Волонтерство: к равному диалогу власти и общества

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Волонтерство: к равному диалогу власти и общества

Сивовалова Ю.В. 1
1МБОУ СОШ № 2, 10 класс
Довбий И.А. 1
1МБОУ СОШ № 2
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тот, кто ничего не делает для других,

ничего не делает для себя

Гете.

2018 год стал Годом добровольца (волонтера) в России: были устранены барьеры, налажен механизм взаимодействия органов власти и добровольцев.

Каждый из нас эпизодически сталкивался с волонтерством. Может быть, Вы даже постоянный волонтер какой-либо организации. Изучая историю развития волонтёрства у нас в стране, мне удалось понять, что движение стало зарождаться в 80-х годах, но оно существовало и ранее просто имело другое название. Например: службы сестёр милосердия, тимуровское и пионерское движения. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. тимуровские команды вели работу при дворцах пионеров и других внешкольных учреждений. Только в РСФСР (родители рассказывали, что таким сокращённым названием можно было назвать нашу страну с 1917 по 1991 годы) насчитывалось более 2 000 000 миллионов тимуровцев. Они брали шефство над госпиталями, семьями солдат и офицеров, помогали собирать урожай, ухаживали за могилами погибших Воинов.

Молодежь – особая социально-демографическая группа, которая составляет на современном этапе жизни 25% населения мира. Очень популярны в мире всевозможные социальные программы для молодежи, которые направлены на улучшение условий жизни молодого поколения. Работа в рамках государственных программ, национальные и социальные проекты, направленные на решение проблем в сфере молодежной политики существуют во всех регионах, в каждом конкретном социуме формы и методы работы в сфере молодежной политики, содержание муниципальных программ и проектовопределяются с учетом особенностей исторического, национально-культурного развития, менталитета населения данной территории.

Актуальность исследования:

Социологи утверждают, что необходимо обращать внимание на развитие позитивных возможностей и сильных сторон молодых людей, которые обеспечивают их успешность, разрабатывать и внедрять повсеместно и с охватом широких слоев молодежи различные программы позитивного развития и позитивной социальной деятельности, реализовывать программы и проекты, которыми управляет сама молодежь. Необходимо начать говорить о молодежной политике как о политике развития молодежного участия.

В свете этих позиций у меня появился вопрос, на который необходимо было найти ответы: Как можно организовать молодежное участие в жизни города на партнерском уровне, чтобы каждый участник программы имел возможность вносить свой собственный вклад в планирование и

реализацию программ развития своей малой родины?

Я выбрала тему "Волонтерство: к равному диалогу власти и общества", потому что меня заинтересовала эта тема, и я бы хотела изучить ее подробнее. Мне стало интересно насколько популярно волонтерское движения в современном обществе. Сейчас очень много общественных организаций и людей, которые просят помощи в различных сферах, и мне захотелось узнать, какую роль выполняют люди для реализации этой помощи.

Гипотеза исследования:

Молодежный волонтерский отряд, который имеет план поэтапного расширения программ и масштабов, видов деятельности и форм работы согласно логике возрастного развития участников и с учетом приобретенной в практике уровня формирования социальных компетенций, может содействовать интеграции молодежи в общественно-политическую, экономическую и социальную жизнь своих населенных пунктов, становлению их гражданственности.Реализация разработанного на основе волонтерской инициативы проекта(вовлечение населения и власти в конкретное культурное и социальное мероприятие), в котором молодежь наделяется определенными правами и полномочиями, может оказать большое значение в становлении личности участников проектаи стать моделью развития молодежного участия на партнерском уровне в малых населенных пунктах.

Цель:

Создание условий для рождения проектов, которыми управляет сама молодежь,которая позволяет им освоить социально важную информацию в приемлемой ими и интересной для них форме, пройти обучение участию в жизни общества позволяетим наладить контакты с различными ведомствами и структурами населенного пункта, вступить в конструктивный диалог с властью, оказывает содействие интеграции молодых людей в общество, их социализации.

Задачи:

Изучение теоретических и методологических основ, форм работы в современной молодежной политике.

Разработка механизмов социальной работы с молодежью и подростками с учетом особенностей исторического и культурного развития конкретного населенного пункта, выбор модели работы.

История создания волонтерского отряда для реализации данного механизма.

Вовлечение волонтеров в коллективную творческую и организаторскую деятельность по реализации модели работы.

