Введение:
Этим летом я решила получить навыки верховой езды и отправилась в конно-спортивный клуб Шарапово. Там я научилась ухаживать за лошадьми: кормить, седлать, чистить; освоила выездку: шагом, рысью, галопом; выучила команды управления лошадью (Прилож.1). Однажды я увидела девочку в инвалидной коляске, которая приехала заниматься на лошади, и я была очень удивлена. Я решила узнать, зачем девочка с ограниченными возможностями занимается конным спортом? Мой инструктор сказала мне, что девочка проходит курс иппотерапии. Что такое иппотерапии, задала я вопрос? Инструктор рассказала мне, что эти удивительные животные, не только грандиозны, быстры и сильны, но и умеют лечить людей. Неужели это так? Каким образом они могут помочь больному человеку? Если лошадь умеет лечить, как и где люди используют это ценное качество во благо себе? Задав себе эти вопросы, я решила найти на них ответы. Для этого я использовала сеть интернет, где нашла статьи ведущих специалистов в области иппотерапии, прочитала исследовательские работы. Возможно мое исследование поможет многим понять, что в наш век скорости, суеты, интенсивного развития науки и техники, взаимодействие с этим замечательным животным не утратило актуальности.
Цель исследования:
Узнать, что такое иппотерапия и какое влияние оказывает на людей занятия этим видом деятельности.
Задачи исследовани
Найти и изучить информацию про иппотерапию.
Изучить историю развития иппотерапии.
Проанализировать, каким образом взаимодействие с лошадью влияет на здоровье человека.
Привлечь внимание к иппотерапии, распространив информационные листовки в школе и выступив с созданной мной презентацией на тему «Что такое иппотерапия?».
Сделать вывод.
Можно ли лечение сделать радостным?
Можно, когда твой врач — лошадь!
Что такое иппотерапия?
В современном мире используют понятие, такое как иппотерапия. Иппотерапия - высокоэффективный метод реабилитации людей с помощью лошади. В переводе с греческого иппотерапия: оздоровление лошадью.
Лошадь-животное из отряда парнокопытных. Друг, помощник, транспортное средство, а как вам такой вариант: «Доктор-лошадь». Верой и правдой лошади служат нам, как минимум, 5000 лет. Относительно недавно люди поняли, что лошади могут внести свой вклад и в медицину.
Общение с этим прекрасным животным оказывает благотворное воздействие на организм человека. Занятие на послушной, добронравной лошади снимает нервное напряжение (в каком бы состоянии всадник ни был!), улучшает настроение, повышает общий тонус организма, все системы органов получают возможность «работать в здоровом ритме», не перенапрягаясь, не испытывая утомительной нагрузки, как это бывает во время тренировок на тренажерах или на занятиях в спортзале. По своей сути она представляет собой лечебную физкультуру, где в качестве развивающего инструмента выступает лошадь. Для больного человека, который не испытывает радости от движения частями тела, смотрит из положения "снизу-вверх", езда верхом представляет возможность ощутить радость и полноту жизни.
Иппотерапия применяется для лечения пациентов с неврологическими и другими нарушениями, такими как, аутизм, церебральный паралич, артрит, рассеянный склероз, черепно-мозговая травма, инсульт, травмы спинного мозга, поведенческие и психические расстройства и других заболеваний. А также иппотерапия полезна в педагогических целях. Метод используется также в случаях поражения слуха и зрения.
Виды иппотерапии.
Существует 4 вида иппотерапии: собственно иппотерапия (лечебно-гим-настические мероприятия-основной метод реабилитации), реабилитационная и рекреационная (для удовольствия) верховая езда (например конный туризм, как вид отдыха), конный спорт среди инвалидов и иные виды иппотерапии.
