Исследование ценностных ориентаций младших подростков

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование ценностных ориентаций младших подростков

Комолкина А.С. 1
1МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2" г.Саянск
Прудниченко Н.В. 1
1МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2" г.Саянска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. К числу важнейших задач, поставленных современным обществом перед образованием, относится приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям. Направленность личности на ту или иную группу ценностей, по мнению многих учёных (М. Г. Казакина, А. Г. Здравомыслов,

В. А. Ядов и др.), проявляется в ценностных ориентациях, которые актуализируют весь опыт, накопленный человеком, и с точки зрения которых решаются многие жизненные вопросы.

В современных условиях переосмысливания и пересмотра ценностей тема ценностных ориентаций личности приобретает особую значимость, так как именно они определяют функционирование и развитие человека. Ценности и ценностные ориентации являются объектом исследования многих учёных. Осознание того, что является ценностью, является одним из самых важных и решающих факторов, предопределяющих развитие личности.

На сегодняшний день государством дан социальный заказ: формировать личность с высоким нравственным потенциалом.

Проблема формирования ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, оторый проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру.

Актуальность исследования ценностных ориентаций подростков определяется вызовами современного образования и воспитания. Государство требуют направленного формирования таких ценностных ориентаций как социальное служение, любовь к родине. Именно такой человек, способный брать на себя ответственность не только за свои поступки, но и за судьбу окружающих его людей, за страну, будет востребован в ближайшей будущем.

Данные о ценностных ориентациях современных школьников — это всегда важная информация для директора учреждения и педагогического состава. Особенно для того, кто стремится контролировать сложившуюся ситуацию, разрабатывать варианты нравственного и культурного воспитания учеников своего класса или всей школы в целом. Пренебрежение изучением этого вопроса приводит к падению уровня нравственной культуры школьников, снижению успеваемости и, часто, к конфликтам в классе или между его отдельными членами.

Целью данного исследования является опытная проверка ценностных ориентаций школьников.

Объект исследования: ценностные ориентации.

Предмет исследования: ценностные ориентации детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: ценностные ориентации младшего подростка имеют свои особенности.

Данная работа позволила мне провести исследование системы ценностей у младших подростков, моих сверстников.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы

Ценностные ориентации

Проблема ценностей и ценностных ориентации является предметом изучения ряда наук о человеке и обществе, в частности, философии, социологии, психологии, педагогики. «Понятие ценности скорее, чем любое другое, должно занять центральное место... способное объединить интересы разных наук, касающихся человеческого поведения». Эти слова, утверждающие центральное положение понятия «ценность», принадлежат перу психолога, но сходного мнения придерживались и социологи, и антропологи.

Одним из наиболее распространенных подходов к изучению ценностей и ценностных ориентации является концепция М. Рокича. М.Рокич (1973) первым предложил четкое определение понятия и разработал легкий в использовании инструмент. На теорию Рокича в последние десятилетия в той или иной мере опираются многие исследователи данной проблемы [1,4].

В теории М. Рокича под ценностями понимается вид убеждений, имеющий центральное положение в индивидуальной системе убеждений. Ценности представляют собой руководящие принципы жизни. Они определяют то, как нужно себя вести, каково желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться.

Концепция человеческих ценностей М.Рокича включает в себя следующие постулаты:

общее число ценностей невелико;

все люди обладают одними и теми же ценностями, но одни и те же ценности имеют для разных людей разный «вес»;

ценности организованы в системы;

истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, общественных институтах и самой личности человека;

влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах.

М.Рокич выделяет два типа ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности это убеждения в том, что определенные конечные цели индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживают того, чтобы к ним стремиться. Это ценности — цели,

Инструментальные ценности это убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Это ценности-средства,

На развитие и формирование ценностных ориентации личности влияет целый ряд внешних и внутренних факторов. К внешним факторам можно отнести элементы микросреды (группы членства значимые группы и их ценности) и макросреды (традиционная система общечеловеческих ценностей, социальных ролей, средства масс-медиа, социальные институты и т.д.).

