Коррекция уровня тревожности у пожилых лиц средствами арт-терапии

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Коррекция уровня тревожности у пожилых лиц средствами арт-терапии

Некрасова В.В. 1
1МКОУ "Средняя общеобразоватлеьная школа №2"
Колмогорцева Н.Н. 1
1МКОУ "Средняя общеобразоватлеьная школа №2"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Чувство тревоги является естественным явлением для людей всех возрастов, особенно актуальной является это проблема для лиц пожилого возраста. Тревожность может быть вызвана тем, что пожилые люди чувствуют себя одинокими, «обузой» для молодых, ухудшение состояния здоровья, низким размером пенсии, отсутствием внимания и заботы со стороны близких людей.

Основной целью работы является коррекция тревожности у лиц пожилого возраста, проживающих в доме-интернате, посредством арт – терапии в рамках волонтёрских мероприятий.

Объект исследования: пожилые люди в возрасте от 60 лет и старше.

Предмет исследования: коррекция тревожности пожилых людей средствами арт-терапии.

Задачи работы:

Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.

Выявить уровень тревожности у пожилых людей.

Разработать и внедрить программу коррекции тревожности средствами арт – терапии и проверить ее эффективность.

Методы исследования:

теоретический анализ литературы;

тест;

количественная и качественная обработка данных.

База исследования: Государственное бюджетное учреждение «Геронтологический центр «Спутник» г. Шадринск.

Глава I. Теоретические подходы к проблеме тревожности у пожилых

людей

1.1.Понятие тревожности и причины её возникновения

К особым видам эмоциональных состояний относят тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги [5].

С.Холл рассматривал тревожность как некую промежуточную переменную; А.А. Китаев-Смык считает тревожность временным психологическим состоянием, возникшем под влиянием стресс-факторов; В.В. Суворова и Р.Б. Кэттелл определяют тревожность как свойство личности; К.Изард ()– как комплекс аффектов (страха, гнева, стыда, вины и т.д.); А.Б.Леонова и В.И. Медведева рассматривают тревожность как реакцию на экстремальный фактор, направленную на сохранение механизма деятельности, без сохранения её структуры; В.В. Астапов определяет тревожность как определённое состояние личности[5].

Рассматривая основные подходы к определению тревожности, существующие в научной литературе в настоящие время, тревожность понимается как: а) психическое состояние, которое вызывается возможности или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного и выражающегося в специфических переживаниях: опасении, волнении, разрушении покоя и других реакциях (К.Н. Платонов, Б.М. Петров()); б) склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги ( Н.В. Петровский, М.Г. Ярошевский) [7]; в) психическое состояние, которое включается в число свойств темперамента или выступает как свойство характера (А.М. Прихожан, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова [5].

Обобщая приведённые понятия, можно предположить, что тревожность может быть состоянием, характеризующим переживания индивидом определённой ситуации. Также тревожность можно рассматривать как личностное образование, то есть черту личности.

Р.Кеттел, И.Спилберг, Ю.Ханин выделяют два основных вида тревожности [5]. Это:

1. Ситуативная тревожность – порождённая некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может возникнуть у люб ого человека в преддверии возможных неприятностей. Ситуативная (реактивная) тревожность – внешнее поведение человека, которое не связанно с наличием у него личностной тревожности, и она представляет из себя кратковременную эмоциональную реакцию, эмоциональное переживание, проявляясь у многих людей в определённых (но не всех) ситуациях. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизующим механизмом, позволяющим человеку серьёзно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.

2. Личностная тревожность – стабильная личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности индивида к переживанию тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Характеризуются состоянием безотчётного страха, неопределённым ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Индивид, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении. Величина личностной тревожности свидетельствует о прошлом опыте индивида и позволяет прогнозировать характер его эмоционального реагирования в аналогичных ситуациях в будущем. Различают ситуативную тревогу, характеризующую состояние субъекта в определённый момент, и тревожность, как относительно устойчивое образование. (Р. Кеттел (), И. Спилберг, Ю. (), Ханин ()).

Помимо видов тревожности, как отмечает Н. Д. Левитов (), в психолого – педагогической литературе дифференцируются уровни: низкий, средний, высокий; нормальный, несколько повышенный, высокий, очень высокий, «чрезмерное спокойствие».

