Занятие русскими народными танцами, как фактор физической подготовки на примере ансамбля «Золушка»

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Занятие русскими народными танцами, как фактор физической подготовки на примере ансамбля «Золушка»

Яньо П.Р. 1
1МБОУ "АСОШ № 50"
Платонова Н.А. 1
1МБОУ "АСОШ №50"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Народные танцы –- это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Но для того, чтобы произвести сильное впечатление на зрителя, необходимо затратить много времени и сил на тренировки. Поэтому изучение вопроса, как влияет занятие народными танцами на организм является актуальным.

Цель работы: изучение влияния занятий русскими народными танцами, как фактора физической подготовки, на организм человека на примере ансамбля «Золушка».

Задачи исследования:

Изучить литературный обзор по теме исследования;

Рассмотреть структуру и половозрастной состав ансамбля «Золушка»;

Сделать выводы об изменениях в организме человека в период занятия народными танцами.

Объект исследования: ученик ансамбля «Золушка».

Предмет исследования: изменения в организме в период обучения и занятия народными танцами.

Новизна работы: изучение физиологических изменений учащихся ансамбля народных танцев «Золушка» ранее не проводилось.

Гипотеза: в период занятия народными танцами в организме человека происходят изменения в гибкости, мышечном тонусе и другие.

1. Обзор литературы

1.1 Русские народные танцы

Народный танец развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни народа.

За основу классификации русских народных танцев берется их хореографическая структура. Русский народный танец делится на два основных жанра - хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов (3).

Хоровод – это так называемый танец, песня, игра; синхронное движение и исполнение хороводной песни. Участники хоровода держатся руки. В России существуют свои местные особенности исполнения хороводов. Разнообразие в костюмах, в движениях, переходах – вот, что отличает хоровод от других танцев. Танцевальные рисунки, фигуры могут быть как женскими и мужскими, так и совместными. Хороводы часто танцуют под вокальный аккомпанемент, песню, в которой есть действие. Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни. Хороводы бывают орнаментальными и игровыми. Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Этот танец сформировался из хоровода, увеличив темп исполнения и разнообразив рисунки переходов и построений. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. В этом танце принимают участие парни и девушки (4). Перепляс - это соревнование. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, индивидуальности. Это исключительно мужской танец. Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки. В настоящее время перепляс исполняется так: по несколько танцоров с двух сторон становятся друг против друга и начинают танцевать наперебой. Массовый пляс – это парный не сценический танец без возраста и пола, его позволительно танцевать всем без разбора. В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников. Групповая пляска – массовый танец без конкретных сложных рисунков и построений, в основном это хороводные переходы, импровизации. 

Движения в некоторых танцах имитировали движения животных и птиц, в других — отражали трудовые процессы (посев, жатва, ткачество). Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому в календарно-обрядовых танцах сохранилось много архаичных черт.

Русский народный танец, в зависимости от местности, исполняется по-своему. На Севере — степенно, величаво. В Центральной части — то спокойно и лирично, то живо и весело. На Юге — задорно, с удалью. Вместе с тем существуют и общие черты русского народного танца, обусловленные в не­малой степени национальным характером народа. Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам. Для женского танца характерны плавность, задушевность, женст­венность, благородство, несмотря на то, что иногда он испол­няется живо и задорно (5,7).

1.2 Элементы народного танца

Русский народный танец отличается зажигательностью, активной работой ног и рук. Часто применяются всевозможные хлопки, приседания, притопы и удары. Хлопок - считаются одним из основных элементов русского народного танца. Он состоит из большого количества и сочетаний хлопков и ударов. Хлопок делают ладонью одной руки о ладонь другой, а удар – ладонью по голенищу сапога, бедру, подошве. Ладонь руки при исполнении хлопка или удара должна быть крепкой и напряженной, локти отведены от корпуса, после хлопка руки быстро и широко разводятся в стороны. «Хлопушки» в русском танце исполняются, в основном, партнерами, но иногда они исполняются в паре с партнершей (1).

Движение «Маятник» исполняется только одной ногой подряд. При исполнении этого танцевального движения нога «шаркает» – движется от колена вперед-назад или вправо-влево, словно маятник у часов. Наиболее интересно выглядит маятник с подскоками на всей стопе. Это движение занимает один такт. На «раз» правой ногой, согнутой в колене, делаем небольшой подскок и резко, с акцентом в пол, опускаем на всю стопу. Одновременно левая нога, сгибаясь в колене, поднимается в прямом положении назад со свободной стопой. На «и» левой ногой, опуская, делаем скользящий удар ребром каблука или всей стопой по полу возле правой и, вытягивая в колене, поднимаем вперед на 45 градусов с «сокращенной» стопой. И, наконец, на «два» делаем небольшой резкий подскок на всей стопе правой ноги, присогнутой в колене (2).

Полуприсядка. Полная присядка.

Притопы – удары всей стопой в пол: на сильную долю, одной ногой; на слабую долю (синкопа) одной ногой; двумя ногами («печатка») (6).

2. Характеристика ансамбля народного танца «Золушка»

Образцовый ансамбль народного танца «Золушка», руководитель коллектива: Морозов Владимир Владимирович (Центральный Дом Культуры). Под коллективом любительского художественного творчества (далее - студия хореографии «Золушка») понимается постоянно действующее, без прав юридического лица, добровольное объединение любителей и исполнителей хореографического искусства, основанное на общности художественных интересов и совместной учебно-творческой деятельности участников, способствующее развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных и технических ценностей в свободное от основной работы и учебы время (положение об образцовом ансамбле).

