ВВЕДЕНИЕ
Настоящая исследовательская работа посвящена языку жестов. Слово «жест» в русском языке обозначает телодвижение. Жестами человек досказывает то, чего не может или не хочет объяснить словами.
При любой встрече у нас сразу же начинает формироваться отношение к человеку. Исследователи, наблюдавшие за тысячами людей в различных ситуациях, пришли к выводу, что в среднем у человека уходит как раз 4 минуты на то, чтобы решить, продолжить или разорвать контакт. Таким образом жесты и сигналы, адресуемые собеседнику в первые 4 минуты общения, имеют решающее значение для того, как человека воспримут. Многие люди не знают, что именно в этот короткий промежуток времени устанавливается или теряется контакт. Знание языка жестов и умение его «читать» могут значительно улучшить межличностные отношения. Поэтому считаю свою исследовательскую работу актуальной.
Проблема исследования:
как можно улучшить отношения с другими людьми
какими способами можно научиться понимать других людей.
Объектом моего исследования является человек
Цель моей работы продемонстрировать возможности языка жестов как способа общения людей.
Предметом исследования является влияние жестов на общение между людьми.
Гипотеза исследования заключается в том, что можно выражать свои чувства и мысли без использования слов и при этом быть понятым собеседником.
ЗАДАЧИ исследования
Изучить литературныеданные о языке жестов
Рассмотреть основные универсальные жесты
Узнать, как язык жестов понимают учителя
Выяснить, как используют язык жестов современные дети на примере моих одноклассников
Узнать об использовании жестов в разных странах мира и разработать памятку для туристов
Методы исследования
Анализ, обобщение литературных данных и статей в интернете
Наблюдение
Тестирование
Опрос
Математический метод (построение диаграмм).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Способы общения
Для начала разберемся, что такое вербальное и невербальное общение.Вербальное общение осуществляется при помощи слов – человеческая речь.Невербальное общениеосуществляется через сигналы, которые посылает наше тело:
- жесты;
- мимика;
- пантомимика.
Язык тела можно представить в виде слов и предложений, составляемых из разных жестов. Каждый жест – это как слово в языке. Например, рукопожатие – это слово, а несколько взаимосвязанных жестов, показывающих, как человек рад видеть гостя– предложение. Поэтому чтобы правильно понять жест, нужно его рассматривать не отдельно, а в сочетании с другими невербальными сигналами. С одной стороны, эти сигналы могут расположить к себе собеседника, а с другой препятствуют, мешают говорить (4).К первым, располагающим сигналам, относятся: улыбка, кивок головы, наклон корпуса тела вперед при сидении на стуле, свободная, расслабленная поза, открытые ладони. К отрицательным сигналам относятся: бегающий взгляд, взгляд в сторону, руки на затылке, прищуренные глаза, нахмуренные брови, скрещенные на груди руки, нога на ногу.Ярким примером использования языка жестов стало немое кино. Чарли Чаплин блестяще продемонстрировал, как можно любые эмоции передать без слов. Люди смеялись и плакали, глядя, как герой на экране страдает, радуется, признается в любви. Когда стали популярными звуковые фильмы, многие актеры немого кино ушли со сцены. В настоящее время насладиться «немым искусством» можно на особых театральных представлениях, называемых пантомимами.Это сценическое искусство, в котором смысл передается посредством телодвижений, без использования текста и слов.
Функции жестов
Жесты человека очень разнообразны. Для того чтобы научиться их распознавать, необходимо понять, для каких целей они используются. Жесты в процессе общения выполняют четыре основные функции.
Заменяют слова знаками.
Уточняют сказанное.
Иллюстрируют и усиливают сказанное (Когда рыбак показывает, какую он поймал рыбу, он покажет вам это руками).
Выражают состояние человека.
Исследованиями языка тела занимается особая недавно появившаяся область психологической науки – кинесика.
