Самураи против ниндзя: мифы и реальность

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Самураи против ниндзя: мифы и реальность

Юзупкин Д.О. 1
1Филиал МБОУ «Лицей №11 г.Челябинска»
Черепанова Н.Ю. 1
1Филиал МБОУ «Лицей №11 г.Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Году Японии в России посвящается

Введение

Что мне нравится больше всего? Больше всего мне нравятся японские единоборства. Потому что благодаря их относительно простым приемам человек может защитить себя. Я знаю различные виды единоборств: Джиу-джицу; Айкидо; Иайдо; Кабудо; Дзюдо; Кэндо; Кобудо; Карате. Из них больше всего мне нравятся: Джиу-джицу, Карате и Кабудо, которыми я занимаюсь в секции. Сначала я думал, что это просто спорт – броски, удары, оружие. Со временем я понял, что это не просто спорт. А это особая культура, особая философия, имеющая вековые традиции. Япония – удивительная страна. Японские традиции, религия и культура сильно отличаются от русских. Мне стало настолько интересно, что я начал изучать.

Я прочитал много документальных и художественных книг о Японии. И узнал, что в японской воинской культуре существуют два основных вида воинов – самураи и ниндзя. Моя мечта - стать самураем, но большинство моих знакомых ребят хотят стать ниндзя. И я задумался – а в чем же, собственно, различие, в этих двух, казалось бы, схожих кланах воинов? Кто из них лучше?

Я стал спрашивать у взрослых и ребят, собирать информацию. И понял, что этот вопрос в России особо не изучался. Все ребята, как один, рассказывали мне про ловкость, силу и умения ниндзя. Утверждая, что ниндзя быть хорошо, ниндзя – их кумиры. Но, это шло в разрез с той информацией, которую рассказал мой учитель-сенсей из секции японских единоборств и с тем, что я прочитал в тех немногих книгах, которые смог найти.

Я понял, что на сегодняшний день существует актуальная проблема - недостоверная информация, формирующая ошибочное мнение и подмену понятий общечеловеческих ценностей у детей. Я увлекся этой проблемой и решил исследовать досконально и предложить лучший путь ее решения.

Итак, цель моей научно-исследовательской работы – выявить заблуждения в российской культуре относительно исторической роли самураев и ниндзя; показать значимость истинных знаний и общечеловеческих ценностей; научно обосновать необходимость и доступность получения достоверной информации в рамках школьной программы; предложить и проработать лучший вариант получения достоверной информации в рамках школьной программы.

Я выдвинул гипотезу, возможно, в российской культуре есть заблуждения относительно исторической роли самураев и ниндзя; необходимо изучить все имеющиеся данные, и, используя достоверные источники информации, сформировать у школьников базу истинных знаний о японских воинах.

Чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, мне необходимо решить следующие задачи:

Понять принцип формирования ложного мнения, для этого необходимо: изучить самураев (роль в истории, жизненный уклад, ценности, оружие и т.п.); изучить ниндзя; делать сравнительный анализ полученной информации;

Изучить, что думают о самураях и ниндзя окружающие меня люди, для этого мне необходимо провести опрос общественного мнения;

Изучить и проработать варианты донесения достоверной информации до школьников с максимальной эффективностью.

Проанализировать промежуточные выводы и подтвердить, либо опровергнуть, выдвинутую гипотезу.

Для решения поставленных задач я буду использовать следующие методы:

Теоретические:

анализ литературы: художественной (повести, рассказы); научной (энциклопедии); научно-популярной (журналы, комиксы);

видеосюжеты: фильмы художественные; фильмы документальные; японские мультфильмы.

Практические – социальный опрос жителей Челябинска по возрастным группам (дети и взрослые).

Предмет исследования – основы менталитета японской военной культуры и знания среднестатистического россиянина о них.

Объект исследования – источники ложной и достоверной информации, эффективность способов доведения информации до школьников.

Самураи

«Меж цветов красуется сакура, меж людей – самураи» Японская пословица

Из глубины веков японской истории смотрит на нас суровый и молчаливый воин. В его пронзительном и чуть надменном взгляде можно прочесть лишь отрешенность и непоколебимую уверенность. Его руки нежно сжимают рукоять меча. Его голова упрямо устремлена вперед, готовя тело к сокрушительной атаке. Его давно уже нет, но его знает каждый. Его образ покрыт завесой тайн, хотя о нем сложено бесчисленное множество легенд и преданий, написаны сотни книг и сняты десятки фильмов. Имя его – САМУРАЙ.

