Социальная адаптация леворуких детей в праворуком мире (реформирование сознания общества)

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Социальная адаптация леворуких детей в праворуком мире (реформирование сознания общества)

Ивченко  А.Д. 1
1МАОУ Апрелевская СОШ №3 СУИОП
Леталина  Т.А. 1
1МАОУ Апрелевская СОШ №3 СУИОП
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Отношения людей к отличающимся от большинства чем-то особенным, а именно левшам, вызывали недоумение, интерес и удивление, было также настороженным, и очень часто отрицательным. Но в современном обществе количество левшей с каждым годом становится больше. Раньше левшей старались переучивать, но оказалось, что не надо переделывать природу, а к леворуким детям необходим индивидуальный подход. Это наносило вред здоровью детям.

Цели исследования:

1) формирование знаний об особенностях развития детей-левшей

2) воспитание у одноклассников понимания и терпимости к левше

3) выяснить существование связи леворукости и одаренности детей.

Объект моего исследования – человек

Предмет исследования – леворукость.

Задачи:

Изучить физиологические основы леворукости.

Изучить статистику.

Изучить умения левшей.

Изучить рекомендации- как адаптироваться левше в нашем обществе

Методы исследования: изучение литературы и других информационных источников; тестирование; опрос.

Гипотезы (предположения):

1. Формирование адаптации к успешному обучению в школе

2. Большинство людей – правши, к правшам общество относится лучше.

3. Леворукому человеку очень трудно в праворуком мире, потому что все орудия труда рассчитаны на правшей.

4. Леворукие люди более способные и талантливые, чем праворукие

2. Основная часть

2.1. Отношение в обществе к леворуким людям.

Это даже можно проследить на примере многих языков. В русском языке существует много примеров – «как левая нога захочет», «левая сторона», «встать с левой ноги» и др.

  В английском языке слово "леворукий" имеет дополнительные значения "неуклюжий", "лицемерный", "зловещий", "незаконный". Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках. Отношение к левшам в разные времена и у различных народов было неодинаковым. В Средние века способность пользоваться левой рукой, вместо правой, считалась знаком дьявола. Во многих странах слово «право» обозначает правильность, а где-то также власть и правосудие, а со словом «лево» все наоборот. В Ирландии, например, левая рука, связана со значением неуклюжий, неловкий. В английском варианте – неудачный, несчастливый.

На Руси в древности к ним относились враждебно: нельзя было давать показания в суде, в средние века считалось, чтобы не погибнуть в сражении - надо держать меч в левой руке и т.д.

Но в настоящее время стереотипы меняются.Сейчас феномен левшества много изучается, результаты этой работы позволяют изменять стереотипное восприятие левшей и постепенно вырабатывать методики их обучения. Раньше левшей в школе старались переучивать, «подгонять» их под праворукий класс. В настоящее время всем педагогам известно, что не только не надо переделывать природу, но и то, что к леворуким детям должен применяться индивидуальный подход и даже использоваться другие методы обучения, более естественные для них и поэтому более эффективные.

Левша́ (леворукий) — человек, предпочтительно пользующийся левой рукой. Антоним к слову левша — правша. Среди людей левши составляют примерно 15 %, то есть левшой является каждый седьмой.

Ученые давно знают, что изначально первобытные люди одинаково хорошо владели обеими руками. Таких людей называют – амбидекстрами. Затем, непонятно по каким причинам, произошло смещение в одну сторону (правую). В процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно-образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а так же математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называют доминантным или преобладающим. Подробно, какие функции имеет правое и левое полушарие, вы можете ознакомиться в приложении 5.1.¹

2.2.Статистика

С каждым годом в мире увеличивается количество людей – леворуких. Это можно увидеть, если сравнить диаграммы - в Великобритании и в России.

