Кто виноват в школьном конфликте: учитель или ученик?

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Кто виноват в школьном конфликте: учитель или ученик?

Антипова  К.А. 1
1Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Лицей, г.о. Электрогорск
Ермакова  О.С. 1
1Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Лицей, г.о. Электрогорск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждый человек обязательно проходит через такой общественный институт как школа и от того, какой след она оставит в душе человека, зависит его дальнейшая судьба и деятельность.

Большую часть своего времени ребенок проводит в школе. Тут он не только получает основы знаний, но и общается, взаимодействует с одноклассниками, учителями.

Сколько позитивных эмоций могут получить учителя, ученики, если они понимают друг друга, чувствуют обоюдную симпатию. И насколько приятнее и легче становится сам процесс учения для двух сторон. Взаимопонимание и открытость - основа равноправных, бесконфликтных отношений. Но процесс становления взаимопонимания достаточно сложный и длительный. Вследствие чего может возникнуть конфликт. Не будет преувеличением сказать, что конфликты «учитель-ученик» разной интенсивности характерны для большинства российских школ. Так было в советское время, так есть и сейчас. Именно поэтому эта проблема актуальна до сих пор, и именно поэтому я выбрала эту тему для научно-исследовательской работы «Кто виноват в школьном конфликте: учитель или ученик?»

Гипотеза: Межличностные конфликты между учителями и учениками зачастую возникают из-за низкого уровня конфликтологической компетенции педагога и с возрастными особенностями ученика

Целью данной работы является выяснение причины возникновения конфликтных ситуаций между учителем и учеником и кто виноват в этом конфликте.

Также в работе выдвигаются следующие задачи:

- анализ теоретических знаний о конфликтных ситуациях в школе

- познакомиться с понятием конфликт и рассмотреть основные виды конфликтов и их особенности;

- изучить особенности подросткового возраста;

- изучить и проанализировать причины возникновения конфликтов “учитель-ученик” в МОУ Лицей.

Теоретическая значимость: заключаются в изучении научной литературы, рассмотрении понятия и причины конфликта, возрастных особенностях подростка.

Практическая значимость: поможет выявить причины конфликтов между учителями и учениками и предотвратить их

Структура научно-исследовательской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

Глава I. Анализ теоретических знаний о конфликтных ситуациях в школе

1.1.Конфликт и виды конфликтов

«Конфликт» происходит из латинского языка и обозначает “столкновение”, то есть столкновение разных желаний. Выделяют несколько видов конфликтов. В развитии и протекании конфликта существует ряд закономерностей. Их выявил крупный специалист по конфликтам, американский исследователь М.Дойч.[7] Первая закономерность заключается в том, что каждый участник конфликта смотрит на ситуацию со своей точки зрения и отвечает другому исходя из своих восприятий окружающей среды, хотя не всегда соответствуют действительности.[7]

По природе возникновения выделяют социальные, организационные и эмоциональные конфликты. Социальные конфликты представляют собой наивысшую стадию социальных противоречий в системе отношения социальных групп. Неправильное регламентирование деятельности личности (должностных инструкций, структур управления) это организационные конфликты. Эмоциональные конфликты — неудовлетворение интересов отдельной личности, столкновение с окружающими (зависть, враждебность, антипатии). В некоторых случаях бывает весьма трудно по внешнему виду установить мотивацию такого конфликта.

По длительности протекания конфликты бывают кратковременными и затяжными. Кратковременные конфликты возникают из-за недопонимания или ошибок, но обычно их быстро осознают и разрешают. Конфликты, которые связаны с нравственно-психологическими травмами и длительность которых зависит от качеств конфликтующих людей и от предмета конфликта называются затяжными.

По способу разрешения конфликты бывают антагонистические и компромиссные. Антагонистические разрешаются путем принуждения всех участников, кроме одного, отказаться от любых притязаний. Компромиссные конфликты разрешаются путем взаимного соглашения конфликтующих сторон.

По масштабу (по числу участников) конфликты бывают внутриличностные, межличностные и межгрупповые.

По степени выраженности конфликты бывают открытыми и скрытыми. Открытые или импульсные конфликты — это прямое столкновение сторон, оно проявляется в спорах, криках, драках и т. д. Скрытые или латентные конфликты не имеют ярко выраженной формы, протекают скрыто, косвенно воздействуя на противоположную сторону.[6]

В школе встречаются все эти виды конфликтов, в том числе и в конфликте «учитель-ученик».