Самураи – это элита японского общества - это военное сословие, которое начало формироваться в Японии в конце VIII века. История Японии – это история бесконечных воин, заговоров и интриг. Войн с соседними племенами, не желающими подчиняться воле Императора. А также постоянная борьба за власть между японскими кланами. В результате чего, профессионально обученные воины, защищавшие власть Императора, стали называться самураями. Служба при императорском дворе сделала многие самурайские семьи богатыми и могущественными. А класс самураев стал господствующим и фактически управлял Японией почти 11 столетий, вплоть до конца XIX века.

Ранг самурая был наследственным. Дети самураев с малых лет приобщались к соответствующему образу жизни. В пять лет сын самурая получал свой первый маленький настоящий меч «маморигатана» и крохотные самурайские доспехи. Затем следовали долгие годы обучения воинскому мастерству, воспитанию личности в духе презрения к смерти и беззаветной преданности своему господину, умению переносить тяготы военной жизни. Самурай обязан был подавить любой страх в своей душе. Неимоверные испытания, которым специально подвергали юношей в процессе обучения, вырабатывали в них особую психологическую устойчивость, хладнокровие и присутствие духа, а также способность выполнить свой долг до конца, даже если для этого требовалось умереть.

Правила и нормы поведения, по которым воспитывали самураев, называется «Бусидо», или Путь воина. Эти правила, основанные религии (синто, буддизм и конфуцианство) формировали мысли, поведение и отношение к жизни самурая. Самураи свято верили в свое предназначение, определенное воинским долгом, справедливостью, честью и Путем. Путь – подразумевает неустанную работу человека над самим собой, его желание достичь вершин в познании, работе, творчестве, веру в победу разума и справедливости над безумием и злом.

В Бусидо (Приложение №1) заложен идеал воина, на который должен был равняться каждый самурай. Чувство чести и собственного достоинства воспитывались с детства. Детям внушалось строго охранять доброе имя рода, семьи – чувство стыда для самурая было самым тяжелым. А ложь была равносильна трусости. Слово, данное самураем, считалось гарантией его выполнения. Самурай не боялся умереть. Дух его был настолько крепок, что смерть во имя долга и защиты чести воспринималась как наивысшая ступень самосовершенствования. «Дух самураев не знал колебаний и слабости, он был решительным и смелым. Человек, способный убить себя, не дрогнет в любой ситуации и будет прекрасно владеть собой в момент наивысшей опасности. Самурай будет стоять до конца, до последнего мига своей жизни. Цель и основная идея его жизни - подвиг и верность. Он никогда не сдастся в плен и не покажет противнику спину, он выполнит любой ценой приказ, ибо так велит ему честь и долг. Никогда он не покроет позором и бесчестьем свое имя и имя своего рода. Именно умение умереть, красной нитью проходящее через Путь воина – Бусидо, делало самурая идеальным воином, живым воплощением бога войны Хатимана.»[8]

Самурай и самурайский меч – это два не разделимых понятия. Самурай ВСЕГДА имел при себе меч. По японской традиции меч считался не просто оружием, а священным атрибутом, наделенным волшебными свойствами, «душой самурая». Это определялось религией. Согласно буддийским канонам меч всегда рассматривался как орудие мира, справедливости и человеколюбия и для самурая олицетворял, прежде всего, искренность благородство, честь и верность долгу. А синтоизм наделил меч мистическими силами, сделал его священным оружием, способным совершать чудеса в извечной борьбе со злом и насилием.

Меч воспитывал самурайский дух, острое чувство самоуважения, достоинства, верности и доброго сердца. В руках такого воина меч становился воплощением жизни, а не смерти. Меч воспринимали как живое существо, наделенное душой и собственным характером. Мечам давали имена и передавали из поколения в поколение как фамильную драгоценность. Меч всегда был высочайшего качества и красиво украшен.

Между 13 и 16 годами для молодого самурая проводился обряд «гэмбуку». Где самурая впервые стригли как взрослого, дарили настоящий боевой меч и воинские доспехи. С этого момента молодой воин получал право на дайсё, то есть два меча, длинный с двуручным хватом (катану) и короткий (вакидзаси), которые он носил за поясом. Привилегией сословия самураев, их символами и отличием после обряда посвящения – были мечи и особая прическа «сакаяки». Когда лоб выбривали до затылка (символизировало мудрость), а оставшиеся длинные волосы смазывало маслом и связывали в пучок «мотодори». Мотодори самураю предстояло носить до конца жизни. Лишиться мотодори было равносильно потере чести и самурайского достоинства. В этом случае самурай предпочитал совершить «сэппуку» - ритуальное самоубийство, привилегия исключительно самураев, позволявшее восстановить честь имени и являвшееся последней демонстрацией собственной доблести.

