СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА МОЛОДЕЖЬ

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА МОЛОДЕЖЬ

Станислав В.Р. 1
1МБОУДО «ДДТ «Дриада» г. Снежногорска Мурманской области
Хиневич Е.С. 1
1МБОУДО «ДДТ «Дриада» г. Снежногорска Мурманской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская работа

Обществознание

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ

НА МОЛОДЕЖЬ

Выполнила:

Станислав Вероника Романовна

учащаяся 10 «Б» класса

МБОУДО «ДДТ «Дриада»

г. Снежногорска Мурманской области

Руководитель:

Хиневич Евгения Сергеевна

к. соц. н., педагог дополнительного образования

МБОУДО «ДДТ «Дриада»

г. Снежногорска Мурманской области

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………...………………….………………………………….………..….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………………………………...4

Понятие «социальная реклама», функции социальной рекламы……………...…………........4

Классификация типов социальной рекламы ……………………………………….…………..5

Понятие «эффективность социальной рекламы», основные критерии эффективности социальной рекламы………………………………………………………………………………….......7

Особенности восприятия социальной рекламы в молодёжной среде как целевой аудитории………………………………………………………………………………………………….7

ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ…………………...............10

2.1. Этапы проведения исследования………………………………………………............................10

2.2. Анкетирование…………………………………………………………………………………......11

2.2.1. Анкетирование российских старшеклассников ……………………………………………..11

2.2.2. Анкетирование российских студентов ………………………………………………………..13

2.2.3. Анкетирование российской молодёжи …………………..…………………………………...14

2.2.4. Анкетирование студентов Республики Беларусь ……………………………………………16

2.2.5. Анкетирование молодёжи Республики Беларусь…………………………………………....17

2.2.6. Основные выводы по анкетированию…………………………………………………………18

2.3. Разработка каталога значимой социальной рекламы для современной молодёжи…………21

2.4. Рекомендации по планированию эффективной социальной рекламы……………………......21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...........................................22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………...23

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………...….24

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня все более очевидной становится ключевая роль молодежи как особой социальной группы в развитии государства и общества, поскольку молодежь являет собой поколение, от которого зависит будущая судьба России, и которое априори выгодно отличается от других групп населения состоянием здоровья, высокими показателями интеллектуальной активности и мобильности.

Социальная реклама в век инновационных технологий занимает значительное место в жизни общества, в свою очередь, социальные рекламные кампании находят отклики у респондентов, побуждая их проанализировать свое отношение к жизни. Цель подобной рекламы - изменить отношение публики к конкретной проблеме, создать новые социальные ценности.

Сегодня молодежь большую часть информации получает из СМИ, поэтому черты характера молодого поколения отчасти формируются именно под воздействием рекламы.

Социальная реклама способна утвердить в сознании населения всеобъемлющее понимание самоценности человеческой жизни, воспитать уважение прав и суверенитета личности. Можно с уверенностью сказать, что, как минимум третья часть социальной рекламы рассчитана на молодежь.

Актуальность данной темы обусловлена неуклонным увеличением значимости социальной рекламы в жизни каждого молодого человека, она становится эталоном потребностей и ценностей молодёжи, проводником в мире новых социальных ролей, поэтому её содержание и мотивация требуют постоянного изучения и анализа.

Цель: изучить социальную рекламу, как источник влияния на российскую и белорусскую молодёжь.

Для достижения вышеизложенной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить научную литературу по теме исследования;

- дать определения понятиям «Социальная реклама», «Эффективность рекламы»;

- выявить сходства и различия социальной и коммерческой рекламы;

- провести анкетирование среди молодёжи в России и Белоруссии;

- разработать рекомендации по планированию эффективной социальной рекламы в Мурманской области.

Объект исследования: социальная реклама.

Предметисследования: влияние социальной рекламы на становление мировоззренческих взглядов молодого поколения.

Гипотеза исследования: социальная реклама играет не маловажную роль в формировании понятий и ценностей современной молодёжи путём психологического воздействия на молодые умы через средства массовой информации.

Новизна работы. Проблема эффективности психологического воздействия социальной рекламы на ценности современной молодежи раскрывается с позиций социально-психологического подхода и как актуальная проблема личности, группы и социума.

