"Спиннер: стресс или антистресс?"

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Спиннер: стресс или антистресс?"

Рязанцева В.М. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 города Тюмени
Щелчкова Л.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 города Тюмени
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Объект: Спиннер.

Предмет: Антистрессовое назначение спиннера.

Цель: изучить антистрессовое свойство спиннера.

Задачи:

Познакомиться с историей антистрессов в жизни человека;

Узнать принцип работы спиннера;

Исследовать влияние спиннера на поведение людей;

Оценить антистрессовое свойство спиннера.

Гипотезы: 1. Спиннер является антистрессом.

2. Спиннер можно заменить любым другим антистрессом.

Методы: сравнительный анализ информационных источников, метод наблюдения, эксперимент, анкетирование.

Актуальность: Спиннер – явление новое, еще до конца не исследованное. Даже научной литературы по нему написано мало и есть небольшие заметки в периодике. Зато много рекламной информации в Интернете. Тем не менее, игрушка имеет большой спрос. Ее позиционируют как средство борьбы со стрессом. Интересно почему? Так ли это на самом деле? Возможно ли доказать это с точки зрения науки?

ЗНАКОМСТВО С АНТИСТРЕССАМИ

Определение понятия «Антистресс»

Каждый современный человек прекрасно знает, что такое стресс. Под стрессом понимается: 1) состояние повышенного нервного напряжения, вызванное каким-либо сильным воздействием; 2) попытка организма самостоятельно справиться с агрессией внешней среды  [2]. Рассмотрим первое значение более подробно.

Чаще всего со стрессом сталкиваются жители крупных городов и мегаполисов. Коварство стресса заключается в том, что он имеет свойство накапливаться. К сожалению, не у всех есть возможность регулярно посещать хорошего психолога, ездить в отпуск. Отличной альтернативой может стать игрушка-антистресс [3].

Когда мы волнуемся, мы бессознательно делаем разные монотонные движения: щелкаем и стучим предметами, клацаем ручкой, грызем карандаш, теребим пуговицу, накручиваем волосы на палец, открываем-закрываем что-то, барабаним пальцами по столу, переминаемся с ноги на ногу... Замечали за собой?. Чтобы не раздражать окружающих своей суетой, можно занять руки неброским предметом. И тут приходит на помощь игрушка-антистресс. Они справляются с плохим настроением, прогоняют хандру, помогают забыть о житейских трудностях [3].

Само слово «антистрессовый» означает «направленный против стресса, на борьбу с ним; предназначенный для снятия стрессового состояния» [2].

Существует множество разновидностей антистрессов: антистрессовые подушки; антистрессовая ручка; Mokuru (японская неваляшка); брелоки-зайки; мячик «funny bubbles»; ароматизированная «жвачка» для рук; забавные рожицы Caomaru; настольные конструкции (магнитные головоломки, каменные органайзеры, конструкторы, трехмерные пазлы, собранные из гвоздиков платформы и шары со «снегом»); кубик-антистресс (fidget cube); раскраски-антистресс; экспресс-скульптор «Pin Art 3D» гвозди-антистресс и множество других (Рис. 1.1, Прил. I).

Предметы для снятия стресса всегда были известны человечеству. Так, для сохранения концентрации в молитве, четки использовали еще во II тысячелетии до нашей эры. А с помощью шаров здоровья китайские бойцы развивали ловкость рук и лечили кисти еще при династии Мин (1368-1644 гг). Выходит, что современная игрушка-антистресс – не такая уж и новинка. Эта вещица на самом деле просто очередная замена давно знакомым забавам. Таким, например, как советскому кубику Рубика и пластиковой пружинке-радуге из 1990-х годов (Рис. 1.2, Прил. I).

Колоссальная польза антистрессовых игрушек неоспорима. Но есть у них и отрицательные стороны. Не нужно заменять антидепрессантами живое общение. Нельзя позволять полностью переключаться на игру, игнорируя все, что происходит вокруг [3].

1.2 Спиннер. Его устройство, виды, принцип работы

Чтобы подробнее оценить влияние игрушек-антистресс на внутреннюю гармонию человека, рассмотрим один из популярных в настоящее время предметов – спиннер.

Спиннер, фиджет-спиннер, вертушка, крутилка для рук (англ. fidget spinner, hand spinner) — развлекательная антистрессовая игрушка-тренажер [8]. В цен­тре спиннера находится металлический или керамический подшипник, радиально расположены несколько лопастей/крыльев или утяжелителей [10]. Игрушка изготавливается из различных мате­риалов — латуни, нержавеющей стали, титана, меди или пластика. Материал и дизайн подшипников влияет на продол­жительность вращения, тип производи­мых вибрации и шума, создавая сенсор­ную обратную связь. Крутить спиннер можно одним или двумя пальцами.

