Семья на изломе эпох (опыт социологического исследования

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Семья на изломе эпох (опыт социологического исследования

Голубева  А.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №19» г. Кандалакша
Решетова  Е.Е. 1Свиридова  А.С. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №19» г. Кандалакша
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Понятие «семья» является многогранным. Изучением этого социального института занимается большое количество наук, поэтому термин «семья» до сих пор не имеет однозначного толкования. Например, в юриспруденции наиболее распространено такое: «семья – это объединение, как правило, совместное проживание лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства в семью»[1, с 7]. «В современной социологии семья понимается в двух значениях - как социальный институт и как малая социальная группа»[2, с 275].

Семья и внутрисемейные отношения важны для каждого человека. Именно семья определяет моральные, духовные ценности, формирует определённый образ жизни человека. Основными функциями являются: репродуктивная, воспитательная, эмоционально-психологическая, экономическая, досуговая, функция социализации.

В течение своей жизни каждый человек вступает во множество социальных групп: сверстники, друзья, школьный класс, спортивная команда, сокурсники, трудовой коллектив. Однако семья является единственной группой, которую человек никогда не покидает.

Социальный институт «семья» присутствует у всех цивилизованных обществ и народов. Как бы ни складывалась их история, какой бы уровень экономического и социального развития не был присущ государству, семья играет одну из ключевых ролей в жизни каждого человека. В этом мы видим актуальность темы нашего исследования.

Для нашей страны характерно особое отношение к семье. Так, например, с 2008 года установлен Всероссийский праздник День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля. История этого праздника связана с именами святых Петра и Февронии, живших в городе Муром в XIII в. Их жизнь стала эталоном супружеской верности, любви и семейного счастья.

Последние 100 лет российской истории богаты на события, среди которых революции, войны, экономические и политические кризисы, общедоступность информации различного характера. Но, несмотря на обилие общественных потрясений XXXXI веков, по нашему предположению, ценность семьи в России остаётся неизменной.

Цель: анализ ценности семьи и семейных отношений в российском обществе в XXXXI веках.

Поставленная цель определила задачи:

1. Выяснить представления о семье и ценности семейных отношений в российском обществе на основе анализа источников информации. 2. Изучить изменения в отечественном законодательстве о семье и семейных отношениях. 3. Выявить проблемы современной российской семьи. 4. Изучить ценность семьи в современном обществе путём анкетирования жителей городов Кандалакша и Санкт-Петербурга разных возрастов. 5. Обобщить полученные данные и сделать вывод на предмет актуальности семьи как ценности в современном российском обществе.

Предмет исследования – семья как ценность; объект исследования – российское общество в различные периоды истории.

Методы: анализ литературы. В ходе работы над исследованием мы познакомились с различными источниками, посвящёнными истории семейных отношений в России, как дореволюционной и времён СССР, так и современной. Интерес представляет статья кандидата исторических наук З.С.Лапшиной «Образ русской семьи ХХ-ХХI веков» (http://pravostok.ru/blog/obraz-rysskoi-semi--hh-hhi-vekov/. – Дата обращения 17.12.2017), в которой автор рассматривает семейные отношения в различные исторические периоды. З.С.Лапшина отмечает, что в современном российском обществе семья стала «дорогим удовольствием, недоступным для каждого». Автор делает вывод, что «в мировой, и в российской культуре забыта ценность семьи, не воспитывается образ прочной семьи. СМИ создают образ семьи, которая не может быть устойчивой, потому что не определены её ценности».

Сравнительный анализ и синтез: в своём исследовании мы сравнили ценность семьи в различные исторические эпохи, на основе анализа различных источников информации.

Метод анкетирования применялся при изучении общественного мнения жителей городов Кандалакша и Санкт-Петербурга разных возрастов.