Специалисты подсчитали, что жестами и мимикой человек может передать в общей сложности около 700 тысяч разных сигналов. Это гораздо больше, чем словарный запас любого языка. Но не все люди одинаково умеют эти сигналы распознавать.Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. Эта женская интуиция особенно хорошо развита у женщин, занимающихся воспитанием маленьких детей. Также умением читать язык жестов обладают наблюдательные люди и те, у которых профессии так или иначе связаны с общением с людьми: психологи, следователи, актеры. А учителя? Мы решили выяснить, как учителя замечают и расшифровывают невербальные сигналы, т.е. используют ли они знание языка жестов в своей работе.
Опрос учителей (в опросе приняли участие 19 учителей СОШ № 8)
Обращаете ли Вы внимание на жесты учеников на уроке (Да ответили 100%)
Можете ли Вы определить по жестам, готов ли ученик к уроку (да ответили 95%)
Замечаете ли Вы подсказки в виде жестов на уроках (Да ответили 100%)
Помогают ли Вам жесты на уроке (да ответили 100%)
Происхождение жестов
Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытного прошлого. Злобный оскал предупреждал о готовности к нападению на противника. Он же характерен человеку, который коварно насмехается или проявляет враждебность. Изначально улыбка была символом угрозы.Обмен рукопожатиями тоже пришел к нам из первобытной эры. Когда встречались первобытные люди, они протягивали друг другу ладони раскрытыми чтобы показать свою безоружность. Жесты видоизменяются в зависимости от возраста человека. Например, если пятилетний ребенок скажет неправду своим родителям, то сразу после этого он прикроет одной или обеими руками рот (рис. 1). Этот жест «прикрывания рта рукой» подскажет родителям, что ребенок солгал, но на протяжении всей своей жизни ребенок использует этот жест, когда он лжет, меняется только рис.2 скорость совершения жеста.рис. 1
Когда подросток будет говорить неправду, он тоже поднесет руку ко рту, как и пятилетний малыш, но вместо того, чтобы демонстративно зажать рот ладонями, подросток будет слегка потирать губы пальцами (рис.2).
Тот же самый жест, только слегка видоизмененный, мы наблюдаем и у взрослых людей. Когда взрослый человек лжет, его мозг бессознательно отдает команду руке прикрыть рот в попытке задержать слова обмана, как это делается пятилетним ребенком или подростком, но в последний момент рука уклоняется ото рта и рождается другой жест-прикосновение к носу (рис.3). Этот жест - есть не что иное, как усовершенствованный взрослый вариант того же жеста прикрывания рта рукой, который присутствовал в детстве.Рис. 3
Эти примеры показывают, что по мере взросления человека его жесты изменяются, становятся скрытыми, неочевидными. Поэтому правильно понять жесты взрослого человека гораздо труднее, чем понять шестилетнего ребенка.
Универсальные жесты
Из книги Алана Пиза мы узнали о сигналах, которые посылает наше тело жестами собеседнику. Так, например, жест обманывания, о котором уже велась речь, является одним из универсальных жестов, понятных во всем мире. Ниже следуют еще несколько примеров таких общераспространенных жестов.
Жест «пожимание плечами»является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони,поднятые плечи поднятые брови.рис.4
Испокон веков открытая ладонь ассоциировалась с искренностью, честностью, преданностью и доверчивостью. Клятвы обычно даются с ладонью на сердце; в суде, когда даются показания, поднимается рука с открытой ладонью.Самый лучший способ узнать, откровенен и честен ли с тобой в данный момент собеседник — это понаблюдать за положением его ладоней. Например, когда люди полностью откровенны с вами, они протягивают вам одну или обе ладони, и говорят что-то типа: «Я буду с вами полностью откровенен». Когда человек начинает с вами откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседником ладони полностью или частично. Как и другие жесты языка телодвижений, это полностью бессознательный жест, он подсказывает вам, что собеседник говорит в данный момент правду. Когда ребенок обманывает или что-то скрывает, он прячет ладони за спиной.Зная эту особенность, можно сделать так, что люди будут больше вам доверять. Для этого нужно стараться в общении с другими людьми держать ладони открытыми. И наоборот, когда жест открытых ладоней становится привычкой, снижается количество лжи в вашей речи. Интересно заметить, что большинство людей не могут говорить неправду, если их ладони открыты. С помощью открытых ладоней можно заставить других меньше лгать.
