Введение
В зимние каникулы мы с классом ездили в челябинский детский город профессий «Чадоград». Здесь в игровой форме дети знакомятся с десятками интересных и популярных профессий – от повара до банкира. Юные посетители получают специальные документы, в которых делаются отметки о том, что ребенок овладел навыками той или иной профессии. Ребята могут зарабатывать импровизированные деньги(червонцы), которые можно потратить на обучение в мастерских города. С нами провели профориентационный тест, по которому определили тип профессии. Мой тип профессии оказался «Человек – человек». (Приложение 1) Меня заинтересовала эта информация, и я решила подробнее исследовать данную тему.
«Кем вы работаете?» - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Ведь профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик любого человека. Работа и все, что с ней связано, занимают половину нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться «в форме», сохраняя физическое и психическое здоровье.
Выбор профессии… Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Придет день, когда закончится учеба в школе и нужно решать «Какую профессию выбрать». Мы задались вопросом, когда же все-таки стоит задумываться о выборе будущей профессии? Можем ли мы в нашем возрасте предпринимать какие-либо шаги в этом направлении?
Актуальность рассматриваемой проблемы несомненна, ведь от того насколько правильно будет выбрана будущая профессия, насколько она будет по душе, во многом будет зависеть дальнейший жизненный путь.
Целью данного проекта является формирование представления о выборе профессии на основе классификаций типов профессий академика Е.А. Климова у семиклассников.
Объект исследования – выбор профессии
Предмет исследования – профориентационная деятельность семиклассников.
Задачи:
Познакомится с понятием «профессия».
Проанализировать факторы, влияющие на выбор профессии.
Познакомиться с классификацией профессий Е.А. Климова.
Составить «идеальную формулу профессии».
Проанализировать возможность получения будущей профессии в Челябинской области.
В процессе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
Поиск информации.
Изучение и анализ теории профориентации академика Е.А. Климова.
Проведение профориентационной диагностики.
Классификация вузов Челябинской области.
Практическая значимость состоит в том, что данный материал может быть использован на классных часах и уроках обществознания, а также в рамках профориентационной деятельности.
Новизна исследования состоит в том, что многие сложные вопросы, с которыми сталкиваются выпускники школы, выбирая профессию в последний момент, могут быть решены, если начать осуществление профориентационной деятельности в среднем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: осуществление профориентационной деятельности в среднем школьном возрасте помогает сделать более правильный выбор профессии в будущем.
Глава 1. Проблема выбора профессии Е.А. Климову
Факторы, влияющие на выбор профессии
Профессия (от лат. professio – «официально указанное занятие») – род человеческой деятельности, требующий специальных знаний и навыков в той или иной области, которые человек приобретает в результате обучения, теоретической и практической подготовки, а также опыта, получаемого в процессе работы.
Некоторые психологи считают, что выбор профессии надо начинать осуществлять за несколько лет до поступления в профессиональное учебное заведение. За это время можно хорошо узнать характер и условия труда конкретной профессии, исследовать ее востребованность и престижность. Кроме того, у школьника будет возможность попробовать себя в интересующих сферах деятельности. Сейчас это абсолютно реально: в качестве волонтера, практиканта, во время летней подработки. Таким образом, можно на деле понять подходит данное направление или нет. [6]
Также основы выбора профессии закладываются, когда ребенок отдает предпочтение различным кружкам, спортивным секциям, факультативным занятиям. Здесь он тоже пытается попробовать себя в различных видах деятельности. И, не исключено, что увлечение каким-то определенным занятием будет определяющим в его профессиональном выборе.
Выбор профессии – сложный процесс, на который влияет множество факторов. Мы остановимся на теории советского и российского психолога, основоположника психологии профориентации академика Е.А. Климова. Он выделил восемь основных факторов, определяющих выбор профессии:
позиция старших членов семьи:
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то как складывается жизнь младшего поколения. Эта забота распространяется и на вопрос о выборе будущей профессии.
