… «На Мамаевом кургане – тишина,
За Мамаевым курганом – тишина,
В том Кургане – похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна»… -
к этой песне в нашей семье особо трепетное отношение…
В далёком 1942 году в боях за Сталинград погиб мой прадед Соловьёв Илья Лукьянович. И песню эту пели и поют в нашей семье в особые, значимые дни, как почитание тех, кто воевал, кто отдал свои жизни в боях за Сталинград, за приближение долгожданной Победы в Великой Отечественной войне.
Песня, как память, песня – традиция, - шагает с нами из поколения в поколение. И чем старше я становлюсь, тем в большей мере осознаю значимость таких традиций.
14 ноября 2017 года в моей жизни произошло знаменательное событие: в торжественной обстановке в администрации ЗАТО Знаменск мне был вручен паспорт гражданина Российской Федерации! Торжественность этого момента позволила мне ощутить гордость за то, что я являюсь гражданином большой и великой страны! Теперь я не только гражданин России, но и представитель особой социальной группы – молодёжь!
Мы, сегодняшние молодые люди, - продолжение того старшего поколения нашей страны, которое отстояло независимость нашей родины в годы фашистской агрессии. Мы должны знать и помнить, какой ценой далась победа в Великой Отечественной войне, мы должны преклоняться перед всеми, кто внёс свой вклад в Победу, чтить память погибших, сохраняя её в сердце и передавая её из поколения в поколение.
В 2015 году наша страна торжественно отметила 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, 2 февраля 2018 года – 75-летие разгрома немецких войск и их союзников под Сталинградом. Приближается 75-летие снятия блокады Ленинграда. Победа советской армии в Сталинградской битве стала переломной в Великой Отечественной войне! И, как накануне празднования этих великих дат, всё чаще стали слышны разные голоса: нередки попытки «переписать», исказить недавнюю историю нашей страны и всего мира. Вторая мировая, Великая Отечественная война, победа советского народа над фашистскими захватчиками представляются отдельными политологами – оппозиционерами, лже – историками, некоторыми общественными деятелями, словно в кривом зеркале, в угоду тем или иным политическим взглядам. Современному молодому человеку, порой, трудно отличить правду от лжи, реальность от художественного вымысла.… К сожалению, ветераны Великой Отечественной войны, на воспоминаниях и рассказах которых воспитывалось поколение наших бабушек и дедушек, наших родителей, - уходят из жизни. С каждым годом всё меньше и меньше тех, кто реально был на фронтах сражений, и знает всю правду о войне не понаслышке, а из своей суровой юности. А потому, очень значимой является связь поколений, как внутри отдельно взятой семьи, так и в нашем обществе, в целом.
Ведь недаром, наш президент В.В. Путин, выступая перед молодыми учеными и преподавателями истории в ноябре 2014 года, поставил задачу: обратить внимание на то, что Победа в Великой Отечественной войне была нашим народом выстрадана. «Сегодня у многих зреет мысль: отобрать эту Победу у нас. Давайте будем все вместе исправлять такое положение».1 Я назову ключевые мысли выступления президента: «Знать нефальсифицированную историю, чтить память тех, кто отстоял нашу независимость, продолжать и развивать лучшие традиции предшествующих поколений».2 Несомненно, молодёжь ответственна за решение этой важной государственной задачи.
Поэтому, тема исследовательской работы, на мой взгляд, очень актуальна и значима.
Проблема: «Как не предать память забвению?»
Тема исследования: «Традиции священной памяти в сердцах молодых».
Цель исследования:
- привлечь внимание моих одноклассников, сверстников к значимости подвига их прадедов в годы Великой Отечественной войны и содействовать укреплению нравственных истоков связи поколений, поддержанию в молодёжной среде традиций патриотической направленности в дни празднования Дня великой Победы;
- изучение традиций праздника великой Победы в разные периоды развития Советского и Российского государства.
Объект исследования:
Великая Отечественная Война и послевоенная пора.
Предмет исследования:
Традиции праздника «День Победы» на разных этапах развития страны.
Задачи исследования:
- изучить теоретический материал о Великой Отечественной войне, её героях;
- взять интервью у ветерана ВОВ Шульгатого Н.И.;
- побеседовать с людьми старшего поколения о традициях чествования ветеранов ВОВ и празднования Дня Победы в первые послевоенные и поствоенные годы;
- изучить и проанализировать архивы фотоальбомов старшего поколения нашей семьи, архивы газет «Комсомольская правда»;
- систематизировать известный материал о традициях празднования Дня Победы на разных этапах развития нашего государства;
- провести анкетирование среди школьников;
- оценить полученные результаты по итогам реализации проекта;
- создать «Альбом Памяти» по теме исследования;
- положить начало новой гимназической традиции.
Гипотеза исследования:
Предполагаю, что истоки становления праздника «День Победы» и развитие связанных с ним традиций, мои сверстники знают недостаточно хорошо. Предполагаю, что привлечение к теме исследования моих одноклассников будет содействовать развитию более трепетного отношения к истории нашей страны, позволит наполнить традиции празднования Дня Победы нашей страны в Великой Отечественной войне новыми формами.
Методы исследования:
- поиск исторического материала;
- интервьюирование;
- беседа;
- сравнение;
- социологический опрос;
- анкетирование;
- анализ.
Основная часть (Теоретическая)
Молодёжь как социальная группа
В своей работе мы опирались на теоретическое определение термина «молодёжь».
«Молодёжь» - это особая социально-демографическая группа, выделенная по социально-значимому возрасту3.
