Права, льготы и обязанности абитуриентов

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Права, льготы и обязанности абитуриентов

Козьмин В.А. 1
1МБОУ "Пинежская СШ №117"
Фофанова С.И. 1
1МБОУ "Пинежская СШ №117"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
   
     
       
         
         
         
       
         
         
     
       
       
   
   
 

Введение

 

Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь подобно звёздам спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели.

 

И.В. фон Гёте [7]

Поступать в ВУЗ или нет? Этот вопрос волнует многих выпускников. Стоит ли тратить ещё минимум пять лет на получение диплома о высшем образовании? Какие перспективы ожидают выпускников институтов и университетов? На практике мы то и дело сталкиваемся с людьми, которые построили свой бизнес и чувствуют себя вполне комфортно первоначально и без наличия диплома. Но впоследствии, когда они понимают, что им не хватает знаний в области юриспруденции, экономики или по своей специальности, стремятся получить высшее образование уже в зрелом возрасте. Вопреки распространённому мнению о том, что наличие высшего образования не дает молодым людям возможности после окончания ВУЗа получить престижное рабочее место и достойную зарплату, желающих иметь диплом о высшем образовании, год от года не становится меньше. Поэтому актуальным для выпускников школ становится вопрос, какой выбрать ВУЗ, какую выбрать специальность.

Напрасно многие думают, что самая горячая пора для выпускника школы — это лето, когда начнутся экзамены. Но, на наш взгляд, определяться с выбором профессии и учебного заведения нужно начинать осенью последнего школьного года, если не сделали этого раньше. Именно в сентябре родители одиннадцатиклассников начинают озабоченно интересоваться планами на будущее своих детей. Допустим, профессия уже выбрана. Как понять все нюансы конкурентной борьбы за заветные бюджетные места? Для этого необходимо знать статистику, именно она поможет начать действовать правильно на первоначальном этапе подготовки к выпускным экзаменам. Престиж, местоположение, проходные баллы — всё это важные аргументы. Но как разобраться всем вместе в требованиях к абитуриентам, предъявляемых различными учебными заведениями. Каждое учебное заведение предъявляет свои собственные требования для поступления, поэтому элементом новизны нашей работы является создание деловой игры, в которой отражены особенности поступления в ВУЗы.

Объектом нашей работы является процесс поступления выпускников школ в ВУЗы, а предметом – права, льготы и обязанности абитуриентов. Рассматривая тему проектной работы, мы предположили, что обучающиеся старших классов МБОУ «Пинежская СШ №117» не владеют достаточной информацией по данному вопросу. Цель работы: создание и проведение деловой игры для ознакомления обучающихся старших классов с правами, льготами и обязанностями абитуриентов при поступлении в ВУЗы. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

Проанализировать Приказ Министерства образования и науки РФ №1147 от 14 октября 2015 года (с изменениями и дополнениями от: 30 ноября 2015 г., 30 марта, 29 июля 2016 г., 31 июля 2017 г., 11 января 2018 г.) «Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам высшего образования» [3] в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» [2] с целью извлечения основной информации для абитуриентов;

Систематизировать полученную информацию по категориям: права, льготы и обязанности абитуриентов;

Создать сценарий деловой игры;

Провести деловую игру для старшеклассников;

Подвести итог полученным знаниям о поступлении в ВУЗ;

Подготовить Памятку для поступающих в ВУЗ.

В ходе выполнения работы были использованы следующие методы: анализ информации источников по заявленной теме, систематизация полученных данных по категориям, творческий метод (создание сценария деловой игры), метод рефлексии (создание Памятки для абитуриентов).

Правила приёма в ВУЗы

Поступление в ВУЗ – сложная пора, которая наступает в жизни человека, решившего получить высшее образование. В это время возникает множество вопросов. От того, насколько хорошо человек знаком со всеми правилами и нюансами поступления, зависит его дальнейшая судьба, карьера. Итак, как поступить в высшее учебное заведение? Давайте найдем ответ на этот вопрос. В России поступление абитуриентов в ВУЗы регулируется специальным порядком приема на обучение, утвержденным Министерством образования и науки нашей страны.

Общая информация о приёме в ВУЗы

Приказ Министерства образования и науки РФ №1147 от 14 октября 2015 года «Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам высшего образования» регламентирует основные правила поступления абитуриентов в ВУЗы страны независимо от формы управления (государственный или негосударственный) и формы обучения (очная, очно-заочная, заочная).

Вначале стоит отметить, что высшее образование имеет несколько уровней, которые может пройти студент. Организация объявляет приём на обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам.

Для подачи документов абитуриентам необходимо иметь чёткое представление о таких понятиях, как бакалавриат, специалитет и магистратура. Бакалавриат – это первая ступень высшего образования, после окончания которой студент получает степень бакалавра. В каждом учебном заведении бакалавриат длится 4 года. За это время студент получает не только общие знания по различным, так называемым, обязательным предметам, таким как, например, социология, высшая математика или история, но и проходит специализированные предметы, которые относятся исключительно к специальности студента. [5] Так, первые два года в основном даются на общую подготовку знаний студента, однако в это время уже преподаются и некоторые узкоспециальные предметы, которые формируют направление знаний в специальное русло. Далее программа в основном насыщена специальными предметами, подготавливающими студента к рабочей жизни.