1.2. Особенности подросткового возраста как фактор источника конфликтов

Подростковый возраст представляет собой переходный этап, когда происходит коренная перестройка всех основных, уже сложившихся ранее характеристик организма, формируются основы сознательного поведения, определяется направленность нравственных представлений и социальных установок личности.[1]

Конфликтогенный характер поведения подростка обусловлен факторами возрастного кризиса.

- Внешние изменения

- Физиологические изменения

- Изменения в характере

- Резкие перепады настроения

- Изменения в поведении

-Недовольство подростка чем-либо в своей внешности и характере (возникновение комплекса неполноценности)

- Повышенный интерес подростка к противоположному полу, первая любовь

- Нервозность, беспокойство, раздражительность.

- Состояние депрессии, невроз, появление навязчивых страхов.[1]

1.3. Сущность педагогических конфликтов в понимании отечественных психологов

Изучением особенностей взаимодействия в системе «ученик - учитель» занимались такие психологи и педагоги, как Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, Н.В. Кузьмина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М.М, Рыбакова, Д.В. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, П.П. Блонский и другие.[9]

Взаимодействие педагогов и подростков - сложный и неоднозначный феномен, в их отношениях существует большое количество конфликтов.

В данной научно-исследовательской работе конфликт выступает в том значении, когда он является столкновением противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и прочее) между участниками педагогического процесса: ученик - педагог.

Ряд исследователей полагают, что конфликты возникают в сфере эмоционально-субъективного отношения учителей и учащихся (Е.А.Соколова, В.И.Журавлев и другие) [4], другие - в сфере общения в процессе педагогической деятельности (М.М. Рыбакова)[6], а третьи считают, что конфликты возникают из-за разных целевых установок и ценностных ориентаций учителей и учеников (В.М. Афонькова, Н.И. Самоукина, С.М. Березин)[3]. В неверных взаимоотношениях педагога с детьми видел известный психолог П.П. Блонский [2] причины многих ошибок, приводящих к возникновению педагогического конфликта. Потому воспитание самого учителя должно заключаться, по мнению ученого, прежде всего «не в подготовке его как, в традиционном смысле, человека, несущего знания, обучающего детей, а в «воспитании человека, внимательно и естественно относящегося к детям ».

Теория и технологии развивающего обучения (Д.В. Эльконин, В.В. Давыдов) [8] ориентированы на формирование конфликтной компетентности учащихся, имея в виду именно учебные ресурсы (способности к самообразовательной деятельности). Основания такой ориентации мы находим также у Л.С. Выготского [2].

В. А. Сухомлинский [5] так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».

Таким образом, многие психологи и педагоги занимались изучением педагогических конфликтов, но каждый из них видел причину возникновения подобных ситуаций в разных сферах.

1.4. Причины возникновения педагогических конфликтов

Возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста ситуаций и конфликтов дают возможность учителю ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с учениками.

В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе[1].

Причинами возникновения конфликтов могут быть:

-- малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников; неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»; недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;

-- свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;

-- учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе);

-- оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;

-- учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит;

-- немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение последних являются причиной постоянных конфликтов с ними;

-- личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.).

Дополнительными факторами выступают преобладающее настроение учителя при взаимодействии с учениками, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация работы в педагогическом коллективе. Нужно помнить, что всякая ошибка учителя при разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений.

Конечно, нет двух одинаковых школ, одинаковых учеников и учителей, и поэтому невозможно предвидеть каждую ситуацию или разработать универсальный прием ее разрешения.

Конфликты возникают, когда ученики находятся наедине с учителем (в присутствии посторонних или администрации школы конфликтов не бывает), поэтому администрации трудно оказать ему помощь в их предупреждении и разрешении. [1]

Таким образом, анализ фактов из школьной жизни показывает, что, во-первых, конфликтная ситуация может возникнуть и субъективно, то есть по воле одной из сторон, и объективно. Но не всегда причина конфликта - нежелательные поступки учащегося, причиной конфликта может стать и сам педагог. Конфликтные ситуации и конфликты могут быть созданы объективными обстоятельствами независимо от воли и желания людей (из-за транспорта школьник опоздал на урок), но могут возникать и по инициативе оппонентов (проявление, например, грубости), то есть могут быть объективными и субъективными или теми и другими одновременно.

