Я одаренный, а семья и школа ни при чем?

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Я одаренный, а семья и школа ни при чем?

АХМАДИШИН А.А. 1
1МБОУ СОШ № 7 г.Туймазы
Садриева Э.И. 1
1МБОУ СОШ № 7 г.Туймазы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться» - говорил немецкий поэт-гуманист, педагог Август Бебель. Так ли это? Существует две точки зрения об одаренности детей: первая – «все дети являются одаренными», вторая – «одаренные дети встречаются крайне редко». Первые считают, что ребенка можно развить до одаренности, а вторые, что одаренность – это уникальное явление, дар Божий. Где же правда? Какая точка зрения имеет большее право на жизнь? Кто должен помочь в выявлении одаренности и ее развитии? Какова в этом роль семьи и школы? Мы задались этими вопросами и решили узнать, кто же и как способствует ребенку в развитии его одаренности.

Актуальность данной темы очевидна, ведь сегодня выявление и развитие одаренности является одной из приоритетных задач государства.

Цель исследования: определить роль семьи и школы в развитии одаренности ребенка.

Объект исследования: одаренность ребенка.

Предмет исследования: семья и школа как участники развития одаренности.

Задачи:

1. Раскрыть понятие одаренности, виды, признаки одаренности.

2. Изучить мировой опыт по развитию одаренности.

3. Определить роль государства, школы и семьи в развитии одаренности ребенка.

4. Познакомиться с системой работы с одаренными детьми в МБОУ СОШ №7 г.Туймазы.

5. Определить роль своей семьи в собственном развитии.

6. Разработать информационное пособие для одаренных детей.

Гипотеза исследования: предполагаем, что семья и школа - главные помощники в развитии одаренности ребенка.

Теоретическая значимость: изучение и систематизация материала по данной теме.

Практическая значимость: данная исследовательская работа может быть использована в организациях системы образования, в работе центров по развитию одаренности, а также для одаренных учащихся.

Методы исследования: Метод поиска информации, беседа, опрос, обработка и анализ результатов исследования.

База исследования: МБОУ СОШ № 7 г.Туймазы, семья Ахмадишиных.

Научная новизна исследования состоит в разработке информационного пособия «Не бойся проявиться!» в помощь одаренным учащимся.

Глава 1. Одаренные дети

1.1.Понятие одаренности, виды и признаки одаренности

Существует множество понятий одаренности. Мы выбрали наиболее понятное нам определение. Так, одаренность –наличие у человека врожденных способностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Она определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми[4, с.9].

Одаренный ребенок – ребенок, который выделяется яркими, очевидными достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.

Выделяют два вида одаренности: общую и специальную. Общая одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий виды деятельности, в которых человек может достичь больших успехов.  Общая одаренность может быть интеллектуальной либо и творческой.  Интеллектуальная – проявление необычно высокого уровня умственного развития, творческая – порождение необычных идей, отклонение от традиционных схем мышления, способность к быстрому разрешению проблемных ситуаций [5].

Специальная одаренность -одаренность в конкретных видах деятельности (поэзия, спорт, общение и т. д.). В этой связи различают виды специальной одаренности: художественная, спортивная, социальная.

Стремление к познанию - самая яркая характеристика любого одаренного ребенка.

Специалисты выделяют следующие основные признаки детской одаренности: хранение информации, обширный круг интересов, рано начинает читать и писать, музыкально или художественно одарен, у ребенка бывают периоды глубокого сосредоточения, имеет хорошую память, имеет "продвинутый" словарный запас, уделяет внимание деталям, действует как собственный критик, понимает сложные понятия [1, с.22].

При выявлении одаренных детей чаще своего используется комплексный подход с использованием ряда методов: наблюдение за детьми; психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями; экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.; проведение психодиагностического исследования .

1.2. Мировой опыт работы с одаренными детьми

В рамках сбора информации по исследуемой теме мне стало интересно, а как работа с одаренными детьмиведется в других странах? Изучив зарубежный опыт в этом направлении, мы выяснили, что в каждой стране построена и развивается своя система работы с одаренными детьми.

В США работает ряд программ для одаренных детей в разных системах образования. Это специальный обязательный тест на определение способностей ребенка, обучение в специализированных (магнитных) школах, постоянный мониторинг развития способностей в период обучения в начальной и средней школе с участием психологов, программы по внешкольной работе с одаренными детьми; работа по специальным учебным планам, которые включают в себя академический минимум, единый для всего штата, и профильные предметы, которые каждая школа определяет самостоятельно [2, с.39].

