Селфи - образ личности или индивида?

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Селфи - образ личности или индивида?

Черкасова У.А. 1
1МБОУ СОШ № 66
Ермакова А.А. 1
1МБОУ СОШ № 66
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Сколько на вашем телефоне собственных фото? Сейчас каждые несколько минут появляется больше снимков, чем за весь XX век. С чем это связано? Увлечение? Мода? Хобби? Или проблема?

Мир технически развивается стремительно быстро, и этот факт оставляет свой отпечаток на его жителях. Поскольку двигателями прогресса и инициаторами являются именно люди, то и отвечать за последствия тоже им. С давних времён учёные и гении прошлого искали пути запечатлеть изображение более простыми путями, чем рисование. И это неудивительно, ведь мы всегда ищем лёгкие пути для решения своих задач, быстрые способы удовлетворения своих потребностей. Одним из последствий поиска более легкого пути стало постоянное желание фотографировать себя и выкладывать в социальные сети практически одинаковые снимки. Проблема в том, что для большинства представителей молодого поколения это становится нормой поведения. Вот только в чем заключается смысл этих действий? Можно ли говорить о том, что таким образом они пытаются показать себя обществу и утвердиться в нём?

В связи с актуальностью данной темы перед нами была поставлена следующая цель: выявить, является ли селфи образом личности или всё же отражает образ индивида.

Задачи:

Изучить особенности селфи на основе теоретического анализа работ отечественных и зарубежных авторов;

Определить понятия «индивид», «личность» и рассмотреть их особенности;

Понять по каким причинам у человека возникает потребность сделать селфи;

Проанализировать проявление увлечённости селфи у подростков и молодёжи города Нижний Тагил;

Предложить варианты использования селфи как способа пропаганды патриотизма, образования и здорового образа жизни.

Объект: селфи как направление современной культуры.

Предмет: влияние селфи на человека и общество.

Гипотеза: селфи не является проблемой, это просто другая, совершенно новая культурная среда, в которой личности предоставляется возможность разобраться в себе, выразиться, получить признание в обществе, развить свои творческие способности.

Методы:

Анализ литературы по исследуемой теме;

Синтез, сопоставление, сравнение различных точек зрения по поводу ключевых понятий и проблем, рассмотренных в работе;

Наблюдение, опрос, анкетирование подростков и молодёжи города Нижний Тагил с целью выявления степени увлечённости селфи;

Анализ полученных результатов опроса.

Практическая значимость: Данную работу можно использовать на тематических классных часах с учащимися 4-11 классов, для темы беседы на родительских собраниях, для уроков-диспутов по обществознанию в средней и старшей школе. Выводы, сделанные в работе, а также практические рекомендации по использованию селфи, позволят правильно применять данный феномен в образовательных целях, избегая при этом негативного влияния селфи на человека и общество.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СЕЛФИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

История культурного феномена «Селфи» и современные тенденции

Феномен селфи захлестнул интернет пространство в 2005-2011 году, хотя первое упоминание относят к 2002 году (интернет-форум в Австралии), а в 2013 было введено в Оксфордский словарь, сотрудники Оксфордского университета, назвали selfie словом года, в связи ростом использования термина. В русском варианте его называют «самощелк» или «фотографический автопортрет». Особенность данного автопортрета заключается в том, что чаще всего он выполняется с расстояния вытянутой руки или через зеркало, и является способом самопрезентации себя в интернет пространстве и таких социальных сетях как facebook, vk, myspace и instagram1.

Кроме того, история фотографического автопортрета значимо глубже феномена селфи. Можно отметить, что одни из первых автопортретов относятся к началу XX века. Хотя одно из первых селфи было сделано Робертом Корнелиусом в 1839 году (Приложение 1). Первый в истории отчётливый снимок человеческого лица. Существует автопортрет молодой Анастасии Николаевны Романовой (дочери последнего русского царя), который она сняла через отражение в зеркале, снимок датирован 1914 годом, так, в письме, которое сопровождало фотографию, 13 летняя Анастасия написала: «Я сделала эту картину, смотря в зеркало. Это было очень сложно, так как мои руки дрожали» (Приложение 2). В целом, начало ХХ века ознаменовалось интересом к фотографии и появлению автопортрета (с использованием треноги или зеркала). Существуют селфи выполненные Дж. Ленноном, папа римский Франциск выкладывает для своей 60-миллионной интернет-аудитории селфи-фото, на которых он запечатлён с посетителями Ватикана.