Определённый уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. При пониженном уровне тревожности субъект в серьёзных обстоятельствах может проявить безалаберность и безответственность. Повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности и может привести к затруднению контактов субъекта с окружающим миром, к формированию заниженной самооценки, низкого уровня притязаний и мрачного пессимизма.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряжённо, выраженным состоянием тревожности.

Возникающее состояние тревожности может приводить к различным результатам: как способствовать активизации деятельности, повышению сопротивляемости, так и порождать ощущение беспомощности, бессилия, неуверенности в себе.

Р. Кеттел, И. Спилберг, Ю. Ханин выделяют два основных вида тревожности [6]:

1.Ситуативная тревожность – порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может возникнуть у любого человека в преддверии возможных неприятностей. Ситуативная тревожность – внешнее поведение человека, которое не связано с наличием у него личностной тревожности.

2.Личностная тревожность – стабильная личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности индивида к переживанию тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают.

Уровень личностной тревожности – устойчивая склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги [5]. Высокая личностная тревожность тесно связана с наличием невротического конфликта, с эмоциональными срывами и психосоматическими заболеваниями.

1.2. Психологические особенности лиц преклонного возраста

Возраст является важной переменной как для понимания и прогнозирования индивидуального поведения, так и для функционирования и развития общества в целом. Взаимоотношения людей определяются временными границами пребывания в рамках тех или иных социальных институтов. Возраст является важным социокультурным и биологическим феноменом.

Старость в психологии - это заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества, характеризующийся новообразованиями, как и любой другой возраст [1].

В.В. Болтенко удалось в своей диссертационной работе выделить пять стадий старения [1]. Предметом исследования оказались люди в возрасте от 65 до 100 лет и более.

Рассмотрим стадии старения и поведение людей преклонного возраста.

I этап старения – на этом этапе возможен общественно-полезный труд, работа на садовых участках, в мастерских. Общение может быть эмоционально окрашенным, особенно у тех людей, которые включены в группы, имеют друзей.

II этап старения – ведущей деятельностью пожилых людей в это период является досуг, межличностное общение. Общение становится монологичным, что является признаком нарушения способности к эмпатии.

III этап старения- на этом этапе в центре внимания пожилых людей оказывается собственное здоровье и ведущей становится деятельность по его сохранению. Личностную значимость сохраняют медперсонал и люди, которые могут быть полезны в обслуживании. Основное содержание сознания – тревога, связанная с ухудшением здоровья.

IV этап старения – в данный период проявление эмоциональности у людей пожилого возраста отсутствует. Общение становится незначимым. В поведении преобладает пассивное созерцание реальности. Личность утрачивает свои социальные качества.

V этап старения характеризуется тем, что престарелые люди нуждаются в уходе. Им сложно изложить факты своей биографии, теряется личностное отношение к своему прошлому. Основное содержание внутренней жизни составляет багаж памяти. Люди равнодушны к происходящему.

И.С. Кон приводит свою классификацию типов старости, в зависимости от характера деятельности, которой она заполнена [2].

1. Первый тип – активная, творческая старость. Люди расставались с профессиональным трудом и продолжали участвовать в общественной жизни, живут полнокровной жизнью, не ощущая какой либо ущербности.

2. Второй тип старости также отличается хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергия этих людей направлена главным образом на устройство собственной жизни – материальное благополучие, отдых, развлечение и самообразование, на что раньше  не доставало времени.

3. Третий тип, в котором преобладают женщины, находит главное приложение силы в семье. Им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов.

4. Четвертый тип – люди, смыслом жизни для которых стала забота о здоровье, которая стимулирует достаточно разнообразные формы активности и дает определенное моральное удовлетворение. Однако эти люди склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней [2].

«Все эти 4 типа старости И. Кон считает психологически благополучными и замечает, что есть и отрицательные  типы  развития: это агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие все, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями; разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, делая себя тем самым глубоко несчастными» [2, c. 223].

А.И. Анцыферова, отечественный психолог, выделяет два типа, отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладения с трудностями, отношение к миру и к себе, удовлетворенностью жизнью [1]. 

