Этносоциальная идентичность российского казачества

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Этносоциальная идентичность российского казачества

Которобай Д.Р. 1
1МБОУ СОШ №24 г. Новошахтинска
Мащенко О.В. 1
1МБОУ СОШ №24 г. Новошахтинска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Здравствуй, Роберт!

Прочитала твое письмо, в котором ты описываешь школьный урок, посвященный патриотизму твоей страны и ее будущему. И в свою очередь я решила рассказать тебе о своей Родине, о том, как живет Россия и о том, как будет жить. Современный мир наполнен большим количеством информации. На просторах социальных сетей, на экранах телевизоров я все чаще встречаю понятие «Этнокультурная идентичность». Полагаю, это тема интересует многих, вот и я решила изучить ее глубже. Обращаясь к проблеме этнокультурной идентичности российского казачество в целом, я отметила, что вопрос о соотношении современных казаков с этническими и социальными группами остается открытым. Общество в нашей стране все больше привлекают казачьи культуры либо другие этнические группы. Считаю, что мои рассуждения не обойдутся без рассказов о казачестве, о старинных традициях дончан. Поэтому хочу провести для тебя небольшой экскурс по страницам давних традиций нашего народа.

Россия является одной из самых многонациональных стран мира. Ее населяют более ста народов, различных по происхождению, которые имеют свой язык, культуру, особенности быта. Моей малой родиной является Донской край, где чтут и уважают традиции казачьего народа. Основой их жизни является вера в Бога, вера в миропорядок и непреложные законы бытия, вера в абсолютную ценность неповторимой человеческой личности. У казаков личность духовно свободна, все основано на любви, доверии и свободе.

Высшим органом казачьего самоуправления был войсковой круг, на котором решалась военная и бытовая жизнь казачьей общины. На кругу наделялись земельные паи, делилась поровну добыча и государево жалованье, утверждались решения о помощи старикам, вдовам, сиротам, принимались в казаки и новопришлые. В радости и в горе мои земляки проявляли единство, смелость, оказывали поддержку друг другу. Чертами характера казаков являлись доброта и честность, они всегда действовали открыто, не лицемерили. Нет и не было примеров жестокости казаков по отношению к своим пленникам и пленницам. С детства приучали молодежь к уважению старших, особенно к пожилым казакам, что закреплялось в традициях. С самого рождения мальчиков называли только казаками, казачатами. Уже с трёхлетнего возраста они ездили на коне по двору, а с пяти лет свободно скакали в степи; стрельбе и фехтованию ребят обучали с семи лет. Казачата стремились отличиться в станичных состязаниях, скачках, кулачных боях, плясках, участвовали в военных играх. Часто ходили в степь, в горы на рыбалку и охоту, сами запасали для этого все необходимое, так закреплялось чувство казачьего братства со своими сверстниками, с которыми предстояло идти в полк.

Есть интересная традиция у казаков в ношении серьги в ухе, что являлось суровой необходимостью. В левом ухе носил серьгу единственный сын у одинокой матери; в правом - последний в роду, где не было наследников по мужской линии; а единственный ребенок у родителей носил две серьги. И так командир определял, кого беречь в бою.

Духовным стержнем казаков являлась православная вера. Донской казак всегда чувствовал себя воином – христианином, борцом за землю русскую, за веру христианскую. На протяжении веков Православие было фундаментом всей казачьей жизни. Триединая формула «За Веру, Царя и Отечество» определяла основные направления воспитания молодых казаков и служила им надежным вектором на протяжении жизни.

Современное казачество является социальной группой с преобладающими корпоративными и идентификационными признаками. Основными качествами в массовом сознании выступают православная религиозность, воинская профессиональная служба, патриотизм, служение российскому государству. Подтверждение этому можно найти в Кодексе чести казаков. Они осознают собственную самобытность, но всегда на национальном уровне отождествляют себя с русским народом и государством.

На таком примере я хотела донести до тебя, что казаки заинтересованы в возрождении общественной жизни, национальной культуры, традиций, обычаев и особенностей. Все это используется на благо обществу, формирует мировоззрение, меняет историческую среду. Они чтут свои традиции и обычаи, но на ряду со старыми появляются новые не менее интересные, пропитанные патриотизмом праздники и фестивали, на которых широко распространены казачьи песни и национальные танцы. И самое главное, что молодое поколение заинтересовано в деятельности данной субкультуры, этому подтверждение – кадетские корпуса, привязанные к этому народу, различные этнические мероприятия в честь старых традиционных праздников.

Мне было бы очень интересно узнать, какими в будущем ты представляешь традиции не только твоей страны, но и твоей семьи. Какие праздники тебе нравятся больше всего и почему. Что ты думаешь о затронутой мной проблеме «этнокультурной идентичности»?

С нетерпением буду ждать твоего письма.

С наилучшими пожеланиями

Дарья.

Список использованных источников и литературы:

Мамонов В.Ф. История казачества России / В.Ф. Мамонов - Екатеринбург; Челябинск: Ин-т гуманитар, исслед., 1995. - Т. 1.;

Новак JI.A. Обряды и праздники донских казаков / Л.А. Новак, Н.Г. Фрадкина - Ростов-на-Дону, 1979.;

Сагнаева С.К. Российское казачество / С.К. Сагнаева - М., 1992. - (Исслед. по неотлож. этнологии. Сер. А; Док. №28).;

Актуальные проблемы казачьего движения («круглый стол») / Социол. исслед. 1992. - №9;

Савельев Е.П. Войсковой круг на Дону. Исторический очерк / Е.П. Савельев - Ростов-на-Дону, 1993.;

Скорик А.П. Казачий Дон. Очерки истории / А.П. Скорик - Ростов-на-Дону, 1995.;

Суханов И.В. Обычаи, традиции, преемственность поколений / И.В. Суханов - М., 1976.;

Яровой А.В. Инкультурация в среде донских казаков / А.В. Яровой - Рубикон. 2001. №11.;

История Донского края. – Режим доступа: http://www.donnews.ru/Istoriya-Donskogo-kraya_2106

История Ростовской области. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Ростовской_области

Этапы развития донского казачества. – Режим доступа:https://kavkazsuvenir.ru/blog/donskie-kazaki;

История Донского казачества. – Режим доступа:

http://kazak-sv.ru/index.php/o-kazachestve/istoriya

Донское казачество. – Режим доступа:

https://el-tolstyh.livejournal.com/5681737.html

Донские казаки. – Режим доступа: http://kamensk-obzor.ru/o-raznom/161-donskoe-kazachestvo-istoriya.html

Просмотров работы: 62