Проблема патриотизма современной молодежи в Крыму

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблема патриотизма современной молодежи в Крыму

Ягофарова А.С. 1
1Калиновский Филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Джанкойский профессиональный техникум»
Ибрагимова А.Р. 1
1КФ ГБПОУ РК «Джанкойский профессиональный техникум»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Объект исследования: философия

Предмет исследования: философская антропология и философия культуры

Гипотеза: если, поэтапно начинать с истории своей семьи, своего Крыма, а затем к истории России ведется работа по формированию гражданина Российской Федерации. То он непременно будет знать не только историю своей страны, но и будет являться настоящим ее патриотом, гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины, приумножению ее богатств и дальнейшего процветания.

Методы исследования: поисковый с использованием научной и учебной литературы, а также поиск необходимой информации в сети Интернет;

-сбор информации, анализ полученных в ходе исследования данных.

Цель работы: Формирование высоких моральных и психологических качеств обучающихся, преданности Родине и готовности к ее защите.

Задачи: -обеспечить обучающихся историческими знаниями о Великой Отечественной войне и Героями Советского Союза Крыма; — приобщить к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения ;

— проследить формирование готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей выпускников.

Актуальность заключается в том, что молодежь понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его на практике. Отсутствуют достойные примеры патриотизма в современном обществе, а если и есть, о них не принято напоминать молодежи.

Ожидаемые результаты:

Непосредственным связующим звеном в организации взаимодействия будет совет по патриотическому воспитанию в техникуме. Под руководством совета будут найдены новые, интересные формы работы в этом направлении, расширены имеющиеся формы, удовлетворяющие требованиям обучающихся и родителей.

Патриотическое воспитание.

Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма.

Патриотическое воспитание молодежи является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества. 

Задача- дать понять молодежи, что они и есть те потомки легендарных героев, которые отдавали во все века свою жизнь за Отечество, что фраза  из знаменитой песни «Только гордая доблесть их поселилась в сердцах живых!»,  это та основа, на которой во все века существовала наша страна, и если придут лихие времена, они должны встать на защиту нашей Родины, они и есть будущие «Герои нашего Отечества».

Обзор литературы:

Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе.

Межнаучный синтез и разносторонность исследования позволили авторам создать своеобразную и оригинальную концепцию понимания российского патриотизма и его воспитания в современных условиях.

В книге представлен итог многолетних исследований авторов по разработке основных технологических параметров, организации процесса патриотического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений и его технологического проектного сопровождения.

Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма.

В научно-популярном издании рассматривается проблема патриотизма как миссии служения Отечеству поколений россиян, вступивших в ХХI век. Авторы обращаются к историко-культурному наследию зарубежных и отечественных мыслителей с целью выявления генезиса идеи служения Отечеству и ее трансформации в принцип, отражающий единство личностных, коллективных, общественных и государственных интересов.

Так что же такое патриотизм? В толковом словаре Даля этому слову дается такое определение: ПАТРИОТ - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Более свежий источник - педагогический энциклопедический словарь (2003) даёт следующее определение патриотизма: «… любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...».

Как видно из выше сказанного, понятие патриотизма не претерпело каких либо серьезных смысловых изменений, хотя существует уже много веков.

Как обстоят дела с патриотизмом у нынешней молодежи? Это и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем».

Как известно, когда свободы много, она развращает человека. Так материальные ценности стали преобладать над моральными ценностями. Что считает ценным среднестатистический молодой человек? Деньги, машину, хорошую одежду, тусовки по выходным. Для патриотизма в этом случае совсем не остается места. И почти никто не задумывается, что так жить нельзя.

Необходимо духовное возрождение общества. Поэтому вопросы историко-патриотического воспитания должны находиться в центре внимания общественности и государства, и обучать патриотизму подрастающее поколение лучше всего через исторические примеры.