На сегодняшний день феномен селфи получает все новые формы и названия. Так, в зависимости от того где и как сделан селфи существуют релфи (relfie relationship selfie) – автопортрет с любимым или близким человеком был так назван социологами из Гарвардского университета. В современной литературе посвященной селфи выделяют следующие типы: селфи со знаменитостью; «здоровое селфи» (в тренажерном зале или с иными атрибутами фитнесса и спорта); селфи с едой; селфи в примерочной (сюда также относятся фотографии сделанные дома в момент примерки разных нарядов); селфи на пляже (или другом месте отдыха, «хот-дог ноги»), селфи-уточки (с характерно вытянутыми губами «дакфейс»), селфи в лифте («лифтолук»), груфи (групповое селфи), фелфи (селфи с животным), экстрим-селфи, сделанные при опасных обстоятельствах или занятии экстримальными видами спорта2.

В целом можно отметить, что существует целый поток интернет публикаций, связанных с селфи – снимки, шутки, фильмы. Все они формируют культурный пласт, новый тип мышления.

Селфи как один из способов самореализации человека

Особенности понятий «индивид» и «личность»

Понятия «личность» и «индивид», широко используются людьми. Однако не все понимают, чем они отличаются друг от друга, поэтому часто путают их.

Двойственность природы человека, его биосоциальная сущность неоднократно становилась объектом изучения многих философов, социологов и психологов. Представитель русской философской школы Н.А.Бердяев относит понятие личности к религиозно-духовным категориям, а понятие индивида – к натуралистически-биологическим3.

Точную характеристику отличий индивида от личности дал известный психолог А. Г. Асмолов, утверждающий, что «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают».

Индивид – это уникальный набор свойств, присущий конкретному человеку. Большая часть этих качеств была получена им при рождении, остальное – приобретено в течение жизни. Основное отличие индивида – целостность. Персональные свойства редко подвергаются изменению. К таковым характеристикам относятся пол, возраст, имя, цвет кожи и глаз, форма черепа и т.д.

Личностью называется уникальный представитель общества, проявивший себя в культурном и социальном развитии4. Данная система черт актуальна только в процессе жизнедеятельности в обществе, так как требует признания социума. Один и тот же человек в разных обществах будет иметь отличные личностные качества, и оцениваться по-разному.

Следует понимать, что от природы каждый представитель человеческого рода является индивидом. Личностью можно стать только в процессе коммуникации с другими членами общества. Причем на становление не влияют физические качества человека. Личностью вполне может быть человек с ограниченными возможностями.

Важнейшим отличием индивида является невозможность утратиться. Вне общества личность достаточно быстро теряет приобретенные черты. Поведенческие нормы и даже способность общаться на родном языке со временем забываются. Кроме того, социум часто «награждает» личность признанием, популярностью, авторитетом. Все это может быть утрачено в течение нескольких лет при резкой смене общества или полном отказе от него. Свойства, присущие индивиду, сохраняются при любых условиях.

Селфи: удовлетворение потребностей личности

Практически любая деятельность человека начинается с потребности.

Концепция потребностей Абрахама Маслоу, пожалуй, является наиболее известной из всех. Психолог не только классифицировал потребности людей, но и сделал интересное предположение, что у каждого человека индивидуальная иерархия необходимостей5. Так как в современном быстроменяющемся мире становится сложным удовлетворить многие первичные потребности (здоровье, стабильность, личная безопасность – то, что отличает нас от остального животного мира), человек стремится удовлетворить вторичные потребности посредством селфи, так как это кажется ему более быстрым и простым способом быть счастливым. Однако такое удовлетворение потребностей лишь иллюзия. Кроме этого, выдвижение на первый план социальных потребностей характерно и для подростков, так как именно в этом возрасте происходит становление социального «Я». На первое место по важности выдвигается вопрос: «Каким меня видят окружающие (особенно ровесники и друзья)?».

