ВЛИЯНИЕ СКАЗОК ОСКАРА УАЙЛЬДА НА ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ 13-16 ЛЕТ

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ СКАЗОК ОСКАРА УАЙЛЬДА НА ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ 13-16 ЛЕТ

Кабирова Э.Д. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Средняя школа № 1 им. А. А. Драгомировой»
Полякова И.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Средняя школа № 1 им. А. А. Драгомировой»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Проблема формирования духовно-нравственных ценностей является важной для наук, которые занимаются изучением человека и общества. Это обусловлено тем, что ценности выступают основой как для отдельно взятой личности, так и для социальной группы, нации и человечества в целом. Ценностные ориентации человека – это важнейший компонент сознания личности, влияющий на восприятие окружающей среды, отношение к обществу и на представление человеком самого себя. Ценностные ориентации являются базисной характеристикой личности.

В нашей работе мы проанализируем количественные показатели изменений духовно-нравственных приоритетов у подростков 13-16 лет, которые возникли после прослушивания трёх сказок О.Уайльда.

Объектом исследования является процесс формирования системы духовно-нравственных ценностей у подростков 13-16 лет под влиянием литературных сказок О.Уайльда.

Предмет исследования – формирование духовно-нравственных ценностей у подростков 13-16 лет в процессе прослушивания трёх сказок О.Уайльда: «Великан-эгоист», «Соловей и роза» и «Счастливый принц».

В данной работе нами будет затронута тема влияния сказок Оскара Уайльда на формирование духовно-нравственных ценностей у подростков 13-16 лет, а так же применены методы опроса, количественного и сравнительного анализа результатов.

Каждый образованный человек наверняка читал произведения Г.Х.Андерсена, Братьев Гримм и сборник арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Поскольку сказки вбирают и хранят в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы, то они имеют огромное влияние на формирование духовно-нравственных ценностей. Проходят годы, а мы отчётливо помним их образы и персонажи. И до конца нашей жизни сказки будут занимать наш ум, чувства и воображение. Именно эти факты и обосновывают выбор данной темы работы, её актуальность и значение для педагогики.

К глубочайшему сожалению сказки английского писателя Оскара Уайльда известны немногим, а вопрос их влияния на формирование системы ценностей подростка мало изучен. В этом и состоит научная новизна нашей работы.

Целью нашего исследования является определение наличия влияния сказок О.Уайльда на формирование системы духовно-нравственных ценностей у подростков 13-16 лет.

В соответствии с выбранной темой, объектом и предметом данного исследования, выдвинута следующая гипотеза:

Сказки О.Уайльда «Великан-эгоист», «Соловей и роза» и «Счастливый принц» имеют положительное влияние на формирование системы духовно-нравственных ценностей у подростков 13-16 лет.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие «сказка», виды и жанры сказок, историю их происхождения;

- изучить вопрос влияния сказок на формирование личности подростка;

- определить содержательную доминанту каждой из трёх сказок;

- выявить необходимые методики;

- провести опрос среди группы обучающихся 8-10-х классов МОУ «СШ №1 им. А. А. Драгомировой» до и после прослушивания сказок;

- проанализировать полученные результаты;

- сделать выводы по проведённому исследованию.

Таким образом, актуальность данной темы и необходимость проверить данную гипотезу определили выбор темы данного исследования: «Влияние сказок Оскара Уайльда на формирование духовно-нравственных ценностей у подростков 13-16 лет».

Источниками информации для написания этой работы послужили 13 экземпляров учебной литературы и теоретических трудов учёных-психологов и педагогов, а так же 3 интернет-ресурса, которые приведены в разделе «Список литературы».

Данная работа состоит из тезисов, введения, двух разделов, заключения, списка литературы и приложений.

Первый раздел раскрывает определение понятия «сказка», её виды и жанры, а также её происхождение. В этом же разделе описываются особенности сказок О.Уайльда, приводятся данные о формировании ценностных ориентаций подростков и описывается влияние литературы на формирование личности подростков 13-16 лет.

Второй раздел посвящён этапам и результатам исследования влияния трёх сказок О.Уайльда «Великан-эгоист», «Соловей и роза» и «Счастливый принц» на формирование системы духовно-нравственных ценностей у подростков 13-16 лет.

