Наиболее часто встречающиеся болезни учащихся ФМБОУ СОШ №7 г. Туймазы «ООШ №9 г.Туймазы»

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Наиболее часто встречающиеся болезни учащихся ФМБОУ СОШ №7 г. Туймазы «ООШ №9 г.Туймазы»

Фаттахова Л.Ф. 1
1МБОУ СОШ №7г.Туймазы
Гарифуллина В.А. 1
1МБОУ СОШ№7 г.Туймазы
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

      В 2016 г. эпидемиологическая обстановка на территории республики Башкортостан сохранялась сложной. Всего в 2016 г., по данным федерального статистического наблюдения «Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях», зарегистрировано 129 944 случая инфекционных и паразитарных заболеваний, что на 3,8 % больше, чем в 2015г. На долю детского населения (до 17 лет) приходится 91 475 случаев, что составляет 70,4 % от общего количества заболевших, и на 3,8 % больше, чем в 2015 г. В структуре инфекционных и паразитарных болезней преобладали острые инфекции верхних дыхательных путей (включая грипп), доля которых составила 81,2 %.1 В настоящее время во многих школах России наблюдается рост хронических заболеваний учащихся в период обучения в школе.2 Наша школа не является исключением. Каковы причины повышения уровня заболеваемости детей? "Здоровье – это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек"- утверждал академик И.П. Павлов. В приведенном выше определении речь о здоровье отдельного человека, которое формируется на основе его наследственности, образа жизни, определенных социально-экономических условий. Основной фактор здоровья – образ жизни включает в себя и режим дня. Режим дня школьника напрямую зависит от учебной нагрузки. А поскольку учебная нагрузка в школе разная, то и влияние этого фактора на здоровье учеников тоже разное.
Среди молодых людей все чаще встречаются такие, у которых исчезает интерес к учебе и ухудшается здоровье. Более частыми заболеваниями школьников являются: нарушение осанки, близорукость, простудные заболевания, кариес и др. Проблема ухудшения здоровья у школьников существует и в нашей школе. Мы решили определить, какими заболеваниями часто болеют учащиеся нашей школы, каковы причины их возникновения. Цель  работы - выявление перечня и причин частых болезней учащихся ФМБОУ СОШ№7- «ООШ №9г. Туймазы».

Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:

-Изучить и проанализировать литературу по исследуемой проблеме

-Определить причины заболеваний школьников.

-Проанализировать результаты медицинского осмотра учащихся ФМБОУ СОШ№7- «ООШ №9г.Туймазы» и выявить наиболее часто встречающиеся заболевания у учащихся нашей школы за последние 3 года.

-изучить влияние негативных факторов на здоровье учащихся ФМБОУ СОШ№7- «ООШ №9г.Туймазы».

-Разработать рекомендации по профилактике заболеваний среди учащихся ФМБОУ СОШ№7-«ООШ№9 г.Туймазы». 

Объект исследования: распространенные детские заболевания

Предмет исследования: состояние здоровья учащихся ФМБОУ СОШ№7- «ООШ №9г. Туймазы»

Методы исследования:

-изучение специальной литературы;

-качественный и количественный анализ данных;

- опрос;

-анкетирование;

Гипотеза

Если растет уровень заболеваемости школьников, значит у них низкая сопротивляемость организма к этим заболеваниям, слабый иммунитет. Если мы выясним причины понижения иммунитета школьников, дадим рекомендации, то этим мы сможем повлиять на решение данной проблемы.

Теоретическая значимость состоит в систематизации материала по данной проблеме.

практическая значимость:  использование данной работы на классных часах, на уроках  как дополнительный материал, выступление перед второклассниками внеклассным мероприятием «Азбука здоровья», выпуск и распространение буклета по теме «Памятка по предупреждению болезней школьников», создание паспортов здоровья учащихся школы.

Глава I.Причины повышения уровня заболеваемости современных школьников

I.1. Анализ медицинской статистики по уровню заболеваемости современных школьников

По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризу-ется следующими показателями (данные за 2015 год):
- из 14,8 миллионов детей школьного возраста более половины – 53 % – имеют ослабленное здоровье;
- две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания;
- лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых;
- общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла за последние пять лет на 16 процентов, а юношей и девушек в возрасте 15-18 лет - на 18 %;

- продолжается рост показателей болезней органов дыхания, сердечно-сосудис-

той, нервной системы, крови и кровеносных органов, врожденных аномалий и анемий.3 Проведенные Научным исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей Российской Федерации исследования показали, что количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 %. Сохраняются высокие уровни элементарно-зависимых заболеваний (гастриты и дуодениты, болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей, сахарный диабет).Отмечается ухудшение показателей физического развития. Около 10 % детей школьного возраста имеют сниженные антропометрические характеристики. Низкая масса тела у детей и ее дефицит выявляются в 3 раза чаще, чем десять лет назад. Около 7 % школьников страдают ожирением.4 По оценкам специалистов к факторам риска для здоровья школьников можно отнести:

- чрезмерную интенсивность образовательного процесса;

- ухудшение качества питания;
- экологию.

