Детский суицид.

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Детский суицид.

Чаплыгин И.А. 1
1МКОУ «Лиманская средняя общеобразовательная школа №1».
Степкин А.В. 1
1МКОУ «Лиманская средняя общеобразовательная школа №1»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Я живу,

Но лишь затем, чтобы умереть, и в жизни

Я ничего не вижу, что могло бы

Смерть сделать ненавистною мне, кроме

Врожденной нам привязанности к жизни,

Презренной, но ничем непобедимой:

Живя, я проклинаю час рождения

И презираю самого себя».

Байрон.

Жизнь – это бесценный дар природы, которым владеет каждый по праву, данному самой природой, и никто не может его оспаривать. Сейчас совершенно очевидно, что «каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность». Эта норма оставляет право распоряжаться жизнью конкретного человека за ним самим и больше ни за кем, но, к сожалению, она есть и остается всего лишь «нормой». В реальности все обстоит совсем по-другому. Жизнью можно играть, ее можно лишить, в нее можно грубо вмешаться и, наконец, самое страшное — ею пренебречь, отказавшись от нее. В библейской истории, это один из великих грехов человечества.

Обратимся к фактам. В современном мире, в связи с экономическими и личными проблемами общества растет число самоубийств. И, как правило, растет число самоубийств среди детей и подростков.

Детский суицид. На сухом языке медицины это называется специальным термином – «пубертатный суицид», т.е. «самоубийство, совершенное в пору полового созревания». От этого словосочетания мороз по коже и сознание отказывается понимать: как, почему?

Ребенок – душа ангельская, чистая, не тронутая злом – может замыслить лишить себя жизни. Что должно произойти в жизни мальчика или девочки столь ужасного, чтобы он добровольно захотел умереть?! Проблема детского суицида актуальна для современной школы, а значит, взрослые должны знать не только особенности и причины суицидального поведения детей, но и обладать достаточным уровнем профессиональной компетентности в вопросах педагогической профилактики детских суицидов.

Я решил выяснить эти причины. Почему они добровольно лишают себя жизни? Что происходит у них в голове, о чем они думают в этот момент?

Темой моего исследования стал детский и подростковый суицид.

Основная часть:

Часть 1. Угроза обществу или жест отчаяния?!

Надеждой сладостной младенчески дыша,

Когда бы верил я, что некогда душа,

От тленья убежав, уносит мысли вечны,

И память, и любовь в пучины бесконечны, -

Клянусь! давно бы я оставил этот мир:

Я сокрушил бы жизнь, уродливый кумир,

И улетел в страну свободы, наслаждений,

В страну, где смерти нет, где нет предрассуждений.

Где мысль одна плывет в небесной чистоте…

Но тщетно предаюсь обманчивой мечте:

Мой ум упорствует, надежду презирает…

Ничтожество меня за гробом ожидает…

А.С. Пушкин.

За последние годы отношение к самоубийству у детей и подростков резко изменилось. Причиной детского суицида различны.

Условно различают три вида детских и подростковых самоубийств:

1) самоубийство-шантаж – это когда в истерике, на глазах у всех, ребенок кидается из окна или пьет уксусную кислоту, пытаясь привлечь к себе внимание близких или друзей, вызвать жалось или добиться исполнения желаний;

2) самоубийство из любопытства – это когда ребенок совершает попытку самоубийства и наблюдает, а что будет дальше?;

3) самоубийство из-за нежелания жить – это самый тяжелый вариант, он-то чаще всего и заканчивается смертью.

У разного возраста – свои причины суицидального поведения. Дети в раннем подростковом возрасте часто не имеют четкого повышения о смерти, они знакомы только с ее атрибутами – траур, слезы и так далее. У некоторых отсутствует страх, они играют в «смерть», выбирая крайние меры – падение с высоты, самоповешанье, утопление. В подростковом возрасте наблюдаются и «демонстрации самоубийств», что приводит к необратимым медикаментозным нарушениям.

Примерно 95 % случаев попыток суицида у детей и подростков носят демонстративно-шантажный характер. Однако в 90 % случаев из 100 происходит повторные попытки суицида!

Из них количество благополучных семей, в которых росли дети, совершившие суицид, значительно превышает количество неблагополучных семей. Это означает, что фактор качества жизни совершенно не влияет на причины возникновения детского суицида.

Исходя из этого, исследуем следующий фактор – психологическое благополучие ребенка. Для этого проведем опрос, целью которого является определение степени его выраженности (удовлетворительное, неудовлетворительное). Для этого считаю нужным выяснить критерии этих параметров (см. приложение 1).

Чаще всего попытки суицида имеют демонстративно-шантажный характер, человек, который хочет совершить суицид привлек к себе то внимание, которого ему не хватала до этой попытки, психологическое благополучие подростка настало только после попытки совершения суицида. Суицид у детей до десяти лет-редкое явление. Специфика представлений о смерти у детей такова, что у них нет понимания о том, что смерть необратима. Ребенок считает, что какое-то время его не будет, а потом он опять вернется. 
Самоубийство – это всегда направление агрессии на себя, саморазрушение. Тенденции к агрессивности формируются в детском возрасте. Негативную роль в появлении агрессии ребенка играют перенесенные заболевания (инфекционные,  поражающие центральную нервную систему, неврологические, а также черепно-мозговые травмы). В этих случаях необходимо проконсультироваться у врачей, у которых наблюдается ребенок, может ли то или иное его заболевание повлиять на формирование суицидального поведения. Следует проанализировать реакции ребенка на конфликты, споры и ссоры, возникающие в семье, школе. Не звучат ли при этом у него высказывания следующего содержания: "мне все надоело", "мне надоело жить в таких условиях", "лучше не жить, чем жить с вами" (эта фраза – особенно острый сигнал и повод для  немедленного обращения к психологу, психотерапевту или психиатру). 
Особенности поведения – также  предмет внимательного наблюдения  взрослого. А именно: как ребенок реализует свои желания, и в частности те, которые осуществляются с трудом. Если он пытается при этом нанести себе вред (падает на пол, бьется головой, раздирает кожу на теле и т. п.), то это значит, что в стереотипе поведения преобладают аутоагрессивные тенденции. Такой способ реагирования может привести к демонстративно-шантажному виду поведения. 

