Образ будущего в современных фильмах

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ будущего в современных фильмах

Шавыкина П.О. 1
1МБОУ СШ № 27
Богучарская Е.В. 1
1МБОУ СШ № 27
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Фильмы играют важную роль в жизни современном обществе, о чем говорит количество просмотров и скачиваний в Интернете на популярных сайтах, посвященных кинематографу, кроме того, почти в каждой квартире есть телевизор. Существуют разные классификации фильмов, нас же интересует категория картин о будущем.

Тема будущего актуальна всегда, а фильмы подталкивают к размышлениям о нем. Они показывают не только картину будущей жизни, но и то, к чему нужно стремиться, а чего не следует допускать. Просматривая фильмы, люди невольно моделируют реальность, невольно привыкают к определенным ситуациям и ценностям. Мы хотим изучить, каким же видится наше будущее сегодня.

Существует особая наука футурология, посвященная прогнозированию будущего человечества. В ее рамках написано большое количество работ, посвященных тому, что станет со временем с нашим миром, в том числе учебные пособия, монографии, диссертации, например, А. В. Турчин, М. А. Батин «Футурология. ХХI век: бессмертие или глобальная катастрофа?», И. В. Бестужев-Лада «Социальное прогнозирование», И. Д. Тузовский «Образ будущего в современных социокультурных концепциях» и др. Новизна работы заключается в отсутствии исследований на основе современного материала. Однако в данном направлении работали.

Наша цель - проанализировать образы будущего в современном кинематографе.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

- составить список современных фильмов о будущем;

- выявить образы будущего;

- определить самую популярную модель будущего;

- оценить ее с точки зрения вероятности воплощения;

- сравнить национальные модели будущего.

Материалом для исследования послужили 5 российских, 15 американских и 15 японских фильмов, выпущенных не раньше 2005 года.

В работе были использованы общенаучные методы анализа, сравнения и опроса.

Полученные результаты можно использовать в качестве материалов на уроках обществознания, экономики и МХК, а также на уроках литературы при изучении жанра антиутопии.

ГЛАВА 1. ФУТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА О БУДУЩЕМ

Формирование первых представлений о будущем началось с появлением первобытной мифологии [2]. Уже в Древней Греции появилась одна из самых первых утопий, а именно «Государство» Платона. Особенно большое количество утопий появляется в XVII, и снова во второй половине XIX века. В XIX-XX веках появляются первые научно-фантастические произведения, авторами которых становятся Жюль Верн и Герберт Уэллс. В тот же период времени формируется такой жанр, как антиутопия. Художественные произведения давали людям представление о будущем, но необходимость в понимании того, каким оно будет на самом деле, возрастала. С распространением научно-фантастических и научно-публицистических произведений в ХХ веке начали появляться и специальные произведения «о будущем» [6], что в итоге привело к образованию такой науки, как футурология.

«Футурология - комплексная дисциплина, основывающаяся на данных общественных и естественных наук, ставящая целью предвидение будущего человечества и отдельных сфер жизни общества» [3]. Эта цель достигается футурологами путем составления прогнозов на основе уже имеющихся научных данных [5]. Конечно же, такие прогнозы не являются абсолютно точными, несмотря на научный подход к их составлению. Формулы расчета вероятности (формула Байеса) и времени (формула Готта) происшествия какого-либо события, которые иногда используются футурологами, помогают снизить неточность прогнозов, но не избавиться от нее окончательно. Таким образом, футурология направлена не только на прогнозирование, но и на определение вероятности становления тех или иных сценариев будущего.

Как правило, все футурологические прогнозы связаны с экологическими проблемами, появлением новых технологий или изменением социального устройства. В разные периоды времени существовал ряд актуальных проблем и направлений, исследования которых уделялось особое внимание. Далее мы попробуем описать направления, в которых стремятся работать современные футурологи.

Во-первых, искусственный интеллект. О развитии искусственного интеллекта и его возможностях выдвигаются различные предположения. Например, футурологи расходятся во мнениях о том, какими возможностями должен будет обладать совершенный искусственный интеллект. По некоторым прогнозам уже к 2020-2035 годам появится вероятность превосходства компьютерного разума над человеческим [8]. По прогнозам на дальнейшее будущее предполагается исчезновение разделения между человеческим разумом и компьютерным разумом. На нынешнем этапе развития основными препятствиями на пути к созданию полноценного искусственного интеллекта становятся проблема самообучения, проблема дружественного отношения к человеку, отсутствие критериев оценки «разумности» искусственного интеллекта.