Нижней возрастной границей молодёжи считается 14-15 лет – период, когда наступает физиологическая зрелость и появляется закреплённая законом возможность самостоятельно заниматься трудовой деятельностью. Верхней границей молодёжного возраста считается 29-30 лет. Это – возраст достижения экономической самосостоятельности, создания семьи.
Основные социальные особенности молодёжи:
- переходность положения, когда молодые люди находятся в процессе становления своего социального статуса;
- высокая мобильность, т.е. способность заниматься различными видами деятельности в различных сферах деятельности;
- освоение новых специальностей, которое вытекает из переходности положения, изменения социального статуса;
- активный поиск своего места в обществе;
- перспективы в карьере и профессиональном плане.
В современном обществе молодёжь выполняет чрезвычайно важные функции: воспроизводство общественной жизни и воспроизводство материального производства, передача культурных ценностей будущему поколению, введение в социальную жизнь новых правил, ценностей, традиций, моделей поведения.
Ускорение темпов развития общества обуславливает возрастания роли молодёжи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодёжь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама. В целом, молодёжь представляет собой ресурс любого общества и государства. Каждое государство внимательно изучает проблемы молодёжи, опираясь, как правило, на данные социологических опросов, исследования учёных. На основе этих данных строится государственная молодёжная политика.
Молодёжная политика РФ – это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи. Цель государственной молодёжной политики – всестороннее развитие потенциала молодёжи, что должно способствовать достижению долгосрочных целей – социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению её международной конкурентоспособностей и укреплению национальной безопасности. В контексте темы исследования рассмотрим важнейший ценностный ориентир для современной молодёжи – патриотизм.
Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, к своему народу. Патриотически настроенный молодой человек привержен национальным традициям, языку и вере своего народа. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании её неудачам и бедам, в уважении к её историческому прошлому, к народной памяти, культуре. Отметим, что проведённые исследования по теме и организованная по их результатам работа по развитию традиции патриотизма в молодёжной среде нашего города, в полной мере отвечает основным целям государственной молодёжной политики России.
Понятие и сущность традиции
В современном гуманитарном знании понятие «традиция» трактуется широко и многопланово. В толковом словаре В.И. Даля4 «традиция» определяется в соответствии с её первоначальным латинским смыслом: «всё, что устно перешло от одного поколения на другое». Расширенно данное понятие толкуется в «Словаре русского языка»:5 «Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.д.; установившийся порядок, неписанный закон в поведении, в быту; обычай, обыкновение».
Традиции, как феномен действительности, исследованы как комплексное междисциплинарное явление на стыке философии, этики, культурологии, психологии, педагогики и других наук. В философии традиции определяются, прежде всего, ка отношения, опыт предшествующих поколений, духовные и материальные ценности, которые передаются от поколения к поколению.
В философском энциклопедическом словаре «традиция» определяется как «передача духовных ценностей от поколения к поколению».6 Традиция – это неотъемлемый атрибут общества; она реально существует; однонаправлено выражена во времени; представляет собой форму адаптации человеческого сообщества к окружающей среде; имеет непрерывный, относительно устойчивый, инерционный характер; передаётся способами, отличными от генетического: вербальными, письменными, путём преемственности; включает в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности).
Изучая традиции в развитии, можно условно говорить об их статике и динамике. Так, например, пионерские традиции имели определённую устойчивость в советский период развития отечественного образования и были утрачены в постсоветский период.
Традиции могут распространяться и в изменённом виде, интенсивно развивающемся, реализующим определённо преемство. Это – динамические традиции. Таким традициям патриотической направленности (связанных с победой советского народа в Великой Отечественной войне) и посвящена часть нашего исследования. Следует понимать, что утрата определённых традиций вовсе не означает прекращение процесса развития. Утрата традиции означает лишь невозможность развития в данном направлении. Изменение традиций имеет, как правило, прогрессивный характер развития. Традиции патриотической направленности, о которых идёт речь в данном исследовании, имеют глубокие исторические корни и особое значение для нашего народа.
Основная часть (Практическая)
Изучение значимости подвига наших прадедов в Великую Отечественную войну
Данное исследование «Традиции Священной Памяти в сердцах молодых» является логическим продолжением моей первой исследовательской работы «Память Священна…», выполненной в канун 70-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. По итогам первого исследования был создан семейный альбом Памяти (Приложение № 1). В альбоме собрана информация о четырёх поколениях нашей большой семьи, в том числе и о поколениях военной поры.
Эта работа была представлена мною на гимназической и городской конференциях и вызвала у моих одноклассников и сверстников неподдельный интерес. Меня спрашивали:
- как мне удалось собрать такую объёмную информацию?
- сколько времени я работала над этим исследованием?
- что ещё я знаю о судьбе родных в пору военного лихолетья?
Я поняла, что подобного рода исследованием можно увлечь ребят, ведь каждому важно знать военную историю своих родных, а через такую работу более глубоко познакомиться и с историей страны в годы Великой Отечественной войны в целом! У меня родилась идея, что на основе проделанной работы, мы сможем положить начало ещё одной доброй патриотической традиции в нашей гимназии – проведению в канун Дня Победы урока Памяти «Непридуманные рассказы о войне». Удалась ли идея?
Итак, обо всём по порядку.
Как не удивительно, но в учебниках по истории за 5-8 класс, по которым мы учимся (Н.Н. Лазукова, О.Н. Журавлёва) не было ещё тем о Великой Отечественной войне. Поэтому, порой, история ВОВ в этот важный для молодого человека период не является хорошо осознанной и изученной.
Меня заинтересовал вопрос: «Какие сведения по теме ВОВ есть у моих сверстников»?