Определяющую роль в формировании суицидального поведения играют взаимоотношения внутри семьи школьника. Семейные факторы риска суицидального поведения детей: 

развод родителей;

смерть близкого человека; конфликты с родителями;

завышенные ожидания родителей от ребенка;

отсутствие внимания и заботы со стороны родителей;

жестокое обращение с ребенком в семье;

отчужденность в детско-родительских отношениях.

Отчужденность в детско-родительских отношениях проявляется в следующем: 

в семье нет совместных занятий с ребенком, отсутствуют совместные формы проведения досуга;

ребенка не привлекают к обсуждению семейных проблем;

мнение ребенка не учитывается при решении вопросов, связанных с его воспитанием;

не проявляется интереса к досугу ребенка;

отсутствует доверительный диалог;

отношения между родителями характеризуются конфликтностью.

Вышеперечисленные семейные факторы риска суицидального поведения детей могут развивать депрессию, которая является причиной большинства суицидов в детском и подростковом возрасте. Следует отметить, что у детей существует особая, "маскированная" депрессия, которая проявляется в прямо противоположном  поведении, а именно: прежде спокойный ребенок стал суетливым, взвинченным, развивает бурную, неустанную деятельность; проявляет грубость, агрессию, не уделяет время домашним занятиям, может прогуливать школу, уходить из дома, пристрастится к наркотикам и т. д. Таким образом, специально демонстрируемая агрессия – типичная "маска" депрессии у детей и подростков. Если родители заметили признаки депрессии, необходимо: 

посетить психолога;

окружить его дома вниманием и заботой, продемонстрировать свою любовь и поддержку;

стараться, чтобы он как можно чаще испытывал чувство удовольствия и радости.

И тем самым мы можем сделать вывод, что многие психологический факторы являются причиной совершений суицидов. На мой взгляд, причиной можно считать расхождение «слова» и «дела». Существует множество прекрасных программ по защите прав ребенка, помогающие ему в трудных ситуациях. Но на деле оказывается, что не все они действуют. Конечно, в крупных городах все это действует. Но взять наш поселок. Он является районным центром, но в нем нет даже телефона доверия для подростков, на который они могут позвонить, рассказать всю суть проблемы, чтобы им помогли психологи. А что уж говорить про маленькие села?

Но по ходу изучения детского суицида я не смог не узнать статистику взрослых людей. В результате анализа интернет ресурсов и данных статистики с Лиманской районной больницы, я узнал, что количество самоубийств в нашем районе растет, как и в мире. (см.Приложение 2) К счастью в нашем районе за последние годы нет случаев суицида с несовершеннолетними детьми. При этом количество самоубийств детей в России в 2018 году выросло на 57% по сравнению с 2016 годом. «С 2011 по 2015 год количество самоубийств в стране стабильно снижалось на 10% в год. Но уже с 2016 года наблюдается рост. Одной из основных причин такого положения является лавинообразное распространение «групп смерти» в соцсетях. По статистике Следственного комитета РФ следует, что в 2018 году покончили жизнь самоубийством 720 российских детей. В 2016 году в 32 субъектах РФ количество несовершеннолетних, погибших в результате самоубийства, также увеличилось по сравнению с предыдущим годом. Показатель юношеских суицидов в России превышает среднемировой уровень в три раза и равен примерно 16 случаям на 100 000 человек.

По предварительным данным Росстата, общая численность самоубийств в 2018 году составила 22839, действительно продолжив снижаться. В 2017 году число самоубийств среди жителей России составило 24 982, и это было на 6,2% ниже показателя 2016 года. Более того, это был самый низкий показатель за 50 лет. В 2017 году число самоубийств на 100000 человек равнялось 17,1. Для сравнения, в 1994-1995 годах эта цифра достигала «пикового» значения . По данным на сентябрь 2017 года, в 2017 году показатель числа самоубийств на 100000 населения в России должен был составить 15,4.Ежегодное снижение числа суицидов в России началось с 2002 года. Однако высокий уровень самоубийств сохранялся даже в 2016 году в 37 регионах страны, начиная от Республики Алтай (54,1), Забайкальского края (50,5), Еврейской АО (47,8), и заканчивая Саратовской областью (20,4). Реже всего люди совершали самоубийства в Северо-Кавказских республиках, Москве (4,3), Санкт-Петербурге (8,1), Астраханской области (0,8) и др.В 2016 году среди трудоспособного населения наибольшим было число самоубийств в Республике Башкортостан (875), Московской области (670), Пермском крае (654).

В связи с такой статистикой повышения случаев суицидов в федеральное законодательство были внесены изменения, которые предусматривают блокировку интернет-сайтов за «информацию о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства», но это не повлияло на ситуацию. Уязвимость «маленьких взрослых» для разного рода сект и суицидальных игр приводит статистика суицидов «Синий кит» – за два первых месяца 2017 года 20 подростков в России совершили самоубийство. Это модное среди молодежи увлечение распространяется в социальных сетях и преподносится как игра. Неизвестные кураторы выбирают подростков, подключают их к игре, состоящей из 50 заданий, которые связаны с физическим повреждением или психологическим стрессом (нанесение ран на руках и просмотр фильмов ужасов, а также роликов суицидального направления).Последнее задание приказывает покончить жизнь самоубийством предложенным способом (как показывает статистика суицидов – это прыжок с крыши дома). В процессе заданий происходит направленное манипулирование сознанием с применением НЛП технологий. К концу «игры» маленький человек уже не в состоянии отказаться от выполнения последнего задания.Так же катализатором самоубийств среди детей стало ЕГЭ . Переход с выпускных экзаменов на сдачу ЕГЭ стал дополнительным фактора стресса, провоцирующим суицид молодежи. Статистика говорит, что в 2015 году в России произошло 380 попыток покончить с собой среди школьников 17 лет. Часть попыток привела к желаемому результату.

Год

Регион

Событие

2012

Бурятия

Девушка 16 лет отравилась таблетками после экзамена по русскому языку

2012

Воронежская область

Юноша 18 лет повесился, опасаясь сдавать «русский язык»

2014

 

Школьник 16 лет не сдал ЕГЭ по русскому языку и повесился

2015

Волгоградская область

Учащаяся 9 класса ушла из жизни после написания ГИА.