Во-вторых, человеческое бессмертие. Люди всегда искали способ продлить свою жизнь, но, так как такой способ найден не был, вопрос достижения бессмертия остается актуальным и в наши дни. Ученые и медики, работающие в этом направлении, все-таки достигли определенных успехов, а именно увеличили продолжительность человеческой жизни. Футурологи прогнозируют достижение бессмертия за счет появления регенеративной медицины, с помощью которой можно будет восстановить любой человеческие орган; крионики – поддержание жизни в замороженном теле; оцифровывания сознания, благодаря чему появиться возможность перемещать воспоминания и личность человека после его смерти в другое тело; киборгизации – замены человеческих органов и частей тела механическими.

В-третьих, глобальные катастрофы – проблемы, касающиеся всего человечества, игнорирование которых может поставить под угрозу человеческое существование, поэтому прогнозирование таких проблем является одной из основных задач футурологии. Футурологи заранее выясняют, что может угрожать нам в будущем и составляют прогнозы, предупреждающие об этом. К возможным проблемам относят войны с использованием оружия массового поражения; чрезмерное загрязнение окружающей среды; потерю контроля над развитием технологий; перенаселение; природные катастрофы: извержения вулканов, падение астероидов, глобальное потепление.

В-четвертых, сверхтехнологии. Будущее человечества невозможно без сверхтехнологий, развиваемых сейчас во всех странах [4], поэтому вопрос технологического развития представляется актуальным. Развитие сверхтехнологий подразумевает под собой развитие нанотехнологий, информационных технологий и биотехнологий. Нанотехнологии – технологии создания устройств микроскопических размеров. Футурологи описывают три основных пути их создания: использование ДНК вируса; модификации живых клеток; создание микроскопических устройств по чертежам обычных, с использованием более точных инструментов. По наиболее оптимистичной оценке - первые нанотехнологии появятся уже в 2022-2037 годах, а по пессимистичной - только через 100 лет. В биотехнологии поставлены две цели, которые должно быть достигнуты в будущем: развитие биологических нанотехнологий; увеличение количества проб, с которыми можно работать одновременно и автоматически; автоматизация биологических процессов.

Сценарии будущего в футурологии могут иметь разный масштаб, но всегда ставят своей целью предупреждение о появлении в будущем рисков или же новых возможностей. Таким образом, прогнозы подсказывают: в каком направлении нам следует развиваться, чтобы достичь желаемых возможностей, как действовать, чтобы избежать глобальных катастроф, исчезновения человечества.

Кроме того, «представления о будущем влияют на будущее» [1]. То есть, когда человек знакомиться с сценариями будущего, в его подсознании формируются определенная модель и представления о будущем, что подготавливает к изменениям и человек воспринимает некоторые из них менее болезненно.

Тема будущего популярна не только среди людей, чья профессиональная деятельность косвенно или напрямую связана с ним, но и среди неспециалистов. Такая популярность, объясняется не столько желанием узнать о перспективах нашего будущего и повлиять на его изменение, сколько простым любопытством. Человек, намеренно не пытавшийся узнать о будущем больше, может тем не менее видеть различные сценарии будущего в книгах, фильмах, видеоиграх, комиксах, статьях и др.

Наиболее подробно образ будущего раскрывается в произведениях следующих жанров: научная фантастика, антиутопия, утопия [7]. Кроме того, в зависимости от жанра, большее внимание будет уделяться технологическому развитию или же социальному устройству и глобальным проблемам.

Важно помнить, что образы будущего и прогнозы – разные вещи. Говоря об образе будущего, стоит понимать, что подразумевается научно необоснованные представления о нем, допускается вымысел. Прогнозы же составляются после многих исследований и с большей вероятностью сбываются.

