Проблемы образования и социализации детей-инвалидов и пути их решения

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблемы образования и социализации детей-инвалидов и пути их решения

Зульфикарова  В.Г. 1Кобзарев  С.В. 1Мохаммадаливанд  М.А. 1Чепуркова  В.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Гимназия №4»
Рябина  А.В. 1Соколова  Г.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Гимназия №4»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом “Об образовании в Российской Федерации” все дети имеют равные права на получение общего образование.

В данный момент около 5% детей в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает создание для них психологически комфортной образовательной среды, обеспечивающей специальные условия и равные с другими детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их социализации через включение в различные виды социально значимой и творческой деятельности.

В настоящий момент ребенок сталкивается со следующими проблемами: недостаток общения со сверстниками и взрослыми людьми; нарушение связи с окружающей средой; ограничение доступа к информационным технологиям; нехватка общения с ценностями культуры и природой.

Выбор темы для нашего проекта не является случайным, он связан с особым вниманием к данной проблеме государства, ведь есть законы, которые помогают и дают возможность чувствовать себя ребёнку с ограниченными возможностями комфортно в обществе. Данный проект предназначен для решения сложной проблемысоциализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

  Цель: Создание условий для повышения степени интеграции детей с особенностями в развитии в социальную среду, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.

Задачи:

- создать условия для успешной социализации и расширения социального пространства детей с ограниченными возможностями здоровья;

- вовлечь детей с ОВЗ в совместное участие в конкурсах, соревнованиях, мероприятиях и т. д. и получение возможных положительных результатов;

- сформировать у обучающихся нашей школы толерантное отношение к людям с особенностями развития и здоровья.

Гипотеза: если проводить совместные мероприятия с детьми-инвалидами и учениками нашей школы, можно помочь процессу интеграции детей с ОВЗ в обычный образовательный процесс.

Данный проект необходим, поскольку он задуман как шаг, связанный с социализацией детей, гармонизации процесса личностного становления посредством развития социально-личностных умений детей. Мы считаем, что его реализация поможет детям и создаст определенные условия, способствующие равному участию детей с ОВЗ в общей системе, адаптировать образовательную и социальную среды к возможностям каждого ребенка. Ситуация развития ребенка станет более открытой, дети получат новый опыт эффективных социальных взаимоотношений.

Перед началом своей работы, мы наметили следующий план:

Изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую защиту прав детей-инвалидов на образование;

Проанализировать материалы СМИ по изучаемому вопросу;

Провести социальный опрос среди обучающихся и анкетирование среди учителей гимназии;

Взять интервью у директора школы, завуча, завхоза, чтобы узнать обучаются ли в нашей школе дети-инвалиды и какие условия для них созданы;

Обратиться в Центр социальной поддержки населения Советского района и в ГКОУ АО «Общеобразовательная школа-интернат №5»;

Подготовить буклеты для детей-инвалидов с перечислением льгот, которыми они могут пользоваться;

Снять видеоролик, с целью пропаганды толерантного отношения к детям-инвалидам среди молодого поколения.

Провести мероприятия для детей с ОВЗ.

1. Основная часть

1.1.Изучение нормативно-правовых документов

Признание лица инвалидом влечет определенные правовые последствия. На него распространяются дополнительные гарантии и льготы, предусмотренные законодательством, в частности, в области образования, без которых получение образования для этих лиц было бы затруднительным или невозможным.

В последние годы были приняты правовые акты, которые должны существенно изменить ситуацию в сфере образования детей-инвалидов:

• в 2011 году была принята ФЦП «Доступная среда» на 2011-2020 годы;

• в 2012 году была ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов;

• в 2012 году был принят и вступил в силу с 1 сентября 2013 года федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

• в 2014 году была принята государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы».

Кроме того, нормы, частично регламентирующие вопросы образования инвалидов, содержатся в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Изучение этих и других документов позволяет сделать вывод о том, что создание условий для предоставления детям-инвалидам доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, является одним из приоритетов современной правовой политики России, реализуемой в отношении инвалидов.

Эти основополагающие акты должны были способствовать решению проблем детей-инвалидов в сфере образования. Но практика их реализации оказалась неоднозначной.

Познакомившись с законодательной базой, мы узнали, что право на образование отражено в Конституции РФ и международных правовых актах, признанных в РФ. Основные права граждан в этой области закреплены в статье 43 Конституции РФ «Каждый гражданин имеет право на образование», в нем гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении или на предприятии.