Я разработала и провела среди моих одноклассников анкету: «Великая Отечественная война - огненная страница истории страны». Вопросы и результаты анкетирования приводятся в Приложении № 2.
Анализ анкеты показал, что:
- 100% опрошенных знают дату начала и окончания войны;
- но лишь 67% смогли назвать вехи крупных воинских битв: защита Москвы, оборона Сталинграда, блокада Ленинграда, Курская битва, а также и то, где их родные сражались…
- 78% ребят знают, воевали ли их родные на фронтах или помогали труженикам тыла;
- чуть более половины опрошенных (61%) смогли назвать, где их родные сражались с врагом и как сложилась их военная и послевоенная судьба в дальнейшем.
Анализ первой части анкеты показал, что мои сверстники, а это, в основном уже 5-е поколение тех, кто воевал на фронтах, знают, какой огромной ценой мы смогли победить врага. Но, к сожалению, не все ребята знают военную биографию своих прадедов. А потому, мы поставили для себя задачу:исследовать данный вопрос в полной мере. Была разработана программа действий, в которую входили:
- изучение теоретического материала о Великой Отечественной войне;
- подготовка и проведение классного часа «Великая Отечественная война - огненные страницы истории»;
- проведение исследовательской работы в семьях моих одноклассников.
Работало шесть групп, изучающих основные этапы ВОВ:
- I - самоотверженность гарнизона Бреста;
- II - защита Москвы;
- III - блокада Ленинграда;
- IV - Сталинградская битва;
- V - Курская битва;
- VI - Освобождение Европы. Разгром врага.
Проведение классного часа - итог большой теоретической работы, - настроил всех нас на исследовательскую работу в семьях. Дело в том, что для нашего военного городка специфично то, что наши отцы продолжают военные династии своего рода. А служба военного - это частые переезды с одного места на другое. В иных семьях - несколько поколений в разъездах. Отсюда выявилась основная трудность исследования для моих одноклассников - многие архивы, документы о родных, живших в пору военного лихолетья, - не сохранились. Пришлось списываться, связываться по скайпу с теми старейшинами семейных династий, кто ещё жив и мог рассказать о боевом, ратном трудовом пути родных людей в годы Великой Отечественной войны. Этот этап работы оказался наиболее длительным и трудоёмким!
По итогам такого исследования мы смогли провести в гимназии акцию «Перекличка поколений», приуроченную ко Дню Победы. Прикосновение к подвигу родных в годы Великой Отечественной войны наполняло наши сердца благодарностью к поколению, подаривших, по большому счету, жизнь всем нам в свободной, независимой стране!
Следует отметить, что 3 и 4 вопросы анкеты оказались для ребят наиболее сложными. Ответы на эти вопросы были мною систематизированы и представлены на диаграмме (Приложение № 2).
Вывод: Традиции прошлых лет, да и настоящего времени, ребята знают недостаточно хорошо. Появилось желание более обстоятельно исследовать традиции празднования Дня Победы в разные периоды развития нашей страны.
2.2. Беседа - интервью с ветераном ВОВ Шульгатым Н.И.
В своё время, будучи с родителями в отпуске в Краснодарском крае, мне посчастливилось побеседовать с моим двоюродным прадедушкой, участником Великой Отечественной войны, Шульгатым Николаем Иосифовичем. Я взяла у Николая Иосифовича небольшое интервью, которое незаметно переросло в беседу до позднего вечера.
Н иколай Иосифович - 1926 года рождения. Когда началась война, ему было 15 лет. Он, как и другие его сверстники, рвался сражаться с фашистами, но его, в силу слишком молодого возраста, не брали пока на фронт. Назначили бригадиром в колхозной бригаде, которая выращивала пшеницу, так необходимую фронту. Работали с 5 утра и до поздней ночи, но никто не жаловался: все понимали, что это и есть трудовой вклад в общее дело Победы над врагом.
Как только Николаю Иосифовичу исполнилось 18 лет, его мобилизовали. Он вспоминал: «Я был счастлив, что наконец-то могу бить ненавистного врага»! Много рассказывал о бесстрашии наших солдат. Я спросила: «Неужели, на войне, в бою не страшно?» - «Страшно», - ответил он. «Только горячее желание – окончательно победить фашистов было сильнее чувства страха!»
Известие о Победе было долгожданным, все ликовали. Молодые бойцы и солидные воины плакали, не стесняясь своих слёз, подбрасывали друг друга от счастья вверх, стреляли в воздух, салютуя в честь победы! Чувство радости было неописуемым.
Я спросила: «А как отмечался праздник 9 Мая в первые послевоенные годы»? Ответ был прост: «Не до праздников тогда было, надо было разрушенную страну восстанавливать!.. 9 Мая, как праздничный нерабочий День, стали отмечать лишь с 1965 года, т.е. через 20 лет после окончания войны». Эти слова произвели на меня сильное впечатление. Мне-то казалось, что после 9 Мая 1945 года в нашей стране парады и салюты в честь этой даты были ежегодны. Оказывается, нет.
И я тогда решила более подробно изучить этот вопрос.
2.3.Традиции празднования Дня Победы и почитания памяти воинов Великой Отечественной войны в разные периоды развития Советского и Российского государства
9 Мая, День Победы – праздник радости и скорби. День Победы! Как много в этих словах! В них – горечь слёз и потерь, в них – радость встреч и достижений. Ведь события тех страшных лет коснулись каждой семьи. И пусть от той великой Победы нас отдаляет много лет, каждый год в начале мая все россияне с уважением и трепетом вспоминают подвиг своих отцов и дедов. С чего всё началось? Когда и как начали отмечать День Победы? И как за полвека изменились традиции празднования 9 Мая?