-Собственно иппотерапия – именно с этой формы начинается лечение для любого пациента. Эта форма является базой для дальнейшего использования других более сложных форм иппотерапии. Занятия всегда проводятся только индивидуально. Пациент сидит на лошади без седла или в седле, держится или не держится за ручки гурта, инструктор страхует пациента (один или с помощником). Инструктор руководит всей процедурой, работой коновода и помощника. Инструктор дает пациенту индивидуальные задания, помогает их выполнять, следит за состоянием пациента. (Приложу.2)
-Лечебная верховая езда – это форма иппотерапии, при которой пациент использует средства управления лошадью. Занятия могут быть индивидуальными или групповыми, но занятия начинаются обязательно с индвидидуальных. В процессе участвуют также 4 основные действующие лица (пациет, инструктор по иппотерапии, коновод и лошадь). Основными задачами инструктора являются обучение пациента с ограниченными возможностями основам верховой езды. Эта задача решается поэтапно и постепенно. К лечебной верховой езде можно отнести рекреационную или прогулочную верховую езду, которой занимаются пациенты, у которых отсутствуют стойкие нарушения в состоянии здоровья. Такие пациенты, как правило, имеют своих личных лошадей, грумов и личных тренеров. Он, в зависимости от возможностей и умений выезжают самостоятельно или под наблюдением тренера в парк, в лес или в поле. (Прилож. 3)
-Конный спорт для инвалидов – это высшая ступень лечебной верховой езды. В мире существует две олимпийские конно-спортивные программы для инвалидов: программа специальной олимпиады и параолимпийская программа. В этих программах могут принимать участие лица практически с любым видом физической и интеллектуальной инвалидности. (Прилож.4)
-Иные формы иппотерапии.
Эти формы не связаны с верховой ездой:
-Вольтижировка (гимнастика на лошади). Соревнования по вольтижировке проводятся внутри страны. Международных соревнований по вольижировке не проводят. Лошадь управляется тренером с помощью корды и длинного бича, второй тренер непосредственно руководит занятием, во время которого пациенты по одному выполняют задания. (Прилож.5)
-Управление повозками (драйвинг). За рубежом по драйвингу проводят официальные международные соревнования, в которых могут принимать участие пациенты практически с любыми видами инвалидности кроме инвалидности по зрению и слуху. В этом случае пациент управляет лошадью, находясь сам в экипаже. (Прилож.6)
-Игры и упражнения верхом на лошадях.
Каким способом нас лечит лошадь?
С точки зрения физиологии движение лошадиного крупа почти такие же, как и у человека. Когда человек передвигается на лошади, это помогает ему восстанавливать правильные, органичные движения. Чувствуя тепло и колебания мышц лошади, человек заставляют свои мышцы также работать. При верховой езде также работают все группы мышц, которые не работают в обычной жизни. Лошадь даёт людям с ограниченными возможностями несравненное чувство движения, которое они не могут в обычной жизни испытать. Некоторые начинают ходить, лучше двигаться, улучшается речь и происходят другие положительные изменения.
Лошадь -это психотерапевт.
Человек обретает по средством общения с этим удивительным животным веру в себя. Человек совершенно потерянный и отстраненный от мира вдруг начинает, что от может, что он способен.
Ученые доказали, что все это дает очень положительный эффект, как в психическом плане, так и в физичеком. (Список исп. лит. см п. 1, 2, 4, 5, 8).
.
Любая ли лошадь может быть доктором?
Я выяснила, что не любая лошадь может использоваться в иппотерапии.
Доктор-лошадь поможет только в том случае, если сама лошадь будет здорова и правильно воспитана. То есть, содержание лошади должно быть идеальным, как в физическом смысле, так и в психическом. Правильное содержание, питание, ветеринарное обслуживание, грамотное воспитание, ежедневная забота и любовь хозяина к лошади.
Лошадь это существо, которое отдает всю душу человеку!
Но и человек должен не подвести лошадь!
История развития иппотерапии в России и зарубежом.
С древнейших времен античные медики высказывались о благотворном влиянии верховой езды и общения с лошадьми на организм человека. Гиппократ в Древней Греции утверждал, что больные и раненые быстрее восстанавливаются, если ездят верхом. В конце XIX столетия механизм лечебной верховой езды начал привлекать внимание медиков. Французский врач Перрон был одним из первых, кто пытался сформулировать научное обоснование иппотерапии.
В начале 50-х годов XX века проводились первые попытки применения лечебной верховой езды среди больных детей.
У истоков современной иппотерапии стоит французский врач и психолог Ю.Лаллери. Именно он в 1960-1970 годы изучал механизм лечебного воздействия лошади на организм человека и активно внедрял его в практику.
1991 году в Москве был окрыт первый в нашей стране реабилитационный центр – «Детский Экологический Центр «Живая Нить». Центр открылся на базе Центрального Московского ипподрома. Реабилитация с помощью лошадей проходила на профессиональном уровне под медицинским контролем. Этот центр впоследствии стал ведущим иппотерапевтическим центром, который способствовал развитию иппотерапии в России и в странах Ближнего Зарубежья.
В 1994 году в Москве прошла первая Всероссийская международная конференция по иппотерапии. В ней участвовали представители Франции, Великобритании, Польши, Грузии, Белоруссии. Студенты начали получали образование по специальности «Инструктор по лечебной физической культуре и иппотерапии в системе физической реабилитации».
