Социальные медиа как инструмент образования школьников.
В последнее время Интернет-технологии прочно закрепились в различных сферах общественной жизни. Социальные медиа как особая разновидность интернет-технологий имеют широкую область применения, в результате чего можно предполагать их растущее значение по отношению к традиционным методам обучения1.
Учитывая вышеизложенное, нами cформулирована гипотеза исследования: социальные медиа являются наиболее перспективным инструментом образования школьников.
Автором сформулирована цель: определить тенденции развития социальных медиа как инструмента образования школьников.
В рамках достижения поставленной цели обоснована постановка следующих задач:
Сформулировать понятие «социальные медиа», определить их виды и первоочередное значение.
Опираясь на данные социологических исследований, выяснить вовлеченность школьников в социальные медиа.
Провести контент-анализ пространства социальных медиа на предмет их влияния на образовательный процесс.
Провести опрос учащихся и учителей в рамках выявления наиболее популярного вида социальных медиа, определить цели использования ими социальных медиа.
Объект исследования – социальные медиа.
Предмет исследования – социальные медиа как инструмент образования школьников.
Методы: контент-анализ, сравнение, обобщение, опрос и анализ.
1.Американский исследователь Б. Солис дает следующее толкование социальным медиа «…способ, при помощи которого люди обнаруживают, читают, и комментируют новости, информацию и содержание. Это слияние социальной составляющей и высоких технологий, трансформирующих монолог (от одного ко многим) в диалог (многие ко многим)»2.
Под социальными медиа также понимается «совокупность всех интернет-площадок, которые на основе онлайн-технологий предоставляют пользователям возможность устанавливать коммуникацию друг с другом и производить пользовательский контент»3.
К видам социальных медиа относятся:
-поисковые системы (Google);
-социальные медиахранилища (YouTube);
- социальные сети (Facebook, Instagram, Twitter, Вконтакте)4.
Социальные медиа начав свой путь развития в 70-е гг. в Америке с электронных досок объявлений и сайтов знакомств, продолжают развиваться и совершенствоваться. Сегодня социальные медиа - технология коммуникации, инструмент рекламы, продвижения имиджа и бренда, а также политической борьбы. Для преподавателей, студентов и школьников – это, прежде всего, новый инструмент обучения и самообразования.
Таким образом, по нашему мнению, социальные медиа – это любые онлайн-ресурсы, созданные в целях коммуникации пользователей в сети Интернет.
2. Увеличение роли социальных медиа в жизни общества является общемировым трендом. Например, в Америке и Европе социальная сеть - самый распространённый и широко используемый инструмент в образовании, в числе которых Classroom 2.0, The 21-st Century Teacher, WhoTeaches, Blackboard, Learn Central, Edutopia и др. Цель вышеназванных платформ видится в сокращении финансирования и улучшении диалога между преподавателем и учеником5.
Самой популярной образовательной социальной сетью в России является Дневник.ру, пользователями которой стали 710972 преподавателя, 6118712 учащихся и 3146088 родителей.
Согласно сведениям Blog Analytics в социальной сети ВКонтакте в мае 2017 года зафиксировано 25 722 тыс. авторов и более 310 795 тыс. сообщений. В Instagram насчитывает 7 143 тыс. активных авторов. В Twitter – за месяц было опубликовано 78 372 тыс. твитов от 1 171 тыс. авторов. В Facebook - 1 953 тыс. авторов и 53 413 тыс. публичных сообщений. ВКонтакте - самые молодые авторы. Возрастная группа - до 18 лет получила 17,9 %, что составило третье место по численности6. Сведения о несовершеннолетней аудитории в других социальных медиа в анализе не приводятся, однако, данное обстоятельство не является подтверждением отсутствия лиц до 18 лет и в других социальных медиа. Более того, автор предполагает, что школьники являются достаточно активными пользователями Instagram и Facebook. Кроме того, согласно вышеуказанному исследованию, Youtube стал первоочередным источником информации для школьников. Тем не менее, создание и развитие образовательных социальных медиа в России находится еще на довольно низком уровне, чем в развитых странах.
