ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования духовно-нравственных ценностей является важной для наук, которые занимаются изучением человека и общества. Это обусловлено тем, что ценности выступают основой как для отдельно взятой личности, так и для социальной группы, нации и человечества в целом. Ценностные ориентации человека – это важнейший компонент сознания личности, влияющий на восприятие окружающей среды, отношение к обществу и на представление человеком самого себя. Ценностные ориентации являются базисной характеристикой личности.
В нашей работе мы проанализируем количественные показатели изменений духовно-нравственных приоритетов у подростков 13-16 лет, которые возникли после прослушивания трёх сказок О.Уайльда.
Объектом исследования является процесс формирования системы духовно-нравственных ценностей у подростков 13-16 лет под влиянием литературных сказок О.Уайльда.
Предмет исследования – формирование духовно-нравственных ценностей у подростков 13-16 лет в процессе прослушивания трёх сказок О.Уайльда: «Великан-эгоист», «Соловей и роза» и «Счастливый принц».
В данной работе нами будет затронута тема влияния сказок Оскара Уайльда на формирование духовно-нравственных ценностей у подростков 13-16 лет, а так же применены методы опроса, количественного и сравнительного анализа результатов.
Каждый образованный человек наверняка читал произведения Г.Х.Андерсена, Братьев Гримм и сборник арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Поскольку сказки вбирают и хранят в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы, то они имеют огромное влияние на формирование духовно-нравственных ценностей. Проходят годы, а мы отчётливо помним их образы и персонажи. И до конца нашей жизни сказки будут занимать наш ум, чувства и воображение. Именно эти факты и обосновывают выбор данной темы работы, её актуальность и значение для педагогики.
К глубочайшему сожалению сказки английского писателя Оскара Уайльда известны немногим, а вопрос их влияния на формирование системы ценностей подростка мало изучен. В этом и состоит научная новизна нашей работы.
Целью нашего исследования является определение наличия влияния сказок О.Уайльда на формирование системы духовно-нравственных ценностей у подростков 13-16 лет.
В соответствии с выбранной темой, объектом и предметом данного исследования, выдвинута следующая гипотеза:
Сказки О.Уайльда «Великан-эгоист», «Соловей и роза» и «Счастливый принц» имеют положительное влияние на формирование системы духовно-нравственных ценностей у подростков 13-16 лет.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие «сказка», виды и жанры сказок, историю их происхождения;
- изучить вопрос влияния сказок на формирование личности подростка;
- определить содержательную доминанту каждой из трёх сказок;
- выявить необходимые методики;
- провести опрос среди группы обучающихся 8-10-х классов МОУ «СШ №1 им. А. А. Драгомировой» до и после прослушивания сказок;
- проанализировать полученные результаты;
- сделать выводы по проведённому исследованию.
Таким образом, актуальность данной темы и необходимость проверить данную гипотезу определили выбор темы данного исследования: «Влияние сказок Оскара Уайльда на формирование духовно-нравственных ценностей у подростков 13-16 лет».
Источниками информации для написания этой работы послужили 13 экземпляров учебной литературы и теоретических трудов учёных-психологов и педагогов, а так же 3 интернет-ресурса, которые приведены в разделе «Список литературы».
Данная работа состоит из тезисов, введения, двух разделов, заключения, списка литературы и приложений.
Первый раздел раскрывает определение понятия «сказка», её виды и жанры, а также её происхождение. В этом же разделе описываются особенности сказок О.Уайльда, приводятся данные о формировании ценностных ориентаций подростков и описывается влияние литературы на формирование личности подростков 13-16 лет.
Второй раздел посвящён этапам и результатам исследования влияния трёх сказок О.Уайльда «Великан-эгоист», «Соловей и роза» и «Счастливый принц» на формирование системы духовно-нравственных ценностей у подростков 13-16 лет.
В разделе «Заключение» приведены краткие выводы о проделанной работе, а в «Списке литературы» перечислены 16 единиц использованных печатных и электронных материалов. В разделе «Приложения» находится таблица со списками духовно-нравственных качеств, необходимых для проведения опроса, разработанного нами для данного исследования, таблица полученных результатов и диаграммы изменений духовно-нравственных приоритетов у испытуемых подростков 13-16 лет в процентном соотношении относительно каждой из трёх сказок.