Методы исследования: теоретические - изучение информационных источников, анализ, обобщение; практические - анкетирование, наблюдение, сравнение.

Практическая значимость работы состоит в проведенном исследовании, которое призвано повысить интерес школьников и молодежи г. Снежногорска, Мурманской области к социальной рекламе в целом, простимулировать не только стремление к самовоспитанию, но и выработке активной жизненной позиции в решении социальных проблем.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Понятия «социальная реклама», функции социальной рекламы

Термин «социальная реклама» существует только в России. В других странах используются такие понятия, как «некоммерческая реклама» и «общественная реклама». Некоммерческая реклама – это реклама, спонсируемая некоммерческими институтами или в их интересах и имеющая целью стимулирование пожертвований, призыв голосовать в чью-либо пользу или привлечение внимания к делам общества.

Общественная (социальная) реклама пропагандирует какое-либо позитивное явление, создается профессионалами бесплатно, т.е. создатели не имеют коммерческой прибыли. СМИ предоставляют место и время для ее трансляции и публикации также на некоммерческой основе. Предметом такой рекламы является идея, которая обладает определенной социальной ценностью. В США используют термины public service advertising и public service announcement (PSA) для обозначения такого типа рекламы.

Социальная реклама – это такая форма некоммерческой рекламы, которая используется в благотворительных и иных общественных целях, направлена на преодоление негативных стереотипов общества, а также на формирование новых социальных ценностей и установок, изменение поведения и образа жизни общества или его части. Социальная реклама исключает возможную манипуляцию сознанием, смещает акцент в пользу смысловой наполненности, в этом ее отличие от любой другой формы некоммерческой рекламной коммуникации. Источником социальной рекламы служит отрефлексированная общественная потребность, следовательно, можно говорить о том, что истинным заказчиком социальной рекламы является общество.

Основными задачами социальной рекламы являются: призывы быть неравнодушным к чужим бедам, забота о здоровье граждан, предостережение от неверных решений и поступков. В развитых странах социальную рекламу считают самым доступным и эффективным средством борьбы с бедностью и насилием, коррупцией и преступностью.

Задачи социальной рекламы следующие: привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни, активизация действий по их преодолению, формирование общественного мнения, укрепление социально значимых институтов гражданского общества, формирование новых типов общественных отношений, изменение поведенческой модели общества, формирование позитивного отношения к государственным структурам, демонстрация социальной ответственности бизнеса.

Функции социальной рекламы в различных странах определены в различных национальных законодательных и формулируются следующим образом:

Информирование граждан о наличии социальных проблем и привлечение к ним внимания. Социальная реклама экономически выгодна государству в долгосрочной перспективе, поскольку приводит к устранению либо снижению многих социальных проблем (например, повышение уровня здоровья нации, в полной мере поступление налогов в бюджет и т.д.).

Пропаганда определенных положительных социальных ценностей, с определением проблемы и путей ее преодоления.

Формирование общественного сознания, а также изменение поведенческой модели в отношении к определенной социальной проблеме (в долгосрочной перспективе).

Оповещение общества о социальных услугах.

Создание положительного имиджа государственных социальных служб, объединение усилий социальных учреждений, спонсоров в решении имеющихся социальных проблем.

Консолидация межгосударственных социальных служб и их клиентов.

Эстетическая функция социальной рекламы может иметь позитивный и негативный характер. В позитивном плане это настраивание на положительный лад, благоприятное настроение, что должно стимулировать решение проблемы. Негативный аспект: демонстрация неприглядных сторон проблемы. Такая реклама, как правило, показывает «что будет, если не...» (например, реклама о вреде курения, о травматизме при вождении в нетрезвом состоянии, реклама по борьбе со СПИДом, и т.д.). Такая реклама имеет в некоторой степени агрессивный характер.

Ученые выделяют следующие функции социальной рекламы:

Функция привлечения внимания широкой аудитории к проблеме.

Образовательная функция является ярким примером отличия социальной рекламы от коммерческой.

Воспитательная функция важный аспект социальной рекламы. Позволяет решать такие задачи, как воспитание определенной модели поведения в обществе, бережного отношения к окружающей среде (призывы поддерживать чистоту, не ломать детские площадки, беречь природу, проявлять заботу о представителях флоры и фауны) и многие другие.

