Введение
Школьные оценки — одна из незыблемых опор образовательного процесса. Может меняться количество классов, методики преподавания, формы экзаменов, но двойки и пятерки, кажется, останутся навечно. Тем не менее, сейчас всё чаще поднимается вопрос о пересмотре системы оценок.
Основной областью исследования в нашей научной работе является школьная оценка и в частности ее история.
Цели:
изучение вопроса истории школьных оценок;
ознакомление с критериальным подходом выставления оценок.
Задачи:
изучить историю возникновения школьной оценки, понятийный аппарат;
проанализировать ситуацию с выставлением школьной оценки в разных странах мира;
предпринять попытку разработки критериальной оценки для МБНОУ “ГКЛ” (например, выполнение тестов, оценивание устных выступлений, презентаций и тп).
Актуальность:
При переходе на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) вопрос оценивания достижения образовательных результатов имеет первостепенное значение. Изучив вопрос с глобальной точки зрения, мы сможем разобраться в вопросах получения оценок и выработать и возможно предложить к использованию критериальный подход для нашего учебного заведения.
Исследование будет проводиться путем поиска, анализа, сравнения информации об истории школьной оценки, ее прототипах в других странах. Также одним из методов является анкетирование, которое будет проведено среди учеников и их родителей.
Продуктами работы могут стать: систематизация материала об истории школьной оценки, анализ результатов анкетирования школьников России и Франции, критерии оценивания презентаций, проектов, информативного плаката и тп.
Глава 1
Оценка как понятие
В современном мире тяжело заниматься какой-либо деятельностью, если качество проделанной работы никак не оценивается. В таком случае человек не сможет узнать о наличии каких-то ошибок или неточностей, не будет уверен, что развивается в нужном направлении или не поймет, когда стоит приложить чуть больше усилий. Бесспорно, любой труд должен быть оценен объективно, но сделать это зачастую нелегко. Мешает личное отношение к человеку и его деятельности, собственные стандарты, которым не всегда соответствует проделанная другим работа, отсутствие нужного опыта в той или иной сфере.
В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы. Существуют два понятия: оценка и отметка. К сожалению, довольно часто в процессе получения образования происходит подмена данных понятий. Оценка воспринимается как отметка и наоборот.
Оценка - процесс оценивания знаний ученика, его подготовки, степени владения усвоенным материалом, выражающийся в вербальной форме. Главной целью оценки является установление глубины и объема знаний, полученных каждым учеником. Оценка обязательно должна быть выражена до выставления отметки. Именно благодаря оценке осуществляется обратная связь, поощрение ученика за проделанную работу, а она является также основным индикатором выявления тех или иных проблем, возникающих в процессе получения образования.
Отметка - цифровой “аналог” оценки, способ выражения знаний учащегося в балльной системе. Отметка должна быть выведена из оценки, а не наоборот. В современном образовательном процессе нередко можно встретить ситуацию, когда учитель сначала выставляет отметку, а уже потом дает краткую оценку проделанной работе. Но ведь именно в развернутом оценочном суждении учитель может указать ученику на его ошибки, пробелы в знаниях, объяснить, почему была выставлена та или иная отметка, тем самым дать понять ребенку, что к нему нет предвзятого отношения и замотивировать на улучшение качества знаний.
Оценка, как и многое, окружающее нас, имеет свои функции. Педагогическая оценка имеет множество свойств:
- обозначение и исследование целей, поставленных перед учеником, а также достижение различных результатов;
- выявления проблем, связанных с учебным процессом;
- определения качества работы учителя по уровню успеваемости учеников;
К функциям оценки относятся:
обучающая – функция оценки, нацеленная на прибавление, расширение фонда знаний у учеников;
воспитательная – в целом является сопутствующей, но может быть и доминирующей функцией. У учеников формируются навыки систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям: учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на их психологические особенности, стимулируя их оценкой, при проявлении излишней самоуверенности осуществляется более строгий подход к оценке
ориентирующая – функция, состоящая из ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжения учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных и проверочных работ помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки.
