1. Введение
На мой взгляд, если считать шахматы игрой, то нет ей равной среди игр по тренировке памяти и логике мышления, по воспитанию выдержки, силы воли и других ценных качеств человеческого характера.
Маршал И.С. Конев
Когда мне было пять лет, я очень любил наблюдать, как по вечерам папа и мама играют в шахматы. Они и меня учили понемногу. Игра в шахматы меня сразу очень увлекла. До школы я просто играл для развлечения, всегда было желание – победить папу или мама. А папа часто говорил: «Учись играть в шахматы, будет легче учиться в школе!»
Родители записали меня в шахматную секцию. Потом я пошел в школу и продолжал посещать секцию, да еще привлек своего младшего брата (он научился играть в шахматы уже в 4 года!). И вот только в школе я задумался над папиными словами: действительно ли игра в шахматы поможет лучше учиться?
Я считаю этот вопрос очень актуальным. Почему бы не повысить успеваемость в школе за счет игры в шахматы. Тем более что и в нашей гимназии, и в других школах Воркуты есть шахматные кружки. Мне стало интересно узнать, какое же влияние оказывают шахматы на развитие детей? Способствуют ли они успешному обучению в школе?
Так появилась тема для моей исследовательской работы: «Шахматы. Влияние на успеваемость школьника». Конечно, самому разобраться в этих вопросах мне было бы не под силу, поэтому я обратился за помощью к маме Ольге Михайловне и к моему классному руководителю Анастасии Юрьевне.
Мы выдвинули гипотезу: игра в шахматы развивает память, внимание, логическое мышление, а значит может помочь школьнику лучше учиться.
Цель работы: найти доказательство того, что шахматы положительно влияют на развитие ребенка и на его успеваемость в школе.
Задачи:
Изучить различные источники информации по теме исследования, чтобы узнать какие способности и умения развивает игра в шахматы.
Провести социологический опрос среди учащихся и учителей гимназии.
Проанализировать и систематизировать полученные данные.
Сделать выводы, определить взаимосвязь умения играть в шахматы и успеваемости школьников.
Для решения поставленных задач я использовал следующие методы:
- подбор и анализ литературы по данной теме,
- опрос,
- анкетирование,
- интервью,
-наблюдение,
- анализ и обобщение полученных данных
Практическая значимость исследовательской работы: теоретический материал работы и полученные в результате исследования данные социологических исследований смогут раскрыть возможности шахмат, разбудят у ребят осознанное желание научиться играть в шахматы. Надеюсь, что моя исследовательская работа внесет свой (пусть и небольшой) вклад в развитие и популяризацию этого интеллектуального вида спорта.
Городской шахматный турнир, апрель 2018г.
II. Основная часть.
1. Понятие и виды шахмат.
Шахматы - игра белыми и черными фигурами и пешками на доске в 64 клетки, состоящая в том, что каждый из двух партнеров стремится объявить мат королю соперника. Шахматы – это маленькое сражение, в котором два королевства – белое и чёрное добиваются победы. Само название игры означает «Смерть короля» [5]. В шахматы могут играть также группы игроков, друг против друга или против одного игрока; такие игры обычно именуются консультационными. Существует также практика сеансов одновременной игры, когда один сильный игрок играет с несколькими противниками, с каждым на отдельной доске.
Игра подчиняется определённым правилам; в официальных турнирах применяются правила ФИДЕ, которые регламентируют не только передвижение фигур, но и права судьи, правила поведения игроков. Игра по переписке, по телефону, в Интернете имеют особые правила [7].
Существует множество вариантов шахмат с нестандартными правилами, фигурами, размерами доски. В различные эпохи мастера искусства использовали всю свою фантазию для того, чтобы изготовить самые красивые шахматы. С момента начала их истории для изготовления использовались такие материалы как, моржовая и слоновая кость, керамика и дерево, сталь и бронза, золото и серебро, янтарь и перламутр, стекло и фосфор [3].
Кстати, я тоже попробовал изготовить свои шахматы, ведь интересно попробовать сделать то, что уже около двух тысяч лет занимает людей. Материал, который я выбрал, был самым простым – пластилин. (Приложение1).
Шахматы рассматривают как спорт, науку и искусство. Спорт, потому что здесь есть борьба. Борьба психологическая, борьба планов, борьба быстроты. Наука - потому что в шахматах есть теория, и изучение этой теории требует научного подхода. Систематизация, анализ, оценка всё это характерные черты для науки. А искусством считают, потому что сама шахматная партия есть продукт творчества двух шахматистов. Создаются красивые многоходовые комбинации или сложная позиционная борьба, после которой одна из сторон берёт верх. Такие партии доставляют человеку немало удовольствия [1].
2. Об истории шахмат.
Археологические находки свидетельствуют: игры с фишками на доске были известны в древние времена - в Ассирии, Месопотамии и Египте уже в III-IV тысячелетиях до н.э.