Я считаю, что нужно возродить интерес молодежи к истории Крыма и России. Чтобы благодаря этому, подрастающее поколение стало нравственным, духовным и способным отдать свои силы и знания на благо Родины, народа. Конечно же, огромным событие для всех жителей Крыма стало воссоединения с Россией в марте 2014 года. Это событие изменило сознание всех крымчан, и вызвало огромную волну патриотических чувств в обществе. Не обошло оно стороной и меня.

Любовь к Родине.

Моя Россия – это самая дорогая, важная, драгоценная, горячо любимая страна.

Все, чем богата наша земля, вызывает у меня уважение и чувство гордости. Я не перестаю удивляться тому, как славно уживаются в нашей стране люди разных национальностей, говорящие на разных языках, исповедующие разные религии .

Народ – это главное богатство моей Родины. На нашей земле живут и трудятся люди более ста двадцати национальностей, а в Крыму двадцати четырех национальностей. Я особенно ценю мир, дружбу, взаимопонимание, согласие, царящие на нашей земле, и понимаю, что все это зависит от нас самих.

Любить так свою страну, как любит её В.В.Путин, честно выполнять свой долг перед Отчизной и своим народом, как это делает на протяжении уже многих лет наш Президент - это мой долг и долг каждого гражданина Республики Крым.

Сегодня патриоты – студенты, которые приобретают особую значимость. И это не случайно, Россия сейчас переживает сложный исторический период. Но из множества проблем нашего времени - экономических, политических, социальных - наибольшую опасность для роста общества представляет кризис духовности - равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к историческому прошлому своего народа. Остановить эту нежелательную тенденцию может лишь духовное возрождение общества. Поэтому вопросы гражданско-правового воспитание молодежи находятся, сегодня в центре внимания общественности и государства.

Патриотами не рождаются - ими становятся.

Патриотами не рождаются,

Патриотами становятся

Да, любая страна в героях нуждается

Только так она миром славится

Кто же есть патриот?

Если спросишь меня

Я отвечу тебе,

Патриот- это совесть и честь

Патриот- это гордость за Знамя страны

Патриот- это верность , любовь к Родине

Настоящий патриот тот,

Который заботится об общем благе

Каждый обязан умереть за отечество,

но никто не обязан лгать ради него.

Патриотами не рождаются,

Патриотами становятся

(стих собственного сочинения)

Патриотизм - одна из самых значимых ценностей, на которых строится любое государство, и его нужно воспитывать с детства. Воспитание настоящего гражданина и патриота - одна из главных задач общества.

В содержании патриотического воспитания важное место занимает пропаганда боевых традиций русской, советской и российской армии. Мои сверстники должны понимать, что боевые традиции армии и флота – это исторически сложившиеся обычаи и правила, ставшие нормой поведения воинов, как в бою, так и в мирное время.

Беззаветная преданность и горячая любовь к Родине, непримиримость к врагам Родины, высокая бдительность, беспримерная стойкость и мужество, храбрость и героизм, верность боевому знамени, товарищеская помощь и взаимная выручка в бою, боевая дружба, проявляемые в борьбе с врагами России, служили и продолжают служить примером для воинов Вооруженных Сил России.

Герои ВОВ.

В ожесточенных боях в годы Великой Отечественной войны советский воин Александр Матросов закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота, отдал жизнь, чтобы обеспечить выполнение боевой задачи. В его героическом подвиге отразилось глубокое осознание своего воинского долга перед Родиной, перед советским народом, пламенный патриотизм. Также самоотверженно действовал, совершая воздушный таран, бесстрашный летчик Николай Гастелло, а также многие другие воины-патриоты. Их героические поступки стали примером для подражания, вдохновляли миллионы защитников Отечества на беспримерные подвиги в боях против иноземных оккупантов. За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, более 11,5 тыс. воинов стали Героями Советского Союза, среди них герои Крыма:

Амет Хан Султан. Советский военный лётчик, гвардии майор, заслуженный лётчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза (1943, 1945);

Пионер-герой Володя Дубинин. 29 августа 1927, Керчь — 4 января 1942, Керчь — пионер-герой, участник Великой Отечественной войны;

Среди героев Крыма была еще девушка - Алиме Абденнанова;

Среди пионеров-героев, защитников Крыма, памятно имя Вити Коробкова, феодосийского школьника, который не пожалел жизни ради уничтожения фашисткой нечисти…

Памяти участникам и павшим в Великой Отечественной войне посвящается…

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край,

Солдаты, подарили вы планете

- Великий Май, победный Май!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли,

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живём!