В 1997 года была учреждена Национальная Федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта.
Проблемы в иппотерапии.
В изученной мной информации я поняла, что существует множество проблем в развитии этого вида деятельности:
По всему миру отсутствует единая классификация в иппотерапии, одобренной и утвержденной FRDI (Международная Федерация верховой езды для инвалидов).
В России этот вид деятельности начал развиваться только с 1990 года. Это на 20 лет позднее чем во многих других странах. В настоящее время существует очень мало классификаций, которые показывают основные направления, в которых лошадь используется как метод лечения. (Список исп. литературы: 7)
За рубежом существует прямая связь государства и центров по реабилитации по иппотерапии. Пациент получает направление, центры выполняют программу реабилитации, которая оплачивается за счет государственных средств. В России подобная система пока не развита. Многие центры находятся на самоокупаемости. Содержание, обучение, получение сертификатов на обучение это дорогие мероприятия. К тому же данную реабилитацию должен проводить врач-иппотерапевт. Таких специалистов не хватает. Не все лошади подходят для данной функции. Соответственно и данная услуга дорога для пользователя. Данный вид деятельности в субсидируется государственными программами, грандами, спонсорами. Места на прохождение данной реабилитации ограничены. Многие нуждающиеся в лечении получает эту услугу за личные средства. Это недоступно для многих.
Своей работой я хотела бы привлечь внимание к этой проблематике, чтобы сделать реабилитацию и общение с этими прекрасными животными более доступной и простой в получении.
Заключение:
Я поняла, что иппотерапия –это особый, эффективный метод оздоровления лошадью человека.
Изучила историю иппотерапии и узнала, что иппотерапия берет свое начало от античных медиков и это направление деятельности развивается и совершенствуется по сей день;
Изучила литературу и видеоматериалы я поняла, что взаимодействие человека и лошади благотворно влияет на человека. Улучшает одновременно физические данные и психическо-эмоционального состояние человека;
Я изготовила рекламные листовки, распространила в школе, а также выступила в классе с презентацией по теме: «Что такое иппотерапия?». Тем самым привлекла внимание к этой теме. Многие одноклассники заинтерисовались ею. (Прил.7), (Прил.8);
Узнала что, иппотерапия может применяется в медицине довольно широко, но существуют некоторые трудности в получении этого лечения в том объеме который требуется.
Я бы хотела, чтобы такой вид занятий, вид отдыха и спорта с лошадьми широко был распространен, как для больных, так и для здоровых людей.
«Доктор-лошадь» наш друг и помощник на все времена!
Список используемой литературы.
Абдил А., IV международная конференция «Медицина сегоднешнего дня», Иппотерапия, как метод реабилитационного лечения перенесших инсульт., -2017,- с.92
Газизов К., Статья журнала «Вестник Национальной Федерации иппотерапии» 2/2016 г. «Ипповенция – психологическая коррекция и развитие личности с помощью лошади», http://ippoterapia.ru/wp-content/uploads/2018/04/Ippoterapiya-14-2017.pdf
Зинчука Ю., Авторский фильм. «Прикосновение к лошади»/ 2016 г, https://m.youtube.com/watch?v=eo4hN3U_-HI&feature=youtu.be
Максимович А., Дипломная исследовательская работа: «Влияние иппотерапии на работу внутренних органов и систем детей 6-16 лет»,-Минск,-2008 г.-53 с.
Соловьева И., Статья журнала «Вестник Национальной Федерации иппотерапии», 2/2016 г. «От болезни шагом марш», http://ippoterapia.ru/wp-content/uploads/2018/04/Ippoterapiya-14-2017.pdf
Терентьев И.Ю., Статья руководителя центра иппотерапии, 07.04.13 г. «Популярно об иппотерапии», https://livingthread.ru
Трохин А., Статья «Круглый стол по проблемам иппотерапии», -2009 г., http://www.prizyv.ru/2009/02/03/324666/
Шипова, Н., Статья « Адаптивная верховая езда как метод реабилитации детей-инвалидов» , 2015.
Приложение №2. Лечебно-гимнастические задания.
Приложение №1.
КСШ Шарапово. Мои занятия.
Приложение №3.
Лечебная верховая езда.
Приложение №5. Драйвинг.
Приложение №6. Вольтижировка
Приложение 7. Информационная листовка, сторона 1, сторона 2.
Приложение №
Приложение 8
Презентация на тему «Что такое иппотерапия»
Приложение 8. Презентация на тему: «Что такое иппотерапия?»