Введение
В первобытные времена и в древности цвет служил для выделения некоторых вещей из природной среды-тем самым на них акцентировалось внимание, им придавалось особое значение, ценность, духовный смысл. Окраска одежды, предметов, архитектуры, всегда была рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, воины в боевом наряде вызывали страх; жрецы и культовые предметы-восторг; цари, одетые в золото и драгоценные камни, трепет и дрожь; пёстрые циновки и яркое убранство жилища-чувство праздничности, переключение из режима труда на режим отдыха и семейных радостей.
Все мы каждый день сталкиваемся с цветом. Цвет одежды, цвет
обоев или краски на стенах нашего дома, цвет машин проезжающих по дороге. Цвет-это мощная энергия, которая постоянно воздействует на человеческий организм. Люди мало задумывается о том, какую роль в их жизни играет цвет, какое серьезное влияние на их физическое, умственное и душевное состояние он оказывает. А ведь с рождения каждый знает, как улучшается настроение, стоит солнцу выйти из-за туч в пасмурный день. Все живое возникло и растет под солнцем. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека. Одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие-раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на человека по-разному, носит избирательный характер.
Актуальность исследовательской работы состоит в том, что знание значения цвета в жизни каждого человека необходимо, так как он оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека.
Цель: изучение роли и влияния цвета на человека, в целом.
Задачи:
Познакомиться с историей открытия цвета;
Выяснить значение цвета в жизни человека;
Изучить характеристику каждого цвета;
найти связь между цветом и влиянием его на человека.
Провести ряд экспериментов
Методы исследования: наблюдение, изучение литературы, анализ различных источников, анкетирование, эксперимент.
Объект исследования: цвет.
Предмет исследования: влияние цвета на человека
Методологической основой исследования явились труды ученых: Исаака Ньютона, Освальда Вирта, Леонардо да Винчи, Макса Люшера, Харальда Вольфарта
Методика проведения исследований
Для достижения поставленной цели использовали следующие методы исследования:
1.Анкетирование школьников своего класса и учащихся других классов.
2.Исследования и эксперименты.
3.Составление сравнительных таблиц.
4.Анализ и обобщение.
Основная часть
Глава 1. Цвет в жизни человека
История цвета
Цвет1 это - один из видов красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков.
Первой научной систематизацией и выразительному их названию мы обязаны Леонардо да Винчи (1452-1519). Он установил, что многообразие цвета, открытое еще древними греками и римлянами, может быть ограничено. Он написал: "Простых цветов - 6: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный"2.
В 1666 году английский ученый Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет – это смесь лучей разного цвета. «Я затемнил мою комнату, - писал он, - и сделал очень маленькое отверстие для пропуска солнечного света» Исаак Ньютон пропустил солнечный луч через кусок стекла, называемый призмой. Свет, который прошёл через призму, распался на пучки всех цветов радуги. Так Ньютон открыл, что обычный белый цвет состоит из многих цветов, смешанных друг с другом. Пучки идут в постоянном порядке. Каждый занимает свой постоянный угол. Расходящийся пучок цветов Ньютон назвал спектром.
Цвет определяется длиной световой волны. Свет распространяется в пространстве волнами, напоминающими движение волн в водоемах. Длина световой волны – это расстояние между двумя соседними гребнями. Оно настолько мало, что измеряется миллионными долями миллиметра. Самые короткие – волны фиолетового цвета, самые длинные – красные. Между ними располагаются все остальные цвета спектра, каждый из которых имеет свою длину волны. Большинство цветов, которые мы видим, состоят не из одной и той же длины волны, а из смеси разных длин. Лиловый, например, это смесь красного и фиолетового; коричневый – красного, оранжевого и желтого. Различные оттенки цвета образовываются путем добавления небольшого количества белого; н апример, смесь красного и белого дает розовый цвет.
Цветовой круг можно разделить пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета, а в другую -голубо-зеленые, голубые, синие, и фиолетовые. Цвета первой половины круга и все их оттенки называют теплыми. Эти цвета более яркие, они напоминают цвет огня, солнечного света. Зрительно они выступают на первый план и создают у тех, кто на них смотрит или их носит, ощущение уюта, комфорта, расслабленности, покоя, вызывают ощущение близости, эмоционального притяжения.
