Секреты имени

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Секреты имени

Исмагамбетова С.М. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Адамовская СОШ №1 имени М.И. Шеменева» МБОУ «АСОШ № 1 им. М.И. Шеменева»
Качелаева Н.И. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Адамовская СОШ №1 имени М.И. Шеменева» МБОУ «АСОШ № 1 им. М.И. Шеменева»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

У каждого из нас есть несколько слогов, которые мы с малых лет неразрывно ассоциируем со своим Я - это имя, данное при рождении. Столь привычные, обжитые слоги.

Мы даже не всегда знаем что означает это слово. А Вы знаете по каким признакам Вам дали именно это имя? Спросите об этом тех, кто имеет к этому отношение, и будьте готовы к тому, что ответ может оказаться самым неожиданным из всех, что вы себе представляли.

Мое имя - Сафина. Очень часто, когда называю свое имя, слышу: «Какое интересное редкое имя? Кто тебя так назвал? Что «Сафина» означает».

И тогда стало интересно, а почему меня так назвали? И означает ли что-нибудь мое имя?

И тогда темой нашего исследования стала: «Секреты имени»

Цель: узнать про имя и его секреты

Задачи исследования:

провести анкетирование, опрос

узнать, почему нам дают такие имена;

узнать, есть ли значение у имени

выявить популярные и редкие имена девочек и мальчиков в нашей школе

сформировать интерес к своему имени и вызвать чувство гордости за свое имя

Если говорить обо мне. Мое имя «Сафина» – это слово из 6 звуков и 3 слогов. Но это слово-имя отличает меня от других людей, как и каждого человека от всех остальных. Так что такое имя: набор звуков, который отличает одного человека от другого или у имени есть свое значение и свой смысл?!

Давайте предположим: если каждому человеку дают какое-то определенное имя (слово), то это слово имеет значение и смысл.

Для того чтобы найти ответ на наше предположение, мы и проведем свое исследование и попытаемся раскрыть секреты имени.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Имена, имена, имена...
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя - загадка и тайна.

Секрет первый: «Имя имеет смысл»

У каждого из нас есть прекрасное имя, а помашите рукой, кто знает значение своего имени. Как же узнать?

В сказках все понятно Белоснежка, значит белая как снег, Златовласка - золотые волосы, царевна Несмеяна – никогда не смеется, всегда плачет, Золушка – вся в золе.

А что означают наши имена? Я не знала, пока однажды мой брат не показал мне видео, как нас с мамой выписывали из роддома, и там она говорила, что Сафина означает «корабль».

И тогда я у мамы спросила. А мое имя, правда, имеет значение «корабль»?

Мама рассказала, что мое имя имеет очень древнюю историю. Некоторые считают имя Сафина арабским, другие – татарским. Поэтому значение имени Сафина у одних «корабль» или «большая лодка», а у других – оно повторяет смысл слова «чистая» или «ясная».  Даже когда мои родители спросили в мечети, им сначала сказали, что это имя не арабское. Но позже, согласились, что имя очень древнее и оно арабское. И рассказали, что в древней мусульманской книге Коран рассказывается как был построен большой корабль ковчег (Сафина), на котором и спаслись от всемирного потопа.

Поэтому мое имя все-таки арабское и означает «корабль», и теперь мне понятно, почему, когда я была совсем маленькой, меня так и звали «кораблик».

Стало интересно, а ребята с класса знают, что означают их имена? Для этого мы в классе провели анкету-опрос: «Знаете ли Вы значение своего имени?» (Приложение №1). Оказалось, что почти никто не знает этого. Тогда мы раздали анкеты и задания ребятам домой.

В результате этой работы, стало ясно, что всем нравятся их собственные имена, и теперь многие знают, что они означают.

Итак, каждое имя имеет свое значение, и что-то обозначает.

1.2 Секрет второй: «У каждого имени есть своя история и Родина»

Когда собрали анкеты и задания. Мы узнали еще один секрет имени: «У каждого имени есть своя история и Родина».

Так, например, мое имя арабское, Аделины – германское, Даши – русское, Тимура – монгольское. Мы составили карту имен нашего класса.

Имена людей – это часть истории народа. В именах отражаются жизнь, вера, надежды, фантазии, творчество народа. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым.

Так в нашей семье у мамы имя цветочное – Гульнара (цветок граната), у папы величественное - Малик (принц), у брата имя рассказывает, о чем мечтают наши мама и папа - Асхат (самый счастливый), мое связано с религией народа.

Итак, каждое имя имеет Родину происхождения и историю возникновения.

1.3 Секрет третий: «Имя дается каждому ребенку при рождении»

Уже известно, у каждого человека есть имя. И его не может не быть, т. к. в главном документе о правах ребенка, это Конвенция «О правах ребёнка» в статье №6 так и говориться, что каждый ребёнок имеет право на имя.

По толковому словарю Ушакова

«Имя - отличительное название, даваемое при рождении».

Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.

А почему нас назвали именно так?

В этом помогла нам наша анкета.

Полину назвали в честь прабабушки, а всех остальных ребят в классе так захотели родители.

И все-все ребята любят свои имена.

Еще мы обратились к 19 классам нашей школы (Приложение №2), а у нас в школе больше 500 учеников, и, оказалось что самое популярное имя среди девочек Настя, Вика, а среди мальчиков Рома, Алеша, Никита. Среди взрослых в нашей школе популярное женское имя – Ольга, Ирина, Наталья, Елена, Татьяна, а у взрослых мужчин нет повторяющихся имен.

А наш класс богат на редкие имена, так только в нашем классе есть имена Сафина, Аманат, Эвелина, Прохор.

1.4 Секрет четвертый: «Вместе с именем нам дается документ»

Мы рождаемся, нам дают имя, и оно записывается в нашем первом документе «Свидетельстве о рождении». В этом документе указывается наше полное имя, фамилия отчество, наши родители и день рождения.

Выдается этот документ в специальном учреждении ЗАГС. Мы сходили туда. Ирина Александровна рассказала как выдается этот документ, показала специальный журнал, где записываются все-все имена. И выдала справку за 2016 год. В 2016 году родилось 256 детей в Адамовском районе, самое популярное среди девочек имена Виктория, Ксения, Ульяна, Амина, среди мальчиков - Егор, Алан, Арсений, Даниил. Редкие имена: Юрий, Эмир, Шамиль, Хасан, Ясмина, Ясмин, Ярослав, Эсфира.

1.5 Секрет пятый: « У имени много звучаний»

Имя нам может многое рассказать. Например, по имени мы можем определить пол человека – мужчина он или женщина. Хотя есть и двойные имена, в нашей школе это: Евгений - Евгения, Александр - Александра …

По имени мы можем определить маленький это ребёнок или уже взрослый человек. Давайте вспомним, когда вы были маленькими, как ласково вас называли. Меня - Сафинуля, брата - Асхатик, маму - Гулечка.

Произнесите, пожалуйста, как вас называли, когда вы были маленькими. Правда стало тепло, и захотелось улыбнуться. А потом мы растем, и наше имя подрастает вместе с нами и становится полным. Как тогда будет звучать Ваше имя? Мы становимся сразу взрослее, серьезнее. К этому имя обязывает.

В классе ребята выполнили задание: «Звали – зовут - будут звать», они записывали на лепестках цветка, как их звали по имени, когда они были совсем малышами, как сейчас зовут, как будут звать, когда вырастут. И у нас получился букет разных звучаний имен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение своей работы подведем итог, что мы узнали об именах.

Имя – наше второе «я». При рождении мы все имеем право на имя, а вместе с именем нам выдается наш первый документ «Свидетельство о рождении». Имеет смысловое значение и Родину. И у каждого имени много- много звучаний.

Еще всем нам надо помнить, что к именам – своим и чужим относиться бережно, чтобы каждый понимал, какая сила таится в каждом имени, и умели уважать и ценить её.

А главное, не забывать народную пословицу» «Не имя красит человека, а человек имя». Потому что мало иметь хорошее имя, надо ещё и соответствовать ему. Ведь хорошее имя – это подарок, который предстоит оправдать и отработать. Ведь человека ценят не за имя, а за его добрые дела и поступки, которые и прославят Ваше имя.

Литература.

1. Зима Д. Тайна имени. Как назвать вашего ребёнка. / Дмитрий и Надежда Зима. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 640 с.

2. Классные часы. 1-4 классы. – Вып. 2/ авт.-сост. О. В. Басюк и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 216 с.

3. Петровский Н. А. Словарь русских личных имён: Более 3000 ед-ц. – 6-е изд., стереотип. – М.: Русские словари, Астрель, 2000. – 480 с.

4. Тырина Е. В. Праздник моего имени. //Педсовет. – 1998. - № 9, с. 14

5. Успенский Л.В. «Ты и твое имя. Имя твоего дома» / Л., «Детская литература», 1972. -572 с.

6. Что скрыто в имени твоём? – ООО «Аделант», 2007. – 384 с.

Приложение №1

АНКЕТА «Секреты имени»

Просим Вас принять участие в нашей анкете и ответить на следующие вопросы.

Вам нравится Ваше имя? (подчеркните нужный ответ)

ДА

НЕТ

Имя: _________________________________________________________________________

Имя имеет значение:

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Родина имени: ________________________________________________________________

Почему назвали именно так? (отметьте нужное Vи допишите пояснения где необходимо)

Т ак захотели родители

В честь родственников ________________

(напишите в честь кого)

П о предложению других родственников ________________

(напишите кто предложил)

Другое _________________________________________

(напишите что)

Как Вас ласково называют по имени?

_ ______________________________________________________

Благодарим за участие!

Просмотров работы: 360