Жест неуверенностиЛюди засовывают себе в рот такие предметы, как сигареты, трубки, ручки и подобное. Если жесты, связанные с прикрытием рта рукой, обозначают обман, пальцы во рту говорят о внутренней потребности в одобрении и поддержке. Поэтому, когда появляется этот жест, необходимо поддержать человека или заверить его гарантиями.
Жест «руки в замок»на груди выражают попытку спрятаться от неблагоприятной ситуации. Положение рук при этом жесте может быть самым разнообразным. универсальным жестом, почти повсюду обозначающим оборонное или негативное состояние человека, проделывающего этот жест. Его всегда можно увидеть, наблюдая за человеком в толпе незнакомых людей, где чувствуешьсебя неуверенно и небезопасно.Простой, но эффективный способ заставить человека разомкнуть руки — это дать ему в руки ручку, книгу, бумагу, любой предмет, беря который он вытянет руки вперед. Тем самым он примет более открытое положение, и, его отношение изменится. Можно также попросить человека наклониться вперед, чтобы получше рассмотреть какую-нибудь вещь, в результате чего он тоже разомкнет руки
Другим распространенным является жест, при котором человек держит самого себя за руки. Этот жест обычно используется людьми, стоящими перед большой аудиторией при получении награды или при произнесении речи. Ученые полагают, что этот жест позволяет человеку восстанавливать чувство эмоциональной безопасности, которое он испытывал в детстве, когда родители держали его за руку при внушающих опасность обстоятельствах.Как только люди начинают чувствовать себя уютно и сближаются с другими, они подчиняются неписанному закону, в соответствии с которым защитная поза меняется на открытую, ненапряженную.
Жест заинтересованностиЛюди, как и животные, наклоняют голову в бок, когда они становятся в чем-то заинтересованными.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
Мы решили опытным путем подтвердить возможности невербального общения и провели ряд тестов среди учеников 3 класса.Участвовало 25 человек.Кроме того, проведенные тесты стали своеобразными упражнениями. Чтобы укрепить мышцы, нужно делать физические упражнения, а,чтобы научиться правильно общаться, нужно укрепить мускулы общения. Мы провели следующие упражнения на понимание.
Определение эмоций
Цель теста:Доказать, что с помощью жестов можно определять эмоции человека.Ведущий показывает основные эмоции жестами и мимикой: радость, печаль, страх, злость, удивление, отвращение, удовольствие, смущение, гордость, нежность.Ученики должны определить эмоцию.
Тест показал, что большинство детей может по жестам определять эмоциональное состояние человека.
Походка
Цель эксперимента: доказать, что по походке можно определить эмоциональное состояние человека и выявить число наблюдательных детей в классе. Походка – это поза и характер телодвижений во время ходьбы. походка формируется характером и личностью человека. Раньше говорили, что человека узнают по походке. Участникам предлагается выбрать продемонстрировать варианты походки: уверенную, неуверенную, застенчивую, агрессивную, радостную, обиженную
Тест показал, что определить эмоциональное состояние человека по походке возможно.
Определение цветов
Цель эксперимента: доказать, что с помощью жестов можно общаться и доносить до людей смысл без слов. Этот тест мы провели в два этапа.
Игрокам необходимо загадать цвет и продемонстрировать его мимикой и жестами. При этом нельзя указывать на присутствующие объекты такого цвета. Характерные жесты занести в таблицу после коллективного обсуждения.
Один ведущий показывал основные цвета: красный, зеленый, желтый, черный, синий, а ребята определяют, какой цвет был загадан.
Тест показал, что жестами можно доносить до людей смысл без слов.