Помимо всестороннего обучения воинским искусствам, самураи изучали

китайскую и японскую литературу, каллиграфию, этикет, классическую музыку, стихосложение. В свободное время самураи играли в настольные игры, связанные с тактикой и стратегией, например го или сёги (японские шахматы).

В бесконечных воинах оттачивалось самурайское воинское мастерство,

совершенствовались боевые навыки и способы ведения боевых действий, то есть все, что можно назвать одним словом «будзюцу». Основные виды боевых искусств, доспехи и оружие самураев приведены в Приложениях №2,3,4.

Самурай – это, прежде всего, профессиональный воин, живущий по определенному своду правил. Его жизнь - это война, его душа – это меч, его ремесло – это умение сражаться. Как гласят японские предания - самурай искал упоения в бою, он не страшился смерти, но всегда ценил жизнь, и старался прожить ее так, чтобы потомкам не было стыдно за него; он всю жизнь оттачивал воинское искусство, стремясь к совершенству. Многолетний процесс воспитания самураев прививал им самые высокие человеческие качества, такие как величие духа, храбрость, хладнокровие, терпение, уверенность в себе, дисциплину, вежливость, скромность, твердость слова, бесстрашие, презрение к смерти и готовность умереть, чтобы защитить свою честь.

Таким образом, самурай является ярким примером доблестного и благородного воина, отстаивающего честь, достоинство и справедливость.

Ниндзя

«Я-Ниндзя…Мое тело под контролем… Моя сила в приспособляемости… Мое оружие – все, что существует….Мой Путь – Ниндзюцу»

Завет ниндзя «Тигровый манускрипт ниндзя провинции Кога»

Когда мы слышим «ниндзя», мы сразу представляем себе фигуру в черном облегающем комбинезоне, в капюшоне и маске с узкой щелочкой для глаз, с боевым мечом за спиной. Воин-тень, крадущийся, невидимый и неуловимый – таким создали для нас образ ниндзя легенды и мифы, а позже книги, комиксы и кинофильмы. В создании такого образа большую роль сыграли специфические виды вооружения, хитроумные приспособления, оригинальные технические способы и методы, которыми виртуозно владели ниндзя. Именно благодаря им ниндзя легко «перепрыгивали» крепостные стены, «ходили» по потолку, часами находились под водой, в мгновение ока исчезали из поля зрения, легко «просачивались» в узкие щели и делали массу совершенно невероятных трюков. Этим оружием, приспособлениями и методами ниндзя обязаны системе

боевого искусства – Ниндзюцу.

В древней Японии сообщество ниндзя было вне социальной системы и никому не подчинялось. Кланы ниндзя были по всей Японии. Ниндзя - это воин-тень, «нин» - означает «тайный». Согласно правилам Ниндзюцу ниндзя не могли действовать открыто. Основное ремесло ниндзя были шпионаж, диверсии и убийства. Такая деятельность, связанная с невероятными опасностями и смертельным риском, требовала специфической подготовки и экипировки.

В школы подготовки «ниндзюцу-рю» отдавались дети с шести лет, где они получали знания и оттачивали множество умений. Ниндзя был обязан добывать необходимую информацию и использовать любой предмет в качестве оружия, защищаться от любого вида оружия (также и голыми руками), неожиданно возникать и незаметно исчезать, владеть медициной, траволечением и иглоукалыванием, уметь делать яды и противоядия, улучшать зрительную память, слух и ночное зрение, взбираться по стенам и скалам, ориентироваться на незнакомой территории и так далее. В пятнадцать лет выпускники сдавали экзамены, давали клятву верности клану (сэйси), подписывая его своей кровью, получали боевые мечи (ниндзя-то) и становились рядовыми бойцами. Для выполнения задания ниндзя «вживались» в образы других людей, что давало им возможность свободно перемещаться в любых населенных местах. Было семь основных образов: бродячий актер, странствующий монах, горный отшельник, буддийский священник, бродячий циркач, наемный крестьянин или обычный горожанин и бродячий торговец. Поэтому в населенных пунктах ниндзя появлялся в обычной одежде, позволявшей слиться с толпой.

