Введение
Народные танцы –- это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Но для того, чтобы произвести сильное впечатление на зрителя, необходимо затратить много времени и сил на тренировки. Поэтому изучение вопроса, как влияет занятие народными танцами на организм является актуальным.
Цель работы: изучение влияния занятий русскими народными танцами, как фактора физической подготовки, на организм человека на примере ансамбля «Золушка».
Задачи исследования:
Изучить литературный обзор по теме исследования;
Рассмотреть структуру и половозрастной состав ансамбля «Золушка»;
Сделать выводы об изменениях в организме человека в период занятия народными танцами.
Объект исследования: ученик ансамбля «Золушка».
Предмет исследования: изменения в организме в период обучения и занятия народными танцами.
Новизна работы: изучение физиологических изменений учащихся ансамбля народных танцев «Золушка» ранее не проводилось.
Гипотеза: в период занятия народными танцами в организме человека происходят изменения в гибкости, мышечном тонусе и другие.
1. Обзор литературы
1.1 Русские народные танцы
Народный танец развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни народа.
За основу классификации русских народных танцев берется их хореографическая структура. Русский народный танец делится на два основных жанра - хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов (3).
Хоровод – это так называемый танец, песня, игра; синхронное движение и исполнение хороводной песни. Участники хоровода держатся руки. В России существуют свои местные особенности исполнения хороводов. Разнообразие в костюмах, в движениях, переходах – вот, что отличает хоровод от других танцев. Танцевальные рисунки, фигуры могут быть как женскими и мужскими, так и совместными. Хороводы часто танцуют под вокальный аккомпанемент, песню, в которой есть действие. Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни. Хороводы бывают орнаментальными и игровыми. Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Этот танец сформировался из хоровода, увеличив темп исполнения и разнообразив рисунки переходов и построений. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. В этом танце принимают участие парни и девушки (4). Перепляс - это соревнование. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, индивидуальности. Это исключительно мужской танец. Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки. В настоящее время перепляс исполняется так: по несколько танцоров с двух сторон становятся друг против друга и начинают танцевать наперебой. Массовый пляс – это парный не сценический танец без возраста и пола, его позволительно танцевать всем без разбора. В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников. Групповая пляска – массовый танец без конкретных сложных рисунков и построений, в основном это хороводные переходы, импровизации.
Движения в некоторых танцах имитировали движения животных и птиц, в других — отражали трудовые процессы (посев, жатва, ткачество). Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому в календарно-обрядовых танцах сохранилось много архаичных черт.
Русский народный танец, в зависимости от местности, исполняется по-своему. На Севере — степенно, величаво. В Центральной части — то спокойно и лирично, то живо и весело. На Юге — задорно, с удалью. Вместе с тем существуют и общие черты русского народного танца, обусловленные в немалой степени национальным характером народа. Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам. Для женского танца характерны плавность, задушевность, женственность, благородство, несмотря на то, что иногда он исполняется живо и задорно (5,7).
1.2 Элементы народного танца
Русский народный танец отличается зажигательностью, активной работой ног и рук. Часто применяются всевозможные хлопки, приседания, притопы и удары. Хлопок - считаются одним из основных элементов русского народного танца. Он состоит из большого количества и сочетаний хлопков и ударов. Хлопок делают ладонью одной руки о ладонь другой, а удар – ладонью по голенищу сапога, бедру, подошве. Ладонь руки при исполнении хлопка или удара должна быть крепкой и напряженной, локти отведены от корпуса, после хлопка руки быстро и широко разводятся в стороны. «Хлопушки» в русском танце исполняются, в основном, партнерами, но иногда они исполняются в паре с партнершей (1).
Движение «Маятник» исполняется только одной ногой подряд. При исполнении этого танцевального движения нога «шаркает» – движется от колена вперед-назад или вправо-влево, словно маятник у часов. Наиболее интересно выглядит маятник с подскоками на всей стопе. Это движение занимает один такт. На «раз» правой ногой, согнутой в колене, делаем небольшой подскок и резко, с акцентом в пол, опускаем на всю стопу. Одновременно левая нога, сгибаясь в колене, поднимается в прямом положении назад со свободной стопой. На «и» левой ногой, опуская, делаем скользящий удар ребром каблука или всей стопой по полу возле правой и, вытягивая в колене, поднимаем вперед на 45 градусов с «сокращенной» стопой. И, наконец, на «два» делаем небольшой резкий подскок на всей стопе правой ноги, присогнутой в колене (2).
Полуприсядка. Полная присядка.
Притопы – удары всей стопой в пол: на сильную долю, одной ногой; на слабую долю (синкопа) одной ногой; двумя ногами («печатка») (6).
2. Характеристика ансамбля народного танца «Золушка»
Образцовый ансамбль народного танца «Золушка», руководитель коллектива: Морозов Владимир Владимирович (Центральный Дом Культуры). Под коллективом любительского художественного творчества (далее - студия хореографии «Золушка») понимается постоянно действующее, без прав юридического лица, добровольное объединение любителей и исполнителей хореографического искусства, основанное на общности художественных интересов и совместной учебно-творческой деятельности участников, способствующее развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных и технических ценностей в свободное от основной работы и учебы время (положение об образцовом ансамбле).
В ансамбле занимается три группы: младшая группа, дети 5 -7 лет, занимается 27 человек, из них 25 девочек; средняя группа – 8-12 лет, 20 девочек и 2 мальчика, старшая группа – дети 13-17 лет (3 мальчика и 10 девочек) (Рис. 1).