Вывод: Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. 

Самое главное приобретение человека - это вера в себя, вера в то, что ты знаешь и умеешь, чувство собственного достоинства. Эти качества формируются в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества становятся основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу каждого.

Патриотизм - это любовь всего народа к Родине, и не просто любить надо, но и какой - то вклад вносить. Для человека Родина - не просто земля, на которой он живет, но и его окружение - семья, близкие. Я считаю себя патриотом, потому что я живу на своей Родине, я люблю свою Родину, уважаю её. Н.Г. Чернышевский сказал: «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство - силой его патриотизма».

Я считаю, что патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности. Патриотизм - нравственная категория. Надо помнить, что к нравственным поступкам человека побуждает его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. Индивид сознательный поступает «по знанию» того, что каждый человек должен иметь гордость за Родину, понимать роль государства, принимать его историю, культуру.

Как нравственное чувство, истинный патриотизм подразумевает: духовность, гуманизм, милосердие. Провозглашает духовные ценности: разум, мир, добро, справедливость, любовь. В этом и есть содержание патриотизма как нравственного понятия.

Патриотизм- это преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность вплоть до самопожертвования к его защите.

Именно благодаря высокому моральному духу, патриотизму советских людей мы одержали победу в жестокой схватке с немецкими фашистами. Здесь я позволю себе привести слова гитлеровского палача Германа Геринга. На Нюрнбергском процессе он признал, что, готовясь к войне с СССР, немцы учли все количество танков, самолетов, артиллерийских орудий и минометов. Знали даже, сколько тракторов выходит из строя после посевной. Не учли только морального духа и патриотизма русских, советских граждан.

Сейчас линия фронта проходит в умах людей. Соответственно, одним из важнейших щитов Отечества, не уступающим по приоритету ракетно-ядерному, является духовность граждан страны. Т.е. одной силы и могущества оружия недостаточно, основополагающим является моральный дух, патриотизм народа, владеющего этим оружием.

В России, а также в Крыму всегда были патриоты, которые жили на благо и процветание своей Родины, при необходимости не жалея жизни, и я надеюсь, так будет и впредь.

А теперь зададим себе вопрос: все ли молодежь знает об этих подвигах, героях ВОВ?

Уверяю вас – единицы.

Анкетирование. (Приложение № 1)

Результаты анкетирования:

Цель анкетирования: выяснить, знает ли молодежь этих героев. Были получены интересные ответы. Обучающиеся практически все правильно понимают: кого можно считать патриотом, кто такие ветераны и почему их нужно уважать. 73% знают фамилии героев советского Союза, и единицы знают имя и отчество героев.

Фундамент- это патриотизм.

Патриотами не рождаются, а патриотами становятся, – гласит народная мудрость. Президент России В.В. Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее».

Диаграмма

В целях выявления уровня знаний по теме «Патриотизм молодежи в Крыму», с обучающимися проведено анкетирование на тему «Что молодежь знает о подвигах героев ВОВ? »

Обработка результатов показала следующие результаты:

Вывод анкетирования: В анкетировании принимали участие обучающиеся

1-го, 2-го, 3-го курса. По итогам анкетирования , можно сделать вывод что:

•Кого можно считать патриотом?- 73%

•Кто такие ветераны войны. – 75%

•Почему их нужно уважать? -75%

•Кого из Героев Советского Союза я знаю. -54%

•Что я знаю об их подвиге.-32%

•Как я отношусь к ветеранам. – 70%

•Когда была Великая Отечественная война?- 80%

Исходя из результатов анкетирования, решили оформить сменный стенд в техникуме о героях ВОВ.