Большинство историков согласно с тем, что шахматы возникли в Индии, хотя есть и другие гипотезы об их происхождении, связанные с Китаем и Месопотамией. Отсутствие фактических данных и археологического материала создает почву для самых фантастических гипотез, таких, например, что шахматы на землю занесли инопланетяне.
Археологические раскопки показывают, что в шахматы играли во многих древнерусских городах, где обнаружены шахматные фигуры, относящиеся к XI-XIII векам. Зачастую древнерусские шахматы находят не только при раскопках княжеского или боярского двора, но и в домах купцов и ремесленников – то есть шахматы не были игрой узкого слоя элиты [5].
Надо сказать, что шахматы были популярны в России вплоть до правления Петра I. После смерти Петра для русских шахмат наступил период упадка, продолжавшийся до конца XVIII века, когда началось их обновление и возрождение (Приложение 2).
20 июля человечество отмечает Международный день шахмат. Россия является ведущий шахматной мировой державой: наша страна дала миру самое большое количество чемпионов мира.
3. Влияние игры в шахматы на развитие человека.
Читая книги о шахматах, статьи в интернете, я убедился в том, что все авторы сходятся в мнении о том, что обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли, а значит имеют прямое влияние на способности к обучению в школе [1,4].
На официальном сайте Российской Шахматной Федерации [8] я встретил интересную статью. В ней рассказывалось о различных исследованиях, проведенных в разное время и в разных странах. Цель этих исследований была одна: определить развитию каких умственных процессов и качеств личности способствуют регулярные занятия шахматами. Описание некоторых исследований представлены в приложении к моей работе (Приложение 3). Проанализировав материалы статьи, я составил рейтинг «Влияние шахмат на развитие человека» и оформил его в виде таблицы.
Таблица 1. Влияние шахмат на развитие человека.
№ в рейтинге |
Умственные процессы и качества личности |
1 |
Улучшает память |
2 |
Совершенствует навыки решения проблем |
3 |
Улучшает концентрацию внимания |
4 |
Улучшают технику чтения |
5 |
Учит планированию и предусмотрительности |
Вывод: игра вшахматы способствует развивают важных общеучебных умений, которые являются залогом успешного обучения в школе. А еще меня очень удивило то, что шахматы улучшают технику чтения!
4. Практическая часть.
Познакомившись с мнением ученых, известных шахматистов, тренеров по шахматам и просто увлеченных шахматами людей о влиянии шахмат на развитие детей и их способностей к обучению, я решил попробовать найти свои доказательства и подтверждения полученным данным или опровергнуть их.
Исследование №1: Опрос учащихся 3в класса
Я провел опрос среди учеников нашего класса.
Цель опроса: определить количество шахматистов в классе.
Ребятам были предложены всего три вопроса. Я планировал выяснить кто из ребят давно и серьезно занимается шахматами, кто хотел бы больше узнать об этой игре и научиться в нее играть, а кого игра в шахматы не интересует. Эта информация нужна была мне для проведения дальнейших исследований
Вывод представлен на диаграмме 1.
Диаграмма 1 «Знакомы ли вы с шахматами?»
Исследование №2: Наблюдение за одноклассниками
Чтобы провести это исследование, я обратился за советом к классному руководителю Анастасии Юрьевне. Мы обсудили, на какие особенности в поведении одноклассников на перемене и во время уроков мне стоит обратить внимание. Вместе мы составили карту наблюдений (Приложение 4). Затем Анастасия Юрьевна получила согласие всех родителей, на проведение наблюдения. Я рассказал одноклассникам, что хочу провести исследование, и все рады были мне помочь.
В исследовании участвовал весь наш класс. Ребята не знали в какие дни и на каких уроках я проводил свои наблюдения. Это было важно! Ведь все должны были вести себя как обычно. Скажу честно, мне было трудно все замечать, поэтому часто я обращался за помощью к учителям.
Учащихся нашего класса мы разделили на три группы:
1. Учащиеся, серьезно занимающиеся шахматами: занимаются в Шахматном клубе. Опыт игры в шахматы более двух лет, ежедневно играют в шахматы, регулярно участвуют в турнирах – 3 человека.
2. Учащиеся, которые начали посещать гимназический кружок: опыт игры в шахматы менее одного года, играют 1-2 раза в неделю.
3. Учащиеся, не играющие в шахматы.
Цель наблюдения: попробовать выявить связь между занятиями шахматами и успехами в школе, интересу к учению. Результаты наблюдений представлены в приложении (Приложение 5).
Вывод: Мои наблюдения показали, что большинство учащихся нашего класса (группа 1, группа 2 и большая часть группы 3) любят узнавать новое, хорошо учатся, умеют с пользой отдыхать, у них разные увлечения и среди этих увлечений важное место занимают шахматы. Мои наблюдения совпали с данными литературных и интернет- источников [1,10].
Исследование №3: Анкетирование учащихся 2-4 классов.
Вместе с мамой Ольгой Михайловной мы разработали анкету.
Цель анкеты: узнать мнение учащихся о том, развитию каких способностей помогают шахматы, влияют ли занятия шахматами на успеваемость в школе.