Основным законом, регламентирующим конституционное право на образование, является Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В части 1 пункта 5 статьи 5 «Закона об образовании» сказано: «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Статья 19 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» содержит очень важные нормы: «Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования».

13 декабря 2006 года Резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН N 61/106 принята Конвенция о правах инвалидов. Статья 24 Конвенциицеликом посвящена образованию. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:

- к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;

- к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.

Таким образом, каждый ребенок в соответствии с нормами международного и российского законодательства обладает следующими правами в области образования:

- правом на уважение своего человеческого достоинства;

- равными правами при поступлении в образовательные учреждения.

Если проанализировать приведенные выше документы, то можно сделать вывод, что международное и российское законодательство содержит гарантию прав каждого ребенка на получение образования в максимальном объеме.

1.2. Гарантии и формы получения образования детьми-инвалидами в России

Изучив законодательную базу международную и российскую, мы решили узнать, все ли гарантии прав закрепленных в законах имеются в реальности у инвалидов. Познакомившись с материалами СМИ, мы пришли к выводу, что в настоящее время в России гражданам, особенно имеющим инвалидность, не просто добиться осуществления своих прав в различных сферах, в частности, в области образования, некоторые школы отказывают родителям детей-инвалидов. СМИ лишь недавно стали уделять внимание проблеме детей-инвалидов, широкое общество еще не готово к принятию таких детей. Часто здоровые дети гораздо легче принимают в общение детей-инвалидов, чем их взрослые.

Большинство детей не может получить достойного образования. По статистике дети-инвалиды в основном получают образование в специальных учебных заведениях либо вообще не посещают школу. То есть получить дальнейшее образование, овладеть профессией ребенок не может, значит, он никогда не сможет вести самостоятельную жизнь и обеспечивать себя. Поступление детей-инвалидов в средние профессиональные образовательные учреждения с каждым годом уменьшается. Поступление детей-инвалидов в высшие профессиональные образовательные учреждения увеличивается, но медленно.

Мы убеждены в том, что изоляция инвалидов от общества наносит огромный вред не только самим инвалидам, но и всему обществу, воспитанию детей, морали и нравственности. Дети не умеют себя вести с больными сверстниками, презирают и унижают их, т.к. у них не было раньше возможности поближе познакомиться с такими детьми, понять, что они внутренне ничем не отличаются от здоровых детей, что с ними можно также общаться и дружить.

В настоящее время для детей-инвалидов предусмотрено несколько вариантов освоения программ общего образования: в дистанционной форме, в рамках инклюзивного или специального (коррекционного) образования.

Наиболее благоприятно обстоит ситуация с получением образования в дистанционной форме. Во исполнение перечня поручений президента РФ Медведева Д.А. от 4 января 2009 г. № Пр-26, а также поручения Правительства РФ от 19 января 2009 г. № ВП-П45-229 Минобрнауки России с участием органов исполнительной власти субъектов РФ реализует мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование».

В рамках указанного мероприятия в субъектах Российской Федерации в созданы условия для дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому. Организована работа 82 региональных центров дистанционного образования детей-инвалидов, прошли обучение по вопросам организации такого обучения 10 тыс. педагогических работников и 12 тыс. родителей детей-инвалидов.

Получение образования в дистанционной форме решает вопрос обучения детей-инвалидов, но идет вразрез с объявленным государством курсом на инклюзивное образование и последующую интеграцию инвалидов в общество.

Образование - это сложный процесс, включающий не только обучение, но и воспитание, и общение. При получении образования в дистанционной форме такие компоненты, как воспитание и общение исключаются. Соответственно, говорить о приобретении ребенком-инвалидом социального опыта, его социальной реабилитации не приходится.

Следующей формой, в которой дети-инвалиды могут получать образование, является инклюзивное образование. Анализ основополагающих и других актов в сфере образования позволяет сделать вывод о том, что инклюзивное образование является на сегодня приоритетной формой получения детьми-инвалидами образования. Нет сомнений в том, что инклюзивное образование - важный шаг на пути к интеграции инвалидов в общество.

В целях обеспечения детям-инвалидам гарантий на получение качественных образовательных, медицинских и социальных услуг в общеобразовательных организациях, необходимо в этих организациях наличие узких специалистов, которые умеют работать с такими детьми (логопедов, дефектологов, тифлопедагогов, сурдопедагогов, тифлосурдопедагогов и т. д.).

Существует немало проблем в обеспечении конституционного права детей-инвалидов на образование. И эти проблемы еще предстоит решить нашим законодателям.