В результате:
- сбора информации по различным источникам (учебники истории, Интернет-ресурсы и их анализа;
- бесед с людьми старшего поколения;
- работы с фотоархивами семейных альбомов родных старшего поколения;
- анализа архивов газет «Комсомольская правда» (в городской библиотеке) –
я смогла обобщить, систематизировать полученную информацию и представить её в виде таблицы (Приложение № 3).
Обобщение традиций почитания памяти воинов Великой Отечественной войны в нашем городе на основе фотоархива моих родных, в период 1965-1990г.г. я представила в Приложении № 4.
На основе этих данных я сделала вывод: каждое время вносит свой смысл, свои коррективы в традиции, расставляя акценты, соответствующие духу времени, атмосфере общественной жизни.
Особо хочется выделить новые традиции последних лет, это акции: «Я помню! Я горжусь», «Бессмертный полк», «Свеча Памяти», «Сирень Победы» и др., в которых ежегодно участвует вся наша большая семья (Приложение № 5).
Каждый год в дни празднования Великой Победы вся наша семья принимает участие в этих акциях. Особые чувства сопричастности к далеким военным годам и подвигу наших родных, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны, наполняли наши сердца, когда мы шли по главной площади нашего города с портретами своих предков – участников войны (акция «Бессмертный полк»). Эти чувства я передала в авторских стихотворных строках (Приложение № 6).
Помимо общепринятых, в нашей семье есть свои традиции почитания Памяти наших родных, погибших в Великой Отечественной войне (Приложение № 7).
По итогам данной части своего исследования я сделала вывод: несмотря на то, что с того знакового исторического события прошло более 70 лет, патриотические традиции празднования Дня Победы в наших сердцах продолжают жить и развиваться. Новое время вносит свои дополнения, наполняя эти традиции новыми формами, что представлено мною в таблице (Приложение 8).
Вывод: традиции – динамичны. Каждое время вносит свой смысл, свои коррективы в традиции, расставляя акценты, соответствующие духу времени, атмосфере общественной жизни.
По результатам данного исследования был проведён классный час, где было принято решение: положить начало новой традиции празднования Дня Победы в нашей гимназии. Наше предложение – ежегодно, накануне Дня Победы для учащихся 9-х классов проводить Урок Памяти «Непридуманные уроки о войне» (на основе биографии участников ВОВ каждой отдельно взятой семьи). Это предложение было поддержано многими родителями и педагогами гимназии.
Заключение
Итоги данного исследования
Я считаю, что, следуя поставленным задачам, цели исследования достигнуты. Задачи выполнены в полном объёме. Гипотеза была верна.
Проделанная работа позволила:
-познакомиться с историей ВОВ 1941-1945 г.г. более подробно;
-способствовала формированию и развитию трепетного отношения к истории своей страны, своего народа, своей семьи через сохранение памяти предков, участвовавших в борьбе за свободу и независимость нашей Отчизны;
-позволила изучить и систематизировать традиции празднования Дня Победы в разные периоды развития нашего государства;
- помогла обратить внимание моих сверстников на то, что «Память о военном лихолетье – священна!»;
- положить начало новой гимназической традиции ежегодного проведения Урока Памяти накануне Дня Победы «Непридуманные рассказы о войне» (на основе военной биографии родных наших гимназистов);
- провести в гимназии акцию «Перекличка поколений»;
-создать семейный альбом «Память – священна», «Наши традиции».
Кроме того:
- после исследования семейных архивов увеличилось число наших гимназистов – участников акции «Бессмертный полк»;
- в составе группы волонтёров мы помогали в организации и проведении акции «Георгиевская ленточка», «Свеча Памяти»;
- почти каждый из моих одноклассников смог внести свой вклад в сохранение Памяти о ВОВ: выяснить судьбу своих родственников, пополнить свои фотоальбомы снимками из семейного архива, поделиться тем, как воевал его прапрадед на полях фронтовых сражений или рассказать о его трудовом подвиге в тылу.
Для меня очень значимо, что я смогла приобщить своих друзей к акции «Посещение мемориала «Павшим воинам» в селе Капустин Яр (оно расположено рядом с нашим военным городком). На плитах мемориала высечены имена сельчан, отдавших свои жизни в борьбе с фашистскими захватчиками. Мы возлагаем к памятнику цветы, и каждый при этом отдаёт дань Памяти своим родным – участниками Великой Отечественной войны.
И это самое малое, что мы смогли сделать. Для нас, школьной молодёжи, сейчас главное хорошо учиться, развивать все свои способности, опираясь на лучшие нравственные ценности нашего российского общества, чтобы в дальнейшем, получить качественное образование и вносить свой посильный вклад в развитие и укрепление России. Мы, школьная молодёжь сегодняшнего дня, - это взрослая молодёжь дня завтрашнего.
Патриотические традиции, передаваемые от старшего поколения к молодёжи, сегодня значимы, как никогда! В то время, когда неофашизм в Украине и странах Европы вновь поднимает голову, нам всем нужно сплотиться!
Традиции священной памяти живут в наших сердцах, и мы будем передавать их из поколения в поколение.
Пока в нас живут эти нравственные истоки – Россия будет крепнуть и развиваться!
Список литературы
Важенин А. Г. Обществознание : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. Изд.: Вентана-Граф, 2017.
Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений» Изд.: АСТ, 2018.
Толковый словарь живого великорусского языка» // Владимир Иванович Даль: Жизнь и творчество: Биобиблиогр. указ. / Рос. гос. б- ка. НИО библиографии; Сост. О. Г. Горбачева; Ред. Т. Я. Брискман; Библиогр. ред. Е. А. Акимова.- Изд.: Пашков Дом, 2004.
