Традиции священной памяти в сердцах молодых

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Традиции священной памяти в сердцах молодых

Мартынова А.В. 1
1МКОУ ЗАТО Знаменск "Гимназия № 231"
Есауленко Е.Л. 1
1МКОУ ЗАТО Знаменск "Гимназия № 231"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

… «На Мамаевом кургане – тишина,

За Мамаевым курганом – тишина,

В том Кургане – похоронена война,

В мирный берег тихо плещется волна»… -

к этой песне в нашей семье особо трепетное отношение…

В далёком 1942 году в боях за Сталинград погиб мой прадед Соловьёв Илья Лукьянович. И песню эту пели и поют в нашей семье в особые, значимые дни, как почитание тех, кто воевал, кто отдал свои жизни в боях за Сталинград, за приближение долгожданной Победы в Великой Отечественной войне.

Песня, как память, песня – традиция, - шагает с нами из поколения в поколение. И чем старше я становлюсь, тем в большей мере осознаю значимость таких традиций.

14 ноября 2017 года в моей жизни произошло знаменательное событие: в торжественной обстановке в администрации ЗАТО Знаменск мне был вручен паспорт гражданина Российской Федерации! Торжественность этого момента позволила мне ощутить гордость за то, что я являюсь гражданином большой и великой страны! Теперь я не только гражданин России, но и представитель особой социальной группы – молодёжь!

Мы, сегодняшние молодые люди, - продолжение того старшего поколения нашей страны, которое отстояло независимость нашей родины в годы фашистской агрессии. Мы должны знать и помнить, какой ценой далась победа в Великой Отечественной войне, мы должны преклоняться перед всеми, кто внёс свой вклад в Победу, чтить память погибших, сохраняя её в сердце и передавая её из поколения в поколение.

В 2015 году наша страна торжественно отметила 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, 2 февраля 2018 года – 75-летие разгрома немецких войск и их союзников под Сталинградом. Приближается 75-летие снятия блокады Ленинграда. Победа советской армии в Сталинградской битве стала переломной в Великой Отечественной войне! И, как накануне празднования этих великих дат, всё чаще стали слышны разные голоса: нередки попытки «переписать», исказить недавнюю историю нашей страны и всего мира. Вторая мировая, Великая Отечественная война, победа советского народа над фашистскими захватчиками представляются отдельными политологами – оппозиционерами, лже – историками, некоторыми общественными деятелями, словно в кривом зеркале, в угоду тем или иным политическим взглядам. Современному молодому человеку, порой, трудно отличить правду от лжи, реальность от художественного вымысла.… К сожалению, ветераны Великой Отечественной войны, на воспоминаниях и рассказах которых воспитывалось поколение наших бабушек и дедушек, наших родителей, - уходят из жизни. С каждым годом всё меньше и меньше тех, кто реально был на фронтах сражений, и знает всю правду о войне не понаслышке, а из своей суровой юности. А потому, очень значимой является связь поколений, как внутри отдельно взятой семьи, так и в нашем обществе, в целом.

Ведь недаром, наш президент В.В. Путин, выступая перед молодыми учеными и преподавателями истории в ноябре 2014 года, поставил задачу: обратить внимание на то, что Победа в Великой Отечественной войне была нашим народом выстрадана. «Сегодня у многих зреет мысль: отобрать эту Победу у нас. Давайте будем все вместе исправлять такое положение».1 Я назову ключевые мысли выступления президента: «Знать нефальсифицированную историю, чтить память тех, кто отстоял нашу независимость, продолжать и развивать лучшие традиции предшествующих поколений».2 Несомненно, молодёжь ответственна за решение этой важной государственной задачи.

Поэтому, тема исследовательской работы, на мой взгляд, очень актуальна и значима.

Проблема: «Как не предать память забвению?»

Тема исследования: «Традиции священной памяти в сердцах молодых».

Цель исследования:

- привлечь внимание моих одноклассников, сверстников к значимости подвига их прадедов в годы Великой Отечественной войны и содействовать укреплению нравственных истоков связи поколений, поддержанию в молодёжной среде традиций патриотической направленности в дни празднования Дня великой Победы;

- изучение традиций праздника великой Победы в разные периоды развития Советского и Российского государства.

Объект исследования:

Великая Отечественная Война и послевоенная пора.

Предмет исследования:

Традиции праздника «День Победы» на разных этапах развития страны.

Задачи исследования:

- изучить теоретический материал о Великой Отечественной войне, её героях;

- взять интервью у ветерана ВОВ Шульгатого Н.И.;

- побеседовать с людьми старшего поколения о традициях чествования ветеранов ВОВ и празднования Дня Победы в первые послевоенные и поствоенные годы;

- изучить и проанализировать архивы фотоальбомов старшего поколения нашей семьи, архивы газет «Комсомольская правда»;

- систематизировать известный материал о традициях празднования Дня Победы на разных этапах развития нашего государства;

- провести анкетирование среди школьников;

- оценить полученные результаты по итогам реализации проекта;

- создать «Альбом Памяти» по теме исследования;

- положить начало новой гимназической традиции.

Гипотеза исследования:

Предполагаю, что истоки становления праздника «День Победы» и развитие связанных с ним традиций, мои сверстники знают недостаточно хорошо. Предполагаю, что привлечение к теме исследования моих одноклассников будет содействовать развитию более трепетного отношения к истории нашей страны, позволит наполнить традиции празднования Дня Победы нашей страны в Великой Отечественной войне новыми формами.

Методы исследования:

- поиск исторического материала;

- интервьюирование;

- беседа;

- сравнение;

- социологический опрос;

- анкетирование;

- анализ.