1.3. Инклюзивное образование. Практическая реализация проекта.

Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования Российской Федерации связаны с новым отношением к инвалидам и детям с ОВЗ. Интеграционные процессы все полнее охватывают различные категории детей с отклонениями в развитии. Появляется и активно развивается, наряду с интеграцией, инклюзивное образование, направленное на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении школьной программы.

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения.

Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями - это  попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также во включении компенсаторных механизмов, развитии своих способностей и достижении успехов при обучении в школе.

Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если:

- в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения;

- разработаны специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении;

- учителя владеют приёмами различных отраслей коррекционной педагогики и элементами здоровьесберегающих технологий. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений.

Невозможно в полной мере осуществлять инклюзивное образование из-за психологической неготовности других детей к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому мы решили провести практическую работу для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.

Для того чтобы понять возможно ли инклюзивное образование в нашей школе, мы решили провести социологический опрос среди учеников и анкетирование учителей нашей гимназии, чтобы узнать их отношение к практикам школьного объединения детей с ограниченным здоровьем и обычными детьми. В социологическом опросе приняли участие 100 учеников и 20 учителей.

Мы провели опрос среди учащихся 6-10 классов в результате, которого мы выяснили что в нашей школе к детям с ограниченными возможностями относятся доброжелательно и уважительно. Большинство учеников считает, что нужно проводить работу для интеграции детей-инвалидов в учебные заведения.

Многие опрошенные считают, что могли бы обучаться совместно с детьми-инвалидами, но некоторые ученики выразили свое беспокойство, так как никогда не общались с такими детьми и не знают как себя с ними вести.

У большинства опрошенных наблюдается гуманное отношение к детям-инвалидам. При ответе на вопрос «Что, по вашему мнению, препятствует интеграции детей инвалидов в школы», опрошенные, обучающиеся разделились во мнениях: 32 % считают, что боязнь дискриминации в обществе; 30 % - физические ограничения (сложность передвижения); 38 % - отсутствие необходимых условий.

Результат анкетирования учителей показал, что 53% были бы не против, чтобы в их классе обучились дети с ограниченными возможностями. Также 96% учителей считают, что нужно проводить работу по интеграции детей-инвалидов в образовательные организации. На вопрос «Что могло бы выступать для учителей фактором, осложняющим организацию процесса обучения» 38% ответили, что это зависит от заболевания, 31% - что ничего не влияет, остальные затруднились ответить на данный вопрос.

Мы решили обратиться к директору гимназии, для того чтобы выяснить обучаются ли у нас дети-инвалиды и какая работа с ними проводиться. Из интервью мы узнали, что дети-инвалиды в школе обучаются, для них стараются создать особые условия, пытаются найти подход.

Для одного из детей-инвалидов, которому трудно передвигаться по школе, организовано проведение всех учебных занятий его класса на первом этаже гимназии. Это позволяет ему обучаться совместно с другими учениками. Завуч рассказала нам, что у нас очень дружные ученики, поэтому вопрос о толерантном отношении ни разу не поднимался. Также в школе есть замечательный детский психолог, который проводит с детьми беседы о толерантном отношении друг к другу.

Из интервью с завхозом, мы узнали, какие условия созданы в нашем образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями: около каждого входа в школу установлены пандусы для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу окрашены в контрастные цвета, лестницы оборудованы перилами. При в ходе в школу у нас установлены тактильные таблички для слепых и слабовидящих.

Мы посетили ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения г. Астрахани» в Советском районе и взяли интервью у заместителя директора. Узнали, что на данный момент на территории Советского района (в котором находится наша гимназия) проживает 367 детей с ограниченными возможностями. За 2017 год были проведены мероприятия для 91 ребёнка, среди которых 40 человек отправлено в центр реабилитации «Русь». Также стараются проводить различные мероприятия на такие праздники, как новый год, день защиты детей, 9 мая, 1 сентября. Максим Владиславович рассказал нам какие льготы предоставляются людям с ограниченными возможностями, так согласно ст. 18 ФЗ-№ 166, детям-инвалидам назначается ежемесячная социальная пенсия. Размер пенсии ребёнка-инвалида в 2018 году с учётом индексации в 4,1 % составляет 12 082 рубля. Также выплачиваются материнские льготы и различные льготы ЖКХ (обеспечение специальными техническими средствами). Мы составили буклет для инвалидов, в котором перечислил их основные права и льготы в отношении образования и трудоустройства и обратился с предложением в центре соц.защиты раздать буклеты инвалидам.