Представители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. У них отличается высокая активность, которая связана с позитивной установкой на будущее. Нередко эти люди воспринимают установку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Занятия новым делом установление дружеских контактов, сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью и увеличивают ее продолжительность. 

У представителей второго типа развивается пассивное отношение к жизни, оно отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижается показатели теста интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тяжелое чувство ненужности. Такие люди тяжело переживают свой поздний возраст не борются за себя, погружаются в прошлое и, будучи физически здоровыми быстро дряхлеют.

Отечественный психолог В.А. Иванов выделяет шесть типов отношения человека к факту собственного старения [1]:

1) нормальное, т.е. соответствующее состоянию или тому, что ему сообщают о старости;

2) пренебрежительное, когда человек недопонимает особенности старения, «необоснованный оптимизм». Здесь наблюдается недооценка человеком особенностей старения. Такой человек нередко бравирует своим пренебрежением к старости. Однако обычно за подобной бравадой обнаруживается активированная общей слабостью потребность в безопасности, скрытый страх за свое здоровье и жизнь;

3) отрицающие, при котором человек не обращает внимание на старение, отгоняет от себя мысли о нем (таким людям свойственно подчеркивание своих возможностей и чрезмерной активности, имеющее своей целью сохранение прежнего статуса жизни;

4) геронтофобное, когда человек несоразмерно боится старости, в большей или меньшей степени понимая, что его опасения преувеличены, но не в состоянии бороться с ними. Здесь важные прежде жизненные цели, социальные интересы отодвигаются на второй план, а неудовлетворенные потребности, например, в признании, эмоциональном контакте и опеке частично удовлетворяются благодаря объявлению себя беспомощным человеком;

5) трагическое, при котором человек убежден, что старость – это уже не жизнь, рассматривает старение как крушение всего, а себя – как руину (в этом случае, очевидно активизируются механизмы защиты, в частности отрицания, и сам факт старения является глубокой психической травмой);

6) геронтофильное, связанное с определенным успокоением и приятными чувствами от старения (старость, например, может рассматриваться как обретение долгожданной свободы, возможностью «пожить для себя» и пр.)

Сравнительный анализ представленных типологий старения показывает, что общей детерминантой выбора пожилым человеком конструктивной или неконструктивной стратегии старения является его отношение к этому процессу, которое складывается не только в поздние периоды онтогенеза, когда старость является свершившимся фактом, но и на более ранних этапах жизненного пути.

Описанные феномены угасания психики человека проявляются особенно остро в условиях дома-интерната.

Глава II. Экспериментальное исследование коррекции тревожности у лиц пожилого возраста средствами арт-терапии

2.1.Этапы проведения психологического исследования

Целью эмпирической части работы является: коррекция тревожности у лиц пожилого возраста средствами арт-терапии.

Задачи эмпирического исследования:

Выявить уровень тревожности у пожилых людей.

Изучить показатели активности, самочувствия и настроения у лиц пожилого возраста.

Разработать и внедрить программу коррекции тревожности средствами арт – терапии и проверить ее эффективность.

Для измерения тревожности у пожилых людей была использована методика разработанная Ч.Д. Спилбергом, была адаптирована в русском переводе Ю.Л. Ханиным. Тест-опросник содержит две шкалы: шкалу ситуационной тревожности и шкалу личностной тревожности.

Анкета «Самочувствие, активность, настроение» (САН) предназначена для оперативной оценки этих видов функциональных состояний человека. Она состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым пожилого человека просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния.

В исследовании приняли участие 23 жильца ГБУ «Геронтологический центр «Спутник» (11 мужчин и 12 женщин) в возрасте от 60 лет и до 84 лет.

Таким образом, вышеперечисленные методики способствуют решению поставленных задач.

2.2.Анализ результатов исследования тревожности у лиц пожилого возраста

15 жителей «Спутника» отвечали на предложенные вопросы анкеты в утреннее время до 12 часов дня; 7 человек ответили в послеобеденное время (14 и 15 часов); 1 опрашиваемый не указал время опроса.

В результате опроса выявлено, что у 17 пожилых людей из 23 всегда наблюдается очень высокий уровень тревожности; один из опрошенных не дал ответы на вопросы по своему обычному состоянию, поэтому нет возможности по нему пояснить уровень тревожности; у 5 опрошенных из 23 наблюдается высокий уровень тревожности в их обычном состоянии. Данные отражены на рис. 1.

