Принципы избирательное права

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Принципы избирательное права

Алексанян Г.Г. 1
1МБОУ "Приморская СОШ"
Поснякова О.В. 1
1МБОУ "Приморская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности граждан.

С.Смайлс, писатель

Выборы – центральный институт демократического государства. Согласно Конституции РФ, Россия есть демократическое государство, в котором «носителем суверенитета и единственным источником власти…является …народ» [1]

«Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления» (ст.3 и 32)[2]

Из курса обществознания основной общеобразовательной школы мы знаем, что при демократическом режиме избиратель участвует в выборах на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Также мы владеем знаниями о содержании этих принципов: всеобщее избирательное право говорит о том, что практически всё население страны старше восемнадцати лет имеет возможность реализовать свои избирательные права (за исключением некоторых категорий граждан); равное избирательное право означает, что каждый избиратель имеет только один голос на выборах; при прямом избирательном праве избиратели голосуют на выборах за кандидата (список) непосредственно и лично; тайное голосование не позволяет контролировать волеизъявление

1 Конституция РФ (ст.3)

2 Конституция РФ (ст.3)

избирателей (бюллетени заполняются в закрытых кабинах); участие избирателя в выборах добровольно.

Но вот вопрос, а как сформировались эти принципы? Всегда ли в истории постимператорской России в основных законах нашего государства, то есть Конституциях, просматривались данные принципы?

Исходя из сущности советской власти, большевики строили справедливое общество, на основе социального равенства, а значит выборы в верховные и местные органы власти должны были осуществляться на базе именно таких принципов. Цель моего эссе заключается в прослеживании формирования и отображения в основных законах нашего государства демократических принципов избирательного права. У меня вызывает интерес история формирования демократичности выборов в России со времён установления советской власти в нашей стране.

Основная часть.

Уйдём в историю Конституции РСФСР 1918 года. Главной задачей этот основной закон считает «..установление диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.»[1] По-моему из этого цитирования уже понятна совсем недемократическая цель юридического документа. Когда как, всем нам известна главная ценность современной России, отмеченной в Конституции РФ –это права и свободы граждан.

1 Основной закон (Конституция) РСФСР (гл.5, ст.9)

А рассматривая главу тринадцатую, можно смело сделать выводы о том, что далеко не все граждане молодого советского государства могли принимать участие в выборах. Ну я ещё пойму, что не могли быть избранными и выбирать духовенство и лица, признанные душевнобольными или осуждённые (гл.13,Примечание 2 ст.65), но почему избирательного права лишены торговцы, предприниматели, служащие и агенты бывшей полиции? Не понятно, где же равенство о котором говорится в статье 64, что «..правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности… и т.п. а) все добывающее средства к жизни производительным и общественно полезным трудом…» Просматривается явное противоречие в этих статьях Конституции РСФСР. Неужели этого ни один человек тогда не видел или, может, не хотел видеть.

Хорошо, идём далее к Конституции СССР 1924 года. Изучая структуру и содержание основного закона, понятно, что основной целью молодой страны являлось юридическое обоснование появления на карте мира нового социалистического (никому не понятного) государства, поэтому в содержание этого документа легли «Декларация об образовании СССР» и «Договор об образовании СССР», а также «… Конституция ставила целью создание новой политической культуры — «пролетарской по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями...»[1] Не понимаю выражение «коммунистический план всеобщего объединения». В чём он состоит, каково его содержание - не известно! Стоит обратить внимание, на то, что есть глава, посвящённая трудовым правам советских граждан, но о принципах избирательного права, которые нам известны сегодня – ни слова я не увидела.

1 Ю.С.Кукушкин, О.И.Чистяков. Очерк истории Советской Конституции. М., Политиздат, 1987 г., с.5

Единственное, что о системе выборов высших органов власти сказано: «…Верховным органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. При этом устанавливалась система непрямых выборов делегатов съезда», «…В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат)»[1]

Отсутствие выборности было, по мнению стран Запада, признаком недемократичности. А вот большевики, наоборот, считали всеобщие выборы признаком буржуазности, и их отсутствие было настоящей гордостью и достижением «власти Советов».