Существующая статистика суицидов школьников свидетельствует о появлении нового порога в сознании учащихся – «быть или не быть», «жить или не жить», «сдать или не сдать».

Учитывая строгость отбора и дисциплину при сдаче ЕГЭ, классному руководителю необходимо проводить родительское собрание, посвященное разумному отношению к детям, стремящимся получить достойное образование.

Как показывает статистика, способы суицида разнятся. Часто это зависит от места проживания человека. Статистика суицидов в России выделяет такой способ ухода из жизни как поглощение уксусной эссенции. Ужасно мучительный способ. Он на 100% приводит к тяжелейшей инвалидности в случае спасения. По статистике суицидов РФ: 71% самоубийц предпочитают вышеупомянутый способ, отравление медикаментами и газом, а также средствами бытовой химии («Белизной»). 28% – наносят себе телесные повреждения. В мире самоубийцы большей частью пополняют статистику суицидов через повешение. В интернет ресурсах я нашел следующий материал о суициде.

Страна

Предпочтительные способы самоубийства

Индия

Смерть под колесами поезда

Шри-Ланка

Более 90% потребление инсектицидов

США

60% огнестрельное оружие

Канада

30% огнестрельное оружие

Австрия

15–18% отравление медицинскими препаратами

Китай

Отравление пестицидами

Статистика суицидов в Европе и США имеет средние показатели, которые распределены равномерно по возрастам. При этом наблюдается некоторый всплеск к концу жизни, когда тяжелобольные люди избирают добровольный уход из жизни. В России всплеск самоубийств у мужчин – приходится на кризис среднего возраста. Высокие показатели демонстрирует статистика суицидов в Японии. В 2013 году с жизнью расстались 27 283 человека, что в 6,2 раза больше, чем пострадало в ДТП. Причинами является высокая социальная ответственность жителей страны восходящего солнца и традиционное уважение к культуре самураев.

В отличие от Японии статистика суицидов в Норвегии менее ругающая. Страна находится на 80 месте в мире по количеству самоубийств. Первое место по причинам суицида занимает депрессия, так как стабильная спокойная жизнь норвежцев понижает стрессоустойчивость. Поэтому сильное эмоциональное потрясение может заставить человека расстаться с жизнью.

Украина занимает первое место среди европейских стран по количеству самоубийств. Последнее время этот вид ухода из жизни наблюдаются среди военнообязанных. Статистика суицидов в Украине показывает, что из 256 граждан, участвующих в боевых действиях – 63 человека покончили жизнь самоубийством.

В 2016 году статистика суицидов в Беларуси показала резкий скачок. Если в 2015 году расстались с жизнью 1394 человека, то годом позже данные составили – 2042 человека. Такая закономерность статистики суицида в РБ отмечалась до 2012 года, после чего пошел резкий спад самоубийств. Сегодня увеличение показателей наблюдается в самых благополучных районах Белоруссии (Минске и Витебской области). При этом форма суицида увеличилась за счет случаев падения с высоты.

Статистика суицидов среди детей и подростков выводит Казахстан на второе место в мире. В 2015 году из 4000 самоубийц – 201 подросток и 485 детей пытались покончить с собой. С января по апрель 2016 года было зафиксировано 200 смертей несовершеннолетних, самостоятельно расставшихся с жизнью.

Как показывает статистика суицидов в мире более благополучна ситуация в Египте, Греции и Италии. Здесь число самоубийств не превышает 10 человек на 100 000 населения. Немного хуже ситуация в США и Австралии (от 10 до 20 человек), в третьей группе (свыше 20 человек) страны Прибалтики, Венгрия.

Часть 2. Природа Греха.

Хочу я завтра умереть

И в мир волшебный наслажденья,

На тихий берег вод забвенья,

Веселой тенью отлететь …

А.С. Пушкин.

А часто ли дети и подростки задумываются о добровольном уходе из жизни? Анонимное анкетирование (см. приложение 3), проведенное среди детей и подростков в нашей школе, заставляет серьезно задуматься о душевном состоянии подростков. По результатам поведения анкетирования можно выявить причину совершения суицидов со слов самих детей и подростков. В большинстве случаев это привлечение внимание, т.е. носят демонстративно-шантажный характер. Мальчики совершают попытки самоубийства в три раза чаще, чем девочки (47 % и 18%). На вопрос: «Какова же причина детских и подростковых самоубийств?» школьники начали перечислять такие проблемы, как проблемы в школе, непонимание родителей, конфликты с друзьями, одиночество, пустота в жизни.

Одной из причин детского суицида стали также материалы, которые распространяются по социальным сетям. В недалеком прошлом появилась группа "Море китов" и активируются старыми пабликами, связанные с так называемыми крипи-квестами и ARG, например, "Тихий дом", а также начался так называемый "флешмоб самоубийств". Из материалов СМИ я узнал ( см.приложение 4), что по признанию некоторых создателей этих групп, основной их целью являлось выявление склонных к суицидам подростков, они якобы пытались отговорить школьников от самоубийства, а видеоролики являлись постановочными. Из газет . я узнал, что игра «Синий кит» распространена не только в нашей стране, но и в других странах Европы. За последние 10 лет в нашей стране зафиксировано увеличение частоты самоубийств до 20 случаев на 100 тыс.подростков. В то время, когда средний показатель в мире не превышает 7/100 тыс. Что касается возрастного диапазона, то суициду подвержены чаще всего молодые люди 14-19 лет. При изучении обстоятельств совершенных самоубийств, Генеральная Прокуратура РФ пришла к выводу, что бытовые и финансовые трудности семьи, в которой воспитывается подросток, крайне редко приводят к подобным инцидентам. В 62% случаев суицида несовершеннолетних причина кроется в конфликтной ситуации в семье между родителями, родителей с ребенком, ребенка с друзьями, с педагогами. Если перечисленные конфликты расположить в порядке ранжирования, то на первое место все-таки выходят отношения с близкими людьми:

- постоянное унижение моральное или физическое;

- если родители не хотят удовлетворить актуальное желание;

- несчастная любовь;... 
- гибель близкого человека, будь то родитель или друг.