позиция сверстников:
Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено. Именно позиция сверстников может стать решением в профессиональном самоопределении, так сказать, «за компанию».
позиция преподавателей:
Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося не только в учебной деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и часто может дать дельный совет в выборе профессии.
личные профессиональные и жизненные планы:
Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя представления об этапах освоения профессии..
способности и их проявления:
О своеобразии способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
притязание на общественное признание:
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
информированность о той или иной профессиональной деятельности:
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
склонности:
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.[1]
Не все перечисленные факторы оказывают однозначно положительное влияние.
Например, представители старшего поколения с одной стороны, обладают опытом, который необходимо использовать, но с другой — они не всегда хорошо разбираются в структуре и динамике современного рынка труда.
Реальная возможность получить профессию может быть ограничена отсутствием материальных условий, сложностью поступления и т.д. Для решения этой проблемы следует направить усилия на изменение ограничивающих условий.
Престиж профессии является основным фактором выбора для большинства молодых людей. Однако это может вызывать определенные сложности при дальнейшем трудоустройстве из-за большого количества специалистов в одной и той же отрасли.
Ряд профессий закрыт для людей с определенными заболеваниями. Например: человек с больным сердцем не сможет стать летчиком, а аллергик — химиком. Для некоторых профессий нужна быстрая реакция, которая проверяется при помощи специальной аппаратуры. Дегустаторы должны иметь развитые вкусовые рецепторы, музыканты — слух и т.д.
Профессия должна приносить удовольствие и обеспечивать максимальную реализацию возможностей.
Типы профессий
На сегодняшний день в мире существует более 40 000 профессий. Столь большое многообразие часто ставит в «тупик». Выбирая сферу своей будущей деятельности, многие старшеклассники руководствуются мнением родителей, модой и престижем профессии. При этом мало кто интересуется соответствием будущей специальности их собственной психологии. Однако это очень важный момент. Высокая конкуренция, которая наблюдается сегодня на рынке труда, непременно потребует от молодого специалиста, не только достаточно высокой активности, но и необходимости продемонстрировать хорошие профессиональные качества. Как же выбрать нужное направление в жизни?
Наиболее известной системой классификации профессий является система Е.А. Климова. В ней все многообразие профессий делится в зависимости от предмета, цели, средств и условий труда. Когда человек работает, его внимание направлено на предмет (объект) труда. С предметом труда человеку нужно что-то сделать – цель труда. В любом труде есть орудия, средства. Наконец, для человека важно, в каких условиях протекает его работа.
Типы профессий (по предмету труда)
«Человек – человек»
Главный предмет труда – люди и группы людей.
Для специалистов, работающих в данной сфере важнообладать коммуникабельностью, легко вступая в контакты с незнакомыми людьми, быть отзывчивыми и доброжелательными, быть способным сдерживать собственные эмоции, разбираться в человеческих взаимоотношениях, сдерживать возникающие разногласия и организовывать взаимодействие между людьми, уметь выслушать собеседника и учесть его мнение, владеть речью, знать психологию людей.
«Человек – технические системы»
Главный предмет труда – технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия.
Это специалисты, которые проектируют и конструируют различные устройства и технические системы, а также разрабатывают технологии процесса их изготовления. В этой сфере работают и профессионалы, способные из отдельных узлов и деталей собрать приборы, механизмы и машины, а после наладить и отрегулировать их. Подобные специалисты осуществляют свой вид деятельности, работая на станках, управляя транспортом или автоматическими системами.
«Человек–природа»
Главный предмет труда –– живые организмы и биологические процессы.
Представителям этой профессии необходимо сохранять в уме значительные объемы информации, касающиеся существования водоемов и лесов, парков и т.д. Эти профессионалы должны иметь естественнонаучное мышление, которое позволит увидеть в любом ряду некую закономерность и, учитывая ее, продолжить этот ряд. А для тех людей, работа которых связана с экспедициями и путешествиями (океанолог, геолог и т.д.), потребуется сила, ловкость и физическая выносливость. И, разумеется, тот, кто мечтает об одной из подобных профессий, должен любить природу и относиться к ней очень бережно.