Патриотическая функция социальной рекламы тесно взаимосвязана с воспитательной, декларирует важные для всего общества ценности (призывы заботиться о родителях и детях, любить родину, беречь культуру страны, заботиться о возрождении культурного наследия). Также неотъемлемой частью является формирование гражданской ответственности и законопослушание.

Пропаганда здорового образа жизни тесно переплетается с патриотической и воспитательной функциями. В целом позволяет повысить уровень здоровья граждан и положительно влияет на развитие физической культуры и спорта (призывы не курить, не употреблять спиртные напитки и наркотики, заниматься спортом).

Имиджевая функция социальной рекламы выделяется отдельно и призвана создавать определенный стиль жизни, идеальную модель, к которым нужно стремиться. Призывы быть здоровым и успешным, иметь хорошую крепкую семью и нескольких детей также позволяют решить многие социальные проблемы общества.

Функция социальной психотерапии направлена на сознание людей, у которых возникли или обострились проблемы, позволяет объединить людей в решении данной проблемы, преодолеть одиночество, оставаться активным членом общества.

Функции социальной рекламы находятся в тесной взаимосвязи, одно рекламное сообщение часто реализует сразу несколько функций.

1.2. Классификация типов социальной рекламы

На сегодняшний день имеется несколько классификаций социальной рекламы.

1. В зависимости от типа носителя.

а) печатная реклама.

С точки зрения А.В. Абовян, объем произведения, предмет изображения и его характер, способ построения образа или представления идеи являются критериями печатной рекламы как жанра. Критериями данного жанра могут быть: цель рекламного сообщения, характер предмета рекламы, средства достижения поставленных задач рекламы.

Выделяют следующие виды печатной рекламы: афиша, буклет, каталог, листовка, информационный лист, рекламный лист, наклейка, информационное письмо, плакат, пресс-релиз, проспект. Исходя из того, что печатное издание – это издание, полученное путем печати или тиснения, самостоятельно оформленное, следует относить к носителям печатной рекламы газеты, журналы, каталоги, брошюры, проспекты, листовки, афиши, купоны и пр.

Газета – основной носитель рекламы в прессе. Газеты бывают ежедневными, еженедельными, воскресными; местными, региональными и общенациональными; новостными и специализированными.

Журнал – также является одним из средств рекламы в прессе. Это периодическое многостраничное издание, отличается высоким уровнем полиграфии.

Плакат – средство печатной рекламы довольно большого формата (1/4-2 листа формата А), может включать короткий текст, фотографии, агитационные рисунки, и т.п. Стоит отметить, что высокохудожественные плакаты ценны как произведения искусства, и некоторые работы представлены в музеях и картинных галереях.

Открытка, проспект, афиша, наклейка, каталог – это так же формы печатной рекламы. Наиболее распространенная из них – буклет. Представляет собой издание, которое размещается на одном листе, сложенном в несколько сгибов. Наименее популярна печатная реклама в виде вкладышей и купонов.

б) радио-реклама может быть представлена в нескольких видах:

- объявление (информационная реклама) – это текстовые объявления, которые зачитываются в эфире. Их можно разделить на две группы: объявления, которые обычно зачитываются диктором в прямом эфире, и заранее записанные рекламные объявления, которые могут быть прочитаны как диктором, так и актером;

- аудио-ролик (аудиоспот, радио-клип) – реклама, которая, как правило, имеет сюжет, музыкальное и шумовое сопровождение, включает в себя актерскую игру;

в) телевизионная реклама (видео-реклама, ролики): телеобъявления, рекламная заставка; рекламная передача; рекламный ролик (клип);

г) интернет-реклама бывает нескольких типов:

- медийная реклама – размещение текстово-графических рекламных материалов на сайтах, которые являются рекламной площадкой;

- контекстная реклама – размещение текстово-графических рекламных материалов на контекстных площадках.

- поисковая реклама – размещение текстово-графических рекламных материалов рядом с результатами поиска на сайтах, которые предоставляют услугу поиска, либо в поисковых системах;

- геоконтекстная реклама - реклама на веб-картах (например, Google Maps, Яндекс.Карты). Несмотря на то, что под геоконтекстной рекламой чаще понимают рекламу в мобильных телефонах с функцией поиска местоположения, это так же относится к разряду LBA (location-based advertising) и к интернет-рекламе.