На вторую ступень справедливо будет поставить самоубийства, совершенные на почве страха осуждения за какой-либо совершенный асоциальный поступок. Такие случаи не редкость в семьях с очень строгими моральными устоями. Для подростка порой осуждение семьей или сверстниками бывает гораздо страшней, чем физическое наказание. Нижнюю ступень среди причин подросткового суицида занимает неполноценность физического состояния или смертельный диагноз. Если такое случается, то по факту предварительного диагноза, еще не уточненного. Это свойственно очень впечатлительным людям.

Если рассмотреть данный вопрос в разрезе права, то получается, что суицид нарушает высшее право человека закрепленного во Всеобщей Декларации прав человека, а также и в Конституции РФ.В статье 20 говорится, что. Каждый имеет право на жизнь. Право на жизнь впервые было провозглашено в качестве естественного в Декларации независимости США от 4 июля 1776 года, но этого права нет ни в Конституции США, принятой в 1787 году, ни в конституциях других государств, принимавшихся вплоть до середины XX века.

Лишь после Второй мировой войны, в 1948 году, Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, статья 3 которой гласит: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».

Несколько позже, в 1950 году, в рамках Совета Европы была заключена Конвенция о защите прав человека и основных свобод[, подписанная Россией в 1998 году и ставшая частью её правовой системы.

В рамках социального опроса мною было проведено анкетирование и среди учителей–классных руководителей нашей школы (см. приложение 5). Оно показало, что не все классные руководители планируют психологические темы для обсуждения на классных часах.

Значимая роль в профилактике суицидального поведения подростков отводится школе. Именно в образовательной среде выстраиваются первые межличностные отношения. И кому, как не учителю, классному руководителю быть в курсе ежедневного поведения каждого члена классного коллектива. Я взял интервью у школьного психолога Ласточкиной А.В.,( Приложение 6) выяснив, какая работа ведется в школе по профилактике суицида среди детей. Покусаева Е.В. заместитель директора по воспитательной работе (Приложение 7) сообщила мне о том, что существует общешкольный план по профилактике суицидального поведения. (Приложение 8) На основе этого плана каждый классный руководитель проводит мероприятия в классе и с родителями. Для родителей проводятся общешкольные собрания, одним из вопросов которых также стоит профилактика суицида и роль семьи в этом направлении.
В нашей школе в рамках дополнительного образования существует «Школа социального успеха «Юность». Ее посещают ученики старших классов. Эта «школа» помогает справиться с какими-либо эмоциональными трудностями. В тематические планы всегда включены темы по психологии (см. приложение 9). Придя сюда, ребенок может, не стесняясь задать любой вопрос, он получит всегда правильный ответ, который поможет ему справиться с трудностями.Надо понимать, что 75% подростков легко раскрывают свои помыслы и всяческими способами пытаются «достучаться» до взрослых. Их состояние двойственно: они чувствуют абсолютную безнадежность и до последнего надеются на спасение. Выявив своевременно причины, поведение подростка можно скорректировать на индивидуальных занятиях, повысив самооценку как личности. 

По свидетельствам руководителя «Школы социального успеха «Юность», детские самоубийства весьма «заразны». Стоит одному ребенку совершить суицид, как найдутся те, кто захочет последовать его примеру. Например, после гибели солиста группы «Иванушки Интернэшнл», как минимум три девушки наложили на себя руки.

Мною было взято интервью у настоятеля нашего прихода Отца Анатолия. От него я узнал, как церковь относится к самоубийствам. Оказалось, что христианство считает самоубийство одним из тяжелейших грехов по той причине, что человек совершает двойной грех - убийства и отчаяния, в которых уже нельзя покаяться. Преступность этого греха состоит в том, что самоубийца возмущается против творческого и промыслительного порядка, божественного и своего назначения, произвольно сокращает свою жизнь, которая принадлежит не ему только, но и богу

(Приложение 10)

После проведения всех опросов, я сделал памятки (см. приложение11) для учеников и раздал всем классным руководителям. Эти памятки они раздали на классных часах в своих классах. Надеюсь, мои простые советы им помогут.

Часть 3. Спасти человечество. Как это сделать?

Я являюсь воспитанником Воскресной школе при Лиманском Храме Иконы Казанской Божией матери, и я убежден, что суицид нужно изживать из жизни общества, а для этого всевозможные службы и организации должны быть на страже этого. Человек не должен один на один замыкаться в своих проблемах и завершать свою жизнь самоубийством. Как же предупредить детский и подростковый суицид?

Нужно:

Организация правового всеобуча для родителей, педагогов, завучей по воспитательной работе;

Привлечение к нему специалистов-медиков;

Организация сети телефонной службы доверия;

Детских общественных приемных;

кризисные центры, клубы экстренной терапии, в которых бы ребенок мог прийти в себя, проконсультироваться и найти моральную поддержку, обобщение работы школьных психологов, поддержка детских социальных инициатив, развитие самоуправления, привлечение к занятиям спортом и творческим увлечениям. Среди мероприятий – публикация тематических выступлений в СМИ.

Заключение

Нам, детям с ранних лет следует прививать убеждение, что жизнь хороша во всех ее проявлениях, даже если она видится пока еще в мрачных красках, что за ночью обязательно наступит день, что зима сменится весной, а за тучками прячется ласковое солнышко. Нужно учить их радоваться красоте природы, прививать красоту человеческих взаимоотношений. Не бойтесь показать ребенку свою любовь, проявляйте к ним знаки внимания, беседуйте о своих и его делах, делитесь сокровенным, тогда все ребячьи страхи уйдут, исчезнут сомнения, появится интерес к жизни.

Вам, взрослым, нужно помочь нам, детям, показать, что жизнь – это мир Божий. Мы должны понять, что в поисках жизни не надо уходить в смерть: жизнь дается Господом на добрые дела, и как бы ни был тяжел жизненный крест, надо его нести. И важно, чтобы рядом с нами оказался добрый, сильный, верующий человек.

Список литературы

1..Конституция Российской Федерации 

2.Человек. Учебное пособие. П.С. Гуревич. Москва, «Дрофа», 1995г.

3.Журнал «Спутник». Москва, «ТСЛ», 1994г.

4.veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/suicidalnoe-povedenie-podrostkov-priznaki-i-prichiny/

5. http://psihomed.com/suitsid/

6. http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/suicide

7. http://fb.ru/article/253639/osnovnyie-prichinyi-samoubiystva-profilaktika-suitsida-podrostkov

8. http://www.gooscan.ru/deti/prichiny-detskogo-suicida-ego-profilaktika.html

Приложение 1.