3. В рамках определения влияния социальных медиа на образовательный процесс школьников нами был проведен анализ указанных онлайн-платформ.
В настоящее время учителя и ученики в социальных медиа объединяются в группы по интересам, размещают соответствующие видеоролики, статьи, книги и учебную литературу в форматах для скачивания, создают «обсуждения», проводят опросы. Например, «ВКонтакте» в результате запроса от 03.11.2017, критерием которого было слово «ЕГЭ» в разделе «Сообщества» было найдено 11881 сообщество. Среди них такие группы как: «ЕГЭ. Итоговое сочинение» (498087 участников), «ЕГЭ» (204700 участников), «ЕГЭ.ОГЭ» (168275 участников), и многие другие.
Значение иных запросов было обусловлено особенностью образовательного процесса, включающего в себя следующие разделы:
Критерий запроса |
Количество сообществ |
учитель |
10882 |
история |
42009 |
обществознание |
2682 |
русский язык |
4453 |
математика |
9534 |
физика |
6385 |
Таблица 1. Показатели запросов в социальной сети «ВКонтакте»
Рисунок 1 наглядно иллюстрирует количество публикаций в поисковике запросов социальной сети «Instagram» по следующим хэштегам: #учитель, #егэ, #онлайнуроки, #школьнаяпрограмма, #репетитор.
Рисунок 1. Количество публикаций в поисковике запросов социальной сети «Instagram».
4. В рамках выявления наиболее популярного вида социальных медиа, а также определения цели их использования школьниками нами был проведен опрос – анкетирование.
Целевая аудитория: учащиеся 10-11 класса и учителя (возраст: от 25 до 60 лет) СОШ № 1. В общей сложности опрошено 59 учеников и 21 педагог.
Рисунок 2. Количество часов в сутки, проводимых учениками за работой с гаджетами
Фигурантам исследования было предложено ответить на ряд вопросов, приведенных в Приложениях 1 и 2. Рисунки 2 и 3 наглядно иллюстрируют количество часов, проводимых за всевозможными гаджетами учениками и педагогами. 38 % опрошенных учеников и 36 % педагогов посвящают работе с гаджетами свыше 4 часов в сутки.
Рисунок 3. Количество часов в сутки, проводимых за компьютером учителями.
Рисунок 4. Наиболее используемые социальные медиа среди учеников.
Согласно Рисунку 4 самыми используемыми видами социальных медиа среди школьников являются мессенджеры (41 %), «Вконтакте» (25 %) и «Instagram» (23 %)
Рисунок 4. Наиболее используемые социальные медиа среди учителей.
Как следует из Рисунка 4 учителя наиболее активно используют мессенджеры (34%), «Одноклассники» (23 %), «Вконтакте» (23 %).
Рисунок 5. Цели использования социальных медиа учениками.
Рисунок 6. Цели использования социальных медиа учителями.
Рисунки 5 и 6 наглядно демонстрируют, что чаще всего ученики и учителя используют социальные медиа для общения. Обучение занимает у обеих категорий опрошенных лишь второе место. Кроме того, процент использования социальных медиа в целях развлечения у учеников выше чем у педагогов (27 % против 5%, соответственно).
Подводя итог вышесказанному отметим, что проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы. И ученики, и учителя ежедневно посвящают более 4 часов в сутки работе за компьютером преимущественно с целью общения. Самым популярным видом социальных медиа среди всех категорий опрошенных стали мессенджеры. Однако, стоит отметить, что они не отвечают в полной мере запросам социальных медиа. Мессенджеры – скорее эффективный чат для обмена оперативной информацией. Больше всего аккаунтов учителей в Одноклассниках и ВКонтакте. Учащиеся активно используют ВКонтакте и Instagram. Эти показатели являются довольно предсказуемым результатом, т.к. уже официально признано, что Одноклассники популярны для пользователей, окончивших школу.