Рис.1. Выраженность результатов исследования уровня тревожности у пожилых людей в их обычном состоянии,%

Проанализировав данные по состоянию пожилых людей, можно сделать выводы, что у 14 из 23 жильцов в момент проведения опроса наблюдался очень высокий уровень тревожности, и у 9 респондентов в момент опроса отмечался высокий уровень тревожности, данные отражены на рис. 2.

При оценке самочувствия происходит выявление особенностей физиологического и психологического комфорта.

Активность - это сфера проявления темперамента [Интернет-ресурс 5]. Она определяется широтой взаимодействия человека и окружающей среды (социальной и физической). Этот параметр определяет самочувствие, отвечающее характеристикам: инертность; пассивность; инициативность; спокойствие; стремительность;активность.

Рис.2. Выраженность результатов исследования уровня тревожности у пожилых людей в момент проведения опроса,%

Интерпретация результатов анкеты «Самочувствие, активность, настроение» предполагает оценивание эмоционального фона, характеризующего подавленное или приподнятое настроение.

Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. Оценки, превышающие 40 баллов, говорят о благоприятном состоянии испытуемого. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 50 -55 баллов.

По результатам данного опроса у двух престарелых неблагоприятные самочувствие, активность, настроение на протяжении дня, т.к. по всем трём состояниям наблюдается оценка ниже 40 баллов.

Нормальный уровень, который позволяет продуктивно работать и заниматься необходимыми делами в радость наблюдается у 6 респондентов из 23, оценки у них лежат в диапазоне 50 и выше баллов по всем трём показателям: самочувствие, активность, настроение.

У 15 пожилых людей уровни самочувствия, активности и настроения колеблются в диапазоне от 30 до 64 баллов. Данные отражены на рис. 3.

Рис.3. Выраженность уровня самочувствия, активности и настроения у пожилых людей,%

Если рассматривать отдельно состояния «самочувствие», «активность», «настроение», то можно получить следующие результаты: по состоянию «самочувствие» крайне неблагоприятную оценку можно наблюдать у 11 респондентов из 23 (балл ниже 40); по состоянию «активность» неблагоприятная оценка у 4 пожилых людей; по состоянию «настроение» на момент проведения опроса неблагоприятная оценка у 3 жильцов центра «Спутник».

Исходя из всего изложенного, необходимо разрабатывать и проводить мероприятия в ГБу Геронтологическом центре «Спутник», направленные на снижение уровня тревожности и улучшение функциональных состояний проживающих там пожилых людей.

2.3. Программа коррекции тревожности у лиц пожилого возраста средствами арт-терапии

Программа коррекции тревожного поведения пожилых людей предполагает использование арт-терапии в рамках проведения волонтёрских мероприятий отрядом «Надежда», созданного на базе АО «Шадринский автоагрегатный завод».

Термин «арттерапия» появился в 1938 году, благодаря работе Адриана Хилла с больными туберкулёзом. Арттерапия – мощный инструмент, позволяющий выразить чувства и эмоции, в том числе и негативные, в символической форме, проработать подавляемые чувства и мысли, диагностировать внутреннее состояние клиента [5].

Арт-терапия имеет ряд весомых преимуществ в сравнении с другими методами взаимодействия с пожилыми людьми:

-отсутствие ограничений по возрасту;

-раскрытие внутреннего потенциала;

-возможность развития (можно попробовать что-то новое, чего раньше делать не приходилось);

-расширение кругозора;

-выход из депрессии, улучшение настроения и общего самочувствия;

-улучшение навыков общения.

В России данная методика является относительно молодым способом лечения и реабилитации пожилых людей. В чём её суть? Занятия, направленные не только на заполнение свободного времени и душевной пустоты, но и на развитие личности, провоцируют у человека и жажду созидания, и желание жить [Интернет-ресурс 1]. 

При построении коррекционно-развивающей программы мы опирались на обобщенные механизмы психокоррекционного процесса:

1.Корригирующие эмоциональные переживания рассчитываются на эмоциональную поддержку. Группа принимает клиента, признает его человеческие достоинства и ценности, неповторимость его внутреннего мира, желание группы чувствовать его, исходя из собственных отношений и характера. Развитию сотрудничества способствует принятие клиента группой, что упрощает освоение клиентом групповых порядков, увеличивает его деятельность, создает условия для самораскрытия, важность.