Магистратура – это вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему. Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружён в практическую и научную деятельность. [6] Специалитет – это привычная для российской действительности форма обучения. После института или университета бывший студент полностью готов к работе в любой отдельной отрасли. Дипломированные специалисты обучаются, как минимум пять лет, получая как базовые, так и углублённые знания по направленной специальности. [5]

Таким образом, абитуриент имеет право на выбор программы высшего образования. Но к освоению образовательных программ допускаются лица, имеющие образование соответствующего уровня, подтверждённое документом о среднем общем образовании или документом о среднем профессиональном образовании, или документом о высшем образовании и о квалификации.

Надо отметить, что приём на обучение может осуществляться на бюджетной и платной основе. За счет бюджетных ассигнований приём проводится по основному конкурсу, а приём на обучение на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. В любом случае, успешно пройдя все вступительные испытания, абитуриент становится первокурсником.

Права абитуриентов

Практика показывает, что в период приёмной кампании ВУЗы нередко допускают определённые нарушения действующих норм и правил. Поэтому  поступление в ВУЗ не всегда проходит гладко. В  этом случае абитуриенту нужно отстаивать свои интересы. Вот тут-то и пригодится ему знание своих прав, предоставленных законодательством РФ. Абитуриент, прежде всего, имеет право на получение информации о ВУЗе: устав, лицензия и свидетельство об аккредитации, правила приёма, направления подготовки и вступительные испытания; о количестве бюджетных мест, расписание вступительных испытаний; «пороги успешности» по всем вступительным испытаниям.  ВУЗ также обязан разместить информацию о конкурсе и проходном балле, ежедневно обновлять на сайте информацию о количестве поданных заявлений и конкурсе, а также пофамильные перечни абитуриентов с баллами. Эту информацию можно найти на информационном стенде, сайте вуза.

Итак, имея на руках результаты ЕГЭ, которыми выпускник может быть доволен или не очень, поступая на обучение по программам бакалавриата или специалитета, абитуриент имеет право на бесплатное высшее профессиональное образование на конкурсной основе, если оно получается им впервые. Он может подать заявление о приёме одновременно не более чем в 5 ВУЗов, на очную, очно-заочную, заочную формы обучения, на бюджетные места и на платные места (что необходимо сразу оговорить при подаче заявления).Абитуриент имеет право перейти на платное обучение, если не прошёл по конкурсу на бюджетной основе, только при наличии свободных мест на договоре. При оплате за обучение можно воспользоваться материнским капиталом. Абитуриент имеет право на поступление в высшее учебное заведение без вступительных испытаний, вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, имеющих преимущественное право на поступление для обучения по целевой подготовке в соответствии с законодательством РФ (с указанием сведений о документе, подтверждающем наличие такого права). В каждом из ВУЗов абитуриент вправе участвовать в конкурсе не более чем по 3 специальностям и направлениям подготовки. На каждое направление даже в одном ВУЗе может понадобиться свой комплект документов (то есть три заявления, три копии паспорта, три копии аттестата). На некоторые специальности и отдельным категориям абитуриентов (льготники, иностранные граждане) могут потребоваться дополнительные документы.

На момент зачисления абитуриент должен представить на выбранное направление оригинал аттестата, медицинскую справку нужной формы и фотографии. Абитуриент имеет право направить эти документы по почте. При этом нотариально заверять документы не нужно. Отправлять по почте надо ценным письмом с уведомлением и описью. Один экземпляр описи остается у абитуриента, которым можно воспользоваться в случае недоразумений: по отслеживанию почтового уведомления можно определить, что документы были получены ВУЗом в установленный срок. Абитуриент имеет право забрать свои документы из ВУЗа по письменному заявлению. В этом случае документы должны быть выданы ВУЗом в течение следующего рабочего дня после подачи заявления. При этом абитуриент автоматически выбывает из конкурса.

Если говорить о вступительных испытаниях, то сертификаты о результатах ЕГЭ обычно не требуются, баллы ЕГЭ абитуриент указывает сам и при приёме заявления они проверяются по Федеральной базе данных. При поступлении могут учитываться результаты ЕГЭ предыдущих 4-х лет, и абитуриент имеет право воспользоваться  наивысшими результатами. Распоряжением Правительства РФ право проводить собственные вступительные испытания на отдельные специальности ежегодно может быть предоставлено некоторым ВУЗам. Дополнительные испытания могут также проводиться ВУЗами при приёме на творческие и спортивные специальности. Форма этих экзаменов (письменный, устный, тестирование, собеседование и т.д.) определяется ВУЗом самостоятельно. По результатам вступительного испытания, проводимого организацией самостоятельно, поступающий имеет право подать в апелляционную комиссию апелляцию о нарушении, по мнению поступающего, установлённого порядка проведения вступительного испытания и (или) о несогласии с полученной оценкой результатов вступительного испытания.

Следовательно, знание абитуриентом своих прав, предоставленных законодательством РФ, необходимо для поступления в ВУЗ и отстаивания своих интересов.