(Приложение № 2)

Заключение

Патриотизм заключается в том, чтобы любить свой народ и уважать другие народы. Патриотизм — это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм — это, прежде всего, состояние духа, души. Патриотизм – это когда ты любишь свой народ, а национализм – это когда ты ненавидишь другие народы. И каждый из нас должен осознать разницу в этих понятиях.

Надо в нашем техникуме создать клуб «Патриот».

Целью является развитие творческого потенциала личности, укрепление здоровья молодежи, патриотическое воспитание, получение молодыми людьми начальных знаний в области обороны государства и подготовка их по основам военной службы.

Задачи:

• формирование у молодых граждан положительной мотивации к военной службе и последующему выбору военной профессии;

• формирование у молодежи навыков здорового образа жизни, организация занятий физической культурой, спортом и туризмом;

• преодоление негативных явлений в подростковой среде, профилактика правонарушений и асоциального поведения;

• содействие активной самореализации молодежи, развитию ее творческих способностей; • подготовка молодежи допризывного возраста по основам военной службы и знакомство с военно-учетными специальностями;

• вовлечение молодежи в занятия военно-прикладными видами спорта.

Перечисленные проблемы могут и должны решаться не завтра и не в следующем году, а прямо сейчас. Завтрашний день Крыма зависит от того, насколько выверенными и дальновидными будут принимаемые сегодня меры по воспитанию патриотизма в подрастающем поколении.

В нашем техникуме функционирует волонтерское движение, который возглавляет обучающийся 22 группы Баклажко Евгений. Основным мотивом в деятельности волонтеров становится желание ощутить собственную значимость и полезность обществу. Область деятельности современных волонтеров очень широка. Они помогают в подготовке общественных акций и в их проведении, распространяют информацию, участвуют в образовательных программах.

Наши волонтеры помогают ветеранам ВОВ. Реализуют программу по гражданско-патриотическому воспитанию «Юный волонтер».

Формируют осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира.

-Развивают гражданственность и национальное самосознание обучающихся.

-Создают условия для реализации каждым студентом собственной гражданской позиции через деятельность органов студенческого самоуправления.

-Формируют у обучающихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины.

Крым всегда был богат своими людьми. И наша задача – сохранить наш человеческий потенциал, победить безнравственность, вытеснить насаждаемые извне и чуждые нам ценности и взгляды, остановить разложение молодежи. Развив нравственность и патриотизм, Крым сможет возродиться .

Используемая литература:

1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография.– Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.-172 с. 2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 119 с.

3. Л.Д. Кудрявцев Современное общество и нравственность. М., «Наука», 2010.

4 . В.К. Левашов Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий// №8,2008

Интернет ресурсы:

http://www.putin-today.ru/archives/2053

https://www.libex.ru/detail/book46445.html

Приложение № 1

АНКЕТА
•Кого можно считать патриотом?

•Кто такие ветераны войны.

•Почему их нужно уважать?

•Кого из Героев Советского Союза я знаю.

•Что я знаю об их подвиге.

•Как я отношусь к ветеранам.

•Когда была Великая Отечественная война?

Приложение № 2

Герои- патриоты ВОВ

Александр Матросов(1924-1943)
Стрелок-автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени Сталина.
Саша Матросов родителей не знал. Он воспитывался в детском доме и трудовой колонии. Когда началась война, ему не было и 20. Матросова призвали в армию в сентябре 1942-го и отправили в пехотное училище, а затем на фронт.
В феврале 1943 года его батальон атаковал опорный пункт фашистов, но угодил в ловушку, попав под плотный огонь, отрезавший путь к окопам. Стреляли из трех дзотов. Два вскоре замолчали, однако третий продолжал расстреливать красноармейцев, залегших в снегу.
Видя, что единственный шанс выйти из-под огня, это подавить огонь соперника, Матросов с однополчанином дополз до дзота и бросил в его сторону два гранаты. Пулемет замолчал. Красноармейцы пошли в атаку, но смертельное оружие застрекотало опять. Напарника Александра убило, и Матросов остался перед дзотом один. Нужно было что-то делать.
На принятие решения у него не было и нескольких секунд. Не желая подводить боевых товарищей, Александр своим телом закрыл амбразуру дзота. Атака увенчалась успехом. А Матросов посмертно получил звание Героя Советского Союза.