Основная часть (Теоретическая)

Молодёжь как социальная группа

В своей работе мы опирались на теоретическое определение термина «молодёжь».

«Молодёжь» - это особая социально-демографическая группа, выделенная по социально-значимому возрасту3.

Нижней возрастной границей молодёжи считается 14-15 лет – период, когда наступает физиологическая зрелость и появляется закреплённая законом возможность самостоятельно заниматься трудовой деятельностью. Верхней границей молодёжного возраста считается 29-30 лет. Это – возраст достижения экономической самосостоятельности, создания семьи.

Основные социальные особенности молодёжи:

- переходность положения, когда молодые люди находятся в процессе становления своего социального статуса;

- высокая мобильность, т.е. способность заниматься различными видами деятельности в различных сферах деятельности;

- освоение новых специальностей, которое вытекает из переходности положения, изменения социального статуса;

- активный поиск своего места в обществе;

- перспективы в карьере и профессиональном плане.

В современном обществе молодёжь выполняет чрезвычайно важные функции: воспроизводство общественной жизни и воспроизводство материального производства, передача культурных ценностей будущему поколению, введение в социальную жизнь новых правил, ценностей, традиций, моделей поведения.

Ускорение темпов развития общества обуславливает возрастания роли молодёжи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодёжь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама. В целом, молодёжь представляет собой ресурс любого общества и государства. Каждое государство внимательно изучает проблемы молодёжи, опираясь, как правило, на данные социологических опросов, исследования учёных. На основе этих данных строится государственная молодёжная политика.

Молодёжная политика РФ – это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи. Цель государственной молодёжной политики – всестороннее развитие потенциала молодёжи, что должно способствовать достижению долгосрочных целей – социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению её международной конкурентоспособностей и укреплению национальной безопасности. В контексте темы исследования рассмотрим важнейший ценностный ориентир для современной молодёжи – патриотизм.

Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, к своему народу. Патриотически настроенный молодой человек привержен национальным традициям, языку и вере своего народа. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании её неудачам и бедам, в уважении к её историческому прошлому, к народной памяти, культуре. Отметим, что проведённые исследования по теме и организованная по их результатам работа по развитию традиции патриотизма в молодёжной среде нашего города, в полной мере отвечает основным целям государственной молодёжной политики России.

Понятие и сущность традиции

В современном гуманитарном знании понятие «традиция» трактуется широко и многопланово. В толковом словаре В.И. Даля4 «традиция» определяется в соответствии с её первоначальным латинским смыслом: «всё, что устно перешло от одного поколения на другое». Расширенно данное понятие толкуется в «Словаре русского языка»:5 «Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.д.; установившийся порядок, неписанный закон в поведении, в быту; обычай, обыкновение».

Традиции, как феномен действительности, исследованы как комплексное междисциплинарное явление на стыке философии, этики, культурологии, психологии, педагогики и других наук. В философии традиции определяются, прежде всего, ка отношения, опыт предшествующих поколений, духовные и материальные ценности, которые передаются от поколения к поколению.

В философском энциклопедическом словаре «традиция» определяется как «передача духовных ценностей от поколения к поколению».6 Традиция – это неотъемлемый атрибут общества; она реально существует; однонаправлено выражена во времени; представляет собой форму адаптации человеческого сообщества к окружающей среде; имеет непрерывный, относительно устойчивый, инерционный характер; передаётся способами, отличными от генетического: вербальными, письменными, путём преемственности; включает в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности).

Изучая традиции в развитии, можно условно говорить об их статике и динамике. Так, например, пионерские традиции имели определённую устойчивость в советский период развития отечественного образования и были утрачены в постсоветский период.

Традиции могут распространяться и в изменённом виде, интенсивно развивающемся, реализующим определённо преемство. Это – динамические традиции. Таким традициям патриотической направленности (связанных с победой советского народа в Великой Отечественной войне) и посвящена часть нашего исследования. Следует понимать, что утрата определённых традиций вовсе не означает прекращение процесса развития. Утрата традиции означает лишь невозможность развития в данном направлении. Изменение традиций имеет, как правило, прогрессивный характер развития. Традиции патриотической направленности, о которых идёт речь в данном исследовании, имеют глубокие исторические корни и особое значение для нашего народа.

Основная часть (Практическая)

Изучение значимости подвига наших прадедов в Великую Отечественную войну

Данное исследование «Традиции Священной Памяти в сердцах молодых» является логическим продолжением моей первой исследовательской работы «Память Священна…», выполненной в канун 70-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. По итогам первого исследования был создан семейный альбом Памяти (Приложение № 1). В альбоме собрана информация о четырёх поколениях нашей большой семьи, в том числе и о поколениях военной поры.

Эта работа была представлена мною на гимназической и городской конференциях и вызвала у моих одноклассников и сверстников неподдельный интерес. Меня спрашивали:

- как мне удалось собрать такую объёмную информацию?

- сколько времени я работала над этим исследованием?

- что ещё я знаю о судьбе родных в пору военного лихолетья?

Я поняла, что подобного рода исследованием можно увлечь ребят, ведь каждому важно знать военную историю своих родных, а через такую работу более глубоко познакомиться и с историей страны в годы Великой Отечественной войны в целом! У меня родилась идея, что на основе проделанной работы, мы сможем положить начало ещё одной доброй патриотической традиции в нашей гимназии – проведению в канун Дня Победы урока Памяти «Непридуманные рассказы о войне». Удалась ли идея?

Итак, обо всём по порядку.

Как не удивительно, но в учебниках по истории за 5-8 класс, по которым мы учимся (Н.Н. Лазукова, О.Н. Журавлёва) не было ещё тем о Великой Отечественной войне. Поэтому, порой, история ВОВ в этот важный для молодого человека период не является хорошо осознанной и изученной.

