Горные лыжи-развлечение и лечение

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Горные лыжи-развлечение и лечение

Мамонтова А.М. 1
1Гимназия #44
Мамонтова Е.А. 1
1Руководитель проекта "Лыжи мечты", Новокузнецк
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

У меня спортивная семья. Мои родители давно катаются на горных лыжах, говоря ,что это полезно для здоровья и для получения удовольствия. Мне тоже хотелось к ним присоединиться. И в 4,5 года меня научили кататься! Поначалу мне было трудно, но через несколько занятий у меня стало получаться! И теперь я вместе с родителями «стрелой» спускаюсь со склона.

Однажды, когда я в очередной раз приехала в эко-комплекс «Таежный», то увидела как с горы скатывается необычный человек, держась за незнакомый предмет с помощью инструктора. (Приложение 1)

Мне, как любопытному ребенку, стало интересно, а кто эти люди и не мешает ли странный предмет человеку спускаться с горы! Я спросила это у мамы. Мама мне ответила, что это ребенок с ограниченными возможностями здоровья с помощью инструктора занимается горными лыжами.

Сначала мне было непонятно, что значит «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», но потом и это мне объяснили. Оказывается, есть люди, у которых проблемы с ногами, руками, с речью. Они не могут бегать и ходить, как здоровые люди. Таким людям необходима поддержка от здоровых людей при передвижении или они передвигаются в инвалидной коляске.

Я решила, что нужно узнать, а как вообще такие люди могут заниматься горными лыжами и зачем им это нужно.

Для начала я провела анкетирование среди своих одноклассников. Результат получился следующим: из 50 человек утвердительно/отрицательно ответили на вопрос «Знают ли они про горные лыжи» - 47 /3 чел., «Умеют ли они на них кататься» - 21/29 чел., «Знают ли они кто такие «люди с ограниченными возможностями здоровья» - 46 /4 чел. (Приложение 2)

Оказывается, даже большинство здоровых детей не умеют кататься на горных лыжах. Тогда почему столько «особенных» детей встают на горные лыжи?

Цель исследования: выяснить для чего люди с ограниченными возможностями занимаются горными лыжами

Задачи исследования:

- выяснить какую пользу несут занятия горными лыжами;

-узнать каким образом люди с ограниченными возможностями занимаются горнолыжным спортом;

Гипотеза исследования: помогают лизанятия горными лыжами людям с ограниченными возможностями улучшить свое здоровье и повышают ли самооценку.

Методы исследования:

Теоретические: сопоставление, сравнение, анализ.

Эмпирические: изучение литературы, других источников информации, наблюдение, анкетирование, беседа.

План проведения исследования

1. Изучение общественного мнения.

2.Поиск и изучение информации в литературе, Интернете.

3. Встречи с инструкторами и людьми, имеющими проблемы со здоровьем.

4. Проанализировать полученную информацию и сделать выводы по результатам исследования.

Глава I. Что такое горные лыжи

Горные лыжи — особая разновидность лыж, используемая для спуска с горных склонов и в горнолыжном спорте.

Горнолы́жный спорт — спуск с покрытых снегом склонов на специальных лыжах. Вид спорта, а также популярный вид активного отдыха миллионов людей по всему миру. Традиционно наиболее развит в таких странах как Австрия, Италия, Франция, Швейцария, США, Германия. {1}

История современных горных лыж начинается с конца 18 века, когда в Норвегии появились прочные деревянные лыжи, на которых можно было спускаться по склонам гор. Сначала для спуска с гор использовались обычные лыжи с полужёсткими креплениями, ботинок крепился к лыжам посредством кожаных ремней и металлических скоб. В 30-е годы XX века в Австрии ввели металлический кант, что делало лыжи долговечнее и удобнее в управлении.

Следующие большие изменения в конструкции произошли после появления пластика. С помощью покрытых снизу пластиком лыж достигалась гораздо большая скорость, чем с помощью простых деревянных, что также повлекло за собой упрочнение конструкции лыж, креплений и ботинок. Горные лыжи обрели собственный вариант креплений, с жёстко фиксированной пяткой, и специальные ботинки.{1}

Глава II. Польза катания на горных лыжах

Заниматься спортом полезно вне зависимости от времени года. У каждого сезона есть своя изюминка. Летом - это гребля, дайвинг, ролики, велосипед. Зимой же наступает время коньков, лыж, сноубордов. Занятия горными лыжами оказывают мощное оздоравливающее действие на организм занимающихся. При этом заметим, заниматься спусками с гор по снегу могут люди любого возраста.