Рисунок 1. Образцовый ансамбль народного танца «Золушка»
Занятия проходят три раза в неделю: в младшей группе – 1,5 часов, средней группе – 2 часа, старшей группе – 2,5 часа.
Занятия в младшей и средней группе направлены на развитие гибкости и растяжку. Старшая группа- разучивание основных элементов танца.
3.Влияние занятий русскими народными танцами на физическую подготовку на примере ансамбля «Золушка»
Растяжка имеет большое значение для выполнения различных элементов танца. Поэтому с первых занятий начинается гимнастика. Ученики первой группы при регулярных занятиях садятся на шпагат за 1,5 месяца. В средней группе этот период увеличивается до 2,5 месяцев и если ребенок приходит сразу в старшую группу, 5-6 месяцев. Таким образом, чем младше ребенок, тем лучше у него растяжка, но и у детей с 13-17 лет можно добиться хороших результатов при более длительных занятиях (Приложение 1).
Другим важным элементом народных танцев являются верчения.
Чтобы эффективно выполнять данное упражнение, необходимо развить вестибулярный аппарат. В младшей группе и начинающие танцоры, делают единичное верчение вокруг себя с фиксированием на одной точке. В средней группе начинают верчение по 16-18 раз, увеличивая до 32 раз. В старшей группе количество верчений доходит до 48. Максимальное количество верчений в старшей группе - 230. Для того, чтобы развить вестибулярный аппарат необходимо 3- 4 года регулярных занятий. Пропадает головокружение. Но отличительной особенностью данного упражнения является то, что в группе из 20 человек, у 15 человек появляются сеточки на руках из –за смещения крови в капилляры кистей, 5 человек чувствуют сильные покалывания. Есть случаи появления синяков на кистях рук, в результате того, что рвутся капилляры. Нами было предложено тщательно растирать руки перед тренировкой или одевать перчатки для того, чтобы расширить капилляры. В результате 10 человек отметили меньшее напряжение в руках (Приложение 2).
Во время всех упражнений происходит изменение массы тела. Мы рассмотрим эти изменения на примере старшей группы (табл. 1).
Таблица 1
Изменение массы тела в период тренировок и отчетного концерта
Ученик |
Масса тела, кг |
Масса тела после тренировки, кг |
Разница в массе, г |
Масса тела после концерта, кг |
Разница в массе, г |
|||
1 |
40,30 |
40,00 |
300 |
39,60 |
700 |
|||
2 |
48,20 |
48,00 |
200 |
47,60 |
600 |
|||
3 |
45,20 |
44,90 |
300 |
44,50 |
700 |
|||
4 |
45,30 |
45,10 |
400 |
44,60 |
700 |
|||
5 |
50,20 |
49,90 |
300 |
49,10 |
1100 |
|||
6 |
48,40 |
48,10 |
300 |
47,90 |
500 |
|||
7 |
52,80 |
52,50 |
300 |
52,10 |
700 |
|||
8 |
58,00 |
57,60 |
400 |
57,40 |
600 |
|||
9 |
55,10 |
54,90 |
200 |
54,30 |
700 |
|||
10 |
56,50 |
56,30 |
200 |
55,90 |
600 |
|||
средняя |
50,00 |
49,700 |
300 |
49,3 |
690 |
|||
Во время всех упражнений происходит изменение массы тела. Рассмотрим эти изменения на примере старшей группы. Средняя масса тела танцоров составляет 50 кг, наименьшая – 40,3. наибольшая – 56, 5 кг
В среднем потеря массы за тренировку продолжительностью 2,5 часа составляет 300 г. Наибольшая потеря – 400 г, наименьшая - 200 г. За отчетный концерт, средняя потеря массы составляет 640 г. Восполнение массы тела происходит в целом за два дня.
Масса теряется в основном за счет потери воды организмом, что также выражается в сильном иссушении полости рта, когда сценическую «улыбку» приходиться убирать руками.
Выводы:
Народный танец развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни народа.
За основу классификации русских народных танцев берется их хореографическая структура. Русский народный танец делится на два основных жанра - хоровод и пляска.
В ансамбле занимается три группы: младшая группа, дети 5 -7 лет, занимается 27 человек, из них 25 девочек; средняя группа – 8-12 лет, 20 девочек и 2 мальчика, старшая группа – дети 13-17 лет (3 мальчика и 10 девочек)
. В период занятия народными танцами мышцы танцоров находятся в тонусе, повышается гибкость. Кроме того, развивается вестибулярный аппарат. В период активных выступлений понижается вес, в том числе и за счет большой потери воды.
Заключение.
В период занятия народными танцами мышцы танцоров находятся в тонусе, повышается гибкость. Кроме того, развивается вестибулярный аппарат. В период активных выступлений понижается вес, за счет большой потери воды.
Список использованной литературы
http://fishki.net/1587811-16-russkih-narodnyh-tancev.html © Fishki.net
https://infourok.ru/statya-narodniy-tanec-i-ego-stili-747304.html
Васильева Е. Д. Танец. — М.: Искусство, 1968. — 247 с.
Климов А. Основы русского народного танца/ А. Климов. — М.: Искусство, 1981. — 267 с.
Лопухов А.В. Основы характерного танца/А.В. Лопухов, А.В. Ширяев, А.И. Бочаров. - СПб., 2006. - С. 40-43.
Народный танец. Русские народные танцы // Народная художественная культура. Учебник / под ред. Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. — М.: МГУКИ, 2000. — 344 с.
Ткаченко Т.С. Народные танцы/ Т.С. Ткаченко. – М.: Просвещение, 1975. - С. 61-73.
Приложение1
Приложение 2
Капилярные сетки на руках