В разделе «Заключение» приведены краткие выводы о проделанной работе, а в «Списке литературы» перечислены 16 единиц использованных печатных и электронных материалов. В разделе «Приложения» находится таблица со списками духовно-нравственных качеств, необходимых для проведения опроса, разработанного нами для данного исследования, таблица полученных результатов и диаграммы изменений духовно-нравственных приоритетов у испытуемых подростков 13-16 лет в процентном соотношении относительно каждой из трёх сказок.

РАЗДЕЛ 1

Определение понятия «сказка», её виды и происхождение

Согласно толковому словарю Ожегова, сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.[10]

Опираясь на трактовку Большого Энциклопедического словаря, сказка – это один из жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. [3]

В толковом словаре Ефремовой понятие «сказка» звучит как вымышленный рассказ, небывалая, даже несбыточная повесть или сказание. [6]

Таким образом, главной отличительной чертой сказки является наличие волшебства, а сама история является вымышленной.

Рассмотрим виды и жанры сказок. Принято выделять 2 основных вида сказок:

- фольклорная (эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов);

- литературная (эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов).

По жанрам сказки делятся на:

- сказки о животных;

- волшебные сказки;

- новеллистические сказки;

- анекдотические сказки;

- небылицы.

Сказка о животных (животный эпос) — это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора, в которых в качестве главных героев выступают звери, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза»), либо занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении, потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее (царь с царицей и т. д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствуют мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, то есть отправка героя из дома. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются). Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Новеллистическая сказка (или, социально-бытовая) имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию, но качественно отличающаяся от неё. Сказка данного жанра прочно связана с реальностью. Здесь существует лишь один, земной мир, и реалистично передаются особенности быта, а главный персонаж — обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость с властью и добивающийся своего с помощью смекалки, ловкости и хитрости.

Анекдотическая сказка, выделяемая Афанасьевым А. Н., отличается от анекдота тем, что сказка является развёрнутым повествованием анекдота.

Небылицы — это сказки, построенные на бессмыслице. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былички, былины. [16]

Таким образом, можно сделать вывод, что все сказки О.Уайльда являются литературными, а рассматриваемые в данной работе сказки «Соловей и роза» и «Счастливый принц» по жанру относятся к сказкам о животных, сказка «Великан-эгоист» больше походит на новеллистическую сказку.

Существуют различные гипотезы происхождения сказки. Антропологический подход видит в сказке непосредственное отражение некогда живых представлений и обычаев, со временем забытых и сохранившихся в виде пережитков. Лингвистический подход анализирует эволюцию сказки как устной традиции народного творчества. Исходя из анализа формальной структуры сказки, универсальной для многих культур, лингвисты приходят к выводу о едином источнике возникновения сказки и ее распространении в разных культурах. Психоаналитический подход, возводя сказку к древним мифам, магии и снам, приписывает ей выражение подавляемых желаний и комплексов человека. [16]

Каждый из этих подходов имеет право на существование. Так или иначе, эти подходы можно проследить в каждой сказке. А каждая из этих гипотез по своему верна, потому что в каждой сказке можно отследить отражение забытых традиций и обычаев, связь с верой в сверхъестественные силы, при этом отчётливо виден единый источник возникновения сказок в разных культурах.

1.2 Особенности сказок О.Уайльда

С произведениями Оскара Уайльда в литературу вернулась романтика. Он был одним из первых писателей, которые шли своим путём, изображая действительность в своих произведениях по-новому. Но нельзя утверждать, что писатель создал что-то небывалое. Особенностью его сказок является глубокое нравственное содержание. Оскар Уайльд в иносказательной форме изображает столкновение героев, носителей высоких гуманистических идеалов, таких как дружба, любовь, верность, самоотверженность с миром корысти. Сказочная форма позволяет писателю более ярко и наглядно изобразить сложные философские вопросы, жёсткие конфликты, царящие в обществе, которые перестали замечаться в обыденной жизни.

