Оказание бесплатной юридической помощи в Российской Федерации как актуальная проблема современности

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Оказание бесплатной юридической помощи в Российской Федерации как актуальная проблема современности

Табабилова А.Р. 1
1Колледж Стерлитамакского филиала ФГБОУВО «Башкирский государственный университет»
Аракелян  Л.К. 1
1Стерлитамакский филиал ФГБОУВО «Башкирский государственный университет»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что большинство граждан Российской Федерации ввиду затяжного финансового кризиса и отсутствия постоянного источника средств к существованию объективно не могут получать качественные возмездные юридические услуги, тем самым обеспечить защиту своих прав и законных интересов.

Цель исследования – изучить особенности и проблемы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

изучить понятие и основные принципы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации;

проанализировать правовую основу оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации;

определить категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи;

рассмотреть субъектов негосударственной системы бесплатной юридической помощи;

выявить особенности и проблемы обеспечения прав граждан на бесплатную юридическую помощь в Российской Федерации;

предложить меры совершенствования системы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации.

Правовую основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ), Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», а также иные законы и подзаконные акты.

Теоретической основой исследования выступают фундаментальные теоретические положения конституционного права, гражданского права, уголовного права, административного права, трудового права, права социального обеспечения, а также общей теории государства и права. Прежде всего, это работы таких ученых, как: С.А. Авакьян, М.В. Баглай, М.И. Байтин, П.П. Баранов, И.Н. Барциц, H.A. Богданова, H.A. Боброва, Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, А.Я. Гришко, В.Е. Гулиев, Ю.А. Дмитриев, Т.Д. Зражевскай, В.Т. Кабышев, А.Н. Кокотов, Е.В. Колесников, Е.И. Козлова, И.А. Кравец, В.И. Крусс, В.А. Кряжков, O.E. Кутафин, В.В. Лазерев, В.А. Лебедев, Е.А. Лукашева, В.О. Лучин и другие.

Методологическую основу исследования составили современные общенаучные методы познания: диалектический метод, индукция, дедукция, обобщение, анализ, синтез, а также специально-юридические: сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический, метод анализа документов.

Эмпирическая основа работы включает в себя статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Республики Башкортостан, Федеральной службы государственной статистики.

Настоящая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.

РАЗДЕЛ 1. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Закрепленное в ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации право каждого на получение квалифицированной юридической помощи служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции прав и свобод, в частности на защиту своих прав всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), на судебную защиту (ст. 46), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123), и находится во взаимосвязи с ними. Это право согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 27.03.1996 № 8-П не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах [26, с. 38].

На сегодняшний день существует государственная и негосударственная системы бесплатной юридической помощи. К первой отнесены федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, государственные юридические бюро. Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 22 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи» закрепляет участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи. В качестве основных субъектов, реализующихся в негосударственной системе бесплатной юридической помощи, закон рассматривает юридические клиники и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи» в ст. 20 определен перечень категорий граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи, и случаи ее оказания. В ч.1 ст. 20 закона отображено право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных ст. 6 вышеуказанного закона. В рамках государственной системы бесплатной юридической помощи право на получение имеют следующие категории граждан.

Малоимущие граждане, а именно: граждане, среднедушевой доход семей, которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума.

Документами, подтверждающими принадлежность гражданина к данной категории граждан, является справка органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере социальной защиты населения, о среднедушевом доходе семьи (доходе одиноко проживающего гражданина).

Следующая категория – инвалиды I и II группы. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности (полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью) и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Правила признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» и определяют порядок и условия признания лица инвалидом.

Также к рассматриваемым категориям относятся Ветераны Великой Отечественной войны; Герои Российской Федерации; Герои Советского Союза; Герои Социалистического Труда.

В рамках государственной системы бесплатной юридической помощи право на получение имеют также дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Документами, подтверждающими принадлежность гражданина к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут являться: свидетельство о смерти родителей; решение суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими; справка о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы, выданная соответствующим учреждением, в котором находятся или отбывают наказание родители; медицинское заключение о состоянии здоровья родителей, выданное медицинской организацией; решение суда об установлении факта оставления ребенка без попечения родителей; справка органов внутренних дел о том, что место нахождения разыскиваемых родителей не установлено.

Категории граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь также определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Согласно положениям ст. 12 вышеуказанного закона закреплены права граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания. Согласно указанной статье граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с вышеуказанным законом. К гражданам пожилого возраста ст. 5 отнесены женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет.

Документом, подтверждающим принадлежность гражданина к данной категории, может являться справка, выданная стационарным учреждением социального обслуживания, о проживании гражданина пожилого возраста или инвалида в стационарном учреждении социального обслуживания.

