Когда с чтением всё в порядке!

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Когда с чтением всё в порядке!

Тимошки  Ф.М. 1
1МБОУ Средняя образовательная школа №62 имени Ю.А. Гагарина
Колчина  М.В. 1
1МБОУ Средняя образовательная школа №62 имени Ю.А. Гагарина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы.

Никогда никакими силами вы

не заставите читателя познать мир

через скуку.

Читать должно быть интересно.

А. Н. Толстой

Скажите, что вы чувствуете, когда слышите словосочетание «Техника чтения»? Спокойствие, уверенность? Видимо, у вас с чтением все в порядке!

Но бывает и другая ситуация, когда ничего кроме раздражения и страха у школьников это словосочетание не вызывает. Так было у меня, когда меня родители отдали на дополнительные занятия, чтобы я научился читать.

Сейчас, сидя на уроках, я понимаю, как важна техника чтения, т.к. я читаю хорошо, мне нравится читать, читаю быстро и научился я этому давно. На уроках я понимаю, как тяжело Марине Васильевне, когда некоторые ребята читают очень плохо. Нам сложно их слушать, они стесняются читать медленно, читают тихо, не слышно. Нам неинтересно, тратится очень много времени от урока, чтобы выслушать ученика.

Я решил провести исследование, что же надо сделать, чтобы изменить эту ситуацию, чтобы всем было легко, и как помочь ребятам научиться быстро читать. Ребята очень много сидят в телефонах, компьютерах, мало читают, что снижает технику чтения. Поэтому я буду говорить сегодня только о живых книгах, без электронных носителей.

Хорошие новости! Двойки можно заменить на пятерки или хотя бы четверки. Просто нужно потренироваться. Это как у спортсменов. Быстрее всех бегает тот, кто больше всего тренируется. Только тренировки - это не просто бесконечный бег по кругу. Это целый комплекс, иногда самых неожиданных, упражнений. А кто может определить, какие именно нужны упражнения спортсмену? Конечно же тренер! Так и с чтением. Наш учитель - это наш тренер! [Климкович Е., 2018: режим доступа: http://shkolala.ru/razvivashki/razvitie-tehniki-chteniya-u-rebenka/]

Именно поэтому я решил поглубже заняться данным вопросом и помочь нашему учителю, найти те упражнения, которые будут эффективными и интересными для ребят. Я разработал анкету для 1 и 3 классов с вопросами, которые помогли бы мне ответить и найти правильные решения по интересующей проблеме (Приложение №12). Взял только те вопросы, которые были необходимы в моем исследовании.

По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно. Существует фактор №1-скорость чтения. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. [Соколова Н.В., 2018: режим доступа: http://sokolovanatalya.blogspot.ru/2016/01/blog-post_8.html]

Роль чтения (приложение №1)

Проблема.

Снижение интереса детей к чтению книг и отсутствие беглости чтения.

Цель.

Я решил помочь учителю:

Разобраться почему так происходит?

Как помочь детям научиться быстро читать.

Выявить, какие книги читают одноклассники, разработать памятку «Советуем почитать, это интересно!»

Для достижения цели сформулированы следующие задачи.

Выяснить отношение учащихся нашей начальной школы к чтению

Изучить результаты техники чтения

Познакомиться с увлекательными играми и упражнениями для повышения качества чтения

Объекты исследования:

Ученики 1х (38 ученика) и 3х (38ученика) классов 2016-2017 уч.года МБОУ «СОШ № 62»

Предмет исследования:

Техника чтения учащихся.

Результаты работы:

В результате работы я смогу узнать, как дети смогут научиться бегло читать.

Теоретическая часть.

Понятия.

Чтение в школе – это не столько предмет изучения, сколько средство обучения всем остальным предметам учебного плана. Следовательно, одна из главных задач, которая стоит перед учителем начальных классов - научить детей осознанно, бегло, правильно читать, работать с текстом и развивать потребность к самостоятельному прочтению книг.

Навык чтения включает техническую и смысловую сторону чтения.

Если театр начинается с вешалки, то пути получения знаний, самообразования начинаются с умения читать.

Главной задачей учителя начальной школы является формирование умения читать тексты быстро, безошибочно осмысленно. Это необходимо для успешного усвоения всех учебных предметов.

При проверке навыка чтения учителем оценивают следующие позиции:

- как учащийся читает

- правильно он читает;

- выразительно ли читает текст;

- какова скорость чтения;

- насколько ученик понимает прочитанное.