В Израиле с целью выявления талантливых детей ежегодно проводится единый экзамен среди всех учащихся 2-3-го класса, состоящий из двух туров. В зависимости от того, насколько успешно ребенок прошел это тестирование, он либо получает право учиться по специальной программе, либо приглашается к участию в факультативе по специальным темам. 

В Китае одаренные дети пользуются различными льготами при продвижении по образовательной "лестнице" - к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и т.п.В Китае нет специальных школ для одаренных детей, однако при каждом университете существуют школы, дающие образование повышенного уровня.Кроме того, в Китае создана иеархическая система школ: во всех провинциях, городах выделяется несколько лучших школ, среди них самая лучшая - "супершкола". В них работают лучшие преподаватели из разных стран [2, с.41].

Австралию отличает широкий опыт совместной деятельности правительства, научных учреждений и школ в работе с одаренными детьми. Австралийские ученые видят свою задачу в нравственном совершенствовании одаренных детей, в необходимости развивать у них качества руководителя, так как современный мир остро нуждается в лидерах с высоким уровнем нравственности.

В Великобритании функционирует Национальная Ассоциация содействия одаренным детям. В английской педагогике особо выделяется такой вид одаренности, как творческая одаренность. Британские специалисты полагают, что творчество (креативность) является важным элементом всех видов одаренности.

Германия - одна из развитых европейских стран, система образования которой считается лучшей во всем мире. Одаренных детей выявляют в 10-12-летнем возрасте с помощью специальных методик. Одаренные учащиеся распределяются по отдельным группы для ранней специализации в гимназиях. Большой популярностью в Германии пользуются так называемые «каникулярные академии» для одаренных учащихся. В Германии разработана летняя программа - «Немецкая школьная академия», она дает возможность одаренным учащимся проходить учебные курсы высокого уровня между старшими классами и университетом. Во Франкфурте открыт Центр для одаренных детей, призванный помочь детям и подросткам с выдающимися способностями, а также их родителям, воспитателям и учителям [6].

Любопытно, что российский опыт работы с одаренными детьми широко распространен в странах Востока: в Южной Корее, Сингапуре, Таиланде.

1.3.Роль государства, школы и семьи в развитии одаренности

В вопросе развития одаренности Россия- не исключение. В нашей стране работа с одаренными детьми ведется по ряду направлений. Миссия государства – обеспечить равные условия для того, чтобы выявлять и поддерживать одаренности детей вне зависимости от сферы одаренности, социального положения и имущественных возможностей семей. С 60-х годов ХХ века в нашей стране существуют специализированные классы и школы, куда отбираются дети на основе их склонностей и более высокого уровня способностей. Работа с одаренными детьми в наши дни строится не только в образовательных учреждениях повышенного уровня обучения (лицеи, колледжи, гимназии, авторские школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов), но и в общеобразовательных школах [3, с.127].

Школа создает условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации. Школа также строит индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка, формирует исследовательскую культуру учащихся. Обществу нужны одаренные люди и задача общества состоит в том, чтобы выявить, сохранить и развить способности его представителей. Жажда открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия тянет нас еще на школьной скамье [7]. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. 

Семья выявляет, поддерживает и обеспечивает развитие одаренности ребенка. Кроме того, семья призвана создавать благоприятную атмосферу для ребенка, где он способен реализовать свои интересы и увлечения, развитие которых ведет его к успеху.

Выводы по главе 1

Изучив и проанализировав литературу, мы выяснили, что такое одаренность, разобрались в ее видах и признаках. Одаренность – это не только врожденные способности, но и большая работа по их развитию. Выявляют и диагностируют ее по ряду признаков, в связи с которыми разделяют на несколько видов. Ознакомившись с мировым опытом работы с одаренными детьми, узнали, что в каждой стране построена и развивается система работы по развитию одаренности и каждая система имеет свои особенности. Также выяснили, что государство, семья и школа являются не наблюдателями, а непосредственными участниками в развитии одаренности ребенка. Государство утверждает программы поддержки одаренных детей, школа обеспечивает ее реализацию, а семья оказывает помочь и участие в развитии одаренности ребенка.