Цвета голубо-синей половины круга и все их оттенки называют холодными. Они ассоциируются с цветом голубой дали, воды, льда. Зрительно они смотрятся на втором плане, заставляют нас быть собраннее и активнее. Но при этом могут вызвать у окружающих вас людей чувство дистанции, закрытости, отстраненности.
Любой цвет характеризуется цветовым тоном и яркостью. Цветовой тон - это интенсивность, насыщенность цвета. По цветовому тону отличают один цвет от другого.
Цвет подсознательно влияет на поведение людей, у людей возникают те или иные реакции на цвет. (Приложение 1.) В середине 50-х. гг., швейцарский ученый Макс Люшер составил оригинальный цветовой тест. После многих экспериментов из 4500 тонов и оттенков были выбраны цвета, наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека. Исследования, проведенные Люшером, показали, что цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например, наблюдение оранжево-красного цвета увеличивает частоту пульса, дыхания, давление крови и, в общем, оказывает возбуждающее действие. Темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение.
Символика цвета
С тех незапамятных времен, когда человек обрел способность восприятия красоты окружающего мира, внимание его приковали к себе волшебство цвета.
В Китае существует система соответствий, объединяющая цвета и стороны света: восток — зеленый, юг — красный, запад — белый, север — черный, пятому направлению, центру, соответствует желтый цвет, цвет земли и в то же время солнца. Он считается атрибутом императорской фамилии. Цвет имеет весьма важное значение в китайской символике, выступая как индикатор социального статуса.
В различных традициях с отдельными цветами связываются различные коннотации. Еще с древних времен люди верили в значимость того или иного цвета. Ученые уже не одну тысячу лет пытаются понять предназначение каждого цвет, отношение человека к нему.
Впервые над этим задумались древние греки: проходя через окно храма, цвет разбивается на спектр, таким образом, человек вбирал тот цвет, который хотел. В древнем Китае на солнце лежали в красном шелке – излечение следов оспы. В 18 веке в Европе были распространены цветные витражи. Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный, то есть состояние меняется на противоположное. Не следует злоупотреблять темными тонами – углубление в цвет вызывает тревогу.
За последнее время вышло множество научных работ и теорий, в которых было описано воздействие определенных цветов на человеческую психику. И все равно, люди так и не смогли пока прийти к согласию в этом вопросе. Проблема заключается в том, что в разных странах отношение к различным цветам не совпадает. Оно зависит от религии, географического положения, возраста и многих других факторов (Приложение 2.).
1.3. Применение цвета в жизни
Древние ученые заметили, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, а так же является серьезным лечебным фактором при многочисленных психических и физических заболеваниях. Так например, в древности Египтяне опускали в сосуды с фруктовым соком драгоценные камни того же цвета, что и сам фруктовый сок. Насыщенный таким образом напиток давали больным. А специальная краска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх; цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение или священный трепет. В Египте знали о силе и влиянии цвета и даже сооружали в некоторых храмах цветные залы. В них изучали применение цвета и учили врачевание. Так появился метод лечения цветом – цветотерапия, которая берет свои корни в глубокой древности.
Каждый человек рождается с внутренним ощущением цвета, и на протяжении всей жизни имеет эмоциональную реакцию на тот или иной цвет, поэтому мы все знаем, что нам нравится и что – нет.
Ц вет оказывает тонизирующее воздействие на человека от красного до желтого цвета.
З
Рис 5. Влияние цвета на самочувствие человека
еленый, как видно из рисунка, занимает самое нейтральное положение.
Фиолетовый цвет имеет угнетающее воздействие, а успокаивающее действие у синего и голубого3 цвета.
Цвета мы применяем и в своей повседневной речи, мы часто произносим выражения, которые используются уже многое годы, и, произнося их, мы уже не задумываемся почему именно этот цвет употреблен в данном выражении.
Например, «Смотреть сквозь розовые очки», человек «голубых кровей», наступили «черные дни», «красный день календаря», «белая ворона». Все эти выражения издавна вошли в нашу речь, и, употребляя их, мы незадумываемся, что розовый цвет свидетельствует о радостном восприятии всего окружающего, а голубой о спокойствии, разуме и надежности.
Помимо повседневной речи, человек и в своем стиле одежды больше предпочитает определенный цвет (Приложение 3.).
Если мы посмотрим на наши флаги, то увидим, что они тоже как бы одеты в одежду разных цветов.
Рассмотрим государственный флаг Российской Федерации. Он представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов.
Белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу и кровь, пролитую за Отечество.