В республике Башкортостан только 18% школьников можно назвать абсолютно здоровыми. По данным министерства здравоохранения, более 65% учащихся имеют функциональные нарушения, наблюдается риск развития хронических патологий. Первое место в рейтинге школьных заболеваний продолжают занимать болезни органов дыхания, далее следуют травмы, отравления, болезни кожи, а также заболевания органов пищеварения. Республика Башкортостан отнесена к территориям риска по уровню заболеваемости детей в возрасте до 14 лет анемиями и бронхитом. Этот показатель, по сравнению с общероссийским, превышен в два раза. Также часто дети в нашей республике болеют гастритом и мочекаменной болезнью. Среди болезней глаз ведущее место занимает понижение остроты зрения. У 58 из тысячи детей выявлены нарушения осанки. Только за первый год обучения в школе число случаев сколиоза увеличилось более чем в 1,5 раза. Сейчас число детей с хроническими заболеваниями составляет порядка 16%. В течение этого года в республике Башкортостан будет обследовано более 700 тысяч детей и подростков в возрасте до 17 лет включительно.   К эпидемиологическому сезону 2016-2017 годов в Республике Башкортостан впервые достигнут 39,7% охват населения вакцинацией против гриппа, привито 1,62 млн. человек. Уровень охвата прививками против гриппа населения в группах риска составил 94%. По итогам летней оздоровительной кампании 2016 года по РБ удельный вес детей, получивших выраженный оздоровительный эффект, увеличился с 90,7% в 2015 году до 91,7% в 2016 году.5 Охват обучающихся детей горячим питанием в 2016 году составил 90,4%, в том числе обучающихся в начальных классах – 96%. Для оптимизации нарушений здоровья, их диагностики, лечения и реабилитации у детей и подростков министерством здравоохранения РБ предложена Комплексная республиканская целевая программа сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях РБ с использованием концепции «Школ, содействующих здоровью». Активная практическая работа по реализации основных идей Программы уже ведется в условиях г. Туймазы, в детских поликлиниках № 2, 5 и 8 г. Уфы, в том числе с применением системы автоматизированного диспансерного обследования (АКДО).Действующий на базе детской больницы города Туймазы Центр здоровья проводит работу по формированию здорового образа жизни у детей и подростков, включая сокращение потребления алкоголя и табака. Цель работы Центра: увеличение продолжительности и повышение качества жизни детского населения. Центр здоровья для детей бесплатно проводит скрининговую диагностику и выявляет заболевания на ранних стадиях или предрасположенность к ним для своевременной первичной профилактики. На основании результатов обследования врачом педиатром даются индивидуальные рекомендации по питанию, режиму дня, занятиям спортом, условиям учебы, труда, проводит беседу о вреде потребления алкоголя и табака. Это поможет сформировать у детей и подростков ответственное отношение к своему здоровью. При Центре здоровья работают "Школа профилактики заболеваний костно-мышечной системы", "Школа здорового питания", "Школа здорового отцовства", "Школа здорового материнства", "Школа здорового образа жизни", "Школа профилактики бронхиальной астмы".6

I.2. Характеристика наиболее часто встречающихся заболеваний у учащихся. Причины их возникновения

Современная школа с её повышенными физическими и психическими нагрузками зачастую оказывает на ослабленный детский организм отрицательное воздействие, вызывая хроническое переутомление и рост заболеваний. Наиболее распространенными среди учащихся являются нижеперечисленные болезни: ОРВИ, грипп, ангина, вегетососудистая дистония (ВСД), гастрит, кариес, периодонтит,

  миопия, сколиоз, эндемический зоб, фарингит.7 Возникновению сколиоза способствует перегрузка ребенка, неправильное сидение за партой, привычка носить тяжести в одной руке, несоответствие мебели росту ребенка и т.д. С самого начала обучения в школе в жизни учащихся появляют­ся некоторые отрицательные моменты: резкое ограничение двига­тельной активности, увеличение статической нагрузки, связанное с необходимостью длительного поддержания рабочей позы, усво­енные еще в дошкольном возрасте неправильные привычки сидеть, горбясь и искривляя позвоночник, стоять с упором на одну ногу, ходить с наклоненной вниз головой и опущенными и сведенными вперед плечами. Учебный труд учащихся связан с усиленной работой зрительного аппарата. На развитие близорукости оказывает влияние целый ряд причин, связанных с неправильной организацией труда учащихся, наличие перенесённых заболеваний, недостаточно ка­лорийное питание. У детей врожденная близорукость встречается редко. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся, начиная со второго года обучения в школе. В деле охраны зрения детей важную роль играет создание раци­ональных условий учебной работы в школе и дома, упорядочение режима питания, своевременное выявление отклонений зрения от нормы, постоянное ношение учащимися очков и др.