2.3. Переучивание

В советской школе о том же, как рассадить учеников за партами и приспособить не только рабочее место, но и весь процесс обучения под потребности детей — левшей, никто не задумывался. Напротив, желание ученика держать ручку в левой руке воспринималось как каприз или дурная привычка. Левшей в лучшем случае переучивали, а то и наказывали. В 1985г. запрет на переучивание был снят. В Германии переучивание левшей было запрещено несколько раньше, в 70-е гг.

¹. Левши и правши очень разные люди

А ещё в начале прошлого века к ним применяли достаточно жёсткие меры, левую руку им привязывали за спиной. Совсем зверские приёмы применяли для переучивания зулусы — они опускали левую руку ребёнка-левши в кипящую воду.В 1986 году Министерством просвещения СССР были приняты официальные документы в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей в СССР.

Сегодня во всех странах СНГ стремятся соблюдать основные положения вышеуказанных документов и количество леворуких в населении существенно увеличилось (с 3—4 % до 8—12 %).

Леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Ребенок-левша отличается от своих сверстников не только затянувшимся упрямством, но это, как правило, очень эмоциональные и художественно одаренные дети, они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют, лепят.

Как правило, левши обладают большими музыкальными способностями, а нередко и абсолютным слухом. Однако, музыкальная предрасположенность не является прерогативой какого-то одного полушария. Известно, что Бах, Гендель, Стравинский, Шостакович были левополушарными. Шуман, Шопен, Скрябин, Чайковский – правополушарными.

Ребенку-левше свойственна задержка речи и сложности в произношении различных звуков, непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, капризен, подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении своих желаний. Дети-левши обычно более ранимы, их нервная система легковозбудимая, часто они слезливы, легко впадают в отчаяние.

При первой встрече с учеником педагог должен определить, кто перед ним – правша или левша. Иногда педагог имеет дело не с явной леворукостью, а со скрытой, т. е. с детьми, которых научили пользоваться правой рукой.

Некоторые советы при общении и обучении леворуких детей

1. Взрослые и дети не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.

2. Стараться придерживаться единой тактики отношений с ребенком.

3. Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.

5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

6. Научить леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помнить, свет при работе должен падать справа.

7. При обучении письму использовать «Прописи для леворуких детей». Помнить, что методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.

8. Не заставлять леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.

9. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

3. Исследование

Я провела опрос среди 4-х, 5-х и 9-х классов (разные возрастные категории). Результаты опроса 4-х классов показали следующее:

в 4а классе соотношение – 90% правши и 10% левши

4 Б класс - 95% - 5%

4 В класс- 96 % - 4 %

4 Г класс 89% - 11 %

Все левши в 4 классах являются хорошистами. Большинство левшей в 4-х классах, занимаются спортом и некоторые рисованием. Проблем у леворуких при общении нет, но есть проблемы на уроках русского языка, уроках труда.

Затем я провела исследование в 9-х классах. Вот их результаты:

9А класс- соотношение 96%- 4 %

9Б класс- 90%- 10 %

Оказалось, что среди левшей в 9-х классов нет отличников и хорошистов. Так же они ничем не занимаются. Но на этом я не остановилась, я решила посмотреть, в каком классе у левшей ухудшается оценка. И начала с 5-х классов:

Левши 5-х классов учатся хорошо, но с одной тройкой. Занимаются они либо спортом, либо музыкой.

Из всего этого можно сделать вывод: дети-левши в начальных классах учатся отлично, но перейдя в среднюю школу, их успеваемость ухудшается.

Мне стало интересно, почему же это происходит? Я спросила мнение логопеда.

Мнение логопеда (школьного)

Первое, что мне сказал логопед, это то, что проблемы начинаются с начальных классов. Т.к. в начальных классах детей приучают писать правильно, а так же какой-либо текст, для написания, диктуют медленно. Перейдя в среднюю школу, учителя не задумываются, как диктовать ребёнку. Ребёнок не успевает записывать материал, следовательно, начинаются проблемы с учёбой.