ГЛАВА 2. ОБРАЗ БУДУЩЕГО В КИНЕМАТОГРАФЕ

2.1. Образ будущего в российских фильмах

Для того чтобы проанализировать образ будущего, мы выделили следующие критерии: экология, экономика, социальное устройство, политическое устройство, современные технологии, дипломатия (международные отношения). Мы изучили выбранные фильмы в соответствии с данными критериями.

Мы нашли всего пять российских фильмов о будущем. Экология, первый критерий, претерпела изменения лишь в одном из фильмов, а именно была испорчена вследствие ядерной войны в фильме «Танцы насмерть», из-за чего по всей планете начались разнообразные природные катаклизмы.

Экономика, второй критерий, в лучшем случае не изменяется, в худшем - приходит в упадок, вследствие чего люди живут в нищете. В фильме «Танцы насмерть» показано, что вся энергия для города добывается благодаря специально построенной арене, забирающей энергию у танцующих молодых людей.

Социальное устройство, третий критерий, изменяются следующим образом: качество жизни людей напрямую зависит от должности, которую они занимают или не занимают. Например, в фильме «Танцы насмерть» выделяют три класса людей: «избранные» - вынуждены отдавать жизни ради блага человечества; безработные; работающие у жреца. Появляются такая категория людей, как жертвы, чья смерть воспринимается как нечто совершенно естественное, например, в фильме «Мафия: игра на выживание».

Политическое устройство, четвертый критерий, либо аналогично современному, либо функционирует по следующей модели: существует одно государство, глава которого контролирует человечество. Так, в фильме «Танцы насмерть» это верховный жрец, глава единственного сохранившегося города, а в фильме «Вычислитель» президент планеты, глава единственного государства, где существует тотальный контроль, а неугодные правительству люди ссылаются на Саргассово болото, где обречены на смерть.

Технологии, пятый критерий, во 4 из 5 хорошо развиты и доступны всем, но, как правило, используются не в благих целях. Так, в фильме «Танцы насмерть» построена специальная арена для передачи энергии танцующих на ней по всему городу. В фильме «Параграф 78» развита наука, позволяющая создать новые вирусы и противоядия к ним. В фильме «Вычислитель» хорошо развиты информационные технологии, а также венный транспорт. Например, В фильме «Мафия: игра на выживание» присутствуют технологии, позволяющие организовать все условия для смертельного шоу и транслировать его в режиме онлайн по всему миру.

В международных отношениях, последний критерий, по мнению российский режиссеров, важную роль будет играть армия, а не мирные переговоры. В фильме «Вычислитель» действие происходит на другой планете, где существует всего лишь одно государство, устраняющее недовольных режимом. В фильме «Параграф 78» заключен договор о прекращении производства оружия массового поражения между Россией, Азиатским союзом и Латинскими Штатами Америки, однако сохранены сильные армии и регулярно предпринимаются попытки его нарушения. В фильме «Притяжение» именно армии доверяется выстраивание отношений с инопланетной расой, а общество агрессивно реагирует на появление пришельцев.

Мы предполагаем, что небольшое количество снятых в России фильмов о будущем связано с нашим менталитетом. Больше всего в России ценят любовь и юмор, что отражается и на кинематографе: снимается очень много комедий и романтических фильмов, тема же будущего становится одной из второстепенных. Однако даже на основе пяти найденных нами фильмов можно сделать вывод о том, что общая модель будущего в России очень пессимистична, те или иные проблемы появляются почти в каждой сфере жизни.

Можно выстроить общую российскую модель будущего. Проблемы экологии и экономики не актуальны, в обществе будет деление на группы, одна из которых - добровольно или принудительно выбранные в качестве жертв, государством управляет один человек, все технологии хорошо развиты, но используются не в мирных целях, важную роль играет армия.