стимулирующая – функция, воздействующая на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений. Известно, что учащиеся специально готовятся к контрольной, к зачёту, к экзамену. Письменным работам уделяется больше внимания, если их будут проверять. Одним словом, наличие или ожидание контроля стимулируют учебные действия учащихся, являются дополнительным мотивом их учебной деятельности. Оценка за какую-либо контрольную точку информирует ученика о его успехах и неудачах;
диагностическая – функция непрерывного отслеживания качества знаний учащихся, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности. Также с помощью оценки учитель высказывает свое мнение о знаниях ученика.
Глава 2
Школьная оценка в России и мире
Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. В различные периоды жизни общества измерение качества обучения и воспитания школьников, а также выражение результатов этих измерений всегда вызывали живой интерес общественности.
Давайте рассмотрим основные этапы развития школьной оценки.
Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трех баллов, каждый из которых обозначал разряд. По этим разрядам ученики делились на лучших, средних и худших. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы. Так сформировалась пятибалльная шкала.
Впервые оценивать знания в России начали в 1737 году, при императрице Анне Иоановне, племяннице Петра I. Оценки тогда были словесными, семантически многообразными в пределах полярных понятий "хорошо - плохо".
Русская школа пережила 3-, 5- и 8-, 10-, 12-балльную систему оценки знаний. Впервые пятибалльная система появилась в Царскосельском лицее, но она отличалась от привычной нам, оценки располагались от лучшего к худшему (1-очень хорошо, 5-очень плохо). В начале ХХ века по России прошла целая эпидемия самоубийств гимназистов, не сумевших пережить позора от "единиц" и "двоек".
При Николае 1 именно в год смерти великого поэта в 1837 году 5-балльная система оценивания изменилась на ту, которая существует в России и по сей день, она была официально утверждена Министерством народного просвещения: «1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «З» — достаточные; «4» — хорошие; «5» — отличные. Предложена она была графом С.С. Уваровым.
Следующая реформа образования была во времена Александра III 1880 г.
1 степень – успехи слабые
2 степень – успехи посредственные
3 степень – успехи удовлетворительные
4 степень – успехи хорошие
5 степень – успехи отличные
В конце XIX века родилась идея безотметочного обучения, которая успешно прошла эксперимент. В практику вводились простые оповещения родителей о плохой успеваемости ребенка. Вместо отметок учителя стали просто зачитывать индивидуальные характеристики учеников, причем в них учитывалась не только академическая успеваемость, но и общественно-полезная активность ученика в школе и вне ее. Между тем, директива об отмене "двоек" и "пятерок" выполнялась педагогами без энтузиазма, многие продолжали выставлять ученикам привычные отметки.
В 1939 году вернулись словесные оценки ("неудовлетворительно", "удовлетворительно", "хорошо", "отлично"), а в 1944 году к ним добавили и привычные баллы (от 1 до 5).
5-балльная система оценки знаний была снова официально узаконена и практически всю советскую эпоху не модернизировалась (исключая отдельные эксперименты).
В 90-е годы использовались и различные методики оценивания деятельности школьников по конечным результатам. Одной из таких форм является сдача старшеклассниками в конце полугодия всего освоенного материала в ходе зачетной недели и соответственно получение «зачета» или «незачета». Однако на законодательном уровне идея перехода от 5 балльной системы оценивания на 100 балльную не была принята, но нашла свое отражение во внешнем оценивании качества знаний учеников в формате государственной итоговой аттестации, где выпускник может набрать максимально 100 баллов на экзамене в 11-х классах.
В конце 90-х гг. стали применяться подходы к оцениванию знаний, распространенные в США. Это «субъект-субъектная» система школьной оценки, Такая система получила название учебное «портфолио». Суть ее заключается в том, что организуется накопление, отбор и анализ образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности ученика, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от учителей, одноклассников, родителей, общественности и др.).
Оценивание в школе - неотъемлемая часть учебного процесса. Безусловно, методы оценивания могут разниться, это зависит от страны и времени.