Глава 2.Анализ и результаты исследовательской работы
2.1. Анкетирование людей разных возрастов по предпочтению определенного цвета
Каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета.
Чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу - было проведено анкетирование среди 1-11 классов, педагогов школы, жителей д. Введенское, с. Микулино и д. Савостино (Приложение 4.).
При изучении предпочтений в цвете обучающиеся начального звена (опрошено 55 чел.) предпочитают красный и оранжевый цвет; среднее звено (опрошено 60 чел.) – зеленый и синий цвета; старшее звено (опрошено 73 чел.) – красный и синий. Оранжевый цвет говорит об умении ребят приспосабливаться к новым обстоятельствам. Педагоги и жители поселка от 20 лет (96 чел. опрошенных ) предпочитают красный цвет. Красный и синий цвета говорят об активности возраста и желании добиться успеха в чем-либо, привести все в порядок.
У большинства опрошенных в одежде преобладает синий цвет – что говорит о постоянстве, упорстве, настойчивости опрошенных .
Цветовые предпочтения у опрошенных отличаются от пола. Как показало проведенное анкетирование, большинство опрошенных женского пола предпочитают яркие цвета, а люди мужского пола любят темные цвета.
Что касается «нелюбимых» цветов, то опрошенные чаще всего не любят черный и желтый цвета.
После проведения исследования и изучения полученных результатов, установлено, что каждый цвет вызывает вкусовые ассоциации - у многих людей они совпадают. Наиболее ярко выражена ассоциация сладкого вкуса с красным и оранжевым цветом; кислого и соленого вкусов с желтым, зеленым цветом; горького вкуса с черным цветом.
Ассоциации времен года у многих опрошенных совпадают. Характерным примером являются ассоциации зима и весна – синий, лето – зеленый, осень – желтый, оранжевый цвет.
2.2. Эксперименты по влиянию цвета на человека.
Изучив эксперимент Х. Вольфарта, который рассматривал цвет как самостоятельную психологическую категорию и, основывался на данных о поведенческих, физиологических и психологических реакциях человека на цвета, где в ходе эксперимента Х. Вольфарт изучал воздействие цвета на физиологическое состояние студентов, мы тоже решили провести эксперимент.
Эксперимент включал два этапа: до и после демонстрации цвета.
1.Сначала мы измерили пульс, кровяное давление и частоту дыхания у учащихся, а затем в течение 5 минут показывали им оранжево-красный цвет. В результате все указанные показатели немного повысились.
2. На втором этапе мы показывали тем же учащимся темно-синий цвет и добились противоположного эффекта – снижения кровяного давления и замедления дыхания.
№ и пол |
Возраст |
АД и пульс в норме |
АД и пульс до показа |
АД и пульс после показа оранжево-красного цвета |
АД и пульс после показа синего цвета |
1 жен |
10 лет |
110/70,60-80 |
108/75,65 |
112/77,70 |
109/71,65 |
2 жен |
11 лет |
110/70, 60-80 |
112/69,77 |
115/75,80 |
108/70,73 |
3 муж |
12 лет |
110/70, 60-80 |
115/72,75 |
118/75,80 |
110/70,70 |
4 жен |
16 лет |
120/80, 60-80 |
118/74,78 |
121/82,85 |
116/83,76 |
5 муж |
16 лет |
120/80, 60-80 |
115/76,75 |
123/80,83 |
119/78,73 |
6 жен |
15 лет |
120/80, 60-80 |
119/83,85 |
123/78,88 |
115/75,79 |
7 муж |
35 лет |
125/85, 75-90 |
135/90,80 |
142/93,87 |
134/87,80 |
8 муж |
27 лет |
120/80, 75-90 |
125/84,78 |
130/83,85 |
123/81,81 |
9 жен |
45 лет |
130/85,80-95 |
140/86,90 |
148/90,98 |
137/83,85 |
2.3Связь цвета одежды и здоровья человека
1.Влияние цвета ткани на состояние здоровья человека
Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма человека, отражающий сложные отношения между теплопродукцией (выработкой тепла) различных органов и тканей и теплообменом между ними и внешней средой .
Температура тела человека, находящегося в состоянии относительного покоя, в определенной степени зависит от параметров внешней среды и физического состояния человека. Значительная часть заболеваний сопровождается характерным изменением температуры тела.