Объектисследования: обучающиеся МБОУ СОШ № 2

Молодежное участие на партнерском уровне в условиях малых городов.

Предмет исследования:

Деятельность волонтерского отряда в ходе разработки и реализации данной программы как фактор формирования новых основ молодежной политики органов местного самоуправления формирование социальных, коммуникативных и управленческих навыков организаторами и участниками деятельности.

Методы исследования:

Теоретический - изучение и анализ литературы;

Социологический опрос – анкетирование и анализ;

Социальное проектирование;

Разработка стартап программы;

Самоанализ – самонаблюдение;

Экспериментальный - моделирование.

Новизна исследования:

Разработка и апробация инновационной модели молодежной политики, привлечение молодежи к решению реальных проблем и задач местного сообщества в командной деятельности с представителями населения разных социальных слоев и разных возрастных категорий.

Практическая значимость:

Возможность тиражирования созданной модели в деятельности образовательных учреждений и в деятельности органов местного самоуправления

Технология создания новых институтов гражданского общества в малых населенных пунктах.

Новая форма работы с будущими лидерами молодежи.

Интересная программа позитивного развития и позитивной социальной деятельности для молодых специалистов и ветеранов.

Ожидаемые результаты:

Приобретение социальных, коммуникативных и управленческих навыков волонтерами – организаторами и участниками игры, вовлечение их в активную общественную деятельность

Создание условий для сохранения и укрепления связи между поколениями, взаимообмен опытом в процессе реализации проекта

Выстраивание коммуникаций между властью и общественными инициативными группами.

Создание условий для рождения и реализации новых проявлений инициатив общественного действия, которые позволяют решить актуальные проблемы местного сообщества.

Коллектив авторов и исполнителей проекта, который состоит из представителей разных социальных слоев, может стать новым институтом гражданского общества и командой, реализующей в будущем предметную область проекта.

Участие в подготовке современных кадров, отвечающих требованиям и задачам инновационной экономики, через предоставленную возможность приобрести опыт долгосрочных поддерживающих взаимоотношений со взрослыми и участие в молодежных программах;

Глава 1. Теоретические и методологические основы исследования.История возникновения волонтерского движения

Молодежное участие рассматривается во всем мире как фундаментальный принцип молодежной политики. Ключевая идея молодежного участия заключается в предоставлении молодым людям возможности оказывать влияние на все вопросы, которые касаются их жизни. Это влияние молодежь может реализовать как через участие в принятии решений совместно со взрослыми, так и через собственную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую жизнь. В современной науке предлагается определять уровни взаимодействия молодежи и взрослых согласно «лестнице Харта»: манипуляция, декорация, символический, уровень информирования, информирование и консультации, инициатива взрослых, совместное принятие решений с молодежью, инициатива и выполнение силами молодежи, инициатива молодежи, совместное принятие решений с взрослыми. Актуальными являются проекты, в которых молодые люди рождают идею или инициативу, сами создают проект, выполняют его сами, приглашая для участия в проекте взрослых, сами управляют проектом, совместно принимают решения со взрослыми.

Волонтерство – это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Волонтерский отряд (группа) - это добровольное объединение молодых людей (обучающихся), изъявивших желание бескорыстно (без извлечения прибыли) осуществлять какую-либо деятельность. В своей деятельности волонтерский отряд (группа) руководствуется следующими нормативными актами: Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.); Конвенцией о правах ребёнка (1989 г.); Федеральным законом от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»; Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий. В 18-19 веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу. Волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие "социум". В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и/или жить.

Волонтерство - это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других.

Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером. Однако только в ХХ веке, на пропахшем войной и индивидуализмом европейском континенте добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена. Молодые люди — французы и немцы, встретились и пришли к замечательной мысли, ставшей впоследствии лозунгом волонтерского движения: «Лучше работать вместе, чем воевать друг против друга». После Первой Мировой, в 1920 г. во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные 1-й Мировой Войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками. Денег за свою работу волонтеры не получали, но исправно обеспечивались заинтересованной стороной проживанием, питанием и медицинским страхованием — этот принцип организации волонтерского труда сохранился и по сей день.

С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба.

Семь базовых принципов волонтёрского движения:

добровольность,

независимость,

единство,

универсальность,

гуманность,

беспристрастность,

нейтральность.

Выводы по первой части исследования

Наиболее актуальными направлениями в молодежной политике являются организация .