Обязанности абитуриентов

Единые государственные экзамены (ЕГЭ) позади, и российские ВУЗы с 20 июня по 26 июля 2018 года принимают документы на поступление от вчерашних школьников и студентов колледжей, от выпускников прошлых лет. Чтобы правильно выполнить все необходимые формальности и стать студентом, по возможности избежав неприятностей и лишних волнений, абитуриенту нужно знать и свои обязанности. Самой основной из них является то, что абитуриент обязан предоставлять для поступления в ВУЗ достоверную информацию. Данная обязанность выражается в приложении к заявлению необходимых документов, перечень которых должен быть опубликован на сайте учебного заведения. Это поможет предотвратить множество неприятностей.

Во-первых, в порядке приёма в ВУЗы в текущем году нет ощутимых отличий от прошлогоднего. Еще 1 февраля 2018 года на сайтах государственных и негосударственных ВУЗов были опубликованы правила приёма, которые каждый ВУЗ разрабатывает на основе порядка приёма граждан в высшее учебные заведения: какие экзамены на какое направление сдавать, как и в какие сроки будет происходить приём, когда подаются документы. У многих ВУЗов приёмная кампания имеет свои особенности в рамках общих правил. В частности, это может касаться дополнительных и внутренних вступительных экзаменов. Если для поступления в ВУЗ помимо результатов экзаменов в форме ЕГЭ необходимо учитывать и результаты дополнительных вступительных испытаний творческой или профессиональной направленности, включённые в перечень вступительных испытаний на базе среднего общего образования, абитуриент обязан их пройти в установленные ВУЗом сроки.

Во-вторых, Министерство образования и науки утвердило контрольные цифры приёма в государственные высшие учебные заведения. Специалисты оценивают общее сокращение бюджетных мест с целью повышения качества отбора абитуриентов, поэтому абитуриенты обязаны знать количество бюджетных мест. С этой же целью ВУЗам России было рекомендовано произвести переоценку минимальных баллов по профильным предметам, следовательно, абитуриенты обязаны знать проходные баллы для поступления в ВУЗ.

В-третьих, как и год, и два назад, заявления абитуриент может подать не более чем в пять ВУЗов, по три направления в каждом, — всего до 15 заявлений. По понятным причинам, к большинству из них прилагается копия документа об образовании, ведь оригинал всего один. Поэтому, подавая заявление о приёме, абитуриент обязан узнать дату подачи оригинала документов в каждом ВУЗе.

Таким образом, абитуриент обязан знать информацию о минимальных баллах, сроках подачи документов и правилах поступления, которые размещены на сайтах ВУЗов, как и множество других необходимых абитуриенту сведений.

Льготы абитуриентов

Приказом Министерства образования и науки РФ №1147 от 14 октября 2015 года (с изменениями и дополнениями от: 30 ноября 2015 г., 30 марта, 29 июля 2016 г., 31 июля 2017 г., 11 января 2018 г.) «Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам высшего образования» определены льготы для поступления в ВУЗы. «Вне конкурса»  означает, что абитуриент должен быть зачислен на бюджетное место, если его результат по каждому вступительному испытанию не ниже «порога успешности». Если количество «льготников» будет превышать количество бюджетных мест, то зачислены будут «льготники» с более высокими баллами, то есть проводится конкурс среди «льготников». Лица, имеющие льготы, могут воспользоваться ею только в одном ВУЗе и только на одну специальность. В другие ВУЗы они поступают на общих основаниях. Льготы не предоставляются медалистам, не проводится также и конкурс аттестатов. Характеристика из школы и грамоты, полученные за весь период обучения, могут быть учтены приёмной комиссией при приёме документов и в ходе работы отборочных комиссий ВУЗа по подготовке списков абитуриентов, которые могут быть рекомендованы по различным условиям зачисления.

Льготами имеют право пользоваться:

1) Победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам;

2) Чемпионы и призёры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, лица, занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр;

3) Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы;

4) Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

5) Граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства указанных граждан;

6) Граждане, которые подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

7) Дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, в том числе при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом;

8) Дети умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы;

10) Военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту и непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, а также граждане, прошедшие военную службу по призыву и поступающие на обучение по рекомендациям командиров, выдаваемым гражданам в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Следовательно, существует целый перечень льгот для поступления в ВУЗы, которые позволяют абитуриентам быть зачисленными на бюджетное место, если их результаты по каждому вступительному испытанию не ниже «порога успешности», и воспользоваться которыми абитуриент может только один раз.

1.2. Правила поступления в отдельные ВУЗы

Существуют отдельные категории ВУЗов, правила приёма в которые регламентируются не только Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», но и номенклатурными регламентами для поступающих. К этой категории относятся высшее учебные заведения Министерства обороны, Министерства Внутренних дел, МЧС, ФСБ Российской Федерации.

1.2.1. ВУЗы Министерства обороны РФ

В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в качестве кандидатов для зачисления в Военные университеты курсантами рассматриваются граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям, установленным для граждан, поступающих на военную службу по контракту, имеющие среднее общее образование из числа:

граждан в возрасте от 16 до 22 лет, не проходивших военную службу;

граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - до достижения ими возраста 24 лет;

военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), - до достижения ими возраста 27 лет. 