«Человек – знаковая система»
Главный предмет труда – условные знаки, цифры, шифры, коды, формулы, языки.
Этот тип профессий прекрасно подойдет для того, кто любит чертить чертежи и выполнять вычисления, систематизировать разнообразные сведения и вести картотеки, не против заняться экономикой, программированием, статистикой и т.д.
«Человек – художественный образ»
Главный предмет труда - художественные образы.
Человек решивший избрать этот тип профессии должен, прежде всего, обладать врожденным талантом и способностями, которые необходимо развивать в будущем.Это образное мышление, любовь к красоте, художественный вкус, яркое и богатое воображение, эстетические чувства, гармония с окружающим миром.
Классы профессий(по трудовым операциям или цели труда)
В соответствии с преобладающими трудовыми операциями, все профессии делятся на три класса:
Гностические (распознающие) специальности
Это профессии, которые связаны исключительно с познавательной отраслью. Как конечный продукт рассматривается распознавание, узнавание, контроль, классификация, проверка по известным признакам, сортировка, исследование и оценка. К представителям относятся лаборант, искусствовед.
Преобразующие специальности
Такие профессии связаны с изменением различных свойств или состояний предмета труда. Яркими представителями данной группы будут являться люди, которые работают поварами, пекарями, строителями. Здесь четко прослеживается изменение свойств изначального материала.
Изыскательские (творческие) специальности
Представители – люди, чья работа связана с изобретением нового и преобразованием старого. (Приложение 1)
Отделы профессий(по средствам труда)
Ручной труд – ручные (простые и слабо механизированные) орудия труда. Примеры профессий: ювелир, слесарь-сборщик, автомеханик, хирург, пианист.
Механизированный труд – механическое оборудование с ручным управлением. Примеры профессий: шофер, токарь, швея.
Автоматизированный труд – автоматизированное оборудование для обеспечения длительных или непрерывных технологических процессов. Примеры профессий: сталевар, пивовар, оператор котельной, оператор атомной станции.
Функциональные орудия труда. Главное средство труда – функциональные средства организма человека. Примеры профессий: преподаватель, певец, актер, ученый-теоретик, танцор.
Группы профессий (по условиям труда)
Микроклимат бытового типа (работа в помещениях). Примеры профессий: бухгалтер, учитель, менеджер.
Работа на открытом воздухе. Примеры профессий: – полевод, почтальон, военнослужащий, строитель, пожарный.
Необычные условия труда. Примеры профессий: водолаз, шахтер, горноспасатель, сталевар, космонавт, каскадер.
Повышенная моральная ответственность за здоровье, жизнь людей, материальные ценности. Примеры профессий: учитель, воспитатель, врач, юрист, инженер по технике безопасности.
Таким образом, все профессии можно отнести к тем или иным типам, и на основе рассмотренной классификации составить «идеальную формулу профессии». [7]
Глава 2. Определение «идеальной формулы профессии»
В ходе работы над проектом мы поставили задачу составить «идеальную формулу профессии» для автора исследования. Конечно, для этого можно было бы воспользоваться услугами психологов профориентационных центров. Но всегда лучше уметь самостоятельно анализировать профессию, раскладывая ее «по полочкам»: ведь тогда выбор профессии будет действительно осознанным.
Для определения типа профессии по предмету труда мы воспользовались методикой Е. А. Климова. Опросник включает в себя двадцать альтернативных суждений, нужно просто выбрать одно из двух занятий, которые указаны в каждом вопросе.(Приложение 2)
Были получены следующие результаты. Из восьми возможных баллов по каждому типу по одному набрано в колонках «Человек - природа» и «Человек - техника». Два балла получил тип «Человек – знаковая система». При этом определилось два доминантных направления: «Человек – человек» и «Человек – художественный образ». По типу «Человек – художественный образ» набрано максимально возможное количество баллов. (Приложение 3)
Таким образом, можно сделать вывод, что три первых типа профессий для меня не подходят, и их не стоит выбирать в будущем. А вот два вторых типа показывают то направление, в котором нужно развиваться и получать определенные навыки.