Температура кожи человека в различных участках разная. Эти различия обусловлены системой кровоснабжения. На температуру кожи влияет одежда, обувь, головные уборы, степень охлаждения, перегревания. (У различных людей более высокая температура в области головы, у одетых в области туловища.) У мужчин и женщин находящихся в одинаковом состоянии температура кожи примерно одинакова, но у женщин она больше.
Большая часть тепла, образующегося в организме человека, рассеивается с поверхности тела. Это определяет значение температуры кожи при оценке теплового состояния организма.
Для определения состояния здоровья человека мы выполнили следующие измерения:
Величина кровяного давления в зависимости от цвета одежды
Температура воздуха |
Температура кожи |
Цвет ткани |
АД (119/85) |
24 С° |
34, 7 |
Белая |
120/85 |
35,2 |
Красная |
125/87 |
|
35,4 |
Зеленая |
121/85 |
|
35,7 |
Черная |
127/87 |
Вывод:
холодные и теплые тона оказывают разное физиологическое действие на организм.
Теплые тона увеличивают мускульное напряжение, повышают кровяное давление, учащают ритм дыхания.
Холодные тона наоборот понижают кровяное давление, замедляют ритм сердца и дыхания.
2.4 Влияние на восприятие человека другими людьми
Мы провели опрос и установили, что цвет одежды человека влияет на восприятие этого человека другими людьми.
• КРАСНЫЙ:
Характер этого цвета агрессивный. На тех, кто носит красный, несомненно, обратят внимание. Очень полезно использовать красный цвет носков, перчаток для улучшения периферического кровообращения.
• ОРАНЖЕВЫЙ:
Кто предпочитает оранжевую одежду, тот человек-альтруист, у него всегда хорошее настроение и желание шутить.Оранжевую одежду следует носить при ревматизме, запорах. Очень полезен для женщин, у которых имеются трудности с зачатием из-за психологических проблем.
• ЖЕЛТЫЙ:
Люди, носящие желтый цвет, очень сильные личности.
Этот цвет используют для улучшения функций желудка и стимуляции лимфатической системы.
• ЗЕЛЕНЫЙ:
Это цвет энергетического баланса. Кто его носит, всегда в поиске равновесия.
Зеленый цвет расслабляет и освежает, помогает в случае головной боли и бессонницы.
• ГОЛУБОЙ:
Люди, которые одеваются в голубую одежду как правило интроверты, внешне закрытые, флегматики.
• СИНИЙ:
Люди в синем очень нервные и напряженные. Синий цвет носят очень закрытые люди, живущие в своем замкнутом мире.
• ФИОЛЕТОВЫЙ:
Все оттенки выражают чувственность, более темные духовность.
Настоятельно противопоказан при депрессии.
• ЧЕРНЫЙ:
Стройнит фигуру. Можно носить под вечер. Но избегать днем, так как этот цвет блокирует проникновение в кожу электромагнитного излучения других цветов. Черный цвет следует избегать в случае депрессии.
•БЕЛЫЙ
Оздоравливает весь организм. Этот цвет вносит в жизнь свежесть и солнечную энергию.
• СЕРЫЙ:
Люди, которые носят серый, создают барьер между собой и миром. Это всегда был цвет власти, которая ставила четкую грань между собой и остальными.
• КОРИЧНЕВЫЙ:
Предпочтение коричневого цвета, символизирует отсутствие семейных корней, однако, в то же время помогает быть практичным и не отвлекает.
Вывод: Таким образом, понимая, как влияет тот или иной цвет на нашу психику, мы можем улучшить свое настроение, самочувствие и здоровье в целом. Нужно научиться пользоваться различными цветами, чтобы привнести в свою жизнь больше гармонии, радости и счастья.
3.1 Исследование: ассоциация людей с определенным цветом.
Люди, ассоциирующие себя с определенным цветом, дружат с людьми, выбирающими такой же цвет или цвет сочетающийся с ним.
С каким цветом ты себя ассоциируешь? |
С каким цветом ты ассоциируешь своего друга? |
|
Красный |
2 |
2 |
Оранжевый |
3 |
3 |
Желтый |
8 |
5 |
Зеленый |
4 |
4 |
Голубой |
6 |
5 |
Синий |
3 |
2 |
Фиолетовый |
1 |
1 |
Вывод: После проведения исследования и изучения полученных результатов, выявилось, что ученики, которые ассоциируют себя с теплыми оттенками цветов, при ассоциации цвета друга выбирали так же теплые цвета. Аналогичная ситуация с холодными цветами. Из чего следует вывод, что энергичные, активные, быстро принимающие решения дети, склонны к общению с такими же детьми. А более спокойные, уравновешенные, вдумчивые, но склонные к сомнению дети поступают аналогично при выборе друга.