Горные лыжи - как комплекс упражнений на развитие мышц.
Помните: чем чаще вы будете находиться на зимнем солнце, тем больше у Вас возможности оставаться здоровыми и энергичными.

Польза же для здоровья от подобного активного отдыха неоспорима. Судите сами:

1) спуск предполагает удержание равновесия в положении на согнутых коленях, для этого необходимо постоянное напряжение и сокращение практически всех основных мышц тела — таким образом, даже 30-секундный спуск с пригорка по степени нагрузки и сжигаемых калорий заменяет полчаса в тренажёрном зале;

2) совершение повторов и прочих манёвров задействует все, даже самые труднотренируемые мышцы пресса (как верхнего, так и нижнего);

3) вдыхание свежего горного воздуха само по себе выступает профилактикой многих недугов, а т. н. «активное вдыхание» вкупе с физическими нагрузками и выбросом адреналина — просто гигантский вклад в повышение иммунитета и сохранение здоровья на долгие годы.

Помимо прочего, несмотря на столь деятельный досуг, коим выступает катание на горных лыжах, вы почувствуете себя по-настоящему отдохнувшим и полным сил, так как именно активный отдых провоцирует выработку повышенного количества эндорфинов — гормонов счастья.

Катание на горных лыжах выступает профилактикой целого ряда недугов:

- прежде всего сюда входят все болезни, вызванные гиподинамией — недостатком движения: от нарушения обмена веществ до атеросклероза;

- далее следует отметить заболевания органов дыхания — астмы, пневмонии, бронхиты и т. д.;

- растущему детскому организму занятия горными лыжами помогают в правильном формировании скелета, в том числе исключаются проблемы с осанкой;

- пожилым людям данный вид спорта рекомендован как профилактика проявлений гипо- и гипертонии, нарушений кровообращения;

- катание на горных лыжах помогает справляться и с депрессивными синдромами: повышает настроение и вызывает прилив сил;

- наконец, данный вид активного отдыха препятствует накоплению лишних килограммов, избавляет от целлюлита и продлевает молодость.

Немаловажно и то, что занятия горнолыжным спортом имеют «длительный эффект». Так, согласно результатам недавних исследований, даже один день в году (!), проведённый в горах, способен существенно повысить иммунитет и избавить человека от весенне-осенних заболеваний гриппом и ОРВИ.

Более того — сегодня горными лыжами могут заниматься даже инвалиды, которые в обычной жизни не способны передвигаться самостоятельно. {2}

Глава III . Проект «Лыжи мечты» для «особенных» людей

Я знаю, что такое горные лыжи. Я более 2 лет сама катаюсь на них. Я помню, как сначала мне было тяжело, не сразу все правильно получалось. И поэтому мне непонятно, а как же люди, которые не могут самостоятельно даже стоять и ходить, покоряют горные склоны?

Оказывается, существует специальный проект. Он называется «Лыжи мечты».

«Лыжи мечты» — это необычная методика реабилитации больных аутизмом, синдромом Дауна и ДЦП. Невероятно, но горные лыжи для них могут стать целебными, существенно помочь в борьбе с недугами.

Оказывается, наш организм, наше тело, так или иначе связано с мозгом. И, когда мозг не может заставить наше тело работать, мы просто через тело заставляем работать мозг. А, так как горные лыжи – это сложный координационный вид спорта, и он предполагает движение, непривычное в обычной жизни, то он заставляет нашу голову работать по-другому, не так, как она работает в жизни. В этом – весь секрет. И поэтому это помогает.

Проект был запущен в январе 2014 года известным актером Сергеем Белоголовцевым и его супругой Натальей.

К счастью, мне удалось пообщаться с Натальей Белоголовцевой и спросить, а почему и зачем они этот проект запустили, какое влияние он оказывает на людей с ограниченными возможностями.