- вирусная реклама – вид рекламы, которую распространяет сама целевая аудитория, Способна привлечь внимание за счет яркой, необычной, творческой идеи или содержания, часто с использованием доверительного или естественного послания.

2. По видам организаций, производящих или использующих социальную рекламу:

а) реклама, размещаемая некоммерческими организациями;

б) реклама, размещаемая ассоциациями;

в) реклама, размещаемая государственными организациями.

3. По темам, которые затрагивает социальная реклама:

В процессе анализа практического материала плакатных текстов нами были выделены следующие разновидности социальной рекламы:

а) борьба с пороками и угрозами, предупреждение катастроф или нежелательных последствий, демонстрация благих целей общества;

б) декларация ценностей, в первую очередь приоритетных для каждого человека ( здоровье, личное счастье, семья (дети), работа (карьера), доход, безопасность, комфорт и т.д.);

в) социальная психотерапия, используется для преодоления негативных эмоциональных состояний и чувств (состояние повышенной тревожности и страх; неуверенность в себе и в будущем; обеспокоенность за свою судьбу и судьбу близких; отчаяние и угнетенность, депрессивное состояние, переживание своего низкого социального или общегосударственного статуса и т.д.

Сходства и отличия социальной и коммерческой рекламы размещены в Приложении 4 настоящего исследования.

1.3. Понятие «эффективность социальной рекламы»,

основные критерии эффективности социальной рекламы

В соответствии с утвержденной Правительством РФ концепцией содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, вопрос оценки эффективности социальной рекламы отнесен к числу приоритетных в рамках общего перечня поставленных задач по развитию социальной рекламы.

Об эффективности социальной рекламы можно судить по результатам воздействия на целевую аудиторию, которое проявляется в положительном изменении негативных убеждений и установок, в изменении образа жизни и поведения общества, в формировании положительных социальных ценностей.

Эффективной социальной рекламой является такая реклама, которая имеет следующие результаты:

- к социальной проблеме привлечено внимание общественности;

- наибольшее количество представителей целевой группы не только просмотрели рекламное обращение, но и запомнили его;

- у представителей целевой аудитории изменилось отношение к проблеме, а также поведение;

- социальная реклама вызывает эмоции, которые соответствуют проблеме, и могут влиять на дальнейшее поведение аудитории.

Социологи выделяют разные критерии эффективности социальной рекламы, но т.к. критерии во многом идентичны, их можно сгруппировать в единый список (Приложение 1).

Критерии эффективности социальной рекламы по Л. Дмитриевой представлены в Приложении 2, по Фетисову Э.Н и Колмакову С.Б. – в Приложении 3.

Для оценивания коммуникационной эффективности рекламы чаще всего используют следующие критерии: узнаваемость, запоминаемость, уровень побудительности, влияние на покупательское поведение (для коммерческой рекламы). В целом оценка эффективности рекламы определяется целями рекламной кампании и проводится после ее проведения. Например, если рекламодатель установил достижение определенного процента ознакомленных с определенной проблемой в качестве коммуникационной цели, то после проведенной рекламной кампании измеряют уровень достигнутых результатов. Для этого используют следующие методы: проводят опросы целевой аудитории либо специальные эксперименты, помогающие определить степень узнаваемости рекламы и процент запомнивших ее респондентов.

1.4. Особенности восприятия социальной рекламы

в молодёжной среде как целевой аудитории

Целевой аудиторией данного исследования являются учащиеся старших классов общеобразовательных школ, студенты и служащие 25-30 лет. Таким образом, целевая аудитория сегментирована по возрастному признаку - молодёжь (15-30 лет).

Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, которая отличается не только возрастными рамками, но и своим статусом в обществе, являет собой переход от детства и юности ко взрослой социальной ответственности. Некоторые учёные принимают молодёжь как совокупность молодых людей, которым обществом предоставляется возможность социального становления, молодежь обеспечивается определенными льготами, но ограничивается возможность их активного участия в определённых сферах жизни социума.

