Преступление с юридической и социологической точки зрения. Понятие преступления в криминологии.

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Преступление с юридической и социологической точки зрения. Понятие преступления в криминологии.

Шахторина К.А. 1Нечаева У.В. 1
1МБОУ СОШ №18
Гончарова О.В. 1
1МБОУ СОШ №18
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема высоких показателей преступности остается актуальной всегда, так как с древности вплоть до сегодняшнего дня человечество на постоянной основе так или иначе сталкивается с различного рода преступными деяниями, оказывающими деструктивное влияние на слаженность и стабильность социума, безопасность и здоровое состояние членов общества. Невозможно не учитывать это явление - напротив, его необходимо изучать, выявлять первопричины и искать способы его предупреждения. Этим занимается такая наука, как криминология – социально-правовая наука, которая изучает личность преступника, причины и условия преступности. В данной работе мы ставим перед собой непростую задачу: вникнуть в суть понятия «преступление», выяснить, кто же такой преступник, почему совершаются преступления.

В данной работе поднимается проблема существования предрассудков среди граждан о правонарушении, преступности и законе вообще.

Целью работы являетсяизучение среднего общественного мнения о преступности, о главных вопросах криминологии. Также мы ставим перед собой цель понять, как общество относится к правонарушителям, какие теории поддерживаются большинством, а после сделать соответствующий вывод.

При исследовании данного вопроса были поставлены следующие задачи:

Раскрытие понятия «преступление», выявление его признаков.

Рассмотрение социальных предпосылок к совершению преступления.

Проведение социологического опроса на тему: «От чего зависит поведение преступника».

Инструменты: Информационные источники, упорядочивание данных на основе социальных опросов, исследования и теории из мира науки.

Глава 1. Понятие преступления в юридическом смысле

Эволюция понятия «преступление».

Эволюция понятия преступления тесно связана с эволюцией самого человечества, его понятием правовых норм. Ещё в первобытном обществе у общин существовало понятие нарушения, за которым следовала санкция. В русскоязычных источниках средневекового права используются такие понятия, как «обида» (Русская правда), «лихое дело» (Судебник 1550 года), «злое дело» (Соборное уложение 1649 года), однако они не носили характера родового понятия; преступление как чёткое понятие с характерными признаками появилось лишь в Новое время. Уже из французских уголовных кодексов 1791 и 1810 годов можно выделить отдельные признаки, характерные для признаваемых преступными деяний: преступлением стало признаваться деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания. Однако такой подход упускал первопричину, а именно ПОЧЕМУ деяние было признано преступным. Первым нормативным актом, заложившим предпосылки материального определения преступления, была Декларация прав человека и гражданина 1789 года, принятая во Франции. В её статье 5 говорилось, что закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества. В настоящее время на территории Российской Федерации согласно УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018), статье 14. 1, "преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

1.2 Категории и признаки преступлений с точки зрения закона.
Из определения преступления следует выявить его характерные особенности.

К преступлениям относятся исключительно деяния, выраженное в активной (действие) или пассивной (бездействие) форме.

Преступление несёт в себе общественную опасность.

Преступление имеет виновный характер. Соответственно, преступным признаётся деяние, совершённое умышленно (то есть осознанно, при наличии понимания вредного характера причиняемых деянием последствий) либо вследствие преступной неосторожности, то есть, виновно. Если вред причинён без вины, содеянное представляет собой уголовно-правовой казус, за который уголовная ответственность не наступает.

Преступление имеет противоправный характер. Противоправность означает запрещенность деяния уголовным законом.

Наказуемость преступления. Данный признак означает, что за определенное правонарушение предусмотрено конкретное наказание.

Вновь обратимся к УК РФ с целью выделить категории преступлений. "В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления." Также следует упомянуть о наличии таких понятий, как смягчающие и отягчающие обстоятельства, наличие которых способно изменять категорию преступления, и как следствие, смягчать или отягчать наказание.

Глава 2. Понятие преступления в социологическом смысле

2.1 «Преступление» в социологии.