РАЗДЕЛ 1
Определение понятия «сказка», её виды и происхождение
Согласно толковому словарю Ожегова, сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.[10]
Опираясь на трактовку Большого Энциклопедического словаря, сказка – это один из жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. [3]
В толковом словаре Ефремовой понятие «сказка» звучит как вымышленный рассказ, небывалая, даже несбыточная повесть или сказание. [6]
Таким образом, главной отличительной чертой сказки является наличие волшебства, а сама история является вымышленной.
Рассмотрим виды и жанры сказок. Принято выделять 2 основных вида сказок:
- фольклорная (эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов);
- литературная (эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов).
По жанрам сказки делятся на:
- сказки о животных;
- волшебные сказки;
- новеллистические сказки;
- анекдотические сказки;
- небылицы.
Сказка о животных (животный эпос) — это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора, в которых в качестве главных героев выступают звери, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза»), либо занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).
Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении, потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее (царь с царицей и т. д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствуют мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, то есть отправка героя из дома. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются). Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
Новеллистическая сказка (или, социально-бытовая) имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию, но качественно отличающаяся от неё. Сказка данного жанра прочно связана с реальностью. Здесь существует лишь один, земной мир, и реалистично передаются особенности быта, а главный персонаж — обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость с властью и добивающийся своего с помощью смекалки, ловкости и хитрости.
Анекдотическая сказка, выделяемая Афанасьевым А. Н., отличается от анекдота тем, что сказка является развёрнутым повествованием анекдота.
Небылицы — это сказки, построенные на бессмыслице. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былички, былины. [16]
Таким образом, можно сделать вывод, что все сказки О.Уайльда являются литературными, а рассматриваемые в данной работе сказки «Соловей и роза» и «Счастливый принц» по жанру относятся к сказкам о животных, сказка «Великан-эгоист» больше походит на новеллистическую сказку.
Существуют различные гипотезы происхождения сказки. Антропологический подход видит в сказке непосредственное отражение некогда живых представлений и обычаев, со временем забытых и сохранившихся в виде пережитков. Лингвистический подход анализирует эволюцию сказки как устной традиции народного творчества. Исходя из анализа формальной структуры сказки, универсальной для многих культур, лингвисты приходят к выводу о едином источнике возникновения сказки и ее распространении в разных культурах. Психоаналитический подход, возводя сказку к древним мифам, магии и снам, приписывает ей выражение подавляемых желаний и комплексов человека. [16]
Каждый из этих подходов имеет право на существование. Так или иначе, эти подходы можно проследить в каждой сказке. А каждая из этих гипотез по своему верна, потому что в каждой сказке можно отследить отражение забытых традиций и обычаев, связь с верой в сверхъестественные силы, при этом отчётливо виден единый источник возникновения сказок в разных культурах.
1.2 Особенности сказок О.Уайльда
С произведениями Оскара Уайльда в литературу вернулась романтика. Он был одним из первых писателей, которые шли своим путём, изображая действительность в своих произведениях по-новому. Но нельзя утверждать, что писатель создал что-то небывалое. Особенностью его сказок является глубокое нравственное содержание. Оскар Уайльд в иносказательной форме изображает столкновение героев, носителей высоких гуманистических идеалов, таких как дружба, любовь, верность, самоотверженность с миром корысти. Сказочная форма позволяет писателю более ярко и наглядно изобразить сложные философские вопросы, жёсткие конфликты, царящие в обществе, которые перестали замечаться в обыденной жизни.
Главная черта, которая придает его сказкам неповторимое «уайльдовское» своеобразие - это роль, которую играет в них парадоксальная форма выражения мысли. Многие критики считают парадоксальность сказок Уайльда простой игрой словами. Мы не согласны с критиками и считаем, что в основе многих парадоксов лежит скептическое отношение писателя к целому ряду общепринятых этических и эстетических норм. Задачей парадоксов Уайльда является то, что называя вещи своими именами, обнаруживается лицемерие. Оскар Уайльд часто использует в своих сказках приём контрастного противопоставления.