Реклама создаёт определённые стереотипные формы, выраженные в определенных имиджах, которые и являются своеобразным механизмом социализации, через повседневные сферы человеческого общения. Реклама, являясь частью массовой культуры, имеет довольно мощное влияние на молодежную группу общества. Реклама воспринимается современной молодёжью как учебник жизни и нормативный элемент культуры, приобретает значение привычного элемента окружающей среды и интерпретируется как естественная часть культуры. Однако реклама не может восприниматься всей молодёжью, как особой социально-демографической группой, одинаково.

Таким образом, можно говорить о том, что в современном обществе реклама выступает мощным рычагом стандартизации восприятия мира молодёжью. Следовательно, можно рассматривать рекламу как один из факторов социализации молодёжи, особенно если речь идет о социальной рекламе. Переживания, представления и другие процессы, возникающие при восприятии социальной рекламы, перемещаются на объекты окружающей действительности молодых людей. Однако, несмотря на динамичность, внимание вновь возвращается в свое русло. Устойчивая сосредоточенность внимания на рекламном сообщении является одним из условий эффективности социальной рекламы.

Когда рекламное сообщение исходит от авторитетного лица, происходят наибольшие затраты нервной энергии при восприятии сообщения, т.е. усиливается интенсивность внимания, что также влияет на эффективность социального рекламного воздействия. Например, участие популярных музыкантов в социальной передаче, посвященной проблеме наркотиков, позволяет увеличить объем и интенсивность внимания молодежи.

Для создания устойчивого внимания к социальной рекламе используется множество различных приемов, позволяющих избежать монотонности: оптимальная скорость вещания и объем рекламного сообщения, разнообразные сюжеты, чередование музыкального и речевого сопровождения, использование различных режимов подачи материала. Однако, внимание к социальной рекламе - явление индивидуальное, зависит от потребностей индивида, его побуждений, мотивов и настроений.

Непроизвольное внимание вызывается свойствами, выступающими в роли раздражителя, или внешним видом: контрастность, интенсивность, динамичность, размер. Необычная, уникальная, отличающаяся новизной социальная реклама привлекает наиболее пристальное внимание. Важнейший фактор эффективности социальной рекламы - целенаправленность произвольного внимания. Основу механизма формирования произвольного внимания к рекламе составляют интересы практического или эстетического характера.

Эффективность воздействия социальной рекламы во многом зависит от длительности процесса внимания, вызываемого раздражителем, и от силы раздражителя. Запоминающийся рекламный лозунг, эмоциональная лексика, яркая ритмичная музыка, острый рекламный сюжет - эти раздражители повышают непроизвольное внимание человека. Чем интенсивнее рекламный раздражитель, тем выше степень внимания к нему. Однако существует порог восприятия, поэтому такие способы повышения внимания имеют определенные границы. Превышение этого порога приводит к тому, что люди, в том числе и молодежь, перестают воспринимать «кричащую» рекламу. Раздражитель, действующий длительное время, например, шумная, чересчур бодрая музыка, звучащая в течение всего рекламного фильма, очень быстро вызывает у зрителей утомление.

Прочие способы повышения непроизвольного внимания к рекламе заключаются в нарушении привычного фона восприятия или резком изменении характера раздражителей. Также имеет значение объем рекламы при ее восприятии (например, яркий рекламный щит может служить хорошим раздражителем при условии, что рядом не будет других столь же ярких щитов). 

Еще одним существенным фактором побуждения внимания является степень новизны поднимаемой социальной проблемы. Даже если речь идет о традиционной проблеме (например, о вреде курения, экологии и т.п.), каждое новое рекламное сообщение должно сообщать о ней что-то новое, дополнять имеющиеся сведения новыми данными, для усиления внимания к объекту проведения социальной рекламной кампании. Но при использовании приема новизны в рекламе необходимо учитывать некоторые особенности восприятия человека. Информация о новом явлении, новые сведения должны быть введены, когда у человека еще не сложилось определенное отношение к проблеме или, наоборот, когда созрела готовность к изменению некоторой модели. Возможно преподнести новую информацию неожиданно, что также позволяет привлечь внимание целевой аудитории.

Нередко для привлечения внимания в социальной рекламе используется прием проблемной ситуации. Перед аудиторией ставится вопрос «Как быть?», решение которого побуждает к размышлению, вызывает потребность внимательнее вникнуть в сущность проблемы.