При неожиданной встрече с противником ниндзя не спешили вступать в открытый бой с риском провалить основной задание. На этот случай была масса хитрых способов и уловок нейтрализации противника без прямого контакта. Если уж схватки невозможно было избежать, в ход шло виртуозное мастерство рукопашного боя, основанное на концентрации сил, внезапности, стремительности, а, главное импровизации, ставящей в тупик любого соперника. При себе ниндзя всегда имел полный комплект технических средств, предметов одежды и экипировки, которые могли понадобиться.

Так из чего же состоял знаменитый костюм ниндзя? (Приложение №5) В отличие от общепринятого мнения, костюм-комбинезон не был черным. Маскировочная и ночная одежда была пепельного, темно-серого, красновато- или желтовато-коричневого цвета, что позволяло максимально слиться с окружающей средой. Комбинезон был мешковатым и часто изнанка костюма была другого цвета, к примеру, зеленого, что позволяло ниндзя мгновенно переодеться и быть невидимым, если погоня застала его в лесу. В рукава куртки часто зашивались тонкие металлические пластины для отражения ударов холодного оружия. Штаны были до колен, и заправлялись в матерчатые гетры, которые были продолжением специальной обуви (таби) – традиционных плотных японских носков с выделенным большим пальцем. Обуви уделялось особое внимание. Например, подошву таби делали кожаной – для улучшения сцепляемости ноги с поверхностью, либо из хлопка с шелком – походка становилась совершенно бесшумной. Иногда к подошвам таби прикрепляли деревянные пластинки различных форм, в точности повторяющих следы животных или птиц, а также имитирующих следы маленьких детей, калек и людей различного телосложения. Использовались также «пластинки-перевертыши», оставляющие следы, направленные в противоположную сторону от направления движения самого ниндзя. На голове был капюшон, который скрывал лицо, оставляя открытыми только глаза. Иногда для этой цели ниндзя применял маску или шарф. Капюшон и шарф использовались и для других целей, к примеру, для фильтрации воды, в качестве защитной маски от дыма при пожаре, для перевязки ран. В одежде ниндзя было огромное количество внутренних карманов, кармашков, футляров, петель и крюков для ношения различного инвентаря, приспособлений и оружия.

К оружию у ниндзя было особое отношение – его рассматривали не только с точки зрения боевого применения, но и как приспособление, которое можно использовать в различных ситуациях. Основным видом оружия у ниндзя был меч – ниндзя-то, клинок которого, был меньше клинка катаны, качество хуже, а отделки не было вообще. Меч ниндзя носили на перевязи за спиной рукояткой вверх и выхватывали одной рукой. Почему же ниндзя-то считали и приспособлением? Ножны меча были значительно длиннее клинка и имели отверстие на конце, что позволяло использовать их как дыхательную трубку при необходимости скрыться под водой или как трубку для метания маленьких отравленных стрел. В пустое пространство ножен вкладывались секретные документы, донесения, хранился порох, ослепляющие смеси и разные полезные мелочи. При проникновении в замок цуба меча, служила ступенькой, чтобы взобраться на высокую стену. Характеристики других основных видов оружия, используемых ниндзя, отражены в Приложении №6.

Ниндзя активно использовали ядохимикаты. Например, мэ-цубуси в виде рассыпающегося комка швырялся в лицо врага или распылялся из слуховой трубки, вызывая частичную или полную потерю зрения. Другие ядохимикаты воздействовали на дыхательные пути. Рассыпанные по земле эти вещества сбивали со следа собак. Ядами, изготовленными из трав, грибов, рыб, минералов, ртути, убивали жертву мгновенно или заставляли умирать в страшных мучениях. Ядами ниндзя смазывали наконечники стрел и сюрикенов, ударные грани сякэнов, дротики, иглы, которые они выдували из трубок. С другой стороны, умение приготовления ядов, помогало изготавливать эффективные лекарства от болезней, травм и ран.

Для выполнения задания, зачастую, необходимо было преодолеть крепостной ров, тщательно охраняемый часовыми. Ниндзя учитывали и тот факт, что при приближении человека лягушки, живущие около рва, чуяли чужака и переставали квакать. Малейшее изменение в звуках окружающего мира могло насторожить часовых. На этот случай у ниндзя был специальный порошок, который рассыпали по поверхности воды и лягушки квакали не переставая. Перейдя через ров, ниндзя сталкивались с высокими крепостными стенами и крепкими замками на дверях. Для их преодоления использовались различные инструменты и приспособления (Приложение №6).

Таким образом, оружие, одежда и приспособления ниндзя были тщательно продуманы и обеспечивали выполнение любого, казалось бы, невыполнимого, задания. Действия ниндзя были скрытны и нацелены на результат, при этом способ достижения выбирался самый оптимальный, без учета моральной стороны вопроса. Именно благодаря боевому снаряжению, а также блестящей физической подготовке и отточенным навыкам ниндзя заслуженно назывались воины-тени, призраки, бойцы-невидимки.