Философский энциклопедический словарь. Изд.: Советская энциклопедия; Изд.: М.: 1983
https://www.youtube.com/watch?v=KFb8PXb1bM0
https://www.gazeta.ru/science/2014/11/05_a_6289705.shtml
Приложение № 1.
Семейный альбом Памяти
Поколения моей семьи от периода ВОВ (1941-1945) |
Мамина ветвь генеалогического дерева |
Папина ветвь генеалогического дерева |
||
ФИО, год рождения, место жительства |
Общие сведения |
ФИО, год рождения, место жительства |
Общие сведения |
|
I поколение (мои прапрадеды) |
Шульгатый Иосиф Иванович (1886 -1965г.г.) место жительства: станица Новодеревянковская, Краснодарского края |
Воевал в Гражданскую войну (1919-1921г.г., в ВОВ (1941-1945г.г.), - был ранен, комиссован в 1943, работал в колхозе |
Куприянов Михаил Николаевич (1905-1941 г.г.) место жительства: село Скворчиха республики Башкортостан |
Воевал с июня 1941г. по ноябрь 1941г. Погиб под Смоленском |
Шульгатая (Грицай) Елена Трофимовна (1893 -1978г.г.) место жительства: станица Новодеревянковская, Краснодарского края |
В годы войны – участник трудового фронта, работала на полях колхоза (Продовольственная программа «Всё для фронта, всё для победы») |
Куприянова Мария Николаевна
(1908-1977 г.г.) место жительства: с. Скворчиха республики Башкортостан |
В годы войны – участник трудового фронта, работала на полях колхоза (Продовольственная программа «Всё для фронта, всё для победы») |
|
Соловьёв Илья Лукьянович (1904-1942 г.г.) место жительства: село Капустин Яр, Астраханской области |
Воевал (1941-1942г.г.), погиб в боях под Сталингра-дом |
Мартынов Фёдор Михайлович
(1888-1959 г.г.) место жительства: село Скворчиха, республики Башкортостан |
В годы ВОВ работал председателем колхоза, реализовывал продовольственную программу «Всё для фронта, всё для победы»! |
|
Соловьёва (Омельченко) Ольга Егоровна (1911 -1994 г.г.) место жительства: с. Капустин Яр Астраханской области |
В годы ВОВ – участник трудового фронта, работала на строительстве аэродрома в селе Капустин Яр, а также на строительстве ветки железной дороги «Сталинград – Астрахань». После войны – билетёр в кинотеатре при войсковой части |
Куприянов Фёдор Михайлович
(1926-1990 г.г.) место жительства: село Скворчиха республики Башкортостан |
Был инвалидом, не воевал, работал в колхозе конюхом. Позже работал на пасеке |
|
Даниленко Иван Михайлович
(1909-1941 г.г.) место жительства: с. Капустин Яр Астраханской области |
Воевал (1941г.), погиб в боях под Москвой |
Шилкина Пелагея Тихоновна (1887-1973 г.г.) место рождения: г. Ярцево Смоленской области |
Во время войны работала на заводе, выпускала военную продукцию |
|
Даниленко Александра Дмитриевна (1912-1981 г.г.) место жительства: с. Капустин Яр Астраханской области |
Участник трудового фронта, работала на строительстве ветки железной дороги Сталинград – Астрахань, после войны работала в войсковой части |
Шилкин Андрей Кузьмич (1888-1964 г.г.) место рождения: г. Ярцево Смоленской области |
Участник ВОВ |
|
Тимофеев Степан Михайлович (1909-1941 г.г.) место жительства: с. Капустин Яр Астраханской области |
Воевал (1941 г.), погиб в боях под Сталинградом |
|||
II поколение (мои прадеды) |
Соловьёв Александр Ильич (1930-1982 г.г.) место жительства: с. Капустин Яр Астраханской области |
Ребёнок военной поры, помогал строить ветку железной дороги «Сталинград – Астрахань», после ВОВ закончил школу, техникум, срочную службу служил в г. Благовещенск После чего работал бухгалтером в в/ч |
Мартынов Михаил Фёдорович (1927-2001г.г.) место жительства: г. Салават, республики Башкортостан |
С 1944 по 1945 г.г. воевал в русско-японской войне. Награждён Медалью «За победу над Германией в ВОВ», Медалью «За победу над Японией» |
Соловьёва (Шульгатая) Таисия Иосифовна (1930-1983 г.г.) место жительства: станица Новодеревянковская, Краснодарского края, позже – с. Капустин Яр Астраханской области |
Ребёнок военной поры, в годы ВОВ помогала работала в колхозе, помогала выращивать урожай для фронта. После ВОВ окончила школу, институт. Работала учителем немецкого и французского языков в школе № 21 села Капустин Яр. Имела много грамот за высокие показатели в обучении и воспитании детей |
Мартынова (Куприянова) Александра Михайловна (1929-2002г.г.) место жительства: село Скворчиха респ. Башкортостан. |
Во время ВОВ работала на колхозных полях, пилила лес, делала лесозаготовки, помогала отправлять продукты на фронт. Имеет звание ветеран тыла |
|
Шульгатый Николай Иосифович (1926-2014 г.г.) место жительства: станица Новодеревянковская, Краснодарского края |
Воевал (1944-1945г.г.), участвовал в освобождении Белоруссии, стран Западной Европы, после войны работал воспитателем, позже – директором Детского дома |
Мартынов Николай Фёдорович
(1924-2003г.г.) место жительства: село Скворчиха республики Башкортостан |
Не воевал по состоянию здоровья, работал на колхозных полях, реализовывал продовольственную программу «Всё для фронта, всё для Победы»! |
|