Глава II. Исследование педагогических конфликтов между учителями и учениками в МОУ лицей г. Электрогорск

Данное исследование проводилось в МОУ лицее г. Электрогорск, в нём приняли участие старшеклассники: обучающиеся 9-11 классов – 130 человек: 9-е классы – 44 человека, 10-е классы – 51 человек, 11-е классы – 35 человек. Целью, этого исследования, было изучение причин возникновения конфликтных ситуаций между учителем и учеником, и, способы их разрешения.

Анкета содержала четыре вопроса. По итогам опроса на первый вопрос « Как складываются отношения с учителями?», результаты следующие. Больше половины учащихся (62%) ответили, что конфликты иногда возникают, взаимоотношения нормальные. 28% ответили, что взаимоотношения хорошие, а 10% , что – плохие, конфликтные. Причём хуже всего отношения складываются у 9-х классов, следом идут 10-е, и затем 11-е. Таким образом, самое хорошее отношение с учителями складываются у 11-х классов.

На второй вопрос «При конфликтной ситуации ребята обращаются…», к учителям (18%), к родителям (22%), к друзьям (11%), сами решали проблему (50%). Однако, процент обращения к учителям 9-х и 10-х классов одинаковый, а у 11-х классов процент обращения гораздо ниже. Таким образом, учащиеся сами пытаются решить назревший конфликт.

На третий вопрос «Что чаще всего приводит к конфликтам во взаимодействии учителя и ученика?» Мнение опрошенных ребят практически разделились поровну: одна треть (34%) считала виновными - учеников, вторая часть (27%) – учителей, третья часть (39%) – в конфликте виноваты обе стороны. С очень большим процентом в критерии «Виноват учитель» ответили 9-е классы, далее 11-е и 10-е классы. Основной причиной оказалось то, что учитель придирается, не справедлив к оцениванию и завышает требования к ученику.

На последний вопрос «Пытаетесь ли вы избежать конфликта с учителем?» На этот вопрос большинство (63%) ребят ответили, что пытаются избежать конфликта, соблюдая и принимая требования учителей и правила поведения в лицее 18% - пытаются, но не всегда получается. 19% - не стараются и не пытаются. 10-е классы ответили, что в большей степени пытаются избежать конфликта, 9-е и 11-е ответили почти одинаково.

По итогам опроса ученики МОУ лицей г. Электрогорск в большинстве полагают, что учитель является инициатором конфликта “Учитель-ученик”.

Заключение

В своей работе мной были выполнены все задачи. Была проанализирована научная литература по данной проблеме. Был проведён научно-исследовательский эксперимент с учащимися МОУ лицей. И был сделан следующий вывод:

1. На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов - показатель нормального развития.

Многие психологи и педагоги занимались изучением педагогических конфликтов, но каждый из них видел причину возникновения подобных ситуаций в разных сферах.

2. Конфликтная ситуация может возникнуть и субъективно, то есть по воле одной из сторон, и объективно. Но не всегда причина конфликта - нежелательные поступки учащегося, причиной конфликта может стать и сам педагог.

3. В результате проведённого нами эксперимента, нам удалось выяснить, что конфликты между учителем и учеником случаются в лицее. И вина в происходящем недопонимании между ними лежит на обеих сторонах, виноват, и учитель, и ученик. И основные причины в этом, что учитель придирается, не справедлив к оцениванию и завышает требования к ученику, а ученик не выполняет основные требования учителя.

Таким образом, подтвердилась наша гипотеза: иногда учитель – не учитывает особенности подросткового возраста, выбирает неправильную стратегию поведения в конфликте, а ученик, в силу возрастных особенностей, не всегда может справиться со своими эмоциями.

Список использованных источников литературы

1. Гришина Н.В. Психология конфликта 2 изд. – Спб., 2008г. -298с.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: КСП, 3 изд., 2008г. – 276с.

3. Кузьмина Н.В. Психология-производству и воспитанию.-Л.,1977.-с.212

4. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии:курс лекций. Ростовн/Д., 2000г.- 186с.

5. Петровский А.В.,Ярошевский М. Краткий психологический словарь.-М.,1986.-153с.

6. Семья на пороге 21 века /Под ред. Проф. Гаспаряна Ю.А. – М.: Наука, 2009. – 376с.

7. Субботина Л.Ю. Конфликты. /Л.Ю. Субботина; худож.: А.А. Селиванов, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 128с.

8. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта.-СПб,2003.-с.131-132

Просмотров работы: 682