2. Эмоциональная поддержка производит положительное стабилизирующее влияние на самооценку, увеличивает степень самоуважения и тем самым корригирует нужную часть системы отношений, как отношение к себе.

3.Конфронтация рассматривается как сближение клиента с самим собой, со своими трудностями, разногласиями, спорами, характером, позициями, эмоциональными и поведенческими привычками и происходит за счет обратной связи между членами группы и группой как целым.

4. Вследствие обратной связи каждый из партнеров группы принимает сведения о том, как его воспринимают другие; какую реакцию вызывает его поведение у окружающих; в каких ситуациях его интерпретации эмоционального состояния межличностной ситуации оказывается несоответствующей и влечет за собой столь же ненормальную реакцию окружающих; каковы намерения и причины его поведения, насколько его настоящие поведение помогает достижению этих целей; какое отношение видят остальные между его опытом (прошлым и настоящим) поведением, какие поведенческие стандарты для него характерны.

5.Научение в процессе групповой коррекции осуществляется косвенно и прямо. Клиенту для исследования собственного межличностного взаимодействия, своих поведенческих стереотипов нужна модель реального поведения. Именно, группа, в которой занимается клиент и является той моделью, что позволяет найти в нем конструктивные и неконструктивные части, производящие удовлетворенность или создающие отрицательные волнения.

Программа коррекции создаёт условия для снижения тревожности с помощью методов, описанных в таблице 1.

Таблица 1

Методы арт-терапии, используемые в рамках проекта

п/п

метод

Мероприятия в рамках волонтёрской деятельности

Цель метода

 

Мандалотерапия

Рисование и раскрашивание мандалы

Побуждение личности к самораскрытию, исследованию собственного эмоционального состояния, развитию творческого воображения; отработка навыков невербальной коммуникации

 

Изотерапия

Тренинговое занятие (техника «Рука», «Рисование имени», «Натюрморт»)

Побуждение личности к самораскрытию, исследованию собственного эмоционального состояния, развитию творческого воображения

 

Музыкальная терапия

музыкальный вечер «Мы желаем счастья Вам!»

Психокоррекция, повышение социальной активности участников

 

Игротерапия

игра «Старый город. Прошлое в настоящем».

Активизация внимания, памяти игроков, коррекция эмоционального состояния.

 

Терапия творческим самовыражением Бурно

Конкурс «А, ну-ка, бабушки!»

Помощь в установлении контактов с другими людьми, самореализация пожилых людей

Опишем каждый метод более подробно.

Музыкальная терапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства [Интернет-ресурс 2].

Выделяют 4 основных направления лечебного действия музыкотерапии: 1) эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; 2) развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей); 3) регулирующее влияние на психовегетативные процессы; 4) повышение эстетических потребностей.

Грамотно подобранная специалистом музыка и правильно организованное музыкотерапевтическое занятие дают возможность пожилым и старым людям, несмотря на возраст, почувствовать, что жизнь не кончается, и их проблемы либо преодолимы, либо не так уж значимы.

К видам направленной игротерапии относятся: познавательные и развивающие игры, настольные и компьютерные игры, конкурсы, турниры, соревнования, подвижные игры [Интернет-ресурс 4].

Любая игра может быть адаптирована к возможностям пожилых людей путём корректировки соответствующего игрового элемента (облегчение условий игры, сокращение численности участников, времени проведения). Участие человека в игре формирует и закрепляет у него устойчивую установку на рациональное, содержательное, целенаправленное использование свободного времени. Для многих людей игра - любимый вид деятельности и общения.

Целесообразность использования игры в работе с пожилыми обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее приемлемым для любого возраста, где человек может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, опробовать себя в конкретной социальной роли, установить общение, овладеть социальными навыками.

Терапия творческим самовыражением разработана М. Е. Бурно с целью помочь пожилым людям раскрыть свои творческие возможности вообще.