Сообщения социальной рекламы должны быть направлены на конкретную аудиторию, т.к. сообщение, предназначенное для одной целевой аудитории, может не привлечь внимания другой, которая отличается по возрасту, полу, социальному статусу. Содержание рекламного обращения имеет важнейшее значение в социальной рекламе, т.к. в процессе своего воздействия оно оказывает влияние на мнение и поведение человека и может быть им либо принято, либо отвергнуто.

Можно говорить, что во многом эффективность воздействия рекламы зависит от того, насколько тонко учитываются в ней особенности психических процессов человека. В данном случае речь идет об использовании в социальной рекламе методов внушения и убеждения.

Внушение – это способ воздействия, рассчитанный на безусловное восприятие сообщений, в которых что-либо утверждается или отрицается без доказательств. Внушение основывается на способности у людей принимать информацию, основанную на неоспоримости достоверности источников, а не на доказательствах.

Различают первичную и престижную внушаемость. Первичная внушаемость предполагает готовность соглашаться с информацией при условии отсутствия критичности восприятия. Престижная внушаемость - изменение мнения под влиянием информации, полученной из авторитетного источника.

Еще один метод формирования общественного мнения через средства массовой коммуникации - метод убеждения. Убеждение - это обращение к рациональным моментам в мышлении человека с целью изменения тех или иных его взглядов или отношений, либо формирования новых. Таким образом, убеждение - это форма прямого донесения мысли, подтвержденного фактами и доказательствами, которое рассчитано на логическое восприятие.

Прямое воздействие социальной рекламы расценивается потребителем как угроза его «я» и часто вызывает отторжение. Оно складывается в результате ряда причин. Иногда убеждающие аргументы рекламы, условно говоря, противоречат «здравому смыслу» потребителя, т.е. не соответствуют совокупности его взглядов на жизнь, которые сложились под влиянием повседневного опыта человека. В ходе убеждения неизбежно происходит преодоление критического отношения к предлагаемым доводам.

При создании сообщений социальной рекламы не следует прибегать к повелительному наклонению. Большинство молодых людей не любят, когда им «приказывают», это вызывает внутренний протест и, как следствие, отторжение полученной информации.

Выводы по I Главе.

Социальная реклама есть способ воздействия на социум в целом или на отдельные его слои со стороны государства либо общественных объединений, которые преследуют какие-либо нравственные, социальные, духовные цели. Сама по себе социальная рекламная кампания мало что может изменить в поведенческой модели общества, если общество к этому не готово. Социальная реклама еще не очень привычна для современного общества.

Сообщения социальной рекламы должны быть направлены на конкретную аудиторию, т.к. сообщение, предназначенное для одной целевой аудитории, может не привлечь внимания другой, которая отличается по возрасту, полу, социальному статусу. Содержание рекламного обращения имеет важнейшее значение в социальной рекламе, т.к. в процессе своего воздействия оно оказывает влияние на мнение и поведение человека и может быть им либо принято, либо отвергнуто. При создании социальной рекламы, ориентированной на молодежь, не следует прибегать к повелительному наклонению: большинство молодых людей не любят, когда им «приказывают», это вызывает внутренний протест и, как следствие, отторжение полученной информации. Цель социальной рекламы для молодежи - изменить отношение молодого поколения к конкретной социальной проблеме, создать новые (позитивные) социальные ценности.

Сегодня молодежь большую часть информации получает из СМИ, поэтому черты характера молодого поколения отчасти формируются именно под воздействием рекламы. Можно говорить о том, что в современном обществе реклама выступает мощным рычагом стандартизации восприятия мира молодёжью. Следовательно, можно рассматривать рекламу как один из факторов социализации молодёжи, особенно если речь идет о социальной рекламе.

В практике социальной рекламы еще много несказанного и ненаписанного. Этот рынок формируется сейчас, он открыт, его ресурсы огромны и еще не освоены, а реальная общественная польза от их использования, как показывает практика, очень велика.

ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ

2.1. Этапы проведения исследования

Для проверки гипотезы исследование включало три этапа (таблица 1):

Таблица 1.