Сравнительный анализ самураев и ниндзя

Итак, теперь, после тщательного изучения информации о самураях и ниндзя, я могу сравнить их основные характеристики.

С одной стороны, у них есть много общего – это японские воины, ловкие и смелые, обучающиеся ремеслу с детства и всю жизнь его усовершенствующие, владеющие одинаковыми типами оружия.

С другой стороны, различие между ними колоссально:

Во-первых, положение в обществе: самураи были на службе у Императора; ниндзя – были вне общества, их кланы никому не починялись.

Во-вторых, род деятельности: самураи – это профессиональные воины, отстаивающие интересы государства; ниндзя – это диверсанты, шпионы, убийцы, работающие за вознаграждение и не отстаивающие ничьи интересы.

В-третьих, оружие: у самураев был огромный арсенал колющего, режущего, огнестрельного и др. оружия, основным был меч - катана; ниндзя в качестве оружия использовали все, что их окружает, оружие использовалось и как приспособления для выполнения заданий.

В-четвертых Меч: у самураев к мечу было особое отношение, катана - это «душа самурая»,«Меч Жизни», стоял на страже порядка и защищал слабых, сам меч был с двуруким хватом, богато украшен, сталь высочайшего качества, носили катану на поясе; ниндзя к мечу относились как к обычному оружию, он был меньшего размера, прост в отделке, с одноруким хватом, носили за спиной, суть нинзя-то - это «Меч Смерти».

В-пятых, амуниция: у самураев были специально изготовленные доспехи

для прямого открытого боя; у ниндзя был маскировочный комбинезон с различными приспособлениями, делающими владельца неуязвимым, невидимым, быстрым.

В-шестых, место боя: самураи выходили на честную битву, совершали подвиги, об их достижениях говорили и слагали легенды; ниндзя действовали скрытно, тайно, затерявшись в толпе или под покровом темноты.

В-седьмых, отношение к смерти: самураи не боялись смерти, относились к ней как к последней возможности доказать свою доблесть и защите чести и достоинства; у ниндзя такого отношения к смерти не было.

В-восьмых, и это, как я считаю, самое главное отличие – смысл жизни и поступков, Путь воина: самураи видели смысл своей жизни в верности традициям, в саморазвитии, в защите чести и достоинства, всегда стояли на страже добра и порядка. Самураи были высокодуховные люди. У ниндзя же, напротив, не было понятий чести, достоинства и верности. Они должны были выполнить порученное задание – диверсии, разведка, убийство любой ценой. При этом им необходимо были остаться не замеченными и не попасться. Главное для ниндзя - результат и материальное вознаграждение.

Опрос общественного мнения

Чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу о существовании заблуждений в российской культуре относительно роли самураев и ниндзя я провел опрос общественного мнения. Я опросил 50 человек. Из них 36 человек были мои ровесники и немного старше (возраст от 6 до 18 лет). Остальные 14 человек были взрослые (старше 18 лет).

Каждому я задал 3 основных вопроса (результаты на диаграммах Приложения №7):

Знаете ли вы кто такие самураи и ниндзя? Знают про самураев 5 взрослых и 7 детей. Остальные 38 человек что-то слышали, но не уверены в своих знаниях и точно рассказать не смогут. Про ниндзя точно знают и могут рассказать все 14 взрослых и 36 детей. Таким образом, все знают о ниндзя, и я могу сделать вывод, что ниндзя – популярные герои.

Что защищают самураи/ниндзя – Добро или Зло? Большая часть опрошенных людей считают, что самураи защищают Зло. Так ответили 10 взрослых и 35 детей. А вот ниндзя, наоборот, защищают Добро. Так считают 12 взрослых и 35 детей. Таким образом, я понял, что люди глубоко ошибаются в своих знаниях про самураев и ниндзя.

Откуда узнали (источник)? Про японских воинов книгу читал только 1 взрослый, дети книги на эту тему не читали вообще. Художественные фильмы смотрели 9 взрослых и 3 детей. Мультфильмы смотрели 3 взрослых и 33 детей. Все дети читали комиксы о ниндзя и играли в Лего-Ниндзяго.