Инфекционные заболевания, возбудителями которых являются болезнетвор-

ные микроорганизмы, передаются от больного человека (в остром периоде заболевания) или от бактерионосителя к здоро­вым людям различными путями.

Для предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди детей и подростков необходимы: своевременное выявление больных и носителей инфек

ции, изоляция их от здоровых и затем лечение; исключение контакта здоровых с загрязненными предметами (посуда, игрушки и т.д.); строгое соблюдение санитарно-гигиенического режима в школе и дома. Формирование здорового образа жизни у учащихся, соблюдение распорядка дня, полноценное питание с включением в рацион свежих овощей и фруктов, витаминных препаратов, проведение закаливающих процедур, физические упражнения, игры, прогулки на свежем воздухе способствуют предупреждению инфекционных болезней.

Выводы по главе I

По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характери-зуется следующими показателями (данные за 2015 год):
- из 14,8 миллионов детей школьного возраста более половины – 53 % – имеют ослабленное здоровье;
- две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания;
- лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых;
- общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла за последние пять лет на 16 %, а юношей и девушек в возрасте 15-18 лет - на 18 %;

- продолжается рост показателей болезней органов дыхания, сердечно-сосудис-той, нервной системы, крови и кровеносных органов, врожденных аномалий и анемий. В республике Башкортостан только 18% школьников можно назвать абсолютно здоровыми. По данным министерства здравоохранения, более 65% учащихся имеют функциональные нарушения, наблюдается риск развития хронических патологий.  Первое место в рейтинге школьных заболеваний про-

должают занимать болезни органов дыхания, далее следуют травмы, отравле-

ния, болезни кожи, а также заболевания органов пищеварения. Республика Башкортостан отнесена к территориям риска по уровню заболеваемости детей в возрасте до 14 лет анемиями и бронхитом. Этот показатель, по сравнению с общероссийским, превышен в два раза. Также часто дети в нашей республике болеют гастритом и мочекаменной болезнью. Среди болезней глаз ведущее место занимает понижение остроты зрения. У 58 из тысячи детей выявлены нарушения осанки. Только за первый год обучения в школе число случаев сколиоза увеличилось более чем в 1,5 раза. Сейчас число детей с хроническими заболеваниями составляет порядка 16%. В течение этого года в республике Башкортостан будет обследовано более 700 тысяч детей и подростков в возрасте до 17 лет включительно. Современная школа с её повышенными физическими и психическими нагрузками зачастую оказывает на ослабленный детский организм отрицательное воздействие, вызывая хроническое переутомление и рост заболеваний. Наиболее распространенными среди учащихся являются нижеперечисленные болезни:ОРВИ,  грипп, ангина, ВСД, гастрит, кариес, периодонтит, миопия, пиелонефрит, сколиоз,эндемический зоб, фарингит.

Глава II. Изучение и анализ школьной документации учащихся ФМБОУ СОШ№7-«ООШ№9 г.Туймазы»

II.1.Определение количества пропущенных уроков учащимися по болезни и выявление хронических заболеваний учащихся

     В 2014 году количество пропущенных уроков составило 3576, из них по болезни – 80 %. В 2015 году количество пропущенных уроков составило 5629, из них по болезни – 82 %.  В 2016 году количество пропущенных уроков по болезни составило 7620, из них по болезни - 82,6% . В среднем каждый учащийся проболел 4,7 дня. Из этих данных следует что, в течение трех лет количество уроков, пропущенных учащимися по болезни находится на высоком уровне.В  ФМБОУ СОШ№7- «ООШ №9г.Туймазы» в 2017-2018 учебном году обучаются 227 учащихся. По материалам медицинских карт учащихся 1 группу здоровья имеют 71 ребенок, 2 группу – 145, 3 группу – 9 учащихся и 2 ребенка-инвалида. То есть абсолютно здоровых детей по данным медицинского осмотра только 71, это составляет 31,3 %.

Наиболее часто встречающимися заболеваниями учащихся нашей школы за последние 3 года являются: кариес – 62% учащихся, периодонтит – 6,8%, миопия – 25,8%, нарушение осанки – 7,7%, вегетососудистая дистония – 12,9%,гастрит – 2,8% 

    В 2015 году количество учащихся, переболевших ОРВИ по нашей школе составило 65 человек, в 2016 году – 83.Фарингит – воспаление окологлоточного пространства, в 2015 и 2016 годах число переболевших составило 24 и 10 соответственно. В 2016-2017 годах участились случаи бронхита и пневмонии (за октябрь 2017 года – 5 и 2 случая соответственно).