Этапы исследования

Этап

Задачи

Используемые методы

Сроки

1 этап.

Теоретическое исследование проблемы

-изучить и проанализировать познавательную и научную литературу.

- самостоятельное

размышление;

- изучение

информационных источников;

-поиск необходимой литературы.

Сентябрь 2017 –

ноябрь 2017

2 этап.

Практическое исследование проблемы

- провести анкетирование

- наблюдение;

- анализ;

- сравнение;

- анкетирование;

- эксперимент.

Ноябрь 2017 –

декабрь 2017

3 этап. Практическое использование результатов

- обобщить изученную информацию;

- разработать рекомендации;

- оформить каталог значимой социальной рекламы

- систематизация;

- отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)

Декабрь 2017 –

январь 2018

2.2. Анкетирование

С целью получения необходимой информации и мнений людей по проблеме исследования, нами проведено массовое анкетирование (189 респондентов). Респондентами анкетирования явились:

Старшеклассники школ г. Снежногорска Мурманской области (59 человек);

Студенты Мурманской области (31 человек) и г. Минска Республики Беларусь (28 человек);

Молодёжь в возрасте 25-30 лет Мурманской области (46 человек) и г. Минска Республики Беларусь (25 человек).

При помощи социальной сети «В контакте», анкеты были разосланы респондентам, которые подходили по основным параметрам – место жительства и необходимый возраст.

Анкета состояла из 15 вопросов и творческого задания. В закрытых вопросах анкеты были предусмотрены все возможные варианты ответов, кроме того были и открытые вопросы, где респондент мог дать развернутый ответ.

2.2.1. Анкетирование российских старшеклассников

Большую часть респондентов составили старшеклассники школ г. Снежногорск Мурманской области (59 человек).

Пол респондентов: 37,3% (22 чел.) – юноши, 62,7% (37 чел.) - девушки.

Действующий профессиональный статус всех респондентов – ученики (учащиеся старших классов школ). Большинство опрошенных старшеклассников (95%, 56 чел.) имеют представление о социальной рекламе (знакомы с термином «социальная реклама»), видели ее в своем городе, в СМИ; 5% (3 чел.) опрошенных не были знакомы с данным термином, впервые услышали о нем в ходе нашего анкетирования. Анализ aнкeт пoзвoлил выяснить, кaк данная группа рeспoндeнтов вoспринимaет и оценивает сoциaльнyю рeклaмy:

- большинство старшеклассников (64,4%, 38 чел.) считают, что социальная реклама является достаточно эффективным способом для уведомления общества о существующих проблемах, однако 20,3% (12 чел.) затрудняются однозначно оценить степень ее эффективности для решения общественных проблем, а 15,3% (9 чел.) школьников вообще считают социальную рекламу неэффективной и ненужной.
- 69,5% (41 чел.) респондентов (2/3 опрошенных) уверенно утверждают, что социальная реклама может повлиять на поведение людей, т.е. однозначно признают ее эффективность, однако часть учеников (27,1%, 16 чел.) затруднились уверенно оценить степень ее влияния на образ жизни и поведение людей, а 3,4% (2 чел.) категорически отрицают возможность такого влияния (см. Приложение №6, диаграмму 13 к вопросу №6 анкеты).

- почти половина опрошенных старшеклассников (42,4%, 25 чел.) признали только просветительское влияние рекламы на них лично (узнали из нее о проблемах общества), но на их образ жизни и взгляды она никак не повлияла; всего 22% (13 чел.) уверенно утверждают, что социальная реклама повлияла именно на них лично, изменила их мировоззрение, подтолкнула к изменениям поведения и образа жизни; отметим, что довольно значительная часть школьников (35,6%, 21 чел.) категорично отрицают какое-либо влияние рекламы на них лично, их собственное поведение и жизненные ценности (хотя на предыдущий вопрос большинство ответили согласием, что реклама влияет на людей).

Наиболее актуальной сегодня социальной рекламой российские старшеклассники считают (см. Приложение №6, диаграмму 14 к вопросу №8 анкеты):

1 место – реклама «профилактика ВИЧ, СПИДа, гепатита В,С» (86,4%, 51 чел.)

2 место – реклама «здоровый образ жизни» (56%, 33 чел.)