Анкета

«Психологическое благополучие»

Какие из критериев ближе к твоей позиции «Я доволен собой»?

1.

Уверенность в себе;

2.

Возможность иметь свое мнение;

3.

Возможность выражать свое мнение;

4.

Независимость:

а) материальная

б) свобода слова и мысли

б) свобода действий

5.

Быть любимым;

6.

Понимание со стороны окружающих;

7.

Быть терпеливым к себе и окружающим;

8.

Принимать помощь и быть отзывчивым к другим;

9.

Имею искренность и упорство;

10.

Решительность действий.

Приложение 2.

Количество суицидальных случаев,

. в Лиманском районе за последние 4 года.

Приложение 3.

Анкета

«Детский и подростковый суицид»

Уважаемые подростки!

В 2006 году в Лиманском районе совершено 14 самоубийств среди детей и подростков.

М ы специально не предоставляем Вам информацию о лицах, совершивших суицид. Вам предлагается определить причины нежелания детей и подростков жить.

Вопрос 1.

На ваш взгляд, какова причина детских и подростковых суицидов?

А. Привлечь внимание.

Б. Посмотреть на дальнейшие последствия.

В. Из-за нежелания жить.

Вопрос 2.

Оказывались ли вы в ситуации, приближенной к самоубийству?

А. Да.

Б. Иногда.

В. Нет.

Вопрос 3.

Задумывались ли вы о лишении себя жизни?

А. Да. Я об этом часто думаю.

Б. Иногда такие мысли закрадываются в голову.

В. Нет. Я слишком сильно себя люблю, чтобы что-то с собой сделать.

Вопрос 4.

Какие меры нужно предпринять для предотвращения суицидов среди детей и подростков?

А. Создание телефона доверия для детей и подростков.

Б. Создание психологической службы.

В. Никакие. Пусть сами разбираются в своих проблемах.

Методика проведения анкеты.

Предлагается анкета, состоящая из 4 вопросов. Каждый из опрашиваемых должен выбрать один из предлагаемых вариантов ответа на каждый вопрос.

Результаты.

Опрошено – 100 человек.

А – 46

Б – 39

В опрос 1 В – 15

В Б А

А – 9

Б – 30

В опрос 2 В – 61

А Б В

А – 22

Б – 64

В опрос 3 В – 14

В А Б

А – 59

Б – 34

В опрос 4 В – 7

В Б А

ВЫВОДЫ:

Итак.

Причина детского и подросткового суицида – это привлечение внимания.

Оказание в ситуации приближенной к самоубийству – нет.

Задумка о самоубийстве – иногда.

Меры предотвращения суицидов – создание телефона доверия.

Приложение 4.

Материалы СМИ

Новые "Группы смерти" в интернете: «Синие киты» провоцируют детей на самоубийства за 12 февраля 2017 (5 фото)

12 февраля 2017 12:25

  

5

Смертельно опасная игра распространяется по соцсетям со скоростью лесного пожара.
Это все больше похоже на новую страшную эпидемию. Эпидемию, которую разносят соцсети…

 

ЧТО ПРОИСХОДИТ?
В соцсетях ВКонтакте и в Инстаграм (он сейчас становится все популярнее — там писать не нужно, чтобы быть замеченным достаточно выставить забавную картинку, только что сделанную смартфоном, а это ведь проще) в конце января — начале февраля стали появляться картинки с китами, плывущими в океане, и с манящими хештегами «синий кит», «разбуди меня в 4.20», «Я в игре», «Тихий дом». Хештеги — кто не знает — это ссылки, кликнув на которые можно попасть на нужную страничку в соцсети или в определенное сообщество.
Такие хештеги — уже повод серьезно забеспокоиться. Мы-то, взрослые, помним одно из самых громких расследований прошлого года, когда в соцсетях обнаружились так называемые «Группы смерти». Группы, в которых впечатлительных, переживающих не самые легкие тинейдержские времена, подростков провоцировали на самоубийства. Групп таких оказалось довольно много.

Вот такие задания рассылают кураторы участникам.

 

0  

.

 

0  

КАК ПРОИСХОДИТ?
Когда ребенок кликает на «игровой» хештег (ссылку), он попадает в одну из групп. Здесь с ним связывается «куратор». Он-то и дает задания, чтобы вроде бы проверить готов ли подросток «поиграть». Но сначала — переписка. «Куратор» выясняет из какой семьи новый участник, какое у него настроение, выведывает информацию, чтобы составить психологических портрет «игрока». Обычно просят прислать еще и геоданные (координаты места, где находится подросток). Ну а потом на него валятся различные задания — проверка на смелость. Например, самое простое: нарисовать на руке шариковой ручкой кита — как знак приверженности группе. Следующим задание может быть приказ порезать себе руки опасным лезвием. Мол, покажи, что не боишься. Ну а затем…
Если подросток упирается, его можно теперь и припугнуть — мол прийдем к тебе домой и тебе хуже будет. Как узнали адрес? Так ребенок же сам передал «куратору» геоданные!
Зачем все это? «Кураторы» так играют!
Руку подросток изрезал лезвием от точилки. Школьная медсестра говорит: порезу неглубокие, для жизни не опасны.

Игра "Синий кит": правда или массовая истерия

Редакция Today.kz восстановила хронологию событий, связанных с "группами смерти" для подростков.

Иллюстративное фото

В Казахстане уже несколько дней обсуждают некую подростковую игру "Синий кит", или "Тихий дом", а также некоторые ее варианты - "Море китов", "Разбуди меня в 4:20" и другие. Некоторые пользователи Сети бьют тревогу, сообщая о якобы очередных жертвах этой игры среди подростков, а другие, напротив, призывают к спокойствию, утверждая, что все это надуманные страхи, раздутые СМИ до уровня массовой истерии. Редакция Today.kz решила прояснить ситуацию и разобраться, что является вымыслом, а что - правдой.