В ансамбле занимается три группы: младшая группа, дети 5 -7 лет, занимается 27 человек, из них 25 девочек; средняя группа – 8-12 лет, 20 девочек и 2 мальчика, старшая группа – дети 13-17 лет (3 мальчика и 10 девочек) (Рис. 1).

Рисунок 1. Образцовый ансамбль народного танца «Золушка»

Занятия проходят три раза в неделю: в младшей группе – 1,5 часов, средней группе – 2 часа, старшей группе – 2,5 часа.

Занятия в младшей и средней группе направлены на развитие гибкости и растяжку. Старшая группа- разучивание основных элементов танца.

3.Влияние занятий русскими народными танцами на физическую подготовку на примере ансамбля «Золушка»

Растяжка имеет большое значение для выполнения различных элементов танца. Поэтому с первых занятий начинается гимнастика. Ученики первой группы при регулярных занятиях садятся на шпагат за 1,5 месяца. В средней группе этот период увеличивается до 2,5 месяцев и если ребенок приходит сразу в старшую группу, 5-6 месяцев. Таким образом, чем младше ребенок, тем лучше у него растяжка, но и у детей с 13-17 лет можно добиться хороших результатов при более длительных занятиях (Приложение 1).

Другим важным элементом народных танцев являются верчения.

Чтобы эффективно выполнять данное упражнение, необходимо развить вестибулярный аппарат. В младшей группе и начинающие танцоры, делают единичное верчение вокруг себя с фиксированием на одной точке. В средней группе начинают верчение по 16-18 раз, увеличивая до 32 раз. В старшей группе количество верчений доходит до 48. Максимальное количество верчений в старшей группе - 230. Для того, чтобы развить вестибулярный аппарат необходимо 3- 4 года регулярных занятий. Пропадает головокружение. Но отличительной особенностью данного упражнения является то, что в группе из 20 человек, у 15 человек появляются сеточки на руках из –за смещения крови в капилляры кистей, 5 человек чувствуют сильные покалывания. Есть случаи появления синяков на кистях рук, в результате того, что рвутся капилляры. Нами было предложено тщательно растирать руки перед тренировкой или одевать перчатки для того, чтобы расширить капилляры. В результате 10 человек отметили меньшее напряжение в руках (Приложение 2).

Во время всех упражнений происходит изменение массы тела. Мы рассмотрим эти изменения на примере старшей группы (табл. 1).

Таблица 1

Изменение массы тела в период тренировок и отчетного концерта

Ученик

Масса тела, кг

Масса тела после тренировки, кг

Разница в массе, г

Масса тела после концерта, кг

Разница в массе, г

1

40,30

40,00

300

39,60

700

2

48,20

48,00

200

47,60

600

3

45,20

44,90

300

44,50

700

4

45,30

45,10

400

44,60

700

5

50,20

49,90

300

49,10

1100

6

48,40

48,10

300

47,90

500

7

52,80

52,50

300

52,10

700

8

58,00

57,60

400

57,40

600

9

55,10

54,90

200

54,30

700

10

56,50

56,30

200

55,90

600

средняя

50,00

49,700

300

49,3

690

 

Во время всех упражнений происходит изменение массы тела. Рассмотрим эти изменения на примере старшей группы. Средняя масса тела танцоров составляет 50 кг, наименьшая – 40,3. наибольшая – 56, 5 кг

В среднем потеря массы за тренировку продолжительностью 2,5 часа составляет 300 г. Наибольшая потеря – 400 г, наименьшая - 200 г. За отчетный концерт, средняя потеря массы составляет 640 г. Восполнение массы тела происходит в целом за два дня.

Масса теряется в основном за счет потери воды организмом, что также выражается в сильном иссушении полости рта, когда сценическую «улыбку» приходиться убирать руками.

Выводы:

Народный танец развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни народа.

За основу классификации русских народных танцев берется их хореографическая структура. Русский народный танец делится на два основных жанра - хоровод и пляска.

В ансамбле занимается три группы: младшая группа, дети 5 -7 лет, занимается 27 человек, из них 25 девочек; средняя группа – 8-12 лет, 20 девочек и 2 мальчика, старшая группа – дети 13-17 лет (3 мальчика и 10 девочек)

. В период занятия народными танцами мышцы танцоров находятся в тонусе, повышается гибкость. Кроме того, развивается вестибулярный аппарат. В период активных выступлений понижается вес, в том числе и за счет большой потери воды.

Заключение.

В период занятия народными танцами мышцы танцоров находятся в тонусе, повышается гибкость. Кроме того, развивается вестибулярный аппарат. В период активных выступлений понижается вес, за счет большой потери воды.

Список использованной литературы

http://fishki.net/1587811-16-russkih-narodnyh-tancev.html © Fishki.net

https://infourok.ru/statya-narodniy-tanec-i-ego-stili-747304.html

Васильева Е. Д. Танец. — М.: Искусство, 1968. — 247 с.

Климов А. Основы русского народного танца/ А. Климов. — М.: Искусство, 1981. — 267 с.

Лопухов А.В. Основы характерного танца/А.В. Лопухов, А.В. Ширяев, А.И. Бочаров. - СПб., 2006. - С. 40-43.

Народный танец. Русские народные танцы // Народная художественная культура. Учебник / под ред. Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. — М.: МГУКИ, 2000. — 344 с.

Ткаченко Т.С. Народные танцы/ Т.С. Ткаченко. – М.: Просвещение, 1975. - С. 61-73.

Приложение1

Приложение 2

Капилярные сетки на руках

Просмотров работы: 1182