Ребенок в свободном чтении читает в удобном для него темпе, но если необходимо прочитать быстро, то он должен это уметь сделать.

Нормы чтения в нашей школе №62

первое полугодие 1 класс: второе полугодие 3 класс:

5- 40 слов 5-80слов

4- 35слов 4-70слов

3- 30 слов 3-60слов

2- 20слов 2-50слов

Описание процесса.

Учитель дает ребенку текст соответствующий возрасту и в течение 1 минуты слушает его.

Область применения:

Начальные классы.

Практическая часть.

Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения, т.к. читать книги при низкой технике чтения - это не столько удовольствие, сколько мука.

Когда я начал ходить на дополнительные занятия и учиться читать в 4 года, для меня это тоже была мука, и я ходил как на каторгу. Хотелось просто играть, слушать сказки, а меня заставляли читать, читать, читать. Только спустя некоторое время, когда у меня стало получаться, я начал ходить с интересом на занятия и ждать от них и от книг, которые мы читали с учителем, всегда чего-то нового и интересного.

Результатом этого явилось, что теперь мне нравится читать, получаю от этого удовольствия, т.к. я могу узнать сам новую информацию, не дожидаясь, когда родители мне расскажут или прочитают.

Хорошая скорость чтения помогает мне и моим одноклассникам быстро прочитать задание, вникнуть и делать, а если скорость маленькая, то это уменьшает скорость выполнения заданий и количество их меньше.

Я поинтересовался у Марины Васильевны: при наборе детей на подготовительные курсы скорость чтения важна или нет?

Выяснил, что это влияет в какую группу попадет ребёнок: в читающую- программу пройдут быстрее и будет больше дополнительных, развивающих заданий. Если к начинающим, - будут много времени уделять изучению букв, чтению по слогам (Приложение №2).

Чтение –это не только скорость, но и осознанность, понимание текста и выразительность.

Изучая дополнительную литературу, я наткнулся на такое высказывание учителя начальных классов, что оптимальная скорость чтения от 120 до 150 слов в минуту нужна

для того, чтобы дети в старших классах продолжали хорошо учиться (на «4» и «5») (Приложение №3).

Дети, которые научились читать до школы (преимущественно 5 лет), техника и скорость чтения в школе растет быстрее, чем у детей, которые только в школе научились читать (с 7-8лет) (Приложение №4, 5).

Когда я стал составлять диаграмму по вопросу: где дети научились читать, то был удивлен, что сколько детей научились читать дома?

В настоящее время это уже является необходимостью, т.к даже при поступлении в школу отдают предпочтение читающим детям, в кружках тоже.

Я решил поинтересоваться когда наши родители научились читать (мини опрос на листочках помогла мне провести Марина Васильевна).

Наши родители приходили в школу в 7 лет и открывали букварь – и на первой странице видели предисловие: «Ты научишься читать и писать.

В их время не было дополнительных занятий и кружков. Чтению обучали в 1-3м классах (Приложение №6).

Современный ученик, в общей своей массе, существенно меньше читает, чем читал ученик 20 лет назад и тем более, чем читал ученик 40 лет назад. Безусловно, это одна из проблем. Но причиной этого является не только повальная информатизация и доступность "готовых интерактивных решений" разного типа, но и системное снижение скорости чтения и сопутствующей способности быстро обрабатывать полученную информацию. [Gringoire: режим доступа: https://aftershock.news/?q=node/617172&full].

В газете “Правда” директор Гайворонской средней школы № 5 Кировоградской области А. Резник писал: “...а как важно скорочтение для современной школы. Насколько производительнее была бы работа учащихся в классе, библиотеке и дома, если бы мы вооружили их знаниями, как правильно и рационально читать, вести записи, пользоваться библиографическим материалом...”

В 70-е, 80-е г.г. 20века чтению обучают в 1 —3-м классах. Именно в это время закладывается важнейшая основа обучения — такая скорость освоения печатного текста, которая обеспечивала бы посильную учебную нагрузку в последующих классах. [Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду КПСС от 23 февраля 1981г].

Чтение — важнейшее условие формирования мыслительных способностей.

Говорил В. А. Сухомлинский, исследовавший причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга. [Сухомлинский В.А.  «Разговор с молодым директором школы» – Киев, 1968].

Время ускоряется и тем ребятам, которые уже умеют читать до школы, гораздо легче в школе усвоить материал, чем тем, которые приходят в школу, не умея читать и только там учатся.