2.2. Образ будущего в американских фильмах

Мы проанализировали 15 фильмов о будущем, снятых в США. Первый критерий, экология, по сюжету многих из них, портится и становится одной из основных проблем человечества и вместо того, чтобы решить ее, люди покидают Землю. Например, в фильме «После нашей эры» человечество переселяется на новую пригодную для жизни планету, так как Земля больше непригодна для жизни. А в мультфильме ВАЛЛ-И показано, как люди отправляются на поиски новой планеты, где можно было бы поселиться, но спустя много лет такой планетой снова становится Земля и люди возвращаются. В фильме «Эллизиум - рай не на Земле» также часть людей переселяется на планету с чистой атмосферой. Один из выходов - переселиться под землю, как в фильме «Горд Эмбер», в котором планета восстановилась только спустя несколько сотен лет. А в фильме «После нашей эры» потребовалось более тысячи лет для возобновления жизни на Земле. Нередко также встречается мотив непригодности для жизни отдельных территорий на Земле после, например, Великой Войны в фильме «Равные», или в фильме «Вавилон нашей эры», где войны вызвали глобальное потепление, или после химических войн в фильме «Вспомнить все». Таким образом, можно сделать вывод, что вопросы экологии очень важны для американских фильмов.

Экономика изменяется настолько, что необходимость в деньгах исчезает; все люди так или иначе вносят вклад в экономику своей страны, а затем все справедливо или, наоборот, несправедливо распределяется между ними. Так, в фильме «Дивергент» каждая фракция работает на благо общества и, независимо от того, к какой из них принадлежит человек, он может пользоваться результатом труда любой. Как и в фильме «Голодные игры», где каждый дистрикт отвечает за свою часть экономики, вырабатывая определенные ресурсы. В фильме «Валли» за ряд товаров и услуг отвечают роботы, поэтому они бесплатны для населения. А в фильме «Время» единственной действующей валютой становится само время.

Самая распространенная модель социального устройства выглядит следующим образом: ежегодно проводится мероприятие для тех, кто достиг определенного возраста, где определяется то, каким образам они будут приносить пользу обществу. В фильме «Город Эмбер» проводится день назначения, когда выпускникам школ случайным образом и на всю жизнь достается профессия. В «Дивергенте» один день в году посвящен тому, чтобы определить будущее всех, кому в этом году исполняется 16 лет, но у них, по крайней мере, есть право выбора. В фильме «Посвященный» люди с детства распределяются по коммунам - сообществам в соответствии с выбранными профессиями. Чаще всего встречается деление людей по экономическим классам. Но есть и социальные группы, определяемые не склонностями к определенной деятельности, а доходами. Например, в фильме «Время» выделяют 12 так называемых «временных групп». В «Голодных играх» жизнь в разных дистриктах также различается по степени обеспеченности. Только богатые люди могут позволить себе покинуть опустошенную Землю («Эллизиум - рай не на Земле). И только в фильме «Равные» все люди, выжившие после катастрофы, равны между собой и трудятся ради общества. Таким образом, в обществе будущего сохраняется классовое неравенство, продолжается деление на бедных и богатых, хотя распространено и деление на группы по способностям.

При этом самая распространенная модель политического устройства основана на контроле. В фильме «Равные», по сюжету которого людям запрещено проявлять какие-либо чувства по отношению к другим людям, тех, кто все-таки их проявляет или убивают, или используют для экспериментов. Царит полный тоталитаризм (фильм «Вспомнить все»). В «Голодных играх» также тоталитарная диктатура во главе с президентом. Даже в фильме «Посвященный» деятельность коммун ограничена очень строгими правилами. В «Валл-и» всем управляет начальник корабля, а в «Городе Эмбере» - мэр. Итак, явная черта будущего в американских фильмах - тоталитаризм.

В американских фильмах о будущем появляется очень много новых или улучшенных технологий. Например, в фильмах «Я, робот», и «Вспомнить все», и мультфильме «ВАЛЛ-И» существуют роботы для выполнения работ определенного типа: роботов-полицейских, роботов-мусорщиков и других. Роботы способны теперь не только выполнять задания, но и поддерживать разговор с человеком, они становятся электронными ассистентами («Она»). Люди научились успешно клонировать: в фильме «Вавилон нашей эры» - животных, а в фильме «Остров» - людей. Возникают также искусственные тела для замены людских, как в фильме «Суррогаты». В фильме «Время» появляются сложные устройства для обмена временем, в «Дивергенте» - программа, определяющая судьбу человека. Распространяются дома с «умными функциями» («Равные»). Технологии для армии непопулярны, в отличие от охранных программ на Элизиуме и полицейских киборгов («Вспомнить все»). Возможны космические путешествия («После нашей эры»). Получается, что все технологии открыты и широко доступны для всего населения, приносят им благо.