Глава 2. Школа направит, семья поможет

Изучив и проанализировав литературу, мы разобрались в понятии одаренности, узнали о ее видах, признаках, способах диагностики, ознакомились с мировым опытом работы с одаренными детьми, а также вопросами государственной политики по развитию одаренности детей.

В рамках практической части мы наметили следующие этапы исследования:

1. Собрать информацию об участии государства в развитии одаренности через различные программы поддержки одаренных детей, работу научно-методических центров развития одаренности.

2. Изучить опыт работы с одаренными детьми в нашей школе.

3. Проанализировать участие своей семьи в развитии моей одаренности.

4. Разработать информационное пособие для одаренных учащихся.

2.1. Встреча с Министром образования РБ в рамках

республиканского форума «Надежда Башкортостана»

В рамках Республиканского форума «Надежда «Башкортостана», я принял участие во встрече с Министром образования Г.Р.Шафиковой, проходившей в Доме Правительства нашей республики (Приложение 1). Вместе со мной участие приняли 50 ребят со всей республики, а также их учителя-наставники. Гульназ Радмиловна отметила, что в этом году на развитие движения «Одаренные дети» из республиканского бюджета выделено 18 млн рублей, и далее эта сумма будет расти. Ведущие вузы республики заинтересованы, чтобы талантливые ребята оставались в регионе. Кроме того, она рассказала, что большое внимание уделяется построению активного взаимодействия министерства образования, культуры, молодёжной политики и спорта, муниципалитетов, вузов, общественных организаций, целью которого является выявление и поддержка одаренных детей. Также обеспечивается развитие электронного образования, предполагающего создание виртуальной образовательной среды для комплексного сопровождения одаренных школьников. Государство должно обеспечить возможность не только проявить свой дар, но и развивать его.

Пользуясь возможностью, я побеседовал с Г.Р.Шафиковой по интересующим меня вопросам. Благодаря этой беседе я узнал о портале «Одаренные дети Республики Башкортостан». Этот ресурс носит учебно-вспомогательный характер, предоставляя возможность учащимся зачислиться в дистанционную школу и развивать свои знания через олимпиады и конкурсы портала.


2.2. Работа с Научно-методическим центром развития одаренности обучающихся при Институте развития образования РБ

С целью получения информации о том, как участвует государство в развитии одаренности детей, мы побывали в Научно-методическом центре развития одаренности при Институте развития образования нашей республики (Приложение 2). В ходе беседы с руководителем Центра Шафигуллиной Рамилей Рафиковной мы выяснили, что Центр создан в целях оказания образовательных, научно-методических услуг школьникам, педагогическим работникам и родителям по поддержке интеллектуального, творческого развития одаренных детей. Для этого центр проводит дистанционные олимпиады, конкурсы, викторины, предметные школы для школьников; организует психолого-педагогическую поддержку развития одаренности школьников; организует научно-методическую помощь учителям, работающим с одаренными школьниками; организует консультативную помощь родителям в вопросах воспитания детей; координирует вопросы научно-педагогического обеспечения развития одаренности школьников. Рамиля Рафиковна пояснила, что в республике и стране сегодня большое внимание уделяется развитию одаренности, ведь одаренные дети- это потенциал общественного развития. Ведется взаимодействие со школами в области поддержки одаренных детей, ведь именно школа выявляет и содействует развитию одаренности.

2.3. Обращение в службу помощи семье, детям и молодежи «Райдо»

при Администрации муниципального района Туймазинский район

Чтобы выяснить мнение специалистов о том, как зависит развитие природных задатков и способностей ребенка от его социокультурной среды, мы отправились в службу социально-психологической помощи семье, детям и молодежи «Райдо» при Администрации нашего района. В ходе общения с руководителем службы - педагогом-психологом Кадыровой Эммой Магафуровой мы выяснили, что даже уровень образования ребенка напрямую зависит от семьи (Приложение 3). Она, как специалист, выразила мнение, что уровень развития одаренности ребенка – это всегда результат взаимодействия природных задатков, отношения семьи к способностям ребенка и участие образовательного учреждения в поддержании и развитии его интересов. Чем больше ребенку уделяется внимания родителями, чем благоприятнее атмосфера в семье, тем выше успехи ребенка в школе, и тем ярче ребенок проявляет свои выдающиеся способности. Потенциальные предпосылки ребенка к высоким достижениям видны не всегда, их проявление в большей степени зависит не от характера ребенка, а от атмосферы, в которой он растет и развивается. Также Эмма Магафуровна предложила нам пройти психологическое обследование (Приложение 4), результаты которого показали, что уровень моей одаренности составляет 76% (Приложение 5). Она пояснила: это говорит о том, что мои способности получают развитие, а мотором их развития является потребность в познании, а не чье-то желание сделать меня одаренным.