II.2. Изучение влияния негативных факторов на здоровье учащихся нашей школы

Вышеизложенные факты наводят на вопрос: почему уровень заболеваемости школьников очень высок?Причиной высокого уровня заболеваемости школьников является снижение иммунитета. Иммунитет – это способность организма противостоять микроорганизмам. На защитные свойства организма оказывают отрицательное влияние следующие факторы: неполноценное питание, недосыпание, высокая учебная нагрузка, наличие вредных привычек, высокая утомляемость, которая может быть вызвана длительной работой за компьютером, играми на мобильном телефоне, равнодушное отношение к спорту.

Мы решили выяснить действие этих факторов на учащихся нашей школы.

   Рацион питания подростков должен быть здоровым и сбалансированным. Он должен удовлетворять потребности детей в энергии. В рацион должны входить фрукты, овощи и крахмальные продукты, а также умеренное количество продуктов, богатых белком, молоко и молочные продукты. Продукты с высоким содержанием жиров, особенно насыщенных жиров, сахара и соли рекомендуется употреблять лишь в небольших количествах. В силу активного роста и гормональной перестройки подростки испытывают повышенную потребность в белках. Предпочтительнее белки животного происхождения, которые содержатся в мясе, птице, рыбе. 

Вегетарианство, о котором можно говорить во взрослом возрасте, подросткам категорически противопоказано – следствием может стать железодефицитная анемия. Нередко подростки испытывают недостаток кальция, что приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата: сколиозу и другим нарушениям осанки у школьников, остеохондрозу и  остеопорозу  – более  старшем возрасте. Основным источником кальция являются молоко, кисломолочные продукты, особенно творог. Удельный вес животного белка в рационе детей и подростков школьного возраста должен быть не менее 60% от общего количества белка. Жиры растительного происхождения должны составлять в рационе не менее 30% от общего количества жиров. В рацион включается молочный жир в виде сливочного масла (30-40 г/сутки), сметаны (5-10 г).

Завтрак детей должен обеспечивать 25%, обед - 35-40%, полдник - 15%, ужин - 20-25% от суточной потребности детей в пищевых веществах и энергии.8 

Мы проанализировали меню школьной столовой за месяц (сентябрь 2017года) и что выяснили. Учащиеся 6 дней получали супы,20 дней питались кашами (гороховая, гречневая, пшеничная, рисовая, картофельное пюре). Макаронные изделия в меню присутствуют 4 раза. Из  напитков   учащиеся 16 дней получали чай, 5 дней компот, 9 дней соки. В течение месяца 10 раз в меню были овощные салаты, что, по нашему мнению, недостаточно для растущего организма детей. Ни разу  не  подавались   кисель, какао,  кефир, молоко. Хлеб  на завтрак подавался только  пшеничный. Нашему растущему организму необходима подпитка витаминами, которые содержатся в овощах и фруктах. Поэтому целесообразно включить в рацион питания различные салаты, винегреты. Ни разу в меню    не включались  такие продукты,  как сливочное масло,  сыр,  сметана,  творог,  яйца,  свежие  фрукты. Мясные блюда как добавление к гарнирам  предлагались ежедневно, рыбные  лишь 3 раза. Между  тем,  известно,  что ребенок  должен  получать  в сутки  от общегоколичества белка 60 %  белка животного  происхождения,  а белок  рыбы усваивается организмом в несколько раз быстрее,  чем  белок мяса.  

После изучения меню  школьной столовой, нами были сделаны следующие выводы:

1. Ассортимент блюд достаточно широкий.

2. Продукты питания преимущественно богаты углеводами.

3. Недостаточно продуктов, богатых витамином С.

Недостаток витамина С приводит к снижению сопротивляемости различным

инфекциям, также он поддерживает прочность кровеносных сосудов, положи-

тельно влияет на функции нервной и эндокринной систем, регулирует обмен

холестерина, способствует усвоению железа и нормальному кроветворению.

Витамин С должен поступать ежедневно, его запасы в организме малы, а

расход для жизнедеятельности беспрерывен.

4. Отсутствие продуктов, богатых витамином Д, который регулирует обмен

кальция и фосфора, способствуя их всасыванию из кишечника и отложению в

костях. Витамин D образуется из провитамина в коже под действием солнечных лучей и поступает с животными продуктами: печень рыб, жирные сорта рыб (сельдь, кета, скумбрия и другие), икра, яйца, молочные жиры.