Николай Гастелло(1907-1941)


Военный летчик, командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка, капитан.
Работал слесарем, затем в 1932 году был призван на службу в Красную Армию. Попал в авиаполк, где стал летчиком. Николай Гастелло участвовал в трех войнах. За год до Великой Отечественной он получил звание капитана.
26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Гастелло вылетел для удара по немецкой механизированной колонне. Дело было на дороге между белорусскими городами Молодечно и Радошковичи. Но колонна хорошо охранялась вражеской артиллерией. Завязался бой. Самолет Гастелло был подбит из зенитки. Снаряд повредил топливный бак, машина загорелась. Летчик мог катапультироваться, но он решил исполнить воинский долг до конца. Николай Гастелло направил горящую машину прямо на колонну врага. Это был первый огненный таран в Великой Отечественной войне.
Фамилия храброго летчика стала нарицательной. До конца войны всех асов, решившихся пойти на таран, называли гастелловцы. Если следовать официальной статистике, то за всю войну было совершено почти шестьсот таранов соперника.

Леня Голиков(1926-1943)

Бригадный разведчик 67-го отряда 4-й ленинградской партизанской бригады.
Лене было 15 лет, когда началась война. Он уже работал на заводе, окончив семилетку. Когда фашисты захватили его родную Новгородскую область, Леня пошел в партизаны.
Он был храбр и решителен, командование его ценило. За несколько лет, проведенных в партизанском отряде, он участвовал в 27 операциях. На его счету несколько разрушенных мостов в тылу врага, 78 уничтоженных немцев, 10 составов с боеприпасами.
Именно он летом 1942 года недалеко от деревни Варницы подорвал машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков сумел добыть важные документы о наступлении немцев. Атака противника была сорвана, а молодой герой за этот подвиг был представлен к званию Героя Советского Союза.
Зимой 1943 года значительно превосходящий отряд противника неожиданно атаковал партизан у села Острая Лука. Леня Голиков погиб как настоящий герой - в бою.

Зина Портнова(1926-1944)

Пионер. Разведчица партизанского отряда имени Ворошилова на оккупированной фашистами территории.
Зина родилась и ходила в школу в Ленинграде. Однако война застала ее на территории Белоруссии, куда она приехала на каникулы.
В 1942 году 16-летняя Зина вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Она распространяла на оккупированных территориях антифашистские листовки. Затем под прикрытием устроилась работать в столовую для немецких офицеров, где совершила несколько диверсий и лишь чудом не была схвачена врагом. Ее мужеству удивлялись многие опытные военные.
В 1943 году Зина Портнова ушла в партизаны и продолжила заниматься диверсиями в тылу врага. Из-за усилий перебежчиков, сдавших Зину фашистам, попала в плен. В застенках ее допрашивали и пытали. Но Зина молчала, не выдавая своих. На одном из таких допросов она схватила со стола пистолет и застрелила троих гитлеровцев. После этого ее расстреляли в тюрьме.

Молодая гвардия(1942-1943)

Подпольная антифашистская организация, действовавшая в районе современной Луганской области. Насчитывала более ста человек. Младшему участнику было 14 лет.
Эта молодежная подпольная организация была образована сразу после оккупации Луганской области. В нее вошли как кадровые военные, оказавшиеся отрезанными от основных частей, так и местная молодежь. Среди самых известных участников: Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Василий Левашов, Сергей Тюленин и многие другие молодые люди.
«Молодая гвардия» выпускала листовки и совершала диверсии против фашистов. Однажды им удалось вывести из строя целую мастерскую по ремонту танков, сжечь биржу, откуда фашисты угоняли людей на принудительные работы в Германию. Члены организации планировали устроить восстание, но были раскрыты из-за предателей. Фашисты поймали, пытали и расстреляли более семидесяти человек. Их подвиг увековечен в одной из самых известных военных книг Александра Фадеева и одноименной экранизации.