В социологии преступление считается наиболее опасным видом девиантного (отклоняющегося) поведения. Под преступлением понимается общественно-опасный поступок, совершенный осознанно и запрещенный УК под угрозой наказания. Но этим кратким определением такое объемное понятие не исчерпывается. Социология рассматривает преступление в контексте многочисленных социальных отношений и подразумевает наличие в его составе причинно-следственных связей. При типологизации любого уголовного правонарушения эта общественная наука выделяет следующие критерии: цель преступного деяния, личность правонарушителя, метод преступления, объекты преступных посягательств.

В зависимости от цели преступного деяния:
- корыстные преступления;

- преступления, не имеющие корыстной цели (неосторожность, состояние аффекта)

Основную массу (~75 %) случаев корыстных уголовных правонарушений в России совершают ситуативные преступники, действующие в зависимости от окружающей их обстановки. Если экономико-социальное положение в стране изменяется в ту или иную сторону, то в ту же сторону изменяется и количество совершенных «ситуативных» преступлений. Например, Раскольников в произведении Достоевского «Преступление и Наказание» является именно ситуативным преступником.

В зависимости от личности преступника:

- преступность несовершеннолетних;

- преступления полностью дееспособных людей;

- преступления, совершенные самостоятельно, в одиночку;

- организованная преступность;

- преступления "простых" людей

- преступления богатых и власть имущих.

Данный фактор играет одну из решающих ролей в определении характера преступления. К примеру, опасные деяния простых людей и тех, кто обладает властью и состоянием, в среднем различаются. То же наблюдается и при близком сравнении противозаконных поступков, совершаемых группой лиц и одним лицом.

В зависимости от объекта, на который направлена преступная деятельность:

- преступления против личности;

- преступления против собственности. По критерию "метод преступления":

- насильственные преступления (убийства, изнасилования, бандитизм, терроризм);

- преступления без жертв (торговля наркотиками, проституция).

Наиболее опасными считаются насильственные преступления, так как несут самые серьезные, часто разрушительные последствия для ментального и физического благополучия человека или социальной группы. Многие задаются вопросом о том, следует ли считать преступления без жертв деяниями, которые преследуются законом, и на этот счет существует огромное количество мнений.

В разных культурах понимание того, что является опасным деянием, так же существенно разнится, хотя мы и можем выделить некоторые общие черты этого понимания. Одно преступление в разных странах имеет различный подтекст и воспринимается через призму культурно-национальных особенностей, мировоззрения, нормативных ценностей людей. Этому свидетельствует, к примеру, разная мера наказания для одного деяния: где-то за него провинившийся должен расплатиться 5-6 годами свободы, а где-то – 10-12. В некоторых культурах отдельные виды преступлений вообще не рассматриваются как нечто противозаконное и не наказуемы.
Все же существуют действия, которые одинаково осуждаются всеми культурными общностями: убийство, совершенное не в целях самозащиты; насильственное присвоение чужого имущества.

2.2 Социальные предпосылки развития личности преступника и совершения преступления

С точки зрении социологии и криминологии, у преступника существуют определенные мотивы к совершению преступления. Почему же человек становится склонен к совершению противоправных поступков? Чем объясняется такое поведение? Для лучшего понимания социальных предпосылок формирования личности преступника, обратимся к наиболее известным теориям. 

Медико-биологические теории - исторически первые попытки объяснения преступлений на основе природно-обусловленной склонности к ним некоторых людей. Автором самых первых трудов в этой области стал итальянский криминалист Чезаре Ломброзо, в 1870-х гг. пришедший к заключению, что некоторые люди рождаются с преступными наклонностями. В работах Ломброзо и его последователей была разработана классификация преступных личностей: 

- прирожденные преступники; 
- душевнобольные преступники; 
-преступники по страсти; 
- случайные преступники. 

Представители биологического подхода утверждали, что существуют "прирожденные преступники", обладающие определенными психико-биологическими особенностями, неизбежно влекущими за собой совершение преступление. Эти особенности как бы обрекали человека на то, чтобы быть преступником.

Борьба с преступностью, таким образом, должна осуществляться, по мнению Ломброзо, путем физического уничтожения либо пожизненной изоляции "врожденных" преступников. Но такой подход в корне противоречит нравственности и правам человека, поэтому впоследствии идеи о биологической предрасположенности к преступлениям были подвергнуты резкой критике. 

Психологические теории.