Некоторые личностные характеристики цветов:
Синий — честный, справедливый, невозмутимый, добросовестный, добрый, спокойный
Зеленый — черствый, самостоятельный, невозмутимый.
Красный — отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный,
дружелюбный, уверенный, общительный, раздражительный, сильный, обаятельный, деятельный .
Желтый — разговорчивый, , открытый, общительный, энергичный, напряженный.
Фиолетовый — несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.
На различные чувства, предметы, события у людей существуют ассоциации с цветом, которые у многих людей совпадают.
3. 2.Информированность населения по данной проблеме.
Влияние цвета одежды на здоровье человека.
Для оценки информированности о влиянии цвета одежды на здоровье человека было опрошено 69 человек. Были выделены и опрошены следующие группы населения: учащиеся (с 7 по 11 классы)- (30 ч-к); родители учащихся -30 человек; учителя 9 человек.
Результаты анкетирования представлены в таблице :
Вопросы |
Учащиеся |
Родители |
Учителя |
Какому цвету одежды летом Вы отдаете предпочтение? |
белый 10% серый 10% черный 60% бежевый 10% хаки - синий - другое 10% |
белый 20% серый 10% черный 50% бежевый % хаки 0% синий 10% другое 10% |
белый 20% серый 10% черный 20 % бежевый - хаки - синий 50% другое - |
Какая гамма для нарядной одежды Вам наиболее близка летом? |
светлая 33% темная 21% контрастная 25 % другое 21% |
светлая 42% темная 17 % контрастная 41 % |
светлая 19% темная 47% контрастная 34 % |
Является ли для Вас приоритетным в покупке тот факт, что одежда темного цвета? |
да 60% нет 40% |
да 55% нет 45% |
да 70% нет 30% |
Почему вы предпочитаете светлую одежду? |
-Красиво 37% -Броско 23% -Оригинально 11% Привлекает внимание окружающих 17% -другое 11% |
-Красиво 19% -Броско 11% Оригинально 5% Привлекает внимание окружающих 23% Другое 27% |
-Красиво10% -Броско 5% -Оригинально 5%-Привлекает внимание окружающих 15% -другое 45% |
Существует ли взаимосвязь между цветом одежды и здоровьем? |
да 6% нет 90% не знаю 4% |
да 22% нет 36% не знаю 42% |
да 40 % нет 24% не знаю 36% |
Вывод: На основании результатов анкетирования, можно заключить, что покупая одежду многие из нас предпочитают темные тона, не зная о существовании взаимосвязи цвета одежды со здоровьем. Такую ситуацию можно объяснить тем, что учащиеся не имеют достаточной информации по данной теме. Поэтому одна из задач исследовательской работы :
Информировать людей о влиянии цвета одежды на состоянии здоровья человека.
3.3 Влияние цвета на вкусовое восприятие человека
На различные чувства, предметы, события у людей существуют ассоциации с цветом, которые у многих людей совпадают.
С каким цветом у вас ассоциируется вкус? |
||||
Сладкое |
Кислое |
Соленое |
Горькое |
|
Красный |
2 |
2 |
- |
- |
Оранжевый |
- |
- |
1 |
4 |
Желтый |
13 |
11 |
2 |
1 |
Зеленый |
8 |
9 |
7 |
3 |
Голубой |
1 |
2 |
5 |
1 |
Синий |
- |
- |
5 |
5 |
Фиолетовый |
- |
- |
4 |
10 |
С каким цветом у вас ассоциируются времена года? |
||||
Зима |
Весна |
Лето |
Осень |
|
Красный |
- |
3 |
5 |
4 |
Оранжевый |
- |
4 |
1 |
7 |
Желтый |
- |
2 |
6 |
13 |
Зеленый |
- |
15 |
10 |
- |
Голубой |
16 |
- |
2 |
- |
Синий |
9 |
- |
- |
- |
Фиолетовый |
- |
- |
- |
- |
После проведения исследования и изучения полученных результатов, установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации.:
Вкусовые ассоциации у многих людей совпадают. Наиболее ярко выражена ассоциация кислого вкуса с желтым цветом.