Глава 1. Представления о семье и ценности семейных отношений в российском обществе XXXXI веков

Эволюция законодательства о семье и семейных отношениях

Отечественная законодательная база регулирования семейных отношений в течение ХХ века претерпела значительные изменения. Россия из империи превратилась в СССР, СССР в Российскую Федерацию. Эти коренные изменения можно проследить, анализируя ключевые нормативные акты различных периодов: Свод законов Российской Империи, Кодекс о браке и семье РСФСР и Семейный кодекс Российской Федерации.

Длительное время вопросами семьи и регистрации брака в Российском государстве занималась церковь, по этой причине порядок вступления в брак определялся в зависимости от религии жениха и невесты. Так, например: «лица Православного исповедания всех без различия состояний могут вступать между собой в брак, не испрашивая на сие ни особого от правительства дозволения, ни увольнения от сословий и обществ, к которым они принадлежат»[3]. Брак был запрещён с представителями таких конфессий, как буддизм и язычество. Брачный возраст в Российской империи зависел от пола: 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Интересно, что для жителей Закавказья устанавливался особый возраст - 15 лет для мужчин и 13 лет для женщин. Также был установлен верхний предел брачного возраста - 80 лет. Запрещался брак с монахами и лицами, посвящёнными в иерейский и дьяконский сан. В Российской Империи брак прекращался только при смерти одного из супругов. Расторжение брака было возможно исключительно формальным духовным судом.

Глобальные изменения произошли в нашей стране в 1917 году. После свержения самодержавия и установления республики, Россия превратилась в светское государство. Это нашло своё отражение и в семейном законодательстве. Так, статья 13 Кодекса о браке и семье РСФСР устанавливала, что «брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния»[4], а не в церкви. В этом документе условиями прекращения брака были указаны: смерть супруга, объявление его умершим в судебном порядке или расторжение брака. Основным способом расторжения брака, согласно статье 32, признавался судебный. В органах ЗАГСа брак мог расторгаться по обоюдному согласию супругов и при отсутствии несовершеннолетних детей, а также одним из супругов, если другой признан безвестно отсутствующим, признан недееспособным или осужден к лишению свободы на срок не менее трех лет.

В современной России вопрос о заключении брака согласно Семейному кодексу решается следующим образом: для заключения брака необходимо личное присутствие брачующихся, дееспособность жениха и невесты, достижение брачного возраста – 18 лет. В исключительных случаях брак может быть заключён в 16 и даже в 14 лет. Основным способом расторжения брака, согласно статье 18 Семейного кодекса РФ является внесудебный. Однако, при наличии детей и имущественных споров вопрос о расторжении брака решает суд.

Семейные отношения в российском обществе с начала ХХ века до наших дней

На протяжении веков для России традиционной являлась многодетная семья, основанная на супружеском союзе отца и матери. В дореволюционной России это была большая семья, состоящая из нескольких поколений. Средняя российская семья того времени состояла из 8–10 детей, не были редкостью семьи по 19 детей, а семья из пяти детей считалась малодетной. Так, например, семья Алексея Михайловича Романова насчитывала 16 детей.

События начала XX века изменили эту патриархальную традицию. Новое общество постреволюционной России определило семью пережитком прошлого, а венчание в церкви было отменено. В городах стали появляться молодёжные семьи на правах сожительства. К середине 30-х годов ситуация несколько упорядочилась: появившийся орган под названием «Запись актов гражданского состояния» (ЗАГС) стал обязательным для общественной фиксации браков и разводов. Всё это означало коренные изменения традиционной, т.е. многодетной семьи. Резко снизилось количество детей в семье того времени: городская семья – до 4 детей, сельская – до 6 детей.

Вместе с тем, в это время меняется и сам семейный образ жизни. Связано это с изменением мужских и женских ролей в семье. Мужчина перестаёт быть единственным кормильцем, у женщины теперь есть возможность не только получить образование, в т.ч. высшее, но и зарабатывать достаточное количество денег, чтобы содержать семью. «Появился новый тип семьи — двухкарьерная семья с равными статусными характеристиками супругов (образование, престиж профессии, доход)» [5, с.28].