Главная черта, которая придает его сказкам неповторимое «уайльдовское» своеобразие - это роль, которую играет в них парадоксальная форма выражения мысли. Многие критики считают парадоксальность сказок Уайльда простой игрой словами. Мы не согласны с критиками и считаем, что в основе многих парадоксов лежит скептическое отношение писателя к целому ряду общепринятых этических и эстетических норм. Задачей парадоксов Уайльда является то, что называя вещи своими именами, обнаруживается лицемерие. Оскар Уайльд часто использует в своих сказках приём контрастного противопоставления.

Также своеобразие сказок проявляется в их лексике. Писатель мастерски выбирал слова и интонационно строил фразы, хотя сама конструкция фраз предельно проста. Центральной идеей всех «уайльдовских» сказок является мысль о том, что жизнь уродлива, но прекрасна красивая ложь. С красивой иллюзией писателя связывают духовные идеалы, которые на деле оказываются несовместимы с действительностью. Но действительность уничтожает только внешне некрасивую оболочку, чтобы показать миру удивительно неповторимую внутреннюю красоту.

В своих произведениях Оскар Уайльд использует сравнения, метафоры и эпитеты. Лексический ряд сказок определён единой системой и повторяющимися словами. Синтаксис сказок и интонация - просты и выразительны. Язык произведений прост и точен, но при этом лексика богата. Также стиль Уайльда богат идиомами. Интонация сказок меняется от мягкого лиризма и иронии до сентиментальности и сарказма.

Сказки Уайльда осуждают богатых и пристрастие к материальным благам. Они утверждают красоту добрых поступков, человеколюбие, сочувствие страждущим и, как высшую ценность в человеке, показывают проявление душевности.

1.3 Ценностные ориентации подростков

Ценностные ориентации подростка формируются постепенно в процессе его социализации. Формирование системы ценностных ориентаций представляет собой процесс становления личности. Эта система является средством реализации определённых общественных целей.

Ценностные ориентации определяются сознанием или подсознанием и формируются в ходе приобретения личного опыта. [14]

Процесс воспитания строится так, чтобы для подростка он выступал как удовлетворение его личностных потребностей и интересов, как процесс самореализации.

Выделяют два аспекта освоения подростками ценностей: процессуальный и содержательный.

Содержательный аспект реализуется через получение знаний о ценностях, нормах поведения, способность к сочувствию и сопереживанию, понимание необходимости определённого поведения в соответствии с ценностями, готовность поступать в соответствии с имеющимися знаниями. Этот аспект имеет ряд особенностей: неустойчивость и недостаточность, которые обусловлены возрастными особенностями подросткового возраста.

Процессуальный аспект включает в себя этапы освоения подростками нравственных ценностей: от познания смыслового содержания нравственных норм и ценностей до реализации в поведении.

Каждый из этих этапов зависит от того, насколько значимыми для подростка являются нравственные ценности, от готовности и умения реализовать их в поведении, от социальных и педагогических условий, в которых происходит процесс формирования нравственных ценностей.

Для определения эффективности формирования ценностных ориентаций Н.Н.Ушакова выделяет следующие критерии:

1. Знание ценностей. Результатом здесь является умение формировать ценностные ориентации. Понятие ценностей считается усвоенным, если подросток полностью овладел содержанием понятия, его объемом, знанием его связей, отношений с другими понятиями, а также умением оперировать понятием в решении практических задач.

2. Дифференциация ценностей — умение подростков производить ценностный выбор.

3. Действенность ценностных ориентации. [14]

Развитые ценностные ориентации – это признак зрелости личности. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает развитие таких качеств личности, как цельность, надёжность, верность определённым принципам и идеалам, активность жизненной позиции. Противоречивость вызывает непоследовательность в поведении. Недостаточно развитые ценностные ориентации являются признаком инфантилизма, что особенно заметно у молодого поколения.

Выдающийся психоаналитик и психиатр Бруно Беттельгейм написал книгу «Психоанализ волшебной сказки», где обобщил опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Он считал, что причиной нарушений в развитии ребёнка является потеря смысла жизни, и обрести его может помочь сказка. Она должна завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своём будущем.

1.4. Влияние литературы на формирование личности подростков 13-16 лет

Нравственное совершенствование тесно связано с воздействием художественной литературы. Литература способна не только дать эстетическое наслаждение, но и научить человека, помочь сформировать его личность.