Ассоциации времен года у многих людей совпадают. Характерным примером являются ассоциации зима – голубой, лето – зеленый.
Эксперимент влияние цвета посуды на вкус еды
Мы подготовили 5 чашек разного цвета и налили в них кофе из одного термоса, затем попросили 5 человек оценить вкус данного напитка
Вывод: Красная чашка – крепкий-4 чел, голубая – мягкий вкус – 3 чел, желтая – сладковатый вкус – 3 чел, зеленая - слабый, сладковатый – 4 чел, коричневая – острый крепкий – 3 чел.
Вывод: цвет посуды влияет на вкус еды
Заключение.
Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Нами установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Так же установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно:
вызывают какую-либо реакцию:
подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т.д.;
имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители;
прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п..
Также одним из моментов изучения этой темы является то, что цвет способен закономерно выражать эмоциональное (личностно-смысловое) отношение человека к чему-то значимому и самому себе. Свойство цвета преобразовывать наше душевное состояние и сигнализировать об этом изменении имеет оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя) с помощью цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у нас этот объект.
Цвет – мощное средство воздействия на психику человека. И сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Поэтому в этом своем качестве он становится очень привлекательным средством для психологических манипуляций. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.
Литература
1. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984.
2. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. М., 1984.
3 . Ж. Агостон “Теория цвета и её применение в дизайне” М. “Мир” 1982 г.
4. Б. А. Шашлов “Цвет и цветовоспроизведение” М. “Книга” 1986 г.
5.Дженис Линдси “Все о цвете” Книжный клуб 36.6. 2012
6. Люшер М. Цвет вашего характера/Сара Д. Тайны почерка. – М.: Изд.
«Вече: Персей», 1996.
7. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. – М.: Изд. «Харвест»,
2000. (Серия «Библиотека практической психологии»).
8. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета. – М.: Изд. «Питер», 1998.
9. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. – М.: Изд.
«ЭКСМО-Пресс», 1998.
10. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. – М.: Изд.
«Питер», 1995.
11.http://www.iluhin.com/notes/color/index.html
12.http://www.art-granatis.ru/information/color/index.html
13.http://www.gdekakpochemu.ru/chto-takoe-cvet/
Приложение 1.
Влияние цвета на человека
Если вы ощущаете, что вам недостает жизненной энергии - смело используйте красный цвет;
Если вам не хватает чувства психологической свободы и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам - работайте с оранжевым цветом;
Желтый цвет поможет вам, если вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности или если вы находитесь в конфликте с самим собой;
При равнодушии и чувстве апатии, при желании быть более открытым и более спокойным вам поможет зеленый цвет;
Голубой цвет следует использовать, если вас тяготят ваши обязанности, если вы действуете, не задумываясь о последствиях своих поступков;
Если вы проявляете излишнюю эмоциональность и не контролируете свои реакции, используйте синий цвет;
Фиолетовый цвет оказывает большое влияние на область чувств, именно его надо использовать, если вы часто, по необъяснимым причинам, чувствуете себя обманутым, если вас мучают сомнения, и вы впадаете в состояние депрессии.
Приложение 2.
Отношение к цветам в разных странах.
Так, например, в Древнем Китае каждому времени года соответствовал определенный цвет. Весна - зеленый или синий, лето – красный, осень – белый, зима – черный.
Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники.
В литовском языке "белые люди" – это честные люди, в венгерском "белый народ" – женщины. На Руси "белый" обозначало, вольный, благородный, праведный: "белая Русь", "белый царь", "белые крестьяне" свободные от всех податей, "белая земля" – церковная земля, "белый свет". Этот свет противостоит загробному миру, как белый день черной ночи. Однако белый цвет может получать и противоположное значение. Славяне одевали своих мертвецов в белую одежду . У некоторых племен Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян. Древние греки на ночь всегда надевали белое белье, чтобы увидеть хорошие сны. В Индии, Китае и Японии белый цвет символизирует смерть, поскольку отождествляется с ангелами и небесами. В белой одежде являлись людям призраки и привидения.
Люди с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. У полинезийцев слово "красный" является синонимом слова "возлюбленный". В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят "красное сердце", тогда как сердце дурного, коварного человека черно. Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и противоречивы.
На знаменах он символизирует бунт, революцию, борьбу, независимость. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет.