Усиление роли матери как главы семьи пришлось на военные и послевоенные годы. Среди причин: призыв в действующую армию мужчин старше 18 лет, партизанское движение, человеческие потери в военных действиях на фронтах Великой Отечественной. В это же время начинает проявляться тенденция «малодетности», которая сейчас является основной.

«За последние десятилетия произошло резкое сокращение среднего размера семьи… В современной России две матери из трёх имеют по одному ребёнку, а многодетными становятся не более 7% женщин. Многодетные семьи составляют 5,8% от общего числа семей с несовершеннолетними детьми. Утрачиваются традиции многодетной семьи, в которой старшие дети присматривают за младшими, примеряя на себя роль взрослого воспитателя» [5, с.6].

Проблемы современной семьи

Ситуация в сегодняшней России такова, что всё больше людей не торопятся связывать себя узами официального брака, боясь экономической, правовой, моральной ответственности. Как следствие, уменьшается само число браков и растёт число внебрачных союзов мужчин и женщин.

В Государственную Думу РФ в январе 2018 года депутатом от партии «Справедливая Россия» Антоном Беляковым был внесён законопроект, предлагающий приравнять пятилетнее сожительство к официальному браку. При этом при наличии ребёнка этот срок предлагается сократить до двух лет.

Данная законодательная инициатива не получила одобрения. Так, например, первый заместитель председателя комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунёва отметила, что совместное проживание — недостаточное основание для того, чтобы считать людей супругами. Она выразила надежду, что пары, живущие в гражданском браке, всё же оформят свои отношения: «Это не только права супругов, но и ещё ответственность и перед своими детьми, потому что когда рождаются дети в браке, тоже важно, чтобы между родителями были оформлены отношения»[6]. Эта идея не нашла поддержки и в Совете Федерации. Глава комиссии по совершенствованию Семейного кодекса Елена Мизулина заявила, что к семейным вопросам нельзя относиться с такой лёгкостью.

Одной из проблем современной российской семьи можно назвать рост количества неполных семей. Социологи говорят о новизне данного явления, т.к. это не традиционная «семья вдовых», а именно родители без партнёров. В основном, это работающие матери с детьми. К сожалению, последствием такого явления становится безотцовщина, которая способствует росту подростковой преступности.

Другая проблема современного общества – увеличение количества разводов. Так, по данным Росстата, в 2016 году на 100 браков приходилось 62 развода. Для сравнения, в 1980 году на 100 браков приходилось менее 40 разводов, а в 1960 – только 12 [7]. Это свидетельствует о том, что сегодня такой социальный институт как семья является нестабильным.

Огромную популярность в последние годы в нашей стране приобретает западно–европейское движение чайлдфри. О явлении чайлдфри – полном намерении не иметь детей – активно заговорили в 70-е годы в Европе. Сегодня это движение, по мнению социологов, представляет реальную угрозу институту семьи. Доводы, которые приводят сторонники чайлдфри следующие: боязнь родов, трудности, связанные с жильём, финансовая нестабильность и т.д. Противники бездетности считают, что чайлдфри угрожают демографической ситуации в стране. Но сами чайлдфри отмечают, что следует обращать больше внимания не на рождение детей, а на их воспитание, образование и создание благоприятных условий для жизни.

Еще одной проблемой современной семьи являются однополые браки. В нашей стране они запрещены законодательством, общественность к подобным союзам относится негативно. Но, несмотря на это, сегодня, особенно в среде молодёжи, такие пары можно встретить и в России.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что такой социальный институт как семья сталкивается со множеством трудностей социального, экономического, духовного аспектов, которые во многом зависят от политики, проводимой государством.