Предварительный отбор кандидатов включает определение их годности к обучению в Военных университетах:

по наличию гражданства Российской Федерации;

по возрасту и уровню образованию;

по состоянию здоровья;

по уровню физической подготовленности;

по категории профессиональной пригодности на основе психологического и психофизиологического обследования в соответствии с методическими документами, разработанными для воинских частей.

Не могут рассматриваться в качестве кандидатов на поступление в университет:

граждане уже имеющие высшее образование;

в отношении которых вынесено решение комиссии военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата установленным законодательством Российской Федерации требованиям;

граждане, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание, либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, кандидатами для поступления в военные ВУЗы МО России рассматриваются граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям, установлённым для граждан, поступающих на военную службу по контракту, имеющие среднее общее образование и профессиональную пригодность на основе психологического и психофизиологического обследования в соответствии с методическими документами, разработанными для воинских частей.

1.2.2. ВУЗы Министерства внутренних дел России

Отбор кандидатов на учебу в образовательные учреждения МВД России осуществляют подразделения органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России. Основанием для отбора кандидатов являются ежегодные планы комплектования образовательных учреждений МВД России.

Не позднее февраля месяца года поступления, желающие обучаться в образовательном учреждении МВД России, подают рапорта по месту службы, а лица, не являющиеся сотрудниками органов внутренних дел, изъявившие желание поступать в образовательное учреждение МВД России по очной форме, подают заявления на имя начальника органа внутренних дел по месту своей постоянной регистрации, в котором указывают наименование образовательного учреждения МВД России, факультет (отделение) и специальность, по которой желают обучаться. Личные дела кандидатов направляются непосредственно в образовательные учреждения МВД России в сроки, определяемые приказом МВД России об объявлении набора в образовательные учреждения МВД России на очередной год.

Образовательные учреждения МВД России осуществляют зачисление кандидатов на обучение после проведения профессионального отбора. Профессиональный отбор кандидатов включает конкурсные вступительные испытания, профессиональный психологический отбор, медицинское освидетельствование и оценку их физической пригодности. В образовательные учреждения МВД России принимаются кандидаты, отобранные в установлённом порядке комплектующими органами, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие документы государственного образца о среднем (полном) общем или среднем профессиональном образовании, а также диплом о начальном профессиональном образовании, если в нём есть запись о получении кандидатом среднего (полного) общего образования, и успешно прошедшие вступительные испытания и конкурсный отбор.

Следовательно, отбор кандидатов на учёбу в образовательные учреждения МВД России осуществляется на основе планов комплектования и после проведения профессионального отбора в соответствии с требованиями МВД России.

Создание и проведение деловой игры для обучающихся старших классов МБОУ «Пинежская СШ №117»

Знание своих прав и обязанностей при поступлении в высшие учебные заведения должны помочь выпускникам школ не потеряться в бурном водовороте вступительной кампании. С целью выявления знаний старшеклассников о правах, льготах и обязанностях абитуриентов нами была подготовлена деловая игра для обучающихся 10-11 классов МБОУ «Пинежская СШ №117».

Проведение деловой игры «Я – абитуриент!» (Приложение 1)

Правильно выбрать учебное заведение, специальность, профессию по душе – сложная задача. Очень важно не ошибиться на первом этапе большого жизненного пути. С этого началась деловая игра для обучающихся школы. Деловая игра – это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе её человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Важно также отметить, что деловая игра – это коллективный метод обучения. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп. [4] Подбор игровых групп очень важен и поэтому его нужно продумать особенно тщательно. В нашей игре были сформированы 2 группы: первую составили обучающиеся 10-х классов, а вторую – обучающиеся 11-х классов.

Руководитель игры, в данном случае автор проекта, предоставляет участникам игры свободу действия, он позволяет идти «окружным» учебным путем и совершать ошибки. Его основная задача заключается в том, чтобы вести отдельные фазы игры и обеспечивать необходимыми материалами. Он не может оказывать влияние на решение группы, однако может внести в работу новую дополнительную информацию, материалы и предложения. Вместе с тем, он представляет группы, которые не заняты в игре, следит за соблюдением времени и соблюдением приближенности к реальности. Необходимые для деловой игры знания учащиеся приобретают или во время учебных занятий до игры, или в ходе игры. Последнее требует введения фазы передачи знаний.