Давайте вспомним историю оценочной деятельности в образовательных учреждениях других стран.
В современной Германии действует пятибалльная система оценок. От российской она отличается тем, что «5» - неудовлетворительно, а «1» является высшим баллом. Напоминает спортивные разряды.
Кстати, привычная нам пятибалльная система оценивания не является мировой общепринятой системой. В большинстве стран мира действует более широкая шкала оценок - от 6 (Польша) до 100-балльной (Япония, Австрия, Турция). Наши соседи - Молдова, Белоруссия, Латвия - практикуют оценки по 10-балльной системе, на Украине принята 12-балльная, во Франции и ряде ее бывших колоний (например, в Тунисе) давно уже действует 20-балльная. В США принята близкая нам 5-балльная (правда, вместо цифр там используют буквы - A, B, C, D, F), но итоговые тесты, которые сдают по окончании каждого полугодия, оценивают по 100 баллам.
Во Франции учатся по 20-балльной шкале. Во Франции двадцатизначная система оценивания выглядит следующим образом:
20-18 – выдающиеся заслуги
17-16 – превосходная работа
15-14 – хорошая работа
13-12 – относительно хорошая работа
11-10 – удовлетворительная работа
9-8 – ниже ожидаемого стандарта для класса и школы
7-6 – неудовлетворительная работа
5-0 – неприемлемая работа
Исходя из данной схемы, если студент получает ниже 10, то предмет считается не сданным и не засчитывается в учебном плане. За непосещение занятий без уважительной причины преподаватель имеет право снизить итоговую оценку. В середине года проходит срез знаний, который может быть в любом виде: тест, написание письменной работы, создание проекта, устное выступление, презентация. Все это зависит от выбранного предмета.
Достаточно сложно получить 20-17, для французов это не является целью, и если ученик получает такой балл, то это значит, что его отдельно отметили и оценили. В некоторых учебных заведениях оценки переводятся в 5-ти балльную систему следующим образом: 20-16 – 5 (отлично) 15-13 – 4 (хорошо) 12-10 – 3 (удовлетворительно) 9-0 – 2 (неудовлетворительно). Эти цифры говорят о том, что выполнение программы на 50% гарантирует ученикам получение положительных оценок.
Для того, чтобы выяснить удовлетворенность системой оценивания учениками во Франции, нами было разработано и проведено анкетирование учеников школ Франции. Проведение данной анкеты стало возможным благодаря тому, что один из учеников нашего лицея сейчас проходит обучение во французской школе по программе обмена.
Анкета предложена в приложении №1.
В анкетировании приняли участие 54 ученика 15-16 лет школы Gaston Bachelard в городе Шель, Франция. Результаты анкетирования показали, что в целом французских школьников устраивает 20-балльная система, так ответило подавляющее большинство респондентов (86,4%). Но периодически они сталкиваются с предвзятым отношением учителей, из-за чего оценки не всегда являются реальным показателем их знаний. Учащиеся отмечают, что образование без отметок все-таки невозможно (76,8% опрошенных), но не исключают возможность модернизации системы. Например, большинство опрошенных (62%) хотели бы, чтобы выполненные ими работы во время уроков предавались более глубокой словесной оценке (например, разбор ошибок с учителем в устной форме, а не проведение самостоятельной работы над ошибками, в ходе которой вопрос, имеющийся у ученика, чаще всего так и остается нерешенным). Для осуществления этой идеи учащиеся предлагают каждому учителю организовать в конце учебного дня своего рода занятие, в ходе которого каждый желающий сможет индивидуально разобрать свои ошибки с преподавателем, либо можно наладить подобную связь в формате on-line (это предложили 58% опрошенных) или предложить критериальную оценку для выполнения заданий (34% респондентов).
Глава 3
Альтернативная система оценивания
Насколько пятибалльная система отражает реальное положение дел в школе? Существующая пятибалльная система оценки знаний фактически является трехбалльной: поскольку ни "единица", ни "двойка" не становятся итоговой оценкой, детям ставят только "три", "четыре" и "пять.