Анкета состоит из двух частей (Приложение 6). В анкетировании приняли участие 65 учащихся 2-4 классов МОУ «Гимназия №6».
По результатам обработки данных первой части анкеты я сделал вывод, который меня очень удивил. Дело в том, что 62% респондентов ответили, что умеют играть в шахматы. 35% опрошенных посещают занятия в клубе или гимназическом кружке, а еще 20% хотели бы начать там заниматься. Но при этом, только 38% учащихся считают, что игра в шахматы помогает в учебе. Остальные затруднились с ответом или не согласились с этим утверждением. Значит, ребята недостаточно знают об этой полезной игре. Необходимо вести серьезную просветительскую работу, чтобы привлечь к занятиям шахматами больше детей, а главное, чтобы они понимали, зачем человек играет в шахматы, какую пользу ему принесут эти занятия!
Проанализировав результаты второй части анкетирования, мы составили таблицу ранжирования ответов (Приложение 7). А обобщенные результаты для наглядности представили в диаграмме 2.
Диаграмма 2. «Играем в шахматы и развиваем…»
Мне интересно было сравнить результаты опубликованных исследований (см. таблицу 1) с результатами, которые получились у меня (Приложение 7)
Выводы: результаты исследований получились разные. Они совпали по трем позициям: развитие памяти, концентрации внимания, навыков планирования. Но при этом не совпадали их места в рейтинге. В моем исследовании развитие памяти оказалось на 4 месте, а в официальном исследовании оно стоит на 1месте. В моем рейтинге 1 место занимает развитие мышления. А вот развитие техники чтения в моем анкетировании получило менее 10% голосов, когда ученые ему отвели 4 место.
Я считаю, что эти несовпадения легко объяснить. Ведь ученые опираются на конкретные факты, а учащиеся нашей гимназии только на свои представления и знания. Из этого я сделал главный для себя вывод: для проведения любого исследования нужно тщательно выбирать методы, соблюдать правила научного исследования, подкреплять их фактами и доказательствами.
Исследование №4: Опрос классных руководителей
Цель опроса: установить количество учащихся, которые занимаются шахматами, а так же попробовать установить зависимость между успеваемостью учащихся и регулярными занятиями шахматами (Приложение 8)
В опросе участвовали три классных руководителя 2, 4 и 9 класса. Им было предложено заполнить опросник, в котором необходимо было указать, какое количество учеников данного класса занимаются шахматами регулярно и их успеваемость, а так же успеваемость учащихся не занимающихся шахматами.
По результатам опроса, я провел анализ и обобщил данные (Приложение 9). Исследование показало, что процент отличников и хорошистов среди ребят, играющих в шахматы выше, чем среди ребят, которые шахматами не занимаются. Обобщенные данные представлены на диаграмме 3.
Диаграмма 3. Анализ успеваемости учащихся за 1 чет. 2018-2019 уч.г.
По итогам опроса мне удалось сделать еще одно интересное сравнение. Классный руководитель 9 класса, Леонченко Римма Александровна, предоставила мне данные не только за этот учебный год, но и итоги успеваемости этих же учащихся за 2 класс (2011-2012 уч.г.). Проанализировав и сравнив данные за два года, мы обнаружили, что у ребят с детства играющих в шахматы, хорошие показатели в учебе сохранились до сих пор. А вот среди ребят, не играющих в шахматы, процент отличников и хорошистов сократился на 23% (Приложение 9). Для наглядности полученные результаты мы отразили на графике 1.
График 1. Сравнительный анализ успеваемости учащихся по годам обучения.
Вывод: результаты данного исследования совпадают с мнением специалистов о том, что шахматы непосредственно влияют на сохранение и повышение успеваемости школьников любого возраста, а значит подтверждают мою гипотезу [4].
Исследование №5: Интервью с руководителем Шахматного Клуба г.Воркуты Е.Ю.Беловым
Когда я занимался подбором и изучением информации по теме исследовательской работы, то обратил внимание, что много интересных и полезных данных можно узнать из интервью с людьми, которые профессионально занимаются шахматами. Я решил попробовать этот метод исследования. С помощью взрослых были составлены вопросы для интервью (Приложение 10). Беседу мне хотелось провести с моим тренером Евгением Юрьевичем Беловым. Я очень уважаю Евгения Юрьевича, всегда прислушиваюсь к его советам и именно его мнение по проблеме моего исследования мне было особенно интересно.
Из беседы со старшим инструктором-методистом Шахматного Клуба Евгением Юрьевичем Беловым я узнал много интересного (Приложение 11) и сделал вывод о том, что ограничений в возрасте для начала игры в шахматы не существует и не важно в каком возрасте человек начинает играть. Безусловно регулярные занятия шахматами помогают детям улучшить свои достижения в учении. Таким образом, мнение воркутинского тренера совпадает с мнением других шахматистов-профессионалов и любителей. Моя гипотеза снова подтвердилась.
III. Заключение.
Закончив свое исследование, я сделал несколько важных выводов:
1. Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – это одна из наиболее распространённых настольных игр. Она сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства.