Деловая игра разделена на шесть этапов. Начинается игра с введения в игру (фаза 1). Здесь представляется сама деловая игра, материалы для игры и роли, разъясняются вопросы, связанные с пониманием, и создаются рабочие группы. Мы начали нашу игру со стихотворения Галины Уфимцевой «Как птица, сердце бьётся, рвётся…». На игру была приглашена Заслуженный учитель РФ, Почётный работник общего образования, учитель-методист – Лидия Александровна Шонбина. Она рассказала о своем жизненном пути и дала наставления старшеклассникам. В ходе нашей игры, в информационной фазе и в фазе чтения (фаза 2), руководителем игры были созданы группы (команда 10-х классов и команда 11-х классов), описаны проблемы и распределены материалы, то есть рабочие карточки (которые одинаковы для каждой группы). Информационный материал прорабатывается, и разъясняются вопросы, связанные с пониманием. Затем, в фазе формирования мнения и планирования стратегий (фаза 3) производилось структурирование информации внутри групп и анализировалась исходная ситуация. Взаимодействие между группами (фаза 4) является самой интенсивной фазой игры, при этом группами были выполнены действия в отношении друг друга: они обменивались информацией внутри группы, решая поставленную задачу. Позиция руководителя игры в этой фазе может быть абсолютно пассивна, но в данной игре руководитель задавал вопросы зрителям по теме игры. Результаты собирались, обрабатывались и оценивались внутри группы, обсуждалась позиция, которая должна быть представлена. В фазе подготовки и проведения пленума (фаза 5) представители групп высказывали своё мнение по вопросам, предложенным тематикой игры. Теперь руководитель игры берёт на себя функцию председателя конференции. Шестая фаза представляет собой оценивание игры (фаза 6). Здесь был подведён итог игры, её обобщение и анализ полученных знаний были выведены в виде Памятки абитуриента. По результатам игры нами получены отзывы участников и зрителей игры, что стало итогом деловой игры «Я – абитуриент!».

Таким образом, была достигнута основная цель деловой игры: выделены права, обязанности и льготы абитуриентов при поступлении в ВУЗы.

Оформление систематизированных данных в виде Памятки абитуриенту

Наше предположение, что обучающиеся старших классов МБОУ «Пинежская СШ №117» не владеют достаточной информацией о правах, льготах и обязанностях абитуриентов при поступлении в ВУЗы, подтвердилось в ходе деловой игры «Я – абитуриент!». Поэтому, систематизировав полученные данные по правилам поступления абитуриентов в ВУЗ, мы создали Памятку абитуриенту, куда занесли основную информацию по категориям:

Права:

1. Абитуриент имеет право на получение информации о ВУЗе.

2. Абитуриент имеет право поступать на целевые места.

3. Абитуриент имеет право на бесплатное высшее профессиональное образование на конкурсной основе, если оно получается им первые.

4. Абитуриент имеет право подать заявление одновременно:

· в пять ВУЗов,

· на три направления подготовки  или на три факультета в одном ВУЗе,

· на очную, очно-заочную, заочную формы обучения,

· на бюджетные места и на платные места.

5. Абитуриент имеет право перейти на платное обучение, если не прошёл по конкурсу на бюджетной основе, только при наличии свободных мест на договорной основе.

Льготы:

Льготами имеют право пользоваться:

1. победители предметных олимпиад;

2. сироты, или дети, оставшиеся без попечения родителей;

3. инвалиды;

4. военнослужащие-контрактники.

Обязанности:

1. Абитуриент обязан предоставить документы с 20 июня по 26 июля 2018 года.

2. Абитуриент обязан сдать дополнительные экзамены или творческие испытания, если они предусмотрены ВУЗом в указанный срок.

3. Абитуриент обязан знать проходные баллы для поступления в ВУЗ.

4. Абитуриент обязан знать количество бюджетных мест.

Таким образом, результатом нашей работы с целью ознакомления с правами, льготами и обязанностями абитуриентов при поступлении в ВУЗ стала Памятка абитуриента.

 

Заключение

Конституция РФ [1] гарантирует право каждому «на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» (ст.43). Вопрос с определением выбора профессии и учебного заведения стоит для выпускников школ на первом месте. Существующие документы: Закон «Об образовании в РФ» и Приказ №1147 (с изменениями), регламентирующие правила поступления в высшие учебные заведения не в полном объёме знакомы как абитуриентам, так и их родителям. Проанализировав Федеральные законы и правила поступления отдельных видов ВУЗов, мы выделили права, обязанности и льготы для абитуриентов, создали сценарий и провели деловую игру «Я – абитуриент!», в которой отражены особенности поступления в ВУЗы. С целью систематизации полученных знаний нами была создана Памятка абитуриента, в которой собраны основные положения о правах, обязанностях и льготах абитуриентов при поступлении в ВУЗ. (Приложение 3) По отзывам участников и зрителей игры (Приложение 4) можно отметить то, что они получили нужную информацию о поступлении в высшие учебные заведения. В процессе игры прозвучали конкретные практические советы, которыми можно будет воспользоваться будущим абитуриентам.

Таким образом, мы делаем вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась. Обучающиеся старших классов МБОУ «Пинежская СШ №117» действительно не владеют достаточной информацией о правах, льготах и обязанностях абитуриентов. Поэтому наша деловая игра и Памятка абитуриента будет отличным помощником для них при поступлении в высшие учебные заведения.

Список использованных источников

Конституция РФ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.ru (дата последнего обращения: 29.04.2018).

Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://garant.ru (дата обращения: 17.12.2017).

Приказ Министерства образования и науки РФ №1147 от 14 октября 2015 года (с изменениями и дополнениями от: 30 ноября 2015 г., 30 марта, 29 июля 2016 г., 31 июля 2017 г., 11 января 2018 г.) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 17.12.2017).

Болтаева М. Л. Деловая игра в обучении // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 252-254. — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/37/4267/ (дата последнего обращения: 11.05.2018).

http://fb.ru/article/303130/ (дата последнего обращения 29.04.2018 в 13.38)

http://sovets.net (дата последнего обращения 29.04.2018 в 12.45)

http://icite.ru (дата последнего обращения 29.04.2018 в 11.15)

Приложение 1

Сценарий деловой игры «Я – абитуриент!»