Таким образом, я могу сделать вывод о том, что люди знают об японских воинах. Наиболее популярны воины-ниндзя. Потому что про них снято много художественных фильмов, мультфильмов, нарисовано комиксов и выпущено много любимых игрушек Лего-Ниндзяго. Но люди совершенно не знают о сущности этих воинов. Полагая, что мультфильмы и фильмы дают достаточно информации. На самом же деле формируются ложные знания как у взрослых, так и у детей. С экранов телевизоров, со страниц журналов на нас смотрят ниндзя-герои. Этим «героям», бесспорно бесстрашным и ловким - стремятся подражать мои друзья. Но у героев нет понятий чести, доблести, мужества, отваги и служению Добру. Нет, как я считаю, главных человеческих качеств.

Итак, проведенный опрос полностью подтвердил мою гипотезу – существует огромное заблуждение в российской культуре относительно роли самураев и ниндзя.

Мое предложение

В ходе своей исследовательской работы я выявил основную проблему. Через средства массовой информации к нам не всегда поступает достоверная информация. Которая зачастую формирует ошибочное мнение. Из-за такой информации происходит подмена понятий, основных ценностей. Ребята верят словам героев мультфильмов, фильмов и комиксов. Стремятся во всем им подражать. Не думая, а на самом ли деле персонаж из мультфильма является героем, учит нас вести себя правильно в сложных ситуациях – помогать близким, защищать слабых, делать Добро. Как я выяснил - не всегда. В основном все комиксы, мультфильмы и игры в России восхваляют ниндзя – наемных убийц и диверсантов. И практически нет информации для детей о самураях – воинах чести.

Я вижу несколько вариантов решения этой проблемы и донесения до детей достоверной информации (Приложение №8). Но самым эффективным считаю следующий: каждый год в России объявляется годом какой-либо страны. Во всех городах для взрослых проводят различные мероприятия. Эти мероприятия позволяют нам ближе познакомиться с культурой и традицией объявленной страны.

Я предлагаю на уровне школ поддержать эту замечательную традицию знакомства с различными странами и ввести «Урок просвещения» (далее Урок). Посвятить Урок культуре и традициям выбранной страны. На Уроке сами ученики будут рассказывать своим одноклассникам об интересных фактах и основных традициях на примере реальных исторических героев. Будут рассказывать о человеческих ценностях и тех качествах, которые мы должны в себе воспитывать. О том, что Добро всегда побеждает Зло. И это не сказки, которые послушал и забыл, а это История человечества и реальные люди своими поступками подтверждают правильность этого утверждения.

Предлагаю проводить такой Урок еженедельно. В учебном году чуть больше 30 учебных недель, а в классе около 30 человек. Каждый ученик сможет выступить и рассказать новое, удивительное и интересное о стране и ее жителях. Принять участие в раскрытии темы, осмыслить важность происходящего, пропустить материал через себя. Предлагаю ребятам самим выбирать – как они будут проводить Урок. В виде игры или доклада с использованием прикладных материалов - подборки видеосюжетов из Интернета, самим сделать комиксы в интерактивном приложении и т.п.

Таким образом, ребята сами будут искать достоверную информацию из различных источников, систематизировать ее и доносить до одноклассников. Я уверен, что усилится интерес ребят к истории. И их кумирами будут не вымышленные «Черепашки-ниндзя», а реальные исторические герои.

2018 год объявлен годом Японии в России. И это замечательно! Япония – уникальная страна с многовековой культурой и исключительными традициями. Япония вся соткана из традиций. Будучи создателями самых продвинутых инноваций, японцы трепетно оберегают свою культуру от влияния других культур. Обряды и обычаи – часть повседневной жизни японцев, все подчиняется четко выверенным ритуалам, отойти от которых – значит, проявить неуважение к своей стране, ее истории или опозорить семью.Основные японские традиции, такие как Почитание семьи и старших, Любовь к детям и их воспитание, Правила поведения в обществе и многие другие кажутся нам необычными, иными. Но они очень интересны. Эти традиции учат нас Доброте, Послушанию, Уважению, Любви. Я думаю, что мои одноклассники с большим удовольствием о них послушают доклады, обсудят. И, я уверен, что некоторые традиции станут примером для подражания. Изучая столь не похожие на наши - культуру и традиции Японии, мы можем многое почерпнуть для себя, многому научиться. Для себя я открыл японских Воинов Чести – Самураев! О них я обязательно расскажу ребятам.