Если придерживаться правильной структуры в создании проекта, то можно разработать и реализовать результативный проект на основе идеи, принятой волонтерским отрядом и направленной на молодежное участие на партнерском уровне.

Для разработки необходимой нам программы деятельности и оформления проекта, уточнения и введения коррекций в программы необходимо провести социологическое исследование и анкетирование согласно избранной методике.

Глава 2. Практическая часть работы

2.1.Наблюдение исамонаблюдение как основа рождения идеи гражданской инициативы

С целью изучения мотивации школьников к добровольческой общественной деятельности было проведено анкетирование. В анкетировании участвовали 84 человека. Возрастные группы определились следующим образом: 13-15,16-17 лет. По половому признаку возрастные группы были довольно-таки однородны: 45% девушек и 55% юношей. Анкетирование проводилось без предварительных теоретических объяснений о понятии «волонтерская деятельность». Это было сделано намеренно с целью выяснить, имеют ли представление о волонтерской деятельности школьники.

Вопросы для анкетирования:

 

Вопросы:

Варианты ответа:

Кол-во

%

1

Помогали ли вы добровольно бездомным животным или людям, попавшим в тяжелую ситуацию, участвовали ли в субботниках или других благотворительных акциях?

Да

Нет

81

3

96%

4%

2

Знаете ли вы кто такой волонтер «доброволец?»

Да

Нет

77

7

91%

9%

3

Считаете ли вы себя волонтером «добровольцем»?

Да

Нет

38

46

45%

55%

4

Важно ли для современного общества движение волонтеров?

Да

Нет

Почему

1.Мир можно преобразить, делая добро и помогая другим.

2. Если ты не оказываешь помощь другим, то помочь некому.

3. У государства нет достаточного количества рычагов, чтобы повлиять на ситуацию, поэтому требуется помощь простых людей.

82

2

43

27

12

97%

3%

51%

32%

14%

5

Какой вид деятельности вы предложили бы для современного волонтерского движения?

1.Организация благотворительных мероприятий для помощи нуждающимся.

2.Создание приютов для бездомных животных.

3. Помощь пожилым людям и бездомным.

4. Проведение совместных мероприятий, деловых игр с местной администрацией по вопросам истории родного края.

30

28

17

9

37%

26%

27%

10%

На вопрос: 1 «Помогали ли вы добровольно бездомным животным или людям, попавшим в тяжелую ситуацию, участвовали ли в субботниках или других благотворительных акциях?». Большинство опрошенных ответили: «да».

На вопрос: 2 «Знаете ли вы кто такой волонтер «доброволец?»
96% опрошенных определяют волонтером человека, который периодически безвозмездно участвует в проведении каких-либо акций и мероприятий. По представлениям школьников, волонтером можно назвать любого человека, которому небезразлична жизнь других людей и который делает что-то, чтобы оказать помощь и организовать какое-либо действие — 91%;


На вопрос: 3 «Считаете ли вы себя волонтером «добровольцем»?» 55% опрошенных ответили, что не считают себя таковыми; 45% определили волонтерскую деятельность как безвозмездную общественную работу; Результаты опроса выявили, что около 96% опрошенных школьников в целом положительно относятся к общественно-полезной деятельности на добровольной основе

На вопрос: 4 «Важно ли для современного общества движение волонтеров? » 97% ответили, что это возможность принести пользу людям; 16% опрошенных указали, что это участие в общественной жизни, что это общественная деятельность в свободное от основной деятельности время; 76% — общение с интересными людьми. На основе данных ответов можно сделать вывод, что волонтерская деятельность в понимании молодых людей главным образом выступает в качестве возможности стать активным участником общественной жизни и приносить пользу людям.
На вопрос: 5 «Какой вид деятельности вы предложили бы для современного волонтерского движения?»
При определении видов волонтерской деятельности школьники отметили следующие :

1.улучшением жизни, нуждающимся путем создания благотворительных мероприятий, отметили 36% опрошенных;

2.путем создания приютов для животных—33%;

3.помогать бездомным и пожилым людям—20%,

4. проведение совместных мероприятий, деловых игр с местной администрацией повопросам истории родного края—11%. Таким образом, можно говорить о том, что в основе отношения молодежи к волонтерской работе лежат, прежде всего, альтруистические мотивы. В этом вопросе предполагалось несколько вариантов ответа, а также можно было предложить свой ответ.