В ходе беседы я поделился с психологом проблемами, с которыми сталкиваюсь и попросил ее совета. Я объяснил, что иногда мне бывает тяжело выстроить контакт с человеком, я бываю закрыт для окружающих, порой мне скучно с одноклассниками, я ставлю перед собой цели и очень сильно расстраиваюсь, если достигаю меньшего результата, чем хотел. Эмма Магафуровна объяснила, что это всё- во -первых признак одаренности, а во-вторых, это психологические проблемы одаренности. Мы обсудили пути решения этих проблем, наше общение с психологом не ограничилось одной беседой и психолого-диагностическим исследованием. Мы продолжаем работать с Эммой Магафуровной в направлении решения психологических проблем и я уже вижу изменения в себе.

2.4. Система работы с одаренными детьми в школе №7 г.Туймазы

На этом этапе исследования мы пообщались с директором школы А.В. Михеевым. Андрей Владимирович рассказал о модели развития одаренных детей, выстроенной в нашей школе (Приложение 6). Она предполагает сопровождение одаренных детей в рамках системы непрерывного выявления, поддержки и развития одаренности, повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации. Модель представляет собой систему взаимодействия педагогов, психологов, родителей и учащихся, помогающую разработать направления, задачи, план действий и их поэтапную реализацию в период обучения в школе (Приложение 7).

В нашей школе используются следующие принципы работы с одарёнными детьми:

- дифференциация и индивидуализация обучения;

- принцип развивающего обучения;

- внедрение новых педагогических технологий;

- внеурочная деятельность.

У одарённых детей проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности –это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду и самопознанию.

В урочной деятельности используются такие виды деятельности, как проблемно-развивающее обучение, работа в малых группах, проектно-исследовательская деятельность, игровые технологии (деловые игры и путешествия).

Сопровождение одаренных учащихся идет в тесном сотрудничестве учителя и педагога-психолога. Психолог обеспечивает необходимые условия для личностного развития, укрепления и охраны психического здоровья детей, оказания психологической помощи одаренным детям в профессиональном и личностном самоопределении, адаптации к жизни в обществе.

Многие ребята в нашей школе проявляют интерес к исследовательской деятельности, для поддержки и развития одаренности в этом направлении создано научное общество «Шонкар», которое спешно работает уже более 10 лет. Современной школе, как говорит Андрей Владимирович, необходимо тесно взаимодействовать с семьёй. Система школьного управления должна стать открытой и понятной для родителей и общества. Школа как центр обучения и досуга должна стать привлекательной не только для школьников, но и для их родителей. Социальное партнерство– это сотрудничество школы, родителей, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата. Школа работает над созданием модели эффективного взаимодействия: «Школа –местное сообщество». Социальными партнерами школы являются родители, органы управления образования различных уровней, образовательные учреждения, общественные организации, бизнес – структуры.

Эффективность выстроенной в нашей школе модели подтверждается ростом уровня достижений учащихся. Так, только в направлении научно-практической деятельности в2013-2014 учебном году количество победителей и призеров НПК республиканского и всероссийского- международного уровня составляло 178 учащихся, то по итогам 2017-2018 учебного года уже 480 (Приложение 8).

Об эффективности применяемой системы работы с одаренными детьми говорит и рост моих личных достижений. Если по итогам первого года обучения я стал победителем и призером НПК различного уровня 5раз, то по итогам пятого года уже27. При этом, из года в год увеличивается число моих побед в конференциях и фестивалях всероссийского и международного уровня. В целом за 5 лет в моем портфолио собралось 320 наградных документов за участие и победы не только в исследованиях, но и олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях и т.д. (Приложение 9). Интереса ради и высчитал, что 5 лет это около 1080 учебных дней, а за минусом каникул 930 дней. Следовательно, на каждые 3 дня обучения приходится по одному наградному документу. Разве это не здорово?! И этому способствовало не только мое желание, а еще и помощь школы.