- У одного из трех наших детей, Жени, с рождения тяжёлый диагноз – детский церебральный паралич. Двадцать пять лет я занималась выхаживанием ребёнка. Испробовала массу реабилитационных методик. Терпела бессмысленное, отнимающее силы и время ежегодное подтверждение инвалидности сына. А совсем недавно мы узнали о том, что в лечении ДЦП можно с успехом использовать несовместимое, казалось бы, с этим диагнозом – горные лыжи. Мы решили проверить это и поехали в США.

Три недели мы с Женей провели в США, его учили там кататься – и эффект оказался потрясающим. Женька менялся на глазах, он распрямился, у него руки стали лучше работать, появилась уверенность в движениях и даже во взгляде. Когда он поехал сам – это было так волшебно!

Вернувшись в Россию, мы задумались над тем, чтобы у всех российских «особенных» людей появилась возможность такой действенной реабилитации. В итоге, мы запустили этот проект сначала в Москве. За 4 года существования проекта, он географически расширился. Теперь он насчитывает 31 горнолыжный склон в 20 регионах! - рассказала мне Наталья. {3}

В г. Новокузнецке тоже есть этот проект. Именно в эко-комплексе «Таежный», где я катаюсь на лыжах, занимаются «особенные» дети. Их я и видела на склоне. При помощи специального оборудования, под присмотром инструкторов, люди, которые не могут ходить, встают на лыжи и едут.

Ехали дети с горы по-разному: у одних были специальные поддерживающие устройства – слайдеры, напоминающие ходунки, или аутригеры (это что-то вроде костылей с подлокотниками на лыжах), другие держались за обруч, который был в руках у инструктора. А кто-то попытался – и удачно! – спуститься со склона без каких бы то ни было приспособлений. (Приложение 3)

3.1 Экспериментальная часть

В начале декабря я провела анкетирование среди родителей детей, имеющих ограниченные возможности, чтобы узнать как на практике горные лыжи влияют на их детей. Было опрошено 27 родителей. Оказывается, при определенном графике занятий (2-3 раза в неделю):

- улучшаются осанка и координация;

- сокращаются спастические симптомы;

- повышается стойкость к простудным заболеваниям;

- появляется уверенность в своих силах и высокая самооценка;

Все родители, дети которых занимаются горными лыжами, видят существенные изменения в здоровье детей.

Пообщавшись со специально-обученными инструкторами, я узнала, что вместе с ребенком-инвалидом на горные лыжи встают и родители, которые до этого момента не умели кататься. А это, в свою очередь, сближает семью и заставляет вести здоровый образ жизни. (Приложение 4)

Я пообщалась и с «главными героями», спросила их впечатления. Все дети с восторгом отзывались о занятиях. Они не хотели уходить после тренировки, у них светились от счастья глаза.

14-летний Максим Васильев: «Мне как будто новые ноги прикрепили, я такую лёгкость почувствовал!».

10-летняя Дягилева Катя, спускаясь со склона, кричала громко: «Вот это жизнь!».

Кирилл Токарев, широко улыбаясь, рассказывал, как он « соревновался» со своим здоровым братом, кто быстрее спуститься с горы!

Необходимо отметить, что проект такого рода учит терпимости (толерантности) к людям, которые чем-то отличаются от всех, то есть к людям (детям) с ограниченными возможностями. Например, наряду со здоровыми лыжниками на горнолыжном склоне занимаются и дети - инвалиды.

Конечно, все, что рассказывают родители и сами дети- это хорошо! Инструктор, зная, что я пишу научную работу, предложил провести эксперимент. Поэтому, с согласия родителей, мы выбрали 3 детей:

Оля – 5 лет. Диагноз – ДЦП, самостоятельно не стоит, не ходит самостоятельно, при посторонних людях плачет, плохо работают руки, голова постоянно опущена.

Вадим – 11 лет. Диагноз – ДЦП, самостоятельно не ходит, стоит с поддержкой, плохо говорит, руки спастичные.

Маша – 15 лет. Диагноз – ДЦП, самостоятельно не ходит, стоит с поддержкой, плохо говорит, руки не работают.