Мы решили побольше узнать о профессиях типов «Человек - человек» и «Человек – художественный образ», а также о профессиональных учебных заведениях нашего региона, где можно их получить.
Профессии типа "человек - человек" - самые гуманные, наполненные общением и радостью взаимопонимания. Люди, выбравшие их и готовые работать с самоотдачей, могут ожидать благодарный отклик со стороны других.
Все многообразие профессий типа «человек – человек» может быть разделено на следующие подтипы:
воспитание и обучение (воспитатель, учитель, преподаватель, мастер производственного обучения);
здравоохранение (медсестра, фельдшер, врач);
организация и управление (менеджер, администратор, диспетчер);
правовая защита (юрист, нотариус, адвокат);
торгово-сервисное обслуживание (продавец, официант, парикмахер, проводник, кассир, стюардесса);
культурно-просветительская работа (гид, экскурсовод, библиотекарь).
Главная цель такой профессии — создание красоты, эстетики, гармонии для окружающего мира человека, сохранение культурного наследия человечества, благоприятное воздействие с помощью искусства на человека.
Профессии типа «Человек – художественный образ» делятся на следующие подтипы:
изобразительная деятельность
музыкальная деятельность
литературно-художественное творчество
актерско-сценическая деятельность
создание красоты.
Мы проанализировали возможности получения высшего профессионального образования, которое предлагают вузы нашего региона по этим типам профессий. Были получены следующие результаты. (Приложение 4)
Профессии типа «Человек - человек» можно получить в 11 вузах Челябинской области. В них представлены все подтипы данного направления.
Но изучая данное направление, мы выявили следующую особенность. Профессии типа «Человек – человек» пересекаются другими типами классификации по предмету труда. Например, у врача – с одной стороны предмет труда человек, с другой – человеческий организм. Поэтому мы решили определить предпочтения специальностей данного типа профессий. Были выбраны некоторые профили педагогического образования, языкознание и международные отношения и социология.
Профессиям типа «Человек – художественный образ» обучают 9 вузов нашего региона. Здесь также представлены все подтипы направления.
Проанализировав специальности этого направления, мы также определили предпочтения: лингвистика, прикладное искусство и дизайн, хореография.
Таким образом, мы видим, что все подтипы обоих профессиональных направлений представлены в вузах Челябинской области. Значит, есть возможность получить образование, не выезжая за пределы региона.
Для определения «идеальной формулы профессии» нам нужно проанализировать профессии по цели, средствам и условиям труда. Из выделенных предпочтений мы остановились на профессии дизайнера. Она представляет для автора интерес, но недостаточно необходимых навыков и знаний, в отличии от остальных выбранных сфер.
Формула профессии дизайнер
Предмет труда – художественный образ, того объекта над которым работает дизайнер; человек, чей заказ выполняет дизайнер. Условия труда – микроклимат бытового типа (если работа в помещении) или работа на открытом воздухе. Условия труда зависят от специализации дизайнера. Профессия включает в себя различные специальности: дизайнер по интерьеру, мебели, ландшафту, дизайнер одежды, обуви, ткани, бытовой техники, дизайнеры, работающие в области полиграфии, и др. Средства труда – ручной и автоматизированный труд. Цели труда – преобразующая (прослеживается изменение первоначальных свойств объекта), изыскательская (найти способ изменения объекта и создать новый образ).