К рассматриваемой категории относятся также граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; граждане, признанные судом недееспособными; их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан.

Правом на бесплатную юридическую помощь также обладают граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации: супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации; дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации; родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации; лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации; граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации.

Таким образом, ст. 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи» закрепляет исчерпывающий перечень условий и категорий граждан Российской Федерации, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи.

РАЗДЕЛ 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство юстиции Российской Федерации с 2011 года приложило много усилий по организации и развитию бесплатной юридической помощи для определенных категорий населения. Однако в процессе этой работы были, на наш взгляд, допущены методические ошибки. В частности, за основу была принята финская модель, что в условиях размеров нашей страны было ошибкой. В 2011 году уже были достаточно развиты в России и телефония, и интернет, поэтому необходимо было строить межрегиональные центры оказания юридических услуг на основе современных технологий, что позволило бы существенно поднять уровень оказания услуг при значительно меньших затратах. Вместо этого пошли по пути создания региональных юридических бюро, которые на сегодняшний день созданы практически во всех субъектах России, что мы считаем существенной ошибкой, так как финская модель государственных юридических услуг устарела и не позволяет донести услугу до отдаленных мест проживания российских граждан.

В Московской области в 2014 году оказано 174 случая бесплатной юридической помощи (далее – БЮП) и затрачено бюджетных средств 98.926.000 рублей, то есть 1 случай помощи обошелся более чем в 52.000 рублей. В то же время есть субъекты Российской Федерации, где бюджетное финансирование на 1 случай БЮП составляет менее 400 рублей (Пензенская область, 27.046 случаев оказания БЮП), в основном же в большинстве регионов на один случай БЮП бюджетное финансирование составляет 3-5 тысяч рублей. В Республике Башкортостан – от 300 до 1500 рублей в зависимости от вида оказываемой услуги. [32, с. 177].

Во многих субъектах Российской Федерации, как было отмечено выше, невелика степень осведомленности населения о системе бесплатной юридической помощи.

Учитывая региональные особенности отдельных территорий, многие проживающие там граждане просто не знают, что бесплатная юридическая помощь существует, что ее можно получить в юридических клиниках и некоммерческих организациях, и что она может быть качественной.

Для ликвидации этой серьезной проблемы в сфере информирования населения о бесплатной юридической помощи нужно прилагать существенные усилия. Необходимо разработать систему, правового просвещения населения путем проведения именно адресной работы с выделением целевых групп. Значительную помощь в информировании граждан может оказать и информационно-разъяснительная работа посредством электронного ресурса.

Кроме того, переориентация работы по БЮП на другую технологическую модель работы – оказание БЮП по интернету и телефону – расширила бы и осведомленность граждан, и круг лиц, которым оказывается БЮП, и удельная себестоимость БЮП существенно бы снизилась.

По нашему мнению, в стране достаточно восьми центров БЮП по числу федеральных округов, оснащенных современной компьютерной техникой и специальным программным обеспечением.

Другая проблема, связанная с оказанием гражданам бесплатной юридической помощи, связана с механизмом определения права гражданина на получение бесплатной юридической помощи, особенно в отношении малоимущих граждан. В ходе проводимого мониторинга по всем субъектам Российской Федерации выявлены существенные недостатки, свидетельствующие о крайне низком коэффициенте доступности юридической помощи для малоимущих граждан на территории Российской Федерации.

Из общего числа граждан (148.169.166 чел.), проживающих на территории России, 17,88% (26.491.701 чел.) имеют право на получение бесплатной юридической помощи, из них 49,12% (13.013.474 чел.) отнесены к категории малоимущих граждан. В 77 субъектах Российской Федерации процент оказанной бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам составляет менее 1% общего количества малоимущих граждан, проживающих в регионе. У граждан зачастую отсутствуют документы, подтверждающие их принадлежность к категориям, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи; сбор необходимых документов затруднителен и длителен, так как, к примеру, процедура признания граждан малоимущими подразумевает представление в орган социальной защиты населения перечня документов, свидетельствующих о наличии у него этого права, на сбор которых требуется длительное время [21, с. 54].

В ряде регионов, где основными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются только адвокаты, возникают определенные трудности, связанные со сложностью подготовки адвокатами отчетов для получения оплаты труда за оказанную помощь и получении компенсации понесенных расходов.

Кроме большого количества документов, необходимых для формирования отчетности, к таким проблемам относятся трудности подтверждения участия в судебных заседаниях, если рассмотрение дела не окончено, трудности подтверждения представления гражданина в государственных и муниципальных органах, проблема длительных сроков, установленных региональным законодательством для возмещения расходов.