Второе. Это положение руки и наклон листа во время правописания левшей. Как правило, правши наклоняют лист и голову в левую сторону, но если же левша будет наклонять голову и лист в такое положение, то он будет для себя закрывать буквы и не видеть, что он писал до этого. Так же правши пишут с наклоном в правую сторону, но для левшей позволено, чтобы они писали буквы ровно.

Данная проблема меня заинтересовала, и я решила провести исследование среди членов своей семьи. Я попросила их взять ручку в левую руку и сделать лёгкий наклон в левую сторону (как пользуются правши). Затем, закрыв глаза, я попросила их написать слово «дом». Все члены семьи написали слово «дом» по диагонали. После этого, я попросила их перевернуть лист как для левшей и написать всё то же слово. В этот раз слово было написано ровно по линии. Таким образом, третья гипотеза была подтверждена, что леворукому сложно в праворуком мире, т.к. все орудия труда рассчитаны для правшей.

5. Талантливость леворуких

Есть мнение, что среди левшей больше одаренных людей, чем среди правшей. Мы решили посмотреть, что про это пишут в научных работах.

Начиная с конца 1970-х годов, исследователи опубликовали довольно много работ, посвященных связи между леворукостью и одаренностью. Работы проводились разные: проверяли гипотезы о том, что левши чаще встречаются среди одаренных художников, архитекторов, музыкантов, математиков. Ставились эксперименты с участием детей и подростков. Так, Национальное бюро экономических исследований провело исследование и выяснило, что выпускники высших учебных заведений, у которых более развита левая рука, зарабатывают на 13-21% больше, чем их однокашники-правши. Также левши более креативно подходят к любому делу и склонны проявлять неординарность в решении поставленных задач. Опубликованные исследования не позволяют с уверенностью сказать, что левши в чем-то явно талантливее правшей. Исследования сильно противоречат друг другу. В 2009 году австралийские ученые опубликовали работу, в которой использовалась информация о пяти тысячах детей 4–5 лет. Информацию собирали не для работы о леворукости, а в рамках другого исследования, во время которого с детьми проводились глубинные интервью, их просили читать, писать, выполнять разные творческие задания. Выяснилось, что леворукие дети, в целом чуть хуже справляются с задачами, связанными с моторикой (письмо, рисование). При этом ярко одаренных детей среди левшей и правшей равное количество. С задачами, не связанными с моторикой, все дети справлялись одинаково успешно. Но, несмотря на то, что у левшей проблемы с моторикой, детей лучше не переучивать на правую руку?

Во-первых, исследования показали лишь совсем небольшие различия между левшами и правшами в задачах, связанных с моторикой. Во-вторых, ученые довольно давно пришли к выводу, что в переучивании больше вреда, чем пользы. Когда правша выполняет, например, письменное задание, у него, в основном, задействованы участки левого полушария мозга. У левшей, наоборот - правого. Методы вроде привязывания руки или битья линейкой по пальцам уж точно применять не стоит. Таким образом, четвертая гипотеза, о том, что леворукие люди более способные и талантливые, чем праворукие опровергнута, так как выяснилось, что одаренных людей среди левшей и правшей равное количество.

6. Вывод

Все вышесказанное убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим, и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире. К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия так же, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;

3. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;

4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;

5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;

6. Необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;

7. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

В заключении хочется заметить, что терпимость к неодинаковости в нашей стране действительно крепнет вместе с уважением к индивидуальным особенностям, и привитием мысли, что каждый член общества должен получить возможности, благоприятные для развития именно его способностей и задатков, даже если для этого необходимо использовать нетрадиционные пути. Так в продаже уже появляются развивающие тетради, прописи и ножницы для левшей.

Леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особенностями работы мозга.

Леворукие дети – это такие же дети, что и праворукие ничем не отличающиеся от праворуких, за исключением того, что они пишут левой рукой. Хотя неудобств в использовании техники у них больше.