Большинство детей выбирают для чтения приключения, фантастику, книги о природе, в которых идет описание событий, героев, природы. Дети обсуждают эти книги и делятся впечатлениями чаще всего с родителями и друзьями. Эти выводы я сделал на основании моей анкеты (Приложение №7).

В 1 классе для детей авторитетом являются родители, поэтому при выборе книг для души ученики опираются на их мнение. Чаще всего эти книги есть дома.

Учитель может рекомендовать только учебную литературу, а в библиотеку дети приходят с настроением читать для себя, поэтому именно библиотекарь является помощником при выборе книг. Он всегда держит руку на пульсе (Приложение №8).

В 3 классе у родителей уже не хватает времени отслеживать какие темы интересуют детей, поэтому приоритетом в выборе книг для чтения в свободное время становится библиотекарь и сама библиотека (Приложение №9).

В основном дети тратят на чтение (при подготовке к урокам и для себя) от 30 до 60минут. При этом они успевают сделать уроки и получить удовольствие от чтения, при условии, что техника чтения хорошая.

В 1классе тратят 30минут на всю литературу, а в 3классе до 60минут (Приложение №10).

За 30-60мин дети читают книги по программе, но дополнительно для души, для расширения кругозора читают больше, что очень радует, особенно в 3 классе! Занимаются своим саморазвитием, не замечая этого. Есть и такие дети, которые читают, потому что модно (Приложение №11)!

В помощь ребятам я сделал памятку, чтобы при чтении книги ребята получали удовольствие

Правила чтения и обращения с книгой:

Не берите книги грязными руками.

Читайте сидя за удобным столом.

Держите книгу не ближе 30-40см от глаз, с наклоном 45 градусов.

Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.

Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.

Не читайте на ходу и при движении транспорта.

Не читайте до усталости. Через 20-30минут делайте перерыв в чтении.

Храните книги в закрытых полках.

Заключение.

Выводы:

Умение быстро читать, помощь родителей, библиотекаря, посещение библиотек, качество выбранных книг, влияет на технику чтения, на понимание текста, на желание читать дальше и больше.

Если техника чтения учащихся снижается, то снижается и качество усвоения материала, увеличивает время затраченное на подготовку к урокам, долго читает на уроке, перечитывает задания, остается меньше свободного времени, неуютно чувствует себя на уроке, стеснение.

Улучшая технику чтения, повышаем понимание текста, а также общие умения и навыки.

Советую почитать. Это интересно!

- В.Драгунский, Денискины рассказы

- Н.Носов, Мишкина Каша, Незнайка и его друзья

- А.Волков, Волшебник изумрудного города

- К.И.Чуковский, Телефон, Муха Цокотуха

- А.С.Пушкин, Сказка о рыбаке и рыбке

- К.Матюшкин, Истории с приведениями

- Э.Н.Успенский, Простоквашино

- Л.Кэрол, Алиса в стране чудес

- А.Лингрен, Гарри Поттер

- Г. Остер, Вредные советы

- Р.Сеф, Веселые стихи

Помимо книг существует много методик для развития техники чтения ребенка и интерактивные программы. Эта вся информация есть в интернете, но для удобства я подготовил материал для моего учителя в помощь, собрал все в единое целое. Подобрал, на мой взгляд, самое интересное, чем мне бы хотелось заниматься на уроках с ребятами. Это все есть в моем приложении. Если вам будет это интересно, что вы сможете обратиться к Марине Васильевне, она поделится с вами данной информацией.

Цель проекта осуществлена: я нашел методы как помочь учителю и детям научиться бегло читать.

В планах на будущее - хочу понять и изучить как развиваются ребята, которые посещают дополнительные занятия, хорошо ли они учатся, и какие именно секции и кружки им в этом помогают.

Приложения.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Анкета

Во сколько лет научился читать?___________________________________________

Каким образом научился читать?___________________________________________

_______________________________________________________________________

Сколько слов читал в начале 1 класса?______________________________________

Сколько слов читаешь в конце 1 класса?_____________________________________

Сколько слов читал в начале 2 класса?______________________________________

Сколько слов читаешь в конце 2 класса?_____________________________________

Сколько слов читал в начале 3 класса?______________________________________

Сколько слов читаешь в конце 3 класса?_____________________________________

Ты мальчик или девочка?