Ход мероприятия

СЛАЙД 1

Стихотворение, автор: Галина Уфимцева [2]

Как птица, сердце бьется, рвется.
Пронзают небеса стрижи.
Пусть любится тебе, поется!
Ты ноту взял - держи! держи!
Что ждет тебя за поворотом? -
Паденья, взлеты, виражи...
Тобою выбранная нота
Пусть крепнет, голос - не дрожит.
Жизнь все сложней, все интересней.
Стрижи торопятся в полет.
Твоя, единственная, песня
Пусть сложится из верных нот!

Ведущий:

Добрый день, дорогие гости, учителя и ученики нашей школы!

То, о чём мы сегодня будем говорить, касается всех нас. Очень скоро многие из нас станут абитуриентами. Правильно выбрать учебное заведение, специальность, профессию по душе – сложная задача. Очень важно не ошибиться на первом этапе большого жизненного пути. Я уверен, что взрослые, присутствующие в зале, когда-то правильно выбрали свой путь. Все они стали успешными людьми, которые вот уже на протяжении многих лет отдают себя своим профессиям.

Разрешите предоставить слово Заслуженному учителю РФ, почетному работнику общего образования, учителю – методисту – Лидии Александровне Шонбиной. (Выступление Шонбиной Л.А.)

Спасибо большое, Л.А. за Ваши слова и разрешите на память о сегодняшней встрече подарить небольшой сувенир.

СЛАЙД 2

Итак, мы начинаем деловую игру «Права, обязанности и льготы абитуриентов при поступлении в ВУЗы».

- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете значение слова абитуриент.

(выслушиваются ответы учащихся)

СЛАЙД 3

Словарь Ожегова дает нам 2 определения этого слова: 1) Выпускник средней школы; 2) Человек, поступающий в высшее или специальное учебное заведение. Нас интересует второе определение. Сегодня мы должны разобраться в некоторых сложных вопросах, с которыми сталкиваются абитуриенты при поступлении в ВУЗы.

Попрошу занять свои места:

- представителей обучающихся 10-х классов.

- представителей обучающихся 11-х классов.

СЛАЙД 4

Право – это возможность человека действовать определённым образом. Итак, давайте поговорим о правах абитуриентов. И в самом начале мы разберём некоторые из них.

СЛАЙД 5

Абитуриент имеет право на получение информации о ВУЗе.

Как вы считаете, что включает в себя данное право?

Любой ВУЗ должен предоставить информацию на сайте или информационном стенде ВУЗа об уставе, лицензии и свидетельстве об аккредитации, правилах приёма, о количестве бюджетных мест, расписании вступительных испытаний.

СЛАЙД 6

Абитуриент имеет право направить документы для поступления по почте.

СЛАЙД 7

При этом нотариально заверять документы не нужно. Отправлять по почте надо ценным письмом с уведомлением и описью. Один экземпляр описи остаётся у абитуриента, которым можно воспользоваться в случае недоразумений: по отслеживанию почтового уведомления можно определить, что документы были получены ВУЗом в установленный срок.

СЛАЙД 8

Абитуриент имеет право поступать на целевые места.

- Что такое целевые места? Этот вопрос нас очень заинтересовал,

СЛАЙД 9

и мы решили предоставить вам информацию о плюсах и минусах целевого направления.

Внимание вопрос: могут ли абитуриенты, поступающие по целевому приёму, участвовать и в общем конкурсе?

Абитуриенты, поступающие на целевые места, могут участвовать и в общем конкурсе, если не пройдут по целевому приёму. Об этом необходимо обязательно указать  в заявлении.

СЛАЙД 10

Уважаемые участники! Мы продолжаем говорить о правах абитуриентов, и я предлагаю поработать в группах: вам необходимо вставить пропущенные слова или цифры.

(выдаётся карточка № 1)

Карточка № 1.

Вставьте пропущенные слова.

Абитуриент имеет право на ________________________ высшее профессиональное образование на конкурсной основе, если оно получается им _______________________.

Абитуриент имеет право подать заявление одновременно:

в ­_____ вузов,

на _____ факультета в одном вузе,

на ____________, _______________________, ________________ формы обучения,

на ______________ и ________________ места.

Если абитуриент не прошел по конкурсу на бюджетную основу, то он имеет право перейти на ­­­­___________________ обучение.

(Приложение 2 – ответы команд)

СЛАЙД 11

Игра со зрителями.

Определите, какие личные права может иметь каждый человек, какие права может иметь только гражданин страны, а какие права есть у каждого школьника?

1.Ч; 2.Г; 3.Г; 4.Ш; 5.Г; 6.Г; 7.Ш; 8.Г; 9.Г; 10.Ш; 11.Ч; 12.Ч.

СЛАЙД 12

А теперь предоставим слово командам.

Вопрос № 1

Спасибо за ваши ответы.

СЛАЙД 13

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантируются на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. 

Вопрос № 2

Благодарю вас.