Глава 2. Семья глазами жителей городов Кандалакша и Санкт-Петербург

В нашем опросе, проведённом в декабре 2017 г. – марте 2018 г., участвовали респонденты разных возрастных групп: подростки 12 – 17 лет, молодые люди от 18 до 35 лет и люди среднего возраста от 36 до 55 лет. Всего в опросе приняло участие 150 человек, в каждой возрастной группе по 50 человек. Деление на возрастные группы соответствует демографическому принципу, принятому в различных социологических исследованиях. Причиной опроса респондентов разных возрастов стало желание изучить их представление о семье, основываясь на их жизненных ценностях, сформировавшихся в разные исторические эпохи. Выбор жителей городов Кандалакша и Санкт-Петербург для участия в опросе неслучаен. Зачастую представления и ценности жителей мегаполиса и провинции разнятся.

Вопросы анкеты, предложенной респондентам, представлены в Приложении № 1.

Первый вопрос был направлен на изучение ценностей, которые являются приоритетными в современном обществе. Анализируя ответы респондентов, мы сделали вывод о том, что семья как ценность является приоритетной для всех опрошенных (Приложение № 2). Также среди первостепенных ценностей были названы здоровье, любовь, друзья, деньги.

В представлении респондентов семья – это «родные и любящие люди», «мама, папа и дети», «любовь», «поддержка». Именно эти ассоциации возникали у опрошенных всех трёх возрастных категорий. Однако никто из опрошенных не отмечают таких членов семьи, как бабушки и дедушки, не воспринимая их как важных членов семьи. Это перекликается с мнением социологов, которые отмечают, что традиционная многопоколенная семья уходит в прошлое.

Отвечая на вопрос о том, что необходимо семье для счастья, респонденты всех возрастных групп ставят на первое место здоровье (своё и близких). Кроме того, семье, по мнению опрошенных, необходимы уют в доме, любовь, собственное жильё. Среди своих вариантов ответа опрошенные называли взаимопонимание, верность, ответственность.

Работая над исследованием, мы решили выяснить, как относятся респонденты к парам, которые не зарегистрировали отношения в органах ЗАГС. Оказалось, что большинство опрошенных всех возрастных групп относятся к ним нейтрально: этот ответ выбрали 71% подростков 12 – 17 лет, 73% молодых людей от 18 до 35 лет, 62% людей среднего возраста от 36 до 55 лет. Отвечая на вопрос «сколько по времени может длиться проживание пары до официальной регистрации брака» респонденты всех возрастов чаще отмечали, что официальная регистрация брака не требуется. Этот вариант ответа выбрали 76% подростков 12 – 17 лет, 78% молодых людей от 18 до 35 лет, 64% людей среднего возраста от 36 до 55 лет.

Семья всегда были в центре внимания писателей, поэтов, художников. Множество произведений современной и классической литературы посвящено семейным отношениям, например, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Без семьи» Г.Мало, «Девочка из города» Л.Воронковой. Мы решили выяснить, какие примеры счастливых семей респонденты могут привести из литературы, истории. К сожалению, ответ на этот вопрос смогли дать только 29% всех опрошенных. Наиболее популярными вариантами ответов являлись: семья Романовых, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и роман Л.Н. Толстого «Война и мир».

Подростки 12 – 17 лет в качестве примеров в основном приводили исторические личности и примеры из произведений, изучаемых по школьной программе произведения А.С. Пушкина («Капитанская дочка», «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане»).

Респонденты средней группы наряду с историческими и литературными примерами называли примеры кинематографических семей: «Игра престолов», «Любовь и голуби», «С любовью, Рози», «Отчаянные домохозяйки», «Один дома» и др.

Среди примеров счастливых семей респонденты старшей возрастной группы указывали семью Ростовых из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», семью Лариных из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», семья Андрея Соколова из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Однако у этой группы респондентов встречались и такие примеры, как «Семейка Аддамс» (колдовская семья из чёрной комедии режиссёра Барри Зонненфельда), семья Малыша из повести А. Линдгрен из повести «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

Анализируя ответы, можно сделать несколько выводов. Несмотря на то, что семья как ценность не утрачивает своей актуальности, респонденты всех возрастных групп допускают сожительство без заключения официального брака. Кроме того, из ответов становится ясно, что на первое место в современном обществе выходит семья нуклеарного типа без представителей старшего поколения - бабушек и дедушек.