5. Отсутствие продуктов, богатых витамином Р. Он имеет антиоксидантные свойства (предупреждают окисление жирных кислот), стимулируют тканевое дыхание, совместно с витамином С повышают прочность кровеносных сосудов. Источником витамина Р являются фрукты, ягоды, овощи, особенно черноплод-ная рябина, черная смородина, апельсины, лимоны, кофе.

Мы рекомендуем в ассортимент питания детей ввести:

1. овощные блюда, блюда из рыбы, яйца.

2.  Давать детям фрукты: яблоки, груши, мандарины, апельсины.

3. Чай заменять фруктовыми напитками, соками.

  Количество семей, из которых дети обучаются в нашей школе – 136 , из них 32-многодетные, 79 – неполные, 10- неблагополучные, 45 – малообеспеченные. Значит, дети в домашних условиях также недополучают полноценного питания, богатого витаминами. Родителям не хватает средств, чтобы хотя бы раз в неделю покупать детям фрукты.

Следующий фактор – несоблюдение режима дня и, как итог - недосыпание детей. Многие семьи живут в стесненных условиях(в общежитиях), где нет личного пространства, что приводит к частым стрессам в семье.

10 семей неблагополучные, родители в этих семьях не следят за тем, когда дети ложатся спать. До поздней ночи они могут находиться на улице без присмотра родителей, могут играть в игры на мобильном телефоне или сидеть за телевизором.

     Количество уроков и расписание занятий соответствует требованиям СанПИН. Но почти каждый день у учащихся среднего и старшего звена по шесть уроков. К каждому уроку, кроме физической культуры, нужно выполнить домашнее задание. Нами собрана информация о домашнем задании на один из дней недели. Объем домашнего задания очень большой. Если ученик ответственно относится к учебе, ему приходится за уроками просиживать более трех часов. Это приводит к утомлению, постоянной усталости, снижению иммунитета. Основная причина перегрузки – объём домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам. Мы считаем, что необходимость домашнего задания должна быть обоснована. С целью предупреждения перегрузки детей, необходимо регламентировать норму и объем домашних заданий.

Нами было проведено анкетирование учащихся. Анкетирование направлено на выявление отношения учащихся ФМБОУ СОШ№7- «ООШ №9г.Туймазы» к курению, а также причин частой утомляемости, анкетирование проводилось в 6 – 9 классах. По результатам анкетирования  сделаны выводы:

-основной возраст, когда пробуют курить — 10-11 лет;

-учащиеся не знают состав сигаретного дыма, указывают только никотин и смолы; 

 -о последствиях курения чаще встречаются ответы: «рак легких», «заболевания легких», «раннее старение», «рождение умственно отсталых детей».

       По результатам анкетирования табачную продукцию употребляют 4 чело-

века из 100 опрошенных, что составляет 4% учащихся. С 6 по 9 класс с увели-

чением возраста учащихся процент курящих растет:

в 6-7-х классах — нет курящих,

в 8 классе— 4,76 %,

в 9 классе — 8,33 %;

Среди причин, побудивших учащихся к курению, можно выделить:

«за компанию»  - 40 %,

«любопытство» - 10%,

«хочу казаться взрослым» - 40%,

«просто курю» - 10 %.    

  На вопрос анкеты: Есть ли у вас дома компьютер? – из 100 опрошенных учащихся 7- 9 классов 96 человек ответили положительно, что составляет –96%.На вопрос: Сколько времени вы проводите за компьютером? – были такие ответы:

30 мин – 5 человек

  1 час –27 человек

  1 час 30 мин – 20 человек

  2 часа – 25 человек

  3 часа – 8 человек

  4-5 часов – 15 человек

     На вопрос: Играете ли вы в игры на мобильном телефоне? – 89 человек из 100 опрошенных ответили «Да»

Сколько времени вы играете в игры на мобильном телефоне?

все свободное время-89 % ,иногда-11 %.

Постоянные игры на мобильном телефоне разрушают все больше и больше влияют на здоровье, в первую очередь страдает психика. Это выражается в негативном влиянии на такие области психики как воля, умение сосредото-читься на жизненно – важных задачах, появляется зависимость от компьютер-ных игр, начинает разрушаться здоровье ребенка, страдает внутренний мир учащегося от различных пороков: лжи, воровства, вымогательства, агрессии и злобы, дети отчуждаются от родителей.

      Спорт занимает важное место в структуре досуга современных подростков, Занимаются спортом 95% опрошенных подростков, причем следует отметить, что в большей степени спортивной деятельностью занимаются девочки-подростки:  65% девочек, спортом занимаются 35 % мальчиков-подростков.

У большинства подростков преобладает недостаточная спортивная активность: 45% подростков тратят на спортивную деятельность не более 3-х часов.