Период проведения эксперимента с 17 декабря 2017 года до 17 января 2018 года. Оля и Вадим занимались по 3 раза в неделю по 1 часу. Маша занималась по 1 разу в неделю по 1 часу. Мы решили, что нужно проверить не только будет ли положительный эффект от занятий, но и зависимость от количества занятий. В итоге у Оли и Вадима получилось по 15 занятий, а у Маши 6 занятий. Все дети начинали заниматься со слайдером (это специальное оборудование, с помощью которого могут заниматься «особенные» дети). А дальше у всех детей по-разному наступали изменения.

Оля – через 4 занятия перестала плакать, стала поднимать голову. Родители отметили улучшение сна. Через 7 занятий она уже уверенно держала голову, спину. Через 8 занятий стала стоять 26 секунд самостоятельно. Через 10 занятий стоит самостоятельно больше минуты, уверенно держит голову, улыбается. На 12 занятии начала заниматься без слайдера! Ноги укрепились.

Через 15 занятий катается без слайдера, может самостоятельно простоять около трех минут. (Приложение 5,6)

Вадим – через 3 занятия стал держать голову уверенно. Через 6 занятий стал самостоятельно стоять около 1,5 минут и с трудом передвигать ноги на лыжах. Через 10 занятий начал заниматься без слайдера, самостоятельно стоять продолжительное время. Через 15 занятий прошли спастические симптомы рук. Но, к сожалению, речь осталась без изменений! (Приложение 7,8)

Маша – через 3 занятия в руках начали вырабатываться «хватательные» элементы. Через 5 занятий стала более уверенно держать голову. Через 6 занятий появилась уверенность, ноги стали более сильные. К сожалению, самостоятельно стоять, передвигать ноги Маша не стала, речь осталась без изменений. (Приложение 9)

Из эксперимента видно, что действительно занятия с помощью горных лыж помогают «особенным» людям улучшить здоровье. Также нужно отметить, что количество занятий тоже играет важную роль. Если заниматься 1 раз в неделю, то результат будет очень медленным, а если заниматься 2-3 раза в неделю, то результат «не заставит себя ждать».

Заключение

В результате проведенного исследования, я изучила вопрос: для чего люди с ограниченными возможностями занимаются горными лыжами. Мне удалось выяснить, что у всех детей, с ограниченными возможностями здоровья, отмечалась четко выраженная динамика в восстановлении двигательной активности, улучшалась ориентация в схеме собственного тела, улучшалась концентрация внимания, снижалась утомляемость, стабилизировался эмоциональный фон.

Таким образом, проведя исследования, я могу с уверенностью сказать, что горнолыжный спорт помогает «особенным» людям улучшить их здоровье, радоваться жизни и быть наравне со здоровыми людьми!

Список литературы

Википендия – свободная энциклопедия.-

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BB%D1%8B%D0%B6%D0%B8

Горные лыжи – польза для здоровья. –

http://zab-active.ru/articles/polza_kataniya_na_gornyh_yzhah

«Лыжи мечты» - официальный сайт.-

http://dreamski.ru/

Приложение 1

Рисунок 1 – Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, спускающийся

со склона при помощи инструктора

Приложение 2 Результаты анкетирования

Рисунок 1 – Диаграмма, показывающая количество положительных ответов на

заданные вопросы (из общего количества респондентов – 50 чел)

Рисунок 2 - Диаграмма, показывающая количество отрицательных ответов на

заданные вопросы (из общего количества респондентов – 50 чел)

Приложение 3

Рисунок 1 – Оборудование, используемое для занятий с «особенными» людьми

Приложение 4

Рисунок 1 – Папа «особенной» девочки, вставший вместе с ней на лыжи

Приложение 5

Рисунок 1 – Оля в начале эксперимента спускается на слайдере

Приложение 6

Рисунок 1 – Оля в конце эксперимента спускается со склона без слайдера

Приложение 7

Рисунок 1 – Вадим в начале эксперимента занимается на слайдере

Приложение 8

Рисунок 1 – Вадим в конце эксперимента занимается без слайдера

Приложение 9

Рисунок 1 – Маша занимается на слайдере

Просмотров работы: 678