Меня заинтересовал вопрос: «Какие сведения по теме ВОВ есть у моих сверстников»?

Я разработала и провела среди моих одноклассников анкету: «Великая Отечественная война - огненная страница истории страны». Вопросы и результаты анкетирования приводятся в Приложении № 2.

Анализ анкеты показал, что:

- 100% опрошенных знают дату начала и окончания войны;

- но лишь 67% смогли назвать вехи крупных воинских битв: защита Москвы, оборона Сталинграда, блокада Ленинграда, Курская битва, а также и то, где их родные сражались…

- 78% ребят знают, воевали ли их родные на фронтах или помогали труженикам тыла;

- чуть более половины опрошенных (61%) смогли назвать, где их родные сражались с врагом и как сложилась их военная и послевоенная судьба в дальнейшем.

Анализ первой части анкеты показал, что мои сверстники, а это, в основном уже 5-е поколение тех, кто воевал на фронтах, знают, какой огромной ценой мы смогли победить врага. Но, к сожалению, не все ребята знают военную биографию своих прадедов. А потому, мы поставили для себя задачу:исследовать данный вопрос в полной мере. Была разработана программа действий, в которую входили:

- изучение теоретического материала о Великой Отечественной войне;

- подготовка и проведение классного часа «Великая Отечественная война - огненные страницы истории»;

- проведение исследовательской работы в семьях моих одноклассников.

Работало шесть групп, изучающих основные этапы ВОВ:

- I - самоотверженность гарнизона Бреста;

- II - защита Москвы;

- III - блокада Ленинграда;

- IV - Сталинградская битва;

- V - Курская битва;

- VI - Освобождение Европы. Разгром врага.

Проведение классного часа - итог большой теоретической работы, - настроил всех нас на исследовательскую работу в семьях. Дело в том, что для нашего военного городка специфично то, что наши отцы продолжают военные династии своего рода. А служба военного - это частые переезды с одного места на другое. В иных семьях - несколько поколений в разъездах. Отсюда выявилась основная трудность исследования для моих одноклассников - многие архивы, документы о родных, живших в пору военного лихолетья, - не сохранились. Пришлось списываться, связываться по скайпу с теми старейшинами семейных династий, кто ещё жив и мог рассказать о боевом, ратном трудовом пути родных людей в годы Великой Отечественной войны. Этот этап работы оказался наиболее длительным и трудоёмким!

По итогам такого исследования мы смогли провести в гимназии акцию «Перекличка поколений», приуроченную ко Дню Победы. Прикосновение к подвигу родных в годы Великой Отечественной войны наполняло наши сердца благодарностью к поколению, подаривших, по большому счету, жизнь всем нам в свободной, независимой стране!

Следует отметить, что 3 и 4 вопросы анкеты оказались для ребят наиболее сложными. Ответы на эти вопросы были мною систематизированы и представлены на диаграмме (Приложение № 2).

Вывод: Традиции прошлых лет, да и настоящего времени, ребята знают недостаточно хорошо. Появилось желание более обстоятельно исследовать традиции празднования Дня Победы в разные периоды развития нашей страны.

2.2. Беседа - интервью с ветераном ВОВ Шульгатым Н.И.

В своё время, будучи с родителями в отпуске в Краснодарском крае, мне посчастливилось побеседовать с моим двоюродным прадедушкой, участником Великой Отечественной войны, Шульгатым Николаем Иосифовичем. Я взяла у Николая Иосифовича небольшое интервью, которое незаметно переросло в беседу до позднего вечера.

Н иколай Иосифович - 1926 года рождения. Когда началась война, ему было 15 лет. Он, как и другие его сверстники, рвался сражаться с фашистами, но его, в силу слишком молодого возраста, не брали пока на фронт. Назначили бригадиром в колхозной бригаде, которая выращивала пшеницу, так необходимую фронту. Работали с 5 утра и до поздней ночи, но никто не жаловался: все понимали, что это и есть трудовой вклад в общее дело Победы над врагом.

Как только Николаю Иосифовичу исполнилось 18 лет, его мобилизовали. Он вспоминал: «Я был счастлив, что наконец-то могу бить ненавистного врага»! Много рассказывал о бесстрашии наших солдат. Я спросила: «Неужели, на войне, в бою не страшно?» - «Страшно», - ответил он. «Только горячее желание – окончательно победить фашистов было сильнее чувства страха!»

Известие о Победе было долгожданным, все ликовали. Молодые бойцы и солидные воины плакали, не стесняясь своих слёз, подбрасывали друг друга от счастья вверх, стреляли в воздух, салютуя в честь победы! Чувство радости было неописуемым.

Я спросила: «А как отмечался праздник 9 Мая в первые послевоенные годы»? Ответ был прост: «Не до праздников тогда было, надо было разрушенную страну восстанавливать!.. 9 Мая, как праздничный нерабочий День, стали отмечать лишь с 1965 года, т.е. через 20 лет после окончания войны». Эти слова произвели на меня сильное впечатление. Мне-то казалось, что после 9 Мая 1945 года в нашей стране парады и салюты в честь этой даты были ежегодны. Оказывается, нет.

И я тогда решила более подробно изучить этот вопрос.

2.3.Традиции празднования Дня Победы и почитания памяти воинов Великой Отечественной войны в разные периоды развития Советского и Российского государства

9 Мая, День Победы – праздник радости и скорби. День Победы! Как много в этих словах! В них – горечь слёз и потерь, в них – радость встреч и достижений. Ведь события тех страшных лет коснулись каждой семьи. И пусть от той великой Победы нас отдаляет много лет, каждый год в начале мая все россияне с уважением и трепетом вспоминают подвиг своих отцов и дедов. С чего всё началось? Когда и как начали отмечать День Победы? И как за полвека изменились традиции празднования 9 Мая?