Мы являемся учениками школы, поэтому в наших силах попытаться переубедить ребят и показать им, что совместное обучение возможно, для этого мы решили провести следующую работу по плану, составленному в начале исследования.

Нами был создан видеоролик «Твори добро», который уже посмотрели более тысячи человек в социальной сети «Вконтакте», чтобы привлечь внимание молодежи к проблемам, с которыми сталкиваются дети-инвалиды.

В школе для учеников старших классов мы провели беседы «Наш мир для всех!», где рассказали ребятам истории людей с ограниченными возможностями, показали интересные ролики о том, как многие из них добиваются успехов, ученики гимназии активно обсуждали данную проблему и высказывали свои предположения, что необходимо сделать, чтобы общество стало более толерантным ко всем ребятам без исключения.

Мы обратились в Школу-интернат №5 г. Астрахани, в которой обучаются более 200 детей-инвалидов, узнали у заместителя директора какая работа проводится в школе по социализации ребят и с какими трудностями они сталкиваются. Предложили осуществлять совместные мероприятия и наша инициатива была поддержана руководством организации.

Нашей гимназией был организован новогодний праздник для детей с ограниченными умственными и физическими способностями. После представления ребятам подарили небольшие подарки. Дети искренне радовались и подаркам, и Деду Морозу, и Снегурочке. И, конечно, чудесным для них подарком было шоу мыльных пузырей.

Также мы провели с детками из школы-интерната флэш-моб в рамках Всероссийского Фестиваля Энергосбережения ВместеЯрче 2018, в котором приняло участие более 50 учеников. Совместно с ребятами из разных классов мы организовали квест для детей-инвалидов, очень интересно играли, общались, обменивались эмоциями.

Организовали встречу учащихся гимназии и воспитанников интерната N5 с астраханскими поэтами творческого сообщества «Скверный Пушкин». Ребята выполняли совместно творческие задания, поэты читали стихи, все прошло в тёплой и дружественной обстановке. Это мероприятие нас многому научило, заставило задуматься, ведь раньше нам было тяжело общаться с детьми, которые не похожи на всех, но в ходе работы над проектом мы старались относиться к этим детям как со своими друзьями и у нас это получилось. По началу было, конечно, тяжело, они стеснялись, но под в итоге мы разговорились и все чувствовали себя некомфортно. И мы, и детки получили положительные эмоции, опыт и мотивацию быть лучше.

На этом наша работа не останавливается, уже запланированы и другие совместные мероприятия, например, ноябре мы планируем к международному дню инвалидов провести экскурсию по нашей школе, совместные уроки и концерт для детей.

 

Заключение

Российское законодательство предусматривает гарантии для приема детей-инвалидов в общеобразовательные школы и устанавли­вает, что иные формы обучения детей-инвалидов могут быть исполь­зованы только с согласия их родителей. Законодательством также ус­тановлен льготный порядок приема инвалидов в учреждения среднего и высшего профессионального образования, а также ряд льгот, напра­вленных на их материальную поддержку в период обучения в этих уч­реждениях. Согласно законодательству инвалиды бесплатно обеспе­чиваются определенными техническими средствами, которые могут облегчить их учебу.

Познакомившись с правовыми возможностями и реалиями в получении детьми-инвалидами образования, мы пришли к выводу, что государство осуществляет определенные шаги для решения данного вопроса, но нерешенных проблем остается немало.

Проанализировав материалы проведенного исследования, мы поняли, что существуют три основные проблемы инклюзивного образования в школах:

во-первых – недостаточное финансирование школ для создания специальных объектов для обучения детей с ограниченными возможностями, например, специальные лифты для инвалидов колясочников, специальные рабочие места, которые стоят очень дорого;

во-вторых – неготовность многих учителей к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требуется специальное обучение педагогов и психологический настрой в том числе;

в-третьих – неподготовленность других учеников к тому как относится к детям-инвалидам, как себя с ними вести, не хватает понимания того, что они такие же как и мы, что у них те же самые желания, учиться, играть и дружить со сверстниками и чувствовать себя нужными обществу.

Цели и задачи, поставленные, в начале исследования были достигнуты, гипотеза поставленная в начале исследования подтвердилась.

Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников.

Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогике (педагогическом процессе) вообще.

Одним из главных выводов является то, что даже мы – дети можем сделать первые шаги и помочь в решении этой проблемы, переубедить других учеников и показать им, что совместное обучение возможно и просто необходимо для всех.