Также своеобразие сказок проявляется в их лексике. Писатель мастерски выбирал слова и интонационно строил фразы, хотя сама конструкция фраз предельно проста. Центральной идеей всех «уайльдовских» сказок является мысль о том, что жизнь уродлива, но прекрасна красивая ложь. С красивой иллюзией писателя связывают духовные идеалы, которые на деле оказываются несовместимы с действительностью. Но действительность уничтожает только внешне некрасивую оболочку, чтобы показать миру удивительно неповторимую внутреннюю красоту.
В своих произведениях Оскар Уайльд использует сравнения, метафоры и эпитеты. Лексический ряд сказок определён единой системой и повторяющимися словами. Синтаксис сказок и интонация - просты и выразительны. Язык произведений прост и точен, но при этом лексика богата. Также стиль Уайльда богат идиомами. Интонация сказок меняется от мягкого лиризма и иронии до сентиментальности и сарказма.
Сказки Уайльда осуждают богатых и пристрастие к материальным благам. Они утверждают красоту добрых поступков, человеколюбие, сочувствие страждущим и, как высшую ценность в человеке, показывают проявление душевности.
1.3 Ценностные ориентации подростков
Ценностные ориентации подростка формируются постепенно в процессе его социализации. Формирование системы ценностных ориентаций представляет собой процесс становления личности. Эта система является средством реализации определённых общественных целей.
Ценностные ориентации определяются сознанием или подсознанием и формируются в ходе приобретения личного опыта. [14]
Процесс воспитания строится так, чтобы для подростка он выступал как удовлетворение его личностных потребностей и интересов, как процесс самореализации.
Выделяют два аспекта освоения подростками ценностей: процессуальный и содержательный.
Содержательный аспект реализуется через получение знаний о ценностях, нормах поведения, способность к сочувствию и сопереживанию, понимание необходимости определённого поведения в соответствии с ценностями, готовность поступать в соответствии с имеющимися знаниями. Этот аспект имеет ряд особенностей: неустойчивость и недостаточность, которые обусловлены возрастными особенностями подросткового возраста.
Процессуальный аспект включает в себя этапы освоения подростками нравственных ценностей: от познания смыслового содержания нравственных норм и ценностей до реализации в поведении.
Каждый из этих этапов зависит от того, насколько значимыми для подростка являются нравственные ценности, от готовности и умения реализовать их в поведении, от социальных и педагогических условий, в которых происходит процесс формирования нравственных ценностей.
Для определения эффективности формирования ценностных ориентаций Н.Н.Ушакова выделяет следующие критерии:
1. Знание ценностей. Результатом здесь является умение формировать ценностные ориентации. Понятие ценностей считается усвоенным, если подросток полностью овладел содержанием понятия, его объемом, знанием его связей, отношений с другими понятиями, а также умением оперировать понятием в решении практических задач.
2. Дифференциация ценностей — умение подростков производить ценностный выбор.
3. Действенность ценностных ориентации. [14]
Развитые ценностные ориентации – это признак зрелости личности. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает развитие таких качеств личности, как цельность, надёжность, верность определённым принципам и идеалам, активность жизненной позиции. Противоречивость вызывает непоследовательность в поведении. Недостаточно развитые ценностные ориентации являются признаком инфантилизма, что особенно заметно у молодого поколения.
Выдающийся психоаналитик и психиатр Бруно Беттельгейм написал книгу «Психоанализ волшебной сказки», где обобщил опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Он считал, что причиной нарушений в развитии ребёнка является потеря смысла жизни, и обрести его может помочь сказка. Она должна завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своём будущем.
1.4. Влияние литературы на формирование личности подростков 13-16 лет
Нравственное совершенствование тесно связано с воздействием художественной литературы. Литература способна не только дать эстетическое наслаждение, но и научить человека, помочь сформировать его личность.
Литература в школе является одной из основных учебных дисциплин. Её образовательная функция велика. Она способствует, с одной стороны, повышению уровня знаний, развитию устной и письменной речи школьников, с другой — формированию их нравственных ценностей.
Особую значимость преподавание литературы приобретает в подростковый период. Формируя ценности, литература влияет на нравственность, поведение, мировоззрение подростка. Ведущим фактором является активность подростков на уроках литературы.