Первые упоминания игры "Синий кит"

По некоторым данным, первые упоминания об игре появились в Интернете еще в 2015 году. Информация в СМИ вышла в мае 2016 года, об игре написало российское издание "Новая газета". Журналисты рассказали о возможной связи одной из подобных групп в соцсети к самоубийствам 130 подростков в России. По мнению автора, администраторы этой и многих других закрытых пабликов доводили подростков до самоубийства в ходе "квеста", где участникам в течение 50 дней давались задания, а в финале предлагалось совершить "самовыпиливание". Условиями игры являлось общение с администраторами чата в 04:20, а также ношение при себе ножей и нанесение порезов на руки. Основной принцип - подросток якобы пишет на своей странице в социальных сетях пару сообщений #синий кит, #тихий дом, #явигре #разбудименяв420, #f57, #f58, после чего с ним связывается некий куратор.СМИ: в «Синего кита» теперь играют во всем мире

Фото: asn24.ru

27 апреля полиция в двух графствах на юге Великобритании разослала по школам письмо, в которых предостерегла об опасности игры «Синий кит», которая якобы подталкивает подростков к суициду. Истории о «Синем ките» стали популярны у российских школьников в конце 2016 года; большую роль в этом сыграл материал «Новой газеты» о «группах смерти» в социальных сетях. В 2017-м с подачи британской прессы «Синий кит» приобрел мировую популярность: об игре пишут в Германии, Франции, Чехии, Болгарии; очень популярной игра несколько месяцев была в Латинской Америке. «Медуза» рассказывает, как «Синий кит» вышел за пределы России. 
27 апреля полиция в графствах Хартфордшир и Эссекс на юго-востоке Великобритании предупредила родителей об опасности игры «Синий кит». Местные власти разослали в школы письма, в которых призвали родителей быть бдительными, а детей — «блокировать или не отвечать на сообщения в сети, которые вызывают чувства тревоги, неудобства или угрозы». 
Местные власти разослали в школы письма, в которых призвали родителей быть бдительными 
Игра «Синий кит» стала популярна у школьников и студентов младших курсов в России в конце 2016 года. Чтобы войти в игру, подростки оставляли кодовый хэштег на странице во «ВКонтакте», затем с ними связывались «кураторы» (часто скрывались под анонимными аккаунтами) и предлагали задания, связанные с нанесением себе порезов, просмотром печальных видео, рисованием китов и совершением самоубийства. Игра родилась в так называемых «группах смерти» — сообществах, в которых школьников якобы подталкивали к суициду по схожему алгоритму. Общественное внимание к «группам смерти» оказалось приковано в мае 2016-го после материала журналистки Галины Мурсалиевой, опубликованного в «Новой газете». Антропологи не раз отмечали, что рассказы о «Синем ките» носят характер городских легенд, «кураторы» — такие же молодые люди, как и игроки; суицидологи заявляли, что причиной детских самоубийств не могут быть «группы смерти». 
В России «Синего кита» обсуждали на самом высоком уровне: президент Владимир Путин попросил правительство «принять решения, направленные на совершенствование системы профилактики подросткового суицида»; 19 апреля Госдума в первом чтении приняла законопроект о склонению к самоубийству в интернете. 
В Великобритании интерес к игре появился в связи с публикациями в СМИ 
Как и в России, в Великобритании интерес к игре появился в связи с публикациями в СМИ. Документирующий различные мемы сайт knowyourmeme.com приводит хронологию роста популярности темы в англоязычном сегменте интернета. В 2016 году о суицидальных пабликах сообщали только русские медиа, рассчитанные на западного читателя: например, телекомпания RT выпустила телесюжет после статьи Мурсалиевой, издание Russia Beyond the Headlines опубликовало текстпосле ареста Филиппа Будейкина (он обвиняется в доведении подростков до самоубийства) в ноябре 2016 года. 

12:22, 14 ФЕВРАЛЯ 201210    5    914

По следам трагедии в Лобне: каждый день СМИ не сообщает о 4 суицидах детей

 (Проголосуйте первым!)

Сегодня, 14 февраля, ровно неделя с того дня, как две девушки-подростка из  Лобни добровольно ушли из жизни. После этой резонансной трагедии в СМИ пошла целая волна сообщений о подростковых самоубийствах. Волна оказалась довольно мутной, потому даже Уполномоченный при президенте по правам ребенка Павел Астахов заявил, что СМИ должны перестать смаковать подробности детских суицидов. А вместо этого нужно заняться разъяснительной работой. Высказывалось и мнение, что один суицид подталкивает к этому шагу и остальных, потенциальных самоубийц, поэтому и писать об этом не стоит.

«Пушка» решила не оставаться равнодушной к призыву детского омбудсмена и, прежде чем начать «разъяснять», попробовала разобраться, действительно ли девочки из Лобни толкнули к суициду остальных несчастных подростков по всей России.

Вот факты. Начнем с того, что за последнее время первые два известных случая подростковых самоубийств имели место еще до трагедии в Лобне. Так, 1 февраля в Якутске повесился 13-летний школьник, учившийся в седьмом классе. 5 февраля в Амурской области повесился еще один семиклассник. Об этих случаях писали, но скорее на местном, а не федеральном уровне.

7 февраля трагедия произошла в Лобне, которая «взорвала» федеральные СМИ и по следам которой были даже проведены телевизионные ток-шок в прайм-тайм.

А когда 8 февраля 14-летний москвич выпрыгнул из окна своей квартиры, то тогда впервые и заговорили о «волне детских суицидов».

9 февраля в Красноярске повесился 12-летний мальчик. 11 февраля выбросилась с 23-этажа 15-летняя школьница из Москвы. 13 февраля в Ростове-на-Дону суицид совершил 16-летний школьник, выбросившись из окна. А сегодня, 14 февраля, в Томской области повесился 18-летний школьник.

Итак, с начала месяца мы насчитали восемь подростковых суицидов. Да – много, да – страшно. Однако обратимся к статистике, так как она оказалась еще более страшной.

Все уже читали, что по числу суицидов Россия занимает шестое место в мире, а вот только по самоубийствам подростков — первое место в Европе. В цифрах это выглядит так: ежегодно происходит 4 000 попыток самоубийства среди подростков, 1500 из них оказываются, если так можно выразиться, «удачными». А теперь «имеющий ум, да сочти число Зверя». Делим 1500 на число дней в году (их 365). Получается, что каждый день в России от суицида гибнет четыре ребенка! А за две недели СМИ «насмаковали» «всего» восемь таких случаев.