Шульгатый Сергей Иосифович (1928-1991 г.г.) место жительства: станица Новодеревянковская, Краснодарского края |
Токарь на заводе по выпуску военных заказов после войны – токарь в колхозном МТС |
Корнилов Владимир Григорьевич (1923-1996 г.г.) место рождения: г. Щёлково, Московской области |
Воевал, был ранен, комиссован в 1942г; награжден орденом Славы III степени и орденом Отечественной войны I степени. В дальнейшие годы ВОВ работал токарем на заводе |
|
Соловьёв Анатолий Ильич (1939-2009 г.г.) место жительства: с. Капустин Яр Астраханской области |
Ребёнок военной поры. После ВОВ окончил школу, Камышинское военное строительное училище, служил в в/ч «Москва-400». После увольнения работал на трубном заводе, заместителем начальника участка (г. Волжский). |
Корнилова (Шилкина) Вера Андреевна (1923-2009 г.г.) место рождения: деревня Дуброво, Смоленской области |
Во время ВОВ работала на фабрике, Награждена медалью «Ветеран труда» |
|
Тимофеев Владимир Степанович (1929-1994 г.г.) место жительства: с. Капустин Яр, Астраханской области |
Ребёнок военной поры. Помогал при строительстве ветки железной дороги «Сталинград – Астрахань». После ВОВ работал водителем в КЭУ |
|||
Даниленко Валентина Ивановна (1933 -2017 г.г.) место жительства: с. Капустин Яр, Астраханской обл. |
Ребёнок войны. После окончания ВОВ работала в войсковой части химиком-лаборантом |
|||
III поколение (мои бабушки и дедушки) |
Тимофеев Сергей Владимирович (1954 г.р.) место жительства: г. Капустин Яр Астраханской области |
Окончил Волгоградский индустриальный техникум. Срочную службу служил в Молдавской ССР. 25 лет служил в в/ч 42204 полигона Капустин Яр, ушел в отставку в звании старшего прапорщика. В настоящее время работает в структуре военно-промышленного комплекса |
Мартынов Анатолий Михайлович (1952 г.р.) место жительства: г. Волгоград |
В 1974г. окончил Военную Академию им. Дзержинского (г. Москва). 28 лет прослужил в в/ч 74322 (полигон Капустин Яр), уволился в звании подполковник с должности заместителя начальника отдела. Имеет медали «За безупречную воинскую службу III, II и I степени» |
Тимофеева (Соловьёва) Татьяна Александровна (1956 г.р.) место жительства: г. Капустин Яр Астраханской области |
Окончила с красным дипломом Волгоградский государственный Педагогический институт, работала учителем физики, заместителем директора по УВР в МОУ «Гимназия № 235» г. Знаменска Астраханской области, Отличник народного образования, Почётный работник общего образования; Победитель конкурса лучших учителей по Астраханской области, награждена Грантом Губернатора Астраханской области, занесена в книгу лучших учителей Астраханской области «Учительское созвездие». |
Мартынова (Корнилова) Валентина Владимировна (1952 г.р.) место жительства: г. Королев, Московской области |
В 1974 г. окончила Московский технологический институт. 10 лет проработала инженером в/ч 15644, позже -старшим экономистом планового отдела в/ч 15644, с 1995 по 2005г. – ведущий экономист отдела капитального строительства администрации ЗАТО Знаменск. |
|
IV поколение (мои папа и мама) |
Мартынова (Тимофеева) Ирина Сергеевна (1979 г.р.) место жительства: г. Знаменск Астраханской области |
В 1997г. закончила СОШ № 235 г. Знаменск, в 2002г. – окончила с отличием (красным дипломом) Волгоградскую государственную Архитектурно-строительную Академию (Волжский-инженерно-строительный институт). Место работы: заместитель начальника Отдела № 12 УФК по Астраханской области |
Мартынов Владимир Анатольевич (1980 г.р.) место жительства: г. Знаменск Астраханской области |
В 1997г. закончил СОШ № 236 г. Знаменск, в 2002 – окончил Военную академию РВСН им. Петра Великого. В настоящее время – военнослужащий, подполковник, начальник отдела в/ч 15644. |
V поколение я и моя сестрёнка |
Мартынова Анна, 2003 г.р. Я - ученица 9«А» класса МКОУ «Гимназия № 231» ЗАТО Знаменск Астраханской области. Имею множество побед и призовых мест на городских олимпиадах по математике и русскому языку, а также являюсь неоднократным победителем и призёром областных конкурсов исследовательских работ. 9 лет занимаюсь в спортивной школе на отделении плавания, имею спортивный разряд КМС (кандидат в мастера спорта). В моём активе есть также победы и призовые места на городских и областных соревнования по плаванию. В 2013 году за победы и призовые места на областных соревнованиях удостоилась нагрудного знака «Стипендиат Главы ЗАТО г. Знаменск». М артынова Любовь, 2007 г.р. Моя сестрёнка - ученица 5 «А» класса МКОУ Гимназия № 231 ЗАТО Знаменск Астраханской области. Она также имеет призовые места в гимназических олимпиадах и является неоднократным победителем и призёром областных конкурсов исследовательских работ. Занимается в Детской школе искусств по классу «Скрипка», а также в Спортивной школе на отделении плавания. Имеет 3 взрослый спортивный разряд. |
Анкетирование одноклассников и его результаты
Вопросы Анкеты:
1. Какие основные вехи ВОВ тебе известны?