Существование международных отношений становятся невозможным, так как человечество объединяется, после чего все люди принадлежат к одному обществу. Фильмы «Город Эмбер», «Дивергент» и «Равные» показывают будущее, в котором остается всего один город во всем мире, где живут люди и такое понятие как «международные отношения» стирается. Интересно, что в фильме «Вавилон нашей эры» США становится «столицей мира», тогда как Европа и Азия погрязли в нищете и болезнях. А в фильме «Вспомнить все» возникает «Объединенная Британская Федерация», желающая захватить колонии в Австралии.

Мы заметили, что образ будущего в фильмах США имеет как отрицательные, так и положительные черты. В фильмах, как правило, не делается акцент на какую-то определенную сферу жизни, а показывается картина в целом, при этом будущее кардинально отличается от настоящего и имеет минимальное количество общих деталей с ним.

2.3. Образ будущего в японских фильмах

Мы проанализировали 15 японских фильмов о будущем. Во многих из них описывается, как портится экология, первый критерий, но последствия сложных экологических ситуаций в фильмах различны. Например, в анимационном сериале «Достичь Терры» уничтожение природной среды Земли ускоряет процесс освоения космоса, так как людям приходится отправиться на поиски новой планеты. В анимационном сериале «Эрго Прокси» и анимационном фильме «Бледный кокон», когда Земля становится непригодной для жизни, люди так обустраивают свои города, что продолжение существования на Земле снова становится возможным. Также результатом поиска решения экологических проблем, возникших вследствие ядерных войн или болезней, может стать развитая медицина, как в анимационном фильме «Гармония». В анимационном сериале «Шестая зона» проблемы с экологией не затрагивают лишь некоторые территории Земли, где и остаются жить люди. Совсем наоборот обстоит ситуация в анимационном сериале «Темнее черного», по сюжету которого экологические проблемы затронули лишь несколько аномальных зон, откуда позже людей эвакуировали. В анимационном фильме «Изгнанные из рая» после крупной катастрофы на Земле люди перемещаются на околоземную орбиту, а свое сознание оцифровывают и загружают в специальную сеть. Таким образом, вопросы экологии очень важны для японских фильмов, в них предвидятся катастрофы и предлагаются пути выживания после них.

Наоборот, вопросы экономики совершенно не интересуют режиссеров. Только в одном фильме упоминается отличие от современной ситуации. В анимационном сериале «Кайба» большую ценность составляют не только деньги, но и воспоминания, которыми можно торговать.

Японские фильмы о будущем часто показывают общество, где некоторые группы людей или конкретные люди живут лучше других и имеют определенные привилегии. В анимационном сериале «Кайба» обеспеченные люди могут позволить себе бессмертие и различные удовольствия, пока малообеспеченные должны бороться за свое существование и сохранение воспоминаний. А в анимационном сериале «Шестая зона» выделен целый район, возможность жить в котором получает лишь элита.Также, можетописываться общество, где существует расслоение, но ценность человека определяется не его доходами, а, например, объемом памяти как в анимационном фильме «Изгнанные из рая». Анимационный сериал «Психопаспорт» показывает нам общество, за порядок и справедливость в котором отвечает система «Севилла». «Севилла» определяет склонности и способности человека, после чего дает заключение о том, где этот человек может работать, а также контролирует уровень преступности, отслеживая психическое состояние каждого человека. Получается, что в японской модели будущего показано не только сохранение так называемой элиты общества по имущественному признаку, но и получение ею еще больших привилегий на основе новых технологий.

Политическое устройство, как правило, изменяется таким образом, что власть принадлежит группе лиц. В анимационном сериале «Достичь Терры» эта группа называется Верховным советом, а в «Эрго Прокси» такую группу образуют Советники. «Фрактал» - ещё один анимационный сериал, по сюжету которого власть принадлежит служителям культа. В анимационных сериалах «Эрго Прокси», «Шестая зона» и анимационном фильме «Гармония» правительство держит граждан под строгим контролем, что тоже характеризует политическое устройство в этих фильмах.