Каждый учитель пытается каким-то образом усовершенствовать эту систему, выставляя в журнал точки вместо «двоек», плюсы и минусы в дневники и т.д. А «единица» - это вообще лишь эмоциональный всплеск.
Одним из существенных недостатков традиционной системы оценивания является ее неполнота, ограниченность, а также несориентированность оценки на возможности детей различных возрастных групп.
Более того, еще одним минусом системы является то, что отметка становится самоцелью. Т.е. за «пятеркой» часто стоят далеко не отличные знания. Ведь мы всегда вместо «4+» просим «5-», понимая, что в журнал пойдет чистая «пятерка». Да и цена «пятерки» у разных преподавателей разная. А если между привычными «тройками» проскакивает «четверка» или «пятерка», то в сущности ничего меняет, т.к. средняя отметка все равно «тройка». И отдельно взятый успех остался незамеченным.
Чтобы выяснить отношение самих обучающихся к школьной оценке, было проведено анкетирование среди учеников и их родителей - https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdUG9isDWn9h8exBu4E1kcSpFQzG79lcQU0Kq8J-HsVGfQcJg/viewform. В опросе приняло участие 100 учеников МБНОУ «Городской классический лицей» и их законных представителей. Стоить отметить, что большинство респондентов (65, 5%) заканчивают 11 класс в 2018 году, поэтому их мнение очень важно.
В первом вопросе старшеклассникам было предложено ответить, зачем же нужна школьная оценка. Мнения разошлись:
1. «Для определения знаний учащихся» - 29,8% ответов
2. «Для того, чтобы ученики старались быть лучше» - 25%
3. «Для родителей»-16,7%
4. «Чтобы дети учили уроки» - 15,5%
5. «Чтобы сравнить результаты с другими учащимися»-13,1%
Во втором пункте учащимся предложили выбрать, хотелось ли бы им учиться без оценок:
1. «Да»-61,9%
2. «Нет»- 38,1%
Третий вопрос был необходим, чтобы выявить, каковы причины несогласия ученика с выставленной ему отметкой:
1. У 58,3% респондентов таких проблем (несогласия с отметкой) не возникает
2. «У учителя есть любимые ученики, в число которых я не вхожу»-21,4%
3. «Учитель специально занижает оценки классу»-21,4%
4. «Учитель невнимательно слушает ответ»-2,4%
В четвертом вопросе старшеклассники высказали своё мнение насчет причины получения плохих отметок:
1. «Плохо подготовился к уроку (не выучил д/з)» - 37,5%
2. «Не успевает усваивать материал на уроке» - 26,2%
3. «Не хочет выполнять задания» - 25%
4. «Конфликт с учителем/у учителя плохое настроение» - 13,1%
В пятом пункте, учащиеся отвечали, зачем они стремятся получать хорошие отметки. Было предложено выбрать не более 3-х позиций:
1. «Для самоудовлетворения»- 63,3%
2. «Ради похвалы от родителей»-58,3%
3. «Чтобы избежать замечаний от родителей и преподавателей»-54,8%
4. «Так как отметка является показателем знаний»-27,4%
5. «Ради похвалы от учителя»-22,6%
6. «Для уважения со стороны одноклассников»-8,3%
7. «Ради материального поощрения от родителей»-6%
Последний вопрос был необходим, так как важно знать, из-за чего конкретно расстраиваются учащиеся, получая плохую отметку. Было предложено выбрать не более 3-х позиций:
1. «Разочарование в своих знаниях»-54,8%
2. «Пропадает мотивация»-41,7%
3. «Я не расстраиваюсь, получая плохую отметку»-35,7%
4. «Боюсь наказания от родителей»-21,4%
5. «Считаю, что учитель меня недооценил»-19%
6. «Боюсь неодобрения со стороны одноклассников»-3,6%
На основе данных результатов можно сделать несколько выводов:
· Большинство респондентов считают, что отметка нужна для определения уровня знаний учащегося и дальнейшей мотивации, а также полученный балл зависит только от подготовки самого ученика, качества усвоения им нового материала и заинтересованности в получении знаний. Тем не менее, практически 62% опрошенных предпочли бы обучение без оценки знаний ученика по балльной системе. Можно сделать вывод, что по мнению лицеистов, 5-балльная система слишком ограничена для полной оценки знаний учеников, но способна отразить их средний уровень.