Существуют десятки разновидностей и цветов спиннеров: пластиковые, металлические, светящиеся, музыкальные и др., а также в виде кубиков, шариков, яиц. Механизм работы у них такой же, как и у лопастных собратьев (Рис.1.3, Прил. I). Существует спиннер и для фигурного катания. Многие тренеры и спортсмены стали их использовать, чтобы отработать вращения.Он служит для организации тренировочного процесса не только в ледовом манеже, но и дома или в зале [4] (Рис 1.4, Прил. I).

Итак, принцип действия спиннера основан на вращении, как у «волчка» и «юлы» [11]. Эти древнейшие игрушки, с точки зрения физики, представляет собой простейший гироскоп. Гироскоп – осесимметричное тело, быстро вращающееся вокруг своей геометрической оси (Рис. 1.5, Прил. I). Такое свойство является главным элементом различных навигационных приборов в космосе и авиации. Оно позволяет связать с гироскопом систему координат, неподвижную относительно звезд.

У юлы вращение происходит относительно общего цен­тра масс юлы. У спиннера происходит вращение определенных масс (три мас­сы) относительно оси вращения, кото­рые находятся в пространстве с нулевой массой. Спиннер сравним с колесом, у которого обод колеса имеет большую массу, а ось вращения имеет возмож­ность перемещаться в пространстве в любом направлении. Это и есть гироскоп. С помощью спиннера увеличивается толь­ко скорость вращения [2, 8].

1.3 Польза и вред спиннера

Спиннер не только снимает стресс и помогает успокоиться, но и помогает сосредоточиться. А значит, и работа пойдет продуктивнее и ни один карандаш не будет сгрызт. Эта уникальная вертушка способна заменить эффект вредных привычек, таких как курение, неосмысленное постукивание пальцами и повторяющиеся движения рук. Изучение физических свойств спиннера показывает его схожесть с другими игрушками и указывает на главное его психофизическое свойство – монотонность [8]

По мнению производителей и продавцов, спиннер: помогает сосредоточиться; развивает мануальную точность; позволяет занять время в очереди или во время поездки в транспорте; устраняет волнение. Ортопеды рекомендуют использовать устройство для разработки пальцев после травмы и восстановления мелкой моторики. Такие тренировки, считают создатели, помогут улучшить умственный потенциал, поскольку активность пальцев рук напрямую влияет на интеллектуальные возможности, память и концентрацию.

Кроме того, спиннеры открывают новую субкультуру (молодежный стиль). Для его поклонников важным игровым моментом является возможность освоить различные трюки со спиннерами и соревноваться между собой. Подростки легко знакомятся на фоне общей темы – спиннера. Общаются между собой, завоевывают популярность, самоутверждаются. И в этом - несомненная польза вертушки. Впрочем, объединяющим предметом для общения может стать и что-либо другое. В разные времена таковыми могли быть шахматы, кубик Рубика или что угодно.

Есть и отрицательный эффект от трюкачеств. Например, некоторые ухищряются крутить спиннер на кончике носа и проделывать с ним различные трюки, обеспечивая себе сотни просмотров в соцсетях. [8, с. 42]. В ресторанах даже предпринимаются попытки «с помощью антистресса-тренажера эффектно разбрызгивать соус по тарелке» [9].В этом случае для нерадивых пользователей (и общества в целом) спиннеры не только вредны, но и опасны.

В научной литературе влияние спин­нера на здоровье людей и в частности детей не описано. В этом-то и состоит задача данной научно-исследовательской работы – обнаружить пользу или вред спиннера хотя бы по отношению к стрессу.

Но обратимся к истории. Возможно, необходимость создания спиннера вызвано реальными медицинскими потребностями. Первоначально в СМИ, создание спиннера приписыва­лось Кэтрин Хеттингер, инженеру-химику по образованию. Она создала игрушку для своей дочери, когда та страдала от
миастении Эрба-Гольдфлама (аутоимунное заболевание, которое вызывает син­дром патологической мышечной утомляемости). Кроме Хеттингер, подобную игрушку создал Скотт Мак Коскери. Вскоре после этого другие люди тоже начали создавать и продавать свои версии устройства [8, 9].

Итак, спиннер рекламируют как средство для улучшения концентрации. Якобы жужжание избавляет от нервозности, беспокойства и даже помогает детям с аутизмом. Психологи уверены: все это выдумки ради роста продаж. Эксперты придерживаются двух точек зрения по этому вопросу: одни согласны с пользой спиннеров для людей СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности) и аутизмом, в то время как другие утверждают, что спиннеры скорее отвлекают, чем помогают сконцентрироваться [7].