Формирование нравственных ценностей подростка является системным процессом развития и саморазвития. Воспитание нравственное, по мнению А.В.Зосимовского, — одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе — «на лучших образцах отечественной и мировой художественной литературы» … [7]
В результате прочтения художественной литературы у подростка появляется свой наглядно-образный эталон, на который ему бы хотелось равняться. В этом случае нравственный идеал приобретает для подростка системный, многосторонний характер.
Чтение литературных произведений в современном обществе должно становиться уроками нравственности. Используя художественные произведения можно воспитывать подростка на нравственных примерах. Именно здесь происходит не только принятие личностью подростка позитивных идей и норм, но и одновременно с этим возникает нетерпимость к ложным установкам.
Выводы по первому разделу:
Главной отличительной чертой сказки является наличие волшебства, а сама история является вымышленной.
Сказки бывают двух видов: фольклорные и литературные, а по жанрам делятся на: сказки о животных, волшебные сказки, новеллистические сказки, анекдотические сказки и небылицы. Можно сделать вывод, что все сказки О.Уайльда являются литературными, а рассматриваемые в данной работе сказки «Соловей и роза» и «Счастливый принц» по жанру относятся к сказкам о животных, сказка «Великан-эгоист» больше походит на новеллистическую сказку.
Особенностью сказок О.Уайльда является глубокое нравственное содержание.
Главная черта его сказок – парадоксальная форма выражения мысли. О.Уайльд часто использует в своих сказках приём контрастного противопоставления. А так же произведения писателя богаты сравнениями, эпитетами, метафорами и идиомами.
Язык произведений прост и точен.
Ценностные ориентации формируются постепенно в процессе социализации подростка.
Выделяют два аспекта освоения подростками нравственных ценностей: содержательный и процессуальный.
Н.Н.Ушакова выделяет следующие критерии формирования ценностных ориентаций у подростков: знание ценностей, дифференциация ценностей и действенность ценностных ориентаций.
Литература способна дать не только эстетическое наслаждение, но и научить человека, помочь сформировать его личность.
Формируя ценности, литература влияет на нравственность, поведение и мировоззрение подростка.
Сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества и о культуре.
РАЗДЕЛ 2.
2.1. Подготовительный этап исследования
В ходе подготовительного этапа исследования были прочитаны и отобраны из творческого наследия Оскара Уайльда 3 сказки: «Великан-эгоист», «Соловей и роза» и «Счастливый принц».
В ходе работы с текстами сказок нами были определены их содержательные доминанты, которые ассоциируются с нравственными качествами. В первой сказке «Великан-эгоист» содержательной доминантой выступает доброта. В саду Великана царила зима до тех пор, пока он не встретил доброго и чистого сердцем ребёнка. Малыш показал Великану, что черствость души главного героя привела его к жадности и одиночеству и, чтобы изменить ситуацию к лучшему, Великану нужно всего лишь пустить в своё сердце доброту и поделиться красотой сада со всеми соседскими ребятами.
Содержательной доминантой второй сказки «Соловей и роза» выступают любовь и преданность. В сказке описывается преданность Соловушки самому теплому чувству – любви. Соловей отдал свою бесценную жизнь за появление на свет самой прекрасной Розы, так как был убеждён в том, что любовь искренняя и настоящая стоит самопожертвования.
В третьей сказке «Счастливый принц» содержательной доминантой выступает щедрость. Будучи при жизни человеком, Счастливый принц не знал о нуждах своего народа и жил беззаботной и радостной жизнью. Но после его смерти, в честь Счастливого принца, была возведена бронзовая статуя с драгоценными камнями. Будучи статуей, Счастливому принцу открылись все невзгоды и нужды горожан, и от этого его душа начала страдать. Он жаждал помочь людям, но был всего лишь статуей, пока не появилась ласточка. С помощью маленькой птички Счастливый принц раздал все свои драгоценные камни нуждающимся горожанам и, таким образом, проявил великодушие и щедрость.
Опираясь на выделенные содержательные доминанты, были составлены списки духовно-нравственных качеств в трёх видах для проведения опроса среди обучающихся 8-10-х классов. (Таблица 2.1.) Так же были подготовлены аудио файлы с выбранными сказками О.Уайльда для прослушивания участниками исследования.