Так как талантливые люди есть и среди левшей, и среди правшей, поэтому я сделала вывод, что на одаренность оно не влияет.

7.Приложение

1.Статистика

Великобритания

 
 

РОССИЯ

 

2. Исследования среди учащихся 4-х классов

   
   

Исследования для 9- классов

   

5А класс

7.2. Билль о левшах

Принят Международной конфедерацией Левшей в 1976 году
Мы, Левши всего мира, дабы усовершенствовать наш союз, установить справедливость, обеспечить внутреннее спокойствие и общий комфорт, достойное существование и благоденствие, во имя производителей, преподавателей, родителей и равных нам и во счастье наших потомков учреждаем этот Билль о Левшах.
Статья 1.
Каждому должна быть гарантирована свобода действия той рукой, которой действовать
удобнее, — без вмешательства со стороны родителей, учителей и сверстников.
Статья 2.
Каждому должно быть позволено сократить употребление в речи слова «правый» в значении «верный» путем замещения его на «ОК», «действительно», «точно» и прочие схожие по смыслу слова.

Статья 3.
Левшам следует предоставить право пользоваться левой рукой при рукопожатии, приветствии, во время церемонии клятвы.

Статья 4.
Каждому Левше следует предоставить возможность извещать о своих потребностях производителей продукции и торговцев.
Статья 5.
Производителям должна быть обеспечена возможность свободного сбыта продукции для Левшей в достаточном количестве и по конкурентоспособным ценам; эта возможность гарантирована постоянно растущим спросом со стороны леворукого населения.

Статья 6.
Дискриминация Левшей в каких -либо сферах занятости либо при предоставлении каких-либо возможностей недопустима.

Статья 7.
Каждый Левша должен быть обеспечен свободой, поддержкой и руководством в совершенствовании в полной мере своих талантов и умений.
Статья 8.
Необходимо создать условия, при которых в бытовых ситуациях Левшам не приходилось бы извиняться за то, какая рука у них ведущая.

Статья 9.
Каждому дано будет право активно противостоять использованию слова «левый» с негативной коннотацией; никаких больше «левых товаров» и прочих «леваков».

Статья 10.
Отныне 13 августа каждого года будет отмечаться Международный день Левшей, знаменующий борьбу за свободу и достоинство Левшей всего мира.

7.3. Определение ведущей руки

Наиболее типичные тесты для определения рукости.

«Переплетение пальцев рук». Необходимо сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой (см. рис.).

«Поза Наполеона» — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье (см. рис.).

«Одновременные действия обеих рук» — рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.

Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.

Немецкий исследователь Ф. Кречмер предлагает для определения рукости предлагает продемонстрировать следующие действия: полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванны и т. д. Если школьник выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче и точнее, то он — левша. Однако использовать задания, предложенные Ф. Кречмером, не так просто, как кажется не первый взгляд. При определении рукости важно все: где находится предмет, которым нужно манипулировать, где находится человек, как дается инструкция.

8. Анкета

Фамилия, имя, класс______________________________

Кем вы являетесь?

А) левшой;

Б) правшой;

В) и левшой и правшой.

Как вы учитесь в школе?

А) отличник;

Б) хорошист (на «4» и «5»);

В) одна тройка, остальные «5» и «4»;

Г) троечник.

Какие секции, кружки вы посещаете?

А) спортивные;

Б) музыкальные;

В) рисование;

Г) другие (какие?) ______________________________

9.Использованная литература.

1. Тесты на определение ведущей руки и ведущего глаза – Режим доступа: http://psylist.net/pedagog/00283.htm

2. Левши и правши очень разные люди - Режим доступа: http://www.levshei.net/4.html

3. Левша- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D1%88%D0%B0

4. Кто талантливее левша или правша? – Режим доступа: https://meduza.io/cards/kto-talantlivee-levshi-ili-pravshi

Просмотров работы: 199