Заключение

Я – обычный челябинский мальчик, увлекшийся японскими единоборствами. Принявший единоборства не просто как физическую нагрузку и возможность постоять за себя. Для меня в единоборствах заключена, прежде всего, многовековая культура японских воинов. Воинов-чести. Самураев. Моих кумиров! Но, большинство моих друзей не знают о самураях. Они подражают воинам-ниндзя, любят смотреть про них мультфильмы, читать комиксы, играть в Лего-Ниндзяго. Сейчас тема игры в ниндзя очень популярна среди ребят. Но нигде и никто не говорит о настоящем, исторически сложившемся предназначении ниндзя - быть наемными убийцами и диверсантами.

Все это объясняет актуальность и новизну выбранной мной темы для научно-исследовательской работы. В своей работе я изучил большое количество информации из различных источников. И подтвердил выдвинутую мной гипотезу, о существовании заблуждений в российской культуре относительно роли японских воинов - самураев и ниндзя. Проведенный мной опрос показал, что люди не знают основных отличий между этими воинами. В основном, знания людей основаны на художественных фильмах, мультфильмах и комиксах, имеющих мало общего с реальной действительностью.

Я считаю, что происходит подмена понятий Добра и Зла, забывается история. Сейчас, когда у моих сверстников формируются жизненные ценности и основные принципы взаимодействия с окружающим миром и людьми, очень важно и актуально на примере реальных исторических героев показывать и учить детей главным правилам – чести, отваге, долгу, защите и патриотизму.

2018 год объявлен годом Японии в России. Япония – страна с многовековой культурой и уникальными традициями. Изучая столь не похожие на наши - культуру и традиции Японии, мы можем многое почерпнуть для себя, многому научиться. И, я уверен, что некоторые традиции станут примером для подражания. Для себя я открыл японских Воинов Чести – Самураев! И я обязательно расскажу о них и их основных качествах своим одноклассникам!

В ходе своей работы я выявил основную проблему – недостоверная информация, формирующая ошибочное мнение и подмену понятий. Решить эту проблему я предлагаю проведением «Уроков просвещения». Посвятить этот Урок культуре и традициям страны, год которой объявлен в России. Сделать его в виде игры или доклада с использованием прикладных материалов (видеосюжеты, поделки и т.п.). Чтобы каждый ученик класса принял участие в раскрытии темы, осмыслил важность происходящего, пропустил материал через себя. На Уроке сами ученики будут рассказывать об интересных фактах, традициях, основных человеческих ценностях на примере поступков реальных исторических героев. О тех качествах, которые мы должны в себе воспитывать. О том, что Добро всегда побеждает Зло. И это не сказки, которые послушал и забыл, а история человечества и реальные люди своими действиями подтверждают правильность многовековых устоев и традиций!

Литература

«Будзюцу. Самурайские воинские искусства» »/Н. Рудаков – М.: Издательство Ипполитова, 2014. – 40 с., илл.

«Бусидо. Путь воина»/Н. Рудаков – М.: Издательство Ипполитова, 2013. – 32 с., илл.

«Воины-тени: Ниндзя и ниндзюцу»/А. Тарас – Мн.: Харвест, 2002. –272 с.

«Доспехи и оружие самураев»/Н. Рудаков – М.: Издательство Ипполитова, 2014. – 40 с., илл.

«Кэмпо – истоки воинских искусств»/А.Долин – М.: Издательство Ипполитова, 2008. – 704 с.

«Ниндзюцу – искусство невидимок»/Д. Дрэггер – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 153 с.

«Ниндзя. Оружие, одежда, снаряжение»/Н. Рудаков – М.: Издательство Ипполитова, 2014. – 32 с., илл.

«Самурай часть первая. Восхождение»/А.Басов – М.: Элитаристское направление. Фонд культуры мира, 2004. – 304 с.

«Самураи – рыцари Страны восходящего солнца. История, традиции, оружие»/А. Синицын – СПб.: Издательство Паритет, 2011- 350с., цв.илл.

«Самурайский меч»/Н. Рудаков – М.: Издательство Ипполитова, 2014. –28 с., илл.

История самураев: чем прославились японские средневековые рыцари. - Режим доступа: https://knowhistory.ru/journal/istoriya-yaponskih-samuraev

История самураев в Японии. - Режим доступа: https://mirjapan.ru/kultura-samuraev-v-yaponii/

Кто такие ниндзя (синоби). - Режим доступа: https://jamato.ru/nindzya/22-nindzya-sinobi-kto-takie-nindzya-na-samom-dele

Приложение №1

Основные правила Бусидо

Верность (тюги)

Верность государю и любовь к отечеству. Верноподданый должен гореть искренним чувством почитания своего господина и чувством па­триотизма, не иметь частных интересов.

Усердие

Следует быть усердным и прилежным, иметь чувство ответственности.