Подростки сомневаются в собственной привлекательности, их самооценка неустойчива, вот почему они постоянно хотят знать мнения социума. Простой и всегда доступный способ получить обратную связь от окружения – сделать селфи и выложить на своей странице в социальной сети. Поиск индивидом своей идентичности обуславливает его личностную многомерность, расщепленность, принципиальную «не заданность» в мире. В этой связи уместно вспомнить слова Э. Фромма, заметившего, что «человек - это живое существо, осознающее себя как самостоятельную величину и способное сказать: «Я»6.

Селфи – попытка найти свою идентичность, создать новые образы своего личностного «я», определить и переопределить уже сложившееся мнение о себе. Таким образом, делая селфи, человек формирует высказывание о себе. Это заявление о своем социальном статусе, семейном положении, принадлежности к социальной группе, о своих успехах в том или ином виде деятельности, увлечениях, хобби. Но, к сожалению, не всегда это может быть реальным положением дел, селфи позволяет конструировать желаемую идентичность, свои «виртуальные образы» – успеха, уверенности, благополучия. Поэтому желание делать фотографии связывают с реализацией потребности в творчестве. Однако творчество связано с трудом, в то время как селфи - это легкое практически моментальное воплощение замысла. Селфи есть иллюзия творчества, возможно, именно этим селфи-практики так притягательны.

Кроме этого, селфи способствует удовлетворению потребности в восхищении и одобрении, ощущении своей уникальности и чувстве собственной значимости.

Таким образом, распространению селфи способствует возможность хотя бы отчасти удовлетворять, но в большей степени создавать иллюзию удовлетворения нескольких довольно значимых потребностей.

Влияние селфи на человека и общество

Сегодня фотография используется для быстрой передачи информации, общения и в качестве способа публично заявить о себе. Благодаря социальным сетям фотография из личного пространства переходит в публичное, доступное всем и каждому. Личная жизнь добровольно выставляется напоказ, таким образом, мы неосознанно делаем себя незащищёнными, провоцируем публику на интерес к своей персоне, который не всегда несёт положительные намерения.

Кроме того, меняется характер фотографий. То, что когда-то было стыдно показать и осуждалось, напротив – становится модным и одобряется социумом. Выставляя напоказ свои части тела, фотографируясь в церкви или там, где это неуместно, мы обрекаем будущее нашего рода на отсутствие морально-этических норм.

Ещё одной особенностью селфи является то, что фотография изменила наше отношение к миру. Потребляя вещь или услугу, будь то путешествие или еда в ресторане, главным критерием выбора является ее эстетическая привлекательность, которую мы фиксируем с помощью камеры, и тут же отправляем в сеть в поисках подтверждения и признания нас и нашего выбора как правильного, где за соответствие нужному образу человек получает похвалу в виде лайков или репостов, что становится основанием для действий7.

Наряду с новыми возможностями для общения мы получили и новую действительность, в которой нет места некрасивым людям, грязным подъездам и непривлекательной пище. Человек всегда стремился к прекрасному, однако выбор, совершаемый на уровне переживания, иррационален, красивое может обернуться обманом, а за погоней за привлекательной картинкой может скрываться пустота, свидетельствующая об отчаянии и бессмысленности.

Другая сторона медали заключается ещё и в том, что мы не воспринимаем некрасивое, особенно если это относится к людям. Отсюда существует неприятие подростками не таких как они, в группе появляются изгои, которые могут болезненно переносить отстранённость от сверстников. Формируется неправильное отношение к истинным ценностям человечества.

Селфи может быть опасным не только для общества в целом, но и для самого человека. Американские учёные пришли к выводу, что автопортреты с мобильного телефона, которые регулярно выкладывают в социальных сетях, являются привлечением внимания и психическим расстройством8. Болезнь селфи распространилась по всему миру и коснулась людей разных возрастных категорий. В России популярнейшим селфистом стал Кирилл Орешкин. Он постоянно покоряет всё новые и новые высоты, фотографируясь на крышах многоэтажек. Этот вид селфи уже имеет своих жертв. Зависимые от селфи люди также погибали и из-за невнимательности: потребность сфотографироваться отвлекала их от опасности. Известны случаи аварий вследствие неуместного самофотографирования.