Среди новых технологий, появляющихся в японских фильмах о будущем, чаще всего встречаются технологии, позволяющие работать с человеческим сознанием и различные роботы или андроиды. Например, в анимационном фильме «Изгнанные из рая» у людей появляется возможность оцифровать свое сознания, в сериале «Кайба» обмениваться и торговать воспоминаниями, а в фильме «MardockScramble» записывать воспоминания на специальные запоминающие устройства. Андройды и роботы становятся частью жизни люди в анимационном сериале «Время Евы», как и авторейвы в сериале «Эрго Прокси». «ID-0» - анимационный сериал, где имеют место быть как перемещение человеческого сознания в другие тела, так и роботы, которые работают за счет помещенных в них сознаний. В анимационном сериале «агент Вексилл» робототехника становиться достаточно развитой, но, по мнению ООН, продолжение исследований в этом направлении может угрожать человеческому существованию. Кроме того, в анимационном фильме «Изгнанные из рая» и анимационных сериалах: «Терраформеры», «Достичь Терры», «Кайба» и «ID-0» - большое внимание уделяется теме космоса, а также технологиям, которые делают перемещение с одной планеты на другую возможным и даже комфортным. Но встречаются в японских фильмах о будущем и другие изобретения, например: «око» - устройство, следящее за здоровьем человека, в которого его внедрили из анимационного фильма «Гармония» или же «доминаторы» - умные пистолеты, личные виртуальные ассистенты и дома с функцией смены обстановки из анимационного сериала «Психопаспорт». Таким образом, можно сделать вывод о том, что в японских фильмах о будущем большое значение имеют новые технологии и изобретения.

В международных отношениях имеются некоторые проблемы. Например, по сюжету анимационного сериала «Агент Вексилл» Япония изолируется сразу после введения запрета ООН на продолжение исследований в области робототехники и биоинженерии. А в анимационном сериале «Эрго Прокси» в городе-государстве Ромдо появляется большое количество иммигрантов, которым хоть и удается найти, адаптироваться, но не получается заслужить хорошего отношения к себе местных жителей. В анимационном фильме «Гармония» официально граждане не должны контактировать с людьми за пределами государства, но некоторые тайно передают им лекарства в обмен на другие продукты.

Мы обратили внимание, что образ будущего в японских фильмах невозможен без новых технологий, что не удивительно, учитывая, что уже сейчас Япония считается одной из самых развитых стран мира. Особое внимание уделяется и вопросам экологии. В фильмах с одинаковой вероятностью может показываться общая картина будущего или же ставиться акцент на определенную сферу жизни в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы изучили 35 современных фильмов о будущем, из них 5 российских, 15 японских и 15 американских. Для того чтобы проанализировать образ будущего, мы выделили следующие критерии: экология, экономика, социальное устройство, политическое устройство, современные технологии, дипломатия (международные отношения). В соответствии с критериями можно составить следующие национальные модели будущего.

В российских фильмах о будущем не уделяется внимание ни вопросам экологии, ни вопросам экономики. Люди делятся на социальные группы по занимаемым должностям в обществе. Появляется особая группа обреченных на смерть ради остальных людей. Власть сосредоточена в руках одного человека. Технологии развиты, но используются не в благих целях. Важную роль в международных отношениях играет армия. Прослеживается явно пессимистический взгляд на будущее.

В американских фильмах вопрос экологии становится одним из основных, человечество ждет экологическая катастрофа, но предлагается лишь один выход - покинуть планету. В экономической сфере исчезает потребность в деньгах, все ресурсы справедливо или несправедливо распределяются между членами общества без какой-либо платы. Общество делится на группы по имущественному признаку, а также на основе способностей человека к разным видам деятельности. Население находится под полным контролем государства, режим - тоталитаризм. Технологии развиты и приносят пользу всему населению. Человечество объединяется, становится единым народом и государством. Несмотря на отдельные проблемы, нельзя дать однозначной оценки будущему, но оно вытекает из современной обстановки.

В японских фильмах также предвидятся экологические катастрофы, но предлагаются разные пути выживания и спасения Земли. Вопросы экономики не затрагиваются. В обществе выделяется элита по имущественному признаку, получающая еще больше привилегий за счет новых технологий. Власть принадлежит группе лиц, которая контролирует общество. Жизнь без технологий становится немыслима. В международных отношениях Япония придерживается политики изоляции. В целом взгляд на будущее оптимистичен.