В настоящий момент социальные медиа не являются основным инструментом образования. Однако активное использование социальных медиа как учениками, так и педагогами, позволяет нам предполагать о дальнейших перспективах развития исследуемого инструмента в качестве одного из наиболее успешных. Таким образом, гипотеза научного проекта доказана.
Кроме того, проанализировав зарубежный и отечественный опыт мы пришли к достижению поставленной цели: формулированию тенденций развития социальных медиа как инструмента образования школьников:
Вовлеченность школьников в социальные медиа значительно выше, чем какие-либо иные информационные ресурсы.
Возможность создавать группы и сообщества для каждого класса или «параллели», где можно обсуждать пройденный материал, вести дискуссии с одноклассниками, учителями и родителями.
Технические возможности социальных медиа позволяют в доступной и бесплатной форме обмениваться видео, аудио материалами, презентациями и кинофрагментами. Кроме того, каждый ученик имеет возможность повторного изучения и сохранения материала.
Проведение видеоконференций и вебинаров.
Оперативность распространения и получения информации.
Практически неограниченные возможности для реализации посредством социальных медиа творческого потенциала ученика и учителя.
Учитывая вышеизложенное, подчеркнем, что социальные медиа стали неотъемлемой частью общественной жизни. Эффективность данного инструмента в образовательном процессе еще только набирает обороты, однако реальные возможности социальных медиа значительно выше, чем может показаться на первый взгляд.
Список литературы:
1. И.И. Попов, П.Б. Храмцов, Н.В. Максимов. Введение в сетевые информационные ресурсы и технологии. Учебное пособие. М.: РПГУ, 2001, 207 с.
2. Ф.В. Шутилов, М.В. Зелинская, М.Ф. Бовыкина Виды информационных технологий – www.prepod2000.kulichki.net/item_282.html
3. А.Н. Авдулов, А.М. Кулькин. Классификация информационных технологий / Грант РФФИ, проект № 02_06_80004
4. В.П. Демкин, Г.В. Можаева. Информационные технологии дистанционного обучения - www.ict.edu.ru/ft/003625/1.html
5. Технические устройства в современной школе (авторский коллектив). - М.: Перспектива, 2000. - 78 с.
Приложение 1.
Ваш возраст
Пол
Есть ли у вас доступ в интернет
а) да б) нет
Какое время в день вы проводите в гаджетах?
а) менее 1 часа б) около 2 часов
в) 3-4 часа г) более 4 часов
Какие социальные медиа вы используете?
А) Вконтакте
Б) Одноклассники
В) Instagram
Г) Facebook
Д) мессенджеры (Viber; WhatsApp)
Для чего вы используете социальные сети:
а) обучение б) общение в) развлечение г) другое
Ограничивают ли родители время нахождения за компьютером (иным техническим средством):
а) да б) нет.
Приложение 2.
Опрос для учителей:
1.Ваш возраст:
а) от 25 до 35 (5)
б) от 35 до 45; (5)
в) от 45 до 55; (6)
г) от 55 (5)
2. Какое время в день вы проводите у компьютера?
а) менее 1 часа б) около 2 часов
в) 3-4 часа г) более 4 часов
3. Имеете ли Вы аккаунты в социальных сетях?
4. Какой социальной сетью Вы пользуетесь чаще всего?
А) Вконтакте
Б) Одноклассники
В) Instagram
Г) Facebook
Д) мессенджеры (Viber; WhatsApp)
5. Для чего вы используете социальные сети:
а) обучение;
б) общение;
в) развлечение;
г) другое.
1 Курмашева Э.Б. Социальные медиа на уроках обществознания // Научный альманах.2016 № 9 -1(23). С.284
2Johnson Steven Berlin. Everything Bad Is Good for You. — New York: Riverhead Books, 2005. — ISBN 1573223077.
3 URL: https://seopult.ru/library/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0
4 https://prezi.com/x7ysagtru52v/presentation/
5 Курмашева Э.Б. Социальные медиа на уроках обществознания // Научный альманах.2016 № 9 -1(23). С.285
6 http://blog.br-analytics.ru/sotsialnye-seti-v-rossii-leto-2017-tsifry-i-trendy/