Заключение

Таким образом, выяснив представления о семье и ценности семейных отношений в российском обществе на основе анализа отечественного законодательства, анкетирования жителей городов Кандалакша и Санкт-Петербурга разных возрастов, мы пришли к выводу, что ценность семьи в России остаётся неизменной. Таким образом, мы подтвердили поставленную гипотезу.

Следует отметить, что выводы, полученные в ходе нашей работы, перекликаются с исследованием, проведённым на рубеже XX и XXI веков в европейских странах, в т.ч. и в России. Его целью стало изучение мнения о семейных ценностях жителей данных стран. Результаты опроса показали, что среди важнейших жизненных ценностей респонденты из всех европейских стран, включая Россию, назвали семью «первостепенной ценностью»[8, с 82]. Вместе с тем, опрос выявил тенденцию отказа от обязательной регистрации семьи в специальных государственных учреждениях.

Наше исследование – попытка привлечь внимание общественности к проблемам современной семьи. Кроме того, оно имеет практическую значимость. Данная работа может быть использована на родительских собраниях, классных часах, уроках обществознания при изучении темы «Семья».

Современный мир непостоянен: меняются отношения между государствами, экономические и политические реалии, модные и культурные тенденции. Вместе с миром меняются и представления людей о жизненных приоритетах, но, мы согласны со словами Паисия Святогорца о том, что «единственная ценность жизни – это семья».

Список использованных источников:

Семейное право: Учебник для вузов / Под ред. С.Н.Бондова. - М., 2002. - 262 с.

Социология: справочное пособие/А.И. Кравченко. - М.: РОССПЭН, 1996. – 384с. 

Свод законов Российской Империи: Книга третья том десятый [Электронный ресурс] // ред. И. Д. Мордухай-Болтовского, сост. Н. П. Балканов, С. С. Войт, В. Э. Герценберг. - Электронная версия печатной публикации. - Санкт Петербург: Русское Книжное Товарищество «Дятел», 1912. - 343с., - Режим доступа: http://civil.consultant.ru/reprint/books/211/, свободный

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ [Электронный ресурс] // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 - Доступ из информационно - справочной системы "Гарант".

Социально-психологическая устойчивость семьи в современной России / Е.И.Холостова, Т.В.Шинина. – М., 2017. – 342 с.

https://ria.ru/society/20180122/1513105808.html. дата обращения 19.02.2018

Миркин, Я. Как остановить шквал разводов // АиФ.-2017.-№11.-С.4

Митрикас, А. А.Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы /А.А.Митрикас // Социологич. исслед. – 2004. – № 5. – С. 77-84.

Приложение №1

Возраст:____

Что для Вас самое главное в жизни ? (Расположите в порядке убывания важности, где 1 – наиболее важное, 9 – наименее важное).

Любовь

 

Родина

 

Карьера

 

Деньги

 

Семья

 

Здоровье

Уважение окружающих

Творчество

Друзья

 
   

В Вашем представлении семья – это ______________________________________

Как Вы считаете, что необходимо семье для счастья?

1.Уют в доме

 

2.Здоровье (своё и близких)

 

3.Собственное жильё

 

4.Работа и постоянный доход

 

5.Не задумывался

 

6.Свой вариант ответа

 

Как вы относитесь к парам, которые не регистрируют свои отношения в органах ЗАГС? А) нейтрально; Б) положительно; В) отрицательно

Сколько по времени может длиться проживание пары до официальной регистрации брака?

А) на усмотрение пары; Б) 1 – 3 года; В) регистрация не требуется

Какие примеры счастливых семей Вы знаете из истории и литературы?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 2

Шкала ценностей по мнению опрошенных

Отношение к парам, не регистрирующим свой брак в органах ЗАГС

Время совместного проживания пары до официальной регистрации брака, по мнению опрошенных

Просмотров работы: 67