Основные приемы терапии творческого самовыражения Бурно, которые применяют в работе с проживающими: 1) создание творческих произведений (сочинение рассказов, рисование, фотографирование, вышивание) на уровне обеспечиваемого с целью выражения особенностей его личности; 2) творческое общение с природой, в процессе которого пожилой человек должен стараться почувствовать, осознать, что именно из окружающего (ландшафт, растения, птицы и др.) ему особенно близко и к чему он равнодушен; 3) творческое общение с литературой, искусством, наукой (речь идет об осознанных поисках среди различных произведений культуры близкого, созвучного пожилому человеку); 4) коллекционирование предметов, соответствующих или, напротив, не соответствующих индивидуальности проживающего, с целью познания им особенностей собственной личности; 5) погружение в прошлое путем общения с предметами своего детства, рассматривания фотографий родителей, детей, изучения истории своего народа или человечества в целом для более глубокого осознания собственной индивидуальности, своих «корней» и своей «неслучайности» в мире; 6) обучение «творческим путешествиям» (в том числе прогулкам по улицам или за город) с целью выявления отношения пожилого человека к окружающему и формирования его способности к отношениям на основе познания собственной личности; 7) обучение пожилого человека творческому поиску одухотворенного в повседневном необычного в обычном.

Перечисленные методики в процессе работы с пожилыми людьми часто переплетаются между собой в соответствующей индивидуальной и групповой разъяснительно-воспитательной работе психолога.

Опишем мероприятия, планируемые к проведению отрядом волонтёрского движения «Надежда».

Проведение настольной игры в библиотеке ГБу «Геронтологический центр «Спутник» «Старый город. Прошлое в настоящем».

Сопутствующие материалы для игры: игровое поле, 2 игральных кубика, пешки, фишки разных цветов, карточки с изображением исторических домов (фотографии архитектурных достопримечательностей Шадринска)- 22 штуки (по числу зданий), таблица с днями недели, инструкция к игре.

Цель игры:приобрести как можно больше зданий и заработать на них.

Данная игра будет являться методом арт-терапии, который позволит активизировать внимание пожилых участников, активизировать память игроков по историческим местам Шадринска в процессе хода игроков по игровому полю.

Конкурсная программа «А, ну-ка, бабушки!» предполагает участие пенсионеров АО «Шадринский автоагрегатный завод» и жительниц ГБу Геронтологическйи центр «Спутник».

Определим задачи данного проекта:

- предоставить возможность пожилым людям использовать свой интеллектуальный и творческий потенциал;

- разнообразить досуг пенсионеров, сделать его более содержательным;

- привлечь внимание подрастающего поколения к заботе о пожилых людях.

Наш проект призван разнообразить досуг жителей геронтологического центра, помочь им в творческой самореализации и установлении контактов с другими людьми.

2.4. Результаты проведения волонтёрских мероприятий

29 марта 2018 года состоялась на базе ГБу Геронтологический центр «Спутник» конкурсная программа «А ну-ка, бабушки!». Конкурсная программа прошла между командами жительниц «Спутника» («Звёзды Галактики») и пенсионерами АО «Шадринский автоагрегатный завод» («Заводчанки). Каждая команда состояла из шести участниц.

Программа предполагала четыре конкурсных задания:

1.Визитная карточка «Знакомьтесь, это мы!».

2.Кулинарный поединок. Из одинакового набора продуктов приготовить блюдо, украсить его и презентовать.

3.Творческий конкурс «Инсценируем басню».

4.Интеллектуальный конкурс «О чём говорят дети». По высказываниям детей в аудиозаписи определить, о чём они говорят.

После проведения конкурсной программы с участницами команды «Спутник» было проведено интервью на предмет их самочувствия, подготовки и участия в данной конкурсной программе. В ходе интервью они рассказали, что хорошо восприняли предложение поучаствовать в конкурсной программе; во время подготовки к конкурсу испытали подъём душевных сил; ещё бы с удовольствием поучаствовали в таком конкурсе, больше всего понравилось конкурсное задание «Инсценирование басни».

В проекте было задействовано 6 волонтёров; в программе приняло участие 12 пенсионеров; 70 жителей геронтологического центра являлись зрителями.