К внутренним факторам можно отнести возраст, пол, особенности темперамента, задатки, способности, ведущие потребности.

Обобщая определения ценностей многих зарубежных теоретиков, Шварц и Билски выделяют следующие основные их характеристики:

Ценности это убеждения (мнения). Но это не объективные, холодные идеи. Наоборот, когда ценности активируются, они смешиваются с чувством и окрашиваются им.

Ценности — желаемые человеком цели (например, равенство) и образ поведения, который способствует достижению этих целей (например, честность, склонность к помощи).

3. Ценности не ограничены определенными действиями и ситуациями. Послушание, например, относится к работе или школе, спорту или бизнесу, семье, друзьям или посторонним людям.

Ценности выступают как стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, людей, событий.

Ценности упорядочены по важности относительно друг друга, Упорядоченный набор ценностей формирует систему ценностных приоритетов. Разные культуры и личности могут быть охарактеризованы системой их ценностных приоритетов [2].

Ценностные ориентации образуют своего рода внутренний стержень культуры человека, определяя тем самым линию его поведения. Ценностные ориентиры, по мнению И. В. Архиповой, выступают как часть мировоззренческого фундамента, на котором впоследствии человек строит свою жизнь в обществе. В нашем исследовании под ценностными ориентациями современных школьников понимается оценочное отношение личности (группы) к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы (или их свойства), цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы). Они выражаются в идеалах, личностном смысле жизни и проявляются в социальном поведении личности (группы). Ориентации отражают отношение субъекта к условиям своего бытия как результат сознательного, оценочного выбора жизненно значимых предметов и объектов. Совокупность материальных и духовных благ является основой существования определенных систем ценностей [4].

До 10-12 лет еще не формируется мировоззрение, т.к. еще продолжается формирование мышления, осознание себя только развивается. Все, что ребенок воспринимает, хранится в подсознании, действует в течение всей жизни, оказывая влияние на выбор, поступки, облик, на все, что мы делаем.

На ребенка влияют семья, глобальные мировые события, мир вокруг. «Я не понимаю этого, но мне хорошо, когда я в этом участвую». Ребенок получает очки, через которые он смотрит на мир.

Ценности поколений формируются в возрасте до 10-12 лет, под влиянием событий (общественных, политических, экономических, социальных, технологических) и воспитания в семье (что хорошо и плохо, что можно делать и что нельзя).

Ребенок в это время не оценивает происходящее, а просто осваивает наиболее эффективные технологии жизни. Например, если он растет во времена кризиса, голода и войны он осваивает технологии, которые хорошо работают в эти периоды, и у него появляются определенные ценности (экономность, умение довольствоваться малым); если он растет во времена процветания и экономического роста, то его успешные технологии и ценности другие (умение работать с перспективой, активность, настрой на победу).

Мы этих ценностей не замечаем, они действуют незаметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты и строим команды, как развиваемся, что и как покупаем, как ставим цели и управляем людьми.

Психология младших подростков

Для младших подростков ценными являются дружба, общение, семья; подростки ценят в людях дружелюбность, весёлость, доброту, справедливость (особенно по отношению к взрослым), в своей учебной деятельности стремятся к поощрению со стороны преподавателей, но при этом допускают, хоть и редко, ситуации обмана (такие как пользование шпаргалками или готовыми домашними заданиями) [3].

Стремление 1 1 - 12-летнего ребенка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения, через решение, различных задач. Причем эмоционально окрашенное стремление к самостоятельности проявляется у разных детей по-разному.

Характерно, что 11-12-летние дети всячески стараются получить признание самого факта их взросления. Причем у части младших подростков оно выражается в желании отстоять свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, ”я не могу идти на улицу в том пальто, в каком хочу”). У других детей стремление к признанию взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей; у третьих - участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми.