Получившуюся формулу профессии еще нельзя назвать «идеальной», так как не определена конкретная специализация, и однозначно ответить на этот вопрос мы еще не можем. Но можем определить перспективные цели для достижения профессии. Почти во всех вузах вступительными испытаниями являются ЕГЭ по русскому языку и обществознанию и творческие испытания. Перспективные цели для поступления на желанный факультет:
Поступление на художественное отделение школы искусств
Участие в олимпиадах по русскому языку и обществознанию
Изучение рынка дизайнерских услуг и более полное знакомство с профессией
Выбор вуза.
Составляя «идеальную формулу профессии», мы столкнулись со следующими трудностями. Каждый тип профессий имеет довольно широкий спектр специальностей, поэтому приходится выделять те, которые более предпочтительны. В рамках отдельной профессии существует много специализаций, иногда сильно отличающихся друг от друга, что затрудняет выбор. На данный момент времени, обучаясь в 7 классе, сложно принять однозначное решение, так как недостаточно информации, навыков, жизненного опыта.
Но с другой стороны, нет необходимости в среднем школьном возрасте принимать однозначные решения, касающиеся выбора профессии. Получив формулу профессии дизайнера, мы поставили перспективные цели, решению которых можем посвятить имеющееся у нас время до окончания школы. Подобные формулы можно составить по другим профессиональным предпочтениям и также определить перспективные цели. Более ценным на данном этапе является умение самостоятельно осуществлять профориентационную деятельность.
Заключение
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
Профессия – род человеческой деятельности, требующий специальных знаний и навыков в той или иной области, которые человек приобретает в результате обучения, теоретической и практической подготовки, а также опыта, получаемого в процессе работы.
Выбор профессии надо начинать осуществлять за несколько лет до поступления в профессиональное учебное заведение, так как у школьника будет возможность попробовать себя в интересующих сферах деятельности в качестве волонтера, во время летнего трудоустройства. Также основы выбора профессии закладываются, когда ребенок отдает предпочтение различным кружкам, спортивным секциям, факультативным занятиям.
Нами была изучена теория по профориентации советского и российского психолога академика Е.А. Климова. Рассмотрены факторы, влияющие на выбор профессии и система классификаций профессий.
На основе системы классификаций составлена «формула профессии».
Кроме этого, нами были проанализированы возможности получения высшего образования в Челябинской области по типам профессий «человек – человек» и «человек – художественный образ». Анализ показал, что в нашем регионе в вузах представлены все подтипы обоих направлений.
Получив формулу профессии дизайнера, мы поставили перспективные цели, решению которых можно посвятить время до окончания школы.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена. Умение самостоятельно осуществлять профориентационную деятельность в среднем школьном возрасте действительно помогает сделать более правильный выбор профессии в будущем. Это умение позволяет анализировать свои способности и возможности и ставить промежуточные цели, достигнув которые выпускник может поступить в желаемое учебное заведение и получить профессию по душе.
В рамках данного исследования мы составили и проанализировали «идеальную формулу» для одной профессии на основе системы классификации профессий Е.А. Климова. В дальнейшем планируем продолжить эту работу для других профессий на основе других классификаций.
Список источников
Типы профессий по Климову. https://businessman.ru/tipyi-professiy-po-klimovu.html
Как выбрать профессию? http://www.shkolniky.ru/
Вузы Челябинской области. http://vuz.edunetwork.ru/74/
Дифференцированно-диагностический опросник Е.А. Климов http://docpsy.ru/testy/diagnostika-proforientatsii/3938-differentsialno-diagnosticheskij-oprosnik-ddo-eaklimov.html
Энциклопедия для детей. Выбор профессии. / М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2008.
«Все работы хороши, выбирай на вкус» Как не ошибиться в выборе будущей профессии. Интервью с Ф.З. Наставиной. http://www.tisbi.ru/home/news/2013/november-3/professia/
Тончу Е.А. Большой бизнес для маленьких детей. – М.: Издательский Дом ТОНЧУ, 2007.