2.2. Проведение исследования с обучающимися 8 - 10-х классов МОУ «СШ №1 им. А. А. Драгомировой»
Исследование проводилось после уроков в актовом зале МОУ «СШ №1 им. А. А. Драгомировой» при участии 73 обучающихся из 8 – А, 9 – А и 10 – А классов и длилось 95 минут. Испытуемых пригласили в аудиторию и раздали лист со списком духовно-нравственных качеств первого вида (см. табл. 2.1). Обучающимся было предложено отметить духовно-нравственные качества в списках листа опроса в порядке их убывания, после чего листы со списком качеств собрали. Далее вниманию ребят была представлена аудиозапись сказки «Великан-эгоист». После прослушивания сказки, испытуемым была роздан тот же опросный лист (см. табл. 2.1). Ребятам снова нужно было распределить качества в порядке их убывания, а после заполнения листы со списком нравственных качеств были собраны. Те же самые действия были проведены до и после прослушивания второй сказки «Соловей и роза» и третьей сказки «Счастливый принц» (см. табл. 2.1).
Когда все аудио файлы со сказками были прослушаны, а листы опроса заполнены, испытуемых поблагодарили за участие и отпустили домой. Данные сказки тронули до глубины души всего лишь малую часть испытуемых. Несколько девочек из 8-го и 9-го классов плакали во время прослушивания второй сказки «Соловей и роза». На проявленный интерес к такой реакции испытуемых, ребята ответили, что переживают за Соловушку и его самопожертвование, которое в итоге не было оценено по достоинству. Этот факт говорит о том, что данным ребятам известно чувство сострадания и они глубоко чувствуют нравственный посыл литературных произведений.
В ходе испытания многие мальчишки 9-го и 10-го классов шумели и обсуждали личные проблемы, не связанные с предметом исследования. Исходя из этого, с одной стороны, можно сделать вывод, что девочки обладают более развитой системой духовно-нравственных ценностей, чем мальчики, а с другой стороны - на мальчиков социум и мнение товарищей оказывает большее влияние. От того, что влияние социума на мальчиков-подростков велико, правонарушения чаще совершают мальчишки. Но мы все же надеемся, что сказки Оскара Уайльда никого не оставили равнодушным.
2.3. Анализ полученных результатов
Собрав все полученные данные и записав их в таблицу (Таблица 2.2), нами был проведён анализ полученных результатов. Идея опроса заключалась в том, что после прослушивания каждой из сказок испытуемые должны были выбрать то качество, которое соответствовало бы содержательной доминанте каждой из сказок, и поставить это качество на первое место.
По результатам исследования из 73 испытуемых после прослушивания первой сказки «Великан-эгоист» изменили своё мнение 16 испытуемых, что составляет 22%, а после прослушивания второй сказки «Соловей и роза» своё мнение изменили 17 испытуемых, что составляет 23%. И наконец, после прослушивания третьей сказки «Счастливый принц» своё мнение изменили 8 испытуемых, что составляет 11% от общего количества испытуемых.
Наличие определённого количества испытуемых, которые поменяли своё мнение после прослушивания каждой из сказок (Диаграмма 2.1), позволяет сделать вывод о том, что сказки влияют на формирование духовно-нравственных ценностей у подростков 13-16 лет.
Относительно небольшое в процентном соотношении количество тех ребят, кто поменял своё мнение, по нашему мнению, не свидетельствует о слабом воздействии литературных сказок Оскара Уайльда. Необходимо принимать во внимание то, что воздействие (прослушивание) было одноразовым, а не систематическим. А тот факт, что пятая часть испытуемых изменили своё мнение, является превосходным результатом.
Сравнительный анализ результатов опроса по трём сказкам свидетельствует о том, что по степени воздействия первая и вторая сказки приблизительно равны (22% и 23% соответственно), а третья сказка оказала гораздо меньшее влияние (11%) (Диаграмма 2.2, 2.3, 2.4).
Это позволяет сделать вывод о том, что содержательные доминанты первой и второй сказок (доброта, а так же любовь и преданность соответственно) легче идентифицируются подростками. В свою очередь, подростки испытывали трудности при определении содержательной доминанты третьей сказки (щедрость).