Кроме негативного влияния селфи на человека и общество, можно выделить положительные аспекты данного феномена.

Развитие творческого потенциала у «фотографа». Существует множество приложений по обработке фотографий, которые позволяют преобразовывать изображение, делая их похожими на картинки из глянцевого журнала.

Селфи – это способ познакомиться с интересными людьми, прорекламировать свои способности или распространить какую-либо информацию. Многие отмечают, что таким образом познакомились с людьми, которые привнесли нечто хорошее в их жизнь.

Селфи является стимулом к самосовершенствованию. Фотография остаётся в качестве воспоминания о важном событии, путешествии, достижении чего-либо, и хочется выглядеть на такой фотографии особенно хорошо. Люди занимаются спортом, повышают уровень образования, расширяют кругозор, и всё это запечатляют на камеру, тем самым пропагандируя это в массы.

Публикуя фотографию в социальной сети, зачастую мы пишем к ней текст и наделяем хештегом. Это может быть короткое размышление по теме или нет, или же хорошо подобранное высказывание какого-нибудь великого писателя. В таком размышлении мы поднимаем проблемы, которые нас волнуют, делимся воспоминаниями и впечатлениями, можем поделиться ценной для окружающих информацией, одновременно показываем свою эрудированность. Наш стиль повествования при этом должен привлечь внимание, быть интересным и понятным, именно поэтому наша письменная речь должна быть лаконичной, логичной, без ошибок. Хештег – это ключевое слово, основная тема, по нему нашу публикацию будет найти так же легко, как ответ на интересующий нас вопрос в интернете. Правильно сформулированный текст и хештег – ещё один залог успешной оценки селфи в виде «лайков» и комментариев.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА СЕЛФИ

2.1. Исследование проявления увлечённости селфи у подростков и молодёжи в городе Нижний Тагил

В целях выявления степени увлечённости селфи среди подростков и молодёжи города Нижний Тагил, мы составили и провели опрос с открытым голосованием в социальной сети «Вконтакте», в котором приняло участие около 70 человек в возрасте от 12 до 30 лет. Данный возрастной диапазон мы условно поделили на подростков 12-17 лет, те, кто является учащимися школ и, соответственно, молодёжь 18-30 лет, те, кто является студентами или молодыми специалистами. Нами были предложены такие вопросы:

- Как часто Вы делаете селфи?

- С какой целью Вы чаще всего делаете селфи?

- Если Вы сделали селфи, чувствуете ли необходимость выложить фото в социальную сеть?

- Вам важно сколько «лайков» наберёт ваше селфи?

По итогам голосования мы получили следующие результаты:

На вопрос «Как часто Вы делаете селфи?» большинство опрашиваемых (46%) ответили, что делают селфи только в значимые для них моменты, в большей степени это относится к 65% молодёжи и 35% подростков. Кроме этого, молодёжь либо совсем не делает селфи (17%), либо делает, но раз-два в неделю (11%) или раз в месяц (6%). Подростки, наоборот, делают селфи при любом удобном моменте (12%) или каждый день (8%). (Приложение 3, рис.1)

Чтобы разобраться в причинах такой увлечённости селфи, мы предложили следующий уточняющий вопрос.

С какой целью Вы чаще всего делаете селфи? Большинство опрашиваемых ответили, что фотографируются для запечатления хорошего, красивого момента или важного для них события (55%), причём этот ответ в равной степени выбрали как подростки, так и молодёжь. Вариант «мне нравится фотографироватьсебя, так я поднимаю себе настроение» выбрали 19% подростков. Молодёжь делает селфи, когда считает, что в данный момент хорошо выглядит (19%) и реже, когда хотят поделиться новостью или рассказать о себе (7%). (Приложение 3, рис.2)

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что для подростков, кроме фотографирования памятного события или хорошего момента, так же важна развлекательная сторона селфи, это приносит им радость. В то время как цель фотографирования у молодёжи направлена на то, чтобы запомнить себя такими, какие они есть в данный момент, чаще всего в момент, когда они наиболее довольны собой или окружающей обстановкой. В этом скорее всего и проявляется эстетическая функция фотографии, умение видеть красивое не только в себе, но и в окружающем мире. И вместе с тем, не все стремятся передать информацию окружающим о себе, своём социальном статусе, о своих знаниях, достижениях, это присуще только более старшему поколению (7% опрошенных в возрасте 30 лет).