2. Знаешь ли ты, где сражались твои прадеды в боях с фашистами?
3. С какого времени День Победы отмечался как выходной праздничный День?
4. Какие традиции празднования Дня Победы и почитания памяти погибших советских солдат тебе известны?
На вопрос: «С какого времени День Победы отмечался как выходной праздничный день»? - ребята ответили так:
Среди традиций празднования Дня Победы и почитания Памяти погибших воинов были названы:
Приложение № 3.
Традиции празднования Дня Победы и почитания памяти воинов
Великой Отечественной войны в разные периоды развития
Советского и Российского государства
ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ НАКАНУНЕ И В ДЕНЬ ПОБЕДЫ |
ОБЩИЕ ТРАДИЦИИ В НАШЕМ ГОРОДЕ |
1945-1965г.г. (9 Мая – праздник Победы, но рабочий День). |
- 1945г. (июнь) – Парад на Красной площади; - 1946г. (май) - Парад на Красной площади. Поздравление друг друга с Днем Победы. В этот день в городе, деревне старались работать ещё лучше, посвящая свои трудовые дела памяти павших в стремлении быстрее восстановить разрушенное войной народное хозяйство. |
1946г. – в Астраханской степи появляются первые воинские части для строительства полигона. Встречи школьников с ветеранами ВОВ |
1965-1990г.г. |
- 1965г. - 9 Мая объявлен нерабочим праздничным днем; - возобновлён Парад Победы; - проводятся массовые чествования ветеранов; - ветераны награждаются медалью «20 лет Победы в ВОВ 1941-1945г.г.; - 8 Мая 1965г. введено почетное звание «Город – герой». Оно присвоено городам: Москве, Ленинграду, Киеву, Одессе, Севастополю, Волгограду, Бресту; - во всех городах – героях звучат артиллеристские салюты; - появилась традиция поминовения минутой молчания жертв ВОВ; - 8 Мая 1967г. - зажжение Вечного Огня у мемориального комплекса «Могила неизвестного Солдата»; - 15 октября 1967г. – открытие Мемориального комплекса Героям Сталинградской битвы – «Мамаев Курган». |
-возложение пионерами цветов к обелискам и стелам; - митинги у мемориалов и обелисков; - проведение в школах конкурсов «Войной опалённые»; - проведение в школах конкурсов чтецов (по военной тематике); - проведение в общеобразовательных учреждениях конкурса инсценированных песен военных лет»; - прием в пионеры на мамаевом Кургане г. Волгограда; - присвоение пионерским дружинам и отрядам имени какого-либо героя ВОВ; - премирование лучших солдат срочной службы поездкой к памятнику ансамбля «Героям Сталинградской битвы»; - возложение молодожёнами в день регистрации брака цветов к братским могилам, в благодарность за мирную жизнь; - организация массовых экскурсионных поездок школьников по городам – героям и местам боевой славы. |
1990-1995г.г. |
1990г. – последний Парад советской эпохи; 1995г. – возобновление ежегодных парадов. |
- создание Книги Летописи участников ВОВ по Астраханской области; - встреча с ветеранами школы, концерты для них; - проведение «уроков Мужества»; - читательские конференции по произведениям авторов военной тематики; - обсуждение со школьниками кинофильмов по военной тематике. |
1995-2015г.г. |
1995 г. – в Москве проходит сразу 2 Парада, один – на Красной Площади (Парад техники), второй – на Поклонной горе (шествие с ветеранами); 2000 г. – президент РФ В.В. Путин открывает на здании Государственного Кремлёвского дворца Мемориальную доску с именами государственных деятелей и военных, награждённых орденом Победы. К юбилейным датам (50, 55, 60, 70 лет) со дня окончания ВОВ ветеранам вручаются памятные медали. |
- встреча с ветеранами за круглым столом; - организация шефской помощи участникам ВОВ со стороны школьников; - смотры коллективов художественной самодеятельности «Вечная слава героям ВОВ»; - активное развитие юнармейского движения в городе как связь поколений. |
2015-2018г.г. |
Историческая реконструкция событий ВОВ в исторических клубах страны; 9 Мая по всей стране проводятся патриотические акции «Бессмертный полк», «Сирень Победы» |
Акции «Свеча памяти», «Бессмертный полк», возложение цветов к памятникам и обелискам. |
Приложение №4
Традиции почитания памяти воинов ВОВ в нашем городе
(на основе фотоархива моих родных, в период 1965-1990г.г).
Возложение лучшими пионерами цветов к обелискам и стелам воинской славы (на фото: отличница учёбы, Соловьёва Таня, ныне моя бабушка – Тимофеева Т.А.)
Митинги жителей и школьников у Обелиска погибшим в ВОВ (район хутора «Стасов»).
Проведение в школах пионерских сборов «Войной опаленная жизнь» (на фото: Тимофеев Серёжа, второй ряд, слева, ныне – мой дедушка Тимофеев С.В.)
Проведение в пионерских лагерях конкурса песен «Навеки в памяти людей» (на фото: Тимофеев Серёжа, нижний ряд, посередине, ныне - мой дедушка Тимофеев С.В.)
Возложение молодоженами цветов к братским могилам в знак благодарности за мирную жизнь (на фото - мои дедушка и бабушка Тимофеевы)
Организация экскурсионных поездок школьников по городам – героям и местам боевой славы (на фото – Соловьёва Таня, верхний ряд вторая справа, ныне – моя бабушка Тимофеева Т.А.)
П ремирование солдат срочной службы поездкой к памятнику Ассамблеи «Героям Сталинградской битвы» (на фото слева – командир взвода Тимофеев С.В.)