Каким книгам отдаёшь предпочтение (жанр)?________________________________

а) Приключения б) О сверстниках, о жизни, о любви, в) Стихи г) Классика д) Фантастика е) Детективы ж) Историческая литература з) Книги о природе

и) другое_______________________________________________________________

Сам берешь книги и читаешь или заставляют родители?_______________________

_______________________________________________________________________

Читаешь только то что по программе учитель задает или еще дополнительно?_____

_______________________________________________________________________

Где берешь книги для чтения?_____________________________________________

_______________________________________________________________________

Любишь ли читать?______________________________________________________

Назови самое любимое произведение свое? (название, автор)___________________

_______________________________________________________________________

Назови самую нелюбимую книгу?__________________________________________

_______________________________________________________________________

Библиотека твоей мечты?_________________________________________________

Сколько времени в день ты расходуешь на чтение:
а) – учебной литературы__________________________________________________

б)-литературе «для души»_________________________________________________

14. Чьими рекомендациями ты чаще всего пользуешься при выборе книг?

а)друзей          б)родителей              в)учителей           г)библиотекаря

15. Обсуждаешь ли ты прочитанные книги, если да, то с кем? ____________________

_______________________________________________________________________

16.Сколько, примерно, художественных произведений ты прочел с начала учебного года?_________________________________________________________________________

17. Сколько из них ты взял в библиотеке?_______________________________________

18. С какой целью ты чаще всего читаешь? (можно отметить несколько вариантов):

а) для души б) для подготовки к урокам в) потому, что это модно

г) для расширения кругозора д) по настоянию родителей е) по настоянию учителя

ж) другое________________________________________________________________

19. Что тебе, больше всего, нравится в художественных произведениях?

а) описание событий б) описание героев в) описание природы г) сюжет книги

д) диалоги героев е) другое

20. На какого литературного героя ты хотел бы быть похож? (укажи книгу)__________

_______________________________________________________________________

21. Как ты думаешь, может существовать школа без библиотеки? а)да б)нет

22. Продолжи, пожалуйста, фразу: «Для меня школьная библиотек- это_____________

_____________________________________________________________________________

23. Как часто ты посещаешь библиотеку?

а) несколько раз в неделю б) еженедельно в) 1-2 раза в месяц г) 1-2 раза в год

д) 1 раз в несколько месяцев е) никогда

24. В какие секции ты ходишь_________________________________________________

_____________________________________________________________________________

25. Чем ты занимаешься в свободное время?____________________________________

_____________________________________________________________________________

13.

Упражнения для развития скорости чтения

- Читанее строчек с прикрытой верхней половиной

- Читанее строчек с прикрытой нижней половиной

- Чтение строчек наоборот по словам

- Перечитывать текст с новым заданием

- Режим щадящего чтения

- Многократность чтения

- Чтение перевернутого текста

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Существуют специальные интерактивные программы, с помощью которых можно научить детей читать в школе и дома заниматься.

20.

[Ткачёва О.Н. Тренинги для развития навыка быстрого чтения]

21.

Специальные слоги для первоклассников.

22.

Чтение стихов с помощью чисел.

Используемая литература:

Ткачёва О.Н. Тренинги для развития навыка быстрого чтения

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать.- М.:Просвещение, 1991.

Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению.- М.: Просвещение, 1991.

. Корнев А.Н.Нарушения чтения и письма детей.- СПб.:ИД”МиМ”,1997.

Оморокова М.И.и др. Преодоление трудностей.- М.: Просвещение, 1990.

Тихомирова И.И. Интерес к чтению: как его пробудить? // Школьная библиотека.- №6.-2001.

Бунаков Н.Ф. «В школе и дома». – М.,1886. –С.3..

Ежемесячный научно - методический журнал «Начальная школа». М., «Просвещение», 1990г.№ 8.

Ежемесячный научно - методический журнал «Начальная школа». М., «Просвещение», 1994г.№ 6.

Иващенко Л.М. «Труд и развитие личности школьника». М., «Просвещение», 1987г.

Крутецкий В.А. «Психология». Учебник для учащихся педучилищ 2-е издание переработанное и дополненное. М., «Просвещение». 1986г.

Сухомлинский В.А.  «Разговор с молодым директором школы» – Киев, 1968. – с.19.

Сухомлинский В.А.  «Сердце отдаю детям». – Киев, 1969. – с.169.

Федоренко И. Т. «Подготовка учащихся к усвоению знаний». - Киев, 1980.

http://sokolovanatalya.blogspot.ru/2016/01/blog-post_8.html

http://shkolala.ru/razvivashki/razvitie-tehniki-chteniya-u-rebenka/

https://aftershock.news/?q=node/617172&full

https://studfiles.net/preview/5949646/page:2/

Просмотров работы: 27