Список использованных источников и литературы

Документы

Конституция РФ.

Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах инвалидов.

Закон РФ «Об образовании».

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ».

Литература

Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими ДЦП // Дефектология. 2009. № 3. С. 10.

Бутко Г.А. Проблема повышения профессиональной компетентности педагогов-дошкольников в вопросах помощи детям с ОВЗ.// Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013.-№3.

Голубева Л. В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт. В.2011г.

Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор. Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ, 2009.

Семаго М.М. Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель / Сб. науч. тр. кафедры коррекционной педагогики и спец. психологии. — М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2003. С. 24—37.

Яковлева, И.М. Личностная готовность педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.// Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013.-№3

Ярская В.Н. Стратегии модернизации российского образования // Образование и молодежная политика в современной России. Материалы Всероссийской конференции. СПб. 2008. С. 155-159. 10. Состояние и основные тенденции развития системы образования в 2010 г. / Аналитический доклад. М., 2010.

Интернет-источники

1.Михальченко К. А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 77-79. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1802/.

2.Православный портал о благотворительности Милосердие.RU https://www.miloserdie.ru/.

3.Российская газета https://rg.ru/.

4.РИА Новости https://ria.ru/.

5.Сайт Министерства социального развития и труда Астраханской области http://www.minsoctrud.astrobl.ru/.

 

Приложение

Результаты анкетирования среди обучающихся 6-7 класса гимназии

Приложение

Результаты анкетирования среди обучающихся 8 класса гимназии

Приложение

Результаты анкетирования среди обучающихся 9-10 класса гимназии

Приложение

Результаты анкетирования среди учителей гимназии

Приложение

И нтервью с директором

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

г. Астрахани «Гимназия №4»

Лендовой Татьяной Викторовной

 

Здравствуйте Татьяна Викторовна, мы занимаемся исследованием на тему проблемы образования и социализации детей-инвалидов. Хотели бы задать Вам несколько вопросов.

1 вопрос: Обучаются ли у нас в гимназии дети-инвалиды?

Ответ: Да.

2 вопрос: Каким образом школа создает условия для детей-инвалидов?

Ответ: Специфика работы школ заключается в следующем: 
- Учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности; 
- Модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпов его прохождения;

- Дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники; 
- Специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебно-восстановительной работы; 
- Усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.

Для одного из детей-инвалидов, которому трудно передвигаться по школе, организовано проведение всех учебных занятий его класса на первом этаже гимназии. Это позволяет ему обучаться совместно с другими учениками.

Также вы можете обратиться к завхозу и она вам покажет объекты, которые созданы в гимназии для детей-инвалидов.

3 вопрос: Есть ли в школе определенный сотрудник, который занимается вопросами данных ребят?

Ответ: Да, это завуч Шохирева Екатерина Владимировна.

П риложение

Интервью с заместителем

директора

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

г. Астрахани «Гимназия №4»

Шохиревой Екатериной

Владимировной

 

Здравствуйте Екатерина Владимировна, мы занимаемся исследованием на тему проблемы образования и социализации детей-инвалидов. Хотели бы задать Вам несколько вопросов.

1 вопрос: Обращаются ли к вам дети-инвалиды за помощью? Как относятся к детям-инвалидам у нас в школе?

Ответ: Нет, не обращаются. У нас очень дружные ученики, поэтому вопрос о толерантном отношении ни разу не поднимался. 

2 вопрос: Проводятся ли какие-нибудь беседы с учениками, чтобы искоренить проблему не толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями?

Ответ: Да, у нас в школе есть замечательный детский психолог, которые проводит подобные беседы с детьми.

3 вопрос: Есть ли нас в гимназии такие дети, которые полностью обучаются на дому?

Ответ: У нас нет таких детей, которые полностью обучаются на дому, потому что их родители считают, что дети проходят процесс социализации, непосредственно общаясь с другими детьми.

 

Приложение

Объекты, созданные в школе для детей-инвалидов

П риложение

Интервью с заместителем директора

ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения г. Астрахани» в Советском районе 

Пеукновым Максимом Владиславовичем

Здравствуйте Максим Владиславович, мы занимаемся исследованием на тему проблемы образования и социализации детей-инвалидов. Хотели бы задать Вам несколько вопросов.

-Здравствуйте, чем я могу вам помочь? 

1 вопрос: Мы хотели бы узнать количество детей инвалидов в нашем районе?