Переходим к Основному закону СССР 1936 года – Конституции СССР,принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года и действовавший (с изменениями и дополнениями) до 1977 года. Новая Конституция по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства – построение социализма. По мнению историка О. В. Хлевнюка, более демократический характер этой конституции (в сравнении с конституцией 1924 г.) был вызван желанием привлечь к Советскому Союзу симпатии международной общественности для совместного противостояния набиравшему силу фашизму. В сопроводительной записке к проекту решения Политбюро об изменениях в конституции и создании конституционной комиссии, которое было принято Политбюро 31 января 1935 г., Сталин писал:

«По-моему, дело с конституцией Союза ССР состоит куда сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Во-первых, систему выборов надо менять не только в смысле уничтожения её многостепенности.

1 Ю.С.Кукушкин, О.И.Чистяков. Очерк истории Советской Конституции. М., Политиздат, 1987 г., с.6

Её надо менять ещё в смысле замены открытого голосования закрытым (тайным) голосованием. Мы можем и должны пойти в этом деле до конца, не останавливаясь на полдороге. Обстановка и соотношение сил в нашей стране в данный момент таковы, что мы можем только выиграть политически в этом деле. Я уже не говорю о том, что необходимость такой реформы диктуется интересами международного революционного движения, ибо подобная реформа обязательно должна сыграть роль сильнейшего орудия, бьющего по международному фашизму»[1]

В содержание Конституции присутствует целая глава №13 «Избирательная система». Рассматривая содержание статей в этой главе можно увидеть очень много общего с содержанием современной избирательной системой. Это и избирательные права граждан и принципы выборов: равные, прямые, всеобщие, тайные. Однако в статье 100 о праве выдвижения кандидатов в депутаты перечисляются организации, которые могут выдвинуть кандидата в предвыборную кампанию, а где же просто граждане? Это говорит о том, что, по-видимому, все эти организации стоят под контролем ВКП(б) – коммунистической партии, а граждане, которые не являются членами ни одной из этих организаций не могут пользоваться избирательным правом. Вот вам и черта недемократичности. Кроме того, сегодня известно, что, практически, все права и свободы граждан оставались формальными и были только прописаны в Основном законе. Я считаю, что избирательная система имела ярко выраженный классовый характер. Я согласна со словами который писал в статье «…Это был узкоклассовый институт, с помощью которого отстранялись от участия в выборах представители свергнутых революцией классов и асоциальных, с точки зрения действовавшей власти, лиц.

1 Википедия. Свободная Энциклопедия. Конституция СССР 1936 года.

В ней отсутствовали почти все демократические принципы представительной системы, которые уже были выработаны мировой политической практикой…»[1]

Переходим к содержанию Конституции СССР 1977 года, в народе называемой «Конституцией развитого социализма». (Расскажите, пожалуйста, дорогие историки, чем понятие «социализм» отличается от понятия «развитой социализм»). Статья номер 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, являвшейся ядром политической системы СССР. В новой Конституции был введён новый Раздел IV — «Советы народных депутатов и порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов — с 2 до 2,5 лет. Впоследствии (в 1988 году) был установлен единый срок для всех Советов — 5 лет.

Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом, согласно статье 96, был снижен возраст пассивного избирательного права советских граждан в Советы до 18 лет, в Верховный Совет СССР — до 21 года (ранее — 23 года).

Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти — Верховном Совете и Совете Министров СССР. В разделе VI были обозначены органы власти союзных и автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись местные Верховные Советы и Советы Министров. Я очень хотела бы увидеть в содержании Конституции какой тип избирательной системы используется при проведении данных выборов, но не увидела.

1 В.П.Журавлёв, В.В.Фортунатов. Избирательная система и выборы в РСФСР в 1918-1936 гг.

Выводы напрашиваются сами, что, в большей степени, принципы избирательного права остались на бумаге, это была очередная фикция советской структуры власти.

Заключение

Анализируя материалы по содержанию основного закона нашей страны советского периода можно сделать выводы о том, что не был СССР правовым государством, где существует всеобщее избирательное право, где права и свободы граждан являются высшей ценностью, где единственным источников власти – суверенный многонациональный народ. Власть понимала демократические принципы избирательной системы, но в силу специфики организации формы правления, не могла их реально применить практически. Я очень рада, что сегодня в период предвыборной кампании и проведения выборов в России о нашем государстве на международной арене не смогут сказать как о государстве, которое грубо нарушает принципы демократии.

Список использованной литературы

1. Википедия. Свободная Энциклопедия. Конституция СССР 1936 года.

2. В.П.Журавлёв, В.В.Фортунатов. Избирательная система и выборы в РСФСР в 1918-1936 гг.

3. Ю.С.Кукушкин, О.И.Чистяков. Очерк истории Советской Конституции. М., Политиздат, 1987 г.

Просмотров работы: 48