СЛАЙД 14

Вновь обращаемся к закону«Об образовании в Российской Федерации» и предлагаем проверить ваши ответы.

Итак, абитуриент имеет право подать заявление одновременно:

в пять вузов,

на три направления подготовки  или на три факультета в одном вузе,

на очную, очно-заочную, заочную формы обучения,

на бюджетные места и на платные места.

Переходим к вопросу № 3

Выслушиваются ответы, Спасибо.

СЛАЙД 15

Абитуриент имеет право перейти на платное обучение, если не прошел по конкурсу на бюджетной основе, только при наличии свободных мест на договорной основе.

При оплате за обучение можно воспользоваться материнским капиталом или оформить образовательный кредит.

СЛАЙД 16

Помимо высоких баллов, полученных выпускниками школ в результате сдачи Единого государственного экзамена, на вероятность поступления в выбранное высшее учебное заведение немалое влияние оказывает наличие у абитуриента различных видов льгот.

Давайте поговорим сейчас о льготах для абитуриентов.

СЛАЙД 17

Все льготы могут быть разделены на следующие категории:

право на зачисление в учебное заведение без сдачи экзаменов или прохождения иного вступительного испытания;

преимущество при зачислении в ВУЗ при возникновении спорной ситуации, в которой несколько абитуриентов имеют одинаковое количество экзаменационных баллов;

право на поступление в ВУЗ по квоте.

СЛАЙД 18

Я вновь предлагаю вам поработать в группе. И вот следующее задание: Согласно положениям Постановления Министерства образования и науки РФ от 14.10.2015 г., выделяют некоторые категории граждан, имеющих право на получение льгот при поступлении в высшее учебное заведение. Перечислите их.

(выдаётся карточка № 2)

Карточка № 2.

Перечислите категории льготников, имеющих право на внеочередное поступление в ВУЗ.

-

-

-

-

-

СЛАЙД 19

Творите биографии свои, автор Эдуард Асадов [3]

Ах, как мы мало время бережём!

Нет, это я не к старшим обращаюсь.

Они уж научились. Впрочем, каюсь, -

Кой-кто поздненько вспомнили о нём.

И лишь порой у юности в груди

Кипит ключом беспечное веселье,

Ведь времени так много впереди

На жизнь, на труд и даже на безделье.

Какой коварный розовый туман,

Мираж неограниченности времени.

Мираж растает, выплывет обман,

И как же больно клюнет он по темени!

Пускай вам двадцать, или даже тридцать,

И впереди вся жизнь, как белый свет,

Но сколько и для вас прекрасных лет

Мелькнуло за спиной и больше нет,

И больше никогда не возвратится.

Еще вчера, буквально же вчера,

Вы мяч гоняли где-нибудь на даче,

А вот сейчас судьбу решать пора

И надо пробиваться в мастера,

Во всяком деле только в мастера,

Такое время, что нельзя иначе.

А кто-то рядом наплевал на дело,

Ловя одни лишь радости бессонные,

Тряся с отцов на вещи закордонные.

Но человек без дела - только тело,

К тому же не всегда одушевлённое.

Болтать способен каждый человек,

И жить бездумно каждый может тоже.

А время мчит, свой ускоряя бег,

И спрашивает: - Кто ты в жизни, кто же?

Уж коль расти, то с юности расти,

Ведь не годами, а делами зреешь,

И все, что не успел до тридцати,

Потом, всего скорее не успеешь.

И пусть к вам в сорок или пятьдесят

Еще придет прекрасное порою,

Но все-таки все главное, большое,

Лишь в дерзновенной юности творят.

Пусть будут весны, будут соловьи,

Любите милых горячо и свято,

Но все же в труд идите как в бои.

Творите биографии свои,

Не упускайте времени, ребята!

Ведущий: Итак, льготами имеют право пользоваться…

(Заслушаем ответы команд)

Спасибо, и уточняем еще раз: льготами имеют право пользоваться …

СЛАЙД 20

Победители предметных олимпиад

Безусловный приоритет при поступлении в ВУЗ имеют школьники, ставшие победителями и призёрами всероссийских олимпиад, а также все члены команд, занявших призовые места на олимпиадах международного уровня. Стоит учитывать, что льгота действует только при выборе специальности, соответствующей предмету, по которому проводилась олимпиада. Срок действия такой льготы составляет 4 года, после чего право на поступление вне конкурса нивелируется.

Лица, поступающие в физкультурные университеты и институты, могут претендовать на зачисление в состав студентов вне конкурса в том случае, если они являются чемпионами Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр, победителями Чемпионатов мира и России и первенств Европы.

Кроме того, правом на внеконкурсное поступление обладают лица, ставшие победителями профильных предметных олимпиад, проводимых непосредственно высшими учебными заведениями с целью выявления одарённых и перспективных детей и привлечения их на обучение. Такая льгота действует в течение 1 года с момента проведения олимпиады.

Школьники, сдавшие Единый государственный экзамен на максимально возможный балл, освобождаются от сдачи остальных вступительных экзаменов, и также получают право на внеконкурсное поступление на бюджетное отделение профильного ВУЗа. 