Литература в школе является одной из основных учебных дисциплин. Её образовательная функция велика. Она способствует, с одной стороны, повышению уровня знаний, развитию устной и письменной речи школьников, с другой — формированию их нравственных ценностей.

Особую значимость преподавание литературы приобретает в подростковый период. Формируя ценности, литература влияет на нравственность, поведение, мировоззрение подростка. Ведущим фактором является активность подростков на уроках литературы.

Формирование нравственных ценностей подростка является системным процессом развития и саморазвития. Воспитание нравственное, по мнению А.В.Зосимовского, — одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе — «на лучших образцах отечественной и мировой художественной литературы» … [7]

В результате прочтения художественной литературы у подростка появляется свой наглядно-образный эталон, на который ему бы хотелось равняться. В этом случае нравственный идеал приобретает для подростка системный, многосторонний характер.

Чтение литературных произведений в современном обществе должно становиться уроками нравственности. Используя художественные произведения можно воспитывать подростка на нравственных примерах. Именно здесь происходит не только принятие личностью подростка позитивных идей и норм, но и одновременно с этим возникает нетерпимость к ложным установкам.

Выводы по первому разделу:

Главной отличительной чертой сказки является наличие волшебства, а сама история является вымышленной.

Сказки бывают двух видов: фольклорные и литературные, а по жанрам делятся на: сказки о животных, волшебные сказки, новеллистические сказки, анекдотические сказки и небылицы. Можно сделать вывод, что все сказки О.Уайльда являются литературными, а рассматриваемые в данной работе сказки «Соловей и роза» и «Счастливый принц» по жанру относятся к сказкам о животных, сказка «Великан-эгоист» больше походит на новеллистическую сказку.

Особенностью сказок О.Уайльда является глубокое нравственное содержание.

Главная черта его сказок – парадоксальная форма выражения мысли. О.Уайльд часто использует в своих сказках приём контрастного противопоставления. А так же произведения писателя богаты сравнениями, эпитетами, метафорами и идиомами.

Язык произведений прост и точен.

Ценностные ориентации формируются постепенно в процессе социализации подростка.

Выделяют два аспекта освоения подростками нравственных ценностей: содержательный и процессуальный.

Н.Н.Ушакова выделяет следующие критерии формирования ценностных ориентаций у подростков: знание ценностей, дифференциация ценностей и действенность ценностных ориентаций.

Литература способна дать не только эстетическое наслаждение, но и научить человека, помочь сформировать его личность.

Формируя ценности, литература влияет на нравственность, поведение и мировоззрение подростка.

Сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества и о культуре.

РАЗДЕЛ 2.

2.1. Подготовительный этап исследования

В ходе подготовительного этапа исследования были прочитаны и отобраны из творческого наследия Оскара Уайльда 3 сказки: «Великан-эгоист», «Соловей и роза» и «Счастливый принц».

В ходе работы с текстами сказок нами были определены их содержательные доминанты, которые ассоциируются с нравственными качествами. В первой сказке «Великан-эгоист» содержательной доминантой выступает доброта. В саду Великана царила зима до тех пор, пока он не встретил доброго и чистого сердцем ребёнка. Малыш показал Великану, что черствость души главного героя привела его к жадности и одиночеству и, чтобы изменить ситуацию к лучшему, Великану нужно всего лишь пустить в своё сердце доброту и поделиться красотой сада со всеми соседскими ребятами.

Содержательной доминантой второй сказки «Соловей и роза» выступают любовь и преданность. В сказке описывается преданность Соловушки самому теплому чувству – любви. Соловей отдал свою бесценную жизнь за появление на свет самой прекрасной Розы, так как был убеждён в том, что любовь искренняя и настоящая стоит самопожертвования.

В третьей сказке «Счастливый принц» содержательной доминантой выступает щедрость. Будучи при жизни человеком, Счастливый принц не знал о нуждах своего народа и жил беззаботной и радостной жизнью. Но после его смерти, в честь Счастливого принца, была возведена бронзовая статуя с драгоценными камнями. Будучи статуей, Счастливому принцу открылись все невзгоды и нужды горожан, и от этого его душа начала страдать. Он жаждал помочь людям, но был всего лишь статуей, пока не появилась ласточка. С помощью маленькой птички Счастливый принц раздал все свои драгоценные камни нуждающимся горожанам и, таким образом, проявил великодушие и щедрость.