Л.И. Божович и НС. Лейтес отмечают несколько снижающийся интерес к учению: позиция школьника стала привычной и в значительной степени потеряла ту привлекательность, которую она имела на предыдущем возрастном этапе. Две тесно связанные между собой тенденции характерны для этого периода: стремление к определенной свободы от взрослых и перемещение центра внимания с учителя на одноклассников. Непререкаемый авторитет и беспрекословная исполнительность по отношению к учителю и его указаниям уступают место некоторой настороженности, а иногда и противопоставленности к отдельным учителям. В жизни подростка возрастает значение коллектива сверстников. У него развивается особая деятельность, связанная с установлением интимно-личных отношений со сверстниками [5,6].

Характерными особенностями младшего подросткового возраста являются:

Психическое новообразование ”чувство взрослости“ и как следствие потребность принимать участие во ”взрослых” делах.

Стремление к отделению от взрослых.

Высокая подверженность влиянию примеров.

Перемещение центра внимания на сверстников.

Возросшая активность.

Формирование общественной направленности.

\

Глава 2. Практическая часть

2.1. База и методы исследования

В исследовании ценностных ориентаций принимали участие учащиеся моего класса. Это ученики 6 а класса средней общеобразовательной школы №2 г.Саянска. На момент исследования в классе присутствовали 24 человека. Все обучающиеся находятся в возрастной группе 11-12 лет. Девочек — 12, мальчиков — 12.

В исследовании была применена методика изучения ценностных ориентаций, разработанная М. Рокичем и основанная на приеме прямого ранжирования списков ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Это ценности-цели и ценности-средства. Стимульным материалом в методике М. Рокича служат два списка по 18 ценностей терминальных и инструментальных с краткой расшифровкой содержания каждой.

Данные, полученные при исследовании, были усреднены по всем ученикам класса, и средние проранжированы.

2.2. Результаты исследования ценностных ориентаций

В целом в группе детей моего класса распределились ценности-цели таким образом (Таблица 1).

Таблица 1. Ценности – цели учащихся класса

 

Ценности

Среднее значение

Ранг

1

Активная деятельная жизнь

3,86

5

2

Жизненная мудрость

9,05

6

3

Здоровье

2,25

1

4

Интересная работа

9,35

9

5

Красота природы и искусства

10,56

14

6

Любовь

6,1

7

7

Материально обеспеченная жизнь

11,05

15

8

Наличие хороших и верных друзей

7,25

4

9

Общественное признание

9,1

7

10

Познание

10

11

11

Продуктивная жизнь

10,1

13

12

Развитие

10,05

12

13

Развлечения

12,4

17

14

Свобода

6,55

3

15

Счастливая семейная жизнь

5,5

2

16

Счастье других

11,9

16

17

Творчество

12,75

18

18

Уверенность в себе

9,55

10

На первое место все ребята поставили здоровье. Ведь без здоровья мы не можем сделать ничего другого в жизни. Несомненно, является положительным то, что большинство школьников ставит на первое место среди ценностей здоровье. На втором месте счастливая семейная жизнь. Семья — это главная ценность в жизни. Мы все живем в семьях, а в будущем создадим собственные семьи. На третьем месте - свобода. Свобода в принятии решений, в выборе профессии, увлечений.

Ценности-средства в группе школьников представлены в таблице 2.

Таблица 2. Ценности – средства учащихся класса

 

Ценности

 

Среднее значение

Ранг

1

Аккуратность

5,55

2

2

Воспитанность

3,95

1

3

Высокие запросы

12,6

16

4

Жизнерадостность

 

6,25

3

5

Исполнительность

 

9

9

6

Независимость

 

7,3

6

7

Непримиримость к недостаткам в себе и других

13,3

17

8

Образованность

 

7,25

5

9

Ответственность

 

6,7

4

10

Рационализм

 

10,05

11

11

Самоконтроль

8,2

8

12

Смелость в отстаивании своего мнения

 

12,2

14

13

Твердая воля

 

13

18

14

Терпимость

 

10,8

12

15

Широта взглядов

 

12,53

15

16

Честность

 

8,1

7

17

Эффективность в делах

 

11,16

13

18

Чуткость

 

9,79

10

Самым важным качеством мои одноклассники считают воспитанность. Воспитанность — это соблюдение правил в обществе, где мы живем. Было бы хорошо, если бы все люди нашей страны были воспитаны. В этом заключается уважение друг к другу. На втором месте по значимости стоит такое качество, как аккуратность. Приятно, когда люди опрятны, а кругом порядок на улице и в домах. Жизнерадостность на третьем месте. Так интереснее жить, когда юмор и смех сопровождает нас.