Закон в ст. 8 закрепил положения, устанавливающие квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь. В данной статье сказано, что все виды юридической помощи может осуществлять субъект, имеющий высшее юридическое образование. Думается, что одного требования, отражающего качество предоставления бесплатной юридической помощи мало для реализации в полном объеме конституционного права на предоставление бесплатной юридической помощи.

Создается много препятствий для получения бесплатной юридической помощи категориями граждан, которые определены в ст. 20 закона. Эти препятствия обусловлены временем сбора и предоставления различных документов для доказывания той или иной категории (например, малоимущим гражданам). Целесообразно решить существующие проблемы следующим образом.

Во-первых, необходимо разработать стандарт качества оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи. Внести в ч.1 ст.8 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ» критерий о наличии у консультирующего лица опыта юридической практики не менее 2 лет. Дополнить вышеуказанную статью частью 3, которая будет включать в себя норму, касающуюся обязательной работы один раз в месяц поочередно участников государственной системы бесплатной юридической помощи. Данные поправки и нововведения будут способствовать повышению качества предоставления бесплатной квалифицированной юридической помощи.

Во-вторых, предлагаем изложить ч. 2 ст. 29 того же закона в следующей редакции: «финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с компенсацией их расходов на оказание такой помощи, является расходным обязательством федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации». Данное изменение в законе будет способствовать оптимизации функционирования государственных юридических бюро и адвокатов, что, в свою очередь, будет содействовать лучшей реализации конституционного права на предоставление бесплатной юридической помощи.

В-третьих, представляется целесообразным ввести единый для РФ порядок регистрации малоимущих граждан в органах социального обеспечения населения с получением соответствующего документа, который при его представлении обязывал бы субъекта государственной системы бесплатной юридической помощи оказать данному гражданину бесплатную юридическую помощь. Данный порядок позволит дебюрократизировать существующие в субъектах РФ правила документального подтверждения малоимущего статуса гражданина, нуждающегося в получении юридической помощи бесплатно.

Оказание бесплатной юридической помощи в рамках негосударственной системы формируется на добровольной основе и включает в себя: юридические клиники, созданные образовательными учреждениями высшего образования и негосударственные центры, созданные некоммерческими организациями и профессиональными объединениями юристов.

Юридические клиники созданы и действуют не во всех вузах России. Бесплатная помощь в этом случае оказывается коллективом, состоящим из преподавателей и студентов учебного заведения. Таковой является и юридическая клиника, активно осуществляющая свои функции в городском округе городе Стерлитамак на базе юридического факультета Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». Ежегодно студенты под руководством преподавателей оказывают бесплатную юридическую помощь более, чем 500 обратившихся граждан из г. Стерлитамак и близ лежащих муниципальных образований. Подобную положительную практику следует перенимать не только всем университетам, но также их филиалам по всей территории страны [47].

Таким образом, существующие проблемы в сфере бесплатного оказания юридических услуг требуют оперативного вмешательства законодателей и органов исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне для правового регулирования и обеспечения реализации конституционного права граждан Российской Федерации на бесплатную юридическую помощь.

Полноценное развитие института бесплатной юридической помощи требует принятия ряда комплексных мер, в частности, безотлагательного упрощения порядка подтверждения статуса гражданина, имеющего право на получение бесплатной юридической помощи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С учетом того, что, по данным Всероссийского центра уровня жизни по состоянию на 01 июля 2017 года примерно 42 % жителей страны находятся за чертой бедности, при этом право на получение бесплатной юридической помощи из-за множества нарушений права граждан становится все более востребованным.

Квалифицированная юридическая помощь открыта для всех, но не каждый может себе ее позволить. Определенные категории граждан, а именно, малоимущие, инвалиды I и II группы, ветераны, дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и иные лица, определяемы федеральными законами и законами субъектов РФ, имеют право на получение бесплатной юридической помощи, что обеспечивает конституционное право, закрепленное в ч. 1. ст. 48 Конституции РФ.

Создается много препятствий для получения бесплатной юридической помощи категориями граждан, которые определены в ст. 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ». Эти препятствия обусловлены временем сбора и предоставления различных документов для доказывания той или иной категории (например, малоимущим гражданам). Целесообразно решить существующие проблемы следующим образом.

Во-первых, необходимо разработать стандарт качества оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи. Внести в ч.1 ст.8 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ» критерий о наличии у консультирующего лица опыта юридической практики не менее 2 лет. Дополнить вышеуказанную статью частью 3, которая будет включать в себя норму, касающуюся обязательной работы один раз в месяц поочередно участников государственной системы бесплатной юридической помощи. Данные поправки и нововведения будут способствовать повышению качества предоставления бесплатной квалифицированной юридической помощи.