Панфиловцы

28 человек из личного состава 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка.
В ноябре 1941 года началось контрнаступление на Москву. Враг не останавливался ни перед чем, совершая решающий марш-бросок перед наступлением суровой зимы.
В это время бойцы под командованием Ивана Панфилова заняли позицию на шоссе в семи километрах от Волоколамска - небольшого города под Москвой. Там они дали бой наступающим танковым частям. Сражение длилось четыре часа. За это время они уничтожили 18 бронированных машин, задержав атаку соперника и сорвав его планы. Все 28 человек (или почти все, здесь мнения историков расходятся) погибли.
По легенде, политрук роты Василий Клочков перед решающей стадией боя обратился к бойцам с фразой, ставшей известной на всю страну: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!»
Контрнаступление фашистов в итоге провалилось. Битва за Москву, которой отводили важнейшую роль в ходе войны, была проиграна оккупантами.

Алексей Маресьев(1916-2001)

В детстве будущий герой переболел ревматизмом, и доктора сомневались в том, что Маресьев сможет летать. Однако он упрямо подавал документы в летное училище, пока наконец не был зачислен. В армию Маресьева призвали в 1937 году.
Великую Отечественную войну он встретил в летном училище, но вскоре попал на фронт. Во время боевого вылета его самолет был подбит, а сам Маресьев смог катапультироваться. Восемнадцать суток, тяжело раненный в обе ноги, он выбирался из окружения. Однако он все-таки сумел преодолеть линию фронта и попал в больницу. Но уже началась гангрена, и врачи ампутировали ему обе ноги.
Для многих это означало бы конец службы, но летчик не сдался и вернулся в авиацию. До конца войны он летал с протезами. За эти годы он совершил 86 боевых вылетов и сбил 11 самолетов противника. Причем 7 - уже после ампутации. В 1944 году Алексей Маресьев перешел на работу инспектором и дожил до 84 лет.
Его судьба вдохновила писателя Бориса Полевого написать «Повесть о настоящем человеке».

Виктор Талалихин(1918-1941)


Заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО.
Виктор Талалихин начал воевать уже в советско-финляндскую войну. На биплане сбил 4 вражеских самолета. Затем служил в авиационном училище.
В августе 1941 года одним из первых советских летчиков совершил таран, сбив в ночном воздушном бою немецкий бомбардировщик. Причем раненый летчик смог выбраться из кабины и спуститься на парашюте в тыл к своим.
Затем Талалихин сбил еще пять немецких самолетов. Погиб во время очередного воздушного боя около Подольска в октябре 1941-го.
Спустя 73 года, в 2014-м, поисковики нашли самолет Талалихина, оставшийся в подмосковных болотах.

Андрей Корзун(1911-1943)

Артиллерист 3-го контрбатарейного артиллерийского корпуса Ленинградского фронта.
Солдат Андрей Корзун был призван в армию в самом начале Великой Отечественной войны. Он служил на Ленинградском фронте, где шли ожесточенные и кровопролитные бои.
5 ноября 1943 года, во время очередного сражения, его батарея попала под ожесточенный огонь противника. Корзун был серьезно ранен. Несмотря на жуткую боль, он увидел, что подожжены пороховые заряды и склад с боеприпасами может взлететь на воздух. Собрав последние силы, Андрей дополз до полыхавшего огня. Но снять шинель, чтобы накрыть огонь, уже не мог. Теряя сознание, он сделал последнее усилие и накрыл огонь своим телом. Взрыва удалось избежать ценой жизни храброго артиллериста.

Александр Герман(1915-1943)

Командир 3-й Ленинградской партизанской бригады.
Уроженец Петрограда, Александр Герман, по некоторым данным, был выходцем из Германии. В армии служил с 1933 года. Когда началась война, пошел в разведчики. Работал в тылу врага, командовал партизанским отрядом, который наводил ужас на солдат противника. Его бригада уничтожила несколько тысяч фашистских солдат и офицеров, пустила под откос сотни железнодорожных составов и подорвала сотни автомашин.
Фашисты устроили за Германом настоящую охоту. В 1943 году его партизанский отряд попал в окружение в Псковской области. Пробиваясь к своим, храбрый командир погиб от вражеской пули.