2. Ограничений в возрасте для начала игры в шахматы не существует, и не важно в каком возрасте человек начинает играть, он может добиться хороших результатов.
3. Регулярные занятия шахматами развивают логическое мышление, внимание, память, а значит способствуют повышению успеваемости детей.
4. Игра вшахматы способствует развитию важных общеучебных умений (постановка цели, планирование, умение решить проблему, умение видеть вариативность решений), которые являются залогом успешного обучения в школе.
5. Необходимо вести серьезную просветительскую работу, чтобы привлечь к занятиям шахматами больше детей, а главное, чтобы они понимали, зачем человек играет в шахматы, какую пользу ему принесут эти занятия!
Работа подошла к концу. Цель достигнута. Доказательства того, что шахматы положительно влияют на развитие ребенка и на его успеваемость в школе найдены. Моя гипотеза о том, что игра в шахматы развивает память, внимание, логическое мышление, а значит может помочь школьнику лучше учиться подтвердилась.
Работа над исследованием помогла не только ответить на вопросы, которые меня волновали. Я многому смог научиться. Узнал новые методы исследования: попробовал проводить наблюдения и взял свое первое интервью. Узнал, как строить диаграммы с помощью компьютерной программы Word, правда самому мне делать это еще сложно. Даже научился находить проценты (а ведь этому мы будем учиться только в 5 классе).
Я сделал важный для себя вывод: для проведения любого исследования нужно тщательно выбирать методы, соблюдать правила научного исследования, подкреплять их фактами и доказательствами.
Работа по изучению шахмат, истории их возникновения и влияния на развитие человека меня очень увлекла. В своей работе я собрал интересный, убедительный материал. Думаю, что эта информация может быть полезна при организации мероприятий, популяризирующих занятия шахматами. Теоретический материал работы и полученные в результате исследования данные социологических исследований смогут раскрыть возможности шахмат, разбудят у ребят осознанное желание научиться играть в шахматы.
IV. Список использованных источников и литературы.
Бородина А.С. «Шахматы в школьной программе». 1989 г.
Весела И., Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
Зак В., Я играю в шахматы. – Л. Детская литература, 1985.
Костьев А.Н. «Шахматы и интеллект». 1987 г.
Майзелис И.К. «Шахматы – детям». 1994 г.
Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы» 2002 г.
http://danilova.ru/publication/shahmaty.htm
http://ruchess.ru/persons/player_7026/
http://www.peoples.ru/sport/chees_player/karpov/
http://vorkutachess.ru/
Приложение 1
Шахматных дел мастер…
В различные эпохи мастера искусства использовали всю свою фантазию для того, чтобы изготовить самые красивые шахматы. Каждый ценитель и любитель этой древнейшей игры не упускал из виду ни одной модели шахмат знаменитых мастеров.
Приступая к изготовлению своих шахмат, я старался работать как настоящий мастер:
1.Нарисовал на бумаге эскизы фигур.
2. Выбрал материал (пластилин).
3. Попробовал сделать несколько фигур.
Вот что у меня получилось:
Король Пешка
Приложение 2
Об истории шахмат.
Археологические находки свидетельствуют: игры с фишками на доске были известны в древние времена - в Ассирии, Месопотамии и Египте уже в III-IV тысячелетиях до н.э.
Примерно в том же VII в. шахматы проникли из Индии в Персию, где они получили название «чатранг», что является производной от чатуранги. Примерно в тоже время, что и в Персию, шахматы проникли в Среднюю Азию. При археологических раскопках в Афросиабе (Самарканд) были найдены фигурки из слоновой кости, датируемые VII-VIII вв. Это самые древние шахматные фигуры. Они являются изобразительными, так как изображают в миниатюре шаха, а также конных и пеших воинов.
После того, как арабы завоевали Персию, с шахматами познакомился исламский мир. Арабы назвали их шатрандж.
В VIII-IX вв. в Арабском Халифате шатрандж получил самое широкое распространение. Правда, ислам запрещает изображение людей и животных. Чтобы избежать конфликта с религией, шахматным фигуркам, имевшим вначале вид миниатюрных скульптур, стали придавать абстрактную форму. Такие фигурки были просты в изготовлении (их делали из обожженой глины) и, главное, дешевы, что способствовало распространению игры среди простого народа.
Западная Европа заимствовала шахматы в форме шатранджа у арабов. Распространению игры на Британских островах и в Скандинавии способствовали викинги.
Первое упоминание о шахматах в Западной Европе относится к самому началу XI века, однако игра могла быть уже известна на один, а то и на два века раньше.
Археологические раскопки показывают, что в шахматы играли во многих древнерусских городах. В городах Киев, Белая Вежа, Вышгород, Берестье (Брест), Рогачёв, Новгород, Рязань, Туров, Полоцк, Витебск обнаружены шахматные фигуры, относящиеся к XI-XIII векам.
Среди киевских находок преобладают костяные шахматы, сделанные на станках. Вышгород, город княгини Ольги, и Туров славились своими искусными костяными резчиками, которые изготавливали шахматные фигуры. Зачастую древнерусские шахматы находят не только при раскопках княжеского или боярского двора, но и в домах купцов и ремесленников – то есть шахматы не были игрой узкого слоя элиты.