Воспитанность (рэй)

Включало четыре положения:

Уважение и дружба. Следует уважать и почитать вышестоящих, служить им с искренностью и быть дружным с собратьями по оружию, по­читать родителей.

Любовь к родителям и привязанность к братьям. Следует почитать своих предков, любить родственников и детей.

Скромность. Не следует кичиться своими заслугами и хвастаться своими способностями.

Утонченность. Следует быть любезным и элегантным, любить кни­ги и изящные искусства, быть великодушным, уметь чутко относиться к чужим чувствам.

Мужество (ю)

Включало четыре положения:

Храбрость. Следует быть храбрым в исполнении долга и смелым в опасности, уметь действовать в трудной обстановке.

Твердость и хладнокровие. Следует быть отважным и невозмути­мым, никогда не поддаваться страху.

Терпеливость и выносливость. Следует побеждать свои чувства, пренебрегать своими интересами, быть терпеливым в нужде и лишениях, быть стойким и выносливым, стараться достигнуть цели, преодолевая все затруднения.

Находчивость. Следует быть сообразительным, проявлять смекалку, обладать предприимчивостью и инициативой в любых трудных случаях, уметь верно рассчитать момент для действия.

Правдивость (макото)

Следует быть прямым и искренним, выполнять обещания, быть верным слову, ненавидеть хитрость и раболепство, твердо следовать своим убеждениям.

Честь и слава (мэйе)

Следует всегда всегда дорожить своей честью и авторитетом, не жалея жизни, если того требует честь.

Добродетельность и личная честь (ги, гири)

Следует всегда уметь отличать личное от общего, понимать, что соот­ветствует принципам нравственности.

Простота

Не подобает гнаться за роскошью, следует избегать бесполезных трат.

Скромность и чистота

Не подобает гнаться за дутой славой. Следу во все соблюдать простоту и умеренность, не быть тщеславным.

Гуманность (дзин)

Следует во всем руководствоваться высокими моральными нормами и проявлять доброжелательность, помогая слабым.

Приложение №2

Основные виды боевых искусств самураев

Кэн-дзюцу (фехтование на мечах),

иай-дзюцу (искусство мгновенного выхватывания меча с последующим ударом),

со-дзюцу (владение копьем),

нагината-дзюцу (фехтование на алебардах),

кю-дзюцу (стрельба из лука),

ба-дзюцу (искусство всадника),

сасумата-дзюцу (владение рогатиной),

тигирики-дзюцу (владение кистенем),

тэцубо-дзюцу (владение железной палицей),

бо-дзюцу (владение шестом, посохом),

дзё-дзюцу (владение дубинкой),

содэгарами-дзюцу (владение багром с ме­таллическим наконечником и крюком),

дзю-дзюцу (самооборона без оружия и с подручными видами оружия),

куми-ути (борьба без оружия в доспехах),

сумо (классическая силовая борьба),

ходзе-дзюцу (искусство связывания противника,

суйэй-дзюцу (плавание в доспехах)

Командиры обязательно осваивали следующие дисциплины:

тикудзё-дзюцу(фортификация),

ходзюцу (канонирское дело),

нороси-дзюцу (расклады­вание сигнальных костров),

сэндзё-дзгацу (искусство маневрирования частями на поле боя).

Приложение №3

Доспехи самураев о-ёрои

 

Цурумаки - особые меховые ботинки на подкладке из шелка или парчи

Хаитадэ – набедренный фартук из металлических или кожанных пластин

Котэ – защитные нарукавники (наручи) с перчатками юкагэ

Содэ – широкие прямоугольные наплечники, состоявшие из 6-7 горизонтальных рядов пластин

Кабуто- шлем

Сунэ-атэ – щитки из литого металла или лакированной кожи

До – нагрудный панцирь

Нодова – защита для шеи (латное ожерелье)

Мэн-гу – защитная маска

Процесс надевания о-ёрои

Приложение №4

Оружие самураев

Меч

Веер

Арбалет и стрелы

Древковое оружие

Разное

Боевые топоры и древковое оружие ударного действия

Приложение №5

Одежда ниндзя

Приложение №6

Основные виды оружия ниндзя, инструменты и приспособления

Приложение № 7

Опрос общественного мнения

   
   
   

Приложение №8

Варианты донесения до детей достоверной информации

Классный час;

Брошюры или листовки в виде комиксов;

Список тематической литературы на лето;

Внеурочная деятельность – посещение тематических мероприятий – спектаклей, выставок, экспозиций и т.п.;

Включить в учебный план «Урок просвещения».

Просмотров работы: 4475