Владислав Хрустицкий(1902-1944)

Командир 30-й отдельной гвардейской танковой бригады Ленинградского фронтаВладислав Хрустицкий был призван в ряды Красной Армии еще в 20-е годы. В конце 30-х окончил бронетанковые курсы. С осени 1942-го командовал 61-й отдельной легкой танковой бригадой.
Он отличился при операции «Искра», положившей начало к поражению немцев на Ленинградском фронте.
Погиб в бою под Волосово. В 1944 году враг отступал от Ленинграда, но время от времени предпринимал попытки контратаковать. Во время одной из таких контратак танковая бригада Хрустицкого угодила в ловушку.
Несмотря на шквальный огонь, командир приказал продолжить наступление. Он обратился по радио к своим экипажам со словами: «Стоять насмерть!» - и первым пошел вперед. К сожалению, в этом бою храбрый танкист погиб. И все же поселок Волосово был освобожден от врага.

Константин Заслонов(1909-1942)

Командир партизанского отряда и бригады.
Перед войной работал на железной дороге. В октябре 1941 года, когда немцы уже стояли под Москвой, сам вызвался на сложную операцию, в которой был необходим его железнодорожный опыт. Был заброшен в тыл противника. Там придумал так называемые «угольные мины» (на самом деле это просто мины, замаскированные под каменный уголь). С помощью этого простого, но эффективного оружия за три месяца была подорвана сотня вражеских составов.
Заслонов активно агитировал местное население переходить на сторону партизан. Фашисты, прознав это, переодели своих солдат в советскую форму. Заслонов принял их за перебежчиков и приказал пропустить в партизанский отряд. Путь коварному врагу был открыт. Завязался бой, в ходе которого Заслонов погиб. За живого или мертвого Заслонова была объявлена награда, но крестьяне спрятали его тело, и оно не досталось немцам.

Матвей Кузьмин(1858-1942)



Крестьянин Матвей Кузьмин появился на свет за три года до отмены крепостного права. А погиб, став самым пожилым обладателем звания Героя Советского Союза.
Его история содержит немало отсылок к истории другого известного крестьянина - Ивана Сусанина. Матвей тоже должен был вести захватчиков через лес и топи. И, как и легендарный герой, решил ценой своей жизни остановить врага. Он отправил вперед своего внука, чтобы тот предупредил отряд партизан, остановившийся неподалеку. Фашисты угодили в засаду. Завязался бой. Матвей Кузьмин погиб от руки немецкого офицера. Но свое дело сделал. Ему шел 84-й год.

Зоя Космодемьянская(1923-1941)

Партизанка, входившая в диверсионно-разведывательную группу штаба Западного фронта.Учась в школе, Зоя Космодемьянская хотела поступить в литературный институт. Но этим планам не суждено было сбыться - помешала война. В октябре 1941-го Зоя как доброволец пришла на призывной пункт и после короткого обучения в школе для диверсантов была переброшена под Волоколамск. Там 18-летний боец партизанской части наравне со взрослыми мужчинами выполняла опасные задания: минировала дороги и разрушала узлы связи. Во время одной из диверсионных операций Космодемьянскую поймали немцы. Ее пытали, заставляя выдать своих. Зоя героически вынесла все испытания, не сказав врагам ни слова. Видя, что добиться от юной партизанки ничего невозможно, ее решили повесить.
Космодемьянская стойко приняла испытания. За мгновение до смерти она крикнула собравшимся местным жителям: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен!» Мужество девушки так потрясло крестьян, что позже они пересказали эту историю фронтовым корреспондентам. И после публикации в газете «Правда» о подвиге Космодемьянской узнала все страна. Она стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны.

Просмотров работы: 231