В былинах шахматы и часто смешивающиеся с ними тавлеи (шашки?) присутствуют повсюду.
Шахматы пользовались большой популярностью по всей Европе, но, как азартная игра, встречали сопротивление со стороны церкви. Особенно это противостояние усилилось в первой половине XVI века, вплоть до того, что в 1550 году Иван IV Грозный, сам большой поклонник этой игры, под давлением церкви был вынужден подписать указ о запрете шахмат. В 1551 году запрет был подтвержден Стоглавым Собором. Однако это не мешало царю использовать по назначению золоченую доску, которая была среди трофеев, доставшихся ему при взятии Казани. А с особым шахматным столиком Иван Грозный не расставался до самой смерти, как раз и наступившей во время игры в шахматы. На шахматы ополчался и протопоп Сильвестр в «Домострое».
Надо сказать, что все эти запреты не имели особенного влияния ни на правителей Руси, ни на простой народ, да и серьезных наказаний за игру в шахматы со стороны духовенства никогда не следовало. Официальная «реабилитация» шахмат начинается с XVII века – в Соборном Уложении 1649 года о запрете игры в шахматы не сказано ни слова. Зато в конце XVIII-начале XVIII веков шахматы уже потеснили новые игры – «гусек» и «карты». Однако шахматы были популярны и при Алексее Михайловиче, и при царевне Софье, и при Петре I. После смерти Петра для русских шахмат наступил период упадка, продолжавшийся до конца XVIII века, когда началось их обновление и возрождение.
В XI-XII вв. шахматы считались одним из самых распространенных развлечений феодальной знати, входили в программу рыцарского воспитания. Настольные игры, существовавшие в Западной Европе со времен древнего Рима, были азартными играми на деньги, поэтому шахматы тоже стали игрой на ставку. Неудивительно, что Римско-католическая церковь пыталась их запретить, однако все эти запреты оказались безуспешными и позднее, к 1400, были отменены.
С конца XVI века слава сильнейших шахматистов переходит к итальянским мастерам, и с их творчеством впервые связывается понятие школы - итальянской.
Первый международный турнир состоялся в Лондоне в 1851г. И в дальнейшем международные турниры стали проводиться регулярно.
Первый официальный матч на первенство мира по шахматам состоялся в 1886 в США между Стейницем и Цукертортом. Выиграв этот матч, Стейниц стал первым чемпионом мира.
Вскоре создается Международная Шахматная Федерация (ФИДЕ). Она взяла на себя организацию соревнований за звание сильнейшего шахматиста мира.
20 июля человечество отмечает Международный день шахмат. Россия является ведущий шахматной мировой державой: наша страна дала миру самое большое количество чемпионов мира. История шахмат началась у нас фактически с началом государственности.
У шахматных фигур тоже есть своя история.
Одно из первых упоминаний о военной игре, похожей на шахматы, мы находим в Харшарите, поэме, написанной в честь царя Харши, правителя Северной Индии с 606 по 648 год. И эту игру называли Чатурангой.Чатурангой в древней Индии называлось войско. Войско под командованием царя состояло из четырех основных боевых сил – боевых колесниц, боевых слонов, конницы и пеших воинов. На шахматной доске все эти виды войск были представлены в виде фигур, которые приблизительно отображали расстановку войск противников перед битвой.
Это была не просто забава для скучающей знати, с помощью чатуранги полководцы изучали военное дело, В чатурангу играли в основном правители, знатные военачальники и их приближённые, поэтому доска для игры и сами фигуры изготавливались из слоновой кости, полудрагоценных камней и других редких материалов. Каждая фигурка представляла собой настоящее произведение искусства, украшенное тонкой резьбой и драгоценными металлами.
Названия фигур тоже повторяют наименования своих реальных прообразов. Слон – боевой индийский слон, конь – конница, пешки – пешие воины. В чатуранге использовались также боевые колесницы, которые в древности представляли собой грозную военную силу, но потом этот вид войск стал употребляться всё реже, пока совсем не исчез. С течением времени эти фигуры были заменены на ладьи – боевые корабли или туры – осадные башни. Так игра менялась вместе с изменением правил войны.
Русские названия фигур — ферзь (визирь), ладья и слон ясно свидетельствуют, что игра была перенята Русью у Ирана, а быть может, и у самой Индии. Возможно, что изображение ладьи в виде гигантской птицы было связано с птицей на носу корабля, и таким образом возникло название «ладья». Можно предположить, что русские купцы в Индии встречали эту фигуру не только в виде боевой повозки, но и в виде лодки. На это указывает и сказание о Садко.
В Европе в шахматы начали играть только в XI веке. Важную роль в их распространении сыграли викинги, активно торговавшие с арабами. Они привозили из путешествий арабские шахматные фигуры. С развитием феодализма эти абстрактные фигуры преобразились совсем в другие, символизирующие устройство феодального общества. Шах стал королем, визирь — королевой, слон — епископом, конь — рыцарем.