Опираясь на выделенные содержательные доминанты, были составлены списки духовно-нравственных качеств в трёх видах для проведения опроса среди обучающихся 8-10-х классов. (Таблица 2.1.) Так же были подготовлены аудио файлы с выбранными сказками О.Уайльда для прослушивания участниками исследования.

2.2. Проведение исследования с обучающимися 8 - 10-х классов МОУ «СШ №1 им. А. А. Драгомировой»

Исследование проводилось после уроков в актовом зале МОУ «СШ №1 им. А. А. Драгомировой» при участии 73 обучающихся из 8 – А, 9 – А и 10 – А классов и длилось 95 минут. Испытуемых пригласили в аудиторию и раздали лист со списком духовно-нравственных качеств первого вида (см. табл. 2.1). Обучающимся было предложено отметить духовно-нравственные качества в списках листа опроса в порядке их убывания, после чего листы со списком качеств собрали. Далее вниманию ребят была представлена аудиозапись сказки «Великан-эгоист». После прослушивания сказки, испытуемым была роздан тот же опросный лист (см. табл. 2.1). Ребятам снова нужно было распределить качества в порядке их убывания, а после заполнения листы со списком нравственных качеств были собраны. Те же самые действия были проведены до и после прослушивания второй сказки «Соловей и роза» и третьей сказки «Счастливый принц» (см. табл. 2.1).

Когда все аудио файлы со сказками были прослушаны, а листы опроса заполнены, испытуемых поблагодарили за участие и отпустили домой. Данные сказки тронули до глубины души всего лишь малую часть испытуемых. Несколько девочек из 8-го и 9-го классов плакали во время прослушивания второй сказки «Соловей и роза». На проявленный интерес к такой реакции испытуемых, ребята ответили, что переживают за Соловушку и его самопожертвование, которое в итоге не было оценено по достоинству. Этот факт говорит о том, что данным ребятам известно чувство сострадания и они глубоко чувствуют нравственный посыл литературных произведений.

В ходе испытания многие мальчишки 9-го и 10-го классов шумели и обсуждали личные проблемы, не связанные с предметом исследования. Исходя из этого, с одной стороны, можно сделать вывод, что девочки обладают более развитой системой духовно-нравственных ценностей, чем мальчики, а с другой стороны - на мальчиков социум и мнение товарищей оказывает большее влияние. От того, что влияние социума на мальчиков-подростков велико, правонарушения чаще совершают мальчишки. Но мы все же надеемся, что сказки Оскара Уайльда никого не оставили равнодушным.

2.3. Анализ полученных результатов

Собрав все полученные данные и записав их в таблицу (Таблица 2.2), нами был проведён анализ полученных результатов. Идея опроса заключалась в том, что после прослушивания каждой из сказок испытуемые должны были выбрать то качество, которое соответствовало бы содержательной доминанте каждой из сказок, и поставить это качество на первое место.

По результатам исследования из 73 испытуемых после прослушивания первой сказки «Великан-эгоист» изменили своё мнение 16 испытуемых, что составляет 22%, а после прослушивания второй сказки «Соловей и роза» своё мнение изменили 17 испытуемых, что составляет 23%. И наконец, после прослушивания третьей сказки «Счастливый принц» своё мнение изменили 8 испытуемых, что составляет 11% от общего количества испытуемых.

Наличие определённого количества испытуемых, которые поменяли своё мнение после прослушивания каждой из сказок (Диаграмма 2.1), позволяет сделать вывод о том, что сказки влияют на формирование духовно-нравственных ценностей у подростков 13-16 лет.

Относительно небольшое в процентном соотношении количество тех ребят, кто поменял своё мнение, по нашему мнению, не свидетельствует о слабом воздействии литературных сказок Оскара Уайльда. Необходимо принимать во внимание то, что воздействие (прослушивание) было одноразовым, а не систематическим. А тот факт, что пятая часть испытуемых изменили своё мнение, является превосходным результатом.