Данные результаты могли бы быть объяснены тем, что у подростков имеется довольно чёткое представление о том, какие поступки и действия ассоциируются с такими нравственными качествами как доброта, любовь и преданность. А поступки и действия, которые свидетельствуют о духовной и материальной щедрости трудно определимы для них. Возможно, мы получили такой результат из-за превалирования товарно-денежных отношений в современном мире.
Но не всегда изменения в выборе качества соответствовали содержательной доминанте сказки. Это говорит о том, что с одной стороны, возможно, испытуемым было сложно определить нужную доминанту, а с другой стороны, возможно, ребята отнеслись к исследованию формально.
Некоторые испытуемые изначально отметили качество, соответствующее содержательной доминанте каждой из сказок. Это говорит о высоком развитии духовно-нравственных ценностей у этих ребят.
Выводы по второму разделу:
В первой сказке «Великан-эгоист» содержательной доминантой выступает доброта. Содержательной доминантой второй сказки «Соловей и роза» выступают любовь и преданность. В третьей сказке «Счастливый принц» содержательной доминантой выступает щедрость.
Все три сказки, предложенные испытуемым, оказали положительное влияние.
Содержательные доминанты первой и второй сказок легче идентифицируются подростками, так как имеется чёткое представление о том, какие поступки и действия ассоциируются с такими нравственными качествами как доброта, любовь и преданность.
Содержательная доминанта третьей сказки (щедрость) труднее идентифицируется подростками предположительно из-за того, что в реальной жизни подростки редко сталкиваются с проявлениями щедрости, а так же мало участвуют в благотворительных акциях или не осознают их значения.
Изучение работ современных учёных позволяет сделать вывод, что литературные произведения, а в частности сказки О.Уайльда, оказывают положительное влияние на формирование личности подростка. Прочитав или прослушав произведения в аудио формате, у подростков меняется приоритетность качеств личности человека в положительную сторону.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества и о культуре.
Литература способна дать не только эстетическое наслаждение, но и научить человека, помочь сформировать его личность. Формируя ценности, она влияет на нравственность, поведение и мировоззрение подростка.
В ходе данной работы мы рассмотрели понятие «сказка», её виды и жанры, и пришли к выводу, что все сказки Оскара Уайльда являются литературными, а по жанру – новеллистическими и сказками о животных.
Язык произведений писателя прост и точен, богат идиомами, эпитетами, метафорами и сравнениями.
Поработав непосредственно с текстами сказок, мы выделили их содержательные доминанты. В сказке «Великан-эгоист» содержательной доминантой является доброта, в сказке «Соловей и роза» - любовь и преданность, а в сказке «Счастливый принц» - щедрость.
Нами было проведено исследование при участии обучающихся 8-А, 9-А и 10-А классов, которое заключалось в том, чтобы проверить оказывают ли сказки Оскара Уайльда положительное влияние на формирование системы духовно-нравственных ценностей у подростков 13-16 лет. Ребята слушали аудиозаписи сказок и заполняли листы опроса со списками духовно-нравственных качеств до и после прослушивания.
Исследование показало, что действительно сказки Оскара Уайльда оказывают влияние на формирование духовно-нравственных ценностей у подростков.
Анализируя результаты, полученные в ходе опроса, мы можем сделать вывод, что содержательные доминанты первой и второй сказок легче идентифицируются подростками, так как имеется чёткое представление о том, какие поступки и действия ассоциируются с такими нравственными качествами как доброта, любовь и преданность. В то время, как содержательная доминанта третьей сказки (щедрость) труднее идентифицируется подростками предположительно из-за того, что в реальной жизни подростки редко сталкиваются с проявлениями щедрости, а так же мало участвуют в благотворительных акциях или не осознают их значения.
Некоторые испытуемые изначально отметили качество, соответствующее содержательной доминанте каждой из сказок. Это говорит о высоком развитии духовно-нравственных ценностей у этих ребят.
В целом проведённое исследование можно считать успешным, так как большая часть испытуемых не осталась равнодушной к сказкам Оскара Уайльда. В дальнейшем хотелось бы продолжить данное исследование и, как результат, приобщать современную молодёжь к чтению литературы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аверин В.А. Психология детей и подростков. – Санкт-Петербург, 1998.