Ответ: На данный момент проживает 367 детей с ограниченными возможностями.

2 вопрос: Какие мероприятия проводятся с детьми-инвалидами? 

Ответ: За 2017 год мы провели мероприятия для 91 ребёнка, среди которых 40 человек мы отправили в центр реабилитации «Русь». Также мы стараемся проводить различные мероприятия на такие праздники, как новый год, день защиты детей, 9 мая, 1 сентября. 

3 вопрос: Какие льготы предоставляются людям с ограниченными возможностями?

Ответ: Согласно ст. 18 ФЗ-№ 166, детям-инвалидам назначается ежемесячная социальная пенсия. Размер пенсии ребёнка-инвалида в 2018 году с учётом индексации в 4,1 % составляет 12 082 рубля. Также выплачиваются материнские льготы и различные льготы ЖКХ (обеспечение специальными техническими средствами).

П риложение

Интервью с и.о директора

ГКОУ АО «ОШИ №5»

Шайновой З.Ю

Здравствуйте, мы занимаемся исследованием на тему проблемы образования и социализации детей-инвалидов. Хотели бы задать Вам несколько вопросов.

1 Вопрос: Какое общее количество детей обучаются в вашей школе?

Ответ: В нашей школе обучаются от 225 до 240 детей, данная цифра с каждым годом меняется.

2 Вопрос: Какое количество опекаемых детей?

Ответ: 20 человек опекаемых.

3 Вопрос: Что делается в школе для социализации обучающихся?

Ответ: Процесс обучения и воспитания социализации в нашем учреждении осуществляется с учетом индивидуальных особенностей школьников. Конечным результатом является интеграция в общество. В школе ведется активная работа по этому направлению; во-первых, налажено социальное партнерство с региональным эколого-биологическим центром, где наши ребята принимают участия в конкурсах, различных мероприятиях, проводимых центром. Во-вторых, в школе работает детская организация «Содружество», через нее ведется тесное сотрудничество с городским Детским центром творчества. Мы стараемся вовлекать наших обучающихся в городские, областные праздники и мероприятия. Частыми гостями нашей школе являются различные национальные общества.

4 Вопрос: С какими трудностями сталкиваются ребята после окончания школы?

Ответ: После окончания школы ребят ожидает много трудностей - это и выбор профессий, который невелик (швея, штукатур-маляр, слесарь, озеленитель). Это и общество, которое не всегда готово принять подростка с ОВЗ.

5 Вопрос: Мы бы хотели Вам предложить сотрудничество в проведении совместных мероприятий с детьми!

Ответ: Это было бы прекрасным опытом для социализации наших детей.

Приложение

Проведение бесед «Наш мир для всех!»

Приложение

Совместный флеш-моб в рамках фестиваля энергосбережения ВместеЯрче

Приложение

Новогодний праздник для детей-инвалидов

Приложение

Квест по энергосбережению

Приложение

Поэтический вечер

П риложение

Беседа с Мохаммадаливанд В.С.

учителем, руководителем

методического объединения

«гуманитарного цикла»

ГКОУ АО «ОШИ №5»

Какая воспитательная работа проводится в вашей школе?

- «Развитие и воспитание социально-адаптированной личности невозможно в закрытом пространстве. Систему социального партнерства наше образовательное учреждение выстраивает в содружестве с теми, кто не остается равнодушен к судьбам детей.

Программные мероприятия обеспечивают, на  мой взгляд, успешное решение проблем социализации воспитанников за счет интеграции совместных усилий педагогического коллектива и гражданского сообщества.

С кем именно осуществляете сотрудничество?

- Школа работает в содружестве  с  детским садом «Веснушка». Безусловно, не все дети с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому мы считаем главной задачей для себя – продолжение  работы в данном направлении: работать в содружестве  с общественными организациями, организовывать встречи с интересными людьми, проводить экскурсии».

Как вы считаете важно ли проводить совместные мероприятия с обычными школами?

- Мы работаем в едином образовательном пространстве и важнейшим показателем успешности проводимой комплексной работы стали активизация взаимоотношений детей нашей  школы с  нормально развивающимися детьми.

То, что сейчас мы наладили совместную работу с учащимися «Гимназии№4» является важным для социализации наших ребят.

Проведенные мероприятия: представления, подарки для наших детей к Новому году, литературное чтение с обществом молодых Астраханских поэтов, энергосберегающий квест «Вместе ярче», совместный флешмоб – это все помогает нашим воспитанникам и мы этому очень рады. 

Просмотров работы: 2236