Сравнительный анализ результатов опроса по трём сказкам свидетельствует о том, что по степени воздействия первая и вторая сказки приблизительно равны (22% и 23% соответственно), а третья сказка оказала гораздо меньшее влияние (11%) (Диаграмма 2.2, 2.3, 2.4).

Это позволяет сделать вывод о том, что содержательные доминанты первой и второй сказок (доброта, а так же любовь и преданность соответственно) легче идентифицируются подростками. В свою очередь, подростки испытывали трудности при определении содержательной доминанты третьей сказки (щедрость).

Данные результаты могли бы быть объяснены тем, что у подростков имеется довольно чёткое представление о том, какие поступки и действия ассоциируются с такими нравственными качествами как доброта, любовь и преданность. А поступки и действия, которые свидетельствуют о духовной и материальной щедрости трудно определимы для них. Возможно, мы получили такой результат из-за превалирования товарно-денежных отношений в современном мире.

Но не всегда изменения в выборе качества соответствовали содержательной доминанте сказки. Это говорит о том, что с одной стороны, возможно, испытуемым было сложно определить нужную доминанту, а с другой стороны, возможно, ребята отнеслись к исследованию формально.

Некоторые испытуемые изначально отметили качество, соответствующее содержательной доминанте каждой из сказок. Это говорит о высоком развитии духовно-нравственных ценностей у этих ребят.

Выводы по второму разделу:

В первой сказке «Великан-эгоист» содержательной доминантой выступает доброта. Содержательной доминантой второй сказки «Соловей и роза» выступают любовь и преданность. В третьей сказке «Счастливый принц» содержательной доминантой выступает щедрость.

Все три сказки, предложенные испытуемым, оказали положительное влияние.

Содержательные доминанты первой и второй сказок легче идентифицируются подростками, так как имеется чёткое представление о том, какие поступки и действия ассоциируются с такими нравственными качествами как доброта, любовь и преданность.

Содержательная доминанта третьей сказки (щедрость) труднее идентифицируется подростками предположительно из-за того, что в реальной жизни подростки редко сталкиваются с проявлениями щедрости, а так же мало участвуют в благотворительных акциях или не осознают их значения.

Изучение работ современных учёных позволяет сделать вывод, что литературные произведения, а в частности сказки О.Уайльда, оказывают положительное влияние на формирование личности подростка. Прочитав или прослушав произведения в аудио формате, у подростков меняется приоритетность качеств личности человека в положительную сторону.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества и о культуре.

Литература способна дать не только эстетическое наслаждение, но и научить человека, помочь сформировать его личность. Формируя ценности, она влияет на нравственность, поведение и мировоззрение подростка.

В ходе данной работы мы рассмотрели понятие «сказка», её виды и жанры, и пришли к выводу, что все сказки Оскара Уайльда являются литературными, а по жанру – новеллистическими и сказками о животных.

Язык произведений писателя прост и точен, богат идиомами, эпитетами, метафорами и сравнениями.

Поработав непосредственно с текстами сказок, мы выделили их содержательные доминанты. В сказке «Великан-эгоист» содержательной доминантой является доброта, в сказке «Соловей и роза» - любовь и преданность, а в сказке «Счастливый принц» - щедрость.

Нами было проведено исследование при участии обучающихся 8-А, 9-А и 10-А классов, которое заключалось в том, чтобы проверить оказывают ли сказки Оскара Уайльда положительное влияние на формирование системы духовно-нравственных ценностей у подростков 13-16 лет. Ребята слушали аудиозаписи сказок и заполняли листы опроса со списками духовно-нравственных качеств до и после прослушивания.

Исследование показало, что действительно сказки Оскара Уайльда оказывают влияние на формирование духовно-нравственных ценностей у подростков.

Анализируя результаты, полученные в ходе опроса, мы можем сделать вывод, что содержательные доминанты первой и второй сказок легче идентифицируются подростками, так как имеется чёткое представление о том, какие поступки и действия ассоциируются с такими нравственными качествами как доброта, любовь и преданность. В то время, как содержательная доминанта третьей сказки (щедрость) труднее идентифицируется подростками предположительно из-за того, что в реальной жизни подростки редко сталкиваются с проявлениями щедрости, а так же мало участвуют в благотворительных акциях или не осознают их значения.