В результате:

- сбора информации по различным источникам (учебники истории, Интернет-ресурсы и их анализа;

- бесед с людьми старшего поколения;

- работы с фотоархивами семейных альбомов родных старшего поколения;

- анализа архивов газет «Комсомольская правда» (в городской библиотеке) –

я смогла обобщить, систематизировать полученную информацию и представить её в виде таблицы (Приложение № 3).

Обобщение традиций почитания памяти воинов Великой Отечественной войны в нашем городе на основе фотоархива моих родных, в период 1965-1990г.г. я представила в Приложении № 4.

На основе этих данных я сделала вывод: каждое время вносит свой смысл, свои коррективы в традиции, расставляя акценты, соответствующие духу времени, атмосфере общественной жизни.

Особо хочется выделить новые традиции последних лет, это акции: «Я помню! Я горжусь», «Бессмертный полк», «Свеча Памяти», «Сирень Победы» и др., в которых ежегодно участвует вся наша большая семья (Приложение № 5).

Каждый год в дни празднования Великой Победы вся наша семья принимает участие в этих акциях. Особые чувства сопричастности к далеким военным годам и подвигу наших родных, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны, наполняли наши сердца, когда мы шли по главной площади нашего города с портретами своих предков – участников войны (акция «Бессмертный полк»). Эти чувства я передала в авторских стихотворных строках (Приложение № 6).

Помимо общепринятых, в нашей семье есть свои традиции почитания Памяти наших родных, погибших в Великой Отечественной войне (Приложение № 7).

По итогам данной части своего исследования я сделала вывод: несмотря на то, что с того знакового исторического события прошло более 70 лет, патриотические традиции празднования Дня Победы в наших сердцах продолжают жить и развиваться. Новое время вносит свои дополнения, наполняя эти традиции новыми формами, что представлено мною в таблице (Приложение 8).

Вывод: традиции – динамичны. Каждое время вносит свой смысл, свои коррективы в традиции, расставляя акценты, соответствующие духу времени, атмосфере общественной жизни.

По результатам данного исследования был проведён классный час, где было принято решение: положить начало новой традиции празднования Дня Победы в нашей гимназии. Наше предложение – ежегодно, накануне Дня Победы для учащихся 9-х классов проводить Урок Памяти «Непридуманные уроки о войне» (на основе биографии участников ВОВ каждой отдельно взятой семьи). Это предложение было поддержано многими родителями и педагогами гимназии.

Заключение

Итоги данного исследования

Я считаю, что, следуя поставленным задачам, цели исследования достигнуты. Задачи выполнены в полном объёме. Гипотеза была верна.

Проделанная работа позволила:

-познакомиться с историей ВОВ 1941-1945 г.г. более подробно;

-способствовала формированию и развитию трепетного отношения к истории своей страны, своего народа, своей семьи через сохранение памяти предков, участвовавших в борьбе за свободу и независимость нашей Отчизны;

-позволила изучить и систематизировать традиции празднования Дня Победы в разные периоды развития нашего государства;

- помогла обратить внимание моих сверстников на то, что «Память о военном лихолетье – священна!»;

- положить начало новой гимназической традиции ежегодного проведения Урока Памяти накануне Дня Победы «Непридуманные рассказы о войне» (на основе военной биографии родных наших гимназистов);

- провести в гимназии акцию «Перекличка поколений»;

-создать семейный альбом «Память – священна», «Наши традиции».

Кроме того:

- после исследования семейных архивов увеличилось число наших гимназистов – участников акции «Бессмертный полк»;

- в составе группы волонтёров мы помогали в организации и проведении акции «Георгиевская ленточка», «Свеча Памяти»;

- почти каждый из моих одноклассников смог внести свой вклад в сохранение Памяти о ВОВ: выяснить судьбу своих родственников, пополнить свои фотоальбомы снимками из семейного архива, поделиться тем, как воевал его прапрадед на полях фронтовых сражений или рассказать о его трудовом подвиге в тылу.

Для меня очень значимо, что я смогла приобщить своих друзей к акции «Посещение мемориала «Павшим воинам» в селе Капустин Яр (оно расположено рядом с нашим военным городком). На плитах мемориала высечены имена сельчан, отдавших свои жизни в борьбе с фашистскими захватчиками. Мы возлагаем к памятнику цветы, и каждый при этом отдаёт дань Памяти своим родным – участниками Великой Отечественной войны.

И это самое малое, что мы смогли сделать. Для нас, школьной молодёжи, сейчас главное хорошо учиться, развивать все свои способности, опираясь на лучшие нравственные ценности нашего российского общества, чтобы в дальнейшем, получить качественное образование и вносить свой посильный вклад в развитие и укрепление России. Мы, школьная молодёжь сегодняшнего дня, - это взрослая молодёжь дня завтрашнего.

Патриотические традиции, передаваемые от старшего поколения к молодёжи, сегодня значимы, как никогда! В то время, когда неофашизм в Украине и странах Европы вновь поднимает голову, нам всем нужно сплотиться!

Традиции священной памяти живут в наших сердцах, и мы будем передавать их из поколения в поколение.

Пока в нас живут эти нравственные истоки – Россия будет крепнуть и развиваться!

Список литературы

Важенин А. Г. Обществознание : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. Изд.: Вентана-Граф, 2017.

Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений» Изд.: АСТ, 2018.

