ВВЕДЕНИЕ
У каждого из нас есть несколько слогов, которые мы с малых лет неразрывно ассоциируем со своим Я - это имя, данное при рождении. Столь привычные, обжитые слоги.
Мы даже не всегда знаем что означает это слово. А Вы знаете по каким признакам Вам дали именно это имя? Спросите об этом тех, кто имеет к этому отношение, и будьте готовы к тому, что ответ может оказаться самым неожиданным из всех, что вы себе представляли.
Мое имя - Сафина. Очень часто, когда называю свое имя, слышу: «Какое интересное редкое имя? Кто тебя так назвал? Что «Сафина» означает».
И тогда стало интересно, а почему меня так назвали? И означает ли что-нибудь мое имя?
И тогда темой нашего исследования стала: «Секреты имени»
Цель: узнать про имя и его секреты
Задачи исследования:
провести анкетирование, опрос
узнать, почему нам дают такие имена;
узнать, есть ли значение у имени
выявить популярные и редкие имена девочек и мальчиков в нашей школе
сформировать интерес к своему имени и вызвать чувство гордости за свое имя
Если говорить обо мне. Мое имя «Сафина» – это слово из 6 звуков и 3 слогов. Но это слово-имя отличает меня от других людей, как и каждого человека от всех остальных. Так что такое имя: набор звуков, который отличает одного человека от другого или у имени есть свое значение и свой смысл?!
Давайте предположим: если каждому человеку дают какое-то определенное имя (слово), то это слово имеет значение и смысл.
Для того чтобы найти ответ на наше предположение, мы и проведем свое исследование и попытаемся раскрыть секреты имени.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Имена, имена, имена...
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя - загадка и тайна.
Секрет первый: «Имя имеет смысл»
У каждого из нас есть прекрасное имя, а помашите рукой, кто знает значение своего имени. Как же узнать?
В сказках все понятно Белоснежка, значит белая как снег, Златовласка - золотые волосы, царевна Несмеяна – никогда не смеется, всегда плачет, Золушка – вся в золе.
А что означают наши имена? Я не знала, пока однажды мой брат не показал мне видео, как нас с мамой выписывали из роддома, и там она говорила, что Сафина означает «корабль».
И тогда я у мамы спросила. А мое имя, правда, имеет значение «корабль»?
Мама рассказала, что мое имя имеет очень древнюю историю. Некоторые считают имя Сафина арабским, другие – татарским. Поэтому значение имени Сафина у одних «корабль» или «большая лодка», а у других – оно повторяет смысл слова «чистая» или «ясная». Даже когда мои родители спросили в мечети, им сначала сказали, что это имя не арабское. Но позже, согласились, что имя очень древнее и оно арабское. И рассказали, что в древней мусульманской книге Коран рассказывается как был построен большой корабль ковчег (Сафина), на котором и спаслись от всемирного потопа.
Поэтому мое имя все-таки арабское и означает «корабль», и теперь мне понятно, почему, когда я была совсем маленькой, меня так и звали «кораблик».
Стало интересно, а ребята с класса знают, что означают их имена? Для этого мы в классе провели анкету-опрос: «Знаете ли Вы значение своего имени?» (Приложение №1). Оказалось, что почти никто не знает этого. Тогда мы раздали анкеты и задания ребятам домой.
В результате этой работы, стало ясно, что всем нравятся их собственные имена, и теперь многие знают, что они означают.
Итак, каждое имя имеет свое значение, и что-то обозначает.
1.2 Секрет второй: «У каждого имени есть своя история и Родина»
Когда собрали анкеты и задания. Мы узнали еще один секрет имени: «У каждого имени есть своя история и Родина».
Так, например, мое имя арабское, Аделины – германское, Даши – русское, Тимура – монгольское. Мы составили карту имен нашего класса.
Имена людей – это часть истории народа. В именах отражаются жизнь, вера, надежды, фантазии, творчество народа. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым.
Так в нашей семье у мамы имя цветочное – Гульнара (цветок граната), у папы величественное - Малик (принц), у брата имя рассказывает, о чем мечтают наши мама и папа - Асхат (самый счастливый), мое связано с религией народа.
Итак, каждое имя имеет Родину происхождения и историю возникновения.
1.3 Секрет третий: «Имя дается каждому ребенку при рождении»
Уже известно, у каждого человека есть имя. И его не может не быть, т. к. в главном документе о правах ребенка, это Конвенция «О правах ребёнка» в статье №6 так и говориться, что каждый ребёнок имеет право на имя.
По толковому словарю Ушакова
«Имя - отличительное название, даваемое при рождении».
Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.
А почему нас назвали именно так?
В этом помогла нам наша анкета.