Поле­зен ли спиннер для детей с синдромом Дауна? Если рассматривать игрушку с точки зрения цветового восприятия, то у данной категории детей есть пробле­мы с различием цветов. Может привле­кать скоростью движения, но влиять на развитие мелкой моторики рук, маловероятно. У «Детей Солнца» раскоординированы движения и присутству­ют проблемы с цепкостью (удержанием предмета в руке). Так что для таких детей спиннер не опасен, но бесполезен [7, 8].

Психолог Елена Манафарова, например, утверждает: «Это заблуждение думать, что спиннер помогает от аутизма. Спиннер никаким образом не способствует коммуникативным навыкам, улучшению взаимосвязи с окружающим миром. Спиннер как раз способствует тому, что человек уходит вглубь себя» [9]. Педагог-психолог МБОУ СОШ №84 г. Барнаула Ирина Никитинасчитает, что покупать детям спиннер можно, но не стоит надеяться на терапевтический эффект. Это просто игрушка [6]. Выходит, что не всё однозначно. И все они говорят о том, что антидепрессантам не место в школе, ведь ребенок полностью переносит все внимание на них, отвлекаясь от учебного процесса.

А еще многие люди всерьез опасаются негативного влияния игрушки. На форумах рассказывают страшные истории о том, что спиннеры калечат детей. Портал fidget-spin.ru пишет, что австралийский мальчик повредил глаз во время игры со спиннером [6]. Девочка из Техаса играла со спиннером и случайно проглотила подшипник (сейчас ей ничего не угрожает). Впрочем, при неправильном использовании любой предмет может нести опасность. Не стоит давать игрушки с мелкими деталями грудным детям, применять игрушку не по назначению (например, крутить спиннер на носу) или использовать некачественный/токсичный товар. И тогда подшипник от спиннера окажется не вреднее запчасти кубика Рубика, кусочка пазла или фишки от пятнашек.

А как обстоит дело с положительными отзывами?

Барнаульская мама Маргарита говорит: «Моя дочь пользуется спиннером уже месяц. Покрутит пару минут и успокаивается» [6].

Благодаря спиннеру, Мириам Гвинн, мать 8-летней девочки, стала спокойна за дочь – игрушка позволила ей лучше освоиться в новой школе, а еще помогает успокоиться.

По мнению Никиты Егорова, это дает позитивный результат – его ребенок стал меньше времени «зависать» в телефоне и планшете.

В Эстонии, мать четверых детей Эмма Маде, благодарна спиннерам за спокойствие дома. Пока она не решил купить детям игрушку, успокоить их вечером было нереально.

Эффект от спиннеров заметен и учителям. Так, Глория Чесбо, преподаватель у шестых классов, отмечает, что со спиннером дети более спокойные. Перемены стали значительно тише, а различные обсуждения на уроках проходят в разы эффективней.

Реббека По, учитель спецшколы, разрешила пользоваться в школе спиннером одному из учащихся с СДВГ. Ребенок, который не мог и минуты спокойно усидеть, вел себя тихо и внимательно слушал учителя.

Елена Витковская, преподаватель среднего звена, отмечает, что после того, как в их школе у детей появились спиннеры, стало намного больше порядка [1].

Выходит, что пока обзор Интернет-источников не дает полной картины, является ли спиннер антистрессом. Стоит перейти к собственному эксперименту.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ «СПИННЕР: СТРЕСС ИЛИ АНТИСТРЕСС»

Начнем исследовательскую часть с изучения на практике принципа работы гироскопа. Возьмем для этих целей куриные яйца, волчки, юлу и собственно спиннер (Рис. 2.1, Прил. I). Сырое яйцо, как известно, можно отличить от вареного, завертев его. Из-за трения жидких слоев внутри сырого яйца оно быстро останавливается. А яйцо, сваренное вкрутую, может вращаться довольно долго. Китайский волчок или волчок Томсона, вращаясь, на широком крае, переворачивается и даже становится на ножку. Чтобы раскрыть тайну такого явления, возьмем юлу. Раскрутим ее на шершавой поверхности книги, которая лежит на столе. Если краешек книги медленно поднимать относительно стола, то мы увидим, что юла сохраняет прежним направление своей оси относительно стола. Такое поведение юлы связано с неизменным моментом количества движения, вектор которого идет вдоль оси. В этом случае сила тяжести направлена по оси вращения юлы, а сила реакции опоры и сила трения приложены в точке касания юлы с книгой. Поэтому все моменты внешних сил оказываются равными нулю относительно этой точки. И момент количества движения сохраняет свое направление относительно стола [11, с. 60-61]. Как и сама юла [8, с. 43]. Лопасти спиннера при кручении продолжают вертеться практически с прежней скоростью, независимо от того, в каком положении пространства они находится (принцип гироскопа). Однако при резком перемещении предмета наблюдается временное торможение движения лопастей.