По представлениям большинства опрошенных, волонтерами чаще становятся молодые люди, прежде всего, школьники — 34%; 9% — молодежь, которая не учится и не работает; 2% ответивших считают, что волонтерами могут быть взрослые люди; 1% — пенсионеры. Таким образом, волонтеры это, прежде всего, представители учащейся молодежи — школьники и студенты.

38% опрошенных имеют близких друзей волонтеров, 24% слышали, что кто-то из их окружения занимался добровольческой деятельностью, 
В возрасте до 19 лет имеют в своем окружении волонтеров 53% опрошенных, в возрасте от 20 до 24 лет — 22%, и в возрасте от 25 лет и старше — 11% респондентов. Таким образом, наиболее активно волонтерство развито среди представителей младших возрастных категорий.

Из всех опрошенных 96% ответили, что имеют какой-либо добровольческий опыт, 4% его не имеют.
Таким образом, более половины опрошенных молодых людей готовы стать волонтерами.
Опрос выявил степень популярности и интереса для молодых людей тех сфер общественно-полезной деятельности, в которых они готовы принять участие. В этом вопросе были предложены варианты ответов, а также можно было предложить свои направления. Среди наиболее значимых: помощь бездомным животным — 33 %; помощь пожилым и бездомным людям — 20%; Проведение совместных мероприятий, деловых игр с местной администрацией по вопросам истории родного края— 11%; организации благотворительных акций, программ — 36%. Незначительная часть опрошенных назвала такие сферы как, помощь бродячим и брошенным животным, уборка улиц, облагораживание территорий, участие в акциях. Только 2 человека из опрошенных ответили, что помогать никому не собираются.

У нас появилось желание продолжить начатую нами работу. Мы понимали, что наш будущий проект должен вывести нас на более широкие слои населения, на контакты с различными структурами и различными слоями населения, вывести нас на широкую общественную деятельность вне стен наших школ, дать возможность попробовать свои силы в около профессиональной, «взрослой» деятельности, полностью самим инициировать и реализовать наш будущий проект.


Кроме анкетирования учащихся было взято интервью у Устюговой Юлии Алексеевны, курирующей районный ресурсный центр « Школа волонтеров».
1. Когда Вы начали волонтерскую деятельность? Какие идеи воплощали?
Волонтерской деятельностью, как таковую, я начала заниматься в студенческие годы, но тогда она называлась общественной работой.
Это было участие в городских субботниках, в благотворительных акциях.
2. Есть ли общая стратегическая программа волонтерского движения в …. (школе, городе)? Если есть, то каковы ее цели и задачи? Какой предполагается результат реализации программы?
В колледже работает волонтерская группа, которая участвует в мероприятиях, проводимых непосредственно в школе, а также в городских мероприятиях, организованных отделом по делам молодежи администрации г. Алдана.
3. Каковы приоритетные направления волонтерского движения на ближайший год? На какую часть населения они ориентированы?
Акции, проводимые ко Дню Победы, ко дню защиты детей, ко дню России, дню молодежи – это на ближайшие месяцы. Планируется традиционная акция «Георгиевская ленточка», «Письмо ветерану».
4. Какие конкретные проекты будут реализованы в ближайший период? (месяц, квартал, полгода)
В предыдущем ответе я перечислила самые яркие мероприятия, планируемые в ближайший период
5. Какие возрастные группы населения привлечены к волонтерскому движению?
Молодежь в возрасте от 13 до 18 лет – это основная часть волонтерской группы.
6. Что Вы можете посоветовать тем, кто только собирается присоединиться к волонтерскому движению?
Больше позитива, самоотдачи, признание придет само.
Основные выводы:
Результаты исследования демонстрируют положительное отношение молодежи к добровольческой общественной деятельности: доля позитивно настроенных к деятельности на добровольной основе составляет около 96% опрошенных .
Волонтерская деятельность в понимании молодежи выступает в качестве возможности стать активным участником общественной жизни, а волонтером является, в первую очередь, представитель молодежи, занимающийся в свободное время добровольческой деятельностью и делающий это не из корыстных побуждений. Кроме того участие в добровольческой общественной деятельности дает опыт общения и практический профессиональный опыт. 
О популяризации волонтерской деятельности в молодежной среде говорит тот факт, что большое количество опрошенных, около 45%, отмечают наличие в близком кругу общения людей, связанных с добровольческой деятельностью. Для популяризации волонтерского труда в молодежной среде важным аспектом является информирование, а главной причиной, не позволяющей активно участвовать в волонтерской деятельности, названа нехватка времени. 
Потенциальную готовность принять участие в добровольческой деятельности отметили более половины опрошенных. 
Самыми известными направлениями волонтерской деятельности являются помощь детям-сиротам; пожилым людям и ветеранам; инвалидам; организация различных молодежных акций и программ культурной, спортивной направленности; акции, направленные на борьбу с наркоманией и курением. 
Наиболее привлекательной формой волонтерской деятельности для опрошенных молодых людей является организация и проведение массовых мероприятий. 
Главными источниками получения опыта волонтерской работы являются учебные заведения — здесь добровольческие возможности открываются более чем для 76 % опрошенной молодежи.
Глава 3. Мое кредо-помощь другим.