Приложение 1
Таблица 1
Классификация профессий по Е.А. Климову
типы профессий (по предмету труда) |
классы профессий (по цели труда) |
||
гностические |
преобразующие |
изыскательские |
|
человек – природа |
приемщик с/х продукции, сортировщик рыбы, овощей, плодов, приемщик молока, сортировщик яиц |
полевод, ветеринар, семеновод, дрессировщик |
селекционер, садовод, доярка, ветеринар |
человек – техника |
работник ОТК, летчик-наблюдатель, гидроакустик, лаборант для механических испытаний |
слесарь, водитель, монтажник, литейщик, часовщик |
конструктор, изобретатель, крановщик, тракторист, водитель |
человек – человек |
следователь, вахтер, санитарный врач, сторож, следователь, журналист |
преподаватель, медсестра, врач, психиатр, психолог |
психолог, предприниматель, массажист, продавец |
человек – знаковая система |
корректор, контролер чертежей, бугалтер-ревизор, нормировщик |
программист, бухгалтер, переводчик, раскройщик, шифровальщик |
физик-теоретик, программист, лингвист, математик |
человек – художест венный образ |
контролер-приемщик малярных работ, критик, контролер музыкальных изделий, антиквар |
ювелир, маляр, оформитель, флорист, художник, дизайнер |
композитор, писатель, скульптор, живописец по фарфору, модельер, скульптор |
Приложение 2
Лист 1
Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии»
«Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако если бы вам пришлось выбрать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»
Таблица 1
Опросник по определению типа профессии по методике Е.А. Климова
1 a. Ухаживать за животными |
1 б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2 а. Помогать больным людям, лечить их |
2 б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин |
3 а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок |
3 б. Следить за состоянием, развитием растений |
4 а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.) |
4 б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать) |
5 а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи |
5 б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6 а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) |
6 б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, спортивных) |
7 а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
7 б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортных) средством — подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8 а. Сообщать, разъяснять людям, нужные им сведения |
8 б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9 а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище |
9 б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10 а. Лечить животных |
10 б. Выполнять вычисления, расчеты |
11 а. Выводить новые сорта растений |
11 б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т. п.) |
12 а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, уточнять, разъяснять, поощрять, наказывать |
12 б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, приводить в порядок) |
13 а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности |
13 б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14 а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты |
14 б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п. |
15 а. Составлять точные описания — отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
15 б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые) |
16 а. Делать лабораторные анализы в больнице |
16 б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17 а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. |
17 б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов. |
18 а. Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристские походы и т. п. |
18 б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19 а. Изготовлять по чертежам детали (машины, одежду), строить здания |
19 б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20 а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада |
20 б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Лист 2
Ключи
Наибольшая полученная сумма или суммы(по столбцам) указывают на наиболее подходящий для тебя тип профессии. Малые суммы указывают на типы профессий, которых тебе следует избегать при выборе.