Толковый словарь живого великорусского языка» // Владимир Иванович Даль: Жизнь и творчество: Биобиблиогр. указ. / Рос. гос. б- ка. НИО библиографии; Сост. О. Г. Горбачева; Ред. Т. Я. Брискман; Библиогр. ред. Е. А. Акимова.- Изд.: Пашков Дом, 2004.

Философский энциклопедический словарь. Изд.: Советская энциклопедия; Изд.: М.: 1983

https://www.youtube.com/watch?v=KFb8PXb1bM0

https://www.gazeta.ru/science/2014/11/05_a_6289705.shtml

Приложение № 1.

Семейный альбом Памяти

Поколения моей семьи от периода ВОВ

(1941-1945)

Мамина ветвь

генеалогического дерева

Папина ветвь

генеалогического дерева

ФИО,

год рождения,

место жительства

Общие сведения

ФИО,

год рождения,

место жительства

Общие сведения

I

поколение

(мои

прапрадеды)

Шульгатый

Иосиф Иванович

(1886 -1965г.г.)

место жительства: станица Новодеревянковская, Краснодарского края

Воевал в Гражданскую войну

(1919-1921г.г.,

в ВОВ (1941-1945г.г.), - был ранен, комиссован в 1943, работал в колхозе

Куприянов

Михаил Николаевич

(1905-1941 г.г.)

место жительства:

село Скворчиха республики Башкортостан

Воевал с июня 1941г. по ноябрь 1941г. Погиб под Смоленском

Шульгатая (Грицай)

Елена Трофимовна

(1893 -1978г.г.)

место жительства: станица Новодеревянковская, Краснодарского края

В годы войны – участник трудового фронта, работала на полях колхоза (Продовольственная программа «Всё для фронта, всё для победы»)

Куприянова

Мария Николаевна

 

(1908-1977 г.г.)

место жительства:

с. Скворчиха республики Башкортостан

В годы войны – участник трудового фронта, работала на полях колхоза (Продовольственная программа «Всё для фронта, всё для победы»)

 

Соловьёв

Илья Лукьянович

(1904-1942 г.г.)

место жительства:

село Капустин Яр, Астраханской области

Воевал (1941-1942г.г.), погиб в боях под Сталингра-дом

Мартынов

Фёдор Михайлович

 

(1888-1959 г.г.)

место жительства:

село Скворчиха, республики Башкортостан

В годы ВОВ работал председателем колхоза, реализовывал продовольственную программу «Всё для фронта, всё для победы»!

Соловьёва (Омельченко) Ольга Егоровна

(1911 -1994 г.г.)

место жительства:

с. Капустин Яр Астраханской области

В годы ВОВ – участник трудового фронта, работала на строительстве аэродрома в селе Капустин Яр, а также на строительстве ветки железной дороги «Сталинград – Астрахань». После войны – билетёр в кинотеатре при войсковой части

Куприянов

Фёдор Михайлович

 

(1926-1990 г.г.)

место жительства:

село Скворчиха республики Башкортостан

Был инвалидом, не воевал, работал в колхозе конюхом. Позже работал на пасеке

Даниленко

Иван Михайлович

 

(1909-1941 г.г.)

место жительства:

с. Капустин Яр Астраханской области

Воевал (1941г.), погиб в боях под Москвой

Шилкина

Пелагея Тихоновна

(1887-1973 г.г.)

место рождения:

г. Ярцево

Смоленской области

Во время войны работала на заводе, выпускала военную продукцию

Даниленко

Александра Дмитриевна

(1912-1981 г.г.)

место жительства:

с. Капустин Яр Астраханской области

Участник трудового фронта, работала на строительстве ветки железной дороги Сталинград – Астрахань, после войны работала в войсковой части

Шилкин

Андрей Кузьмич

(1888-1964 г.г.)

место рождения:

г. Ярцево Смоленской области

Участник ВОВ

Тимофеев

Степан Михайлович

(1909-1941 г.г.)

место жительства:

с. Капустин Яр Астраханской области

Воевал (1941 г.), погиб в боях под Сталинградом

   

II

поколение

(мои

прадеды)

Соловьёв

Александр Ильич

(1930-1982 г.г.)

место жительства:

с. Капустин Яр Астраханской области

Ребёнок военной поры, помогал строить ветку железной дороги «Сталинград – Астрахань», после ВОВ закончил школу, техникум, срочную службу служил в г. Благовещенск После чего работал бухгалтером в в/ч

Мартынов

Михаил Фёдорович

(1927-2001г.г.)

место жительства:

г. Салават,

республики Башкортостан

С 1944 по 1945 г.г. воевал в русско-японской войне. Награждён Медалью «За победу над Германией в ВОВ», Медалью «За победу над Японией»

Соловьёва (Шульгатая) Таисия Иосифовна

(1930-1983 г.г.)

место жительства: станица Новодеревянковская, Краснодарского края,

позже – с. Капустин Яр Астраханской области

Ребёнок военной поры, в годы ВОВ помогала работала в колхозе, помогала выращивать урожай для фронта. После ВОВ окончила школу, институт. Работала учителем немецкого и французского языков в школе № 21 села Капустин Яр. Имела много грамот за высокие показатели в обучении и воспитании детей

Мартынова (Куприянова)

Александра Михайловна

(1929-2002г.г.)

место жительства:

село Скворчиха

респ. Башкортостан.

Во время ВОВ работала на колхозных полях, пилила лес, делала лесозаготовки, помогала отправлять продукты на фронт. Имеет звание ветеран тыла

Шульгатый

Николай Иосифович

(1926-2014 г.г.)

место жительства: станица Новодеревянковская, Краснодарского края

Воевал (1944-1945г.г.), участвовал в освобождении Белоруссии, стран Западной Европы, после войны работал воспитателем, позже – директором Детского дома

Мартынов

Николай Фёдорович

 

(1924-2003г.г.)