Другая особенность, которая так же позволяет понять причину, по которой люди делают селфи, связана с необходимостью выложить фотографию в социальную сеть и набрать как можно больше «лайков». Если такое желание есть, то, несомненно, для человека очень важно поделиться фотографией с целью показать, а может быть похвастаться тем, что с ним происходит, при этом получить от людей одобрение в виде «сердечек». На вопрос «Если Вы сделали селфи, чувствуете ли необходимость выложить фотографию в социальную сеть?» положительно ответили 22% опрошенных. (Приложение 3, рис.3)

Это говорит о том, что не все люди делают селфи с целью привлечения к себе внимания, а больше для того, чтобы порадовать себя, оставить момент в памяти, и разделить этот хороший момент с друзьями.

На вопрос «Вам важно сколько «лайков» наберёт ваше селфи?» положительно ответили 30% (Приложение 3, рис.4), из них большинство опрошенных подростки, но и для некоторых взрослых это также важно.

Связано это в большей степени с тем, что подростки сомневаются в собственной привлекательности, их самооценка неустойчива, поэтому важно знать мнение окружающих, а простой и быстрый способ получить обратную связь – сделать селфи и выложить в социальную сеть. Иногда желание получить оценку за фотографию может вызвать у человека расстройства психики, неконтролируемое поведение и навязчивое желание найти удачный кадр, тогда мы можем говорить о таком заболевании, как селфомания.

Кроме этого подростки чаще других общаются и устанавливают различные межличностные связи, и селфи в таком случае помогает выразить то, что словами бывает трудно сказать.

В целом опрос показал, что степень увлечённости селфи у подростков и молодёжи Нижнего Тагила не высока. У менее чем одной трети опрошенных нет частой потребности делать фотографии только лишь для того, чтобы получить «лайки», они больше стараются запечатлеть важные моменты или делают это ради развлечения, чтобы поднять себе настроение. Чем старше становится подросток, тем реже он делает селфи, и уже не с целью просто поднять себе настроение, а для того, чтобы продемонстрировать свой статус, поделиться полезной информацией.

2.2.Использование селфи как способа пропаганды патриотизма, образования и здорового образа жизни

Современная информационная среда в большей степени отражена в виртуальном пространстве. Новости, события, люди - всё это существует в неразрывной связи с интернет-образами. И если человек интересуется последними изменениями в мире, стране, городе или жизни какого-либо человека, то первым делом он заходит в интернет, чаще в социальную сеть, и получает информацию из этого источника. Социальные сети даже заменили известные браузеры, так как в них информация поступает моментально, мы можем как бы находиться «здесь и сейчас», видеть события глазами различных людей, ведь она всегда привязана к конкретной личности, и, собирая по кусочкам мнения и взгляды, формировать собственное представление о происходящем. Именно поэтому селфи является отличным и действенным способом передать в массы то, что действительно ценно, особенно когда речь идёт о патриотизме, хорошем образовании и здоровом образе жизни, ведь это одни из немногих характеристик, которые отличают личность и особо актуальны на сегодняшний день.

Песни о любви к Родине, фотовыставки о людях труда или Парад Победы — любое патриотическое событие должно пройти через сеть, чтобы молодежь на него откликнулась. Такова реальность, и нужны сдвиги в патриотическом воспитании именно с помощью интернета. Хотя бы для баланса с той опасной, провокационной и недоброжелательной информацией, что забивает голову и не настраивает на гордость за страну.