Таким образом, система работы с одаренными детьми, построенная в МБОУ СОШ №7 г.Туймазы, обеспечивает взаимодействие семьи и школы, позволяет поэтапно выявлять и развивать одаренных детей в процессе обучения, а также включает их психологическую поддержку.

2.5. Решающее значение семьи в моем развитии

Несмотря на высокую роль природно-обусловленных факторов и влияние школы на развитие ребенка , значение семьи является решающим. Я единственный ребенок в семье. Образование в нашей семье является высокой ценностью, поэтому родители уделяют моему образованию очень большое внимание. Особенность нашей семьи, которую я хотел бы отметить – это высокое внимание ко мне. Иногда мне кажется, что вся жизнь семьи сосредоточена на мне. Моим интересам и способностям уделяется самое большое внимание, меня не ограничивают в возможности проявлять свои способности, несмотря на то, что это требует много времени, сил и средств.

Мои родители способствуют моему развитию различными способами, каждый из которых не просто способствует моему развитию, но и поддерживает нашу тесную связь друг с другом, а это очень важно. Какие это способы? Я поделюсь ими:

1) Правильные книги. Несмотря на то, что мне только 12 лет, я уже сейчас понимаю, что родители с детства «привили» мне желание к чтению правильных книг, вызывающих интерес и влекущих за собой. Маленьким я читал книги вместе с мамой, потом стал читать сам, но мама всегда предлагала именно те, что научили меня анализировать, думать, смеяться, а иногда, может быть, и плакать. Сейчас я уже сам выбираю, что мне почитать, но совет мамы для меня очень важен. Одна из таких последних книг –«Будь лучшей версией себя». Книга о том, как обычные люди становятся выдающимися. Автор Дэн Вальдшмидт исследовал более 1000 историй обычных людей, которые достигли выдающихся побед.

2) Интеллектуальные разминки, когда всей семьей мы разгадываем ребусы или кроссворды, расширяя кругозор и багаж знаний.

3) Беседы «по душам». Мы вместе обсуждаем и анализируем ситуации, случаи из жизни, события, проблемы или радостные счастливые моменты жизни. Такие беседы научили меня любить жизнь, окружающий мир, людей, а еще любить себя, ведь без этого невозможно стать достойной личностью и найти смысл собственной жизни.

4) Реализация моих интересов. Родители с большим вниманием и трепетом относятся к моим интересам, обеспечивая для меня возможность развивать их. Благодаря этому я занимаюсь в школе робототехники, углубленно изучаю английский язык, посещаю спортивные секции плавания и бокса, занимаюсь научно-исследовательской деятельностью, в рамках которой участвую в конференциях и фестивалях различного уровня.

5) Путешествия. Благодаря родителям я уже побывал во многих странах мира, где посетил исторические места, достопримечательности, что приобщает к культурным ценностям, расширяет кругозор. Путешествия развили во мне толерантность к другим народам, расам, культурам. Вместе мы составляем программу путешествия, перед каждой поездкой на мне лежит ответственность за изучение и подбор наиболее интересных для посещения мест. Каждое путешествие становится осознанным, запоминающимся и полезным.

В моей семье сложились доверительные отношения, мы делимся друг с другом и помогаем друг другу, между нами нет конфликтов. Мои интересы и увлечения стали общим делом моей семьи. Мы вместе строим планы и вместе их реализуем, вместе создаем мечты и вместе идем к ним. Таким образом, семья – мой главный друг и помощник в развитии (Приложение 10).

2.6. Создание информационного пособия для одаренных учащихся

«Не бойся проявиться!»

Завершая исследование, проанализировав информацию, полученную из встреч и бесед с министром образования, руководителем НОЦ развития одаренности, психологом, директором школы, учащимися нашей школы, изучив участие в моем личностном развитии моей семьи и школы, я сложил для себя определенную платформу, включающую пути развития своих качеств и способы преодоления на своем уровне проблем одаренности. Своим опытом я решил поделиться с другими. Так возникла идея разработать информационное пособие для одаренных учащихся (Приложение 11).

Результаты опроса, проведенного среди учащихся нашей школы, показали, что ребята, занимающиеся исследованиями, заинтересованы в оценке своих исследовательских достижений экспертами разного уровня и заинтересованы в информационном пособии (Приложение 12). Именно поэтому в информационное пособие мы решили включить и раздел для юных исследователей, желающих поделиться своими исследованиями, защитить свои проекты на конференциях, фестивалях различного уровня.