Далее перейдем к изучению влияния спиннера на поведение человека (в частности, проследим антистрессовое воздействие). Рассмотрим, что думают о нем ученики одной из средних школ г. Тюмени (26 чел). Сначала третьеклассники создали простейший оригами спиннер [5]. (Рис. 2.2, Прил. I). Потом оценили свои результаты в анкетах (Рис. 2.3, Прил.II). Анкеты были розданы и их родителям (32 чел) (Рис. 2.4, Прил.II).

Кстати, во время мастер-класса по созданию спиннера у детей отмечались сосредоточенность, уравновешенность и спокойствие. И это было еще до того, как дети стали крутить готовый спиннер. Отсюда можно сделать вывод, что успокаивает не столько спиннер, созданный в технике оригами, сколько сама техника оригами.

По результатам опроса детей, выяснилось, что 96% учеников имеют дома какой-нибудь антистресс (пружинку-радугу, лизуна, спиннер и т.д.). Считают, что любая из этих игрушек успокаивает на 85%. О том, что есть дома заводской спиннер, признались 92% опрошенных детей. Правда крутить его нравится только 31%, а больше половины детей могут крутить его лишь некоторое время. То, что он успокаивает и концентрирует внимание, считают 73% опрошенных. Согласны с тем, что спиннер помогает найти общий язык со сверстниками 46% детей и еще 19% не совсем уверены в этом. На главный вопрос исследования – является ли спиннер антистрессом? – положительно ответили 69% учеников (Рис. 2.5, Прил. III).

А что родители? На тот же главный вопрос только 28% взрослых ответили положительно и столько же не смогли определиться. Надо сказать, что не знают как относиться к новомодной игрушке 72% (зато 22% за и только 6% против). Считают, что от спиннера пользы никакой - 53% опрошенных. Может ли он отвлечь ребенка от компьютера или телефона? 47% взрослых считают, что нет, и 38% предполагают, что только на непродолжительное время (Рис. 2.6, Прил. III).

Среди прочего родители заметили, что спиннер успокаивает (25%), будоражит (11%), концентрирует внимание (29%), отвлекает от учебы (36%) (Рис. 2.7, Прил.III). На открытый вопрос «По-Вашему, как влияет спиннер на состояние ребенка?» самыми интересными были ответы: отвлекает в целом; некачественная игрушка быстро ломается, действует на нервы родителей, но ненадолго способна занять и успокоить; успокаивает не больше, чем любая другая монотонная игрушка.

В целом, по данному исследованию можно сделать вывод, что спиннер является антистрессом. По крайней мере, так думает большинство детей (69%) и несколько взрослых (28%). Наблюдал успокоенность детей и учитель: после перемен, на которых дети крутили спиннер, урок проходил продуктивнее, а успеваемость детей немного, но увеличивалась. Первая гипотеза, что спиннер является антистрессом, подтверждается.

Вторая гипотеза о том, что спиннер можно заменить любым другим антистрессом, также подтверждается. Во-первых, это видно из мастер-класса, где дети успокоились уже на этапе создания бумажного спиннера. Во-вторых, по результатам опроса, выяснилось, что 85% школьников считает, что успокаивает любая игрушка-антистресс. И в-третьих, во все времена неуемный спрос антистрессовых игрушек подтверждает их необходимость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной научно-исследовательской работе изучалась игрушка-антистресс - спиннер. В сети Интернет у родителей существует множество точек зрения относительно него: что он бесполезен, травмоопасен, отвлекает от учебы и т.д. В то время как производители утверждают, что спиннер успокаивает, развивает мелкую моторику рук и даже повышает умственную деятельность. Даже мнения о том, является ли игрушка антистрессом, разделились. Целью данной работы было изучить антистрессовое свойство спиннера и провести независимое исследование.

Для этого в первой части работы была изучена литература о понятии «антистресс», рассмотрены виды и принцип работы спиннера, проанализированы данные Интернет-источников о пользе и вреде игрушки.

Во второй части мы на волчках, юле и куриных яйцах изучили принцип гироскопа, а также создали бумажный спиннер.