Прием в «Пионеры» на Мамаевом Кургане г. Волгоград (на фото: отличница учебы - Тимофеева Ирина, второй ряд, в центре у Знамени, ныне – моя мама Мартынова И.С.)
Приложение № 5.
Новые традиции последних лет, в которых принимает участие наша семья
А кция «Я помню! Я горжусь!»появилась еще в 2005 году. Этот девиз не требует особых объяснений, а символом акции стала георгиевская или гвардейская ленточка. Чтобы напомнить подрастающему поколению о доблестном подвиге наших предков, и появилась эта традиция
повязывать ленточку в День Победы.
Акция «Свеча Памяти» - это международная акция, участники которой с 2009 года ежегодно в День Победы 9 Мая и в День Памяти и скорби 22 июня зажигают свечи в честь 27 миллионов погибших в ВОВ и павших в боях за Родину в 1941-
1945г.г. Люди зажигают свечи и
чтят память погибших минутой
молчания.
Акция «Бессмертный полк» - это молодая традиция, которая буквально за несколько лет распространилась не только по всем городам России, но и получила признание во многих странах мира. Миллионы людей выходят на улицы городов с портретами своих отцов, дедов, прадедов, которые принимали участие в приближении Великой Победы. По улицам проходит настоящий «Бессмертный полк», так как в нашей памяти эти герои всегда будут живы.
А кция «Сирень Победы» -по всей стране высаживают саженцы сирени. Сирень - это символ весны, светлого праздника Победы. Это память о тех, кто защитил нашу страну в Великой войне.
В настоящее время в различных городах и селах активизируется работа военно - исторических клубов, реконструирующих исторические события, в том числе сражения Великой Отечественной войны. Моя тётя и брат соприкоснулись с такой работой.
Ф ормируется традиция слоганов на военно – патриотичес-кую тему: «Спасибо деду – за Победу!» Теперь их пишут не только на машинах, но и выпускают значки для молодёжи.
Приложение № 6.
Мои авторские стихи (по итогам акции «Бессмертный полк»)
Шагает по стране Победный Май!..
И память о Войне ты – внукам передай!
Деды и прадеды! Гордимся Вами мы!
Коли б не Вы, то не было б страны!
«Бессмертный полк» по улицам – рекой,
И каждый, на портрете, для всех для нас – герой!
Портреты дедов у меня в руках,
И праздник, правда, «со слезами на глазах»!
Родные души живы, коль помним мы о Вас,
Пред Вашим подвигом великим склоняем головы сейчас!
Много минуло лет с Дня Победного Мая,
Но вновь поименно солдат вспоминаем…
И трепетно сердце наше стучит:
«Ничто – не забыто! Никто – не забыт»!..
(Анна Мартынова, 2018г.)
Приложение № 7.
Семейные традиции почитания Памяти павших в ВОВ,
принятые именно в нашей семье
9 Мая каждого года мы всей семьей посещаем мемориал «Павшим воинам» в селе Капустин Яр, где жили родные по линии моей мамы. Обязательно возлагаем цветы. Особо долго стоим у плиты, где высечено имя моего прапрадеда Соловьева Ильи Лукьяновича, погибшего в боях под Сталинградом.
Т радиционно, в день 9 Мая после торжественного парада мы выезжаем на природу, на дачу. Готовим армейский обед: гречневую кашу с тушенкой. Вспоминаем поименно всех наших родных, воевавших в годы Великой Отечественной войны, все вместе поём песни военной поры под гитару (играет моя мама).
Приложение № 8.
Развитие традиций, наполненных новыми формами
Традиции послевоенных лет (1965-1990г.г.) |
Традиции сегодняшнего дня (2015-2018 г.г.) |
Проведение в школах конкурса инсценированных песен, рождённых в ВОВ |
Песенный проект в моей гимназии «Битва хоров» - песни о ВОВ и песни нового времени о ВОВ) |
Уроки мужества «Встречи с ветеранами ВОВ» |
Перекличка юнармейских отрядов (в нашем городе очень развито движение юнармейцев) |
Просмотр в кинотеатрах города накануне дня Победы фильмов о ВОВ |
Видео-лекторий, видео-уроки в гимназии. Дискуссии о фильмах современности о ВОВ: «Сталинград», «Несокрушимый», «Собибор». |
Экскурсии школьников по мемориальному комплексу «Мамаев курган» |
Торжественные мероприятия патриотической направленности: например, торжественные мероприятия в честь 75-летнего юбилея присвоения звания Героя Советского Союза К.И. Недорубова. |
Приём в пионеры на Мамаевом кургане в г. Волгоград (Сталинград), расположенном в 100 км от нашего военного городка) |
Патриотические акции «Я – гражданин России» на Мамаевом кургане |
Работа тимуровских отрядов: «Помощь ветеранам ВОВ» |
Движение Волонтёров, участие в акциях патриотического содержания, приуроченных ко Дню победы. |
1 https://www.youtube.com/watch?v=KFb8PXb1bM0
2 https://www.gazeta.ru/science/2014/11/05_a_6289705.shtml
3 Важенин А. Г.. Обществознание : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. 2017
4«Толковый словарь живого великорусского языка» // Владимир Иванович Даль : Жизнь и творчество: Биобиблиогр. указ. / Рос. гос. б- ка. НИО библиографии; Сост. О. Г. Горбачева ; Ред. Т. Я. Брискман ; Библиогр. ред. Е. А. Акимова.- М.: Пашков Дом, 2004
5Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений» Издательство: "АСТ" (2018)
6Философский энциклопедический словарь. Издательство: Советская энциклопедия; М.: 1983.840 с.