место жительства:

село Скворчиха республики Башкортостан

Не воевал по состоянию здоровья, работал на колхозных полях, реализовывал продовольственную программу «Всё для фронта, всё для Победы»!

Шульгатый

Сергей Иосифович

(1928-1991 г.г.)

место жительства:

станица Новодеревянковская, Краснодарского края

Токарь на заводе по выпуску военных заказов после войны – токарь в колхозном МТС

Корнилов

Владимир Григорьевич

(1923-1996 г.г.)

место рождения:

г. Щёлково,

Московской области

Воевал, был ранен, комиссован в 1942г; награжден орденом Славы III степени и орденом Отечественной войны I степени. В дальнейшие годы ВОВ работал токарем на заводе

Соловьёв

Анатолий Ильич

(1939-2009 г.г.)

место жительства:

с. Капустин Яр Астраханской области

Ребёнок военной поры. После ВОВ окончил школу, Камышинское военное строительное училище, служил в в/ч «Москва-400». После увольнения работал на трубном заводе, заместителем начальника участка (г. Волжский).

Корнилова (Шилкина) Вера Андреевна

(1923-2009 г.г.)

место рождения:

деревня Дуброво, Смоленской области

Во время ВОВ работала на фабрике, Награждена медалью «Ветеран труда»

Тимофеев

Владимир Степанович

(1929-1994 г.г.)

место жительства:

с. Капустин Яр, Астраханской области

Ребёнок военной поры. Помогал при строительстве ветки железной дороги «Сталинград – Астрахань». После ВОВ работал водителем в КЭУ

   
 

Даниленко

Валентина Ивановна

(1933 -2017 г.г.)

место жительства:

с. Капустин Яр,

Астраханской обл.

Ребёнок войны. После окончания ВОВ работала в войсковой части химиком-лаборантом

   

III

поколение

(мои

бабушки

и

дедушки)

Тимофеев

Сергей Владимирович

(1954 г.р.)

место жительства:

г. Капустин Яр Астраханской области

Окончил Волгоградский индустриальный техникум. Срочную службу служил в Молдавской ССР. 25 лет служил в в/ч 42204 полигона Капустин Яр, ушел в отставку в звании старшего прапорщика. В настоящее время работает в структуре военно-промышленного комплекса

Мартынов

Анатолий Михайлович

(1952 г.р.)

место жительства:

г. Волгоград

В 1974г. окончил Военную Академию им. Дзержинского (г. Москва). 28 лет прослужил в в/ч 74322 (полигон Капустин Яр), уволился в звании подполковник с должности заместителя начальника отдела. Имеет медали «За безупречную воинскую службу III, II и I степени»

 

Тимофеева

(Соловьёва) Татьяна

Александровна

(1956 г.р.)

место жительства:

г. Капустин Яр Астраханской области

Окончила с красным дипломом Волгоградский государственный Педагогический институт, работала учителем физики, заместителем директора по УВР в МОУ «Гимназия № 235» г. Знаменска Астраханской области, Отличник народного образования, Почётный работник общего образования; Победитель конкурса лучших учителей по Астраханской области, награждена Грантом Губернатора Астраханской области, занесена в книгу лучших учителей Астраханской области «Учительское созвездие».

Мартынова (Корнилова) Валентина Владимировна

(1952 г.р.)

место жительства:

г. Королев,

Московской области

В 1974 г. окончила Московский технологический институт. 10 лет проработала инженером в/ч 15644, позже -старшим экономистом планового отдела в/ч 15644,

с 1995 по 2005г. – ведущий экономист отдела капитального строительства администрации ЗАТО Знаменск.

IV

поколение

(мои

папа и мама)

Мартынова (Тимофеева)

Ирина Сергеевна

(1979 г.р.)

место жительства:

г. Знаменск

Астраханской области

В 1997г. закончила СОШ № 235 г. Знаменск, в 2002г. – окончила с отличием (красным дипломом) Волгоградскую государственную Архитектурно-строительную Академию (Волжский-инженерно-строительный институт). Место работы: заместитель начальника Отдела № 12 УФК по Астраханской области

Мартынов

Владимир Анатольевич

(1980 г.р.)

место жительства:

г. Знаменск Астраханской области

В 1997г. закончил СОШ № 236 г. Знаменск, в 2002 – окончил Военную академию РВСН им. Петра Великого. В настоящее время – военнослужащий, подполковник, начальник отдела в/ч 15644.

V

поколение

я и моя

сестрёнка

Мартынова Анна, 2003 г.р.

Я - ученица 9«А» класса МКОУ «Гимназия № 231» ЗАТО Знаменск Астраханской области.

Имею множество побед и призовых мест на городских олимпиадах по математике и русскому языку, а также являюсь неоднократным победителем и призёром областных конкурсов исследовательских работ. 9 лет занимаюсь в спортивной школе на отделении плавания, имею спортивный разряд КМС (кандидат в мастера спорта). В моём активе есть также победы и призовые места на городских и областных соревнования по плаванию. В 2013 году за победы и призовые места на областных соревнованиях удостоилась нагрудного знака «Стипендиат Главы ЗАТО г. Знаменск».

М артынова Любовь, 2007 г.р.

Моя сестрёнка - ученица 5 «А» класса МКОУ Гимназия № 231 ЗАТО Знаменск Астраханской области. Она также имеет призовые места в гимназических олимпиадах и является неоднократным победителем и призёром областных конкурсов исследовательских работ. Занимается в Детской школе искусств по классу «Скрипка», а также в Спортивной школе на отделении плавания. Имеет 3 взрослый спортивный разряд.

Приложение № 2.