Этот вид теорий в целом схож с концепцией биологических теорий, но он более конкретизирован. Психологические теоретики связывают проявление преступных наклонностей с определенным складом характера, типом личности, чаще с проявлением каких-либо паталогических тенденций.
Оригинальным, хотя и не бесспорным, социологическим подходом к преступности является теория стигматизации. Её сторонники интерпретируют отклонение как процесс взаимодействия между людьми с отклонениями и людьми без отклонений. Как только на индивида навешивается ярлык преступника – он в сознании окружающих он ассоциируется с чем-то крайне негативным, не внушающим доверия. Индивид с подобным ярлыком продолжает совершать противоправные или просто плохие с точки зрения общества поступки, увеличивая тем самым разрыв с «нормальным» шаблоном социального поведения, усиливая свое «клеймо».

Интересным подтверждением теории стигматизации может служить так называемый "Стэнфордский тюремный эксперимент", проведённый в 1971 году в Стэнфордском университете американским психологом Филиппом Зимбардо. 
В 1971 году двадцать четыре студента из Пало-Альто были разделены на две равные группы. Одних назначили охранниками, других — заключенными, всех поместили в университетский подвал, где была оборудована бутафорская тюрьма. Молодой ученый Филип Зимбардо собирался исследовать изменения психики в тюремных условиях — в результате через неделю опыт пришлось прервать. У части испытуемых произошли серьезные нервные срывы, некоторые охранники начали проявлять необоснованную агрессию, брутальность, садизм.
Теорию стигматизации можно критиковать по трем направлениям. 
Во-первых, критики "теории ярлыков" указывают на то, что есть действия, однозначно запрещенные всеми культурами, такие как убийство без самозащиты, насильственное присвоение чужого имущества (разбой). 
Во-вторых, в рамках этой теории делается акцент на навешивании ярлыков, в то время как причины первичной девиации уходят из поля зрения. Очевидно, что ярлыки возникают не случайно. 
В-третьих, до сих пор неясно, действительно ли навешивание ярлыка обладает эффектом усиления отклоняющегося поведения.
Подводя итог сказанному выше, можно выделить следующие социальные факторы формирования личности преступника :

социальные противоречия (в том числе противоречия между групповой моралью малой социальной группы и обществом, внутригрупповые противоречия);

сама личность со всеми присущими ей свойствами;

малые социальные группы, в которых эта личность непосредственно формируется;

общество в целом, осуществляющее политическое, духовное, культурно-воспитательное и иное воздействие через средства массовой информации и другие каналы.

Глава 3. Практико-экспериментальная часть.

Совершив небольшой экскурс в теоретические глубины проблемы преступности, мы считаем необходимым рассмотреть и реальную, практико-наглядную сторону данного вопроса. Было крайне важно установить среднее общественное представление преступника, какими качествами обладает правонарушитель по мнению среднего человека. Мы поставили следующие вопросы (связанные с вышеизложенными теориями и направлениями мысли), на которые в течение какого-то времени пытались найти ответы в ходе разнообразных социальных

опросов, практик и исследований:
1. Рождается ли человек изначально склонным к преступности ввиду своих природно-обусловленных особенностей, или он становится таковым в процессе своей социализации, под влиянием внешних процессов?
2. Существует ли такое понятие, как «бывший преступник»? Возможно ли истинное раскаяние правонарушителя и полное отречение от своих поступков с условием того, что он никогда больше не совершит подобного?
3. Можно ли каким-либо образом распознать потенциального правонарушителя по окружающей его среде, кругу общения, манере поведения и разговора, походке и условиям жизни в общем?

Итак, мы задали эти вопросы группе лиц, в которую входят 3 возрастные категории: 15-18, 25-30 и 35-40 лет. Статистика по собранным ответам приведена ниже.

Вопрос 1.

Преступниками рождаются или становятся?

Как мы можем наблюдать из диаграммы, большинство людей, даже не осведомленных о ней, все же отвергают биологическую теорию, исходя из своих нравственных принципов. Как бы то ни было, все же имеется небольшой процент людей, которые считают, что преступником человек становится от своего рождения. Давайте рассмотрим высказывания участников опроса, высказывающие разные предположения (орфография и стилистика сохранены):

Участник 1.«Преступниками становятся в процессе социализации. Все идет из-за психологических проблем, травм детства и многих, очень многих причин, которые побуждают человека на ужасные поступки. Но люди никогда ими не рождаются.»