Также стоит отметить, что “корыстные” цели получения хорошей отметки у учащихся отсутствует. Только 6% респондентов стараются получить высокие баллы ради материального поощрения от родителей, а стараются для уважения одноклассников лишь 3%. Примечательно, что в похвале со стороны родителей или учителей заинтересованы многие.
Результаты анкетирования родителей
На вопрос “зачем нужны оценки” около половины родителей выбрали ответ “для определения знаний”. 19% родителей посчитали, что оценки нужны для того, чтобы ученики учили уроки, около 18 процентов опрошенных уверены, что оценки мотивируют учеников, а 11.9% полагают, что система оценивания нужна для сравнения результатов.
По результатам опроса среди родителей мы увидели различие между двумя поколениями. В отличие от учеников, которые мечтали бы учиться без оценок, 71% родителей считают, что учиться без оценок нельзя, а лишь треть всех респондентов (29% участников анкетирования) с этим согласны. Вот как выглядят их ответы на графиках:
ответы учеников: ответы родителей:
Родители считают оценивание учеников важной составляющей образовательного процесса по следующим причинам: дисциплина, по мнению большинства (62 опрошенных); на втором месте (52 опрошенных) располагается стимул к учебе. Третье место почти поровну разделили позиции “больше ответственности” и “отражение информации об истинных знаниях”- 26 и 20 человек.
Хорошие оценки в дневниках являются хорошим показателем знаний для половины из прошедших нам опрос. 44% рады видеть в дневниках положительные отметки и поэтому выбрали позицию “приятно”. для 4 и 1 процентов оценки в дневнике нужны для похвалы учителя или же уважения одноклассников.
На вопрос о причинах получения не только хороших отметок, но и удовлетворительных и неудовлетворительных около 50% респондентов считают плохую оценку результатом плохо выполненного домашнего задания, около 23% выбрали графу “ не хочет учить уроки”, а 12% относят такие оценки к неспособности успеть сделать все на уроке. В пределах 5% оказались позиции “рассердил учителя своим поведением”, “плохое настроение учителя”, и “не может учиться лучше”.
Опираясь на результаты анкетирования, нужно отметить, что обучение без оценок нравится респондентам школьного возраста, и среди старшего поколения - родителей - нашлись те, кто так же допускают безоценочный учебный процесс. Однако подавляющее большинство выступает и поддерживает идею обучения с выставлением оценок, потому что любая оценка является показателем знаний, и она мотивирует и стимулирует, а значит любой участник образовательного процесса прежде всего может объективно оценивать свой потенциал. Данная анкета показала отношение к процессу выставления оценок, цели их получения.
Не стоит забывать, что каждый человек уникален, многогранен и уровень его знаний в разных областях может существенно отличаться. Мы предлагаем ввести критериальное оценивание в качестве аналога для небольшой части учебного процесса, где многие оценки можно заменить на их вариации.
Если критериальные оценки или критерии выполнения задания всем будут понятны и прозрачны, то все ученики будут понимать какой объем работы им надо выполнить, чтобы получить максимальный балл или оценку, а возможно у них не будет стремления к получению максимума за выполнение работы, а их вполне удовлетворит выполнение задания на среднем (базовом) уровне. Более того, внутри критериальной оценки может быть предусмотрен перевод оценки в баллы, что поможет любому учителю выставить текущую отметку в дневник или электронный журнал.
Например, чтобы каждый ученик мог до момента выступления на научной конференции оценить ситуацию самостоятельно; зная, какую работу он должен проделать, что получить желаемое количество баллов, мы предлагаем следующие критерии для оценки работы/проекта, выступлений учащихся на их защите и постеров.