Мотивы занятия спортом: желание улучшить телосложение, оптимизировать вес (60%); стремление улучшить физическое состояние, укрепить здоровье (60%); получение эмоциональной разрядки, повышение настроения (55%), усиление физической привлекательности в результате занятий.

Главными причинами непосещения спортивных секций и кружков были названы занятость другими делами (25%),занятость учебой (5%).

II.3. Рекомендации по профилактике заболеваний среди учащихся ФМБОУ СОШ№7-«ООШ№9 г.Туймазы»

С целью профилактики заболеваний среди учащихся мы провеликлассный час по теме «Азбука здоровья» для учащихся 2 класса, разработали буклет с рекомендациями по профилактике распространенных болезней школьников и распространили среди 5-9 классов, составили паспорта здоровья.

В целях профилактики различных заболеваний среди учащихся, мы рекомен-

дуем придерживаться следующих правил:

1)Укреплять иммунную систему.

2)объяснить родителям и детям необходимость своевременного проведения профилактических прививок.

3)Закаливание организма, занятие физической культурой и спортом.

4)Полноценное питание. В ассортимент питания детей ввести овощные блюда, блюда из рыбы, яйца. Давать детям фрукты: яблоки, груши, мандарины, апельсины. Чай заменять фруктовыми напитками, соками. Часто употреблять в пищу продукты, содержащие витамин «С»: лимон, яблоки, смородина, квашеная капуста, а так же чеснок и лук.

5) Следить за чистотой рук и тела.

6)Вести здоровый образ жизни.

7)Активно посещать спортивные кружки и секции.

8)Соблюдать распорядок дня.

9)Чаще проветривать помещения, где находятся дети ( как в школе, так и дома)

10) Ежедневно проводить влажную уборку в классных помещениях и раз в месяц проводить генеральную уборку.

Выводы по главе II

Мы проанализировали данные социального педагога по пропускам и выяснили, что за последние 3 года наблюдается рост пропусков уроков по болезни.( 2014 год- 3576уроков -по болезни-80 %, 2015 год- 5629 уроков, из них по болезни - 82 %,2016 год- 7620 уроков, , из них по болезни - 82,6%). В  ФМБОУ СОШ№7- «ООШ №9г.Туймазы» в 2017-2018 учебном году обучаются 227 учащихся. По материалам медицинских карт учащихся 1 группу здоровья имеют 71 ребенок, 2 группу – 145, 3 группу – 9 учащихся и 2 учащихся -инвалида. То есть абсолютно здоровых детей по данным медицинского осмотра только 71, это составляет 31,3 %.

Наиболее часто встречающимися заболеваниями учащихся нашей школы за последние 3 года являются: кариес – 62% учащихся. периодонтит – 6,8%

миопия – 25,8%, нарушение осанки – 7,7%, вегетососудистая дистония – 12,9% 

    В 2015 году количество учащихся, переболевших ОРВИ по нашей школе составило 65 человек, в 2016 году – 83.

     Фарингит – воспаление окологлоточного пространства, в 2015 и 2016 годах число переболевших составило 24 и 10 соответственно. В 2016-2017 годах участились случаи бронхита и пневмонии (за октябрь 2017 года – 3 и 2 случая соответственно).

Вышеизложенные факты наводят на вопрос: почему уровень заболеваемости школьников очень высок?

     Причиной высокого уровня заболеваемости школьников является снижение иммунитета. На защитные свойства организма оказывают отрицательное влияние следующие факторы: неполноценное питание, недосыпание, высокая учебная нагрузка, наличие вредных привычек, высокая утомляемость, которая может быть вызвана длительной работой за компьютером, играми на мобильном телефоне

-равнодушное отношение к спорту.

Мы решили выяснить действие этих факторов на учащихся нашей школы.

Мы проанализировали меню школьной столовой за месяц (сентябрь 2017года) и пришли к таким выводам: в течение месяца 10 раз в меню были овощные салаты, что, по нашему мнению, недостаточно для растущего организма детей. Ни разу  не  подавались   кисель, какао,  кефир,  молоко. Хлеб  на завтрак подавался только  пшеничный. Нашему растущему организму необходима подпитка витаминами, которые содержатся в овощах и фруктах. Поэтому целесообразно включить в рацион питания различные салаты, винегреты.Мы рекомендуем в ассортимент питания детей ввести:

1. овощные блюда, блюда из рыбы, яйца.

2.  Давать детям фрукты: яблоки, груши, мандарины, апельсины.

3. Чай заменять фруктовыми напитками, соками.