Анкетирование одноклассников и его результаты

Вопросы Анкеты:

1. Какие основные вехи ВОВ тебе известны?

2. Знаешь ли ты, где сражались твои прадеды в боях с фашистами?

3. С какого времени День Победы отмечался как выходной праздничный День?

4. Какие традиции празднования Дня Победы и почитания памяти погибших советских солдат тебе известны?

На вопрос: «С какого времени День Победы отмечался как выходной праздничный день»? - ребята ответили так:

Среди традиций празднования Дня Победы и почитания Памяти погибших воинов были названы:

Приложение № 3.

Традиции празднования Дня Победы и почитания памяти воинов

Великой Отечественной войны в разные периоды развития

Советского и Российского государства

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ НАКАНУНЕ

И В ДЕНЬ ПОБЕДЫ

ОБЩИЕ ТРАДИЦИИ В НАШЕМ ГОРОДЕ

1945-1965г.г.

(9 Мая – праздник Победы, но рабочий День).

- 1945г. (июнь) – Парад на Красной площади;

- 1946г. (май) - Парад на Красной площади. Поздравление друг друга с Днем Победы. В этот день в городе, деревне старались работать ещё лучше, посвящая свои трудовые дела памяти павших в стремлении быстрее восстановить разрушенное войной народное хозяйство.

1946г. – в Астраханской степи появляются первые воинские части для строительства полигона.

Встречи школьников с ветеранами ВОВ

1965-1990г.г.

- 1965г. - 9 Мая объявлен нерабочим праздничным днем;

- возобновлён Парад Победы;

- проводятся массовые чествования ветеранов;

- ветераны награждаются медалью «20 лет Победы в ВОВ 1941-1945г.г.;

- 8 Мая 1965г. введено почетное звание «Город – герой». Оно присвоено городам: Москве, Ленинграду, Киеву, Одессе, Севастополю, Волгограду, Бресту;

- во всех городах – героях звучат артиллеристские салюты;

- появилась традиция поминовения минутой молчания жертв ВОВ;

- 8 Мая 1967г. - зажжение Вечного Огня у мемориального комплекса «Могила неизвестного Солдата»;

- 15 октября 1967г. – открытие Мемориального комплекса Героям Сталинградской битвы – «Мамаев Курган».

-возложение пионерами цветов к обелискам и стелам;

- митинги у мемориалов и обелисков;

- проведение в школах конкурсов «Войной опалённые»;

- проведение в школах конкурсов чтецов (по военной тематике);

- проведение в общеобразовательных учреждениях конкурса инсценированных песен военных лет»;

- прием в пионеры на мамаевом Кургане г. Волгограда;

- присвоение пионерским дружинам и отрядам имени какого-либо героя ВОВ;

- премирование лучших солдат срочной службы поездкой к памятнику ансамбля «Героям Сталинградской битвы»;

- возложение молодожёнами в день регистрации брака цветов к братским могилам, в благодарность за мирную жизнь;

- организация массовых экскурсионных поездок школьников по городам – героям и местам боевой славы.

1990-1995г.г.

1990г. – последний Парад советской эпохи;

1995г. – возобновление ежегодных парадов.

- создание Книги Летописи участников ВОВ по Астраханской области;

- встреча с ветеранами школы, концерты для них;

- проведение «уроков Мужества»;

- читательские конференции по произведениям авторов военной тематики;

- обсуждение со школьниками кинофильмов по военной тематике.

1995-2015г.г.

1995 г. – в Москве проходит сразу 2 Парада, один – на Красной Площади (Парад техники), второй – на Поклонной горе (шествие с ветеранами);

2000 г. – президент РФ В.В. Путин открывает на здании Государственного Кремлёвского дворца Мемориальную доску с именами государственных деятелей и военных, награждённых орденом Победы.

К юбилейным датам (50, 55, 60, 70 лет) со дня окончания ВОВ ветеранам вручаются памятные медали.

- встреча с ветеранами за круглым столом;

- организация шефской помощи участникам ВОВ со стороны школьников;

- смотры коллективов художественной самодеятельности «Вечная слава героям ВОВ»;

- активное развитие юнармейского движения в городе как связь поколений.

2015-2018г.г.

Историческая реконструкция событий ВОВ в исторических клубах страны;

9 Мая по всей стране проводятся патриотические акции «Бессмертный полк», «Сирень Победы»

Акции «Свеча памяти», «Бессмертный полк», возложение цветов к памятникам и обелискам.

Приложение №4

Традиции почитания памяти воинов ВОВ в нашем городе

(на основе фотоархива моих родных, в период 1965-1990г.г).

Возложение лучшими пионерами цветов к обелискам и стелам воинской славы (на фото: отличница учёбы, Соловьёва Таня, ныне моя бабушка – Тимофеева Т.А.)

Митинги жителей и школьников у Обелиска погибшим в ВОВ (район хутора «Стасов»).

Проведение в школах пионерских сборов «Войной опаленная жизнь» (на фото: Тимофеев Серёжа, второй ряд, слева, ныне – мой дедушка Тимофеев С.В.)

Проведение в пионерских лагерях конкурса песен «Навеки в памяти людей» (на фото: Тимофеев Серёжа, нижний ряд, посередине, ныне - мой дедушка Тимофеев С.В.)

Возложение молодоженами цветов к братским могилам в знак благодарности за мирную жизнь (на фото - мои дедушка и бабушка Тимофеевы)

Организация экскурсионных поездок школьников по городам – героям и местам боевой славы (на фото – Соловьёва Таня, верхний ряд вторая справа, ныне – моя бабушка Тимофеева Т.А.)

П ремирование солдат срочной службы поездкой к памятнику Ассамблеи «Героям Сталинградской битвы» (на фото слева – командир взвода Тимофеев С.В.)