Критерии оценивания исследовательской работы включают в себя 6 разделов, в каждом из которых можно получить 3 балла. В итоге работа может быть оценена на 18 баллов. Например, зачет может быть получен за работу с 55% выполнения, а значит каждый участник конференции должен набрать по этим критериям не менее 10 баллов (см. Приложение 2).
Выступление на конференции играет огромную роль, так как важно не только разобраться в вопросе и теме, которой ты занимался, но и умение презентовать свой труд (см. Приложение 3-5).
Победители и призеры научной конференции станут те, кто станет лучшим, а значит наберет большее количество баллов по сумме всех критериев, что будет отражено в рейтинговой таблице (приложение 6).
Таким образом, процедура определения победителей и призеров станет понятной, объективной и прозрачной для всех участников образовательного процесса, что позволит избежать конфликтных ситуаций, связанных с несогласием с выставленными баллами. Также каждый участник будет иметь право на разбор проделанной им работы (презентация, постер, НИР или ПР, качество выступления) с членами жюри, где ему укажут на неточности и/или ошибки.
Заключение
Вопрос об оценке знаний в учебном процессе является одним из самых спорных и дискуссионных, обсуждаемый в педагогической печати. Многие педагоги и психологи, родительское сообщество и ученики до сих пор спорят о значении, обозначении и шкале школьной оценки.
В связи с новыми стандартами в обучении происходят и будут происходить изменения в оценочной системе образования, но, чтобы что-то изменить, нужно знать историю. В ходе выполнения проекта/исследования нами были изучены системы оценивая в разным странах, таких как Россия, Франция, Великобритания. Также мы выяснили отношение учеников и родителей к оцениванию в школе, где они обучаются, путем проведения анкетирования. Мы познакомились с результатами того же опроса, но только с учениками и родителями Франции. В нашей исследовательской работе была выработаны примеры критериальных оценок, позволяющих облегчить оценивание и восприятие этого оценивания учениками в таких работах, как презентации, исследовательские работы, проекты и постеры. Мы составили возможное описание данной критериальной оценки, план, по которому она может выставляться.
Богатый опыт многих поколений учителей говорит о том, что для овладения учащимися прочными знаниями и умениями необходимо осуществлять их контроль и оценку. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.
Список использованной литературы
Амонашвили, Ш.А. Сущность оценки и отметки.[Текст]./ Ш.А.Амонашвили. - Москва, 2007. – 5 с.
Бетчер, Т.И. Оценка и отметка. [Текст]./Т.И.Бетчер. - Москва, 2016. – 10 с.
Богуславский, М.В. Оценка успеваемости как фактор повышения школьной успешности. [Текст]./ М.В.Богуславский. - Москва, 2008. – 3 с.
Воробьева, С.Г. Истоки отметки: опыт Франции и России. [Текст]./ С.Г. Воробьева. - Ульяновск, 2016. – 7 с.
Иванова, И.Л. Размышления о педагогической оценке и школьной отметке. [Текст]./ И.Л.Иванова. - Москва, 2011. – 35 с.
Курова, Ю. А. Оценка и отметка. [Текст]./ Ю.А.Курова. - Москва, 2013. – 3 с.
Магсумов, Т.А. Отметка в дореволюционной школе. [Текст]./ Т.А.Магсумов. - Набережные Челны, 2012. – 4 с.
Морозова, О.М. Оценка как стимул успешного обучения. [Текст]./ О.М.Морозова. - Чебоксары, 2016. – 5 с.
Новикова, Л.И. Цена знаний, или отметка в дневнике. [Текст]./ Л.И.Новикова. - Москва, 2009. – 9 с.
Орлова, К.В. О контроле и оценке в истории отечественной школы и педагогики. [Текст]./К.В.Орлова . - Мурманск, 2007. – 5 с.
Собакин, В.С. Школьная отметка и ключевые проблемы обучение и воспитания подростка. [Текст]./ В.С.Собакин. - Москва, 2011. – 16 с.