Участник 2. «Преступниками вполне могут рождаться, даже если просто учитывать семью, в которой человек родился. Плюс у него могут быть психические расстройства, это тоже влияет.»

В опрос 2.
Существуют ли бывшие преступники?

Относительно этого вопроса мнения разделились поровну; между участниками опроса даже возникла некоторая полемика по этому поводу. Рассмотрим же противоположные точки зрения, высказанные в ходе дискуссий (орфография и стилистика сохранены):
Участник 1. «Здесь нет однозначного ответа… Все субъективно и зависит только от самого человека. Бывает, люди раскаиваются, а бывает, спокойно идут на новый проступок. Но всё-таки, я склоняюсь к тому, что человек в большинстве случаев вряд ли пойдет на это во второй раз, не только из-за раскаянья, но и просто потому, что не хочет проблем и терок с полицейскими.»

Участник 2. «Нет, не бывают. Если человек один раз намеренно совершил зло, то, скорее всего, обязательно совершит что-то подобное еще раз, не обязательно в масштабах преступления. Может быть украдет что-нибудь или изобьет кого-нибудь, потому что считает это нормальным. Бывают, конечно, редкие исключения, но в целом бывших преступников не существует.»

Вопрос 3.
Можно ли распознать преступника по внешним признакам?

Здесь мнения снова разделяются (орфография и стилистика участника опроса сохранены):
Участник 1. «Нет, конечно же нет. Внешний вид и условия, в котором он проживает никак не могут сказать о том, что он может быть преступником. Бывает, и богатые, образованные люди преступают закон. Все в голове, в его мыслях. Даже если он бедный, человек не пойдет на воровство, если ему не позволит внутренние принципы.»

Участник 2. «Да, это очень видно. Особенно по манере общения. Еще у иммигрантов или выходцев из бедных районов есть больше шансов стать преступниками. Поэтому конечно можно.»

Тем не менее, на практике нередки случаи, когда опрашиваемые дают одни ответы, но эксперименты подтверждают совершенно противоположное. Именно поэтому нами было принято решение провести еще один социологический опрос, чтобы выяснить, возможно ли распознать преступника по внешним признакам.

Эксперимент заключался в следующем: опрашиваемым были представлены фотографии сначала четырех женщин, а после трех мужчин без каких-либо отличительных внешних признаков (шрамы, татуировки, признаки болезни или истощения). В каждой категории участники опроса должны были выяснить, человек на какой фотографии является преступником, ориентируясь исключительно на внешние признаки. Результаты опроса приведены ниже.

Оговоримся, что женщина-преступница была представлена под фотографией №3, а мужчина – под номером 1.

Исходя из результатов опроса можно сделать вывод, что определить преступника по внешности без характерных особенностей не представляется возможным (среди опрашиваемых женщину-преступницу не смог «вычислить» никто)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данного теоретическо-практического исследования мы выяснили, что же такое преступление, как оно рассматривается с точки зрения различных наук, какие причины могут лежать в его основе. Мы также узнали, какое мнение существует в обществе относительно этого понятия и теорий, его окружающих. Нет единого правильного способа трактовать преступление – это необыкновенно сложное понятие, обуславливающееся множественными причинами, и рассматривать его нужно под разными углами.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018)

Учебная и научная литература

Габриель Тард «Преступник и толпа».

Ищенко Е.П. «Криминалистика: Курс лекций» Е. П.

Чезаре Ломброзо «Преступный человек» Чезаре Ломброзо «Тюремная писанина, Исследование тюремных надписей»

Филип Зимбардо «Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев»

Интернет-ресурсы

https://ru.wikipedia.org/wiki/Преступление (дата обращения 29.10.2018)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Криминология (дата обращения 31.10.2018)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Девиантное_поведение

(дата обращения 31.10.2018)

https://studme.org/193107107185/sotsiologiya/prestuplenie_nakazanie (дата обращения 07.11.2018)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Стэнфордский_тюремный_эксперимент

(дата обращения 05.11.2018)

https://jurkom74.ru/ucheba/osnovnie-faktori-sposobstvuiuschie-formirovaniiu-lichnosti-prestupnika (дата обращения 08.11.2018)

Просмотров работы: 2036