Кроме того, проведено исследование по антистрессовому свойству спиннера с помощью учеников отдельно взятого 3-го класса. Каждый школьник, покрутив спиннер, оценивал его антистрессовое воздействие и записывал свои наблюдения в анкете. Для чистоты эксперимента были опрошены и родители этих детей.

По результатам работы можно сделать следующие выводы. Согласно гипотезе 1, спиннер более ли менее является антистрессом. По крайней мере, так думает большинство детей (69%) и несколько взрослых (28%). Гипотеза 2 (его можно заменить другим антистрессом) также подтвердилась. Главное психофизическое свойство спиннера – монотонность – можно найти и в других игрушках/действиях. Так, например, мастер-класс по созданию вертушки своими руками показал, что успокаивает не столько спиннер, созданный в технике оригами, сколько сама техника оригами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Восемь случаев, когда спиннер помог сложному ребенку стать лучше. Родители в восторге от эффективности спиннеров [Электронный ресурс] / Дарья Шестакова. – URL: https://hitech.buyon.ru/pages/new-article-5577/ (дата обращения 06.02.2018). - Загл. с экрана.

Ефремова, Т.Ф.  Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный : свыше 136000 словарных статей, около 250000 семантических единиц. Т. 2 . П-Я / Т. Ф. Ефремова. - Москва : Русский язык, 2000. - 1209 с. - (Библиотека словарей русского языка)

Игрушки антистресс – топ 10 лучших современных игрушек [Электронный ресурс] / HELEN. – URL: http://vibrat-detiam.com.ua/igrushki-antistress-top-10-luchshih-sovremennyih-igrushek-foto-gde-kupit-i-kak-polzovatsya.html/ (дата обращения 06.02.2018). - Загл. с экрана.

Как используется спиннер для фигурного катания [Электронный ресурс] / Черноус Роза. – URL: http://fb.ru/article/357700/kak-ispolzuetsya-spinner-dlya-figurnogo-kataniya (дата обращения 05.02.2018). - Загл. с экрана.

Оригами спиннер [Электронный ресурс] / gamejulia https://www.youtube.com/watch?v=k0vW_2FKK2E (дата обращения 30.01.2018). - Загл. с экрана.

Польза и вред спиннера: мнение барнаульского психолога антистресс [Электронный ресурс] / ИА "Амител". – URL: http://www.amic.ru/news/390627 (дата обращения 27.02.2018). - Загл. с экрана.

Синдром Дауна / Григорьев К.И., Выхристюк О.Ф., Егоренков A.M. // Медицинская сестра. - 2014. - № 7. - С. 20-29.

Спиннер: антистресс-тренажер?! [Текст] / Оганьян А. А., Овчинников Ю. Д. // Внешкольник. - 2017. - № 5. - С. 42-46 : 4 фот. - Библиогр.: с. 45-46 

Спинер и его разновидно­сти [Режим доступа] http://www.m24.ru/videos/147875?utm_source=news.mail.ru&utm_campaign=video&utm_medium=cpc?utm_source=CopyBuf (Датa обращения 27.06.2017)

Спиннер. Что это такое и для чего он нужен: названо предназначение спиннера [Электронный ресурс] http://polit-gramota.ru/tehnologii/spinner-chto-eto-takoe-i-dlya-chego-on-nuzhen-nazvano-prednaznachenie-spinnera/208994 (Дата обращения 29.01.2018)

Энциклопедический словарь юного физика : для среднего и старшего школьного возраста / ред. А. Б. Мигдал, сост. В. А. Чуянов. - Москва : Педагогика, 1984. - 352 с. : ил. - (Библиотечная серия).

Приложение I

Виды антистрессов и изучение принципа работы спиннера

Рис. 1.2. Старинные антистрессы

Рис. 1.1. Виды антистрессов

Рис. 1.4 Спиннеры для фигурного катания

Рис. 1.3. Виды спиннеров Рис. 1.5. Виды гироскопов

Рис. 2.2. Мастер-класс по
созданию спиннера из бумаги

Рис. 2.1. Изучение принципа гироскопа

Приложение II

А нкеты для детей и родителей «Спиннер: стресс или антистресс?»

Р ис. 2.3 Анкета «Спиннер: стресс или антистресс?» для детей

Рис. 2.4 Анкета «Спиннер: стресс или антистресс?» для родителей

Приложение III

Результаты анкетирования «Спиннер: стресс или антистресс?»

Рис. 2.5. Результаты опроса детей на тему "Спиннер - стресс или антистресс", %

Рис. 2.6. Результаты опроса родителей на тему "Спиннер - стресс или антистресс" (в процентах)

Рис. 2.7. Результаты ответов родителей на вопрос о влиянии спиннера на состояние ребенка

Просмотров работы: 191