Умняшова, И.Б. Психологические особенности отношения учащегося к школьной отметке. [Текст]./ И.Б.Умняшова. - Москва, 2006. – 143 с.
http://www.eduriver.ru/dionums-438-1.html - функции оценки// интернет-ресурс
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/konspekt/72.php - оценки и отметки в учебном процессе//интернет-ресурс
https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2014/12/09/funktsii-otsenki-v-sovremennom-uchebnom-protsesse - Функции оценки в современном учебном процессе// интернет-ресурс
Приложения
Приложение 1
Анкета:
1. Устраивает ли вас система оценивания ваших знаний?
А. Да, полностью
Б. В целом да, но может быть лучше
В. Не совсем устраивает, но приходится подстраиваться
Г. Не устраивает абсолютно
2. Как часто вы встречаете предвзятое отношение со стороны учителей, когда они оценивают ваши знания?
А. Никогда не сталкивался с такой ситуацией
Б. Редко
В. Довольно часто
Г. Постоянно
3. Что, по вашему мнению, можно было бы улучшить в системе оценивания (открытый вопрос)____________________________________________________________________________________________________________________
4. Считаете ли вы оценки реальным показателем ваших знаний?
А. Да
Б. Не всегда
В. Нет
5. Как вы думаете, какая система оценивания могла бы заменить ту, которой сейчас пользуется ваше учебное заведение (открытый вопрос)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Влияют ли ваши оценки на отношения с одноклассниками, учителями и родителями?
А. Да, постоянно
Б. Чаще всего да
В. Чаще всего нет
Г. Вообще не влияют
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Критерии оценивания исследовательской работы
Критерий |
0 баллов |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
Уровень постановки исследовательской проблемы |
Работа репродуктивного характера – присутствует лишь информация из других источников, нет обобщений, нет содержательных выводов |
Работа в целом репродуктивна, но сделаны неплохие самостоятельные обобщения |
Работа частично поисковая – в работе есть проблемы, которые имеют частный характер (не отражающий тему в целом, а касающиеся только каких-то её аспектов) |
Работа исследовательская, полностью посвящена решению одной научной проблемы, пусть не глобального плана, но сформулированной самостоятельно. |
Актуальность и оригинальность темы |
Тема всем известная, изучена подробно, в литературе освещена полно. При этом автор не сумел показать, чем обусловлен его выбор кроме субъективного интереса, связанного с решением личных проблем или любопытством. |
Тема изученная, но в ней появились «белые пятна» вследствие новых данных, либо тема относительно малоизвестная, но проблема «искусственная». Не представляющая истинного интереса для науки. |
Тема с достаточным количеством «белых пятен», либо проблема поставлена достаточно оригинально, вследствие чего тема открывается с неожиданной стороны. |
Тема малоизученная, практически не имеющая описания, для раскрытия которой требуется самостоятельно делать многие выводы, сопоставляя точки зрения из соседних областей исследования. |
Логичность доказательства (рассуждения) |
Работа представляет собой бессистемное изложение того, что известно автору по данной теме. |
Работе можно заметить некоторую логичность в выстраивании информации, но целостности нет. |
В работе либо упущены некоторые важные аргументы, либо есть «лишняя» информация. Перегружающая текст ненужными подробностями, но в целом логика есть. |
Цель реализована последовательно, сделаны необходимые выкладки, нет «лишней2 информации, перегружающей текст ненужными подробностями. |
Количество источников |
Нет списка литературы |
1 – 2 источника |
Список имеет несколько источников, но упущены некоторые важные аспекты рассматриваемой проблемы. |
Список охватывает все основные источники по данной теме, доступные ученику. |
Глубина исследования |
Работа поверхностна, иллюстративна, источники в основном имеют популярный характер. |
Работа строится на основе одного серьёзного источника, остальные – популярная литература, используемая как иллюстрация. |
Рассмотрение проблемы строится на содержательном уровне, но глубина рассмотрения относительна. |
Рассмотрение проблемы строится на достаточно глубоком содержательном уровне. |
Оформление |