Таким образом, предлагаемые национальные модели будущего значительно различаются в зависимости от менталитета и современной обстановки в изучаемых странах, и выделить общую модель невозможно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Батин М., Турчин А. Футурология XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 263 с.

2. Бестужев-Лада И. В., Наместникова Г. А. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Педагогическое общество России, 2002. 392 с.

3.Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: АСТ: Русский язык, 2006. 1168 с.

4. Медведев Д. Развитие общества через сверхтехнологии к 2026 году // Российское Трансгуманистическое Движение. 2006. URL: http://transhumanism-russia.ru/content/view/287/126/ (дата обращения: 18.02.18)

5. Тузовский И. Д. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология антиутопий. Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2009. 312 с.

6. Фахрутдинова А. З. Прогнозирование и планирование. Новосибирск: Сибирский институт: филиал РАНХиГС, 2013 г. 288с.

7. Шестакова М. А. Роль литературы в формировании образа будущего общества // Институт изучения общественных явлений. 2013. URL:http://socialphenomena.org/ru/blog/2013/02/19/shestakova_essay2013/ (дата обращения: 17.02.18)

8. Искусственный интеллект // Российское Трансгуманистическое Движение. 2006. URL: http://transhuman.ru/biblioteka/iskusstvennyi-intellekt/iskusstvennyi-intellekt (дата обращения: 19.02.18)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СПИСОК ФИЛЬМОВ О БУДУЩЕМ

1. "Равные" (США; 2015; Дрейк Доримус)

2. "Дивергент" (США; 2014; Нил Бергер)

3. "Посвященный" (США; 2014; Филлип Нойс)

4. "Элизиум - рай не на Земле" (США; 2013; Нил Бломкамп)

5. "После нашей эры" (США; 2013; М. Найт Шьямалан)

6. "Она" (США; 2013; Спайк Джонс)

7. "Голодные игры" (США; 2012; Гэри Росс)

8. "Вспомнить все" (США; 2012; Лен Уайзман)

9. "Время" (США; 2011; Эндрю Никкол)

10. "Суррогаты" (CША; 2009; Джонатан Мостоу)

11. "Вавилон нашей эры" (США,Франция,Великобритания; 2008; Матье Кассовиц)

12. "Город Эмбер" (США; 2008; Гил Кинан)

13. "ВАЛЛ-И" (США; 2008; Эндрю Стэнтон)

14. "Остров" (США; 2005; Майкл Бэй)

15. "Я, робот" (США; 2005; Алекс Пройас)

1. "Танцы насмерть" (Россия; 2017; Андрей Волгин)

2. "Притяжение" (Россия; 2017; Федор Бондарчук)

3. "Мафия: игра на выживание" (Россия; 2015; Сарик Андреасян)

4. "Вычислитель" (Россия; 2014; Дмитрий Грачев)

5. "Параграф 78" (Россия; 2007; Михаил Хлебородов)

1. "ID-0" (Япония; 2017; Горо Танигучи)

2. "Гармония" (Япония; 2015; Майкл Ариас, Такаси Накамура)

3. "Изгнанные из рая" (Япония; 2014; Сэйдзи Мидзусима)

4. "Психопаспорт" (Япония; 2014; Такэси Вада)

5. "Терраформеры" (Япония; 2014; Хамасаки Хироси)

6. "Фрактал" (Япония; 2011; Ямамото Ютака)

7. "Шестая зона" (Япония; 2011; Нагасаки Кэндзи)

8. "Время Евы" (Япония; 2008; Ясухиро Ёсиура)

9. "Mardock Scramle" (Япония; 2010; Сусуму Кудо)

10. "Темнее черного" (Япония; 2007; Тэнсай Окамура)

11. "Достичь Терры" (Япония; 2007; Осаму Ямасаки)

12. "Бледный кокон" (Япония; 2006; Ясухиро Ёсиура)

13. "Эрго Прокси" (Япония; 2006; Сюко Мурасэ)

14. "Агент Вексилл" (Япония; 2007; Фумихико Сори)

15. "Кайба" (Япония; 2008; Юаса Масааки)

Просмотров работы: 979