Для этого мы систематизировали данные, полученные от НОУ Шонкар нашей школы, Центра развития одаренности, из Интернет-ресурсов, и используя в том числе личный опыт, создали раздел пособия, содержащий и информацию о том, где, когда и как ребята, занимающие исследовательской деятельностью, могут принять участие в конференциях и фестивалях различного уровня. При разработке этого раздела были также использованы источники, содержащие публикации моих исследовательских работ: «Обнинский полис» МАН «Интеллект будущего», «Ими гордится Россия» МАН «Интеллект будущего», «Юность. Наука. Культура Башкортостан» МАН «Интеллект будущего», «Лестница наук» Московской областной общественной организации поддержки и развития научной деятельности молодежи «Инновация», «На пороге открытия» ФГБОУ «Уфимский государственный авиационный технический университет», «Научное PROдвижение» ГАОУДПО Институт развития образования РБ, «Мы-будущее науки» Международной ассоциации развития науки, образования и культуры, «Старт в науку» ФГБОУ «Башкирский государственный университет», «Исследование как метод познания» ФГБОУ БГУ (Приложение 13).

Выводы по главе 2

Уровень развития одаренности ребенка – это всегда результат взаимодействия природных задатков, отношения семьи к способностям ребенка и участие образовательного учреждения в поддержании и развитии его интересов.

Большое внимание со стороны государства уделяется построению активного взаимодействия министерства образования, культуры, молодёжной политики и спорта, муниципалитетов, вузов, общественных организаций, целью которого является выявление и поддержка одаренных детей.

Система работы с одаренными детьми, построенная в МБОУ СОШ №7 г.Туймазы, обеспечивает взаимодействие семьи и школы, позволяет поэтапно выявлять и развивать одаренных детей в процессе обучения, а также включает их психологическую поддержку.

Несмотря на высокую роль природно-обусловленных факторов и влияние школы на развитие ребенка, значение семьи является решающим. Моя семья- не исключение, она главный друг и помощник в моем развитии.

Обобщив полученные данные и используя личный опыт мы создали информационное пособие, включающее в себя разделы: пути развития собственных качеств; способы преодоление проблем с одаренностью; где и как юный исследователь может заявить о своих исследованиях.

Завершив практическую часть нашего исследования, мы пришли к выводу о том, что семья и школа играют важнейшую роль в развитии одаренности ребенка.

Заключение

Государство, семья и школа являются не наблюдателями, а непосредственными участниками в развитии одаренности ребенка. Государство утверждает программы поддержки одаренных детей, школа обеспечивает ее реализацию, а семья оказывает помочь и участие в развитии одаренности ребенка.

Система работы с одаренными детьми, построенная в МБОУ СОШ №7 г.Туймазы, обеспечивает взаимодействие семьи и школы, позволяет поэтапно выявлять и развивать одаренных детей в процессе обучения, а также включает их психологическую поддержку. В школе разработаны различные формы работы с одаренными детьми, в числе которых исследовательская деятельность и участие в НПК, сотрудничество с другими школами и ВУЗами, участие в Интернет- олимпиадах и тд.

Несмотря на высокую роль природно-обусловленных факторов и влияние школы на развитие ребенка, значение семьи является решающим. Моя семья- не исключение, она главный друг и помощник в моем развитии. Моим интересам и способностям уделяется самое большое внимание, меня не ограничивают в возможности проявлять свои способности, несмотря на то, что это требует много времени, сил и средств. Это индивидуальные занятия со специалистами, посещение секций, обеспечение всем необходимым по моим интересам, возможность участия в конференциях, фестивалях различного уровня в городах России и многое другое.

Уровень развития одаренности ребенка – это всегда результат взаимодействия природных задатков, отношения семьи к способностям ребенка и участие образовательного учреждения в поддержании и развитии его интересов.

Приняв участие во встрече с Министром образования РБ в рамках Республиканского форуме «Надежда Башкортостана», посетив НОЦ развития одаренности при ИРО РБ, мы убедились, что большое внимание со стороны государства уделяется построению активного взаимодействия министерства образования, культуры, молодёжной политики и спорта, муниципалитетов, вузов, общественных организаций, целью которого является выявление и поддержка одаренных детей.