Пешки — пешие воины остались без изменений и лишь изредка изображались в виде фигур, отличных от заурядных фишек.
В этом проявлялось презрительное отношение феодальной верхушки к простонародью. Однако с подъемом бюргерства, после больших крестьянских восстаний ситуация изменилась. Пешкам стали уделять больше внимания, придавать им индивидуальные черты (крестьянин, ремесленник, купец, врач, аптекарь, адвокат, хозяин постоялого двора, бродяга и т. д.). Наконец, расстановка фигур стала изображением феодального общества.
Приложение 3
Исследования влияния игры в шахматы на развитие человека
(по материалам сайта Российской Шахматной Федерации)
Улучшает память
Игроки в шахматы знают, что данная игра улучшает память. Быть хорошим игроком – значит помнить все ходы, которые совершил ваш противник, а также все время вспоминать, какие из них могут быть в том или ином случае наиболее эффективными с вашей стороны. Это не только пустые слова, есть и научные доказательства. В ходе двухлетнего исследования в 1985 году группе студентов была предоставлена возможность в любое время играть в шахматы. В результате их оценки повысились абсолютно по всем предметам, а преподаватели отметили, что эти студенты стали демонстрировать лучшую память и лучшие организационные навыки. То же исследование было повторено с детьми – и результаты подтвердились. Дети, которые играли в шахматы, стали лучше все запоминать, а их вербальные навыки также улучшились
Совершенствует навыки решения проблем
Шахматная партия – это как одна большая загадка, которую нужно решить, при этом решить на ходу, так как ваш противник все время меняет условия. В 1992 году в рамках исследования почти полтысячи школьников были разделены на три группы. Первая группа занималась традиционными уроками математики, вторая заменяла математику шахматами, начиная со второго класса, а третья – с первого. В результате в ходе централизованного тестирования оценки третьей группы выросли очень заметно, а также третья группа внушительно обошла первую по результатам.
Улучшает концентрацию внимания
Эксперты по шахматам могут выглядеть как рассеянные, немного странные ученые, но правда заключается в том, что те гримасы, которые они корчат во время игры, являются результатом предельной концентрации, которой требует игровой процесс. И именно концентрацию вы можете улучшить, играя в шахматы. Если вы отвлечетесь или подумаете о чем-то другом хотя бы на мгновение, это может привести к тому, что вы проиграете партию, так как ваш противник не обязан отчитываться вам, как именно он походил. Большое количество исследований по всему миру раз за разом подтверждают, что способность концентрироваться становится лучше благодаря игре в шахматы.
Улучшают технику чтения
Очень часто люди ссылаются на исследование 1991 года, в ходе которого были изучены навыки чтения у 53 школьников, участвовавших в шахматной программе. Результаты были оценены и сравнены с результатами тех детей, которые не играли в шахматы. Они четко показали, что игра в шахматы значительно улучшает навыки чтения.
Учит планированию и предусмотрительности
Если подростки будут играть в шахматы, это может даже спасти их жизни. Одним из элементов мозга, развивающимся в последнюю очередь, является префронтальная кора. Это часть мозга, ответственная за планирование, суждения, самообладание. Таким образом, подростки даже с научной точки зрения являются незрелыми, пока у них не разовьется эта часть мозга. Стратегические игры, такие как шахматы, могут ускорить развитие префронтальной коры и помочь принимать лучше решения во всех сферах жизни. А это, свою очередь, вполне возможно, предотвратит совершение глупых и рискованных поступков, которые чаще всего и ассоциируются с подростковым периодом.
Позитивное влияние шахмат на развитие ребёнка
1. Познавательное: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.
2. Воспитательное: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
3. Эстетическое: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
4. Физическое: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
5. Коррекционное: помогает активному ребёнку стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Приложение 4
Карта наблюдений за учащимися … класа
Количество учащихся в классе:…...