Во-вторых, предлагаем изложить ч. 2 ст. 29 того же закона в следующей редакции: «финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с компенсацией их расходов на оказание такой помощи, является расходным обязательством федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации». Данное изменение в законе будет способствовать оптимизации функционирования государственных юридических бюро и адвокатов, что, в свою очередь, будет содействовать лучшей реализации конституционного права на предоставление бесплатной юридической помощи.

В-третьих, представляется целесообразным ввести единый для РФ порядок регистрации малоимущих граждан в органах социального обеспечения населения с получением соответствующего документа, который при его представлении обязывал бы субъекта государственной системы бесплатной юридической помощи оказать данному гражданину бесплатную юридическую помощь. Данный порядок позволит дебюрократизировать существующие в субъектах РФ правила документального подтверждения малоимущего статуса гражданина, нуждающегося в получении юридической помощи бесплатно.

Таким образом, поставленные в ходе данного исследования задачи выполнены, а цель – изучить особенности и проблемы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты и иные официальные документы:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 25.12.1993. – № 237.

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.02.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 1. – Ст. 1.

Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №9. – Ст. 1011.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1511. – Cт. 12.

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.

Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ред. от 01.01.2017) // Российская газета. – 30.12.2013. – №295.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 (ред. от 23.05.2018) // Российская газета. – 13.03.1993. – № 49.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 18.03.2018) // Российская газета. – 02.12.1995. – № 234.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 04.06.2018) // Российская газета. – 05.08.1998. – № 147.

Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – №29. – Ст. 3699.

Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. – 05.06.2002. – № 100.

Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. – 05.06.2002. – № 100.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 01.05.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 52. – Ст. 6249.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 07.04.2018) // Российская газета. – 23.11.2011. – № 263.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015) // Российская газета. – 23.11.2011. – № 263.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 07.03.2018) // Российская газета. – 30.12.2013. – № 295.

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (ред. от 29.03.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 2154. – Cт. 421.

Специальная литература:

Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Состояние и проблемы оказания бесплатной юридической помощи населению // Мониторинг правоприменения. – 2015. – №4(13). – С.52-58.

Бугрова В.Р. Бесплатная юридическая помощь: теория и практика // Сервис в России и за рубежом. – 2017. – №2. – С. 76-84.

Васильев В.И. Муниципальное право России. – М.: Юстицинформ, 2014. – 464 с.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, 2014. – 607 с.

Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор. – М.: Юрайт, 2015. – 418 с.

Воробьев А.В., Поляков А.В., Тихонравов Ю.В. Теория адвокатуры. – М.: Юрайт, 2016. – 472 с.

Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление. – М.: Юрайт, 2014. – 464 c.

Гусов К.Н. Трудовое право России: учебник. – М.: Юристъ, 2015. – 480 с.

Зорькин В.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Норма, 2015. – 1040 с.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2016. 588 с.

Кони А.Ф. Закон и справедливость. Судебные речи и статьи. – М.: Эксмо, 2015. 640 c.

Крутер М.С. Оказание бесплатной юридической помощи населению: проблемы и перспективы // Вестник РУДН. – 2017. – № 3. – С. 176-181.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2016. 652 с.

Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. – М.: Городец, 2015. – 208 с.

Некрасов Н.И. Конституционное право: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2015. – 176 с.

Остапенко А.С. Принципы оказания бесплатной юридической помощи // Актуальные проблемы Российского права. – 2015. – №7. – С. 37-44.

Плетень А.С. Реализация конституционного права граждан на получение юридической помощи бесплатно посредством обращения в государственные юридические бюро // Конституционное и муниципальное право. – 2015. – № 7. – С. 12-16.

Печерский В.В. Юридическая помощь и юридическая услуга: формирование и сравнение понятий // Вопросы адвокатуры. – 2015. – № 1. – С. 50-59.

Рождествина А.А. Право социального обеспечения. – М.: Дана. 2015. – 487 с.

Стрекозов В.Г. Конституционное право. – М.: Юрайт. 2016. – 316 с.

Тучкова Э. Право социального обеспечения России. – М.: Проспект, 2014. – 462 с.

Шаров Г.К. Адвокатура на рынке юридических услуг // Вестник Федеральной палаты адвокатов России. – 2016. – № 3. – С. 45-49.

Шайхатдина В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2016. – 351 с.

Интернет-ресурсы:

Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации: [сайт]. URL: https://www.genproc.gov.ru (дата обращения: 28.10.2018).

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 28.10.2018).

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан: [сайт]. URL: http://bashstat.gks.ru (дата обращения: 28.10.2018).

Официальный сайт Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». [сайт]. URL: http://old.strbsu.ru/glavnaya/obshhestvennaya-zhizn/pravovoj-tsentr (дата обращения: 28.10.2018).

Просмотров работы: 3060