Некоторые испытуемые изначально отметили качество, соответствующее содержательной доминанте каждой из сказок. Это говорит о высоком развитии духовно-нравственных ценностей у этих ребят.

В целом проведённое исследование можно считать успешным, так как большая часть испытуемых не осталась равнодушной к сказкам Оскара Уайльда. В дальнейшем хотелось бы продолжить данное исследование и, как результат, приобщать современную молодёжь к чтению литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аверин В.А. Психология детей и подростков. – Санкт-Петербург, 1998.

Аплетаев М.Н. Нравственное воспитание подростков в процессе обучения. – Омск, 1988.

Большой энциклопедический словарь. 2-е издание.- М.: изд-во Большая Российская Энциклопедия, 1997.

Бруно Беттельгейм Психоанализ волшебной сказки. – М., 1977.

Валова О.М. Оскар Уайльд в русской критике// Английская литература в контексте мирового литературного процесса. – Киров, 1996.

Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.

Здвижкова Е.А. Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы// Школьная педагогика. – 2016. - №2. – С.6-9.

Кривина Т.М. Что знал о красоте Оскар Уайльд// Зарубежная литература. – 2006. - №7. – С.13-14.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2-е изд. – М., 1995.

Оскар Уайльд. Избранное: Пер. с англ./ сост. и вступ. ст. С.Бэлза; прим. А.Зверева. - М.: Правда, 1989.

Моральные ценности личности/ под ред. А.И.Титаренко, Б.О.Николаичева. – М.: изд-во МГУ, 2004.

Турежанова Г.А. Стилевые особенности сказок Оскара Уайльда и его эстетическая программа// Читаем Оскара Уайльда. – Уральск, 2013.

Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/formirovanie-cennostnih-orientaciy-u-podrostkov

https://oscar-wilde.ru/analiz-proizvedenii

https://refdb.ru/look/2785284

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 2.1

Сказка «Счастливый принц»

после

код участника:

отзывчивость

доброта

щедрость

толерантность

любовь

преданность

до

код участника:

отзывчивость

доброта

щедрость

толерантность

любовь

преданность

Сказка «Соловей и роза»

после

код участника:

преданность

отзывчивость

любовь

щедрость

доброта

толерантность

до

код участника:

преданность

отзывчивость

любовь

щедрость

доброта

толерантность

Сказка «Великан-эгоист»

после

код участника:

щедрость

любовь

доброта

преданность

толерантность

отзывчивость

до

код участника:

щедрость

любовь

доброта

преданность

толерантность

отзывчивость

Таблица 2.2

№ п\п испытуемого

Сказка «Великан-эгоист»

Сказка «Соловей и роза»

Сказка «Счастливый принц»

до

после

до

после

до

после

1.

доброта

доброта

доброта

доброта

доброта

доброта

2.

преданность

щедрость

преданность

преданность

преданность

преданность

3.

доброта

доброта

щедрость

доброта

доброта

доброта

4.

доброта

доброта

доброта

доброта

доброта

преданность

5.

доброта

доброта

любовь

любовь

доброта

доброта

6.

щедрость

доброта

доброта

преданность

доброта

доброта

7.

доброта

любовь

доброта

доброта

любовь

щедрость

8.

щедрость

доброта

доброта

преданность

доброта

доброта

9.

доброта

щедрость

щедрость

преданность

доброта

доброта

10.

любовь

любовь

любовь

любовь

любовь

любовь

11.

преданность

преданность

преданность

преданность

преданность

преданность

12.

доброта

щедрость

любовь

любовь

доброта

любовь

13.

преданность

щедрость

преданность

любовь

щедрость

преданность

14.

доброта

щедрость

любовь

любовь

щедрость

любовь

15.

преданность

любовь

толерантность

отзывчивость

толерантность

толерантность

16.

толерантность

толерантность

толерантность

толерантность

толерантность

толерантность

17.

преданность

преданность

преданность

преданность

преданность

преданность

18.

любовь

любовь

любовь

любовь

любовь

любовь

19.