По результатам исследования мы создали информационное пособие «Не бойся проявиться!», которое может служить незаменимым помощником одаренным учащимся. Разработанное пособие я презентовал на Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» в г.Москва, Региональном слете российского движения школьников «Время действий» в г.Уфа, Всероссийской научно-практической конференции «На пороге открытия» в г.Туймазы, выступил в работе заседания Научного общества «Шонкар» нашей школы, поделился своим опытом с одноклассниками на классном часе (Приложение 14).

Также мы предложили пособие для практического применения ребятам своей школы, управлению образования Администрации муниципального района Туймазинский район, Центрам по развитию одаренности при ИРО РБ, направили в Министерство образования РБ. НМЦ развития одаренности обучающихся при Институте развития образования РБ оценил наше пособие как полезное, содержательное и отметил, что пособие будет использоваться ими в своей деятельности и рекомендовано другим центрам развития одаренности (Приложение 15).

Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. Гипотеза подтвердилась: семья и школа действительно являются главными помощниками в развитии одаренности ребенка. Именно семья и школа мотивируют ребенка на кропотливый труд, ведущий к успеху.

«Я вообще не верю в одну единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески…» - говорил Ф.И. Шаляпин. И это так, ведь развивать одаренность – это не сделать один шаг, а идти по дороге открытий всю жизнь.

Список литературы

Блинова В.Л. Теория и практика детской одаренности. / Казань: ТГГПУ, 2010г. – 56 с.

Маликова И.Н. Зарубежный опыт выявления и дальнейшего сопровождения одаренных детей.//Научно-исследовательские публикации, 2017г. – с.38-44

Савенков А.И. Детская одаренность. / М.: Педагогическое общество России, 1999 г. - 220 с.

Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. / М.: Просвещение, 2000. - 136 с.

Библиографическая ссылка на электронные документы

http://medic.studio/psihologiya-pedagogicheskaya/otvetyi-psihologii-odarennosti.html

https://iq.hse.ru/more/education/odarennie-deti

http://pedsovet.su/metodika/6170_problemy_odarennyh_detey

Тезаурус

Одаренность – наличие у человека врожденных способностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей.

Психодиагностический тренинг- форма психологической практики, связанная с  распознаванием индивидуальных психологических особенностей и перспектив развития человека.

Личностное самоопределение - ощущение человекакоторое имеется у него 

относительно его собственноговнутреннего Я независимо от всех других.

Приложение

Приложение 1

Встреча с Министром образования Республики Башкортостан Г.Р.Шафиковой в рамках Республиканского форума

«Надежда Башкортостана»

Приложение 2

Посещение Научно-методического центра развития одаренности обучающихся при Институте развития образования РБ

Беседа с руководителем Центра Р.Р. Шафигуллиной

Приложение 3

Беседа с психологом - руководителем службы социально-психологической помощи семье, детям и молодежи «Райдо»

при Администрации Муниципального района Туймазинский район

Э.М. Кадыровой

Приложение 4

Психологическое обследование членов семьи Ахмадишиных, определение уровня одаренности

Приложение 5

Результаты психологического диагностирования

Приложение 6

Беседа с директором МБОУ СОШ № 7 г.Туймазы

А.В.Михеевым

Приложение 7

Модель работы с одаренными детьми в нашей школе

Приложение 8

Рост числа победителей и призеров НПК различных уровней

МБОУ СОШ № 7 г.Туймазы и рост личных достижений

Приложение 9

Портфолио Ахмадишина А.А.

Приложение 10

Семья- мой главный помощник в развитии

Приложение 11

Информационное пособие «Не бойся проявиться!»

Приложение 12

Опрос среди учащихся

МБОУ СОШ № 7 г.Туймазы

Вопрос : Заинтересованы ли Вы в информационном пособии,

содержащем сведения о различных конкурсах и

фестивалях, где можно представить свою

исследовательскую работу?

Приложение 13

Источники публикаций

наших научно-исследовательских работ

Приложение 14

Презентация информационного пособия

«Не бойся проявиться!»

Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив

«Леонардо» г.Москва

Региональный слет российского движения школьников

«Время действий» г.Уфа

Всероссийская научно-практическая конференция

«На пороге открытия» г.Туймазы

Заседание Научного общества учащихся «Шонкар»

К лассный час 6в класс

Обращение в Министерство образования Республики Башкортостан

Обращение в Научно-методический центр развития одаренности обучающихся при Институте развития образования РБ

Приложение 15

Ответ Научно-методического центра развития одаренности обучающихся при Институте развития образования РБ

Просмотров работы: 150