Рассмотрим распределение ценностей отдельно у девочек и у мальчиков. У мальчиков ценности-цели распределились таким образом (Таблица 3).

Таблица 3. Ценности-цели мальчиков

 

Ценности

Среднее значение

Ранг

1

Активная деятельная жизнь

7,3

5

2

Жизненная мудрость

7

4

3

Здоровье

2,9

1

4

Интересная работа

7,9

7

5

Красота природы и искусства

10,4

14

6

Любовь

10

13

7

Материально обеспеченная жизнь

9,8

11

8

Наличие хороших и верных друзей

6,2

3

9

Общественное признание

9,2

9

10

Познание

9,8

11

11

Продуктивная жизнь

8,8

8

12

Развитие

9,4

10

13

Развлечения

11,9

15

14

Свобода

4,2

2

15

Счастливая семейная жизнь

7,6

6

16

Счастье других

15,1

18

17

Творчество

14,6

17

18

Уверенность в себе

12,6

16

Также как и в общей группе, на первое место мальчики ставят здоровье. На втором месте у них свобода. На третьем месте у мальчиков появляется такая ценность, как наличие хороших и верных друзей. В общей группе всех детей эта ценность была на четвертом месте.

Ценности-средства мальчиков представлены в таблице 4.

Таблица 4. Ценности – средства мальчиков

 

Ценности

 

Среднее значение

Ранг

 

1

Аккуратность

6,9

4

 

2

Воспитанность

2

1

 

3

Высокие запросы

12,2

13

 

4

Жизнерадостность

5,2

2

 

5

Исполнительность

8,9

9

 

6

Независимость

6

3

 

7

Непримиримость к недостаткам в себе и других

12,3

14

 

8

Образованность

8,3

6

9

Ответственность

7

5

10

Рационализм

8,7

8

11

Самоконтроль

8,6

7

12

Смелость в отстаивании своего мнения

13,1

17

13

Твердая воля

12,4

16

14

Терпимость

12,3

14

15

Широта взглядов

13,4

18

16

Честность

9,7

10

17

Эффективность в делах

11,4

11

18

Чуткость

11,4

11

Повторяется на первом месте среди ценностей-средств воспитанность. На втором месте у мальчиков жизнерадостность. На третьем месте появляется независимость. Наверное, вслед за свободой мальчикам необходима независимость.

У девочек ценности-цели распределились таким образом (Таблица 5).

Таблица 5. Ценности – цели девочек

 

Ценности

Среднее значение

Ранг

1

Активная деятельная жизнь

10,2

10

2

Жизненная мудрость

11,8

16

3

Здоровье

1,9

1

4

Интересная работа

10,8

13

5

Красота природы и искусства

10,3

11

6

Любовь

8,3

5

7

Материально обеспеченная жизнь

12,2

18

8

Наличие хороших и верных друзей

8,8

6

9

Общественное признание

10,1

9

10

Познание

9,3

7

11

Продуктивная жизнь

11,2

15

12

Развитие

10,9

12

13

Развлечения

12

17

14

Свобода

6,4

3

15

Счастливая семейная жизнь

6,3

2

16

Счастье других

9,3

7

17

Творчество

11

14

18

Уверенность в себе

7,3

4

Здоровье также отмечено на первом месте. На втором — счастливая семейная жизни, на третьем — свобода. Эти ответы совпадают с ответами в среднем детей всего класса.

Ценности-средства девочек представлены в таблице 6.