Выводы практической работы
По окончании тестирования мы отметили, что с каждым заданием ребята раскрепощались, становились более внимательными друг к другу. Ребятам было очень интересно выполнять задания, в классе сложилась дружелюбная атмосфера.Мыразработали методические рекомендации для учителей по проведению жестовых игр в классах. Задания развивают наблюдательность, а также умение внешне выражать свои эмоции и понимать их выражение окружающими (приложение 1).
Использование жестов в разных странах мира
Я люблю смотреть передачи про путешествия в разные страны мира. Из этих передач я узнала много интересного для своей исследовательской работы. Оказывается, одни народы очень сдержанны в жестах, а другие и простую фразу не могут сказать, не размахивая руками. Психологи отметили, что представители разных культур используют в течение часового разговора разное количество жестов:
финны в час – 1,
итальянцы – 80,
французы – 120,
мексиканцы- 180,
русские – 40.
Кроме того, прочтение одних и тех же жестов у разных народов может быть крайне различным. Проанализировав информацию в журналах, книгах и на разных сайтах в интернете мы составили небольшую памятку для путешественников в разные страны, чтобы понимать жесты, принятые в разных странах (приложение 2). Эти примеры говорят о том, что при толковании жестов нужно учитывать национальные особенности говорящего, чтобы избежать недоразумений при общении.
ВЫВОДЫ
Жесты могут рассказать о национальности, характере, об отношении к собеседнику, эмоциональном состоянии человека.
Поняв и изучив способы невербального общения, мы можем научиться лучше понимать окружающих людей
Для успешного общения с другими людьми полезно научиться использовать положительные, открытые жесты, и избавиться от жестов, несущих отрицательную, негативную окраску
Изучение языка жестов развивает наблюдательность, коммуникабельность людей
Гипотеза доказана: для успешного общения с другими людьми полезно научиться использовать положительные, открытые жесты, и избавиться от жестов, несущих отрицательную, негативную окраску.
Поставленные задачи выполнены. Цель исследовательской работы достигнута.
Кроме того, в ходе работы мы разработали:
рекомендации по проведению жестовых игр
памятку для туристов и путешественников.
ЛИТЕРАТУРА
Ольга Бухина, Галина Гимон. «В общем, про общение”. 2013 издательство «ЭКСМО».
Литература Наталия Кедрова «Азбука эмоций» «Феникс» (Яркое детство), 2015
АлланПиз. «мистер язык тела». Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам.
Рыбалка С.В. Язык мимики, взглядов и жестов 2007.
Журнал «Веселые уроки» № 12 2014
https://www.nkj.ru/archive/articles/2878/ (Наука и жизнь, О ЧЕМ ГОВОРИТ ЯЗЫК ЖЕСТОВ)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Жестовые игры для развития навыков общения
Определение эмоций по жестам
Игра развивает артистизм, сплачивает команду, учит выражать и понимать эмоции других людей для наилучшего общения
Выбрать несколько наиболее эмоциональных людей (или один человек), каждый показывает жестами одну эмоцию.
Основные эмоции: радость, печаль, страх, злость, удивление, отвращение, удовольствие, смущение, гордость, нежность.
Ученики должны угадать эмоцию.
Походка
Задание развивает наблюдательность, а также умение внешне выражать свои эмоции и понимать их выражение окружающими.
Участникам предлагается выбрать продемонстрировать варианты походки: уверенную, неуверенную, застенчивую, агрессивную, радостную, обиженную, деловую.
Определение цветов
Игра вырабатывает умение передавать информацию при недостатке доступных для этого средств, а также «расшифровывать» такую информацию.
Участникам предлагается определить, какой цвет при помощи жестов показывает ведущий. Ведущим становится наиболее эмоциональный человек.
Основные цвета: красный, зеленый, желтый, черный, синий. Можно усложнить задачу и загадать цвета радуги.
Приветствие без слов
Участникам предлагается в течение 2-3 минут свободно передвигаться по классу и успеть за это время поприветствовать как можно большее количество человек (считаются и взаимные приветствия). Делать это нужно без употребления слов, а любыми способами.