Оформление носит абсолютно случайный характер, обусловленный собственной логикой автора. |
Работа имеет какую-то структуру, но не строгую. |
Работа в общем соответствует требованиям, изложенным в следующей графе, но имеет некоторые недочёты, либо одно из требований не выполняется. |
Работа имеет чёткую структуру, обусловленную логикой темы, правильно оформленный список литературы, корректно сделанные ссылки и содержание (оглавление). |
Приложение 3
Критерии оценивания выступления
2 балла |
1 балл |
0 баллов |
Чётко поставлена цель (задача), показан алгоритм её реализации, тема в целом раскрыта, охарактеризованы источники информации, в том числе указана роль самого автора выступления (его собственные мысли, обобщения, умозаключения), сделаны чёткие выводы, отражающие реализацию цели, ответы на вопросы – по существу, с пониманием сути вопроса. |
В выступлении не реализованы некоторые из требований предыдущей графы. |
Выступление представляет собой простой пересказ готовой информации, заимствованной из ряда близких по содержанию источников, которые лишь в отдельных аспектах дополняют друг друга, либо пересказ нескольких различных источников без логического переструктурирования, участник читает текст. |
Приложение 4
Критерии оценивания постеров (стендового плаката)
Оценка Критерии |
Отлично (3 балла) |
Хорошо (2 балла) |
Удовлетворительно (1 балл) |
Соблюдение требований |
Постер, имеется название НИР или ПР, автор данной работы, указан класс, соблюдение сроков сдачи постера |
Отсутствует один или два из заявленных требований |
Не соблюдены требования оформления постера (стендового плаката) |
Дизайн (оформление) |
Эффективно использованы цвета, линии, формы, чтобы сделать постер интересным и привлекательным. Образы соответствуют теме постера. Не нарушен цветовой контраст постера. |
Рисунки имеют отношение к содержанию постера и добавляют свой вклад в общий смысл постера. |
Некоторые изображения не имеют отношения к содержанию постера. Постер не привлекает внимания зрителя, сложность прочтения из-за цветовой гаммы постера. |
Правописание (дизайн шрифтов и правописание) |
В плакате нет ошибок в правописании, шрифт выбран правильно |
В постере есть несколько письменных ошибок, которые не отвлекают читателя от смысла постера, много мелкого текста |
В постере есть несколько письменных и речевых ошибок, которые отвлекают внимание от смысла постера, текст трудно читаем. |
Приложение 5
Критерии оценивания презентации
Оценка Критерии |
Отлично (3 балла) |
Хорошо (2 балла) |
Удовлетворительно (1 балл) |
Соблюдение требований |
Тема презентации соответствует теме НИР или ПР. На первом слайде указан автор работы, имя и должность научного руководителя Наличие списка использованной литературы. Не менее 10 слайдов. |
Отсутствует один или два из заявленных требований |
Отсутствует три и более требований. |
Дизайн (оформление) |
Эффективно использованы цвета, линии, формы, чтобы сделать акценты на представленной информации. Использование различных способов представления данных (графики, изображения, таблицы, текстовая информация) |
Использован лишь один/два способа представления информации (например, только изображения и текст). |
Некоторые изображения не имеют отношения к содержанию и теме презентации. Слайды сложно прочитать из-за цветовой гаммы и/или расположения файлов. Информация представления только в одном формате (например, только текст). |
Правописание (дизайн шрифтов и правописание) |
В презентации отсутствуют ошибки в правописании, текст не сливается с фоном, шрифт легко читаем. Акценты расставлены верно. |
В презентации есть несколько письменных ошибок, которые не отвлекают читателя от смысла презентации. Часто встречается мелкий шрифт |
В презентации есть несколько письменных и речевых ошибок, которые отвлекают внимание от смысла презентации, текст трудно читаем, акценты расставлены неверно. |
Способ оценивания: выставление баллов по критериям позволяет максимально набрать 9 баллов и при делении суммы на поправочный коэффициент 3 в итоге получиться максимальное количество баллов за выполнение этой работы 3.
Приложение 6
Рейтинг участников конференции, секция _________________
№п/п |
ФИ участника |
класс |
оценка за исследовательскую работу |
оценка за выступление |
оценка за постер |
общее количество баллов |
результаты конференции |