В общем, в очередной раз на лицо попытка обвинить СМИ и перенести проблему с одной больной головы на другую не очень здоровую. А между тем, больше всего суицидов с летальным исходом совершается не по причине сообщений СМИ, а из-за семейных конфликтов, любви, личных проблем, замкнутости и психических заболеваний.

Приложение 5

Анкета

«Опрос учителей»

Уважаемые учителя!

Мы предлагаем ответить на вопросы анкеты, касающихся психологических проблем среди детей и подростков.

Вопрос 1.

На ваш взгляд, какова причина детских и подростковых суицидов?

А. Привлечь внимание.

Б. Посмотреть на дальнейшие последствия.

В. Из-за нежелания жить.

Вопрос 2.

Есть ли у вас в классе дети с какими-либо психологическими проблемами?

А. Да.

Б. Точно не знаю.

В. Нет.

Вопрос 3.

При составлении тематического плана на учебный год, берете ли вы психологические темы?

А. Да. Очень часто.

Б. На один или два классных часа.

В. Нет. Я не считаю это нужным.

Вопрос 4.

Нужны ли психологи в школе и телефон доверия в п. Лиман?

А. Да.

Б. Можно обойтись и одним психологом.

В. Нет.

Методика проведения анкеты.

Предлагается анкета, состоящая из 4 вопросов. Каждый из опрашиваемых учителей должен выбрать один из предлагаемых вариантов ответа на каждый вопрос.

Результаты.

Опрошено – 50 человек.

А – 37

Б – 7

В опрос 1 В – 6

В Б А

А – 12

Б – 10

В опрос 2 В – 28

Б А В

А – 15

Б – 10

В опрос 3 В – 25

Б А В

А – 40

Б – 7

В опрос 4 В – 3

В Б А

ВЫВОДЫ:

Итак.

Смотря на результаты, понимаешь, что учителя заботятся о психическом и эмоциональном состоянии детей и подростков, но не в такой степени, в какой хотелось бы.

Приложение 6.

Приложение 10

Интервью с психологом Ласточкиной А.В.

Вопрос: Вам как психологу приходится вести работу по профилактике суицида?

Ответ: В целях профилактики суицидальных проявлений у учащихся, оказания современной помощи детям в кризисный  момент в школе функционирует служба по профилактике суицида. Вся работа направлена на укрепление и поддержание психологического здоровья личности и создания благоприятного психологического климата в коллективе учащихся.

Суицида среди учащихся МКОУ « Лиманская СОШ №1» не происходило.

Вопрос: В чем выражается Ваша работа в данном направлении?

Ответ: По плану профилактики суицида среди детей и подростков проводится диагностика Лускановой «Мое отношение к школе», Социограмма для определения акцентуации характера у подростка  среди учащихся . Составляются списки учащихся, склонных к депрессивным настроениям, с нарушением психики. С целью профилактики суицидального поведения среди учащихся, проводятся занятия, игры, тренинги по формированию мотивационной сферы в реализации жизненных планов, педагогам даю рекомендации в предупреждении трагического финала.

Провожу индивидуальные беседы с учащимися группы «риска» и их родителями для создания благоприятного психологического климата между родителями и детьми.

Приложение 7

Интервью с заместителем директора по ВР Покусаевой Е.В.

Вопрос: Елизавета Владимировна, в школе проводится работа по профилактике суицида?

Ответ:

Да, в школе традиционно в план работы на год включено направление по профилактике суицида среди учащихся. На основе этого плана каждый классный руководитель составляет мероприятия для своего класса в данном направлении.

Вопрос: Привлекаются ли к данной работе другие организации?

Ответ:

Школа активно сотрудничает в данном направлении с районной больницей.

Врачи ежегодно проводят беседы в данном направлении среди учащихся.

Вопрос: Дается ли информация о суициде родителям учащихся?

Ответ:

На общешкольных родительских собраниях и конференциях данный вопрос поднимается периодически. Родителям также напоминают о том, как они могут помочь своему ребенку, чтобы не случилась такая неисправимая беда как суицид

Приложение 8

Утверждаю

Директор МКОУ «Лиманская СОШ № 1»

___________ИВ.Рябина

План работы

по профилактике суицида

в МКОУ «Лиманская СОШ № 1» на 2018-2019 учебный год.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

 

Профилактическая работа с учащимися

   

1

Доведение до сведения учащихся и их родителей информацию о работе телефонов доверия, служб способных оказать помощь в сложной ситуации.

Сентябрь

кл. рук.

2

Сбор информации для создания банка данных учащихся с высоким уровнем тревожности и депрессии.

1 полугодие

Зам. директора по ВР, кл. рук.

3

Классные часы, формирующие в процессе воспитательной работы у учащихся такие понятия как «ценность жизни», «цели и смысл жизни»:

«Адаптация учащихся 5 класса к средней школе»

«Что значит владеть собой»

«Как счастье зависит от его здоровья»

«Поведение человека во время стрессовых аффектов»

«Семья – это то, что с тобою всегда»

«Учимся строить отношения»

«Моё здоровье»

«Здоровый образ жизни»

«Как    прекрасен этот мир»

В течение года

кл. рук.

4

Организация внеурочной деятельности учащихся «группы риска»

В течение года

Зам.директора по ВР, кл. рук.

5

Организация встреч учащихся с    психологами, врачами, юристами

В течение года

Зам.директора по ВР, кл. рук.

6

Особенности психологической поддержки во время ЕГЭ;

2 полугодие

кл. рук., психолог

7

"Как сдать ЕГЭ и выжить" — практические советы

2 полугодие

кл. рук., психолог

8

Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди школьников. Пресечение всех случаев неуставных (школьных) отношений с привлечением, при необходимости работников ОДН

По необходимости

Директор, зам.директора по ВР, кл. рук.

9

Незамедлительное сообщение в администрацию школы, ОДН, КДН, отдел опеки о фактах насилия над ребенком со стороны родителей или других взрослых лиц.

В течение года

Зам.директора по ВР, педагог-организатор по ВР

 

Профилактическая работа с родителями

   

10

Выявление семей, в которых практикуется жестокое обращение с детьми (индивидуальные беседы, анкетирование)

ноябрь

администрация

11

Профилактическая работа с семьями, проведение родительского всеобуча.