Игра способствует раскрепощению, сплочению участников.
В ходе игр ведущими могут стать все участники.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
страна |
жест |
обозначение |
Болгария |
Кивок головы вверх-вниз |
отрицание |
Болгария |
Поворот головы вправо-влево |
да |
Жители Неаполя (Италия) |
Вздернутая вверх голова и оттопыренная нижняя губа |
неодобрение |
Франция |
Пальцы колечком |
ноль |
Япония |
Пальцы колечком |
деньги |
Америка |
Пальцы колечком |
окей |
Тунис |
Пальцы колечком |
Я убью тебя |
Греция |
Рука сжата в кулак большой палец вверх |
замолчи |
Италия |
Рука сжата в кулак большой палец вверх |
цифра 1 |
Россия, Америка |
Рука сжата в кулак большой палец вверх |
остановить машину |
Англия |
Знак V ладонью к говорящему |
закрой рот |
Англия |
Знак V тыльной стороной к говорящему |
победа |
большинство стран |
Знак V |
победа, цифра 2 |
Россия |
махи ладонью из стороны в сторону |
прощание |
Европа |
Махи ладонью и шевеление пальцами |
прощание |
Америка |
Махи ладонью и шевеление пальцами |
иди сюда |
Саудовская Аравия |
Вращательные движения выставленным вверх большим пальцем |
катись отсюда |
Испания, Британия |
Хлопок по лбу |
я доволен |
Германия |
Хлопок по лбу |
крайнее возмущение |
Россия, Франция, Италия |
Хлопок по лбу |
расстройство, досада |
Америка, Англия, Австралия, Новая Зеландия |
Поднятый вверх большой палец |
всё в порядке |
Мусульманские страны |
Поднятый вверх большой палец |
неприличный жест |
Европа |
Ткнуть себя пальцем в грудь |
говорить о самом себе |
Япония, Китай |
Показать пальцем на свой нос |
говорить о самом себе |
Италия |
крутить указательным пальцем у щеки |
очень вкусно |
Россия |
круговые движения ладонью в области желудка. |
очень вкусно |
Франция |
указательный палец у виска |
глупость |
Голландия |
указательный палец у виска |
умный человек, восхищение |
Финляндия |
вращать указательным пальцем около головы, либо вращать глазами, поднимая брови |
глупый человек или поступок |
страна |
жесты приветствия |
Африка |
махи ладонью вперед-назад |
Северная Африка |
подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого – к груди. |
Эскимосы Гренландии |
тереться носами |
Эскимосы |
мужчины ударяют знакомого кулаком по голове и плечам. |
Япония |
низкий поклон |
Америка |
пожимать руки |
Франция |
целовать в обе щеки |
Мексика |
объятия |
Новая Зеландия |
трутся слегка носами, двигая головой вверх и вниз или из стороны в сторону |
Новая Гвинея |
иностранцев приветствуют взлетом бровей. |
Айны |
складывают руки, поднимают их ко лбу, выворачивают ладонями вверх и хлопают себя – мужчины по бороде, а женщины по верхней губе, после чего пожимают друг другу руки. |
Иран |
пожимают друг другу руки, затем прикладывают правую руку к сердцу |
Тибет |
снимают правой рукой шапку с головы, а левую закладывают за ухо и при этом еще высовывают язык |
Полинезия |
обнюхиваются, трутся носами и оглаживают друг друга по спине. |
Индия |
прижимают ладони друг к другу в положении пальцами вверх, таким образом, чтоб их кончики поднялись до уровня бровей. |
Индейские племена |
приседание на корточки при виде незнакомца. (жест показывает миролюбие здоровающегося, а встречный должен обратить на это внимание, иначе индеец будет обречен на долгое сидение, ведь ему нужно отметить для себя, что его поняли) |
Остров Пасхи |
вытягивают перед собой кулаки на уровне груди, затем поднимают их над головой и, разжав, «кидают» руки вниз. |
племя Акаба Кения |
плюнуть друг в друга |