Нами собрана информация о домашнем задании на один из дней недели. Выяснилось, что объем домашнего задания очень большой. Если ученик ответственно относится к учебе, ему приходится за уроками просиживать более трех часов. Это приводит к утомлению, постоянной усталости, снижению иммунитета. Нами было проведено анкетирование учащихся 6 – 9 классов. По результатам анкетирования  сделаны следующие выводы: табачную продукцию употребляют 4 человека из 100 опрошенных, что составляет 4% учащихся.   На вопрос анкеты: Есть ли у вас дома компьютер? – из 100 опрошенных учащихся 7- 9 классов 96 человек ответили положительно, что составляет –96%.      На вопрос: Играете ли вы в игры на мобильном телефоне? – 89 человек из 100 опрошенных ответили «Да». Занимаются спортом 95% опрошенных подростков, причем следует отметить, что в большей степени спортивной деятельностью занимаются девочки-подростки:  65% девочек, спортом занимаются 35 % мальчиков-подростков. С целью профилактики заболеваний среди учащихся мы провеливнеклассное мероприятие «Азбука здоровья» среди учащихся 1класса, разработали буклет с рекомендациями по профилактике распространенных болезней для учащихся и распространили среди 5-9 классов. В целях профилактики различных заболеваний среди учащихся, мы рекомендуем придерживаться следующих правил:

1)Укреплять иммунную систему.

2)объяснить родителям и детям необходимость своевременного проведения профилактических прививок.

3)Закаливание организма, занятие физической культурой и спортом.

4)Полноценное питание. В ассортимент питания детей ввести овощные блюда, блюда из рыбы, яйца. Давать детям фрукты: яблоки, груши, мандарины, апельсины. Чай заменять фруктовыми напитками, соками. Часто употреблять в пищу продукты, содержащие витамин «С»: лимон, яблоки, смородина, квашеная капуста, а так же чеснок и лук.

5) Следить за чистотой рук и тела.

6)Вести здоровый образ жизни.

7)Активно посещать спортивные кружки и секции.

8)Соблюдать распорядок дня.

9)Чаще проветривать помещения, где находятся дети ( как в школе, так и дома)

10) Ежедневно проводить влажную уборку в классных помещениях и раз в месяц проводить генеральную уборку.

Заключение

Перед выполнением работы мы ставили цель: выявить причины высокого уровня заболеваемости учащихся. Изучив и проанализировав литературу по исследуемой проблеме, в ходе работы мы пришли к выводу, что причинами высокого уровня заболеваемости учащихся ФМБОУ СОШ№7- «ООШ №9г.Туймазы» являются: неполноценное питание, недосыпание, большой объем домашнего задания по предметам, высокая утомляемость, вызванная играми на мобильном телефоне и на других гаджетах, равнодушное отношение к спорту. Все эти факторы ведут к снижению иммунитета, тем самым снижают сопротивляемость организма к действию болезнетворных бактерий и вирусов. Наиболее часто встречающимися заболеваниями учащихся нашей школы за последние 3 года являются: кариес – 62% учащихся. периодонтит – 6,8%,миопия – 25,8%,нарушение осанки – 7,7%,вегетососудистая дистония – 12,9%,гастрит – 2,8%.  В 2015 году количество учащихся, переболевших ОРВИ по нашей школе составило 65 человек, в 2016 году – 83.Фарингит – воспаление окологлоточного пространства, в 2015 и 2016 годах число переболевших составило 24 и 10 соответственно. В 2016-2017 годах участились случаи бронхита и пневмонии (за октябрь 2017 года – 5 и 2 случая соответственно).

Мы проанализировали меню школьной столовой за месяц (сентябрь 2017года) и пришли к таким выводам: в течение месяца 10 раз в меню были овощные салаты, что, по нашему мнению, недостаточно для растущего организма детей. Ни разу  не  подавались   кисель, какао,  кефир,  молоко. Хлеб  на завтрак подавался только  пшеничный. Нашему растущему организму необходима подпитка витаминами, которые содержатся в овощах и фруктах. Поэтому целесообразно включить в рацион питания различные салаты, винегреты.

В целях профилактики различных заболеваний среди учащихся, мы рекомендуем придерживаться следующих правил:

1)Укреплять иммунную систему.

2)объяснить родителям и детям необходимость своевременного проведения профилактических прививок.

3)Закаливание организма, занятие физической культурой и спортом.

4)Полноценное питание. В ассортимент питания детей ввести овощные блюда, блюда из рыбы, яйца. Давать детям фрукты: яблоки, груши, мандарины, апельсины. Чай заменять фруктовыми напитками, соками. Часто употреблять в пищу продукты, содержащие витамин «С»: лимон, яблоки, смородина, квашеная капуста, а так же чеснок и лук.

5) Следить за чистотой рук и тела.

6)Вести здоровый образ жизни.

7)Активно посещать спортивные кружки и секции.

8)Соблюдать распорядок дня.