13 мая 2018 года на базе ГБу «Геронтологический центр «Спутник» была проведена настольная игра «Старый город. Прошлое в настоящем». Игра длилась 1,5 часа. После игры мы попросили участников заполнить анкеты; анкета состояла всего из 4-х вопросов. Получены следующие результаты: на вопрос «Что дало лично Вам участие в данной игре?» 2 человека ответили «получение положительных эмоций»; 2 человека ответили «общение с людьми»; 1 человек ответил и «общение с людьми» и «получение положительных эмоций»; и 2 человека ответили, что от игры они получили: общение с людьми, новые знания, положительные эмоции и достижение успеха.

Таким образом, можно сделать вывод, что проведение настольных игр даёт хороший эмоциональный заряд пожилым людям, можно порекомендовать и в дальнейшем проведение подобных игр на небольшую аудиторию.

В октябре 2018 года был проведён повторно опрос на определение уровня тревожности (ситуативной и личностной), в опросе было задействовано 10 человек, из них: 8 - кто участвовал в программе «А ну-ка, бабушки!» и настольной игре; 2 человека из общей выборки, кто не принимал участия в проводимых волонтёрами мероприятиях.

Условные обозначения:

1 ряд – показатели уровня личностной тревожности до проводимых волонтёрами мероприятий;

2 ряд – показатели уровня личностной тревожности после проводимых волонтёрами мероприятий;

Рис.6. Выраженность уровня тревожности у пожилых людей после проведенной работы, %

По данным рисунка 6, можно сделать выводы: из 10 опрошенных только у одного респондента (№ 5) высокий уровень тревожности (до 40 баллов) остаётся до и после проводимых мероприятий, у остальных наблюдается очень высокий уровень; у двух из 8 опрошенных, кто участвовал в мероприятиях, произошло снижение уровня тревожности (под № 4 и 7); у респондента под № 7 уровень тревожности с очень высокого снизился до высокого уровня; уровень личностной тревожности у респондентов (№ 1 и 2), те, кто не участвовал в мероприятиях, увеличился от 2 до 17 пунктов.

Ситуативная тревожность порождается конкретной ситуацией, которая вызывает беспокойство.

Результаты уровней ситуативной тревожности у опрошенных отражены на рисунке 7.

Условные обозначения:

1 ряд – показатели уровня личностной тревожности до проводимых волонтёрами мероприятий;

2 ряд – показатели уровня личностной тревожности после проводимых волонтёрами мероприятий;

Рис.7. Выраженность уровня ситуативной тревожности у пожилых людей после проведённой работы, %

По данным рисунка 7, можно сделать выводы: у респондентов под № 1, 3, 4, 5, 8, 9 произошло снижение уровня ситуативной напряжённости в сравнении с данными опроса, который проводился в начале 2018 года, то есть в момент заполнения анкеты, 6 человек из 10 не чувствовали беспокойства и тревоги.

По результатам проведённого исследования среди жителей ГБу Геронтологический центр «Спутник» на выявление уровня тревожности, можно сказать, что необходимо продолжать использовать средства арт-терапии, а именно больше проводить настольных игр и привлекать к участию в театрализованных мероприятиях.

Список использованных источников и литературы

Анцыферова Л. И.Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 3. С. 99— 104.

Глуханюк Н. С, Гершкович Т. Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. Издание 2-е, дополненное - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. 112 с.

Ермолаева М. Практическая психология старости. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 320 с.

Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии, СПб, 2013 г.

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. – М., 2000.

Психология экстремальных ситуаций: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений / [Т.Н. Гуренкова, И.Н. Елисеева, Т.Ю. Кузнецова и др.]; под общ. Ред. Ю.С. Шойгу. – М.: Смысл; Издательский центр Академия, 2009. – 320 с.

Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1990.

Интернет-ресурсы:

1.https://www.chastnyj-dom-prestarelyh.ru/directory/art_terapija.html Режим доступа: 28.01.2018 г.

2.http://mopszn.my1.ru/PVT31/resursnye_napravlenija_v_rabote_s_pozhilymi.pdf Режим доступа: 10.02.2018 г.

3.Л.И. Очирова Исследование тревожности лиц пожилого возраста https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-trevozhnosti-lits-pozhilogo-vozrasta Режим доступа: 28.01.2018 г.

4. http://works.doklad.ru/view/fjxyyGMzk3s/7.html Режим доступа: 10.02.2018 г.

5.http://fb.ru/article/234563/oprosnik-san-interpretatsiya-rezultatovРежим доступа:11.02.2018г.

Просмотров работы: 1448