доброта

доброта

доброта

доброта

доброта

доброта

20.

доброта

преданность

отзывчивость

отзывчивость

отзывчивость

отзывчивость

21.

доброта

доброта

доброта

доброта

любовь

любовь

22.

доброта

доброта

доброта

доброта

доброта

доброта

23.

преданность

преданность

преданность

преданность

преданность

преданность

24.

преданность

преданность

преданность

преданность

преданность

преданность

25.

преданность

преданность

преданность

преданность

преданность

преданность

26.

преданность

преданность

доброта

преданность

преданность

преданность

27.

доброта

отзывчивость

доброта

преданность

доброта

щедрость

28.

доброта

преданность

толерантность

щедрость

щедрость

преданность

29.

любовь

любовь

любовь

любовь

любовь

доброта

30.

любовь

доброта

доброта

любовь

отзывчивость

доброта

31.

преданность

доброта

преданность

преданность

преданность

преданность

32.

доброта

доброта

щедрость

отзывчивость

доброта

щедрость

33.

доброта

преданность

доброта

преданность

любовь

щедрость

34.

преданность

доброта

доброта

преданность

преданность

любовь

35.

преданность

преданность

преданность

преданность

доброта

преданность

36.

доброта

доброта

доброта

отзывчивость

доброта

любовь

37.

доброта

доброта

доброта

доброта

преданность

любовь

38.

доброта

преданность

доброта

щедрость

толерантность

толерантность

39.

любовь

доброта

доброта

доброта

преданность

отзывчивость

40.

доброта

доброта

доброта

любовь

любовь

щедрость

41.

доброта

доброта

любовь

любовь

доброта

щедрость

42.

преданность

преданность

преданность

преданность

преданность

любовь

43.

любовь

щедрость

любовь

любовь

любовь

любовь

44.

любовь

любовь

любовь

любовь

любовь

любовь

45.

любовь

любовь

любовь

любовь

любовь

любовь

46.

преданность

любовь

любовь

любовь

доброта

щедрость

47.

доброта

любовь

преданность

доброта

доброта

доброта

48.

доброта

отзывчивость

доброта

преданность

доброта

доброта

49.

отзывчивость

доброта

преданность

толерантность

толерантность

доброта

50.

отзывчивость

отзывчивость

отзывчивость

отзывчивость

отзывчивость

отзывчивость

51.

любовь

отзывчивость

щедрость

любовь

преданность

отзывчивость

52.

преданность

преданность

преданность

преданность

преданность

преданность

53.

отзывчивость

доброта

преданность

преданность

преданность

преданность

54.

отзывчивость

доброта

отзывчивость

отзывчивость

отзывчивость

отзывчивость

55.

преданность

доброта

преданность

отзывчивость

преданность

отзывчивость

56.

доброта

доброта

доброта

любовь

любовь

любовь

57.

любовь

любовь

любовь

любовь

любовь

любовь

58.

преданность

доброта

преданность

доброта

доброта

преданность

59.

доброта

доброта

доброта

доброта

доброта

доброта

60.

преданность

преданность

преданность

преданность

преданность

преданность

61.

преданность

преданность

преданность

преданность

преданность

преданность

62.

доброта

доброта

преданность

доброта

доброта

щедрость

63.

доброта

щедрость

щедрость

щедрость

доброта

отзывчивость

64.

любовь

доброта

любовь

любовь

любовь

любовь

65.

доброта

толерантность

доброта

доброта

отзывчивость

доброта

66.

толерантность

толерантность

преданность

любовь

преданность

доброта

67.

любовь

доброта

преданность

любовь

преданность

доброта

68.

толерантность

доброта

отзывчивость

любовь

преданность

преданность

69.

отзывчивость

доброта

отзывчивость

любовь

преданность

преданность

70.

доброта

доброта

доброта

доброта

доброта

доброта

71.

преданность

преданность

преданность

преданность

преданность

преданность

72.

доброта

доброта

доброта

доброта

доброта

доброта

73.

преданность

доброта

толерантность

преданность

преданность

преданность

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Диаграмма 2.1

Диаграмма 2.2

Диаграмма 2.3

Диаграмма 2.4

Просмотров работы: 1276