В течение года

кл.рук., зам. директора по ВР

12

Постоянная консультативная психологическая помощь семьям и подросткам в целях предупреждения у учащихся нервно-психических расстройств

В течение года

кл.рук., зам. директора по ВР

13

Родительское собрание

«Подготовка к экзаменам»

«Как воспитать уверенность ребенка в своих силах»

В течение года

Центр «Юность», психолог

14

Общешкольное родительское собрание «Роль семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, в формировании потребности в здоровом образе жизни у детей и подростков»

2 полугодие

кл.рук

15

"Психолого-возрастные и физиологические особенности развития ребенка".

   
 

Работа с педагогическим коллективом

На совещаниях при директоре

зам. директора по ВР

16

Ознакомление классных руководителей с обзором документов:

Уголовный кодекс РФ (ст.117 «Истязание», ст.110 «Доведение до самоубийства», ст.131-134 о преступлениях сексуального характера),

Административный кодекс РФ (ст.164 «О правах и обязанностях родителей»),

Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6, 8, 16, 27, 28, 29, 30),

нормативные документы о профилактике безнадзорности и правонарушений н/л, о защите их прав и т.п.

В течение года

ШМО кл. рук., зам. директора по ВР

17

Проведение совещаний для педагогов по вопросу профилактики суицида среди детей

По согласованию

Администрация

Приложение 9

«Школа социального успеха «Юность»

Тематическое планирование

Раздел

Темы значений

Колич. часов

Форма занятий

Теор.

Практ.

 
 

«Мир наших чувств»

     

1.

Как жить в ладу с собой и миром.

3

 

Лекция

2.

Школа хорошего настроения.

2

 

Беседа

3.

Человек в кризисных ситуациях.

3

2

Беседа Практ.зан

4.

Как преодолеть себя.

 

2

Практикум

5.

Как избавиться от комплексов.

3

1

Лекция-тренинг

6.

Как выходить из кризиса.

 

2

Тренинг

7.

Размышления об обиде.

2

 

Дискуссия

8.

Как перестать беспокоиться и начать жить.

3

 

Лекция

9.

«Катастрофа на воздушном шаре».

 

2

Психолог, игра

10.

Болит самолюбие.

 

2

Психолог, практикум

11.

Медитация, аутогенная тренировка.

2

2

Беседа, практ. зан.

12.

Антистрессовая гимнастика.

 

2

Практикум

13.

«Открытая свеча».

 

2

Психолог, игра

14.

Доброта, доверие, дружба.

2

 

Беседа

15.

Возраст любви.

2

 

Беседа

16.

Формула счастливого брака.

3

 

Беседа

17.

«Самое утреннее из чувств».

 

2

Дискуссия

18.

Секреты для двоих.

2

1

Лекция, практ.зан.

19.

Как противостоять насильнику.

3

3

Беседа, практикум

20.

Пьянство и наркомания.

3

 

Лекция

21.

«Сотри случайные черты».

 

3

Игра-тренинг

22.

Итоговое занятие: «Психологический КВН».

 

3

Практическ. игра

23.

Диагностика достижений учащихся.

     

Приложение 10.

Вопрос: Отец Анатолий, как церковь относится к самоубийствам?

Ответ: Христианство считает самоубийство одним из тяжелейших грехов по той причине, что человек совершает двойной грех - убийства и отчаяния, в которых уже нельзя покаяться.

Вопрос: Что запрещает церковь делать родственникам людей совершивших самоубийство?

Ответ: Совершившие самоубийство лишаются отпевания перед погребением. Единственным исключением являются сумасшедшие, покончившие с жизнью в состоянии помутнения рассудка. Самоубийцу отпевают лишь в том случае, если священнослужитель признает покойного безумным, что чаще всего выражается в предъявлении родственниками самоубийцы соответствующей медицинской справки. Ранее самоубийц хоронили вне кладбища. Подобная практика сохранялась до 1950-х годов, а местами встречается и сегодня, в форме запрета на захоронение на церковном кладбище. Если же человек, сознательно лишающий себя жизни, имеет своей целью спасти другого человека или группу людей, то такой поступок классифицируется не как самоубийство, а как самопожертвование. Такой человек почитается наравне со святыми мучениками. Это основывается на словах Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»

Вопрос: Почему церковь так строго относится к самоубийцам?

Ответ: Раскроем «Полный православный богословский энциклопедический словарь», найдем слово «самоубийство». Вот что там написано: «Преступность этого греха состоит в том, что самоубийца возмущается против творческого и промыслительного порядка, божественного и своего назначения, произвольно сокращает свою жизнь, которая принадлежит не ему только, но и богу... .Вдумаемся в эту формулировку. Человек не смеет уйти из жизни, так как жизнь его принадлежит богу. По существу, это тот же принцип, который применялся к крепостным дореформенной России. Ты не смеешь уйти, убежать от своего помещика, господина, ибо ты его собственность. Вся разница в том, что хозяин называется не земной, а небесный... По церковным канонам к самоубийцам относят также убитые на дуэли, убитые во время разбоя преступники, люди, настоявшие на своей эвтаназии и даже подозреваемых в самоубийстве , утонувших при неизвестных обстоятельствах ,погибших "любителей" экстремальных видов "спорта", ведь они реально осознавая смертельную опасность таких занятий, ради пустой утехи все равно рисковали жизнью. Фактически самоубийцами являются наркоманы, токсикоманы и алкоголики.

Приложение 11.

Памятка

ученикам для преодоления

эмоциональных трудностей.

1.

Всегда находите в жизни хорошее.

2.

Помните! За черной полосой в жизни всегда приходит белая.

3.

Если вам плохо обратитесь за помощью к друзьям и близким.

4.

Придите за помощью к классному руководителю.

5.

Воспользуйтесь услугами психолога.

6.

Если депрессия, то постарайтесь отвлечься, займитесь любимым делом (посмотрите фильм, послушайте музыку и т.д.).

7.

Научитесь переключаться с проблем на хорошие мысли.

8.

Займитесь спортом (движение заставляет организм переключаться на положительные эмоции)

9.

И никогда не забывайте, что жизнь – это Божий дар, который дается один раз!

Просмотров работы: 147