В преддверии мероприятий мирового масштаба, которые проводились и будут проводиться на территории нашей страны - Олимпиада в Сочи 2014, RussiaArmsExpo, этап Кубка Мира по прыжкам с трамплина, Чемпионат Мира по футболу 2018, особо можно проследить подъём патриотического движения. Люди, побывавшие на таких мероприятиях, выкладывают селфи с cоответствующими хештегами, которые стремительно распространяются по всему интернет-пространству, охватывая массы людей. К событиям такого масштаба, хочется быть причастным и тем, кто по каким-то причинам не смог присутствовать на самом мероприятии, в таком случае, как показывает практика, люди делают селфи с похожей тематикой, но уже там, где это им будет удобно. Во многих городах для популяризации события устанавливают символы, рекламные объекты или фото-зоны, на фоне которых также можно сделать селфи и показать обществу своё неравнодушие к мероприятию. Например, в городах, где будет проходить Чемпионат Мира по футболу 2018, установили часы с обратным отсчётом времени, объёмные рекламные стенды в виде хештега #RUSSIA2018, поставили фигуру-символ «Забивака» и т.д. Всё это воспитывает и пропагандирует в обществе не только патриотизм, но и связанное с ним представление о здоровом образе жизни и занятии спортом.

Модным направлением среди подростков и молодёжи в последнее время стало участие в различных флешмобах, которые перешли в интернет-пространство. Флешмоб – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия, а затем расходится. Но сейчас не обязательно собираться в общественном месте, достаточно сделать селфи и выложить в социальную сеть – это и есть то общественное место, где находятся практически все. За 2017 год прошло достаточно много флешмобов разной тематики: #СобериЦветаФлага ко дню России, #япротивживодёрок в поддержку ужесточения законодательства о жестоком обращении с животными, #watermelondress - развлекательный флешмоб с одеждой из кусочка арбуза, и многое другое. Как видно, все они имеют разный характер и цели, но единственное, что их объединяет, это массовость и заразительность идеей. Идея, которая нас заинтересовала, даёт полёт фантазии, развитию наших творческих способностей. И вот мы уже не замечаем, как для реализации хорошего селфи, берём в руки книги, фрукты, шарики, да что угодно, чтобы получилось оригинально и выразительно. Именно таким же образом, можно запустить флешмоб, который подтолкнёт к изучению литературы, истории, психологии, иностранных языков и так далее. Например, с 2017 года и по сегодняшний день популярен флешмоб #книги, суть его состоит в том, что человек выкладывает селфи с прочитанной книгой и добавляет к нему короткий текст, это может быть размышление по теме прочитанного или просто обзор книги. Таким образом, происходит окультуривание как самого автора селфи, так и подписчиков этого человека, которые увидели и прочитали его публикацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За всю историю существования селфи, оно изменилось как в содержательном отношении, так и в формальном, «захватило» новые социальные группы. Распространению селфи способствует возможность хотя бы отчасти удовлетворять, но в большей степени создавать иллюзию удовлетворения нескольких довольно значимых потребностей.

Мы можем относиться к селфи совершенно по-разному. Кто-то может любить его делать и не упускает для этого возможности, кто-то, напротив, не признает его, считая проявлением чрезмерной самовлюбленности. Важно, как раз то, что увлечённость селфи у подростков и молодёжи имеет совершенно разные причины, и если взрослые делают селфи для того, чтобы продемонстрировать свой статус, свои успехи и достижения, передать ценности и знания, то подросток с его неустойчивой психикой и ввиду недостатка опыта и знаний, копирует поведение взрослых, не разграничивая при этом, где заканчивается правда и начинаются шутки и фантазия.

Селфи несомненно является образом личности, так как позволяет таким путём разобраться в себе, выразиться, получить признание в обществе, развить свои творческие способности. Вместе с тем мы не всегда можем видеть нечто индивидуальное в человеке, так как зачастую фотографии не отличаются друг от друга, мы видим лишь оболочку или идеализированный образ, не соответствующий реальности.

Так или иначе, нужно помнить о том, что такая безобидная, на первый взгляд, забава может вылиться в печальные последствия - начиная от психического расстройства и зависимости от своей фронтальной камеры, заканчивая гибелью в погоне за всего лишь очередной эффектной презентацией себя. Все зависит от нас самих: мы сами вправе отвечать за наши действия и поступки. Наше мнение – селфи – это не болезнь XXIвека, значит, мы должны овладеть этой культурной средой и направить весь потенциал селфи в нужное русло.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Berlatsky N. Selfies are art // The Atlantic, Nov 22 2013 [ЭлектронныйресурсURL:http://www.theatlantic.com/entertainment/archive/2013/11/selfies-are-art/281772/ (датаобращения: 04.02.2018).