Аплетаев М.Н. Нравственное воспитание подростков в процессе обучения. – Омск, 1988.
Большой энциклопедический словарь. 2-е издание.- М.: изд-во Большая Российская Энциклопедия, 1997.
Бруно Беттельгейм Психоанализ волшебной сказки. – М., 1977.
Валова О.М. Оскар Уайльд в русской критике// Английская литература в контексте мирового литературного процесса. – Киров, 1996.
Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
Здвижкова Е.А. Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы// Школьная педагогика. – 2016. - №2. – С.6-9.
Кривина Т.М. Что знал о красоте Оскар Уайльд// Зарубежная литература. – 2006. - №7. – С.13-14.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2-е изд. – М., 1995.
Оскар Уайльд. Избранное: Пер. с англ./ сост. и вступ. ст. С.Бэлза; прим. А.Зверева. - М.: Правда, 1989.
Моральные ценности личности/ под ред. А.И.Титаренко, Б.О.Николаичева. – М.: изд-во МГУ, 2004.
Турежанова Г.А. Стилевые особенности сказок Оскара Уайльда и его эстетическая программа// Читаем Оскара Уайльда. – Уральск, 2013.
Интернет-ресурсы:
https://infourok.ru/formirovanie-cennostnih-orientaciy-u-podrostkov
https://oscar-wilde.ru/analiz-proizvedenii
https://refdb.ru/look/2785284
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 2.1
Сказка «Счастливый принц» |
после |
код участника: |
отзывчивость доброта щедрость толерантность любовь преданность |
до |
код участника: |
отзывчивость доброта щедрость толерантность любовь преданность |
|
Сказка «Соловей и роза» |
после |
код участника: |
преданность отзывчивость любовь щедрость доброта толерантность |
до |
код участника: |
преданность отзывчивость любовь щедрость доброта толерантность |
|
Сказка «Великан-эгоист» |
после |
код участника: |
щедрость любовь доброта преданность толерантность отзывчивость |
до |
код участника: |
щедрость любовь доброта преданность толерантность отзывчивость |
Таблица 2.2
№ п\п испытуемого |
Сказка «Великан-эгоист» |
Сказка «Соловей и роза» |
Сказка «Счастливый принц» |
|||||
до |
после |
до |
после |
до |
после |
|||
1. |
доброта |
доброта |
доброта |
доброта |
доброта |
доброта |
||
2. |
преданность |
щедрость |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
||
3. |
доброта |
доброта |
щедрость |
доброта |
доброта |
доброта |
||
4. |
доброта |
доброта |
доброта |
доброта |
доброта |
преданность |
||
5. |
доброта |
доброта |
любовь |
любовь |
доброта |
доброта |
||
6. |
щедрость |
доброта |
доброта |
преданность |
доброта |
доброта |
||
7. |
доброта |
любовь |
доброта |
доброта |
любовь |
щедрость |
||
8. |
щедрость |
доброта |
доброта |
преданность |
доброта |
доброта |
||
9. |
доброта |
щедрость |
щедрость |
преданность |
доброта |
доброта |
||
10. |
любовь |
любовь |
любовь |
любовь |
любовь |
любовь |
||
11. |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
||
12. |
доброта |
щедрость |
любовь |
любовь |
доброта |
любовь |
||
13. |
преданность |
щедрость |
преданность |
любовь |
щедрость |
преданность |
||
14. |
доброта |
щедрость |
любовь |
любовь |
щедрость |
любовь |
||
15. |
преданность |
любовь |
толерантность |
отзывчивость |
толерантность |
толерантность |
||
16. |
толерантность |
толерантность |
толерантность |
толерантность |
толерантность |
толерантность |
||
17. |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
||
18. |
любовь |
любовь |
любовь |
любовь |
любовь |
любовь |
||
19. |
доброта |
доброта |
доброта |
доброта |
доброта |
доброта |
||
20. |
доброта |
преданность |
отзывчивость |
отзывчивость |
отзывчивость |
отзывчивость |
||
21. |
доброта |
доброта |
доброта |
доброта |
любовь |
любовь |
||
22. |
доброта |
доброта |
доброта |
доброта |
доброта |
доброта |
||
23. |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
||
24. |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
||
25. |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
