ru/s/istoriya-reklamy--ot-drevnosti.html
5. Кохтев Н.Н. Десять эффектов рекламы [Электронный ресурс] URL: http://znakka4estva.ru/dokumenty/marketing-reklama-torgovlya/desyat-effektov-reklamy.html.
6. Любимова Н.Г.Поведение потребителя. – Владивосток.: Издательство Дальневосточного университета, 2004.- С.140.
7. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. Издание 3. – Спб.: Питер, 2002.- С.304.
Приложение 1
«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение»
Основная общеобразовательная школа№70
Анкета
Приглашаем Вас принять участие в исследовании: «Влияние рекламы на подсознание человека». Просим внимательно прочитать все вопросы анкеты и дать полные и искренние ответы, соответствующие Вашему мнению. Просим не оставлять вопросы без ответов. Анкета анонимная!
Заранее благодарим за сотрудничество!
Ваш возраст___________
Ваш пол (нужное подчеркните) муж. жен.
Сфера деятельности__________________
Как часто Вы обращаете внимание на рекламу? (нужное подчеркните)
Часто очень часто редко вообще не обращаю внимание.
Если да, то где чаще Вы её встречаете? (Интернет, ТВ, радио и т.д.)________________________________
Как Вы относитесь к рекламе?__________________________________________
_____________________________________________________________________
Что за последнее время Вы приобрели, глядя на рекламу?____________________
_____________________________________________________________________
Назовите популярный продукт или бренд?_________________________________
Заставляет ли реклама приобретать ненужные Вам товары? Если да то, какие?________________________________________________________________________________
Какая, по вашему мнению, должна быть реклама?__________________________
_____________________________________________________________________
Спасибо за ответы!