Группа |
Кол-во уч-ся |
На перемене |
На уроке |
||
1 |
Учащиеся, серьезно занимающиеся шахматами (занимаются в Шахматном клубе, регулярно участвуют в турнирах) |
Опыт игры в шахматы: более 2-х лет. Количество занятий в неделю: ежедневно |
- играют в настольные игры, - рисуют, - читают книги, энциклопедии, журналы, - играют в подвижные игры в рекреации, - играют в электронные игры на телефоне, - не знают, чем себя занять. |
- внимательны на уроке, - много отвлекаются на уроке, - активно работают, - на уроке неактивны, - хорошо справляются со всеми заданиями, - не все задания получается выполнить, - хорошо запоминают материал урока, - запоминают не весь материал урока |
|
2 |
Учащиеся, которые начали посещать гимназический кружок |
Опыт игры в шахматы: менее 1 года Количество занятий в неделю: 1-2 раза |
- играют в настольные игры, - рисуют, - читают книги, энциклопедии, журналы, - играют в подвижные игры в рекреации, - играют в электронные игры на телефоне, - не знают, чем себя занять. |
- внимательны на уроке, - много отвлекаются на уроке, - активно работают, - на уроке неактивны, - хорошо справляются со всеми заданиями, - не все задания получается выполнить, - хорошо запоминают материал урока, - запоминают не весь материал урока |
|
3 |
Учащиеся, не играющие в шахматы |
Опыт игры в шахматы: - Количество занятий в неделю: - |
- играют в настольные игры, - рисуют, - читают книги, энциклопедии, журналы, - играют в подвижные игры в рекреации, - играют в электронные игры на телефоне, - не знают, чем себя занять. |
- внимательны на уроке, - много отвлекаются на уроке, - активно работают, - на уроке неактивны, - хорошо справляются со всеми заданиями, - не все задания получается выполнить, - хорошо запоминают материал урока, - запоминают не весь материал урока |
Приложение 5
Карта наблюдений за учащимися 2В класа
Группа |
Кол-во уч-ся |
На перемене |
На уроке |
||
1 |
Учащиеся, серьезно занимающиеся шахматами (занимаются в Шахматном клубе, регулярно участвуют в турнирах) |
Опыт игры в шахматы: более 2-х лет. Количество занятий в неделю: ежедневно |
3 |
- играют в настольные игры, - рисуют, - читают книги, энциклопедии, журналы, - играют в подвижные игры в рекреации, - играют в электронные игры на телефоне, - не знают, чем себя занять. |
- внимательны на уроке, - много отвлекаются на уроке, - активно работают, - на уроке неактивны, - хорошо справляются со всеми заданиями, - не все задания получается выполнить, - хорошо запоминают материал урока, - запоминают не весь материал урока |
2 |
Учащиеся, которые начали посещать гимназический кружок |
Опыт игры в шахматы: менее 1 года Количество занятий в неделю: 1-2 раза |
14 |
- играют в настольные игры, - рисуют, - читают книги, энциклопедии, журналы, - играют в подвижные игры в рекреации, - играют в электронные игры на телефоне, - не знают, чем себя занять. |
- внимательны на уроке, - много отвлекаются на уроке, - активно работают, - на уроке неактивны, - хорошо справляются со всеми заданиями, - не все задания получается выполнить, - хорошо запоминают материал урока, - запоминают не весь материал урока |
3 |
Учащиеся, не играющие в шахматы |
Опыт игры в шахматы: - Количество занятий в неделю: - |
11 |
- играют в настольные игры, - рисуют, - читают книги, энциклопедии, журналы, - играют в подвижные игры в рекреации, - играют в электронные игры на телефоне, - не знают, чем себя занять. |
- внимательны на уроке, - много отвлекаются на уроке, - активно работают, - на уроке неактивны, - хорошо справляются со всеми заданиями, - не все задания получается выполнить, - хорошо запоминают материал урока, - запоминают не весь материал урока |
Количество учащихся в классе: 28.
Приложение 6
Анкета для учащихся 2-4 классов
1. УМЕЕШЬ ЛИ ТЫ ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ?
ДА НЕТ
2. ПОСЕЩАЕШЬ ЛИ ТЫ ШАХМАТНЫЙ КРУЖОК?
ДА НЕТ
3. ЕСТЬ ЛИ ЖЕЛАНИЕ ПОСЕЩАТЬ ШАХМАТНЫЙ КРУЖОК или САМОМУ НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ?
ДА НЕТ
4. СЧИТАЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО ТОТ, КТО ИГРАЕТ В ШАХМАТЫ – ЛУЧШЕ УЧИТЬСЯ?
ДА НЕТ ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ
5. ИГРА В ШАХМАТЫ РАЗВИВАЕТ :
Расставь варианты ответов по степени значимости от 1 до 9
1. УМ |
|
2. ПАМЯТЬ |
|
3. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ |
|
4. КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ |
|
5. ВЫНОСЛИВОСТЬ |
|
6. ТЕРПЕНИЕ |
|
7. НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ |
|
8. СПОСОБНОСТЬ РЕШАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ |
|
9. НАВЫКИ ПЛАНИРОВАНИЯ |
Приложение 7
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ
МОУ «ГИМНАЗИЯ №6» г. ВОРКУТЫ
Всего опрошенных: 65 уч-ся
1. УМЕЕШЬ ЛИ ТЫ ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ?
ДА 40 уч-ся, 62 % НЕТ 25 уч-ся, 38 %
2. ПОСЕЩАЕШЬ ЛИ ТЫ ШАХМАТНЫЙ КРУЖОК, ЗАНЯТИЯ В ШАХМАТНОМ КЛУБЕ?
ДА 23 уч-ся, 35% НЕТ 42 уч-ся, 65%
3. ЕСТЬ ЛИ ЖЕЛАНИЕ ПОСЕЩАТЬ ШАХМАТНЫЙ КРУЖОК?
ДА 36 уч-ся, 55% НЕТ 29 уч-ся, 45 %
4. СЧИТАЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО ТОТ, КТО ИГРАЕТ В ШАХМАТЫ – ЛУЧШЕ УЧИТЬСЯ?