Прием в «Пионеры» на Мамаевом Кургане г. Волгоград (на фото: отличница учебы - Тимофеева Ирина, второй ряд, в центре у Знамени, ныне – моя мама Мартынова И.С.)

Приложение № 5.

Новые традиции последних лет, в которых принимает участие наша семья

А кция «Я помню! Я горжусь!»появилась еще в 2005 году. Этот девиз не требует особых объяснений, а символом акции стала георгиевская или гвардейская ленточка. Чтобы напомнить подрастающему поколению о доблестном подвиге наших предков, и появилась эта традиция

повязывать ленточку в День Победы.

Акция «Свеча Памяти» - это международная акция, участники которой с 2009 года ежегодно в День Победы 9 Мая и в День Памяти и скорби 22 июня зажигают свечи в честь 27 миллионов погибших в ВОВ и павших в боях за Родину в 1941-

1945г.г. Люди зажигают свечи и

чтят память погибших минутой

молчания.

Акция «Бессмертный полк» - это молодая традиция, которая буквально за несколько лет распространилась не только по всем городам России, но и получила признание во многих странах мира. Миллионы людей выходят на улицы городов с портретами своих отцов, дедов, прадедов, которые принимали участие в приближении Великой Победы. По улицам проходит настоящий «Бессмертный полк», так как в нашей памяти эти герои всегда будут живы.

А кция «Сирень Победы» -по всей стране высаживают саженцы сирени. Сирень - это символ весны, светлого праздника Победы. Это память о тех, кто защитил нашу страну в Великой войне.

В настоящее время в различных городах и селах активизируется работа военно - исторических клубов, реконструирующих исторические события, в том числе сражения Великой Отечественной войны. Моя тётя и брат соприкоснулись с такой работой.

Ф ормируется традиция слоганов на военно – патриотичес-кую тему: «Спасибо деду – за Победу!» Теперь их пишут не только на машинах, но и выпускают значки для молодёжи.

Приложение № 6.

Мои авторские стихи (по итогам акции «Бессмертный полк»)

Шагает по стране Победный Май!..

И память о Войне ты – внукам передай!

Деды и прадеды! Гордимся Вами мы!

Коли б не Вы, то не было б страны!

«Бессмертный полк» по улицам – рекой,

И каждый, на портрете, для всех для нас – герой!

Портреты дедов у меня в руках,

И праздник, правда, «со слезами на глазах»!

Родные души живы, коль помним мы о Вас,

Пред Вашим подвигом великим склоняем головы сейчас!

Много минуло лет с Дня Победного Мая,

Но вновь поименно солдат вспоминаем…

И трепетно сердце наше стучит:

«Ничто – не забыто! Никто – не забыт»!..

(Анна Мартынова, 2018г.)

Приложение № 7.

 

Семейные традиции почитания Памяти павших в ВОВ,

принятые именно в нашей семье

9 Мая каждого года мы всей семьей посещаем мемориал «Павшим воинам» в селе Капустин Яр, где жили родные по линии моей мамы. Обязательно возлагаем цветы. Особо долго стоим у плиты, где высечено имя моего прапрадеда Соловьева Ильи Лукьяновича, погибшего в боях под Сталинградом.

Т радиционно, в день 9 Мая после торжественного парада мы выезжаем на природу, на дачу. Готовим армейский обед: гречневую кашу с тушенкой. Вспоминаем поименно всех наших родных, воевавших в годы Великой Отечественной войны, все вместе поём песни военной поры под гитару (играет моя мама).

Приложение № 8.

Развитие традиций, наполненных новыми формами

Традиции послевоенных лет

(1965-1990г.г.)

Традиции сегодняшнего дня

(2015-2018 г.г.)

Проведение в школах конкурса инсценированных песен, рождённых в ВОВ

Песенный проект в моей гимназии «Битва хоров» - песни о ВОВ и песни нового времени о ВОВ)

Уроки мужества «Встречи с ветеранами ВОВ»

Перекличка юнармейских отрядов (в нашем городе очень развито движение юнармейцев)

Просмотр в кинотеатрах города накануне дня Победы фильмов о ВОВ

Видео-лекторий, видео-уроки в гимназии. Дискуссии о фильмах современности о ВОВ: «Сталинград», «Несокрушимый», «Собибор».

Экскурсии школьников по мемориальному комплексу «Мамаев курган»

Торжественные мероприятия патриотической направленности: например, торжественные мероприятия в честь 75-летнего юбилея присвоения звания Героя Советского Союза К.И. Недорубова.

Приём в пионеры на Мамаевом кургане в г. Волгоград (Сталинград), расположенном в 100 км от нашего военного городка)

Патриотические акции «Я – гражданин России» на Мамаевом кургане

Работа тимуровских отрядов: «Помощь ветеранам ВОВ»

Движение Волонтёров, участие в акциях патриотического содержания, приуроченных ко Дню победы.

1 https://www.youtube.com/watch?v=KFb8PXb1bM0

2 https://www.gazeta.ru/science/2014/11/05_a_6289705.shtml

3 Важенин А. Г.. Обществознание : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. 2017

4«Толковый словарь живого великорусского языка» // Владимир Иванович Даль : Жизнь и творчество: Биобиблиогр. указ. / Рос. гос. б- ка. НИО библиографии; Сост. О. Г. Горбачева ; Ред. Т. Я. Брискман ; Библиогр. ред. Е. А. Акимова.- М.: Пашков Дом, 2004

5Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений» Издательство: "АСТ" (2018)

6Философский энциклопедический словарь. Издательство: Советская энциклопедия; М.: 1983.840 с.

Просмотров работы: 496