9)Чаще проветривать помещения, где находятся дети ( как в школе, так и дома)

10) Ежедневно проводить влажную уборку в классных помещениях и раз в месяц проводить генеральную уборку.

Список литературы

1.Гурьев А.В., Сон И.М., Алексеенко С.Н. Современные аспекты образа жизни учащихся школ.  Медицинский Вестник Башкортостана, Том 6, № 6, 2012

2. Здравоохранение в Республике Башкортостан: статистический сборник. – Уфа, 2014-2016 гг.

3. Заболеваемость болезнями системы кровообращения среди детей и подростков в Республике Башкортостан / Малиевский В.А., Ахмадеева Э.Н., Салимова Р.М. [и др.] //Материалы XII конгресса педиатров России – М., 2015. – 423с.

4. Кучма, В.Р., Сердюковская, Г.Н., Демин, А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. – М., 2015. – 152с.

5.   Муталов А.Г., Ширяева Г.П., Галимов Р.Р., Бикметова Э.З., Шагарова С.В.,

 Мусина И.А. Динамика состояния здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях республики Башкортостан, Медицинский Вестник Башкортостана, Том 8, № 5, 2015

6. Материалы к государственному докладу «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2016 году» по Республике Башкортостан

7. Панков Д.Д. Психосоциальные проблемы детского и подросткового возраста/Д.Д. Панков, А.Г. Румянцев, И.В. Кузнецова //Российский педиатрический журнал. – 2016. – № 3. – С. 4-6.

8. Руководство по школьной медицине /под ред. Д.Д. Панкова, А.Г.Румянцева. – М., 2015. – 632с.

Тезаурус

Ангина -  острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением миндалин, которое могут вызвать бактерии, вирусы и грибки.

 Вегетососудистая дистония (ВСД) - заболевание, которое характеризуется нарушением регуляции работы внутренних органов вегетативной нервной системой. 

Грипп (от фр. grippe) — острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа.

Гастрит - длительно протекающее заболевание, характеризуется дистрофически-воспалительными изменениями в слизистой оболочке желудка, протекает с нарушением регенерации, также с атрофией эпителиальных клеток и замещением нормальных желёз на фиброзную ткань.

Иммунитет – способность организма противостоять микроорганизмам.

Кариес - переводится с латинского языка как «гниение». Это недуг, который сопровождается разрушением твердых тканей зубов с появлением в них дефекта в виде полости.

Миопия – нарушение зрения, при котором видимое изображение образуется не на сетчатке глаза, как положено, а перед ней.

ОРВИ – острая респираторная вирусная инфекция - заболевание, которое поражает органы дыхания человека.

ОРЗ - совокупность острых симптомов, связанных с поражением дыхательной системы, которые появляются в результате многих причин: вирусов, грибков, бактерий (пневмококков, стрептококков, стафилококков), переохлаждения и смешанных инфекций.

Пиелонефрит - воспаление почек.

Периодонтит – заболевание зубов, проявляющееся воспалением оболочки корня.

Скрининговые исследования – это исследования, направленные на выявление заболеваний на ранних стадиях.

Сколиоз – искривление позвоночника в сторону.

 Фарингит -  воспаление слизистой оболочки глотки острого или хронического характера, сопровождаемое першением, болями или дискомфортом в горле.

Эндемический зоб — увеличение щитовидной железы, связанное с дефици-

том йода в среде обитания.

1Материалы к государственному докладу «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2016 году» по Республике Башкортостан

2 Заболеваемость болезнями системы кровообращения среди детей и подростков в Республике Башкортостан / Малиевский В.А., Ахмадеева Э.Н., Салимова Р.М. [и др.] //Материалы XII конгресса педиатров России – М., 2015. – 423с.

3Кучма, В.Р., Сердюковская, Г.Н., Демин, А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. – М., 2015. – 152с.

4Гурьев А.В., Сон И.М., Алексеенко С.Н. Современные аспекты образа жизни учащихся школ.  Медицинский Вестник Башкортостана, Том 6, № 6, 2012

5 Муталов А.Г., Ширяева Г.П., Галимов Р.Р., Бикметова Э.З., Шагарова С.В.,

 Мусина И.А. Динамика состояния здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях республики Башкортостан, Медицинский Вестник Башкортостана, Том 8, № 5, 2015

6 Здравоохранение в Республике Башкортостан: статистический сборник. – Уфа, 2014-2016 гг.

7 Панков Д.Д. Психосоциальные проблемы детского и подросткового возраста/Д.Д. Панков, А.Г. Румянцев, И.В. Кузнецова //Российский педиатрический журнал. – 2016. – № 3. – С. 4-6.

8Руководство по школьной медицине /под ред. Д.Д. Панкова, А.Г.Румянцева. – М., 2015. – 632с.

Просмотров работы: 113