Полину назвали в честь прабабушки, а всех остальных ребят в классе так захотели родители.
И все-все ребята любят свои имена.
Еще мы обратились к 19 классам нашей школы (Приложение №2), а у нас в школе больше 500 учеников, и, оказалось что самое популярное имя среди девочек Настя, Вика, а среди мальчиков Рома, Алеша, Никита. Среди взрослых в нашей школе популярное женское имя – Ольга, Ирина, Наталья, Елена, Татьяна, а у взрослых мужчин нет повторяющихся имен.
А наш класс богат на редкие имена, так только в нашем классе есть имена Сафина, Аманат, Эвелина, Прохор.
1.4 Секрет четвертый: «Вместе с именем нам дается документ»
Мы рождаемся, нам дают имя, и оно записывается в нашем первом документе «Свидетельстве о рождении». В этом документе указывается наше полное имя, фамилия отчество, наши родители и день рождения.
Выдается этот документ в специальном учреждении ЗАГС. Мы сходили туда. Ирина Александровна рассказала как выдается этот документ, показала специальный журнал, где записываются все-все имена. И выдала справку за 2016 год. В 2016 году родилось 256 детей в Адамовском районе, самое популярное среди девочек имена Виктория, Ксения, Ульяна, Амина, среди мальчиков - Егор, Алан, Арсений, Даниил. Редкие имена: Юрий, Эмир, Шамиль, Хасан, Ясмина, Ясмин, Ярослав, Эсфира.
1.5 Секрет пятый: « У имени много звучаний»
Имя нам может многое рассказать. Например, по имени мы можем определить пол человека – мужчина он или женщина. Хотя есть и двойные имена, в нашей школе это: Евгений - Евгения, Александр - Александра …
По имени мы можем определить маленький это ребёнок или уже взрослый человек. Давайте вспомним, когда вы были маленькими, как ласково вас называли. Меня - Сафинуля, брата - Асхатик, маму - Гулечка.
Произнесите, пожалуйста, как вас называли, когда вы были маленькими. Правда стало тепло, и захотелось улыбнуться. А потом мы растем, и наше имя подрастает вместе с нами и становится полным. Как тогда будет звучать Ваше имя? Мы становимся сразу взрослее, серьезнее. К этому имя обязывает.
В классе ребята выполнили задание: «Звали – зовут - будут звать», они записывали на лепестках цветка, как их звали по имени, когда они были совсем малышами, как сейчас зовут, как будут звать, когда вырастут. И у нас получился букет разных звучаний имен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение своей работы подведем итог, что мы узнали об именах.
Имя – наше второе «я». При рождении мы все имеем право на имя, а вместе с именем нам выдается наш первый документ «Свидетельство о рождении». Имеет смысловое значение и Родину. И у каждого имени много- много звучаний.
Еще всем нам надо помнить, что к именам – своим и чужим относиться бережно, чтобы каждый понимал, какая сила таится в каждом имени, и умели уважать и ценить её.
А главное, не забывать народную пословицу» «Не имя красит человека, а человек имя». Потому что мало иметь хорошее имя, надо ещё и соответствовать ему. Ведь хорошее имя – это подарок, который предстоит оправдать и отработать. Ведь человека ценят не за имя, а за его добрые дела и поступки, которые и прославят Ваше имя.
Литература.
1. Зима Д. Тайна имени. Как назвать вашего ребёнка. / Дмитрий и Надежда Зима. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 640 с.
2. Классные часы. 1-4 классы. – Вып. 2/ авт.-сост. О. В. Басюк и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 216 с.
3. Петровский Н. А. Словарь русских личных имён: Более 3000 ед-ц. – 6-е изд., стереотип. – М.: Русские словари, Астрель, 2000. – 480 с.
4. Тырина Е. В. Праздник моего имени. //Педсовет. – 1998. - № 9, с. 14
5. Успенский Л.В. «Ты и твое имя. Имя твоего дома» / Л., «Детская литература», 1972. -572 с.
6. Что скрыто в имени твоём? – ООО «Аделант», 2007. – 384 с.
Приложение №1
АНКЕТА «Секреты имени»
Просим Вас принять участие в нашей анкете и ответить на следующие вопросы.
Вам нравится Ваше имя? (подчеркните нужный ответ)
ДА
НЕТ
Имя: _________________________________________________________________________
Имя имеет значение:
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Родина имени: ________________________________________________________________
Почему назвали именно так? (отметьте нужное Vи допишите пояснения где необходимо)
Т ак захотели родители
В честь родственников ________________
(напишите в честь кого)
П о предложению других родственников ________________
(напишите кто предложил)
Другое _________________________________________
(напишите что)
Как Вас ласково называют по имени?
_ ______________________________________________________
Благодарим за участие!