Районный ресурсный центр «Школа Волонтеров» на базе МБОУ СОШ№2 работает с 2012 года. Первоначальной целью работы ресурсного центра было создание условий развития волонтерского движения в общеобразовательных организациях. Но в дальнейшем это переросло в нечто большее, чем просто создание условий.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

«Стратегия модернизации содержания общего образования» определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования».

Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.

В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.

Цель

Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни. Снижение уровня социальной напряженности подростков и молодежи посредством получения ими позитивных эмоций при участии в мероприятиях волонтерского отряда.

Задачи

Продвигать идеи волонтерства и поддержки молодежных волонтерских инициатив в школах города, района. Определить направления деятельности волонтеров. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.

Развитие личных и социальных компетенций участников, необходимых в волонтерской деятельности, повышение социального статуса волонтера через средства массовой информации.

Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.). Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни;

Создать механизм работы школы с окружающим социумом, через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”.

За шесть лет работы наш ресурсный центр провел множество акций и мероприятий как школьного, так и районного уровней. За это время у нас появились свои традиционные акции, которые проводятся ежегодно. Акция «Георгиевская лента», акция «Свеча памяти», которую мы проводим совместно с администрацией района и районным отделом культуры. Акция день памяти жертв СПИДа и всемирный день борьбы со СПИДом, эти акции мы проводим совместно с центром СПИД. Это только маленькая часть того, что проводит наш ресурсный центр. Так же мы всегда принимаем активное участие в районных мероприятиях и проводим свои акции на улицах нашего города.

За эти годы стены ресурсного центра «Школа волонтеров», покинуло три потока выпускников. И все они, с гордостью могу сказать, вышли в большую жизнь социально - адаптированными людьми. Многие из них продолжили свою волонтерскую деятельность в ВУЗах, кто то не стал продолжать этим заниматься, но так или иначе работа в нашем центре оказала большое влияние на жизненные установки ребят. И мне очень приятно слышать, когда они приезжают и приходят к нам в школу, что волонтерская деятельность сыграла не маловажную роль в их судьбе.

В нашем ресурсном центре есть одна выпускница, которая вызывает особое чувство гордости. По окончании девяти классов Шестакова Маргарита поступила в колледж г. Нерюнгри. И благодаря навыкам, которые она получила в нашем ресурсном центре, благодаря знаниям и уверенности в себе, которую дала ей волонтерская деятельность она медленно и верно начала работу в колледже. И через два года обучения Маргарита оказалась настолько активной, что ей предложили стать членом молодежного парламента г. Нерюнгри. И на сегодняшний день она является активным членом молодежного парламента при администрации г. Нерюнгри.

У нас появилось желание продолжить начатую нами работу. Мы понимали, что наш будущий проект должен вывести нас на более широкие слои населения, на контакты с различными структурами и различными слоями населения, вывести нас на широкую общественную деятельность вне стен наших школ, дать возможность попробовать свои силы в около профессиональной,«взрослой» деятельности, полностью самим инициировать и реализовать наш будущий проект.

Нам было необходимо проделать новые для нас виды деятельности: выстроить прямую коммуникацию между властью, с одной стороны, и нашей гражданской общественной инициативой; выявить интересные для наших сверстников общественные проблемы. Каждый проект - это идея, которая решает определенную проблему. То, что молодежь сейчас стремится оформить свои идеи и желания именно как проекты — это общегосударственная тенденция. Мы убедились в том, что государство и органы местного самоуправления готовы выделять деньги на молодежные инициативы, но они тоже должны быть актуальными и соответствующе оформленными. Через включение в призму проектов проявляется субъектность молодежи, которая готова что-то делать, брать на себя ответственность и не ждать указаний сверху.

Проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы:

Нужно признать, что большинство проектов и программ, которые реализуются в рамках молодежной политики, разрабатываются по инициативе взрослых и предусматривают лишь ограниченную роль молодежи. Нам удалось организовать молодежное участие на партнерском уровне как форму деятельности волонтерского отряда в г. Алдане. Ключевой особенностью модели партнерства является ответственное участие молодежи в управлении деятельностью: молодые люди являются авторами и организаторами, принимая решения совместно со взрослыми, разделяя ответственность за последствия принятых решений.

В ходе работы по разработке и реализации модели мы выявили факторы, способствующие повышению интереса подростков в этой модели. Создана действенная система социального партнерства, основанная на личных контактах, которая улучшает жизнь в городе, рождает динамизм и сохраняет связь поколений. Апробировано успешное конвейерное обучение проектантов силами образовательных программ учреждения дополнительного образования. Всем молодым людям предоставлена возможность продолжитьконтакты и приобрести опыт долгосрочных поддерживающих взаимоотношений со структурами власти.

Разработали новый для нашего населенного пункта механизм социальной работы для молодежи и подростков с учетом особенностей исторического и социального развития конкретного населенного пункта. Этот механизм может стать одним из основных принципов в реализации политики органов местного самоуправления в работе с населением.

Созданная в ходе нашей работы группа (волонтерский отряд) и детско-взрослая команда могут стать новым институтом гражданского общества в конкретном социуме. Эта группа уже имеет свои традиции и символику, гражданскую самостоятельность, активность и опыт участия в социальных проектах.

Любая интересная гражданская инициатива молодежи при правильном подходе может получить финансовую поддержку для её реализации. Возможно на вынесение положительного решения играют роль личные факторы: возраст, гибкость и динамичность руководителей.

Нами приобретен бесценный практический опыт, включая формирование навыков самостоятельного и ответственного принятия решений.

При наличии у нас желания продолжить эту форму работы, необходимо желание взрослых, работающих с молодежью, продолжить практику начатой совместной деятельности и также желание обучаться новому стилю управления и взаимодействия в модели партнерства.

 


Заключение.

Молодежь по своей натуре стремится к справедливости и добру, стремление изменить мир сделать его лучше свойственно молодежи всего мира, и в первую очередь необходимо поддерживать их в этих начинаниях, благодаря этому взамен общество получит из подрастающего поколения настоящего гражданина достойного своей великой страны. Для развития г.Алдана крайне важно привлечь именно молодое население области, так как это наиболее активная часть населения. Интерес у молодежи к добровольческой общественной деятельности есть и только возрастает. 
В г.Алдан в последнее время проводится довольно большое количество акций, связанных с социальными инициативами по преобразованию г. Алдан и все более активную жизненную позицию занимают ученики нашей школы. Наше исследование показало, что школьники готовы участвовать в различных инициативных акциях на добровольной основе и после проведенного исследования в волонтерскую группу включилось еще несколько человек, ранее не участвовавших в общественной жизни.

Приложение 1.Результаты анкетирования.

1.Помогали ли вы добровольно бездомным животным или людям, попавшим в тяжелую ситуацию, участвовали ли в субботниках или других благотворительных акциях?

2. Знаете ли вы кто такой волонтер «доброволец?»

3. Считаете ли вы себя волонтером «добровольцем»?

4. Важно ли для современного общества движение волонтеров?

5. Какой вид деятельности вы предложили бы для современного волонтерского движения?

Использованная литература:

Горбунова М.Ю., Социология, М., 2005. – [224 с.]

Кравченко А. И., Кравченко К. А. Основы менеджмента: управление людьми. Москва, 2003 – [300- 399 с.]

Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодежи. Москва, 2009 г. – [49 – 151 с.]

Познать себя. Якутск, 2007 г. – [63 – 78 с.]

Никитина Л.Е., Майорова-Щеглова С.Н. Технологический подход в прогнозировании и развитии воспитания. М., 2008 - [111- 125 с.]

Петрозаводская городская детская общественная организация Юниорский союз «Дорога» [сост. Д.В. Рогаткин]. - Петрозаводск. 2009. - 44 с. - 1000 экз.

Винокурова У.А., Петрова М.П. Этнокультурное образование в Дальневосточном Федеральном Округе Российской Федерации Якутск: Бичик, 2015. [84 - 412с.]

Поисковая система Википедия, Yandex, Google.

Просмотров работы: 139