Ч - П |
Ч - Т |
Ч - Ч |
Ч - ЗС |
Ч - ХО |
1а |
1б |
|
2б |
3а |
3б |
4а |
2а |
5а |
5б |
6а |
|
4б |
|
7а |
|
7б |
6б |
|
8б |
|
9а |
8а |
9б |
|
10а |
|
|
10б |
|
11а |
11б |
12а |
12б |
13а |
13б |
14а |
14б |
15а |
15б |
16а |
|
16б |
|
17а |
|
17б |
18а |
|
18б |
|
19а |
|
19б |
|
20а |
|
|
20б |
|
Приложение 3
Определение типа профессии по методике Е.А. Климова
Диаграмма 1
Приложение 4
Таблица 3 Специализация вузов Челябинской области по типам профессий «человек - человек» и «человек – художественный образ»
подтипы профессий |
специальность |
вузы |
тип профессий «человек – человек» |
||
воспитание и обучение |
учитель физкультурыры и ОБЖ |
Уральский государственный институт физической культуры Магнитогорский государственный технический университет |
педагогическое образование (все профили) |
Южно-Уральский гуманитарный педагогический университет Челябинский государственный университет Южно-Уральский государственный университет Магнитогорский государственный технический университет |
|
здравоохранение |
лечебное дело |
Южно-Уральский медицинский государственный университет |
медико-профилактическое дело |
Южно-Уральский медицинский государственный университет |
|
клиническая психология |
Южно-Уральский медицинский государственный университет Южно-Уральский государственный университет |
|
организация и управление |
менеджмент |
Русско-британский институт управления Челябинский государственный университет РАНХ и ГС при президенте Академия труда и социальных отношений Южно-Уральский государственный университет Магнитогорский государственный технический университет |
международные отношения |
Челябинский государственный университет Южно-Уральский государственный университет |
|
реклама и связи с общественностью |
Челябинский государственный университет Южно-Уральский государственный университет |
|
социолог |
Челябинский государственный университет Южно-Уральский государственный университет |
|
землеустройство |
Южно-Уральский государственный университет |
|
правовая защита |
правовое обеспечение национальной безопасности |
Челябинский государственный университет Южно-Уральский государственный университет |
правоохранительная деятельность |
Челябинский государственный университет Южно-Уральский государственный университет |
|
юриспруденция |
Челябинский государственный университет РАНХ и ГС при президенте Российский государственный университет правосудия Южно-Уральский государственный университет |
|
таможенное дело |
Челябинский государственный университет Южно-Уральский государственный университет |
|
торгово-сервисное обслуживание |
гостиничное дело |
Русско-британский институт управления Южно-Уральский государственный университет |
организация общественного питания |
Южно-Уральский государственный университет |
|
культурно-просветительская работа |
туризм |
Русско-британский институт управления Челябинский государственный институт культуры Уральский государственный институт физической культуры Южно-Уральский государственный университет |
культурология |
Челябинский государственный институт культуры |
|
социально-культурная деятельность |
Челябинский государственный институт культуры |
|
музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Челябинский государственный институт культуры |
|
религиоведение |
Челябинский государственный университет |
|
журналистика |
Челябинский государственный университет Южно-Уральский государственный университет Магнитогорский государственный технический университет |
|
тип профессий «человек – художественный образ» |
||
изобразительная деятельность |
декоративно-прикладное искусство |
Челябинский государственный институт культуры Южно-Уральский гуманитарный педагогический университет Магнитогорский государственный технический университет |
музыкальная деятельность |
вокальное искусство |
Челябинский государственный институт культуры ЮУрГИИ им. Чайковского Магнитогорская гос. консерватория |
дирижирование |
Челябинский государственный институт культуры ЮУрГИИ им. Чайковского Магнитогорская гос. консерватория |
|
музыкально-инструментальное искусство |
Челябинский государственный институт культуры ЮУрГИИ им. Чайковского Магнитогорская гос. консерватория |
|
музыкальное искусство этрады |
Челябинский государственный институт культуры |
|
композиция |
ЮУрГИИ им. Чайковского |
|
литературно-художественное творчество |
библиотечно-информационная деятельность |
Челябинский государственный институт культуры |
лингвистика |
Южно-Уральский гуманитарный педагогический университет Челябинский государственный университет Южно-Уральский государственный университет Магнитогорский государственный технический университет |
|
филология |
Челябинский государственный университет |
|
актерско-сценическая деятельность |
актерское искусство |
Челябинский государственный институт культуры |
продюссерство |
Челябинский государственный институт культуры |
|
режиссура |
Челябинский государственный институт культуры |
|
хореография |
Челябинский государственный институт культуры Магнитогорская гос. консерватория |
|
создание красоты |
дизайн |
Русско-британский институт управления Челябинский государственный институт культуры Южно-Уральский гуманитарный педагогический университет Южно-Уральский государственный университет Магнитогорский государственный технический университет |
сервис в индустрии моды и красоты |
Русско-британский институт управления |