ДА - 25 уч-ся, 38 % НЕТ – 17 уч-ся, 27% ЗАТРУДНЯЮСЬ С ОТВЕТОМ - 23 уч-ся, 35%
5. ИГРА В ШАХМАТЫ РАЗВИВАЕТ :
1.УМ |
1 |
2.ПАМЯТЬ |
4 |
3.ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ |
6 |
4.КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ |
5 |
5.ВЫНОСЛИВОСТЬ |
7 |
6.ТЕРПЕНИЕ |
8 |
7.НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ |
2 |
8. СПОСОБНОСТЬ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ |
9 |
9. НАВЫКИ ПЛАНИРОВАНИЯ |
3 |
УМ 1 место у большинства - 40 уч-ся, 62 %
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ 2 место у большинства - 22 уч-ся, 33%
НАВЫКИ ПЛАНИРОВАНИЯ 3 место у большинства - 19 уч-ся 29%
ПАМЯТЬ 4 место у большинства - 15 уч-ся 23%
КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ 5 место у большинства - 13 уч-ся 20%
Остальные позиции получили менее 10% голосов.
Приложение 8
Опрос классных руководителей 2-х, 4-х, 9-х классов.
Уважаемые классные руководители!
Предлагаем Вам принять участие в данном опросе.
Класс ______________________
Кол-во учащихся в вашем классе: ________________________
Количество шахматистов |
Количество не играющих в шахматы |
|
Всего |
||
Учатся на «отлично» |
||
Учатся на «хорошо» |
||
Учатся на «удовлетворительно» |
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 9
Анализ опроса классных руководителей 2-х, 4-х, 9-х классов.
Количество классов: 3 (2 В, 4 А, 9 класс).
Кол-во учащихся: 83 УЧЕНИКА
Количество шахматистов во всех классах (кол-во уч-ся + %) |
Количество не играющих в шахматы во всех классах (кол-во уч-ся + %) |
|
Всего |
32 уч-ся 35% |
51 уч-ся 65% |
Учатся на «отлично» |
13 уч-ся 39% |
9 уч-ся 17% |
Учатся на «хорошо» |
17 уч-ся 52% |
27 уч-ся 57% |
Учатся на «удовлетворительно» |
2 уч-ся 9% |
15 уч-ся 26% |
Сравнительная таблица успеваемости учащихся 9 класса
во 2кл (2011-2012уч.г.) и в 9 кл. (2018-2019 уч.г.)
Данные для анализа и составления таблицы с обобщенными данными предоставлены классным руководителем 9 класса МОУ «Гимназия №6», Леонченко Риммой Александровной.
Количество шахматистов |
Количество не играющих в шахматы |
|||
2 класс 2010-2011 уч.г. |
9 класс 2017-2018 уч.г. |
2 класс 2010-2011 уч.г. |
9 класс 2017-2018 уч.г. |
|
Всего |
5 уч-ся 16% |
7 уч-ся 23% |
25 уч-ся 84% |
23 уч-ся 65% |
Учатся на «отлично» |
4 уч-ся 80% |
2 уч-ся 40% |
5 уч-ся 20% |
1 уч-ся 4% |
Учатся на «хорошо» |
1 уч-ся 20% |
5 уч-ся 60% |
16 уч-ся 64% |
13 уч-ся 57% |
Учатся на «удовлетворительно» |
0 уч-ся 0% |
0 уч-ся 0% |
4 уч-ся 16% |
9 уч-ся 39% |
Приложение 10
Вопросы для интервью с главным тренером ДЮСШ
Беловым Е.Ю.
Во сколько лет лучше начинать занятия шахматами?
Почему?
Насколько важным Вы считаете организацию шахматных кружков в школе? Почему?
Как занятия шахматами могут помочь школьнику при обучении в школе?
Как влияют регулярные занятия шахматами на личные качества юных шахматистов?
Приложение 11
ИНТЕРВЬЮ С ГЛАВНЫМ ТРЕНЕРОМ ШАХМАТНОГО КЛУБА г. ВОРКУТЫ
Е.Ю. БЕЛОВЫМ
По мнению Е.Ю. Белова
«Ограничений в возрасте для начала игры в шахматы не существует». Но по опыту Евгения Юрьевича, «кто раньше начинает играть, тот раньше заканчивает». То есть нет точного ответа на вопрос, когда лучше начинать играть.
Организация шахматных кружков: главный тренер считает «наиболее важным открывать шахматные кружки именно в начальной школе. Это связано с тем, что повышается усидчивость, внимательность, память и аккуратность».
«Самое важное качество, которое развивается при игре в эту интеллектуальную игру –возможность мыслить вариантами».
«Дисциплинируют только РЕГУЛЯРНЫЕ занятия в шахматном клубе. Так же они помогают научиться планировать время и организовать свой день».
На мой главный вопрос «Помогут ли шахматы детям лучше учиться?», Евгений Юрьевич дал однозначный ответ «Безусловно, ДА!»
Интервью проводил ученик 3В класса МОУ «Гимназия №6»
Владимиров Игорь