Китайцы привязывали что-нибудь красное детям к кисти руки, приучая их смотреть на этот цвет как на лучшее предохранительное средство от злых духов. Во многих странах женщины обвязывают кисти рук красной ниткой, чтобы они не болели, и никто не сглазил.
Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.
Желтый - цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный свет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядших листьев. У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил также отличительным признаком знатных особ высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом. С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест – чуму.
Зеленый – цвет травы и листьев. У многих народов символизировал юность, надежду и веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют "зеленой", а сам человек от злости "зеленеет").
Синий – это цвет неба и моря. У многих народов синий цвет символизировал небо и вечность. В христианской культуре он ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной. Для романтиков синий цвет мечты и тоски по неземному идеалу. Синий цвет может также символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а на языке геральдики обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. "Голубая кровь" говорит о благородном происхождении. Он считался траурным в древнем Египте и у некоторых народов Америки, французы называют ужас "синим страхом" (вспомним сказку о "Синей бороде"). У славянских народов синий цвет служил символом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром.
Черный цвет символизирует несчастье, горе, траур, гибель всего, что движется и дышит. Черное ассоциируется с мраком и землей и является подлинной эмблемой всего скрытого, тайного и неизвестного.
В древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лица и руки жрецов были окрашены в черный цвет. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. У арабов выражение "чернота глаз" означает возлюбленную, " чернота сердца" – любовь. Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное.
Приложение 3.
Предпочтение цвета в одежде человека
Голубой цвет: Люди, которые часто носят одежду светло-голубых оттенков, креативны, чувствительны и полны воображения. Им необходима атмосфера умиротворения.
Синий: Те, кто предпочитает темно-синюю одежду, слывут людьми независимыми и умными. У них сильно развито чувство ответственности. Эти люди стремятся к спокойствию и предпочитают быть окруженными вниманием.
Желтый: Предпочитающие желтую одежду - очень интересные личности. Среди них мало ведомых, в основном это ведущие. Им присущ активный образ жизни, они часто бросают вызов жизни. Эти люди ищут счастья.
Оранжевый: Те, кто часто надевает оранжевую одежду, являются людьми действия, они компетентны во многих сферах, но часто нетерпеливы. Это независимые, хорошо организованные, целеустремленные люди, у них много энергии и они не могут стоять на одном месте.
Красный: Предпочитающие красный цвет в одежде - фигуры амбициозные, импульсивные, легко -возбудимые и энергичные. Они часто бывают смелыми, их деятельность весьма продуктивна.
Зеленый: Предпочитающие зеленый цвет в одежде - люди осторожные, им свойственно наблюдать, а не действовать. Но с другой стороны, это гуманисты, готовые прийти на помощь и оказать услугу. Часто замечают то, что скрыто от глаз других людей.
Фиолетовый: Людей, которые любят фиолетовый цвет в одежде, можно охарактеризовать как обладающих хорошей интуицией, милосердных и тонко чувствующих.
Черный: Если вы носите одежду черного цвета от случая к случаю, то такой выбор означает, что вы хотите контролировать себя и создаете имидж авторитетного и дисциплинированного человека, у которого сильная воля и сложившееся мнение. Люди же, которые практически всегда носят черную одежду, часто являются противоречивыми натурами. Такой выбор может говорить о том, что человек хочет убежать от окружающих, закрыться.
Белый цвет: означает начало. Люди, предпочитающие белый цвет в одежде, часто наделены чувством справедливости, стремятся к согласию и миру с другими людьми. Часто хотят нравиться и даже очаровывать.
Приложение 4.
Возрастные цветовые предпочтения
Количество исследуемых:
1-4 кл |
5-8 кл |
9-11 кл |
педагоги |
Жители поселка |
ИТОГО |
||||
55 чел |
60 чел |
73 чел |
До 30 л |
30-40 л |
40 и выше |
До 30 л |
30-40 л |
40 и выше |
284 чел |
2 |
5 |
9 |
25 |
30 |
25 |
||||
16 чел |
80 чел |
1. Какой цвет вам нравится?
2. С каким цветом ты себя ассоциируешь?
3. Какому цвету Вы отдаёте предпочтение в одежде?
4. С каким цветом у тебя ассоциируется вкус?
5. С каким цветом у тебя ассоциируются времена года?
1 Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под. ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1988.
2 Уилан Б., Гармония цвета — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2005.
3 МироноваЛ.Н.Цветоведение: учебное пособие / Л.Н.Миронова. – Минск,1984.