||
26. |
преданность |
преданность |
доброта |
преданность |
преданность |
преданность |
||
27. |
доброта |
отзывчивость |
доброта |
преданность |
доброта |
щедрость |
||
28. |
доброта |
преданность |
толерантность |
щедрость |
щедрость |
преданность |
||
29. |
любовь |
любовь |
любовь |
любовь |
любовь |
доброта |
||
30. |
любовь |
доброта |
доброта |
любовь |
отзывчивость |
доброта |
||
31. |
преданность |
доброта |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
||
32. |
доброта |
доброта |
щедрость |
отзывчивость |
доброта |
щедрость |
||
33. |
доброта |
преданность |
доброта |
преданность |
любовь |
щедрость |
||
34. |
преданность |
доброта |
доброта |
преданность |
преданность |
любовь |
||
35. |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
доброта |
преданность |
||
36. |
доброта |
доброта |
доброта |
отзывчивость |
доброта |
любовь |
||
37. |
доброта |
доброта |
доброта |
доброта |
преданность |
любовь |
||
38. |
доброта |
преданность |
доброта |
щедрость |
толерантность |
толерантность |
||
39. |
любовь |
доброта |
доброта |
доброта |
преданность |
отзывчивость |
||
40. |
доброта |
доброта |
доброта |
любовь |
любовь |
щедрость |
||
41. |
доброта |
доброта |
любовь |
любовь |
доброта |
щедрость |
||
42. |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
любовь |
||
43. |
любовь |
щедрость |
любовь |
любовь |
любовь |
любовь |
||
44. |
любовь |
любовь |
любовь |
любовь |
любовь |
любовь |
||
45. |
любовь |
любовь |
любовь |
любовь |
любовь |
любовь |
||
46. |
преданность |
любовь |
любовь |
любовь |
доброта |
щедрость |
||
47. |
доброта |
любовь |
преданность |
доброта |
доброта |
доброта |
||
48. |
доброта |
отзывчивость |
доброта |
преданность |
доброта |
доброта |
||
49. |
отзывчивость |
доброта |
преданность |
толерантность |
толерантность |
доброта |
||
50. |
отзывчивость |
отзывчивость |
отзывчивость |
отзывчивость |
отзывчивость |
отзывчивость |
||
51. |
любовь |
отзывчивость |
щедрость |
любовь |
преданность |
отзывчивость |
||
52. |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
||
53. |
отзывчивость |
доброта |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
||
54. |
отзывчивость |
доброта |
отзывчивость |
отзывчивость |
отзывчивость |
отзывчивость |
||
55. |
преданность |
доброта |
преданность |
отзывчивость |
преданность |
отзывчивость |
||
56. |
доброта |
доброта |
доброта |
любовь |
любовь |
любовь |
||
57. |
любовь |
любовь |
любовь |
любовь |
любовь |
любовь |
||
58. |
преданность |
доброта |
преданность |
доброта |
доброта |
преданность |
||
59. |
доброта |
доброта |
доброта |
доброта |
доброта |
доброта |
||
60. |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
||
61. |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
||
62. |
доброта |
доброта |
преданность |
доброта |
доброта |
щедрость |
||
63. |
доброта |
щедрость |
щедрость |
щедрость |
доброта |
отзывчивость |
||
64. |
любовь |
доброта |
любовь |
любовь |
любовь |
любовь |
||
65. |
доброта |
толерантность |
доброта |
доброта |
отзывчивость |
доброта |
||
66. |
толерантность |
толерантность |
преданность |
любовь |
преданность |
доброта |
||
67. |
любовь |
доброта |
преданность |
любовь |
преданность |
доброта |
||
68. |
толерантность |
доброта |
отзывчивость |
любовь |
преданность |
преданность |
||
69. |
отзывчивость |
доброта |
отзывчивость |
любовь |
преданность |
преданность |
||
70. |
доброта |
доброта |
доброта |
доброта |
доброта |
доброта |
||
71. |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
преданность |
||
72. |
доброта |
доброта |
доброта |
доброта |
доброта |
доброта |
||
73. |
преданность |
доброта |
толерантность |
преданность |
преданность |
преданность |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Диаграмма 2.1
Диаграмма 2.2
Диаграмма 2.3
Диаграмма 2.4