Сироты, инвалиды и военнослужащие-контрактники

К данной категории лиц, имеющих право на внеконкурсное поступление в ВУЗ, относятся:

Дети, оставшиеся без попечения родителей или имеющие статус сироты, не достигшие при этом 23-летнего возраста.

Инвалиды детства, дети-инвалиды и инвалиды 1 и 2 групп, при условии, что у них нет медицинских противопоказаний для осуществления полноценного обучения в ВУЗе.

Лица, не достигшие 20-летнего возраста, и имеющие на попечении родителя, являющегося инвалидом 1 группы, при условии, что семья, членами которой они являются, имеет статус малообеспеченной.

Контрактные военнослужащие, вне зависимости от того, демобилизовались они или продолжают проходить службу по контракту, при условии, что срок и службы составляет не менее трех лет. Лица, имеющие офицерское звание, не имеют права на получение подобной льготы.

Стоит отметить, что наличие права на поступление в учебное заведение вне конкурса, не освобождает вышеуказанные категории абитуриентов от необходимости сдачи вступительных экзаменов.

Прочие льготники

К числу льготников третьей очереди относятся:

лица, ставшие инвалидами в результате травмы, полученной в ходе выполнения воинских обязанностей;

дети военнослужащих, воинский стаж которых составляет не менее 20 лет (при том условии, что ребёнок поступает в военный ВУЗ);

дети лиц, погибших в ходе военных операций.

Стоит отметить, что лица, относящиеся к данной категории льготников, могут воспользоваться своим правом лишь в случае возникновения спорной ситуации, при которой несколько абитуриентов имеют одинаковое количество баллов.

СЛАЙД 21

Также каждый абитуриент может заработать дополнительные баллы для поступления в ВУЗ.

- Знаете ли вы за что можно получить дополнительные баллы?

(Выслушиваются ответы учащихся)

Пояснение:

Участие в олимпиадах и других творческих или интеллектуальных конкурсах, спортивных и физкультурных мероприятиях. Учитываются только победы в выпускном классе, если же у Вас достижения в нескольких олимпиадах, то считают только одну – самую «весовую».

Статус чемпиона или призёра Олимпийских, Сурдлимпийских и Паралимпийских игр, победителя первенства мира, чемпиона мира, чемпиона Европы, первенства Европы по видам спорта, которые включены в программы Олимпийских, Сурдлимпийских и Паралимпийских игр. Баллы начисляются только за один вид спортивных достижений. За спортивный разряд баллы не начисляют.

Аттестат об общем среднем образовании с отличием (золотая медаль);

Золотой и серебряный значок за нормы ГТО (но большинство ВУЗов учитывают только золотой значок);

Осуществление волонтёрской деятельности (в случае, если с даты завершения данной деятельности до даты завершения приема документов и вступительных экзаменов прошло не более 4-х лет).

Спасибо за ваши ответы.

Дорогие 10-классники, у нас есть ещё время и шанс получить, например, аттестат с отличием, золотой значок ГТО, стать призёром или победителем Всероссийской олимпиады. Надо только поставить перед собой цель и постараться её достигнуть.

СЛАЙД 22

Далее мы с вами рассмотрим обязанности абитуриентов при поступлении в ВУЗ. Я предлагаю всем выполнить следующее задание.

СЛАЙД 23

Из данного перечня выберите только обязанности абитуриентов при поступлении в ВУЗ:

Абитуриент обязан предоставить документы с 20 июня по 26 июля 2018 года.

Абитуриент обязан сдать дополнительные экзамены или творческие испытания, если они предусмотрены ВУЗом в указанный срок.

Абитуриент обязан подать документы на три специальности в пять вузов. 

Абитуриент обязан знать проходные баллы для поступления в ВУЗ.

Абитуриент обязан оплачивать обучение, если он поступил на платной основе.

Абитуриент обязан знать количество бюджетных мест.

Абитуриент обязан своевременно вносить плату за проживание в общежитии.

Итак, что является обязанностями абитуриентов? (1,2,4,6).

СЛАЙД 24

Благодарю вас за ответы, и на память о сегодняшней встрече разрешите вручить вам Памятки абитуриента.

Вот и подходит к концу наша деловая игра. Хочется верить, что она стала для вас полезной, что вы многое узнали и приняли к сведению. И когда перед вами встанет выбор, какой дорогой пойти, вы примите правильное решение!

Песня «Перекресток семи дорог» [1]

Я благодарю всех, спасибо!

И, ни пуха ни пера!

Список использованных источников:

Андрей Макаревич «Перекрёсток семи дорог» (Из кинофильма «Перекрёсток») – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://muz-color.ru (Дата последнего обращения 19.11.17)

Галина Уфимцева «Как птица, сердце бьётся, рвётся…» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stihi.ru (Дата последнего обращения 19.11.17)

Эдуард Асадов «Творите биографии свои» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://asadove.ru (Дата последнего обращения 22/10/17)

http://www.edu.ru (Дата последнего обращения  22.10.17)

http://eduinspector.ru (Дата последнего обращения 19.11.17)

http://postyplenie.ru (Дата последнего обращения 19.11.17)

https://pravoved.ru/ (Дата последнего обращения 19.11.17)

Приложение 2

   
 

Приложение 3

   

Приложение 4

 

2

Просмотров работы: 954