Garber M. And Now There Is a «National Selfie Portrait Gallery» //The Atlantic, Oct 17 2013 [ЭлектронныйресурсURL: http://www.theatlantic.com/technology/archive/2013/10/and-now-there-is-a-national-selfie-portrait-gallery/280651/ (датаобращения: 04.02.2018).

Wortham J. My Selfie, Myself // NY Times, Oct 20 2013 [ЭлектронныйресурсURL:http://www.nytimes.com/2013/10/20/sunday-review/my-selfie-myself.html?pagewanted=all&_r=0 (датаобращения: 04.02.2018).

Ашхамахов К.И. Коллапс смысла понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность» в философии и психологии. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kollaps-smysla-ponyatiy-individ-individualnost-i-lichnost-v-filosofii-i-psihologii (дата обращения 29.01.2018).

Гринькова Е.А. Селфи - взгляд на историю культурного феномена // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс] URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/40930 (дата обращения: 04.02.2018).

Завгородняя А.Л. Личность как субъект в философии Николая Бердяева. [Электронный ресурс]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-kak-subekt-v-filosofii-nikolaya-berdyaeva (дата обращения 29.01.2018).

Злотников А. Пять причин популярности селфи. [Электронный ресурс] URL: http://ru.tsn.ua/blogi/themes/psihology/5-prichin-populyarnosti-selfi-369668.html (дата обращения: 30.01.2018).

Исабекова А. А. Иерархическая система потребностей в трудах А. Маслоу // Молодой ученый. — 2015. — №1.1. — С. 133-134. [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/archive/81/14831/ (дата обращения: 07.02.2018).

Кислых Д.Н. Селфи: к постановке проблемы. [Электронный ресурс]. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1444770526 (дата обращения 04.02.2018).

Объявлен конкурс научных селфи.[Электронный ресурс].URL: http://nauka.start33.ru/blog/read/2 (дата обращения: 04.02.2018).

Погонцева Д.В. Selfie как современный социально-психологический феномен // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2013. № 12 (28). С. 111-115.

Фромм Эрих. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1. Портрет Роберта Корнелиуса

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рисунок 2. Селфи Анастасии Романовой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рисунок 1. Опросник. Вопрос №1

Рисунок 2. Опросник. Вопрос №2

Рисунок 3. Опросник. вопрос №3

Рисунок 4. Опросник. Вопрос №4

1Гринькова Е.А. Селфи - взгляд на историю культурного феномена // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/40930 (дата обращения: 04.02.2018).

2Гринькова Е.А. Селфи - взгляд на историю культурного феномена // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/40930 (дата обращения: 04.02.2018).

3 Завгородняя А.Л. Личность как субъект в философии Николая Бердяева. [Электронный ресурс]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-kak-subekt-v-filosofii-nikolaya-berdyaeva (дата обращения 29.01.2018).

4 Ашхамахов К.И. Коллапс смысла понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность» в философии и психологии. [Электронный ресурс]URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kollaps-smysla-ponyatiy-individ-individualnost-i-lichnost-v-filosofii-i-psihologii (дата обращения 29.01.2018).

5Исабекова А. А. Иерархическая система потребностей в трудах А. Маслоу // Молодой ученый. - 2015. - №1.1. - С. 133-134. [Электронный ресурс]URL https://moluch.ru/archive/81/14831/ (дата обращения: 07.02.2018).

6 Кислых Д.Н. Селфи: к постановке проблемы. [Электронный ресурс] URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1444770526 (дата обращения 04.02.2018).

7Погонцева Д.В. Selfie как современный социально-психологический феномен // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2013. № 12 (28). С. 111-115.

8Гоинькова Е.А. Селфи - взгляд на историю культурного феномена // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. [Электронный ресурс] URL: http:// web.snauka.ru/issues/2015/01/40930 (дата обращения: 04.02.2018). 

Просмотров работы: 114