Таблица 6. Ценности – средства девочек

 

Ценности

Среднее

значение

Ранг

1

Аккуратность

4,8

1

2

Воспитанность

5,7

2

3

Высокие запросы

13,4

18

4

Жизнерадостность

8,1

6

5

Исполнительность

10

10

6

Независимость

8,8

8

7

Непримиримость к недостаткам в себе и других

13,4

17

8

Образованность

6

4

9

Ответственность

5,9

3

10

Рационализм

12,4

15

11

Самоконтроль

8,4

7

12

Смелость в отстаивании своего мнения

12

13

13

Твердая воля

13,3

16

14

Терпимость

9

9

15

Широта взглядов

10,6

12

16

Честность

10,2

11

17

Эффективность в делах

12,3

14

18

Чуткость

7,8

5

Самым важным качеством девочки считают аккуратность. И правда, в тетрадях у девочек больше порядка, чем у мальчиков. И даже внешне многие девочки более опрятны, чем мальчики. На второе место девочки ставят воспитанность. А на третьем месте появляется ответственность. Ответственность предполагает умение отвечать за свои поступки, за их последствия. Ведь лучше семь раз отмерить, и один раз отрезать. А значит сначала подумать, а потом сделать.

Разработанный буклет «Ценностные ориентации младшего подростка» содержит результаты практического исследования и рекомендации для учителей по формированию ценностных ориентаций своих воспитанников (Приложение). Сделать это можно с помощью общения с детьми, обсуждения проблем, которые их волнуют, ведь зачастую результат общения может повлиять на дальнейший выбор того или иного предпочтения у подростков.

В школах на классных часах рекомендуется больше времени уделять обсуждению интересов, ценностей, которые дети выдвигают на первое место.

Для тренинга предлагается закончить ряд предложений:

Для меня сейчас важно…

Для меня на последнем месте в жизни…

Я очень хочу быть…

Заключение

Современные подростки, как особая социально-демографическая группа является чутким индикатором изменений, которые происходят в обществе, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей подростков, их установки, жизненные планы во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости.

Проведенное исследование позволило определить особенности ценностных ориентаций младших подростков. Из ценностей – целей ребята на первые места поставили здоровье, счастливую семейную жизнь и свободу. Из ценностей-средств подростки отдали предпочтение воспитанности, аккуратности и жизнерадостности. Выявились и различия ценностных ориентаций у мальчиков и девочек.

Разработанный буклет «Ценностные ориентации младшего подростка» содержит результаты практического исследования и рекомендации для учителей по формированию ценностных ориентаций своих воспитанников.

Думаю, что подросткам нужно предоставить самостоятельность, потому что без нее они не смогут сформироваться как личности. От того, каковы ценности современных подростков, зависит их будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям — это недоверие к своему будущему.

Проблема ценностных ориентаций это не только и не столько проблемы самих школьников, но и проблемы всего общества, если оно заинтересовано в своем настоящем и будущем, так как молодежь — главная ценность общества. Через успешное решение социальных проблем вступающих в жизнь поколений страны выходят на новый уровень развития цивилизации и социального прогресса.

Список использованной литературы

Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 496 с.

Архипова И. В. Ценностные ориентации старших школьников как детерминанта социального самоопределения / И. В. Архипова // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. — № 5. - С. 183-188.

Добрынина В., Кухтевич Т. Ценностные ориентации учащихся и студенческой молодежи / В. Добрынина, Т. Кухтевич // Almamater. -2003. - № 2. - С. 13-15.

Михайлева Е.Г. Ценности и ценностные ориентации в современной образовательной среде / Е.Г. Михайлева. - Х.: Изд-во НУА, 2004. – 48 с.

Пашинина В. В., Попов А. А. Ценностные ориентации современных школьников // Юный ученый. 2017. - №2. - С. 89-93. URL: http://yun.moluch.ru/archive/11/864/ (дата обращения: 18.03.2018)

Тырнова О. А. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи / О. А. Тырнова // Педагогика и психология образования.

2010. -3. - С. 71-75.

Приложение

Буклет «Ценностные ориентации младшего подростка»

Просмотров работы: 1118