3 место - реклама «дети-сироты» (39%, 23 чел.)

4 место – реклама «против наркотиков» (32,2%, 19 чел.)

5 место – реклама «экология» (24%, 14 чел.)

6 место - реклама «вежливый водитель» (3,4%, 2 чел.), школьники сочли такую социальную рекламу для себя наименее важной и малоактуальной.

Другие темы актуальной социальной рекламы (помимо предложенного списка тем) школьниками самостоятельно не обозначались.

- абсолютное большинство опрошенных старшеклассников (84,7%, 50 чел.), описывая свое отношение к социальной рекламе при встрече с ней в повседневной жизни (в транспорте, в СМИ и др.), указывают на свою в ней заинтересованность: 47,4% (28 чел.) заостряют на ней свое внимание, а 37,3% (22 чел.) всегда внимательно ее изучают, она является для них эмоционально привлекательной; однако, 15,3% (9 чел.) из числа всех опрошенных школьников стараются не обращать на нее внимания, игнорируют. Отметим, что никто из них не сказал, что социальная реклама их раздражает, т.е. можно говорить в целом о позитивном восприятии старшеклассниками социальной рекламы (см. Приложение №6, диаграмму 15 к вопросу №9 анкеты).

- 57,6% (34 чел.) старшеклассников однозначно подчеркнули эффективность и пользу «шоковой» социальной рекламы: 22% (13 чел.) отмечают, что именно такая реклама привлекает внимание общества к проблемам, а 35,6% (21 чел.) считают такую рекламу нужной, чтобы изменить ситуацию в обществе (традиционная реклама уже примелькалась людям, ее не видят, игнорируют). Часть опрошенных школьников (10%, 6 чел.) категорично утверждают, что «шоковая» реклама не нужна обществу, вызывает у людей негативные эмоции. Отметим, что среди старшеклассников значительное число тех (32,2%, 19 чел.), кто вообще не видел такой рекламы, услышал о ней только в процессе нашего анкетирования.

- большинство опрошенных старшеклассников (71,2%, 42 чел.) однозначно хотели бы, чтобы социальной рекламы было больше; 28,8% (17 чел.) указали, что социальной рекламы вокруг достаточно, увеличение ее количества не нужно, а необходимо повышать качество самой рекламы (например, половина опрошенных (52,5%, 31 чел.) отметили, что смысл, который должна донести социальная реклама, не всегда бывает школьникам понятен, т.е. реклама должна стать более ориентированной на своего адресата).

- показательно, что при столкновении с социальной рекламой желание присоединиться к решению обозначенной в ней проблемы возникает однозначнотолько у малой доли старшеклассников (20,3%, 12 чел.), большая же часть опрошенных (47,5%, 28 чел.) не всегда принимают призыв социальной рекламы, не всегда хотят за ней следовать, а 32,2% (19 чел.) школьников категорично заявляют об отсутствии желания присоединиться к рекламному призыву любой социальной рекламы.

- значительное число старшеклассников (45,8%, 27 чел.) однозначно ответили, что нa yлицaх их гoрoдa явно недостаточно социальной рекламы, ее должно быть значительно больше, а 15,2% (9 чел.) утверждают, что она вообще не встречалась им на улицах их города проживания, ее фактически нет. Однако,37,3% (22 чел.) указали, что такой рекламы вполне достаточно для их города проживания, а 1,7% (1 чел.) ответит, что социальной рекламы слишком много на городских улицах. Такая разница в мнениях школьников может быть связана с разной степенью информированности и мобильности старшеклассников.

2.2.2. Анкетирование российских студентов

Респондентами являлись российские студенты (2-5 курсы) г. Мурманска (31 человек).

Пол респондентов: 29% (9 чел.) – мужчины, 71% (22 чел.) - женщины.

Действующий профессиональный статус всех респондентов – студенты.

Все респонденты (100%) имеют представление о социальной рекламе (знакомы с термином «социальная реклама», ее основными признаками и целями), видели ее неоднократно в своем городе и СМИ. Анализ aнкeт пoзвoлил сфoрмирoвaть прeдстaвлeниe o тoм, кaк данная группа рeспoндeнтов вoспринимaет и оценивает сoциaльнyю рeклaмy:

- большинство российских студентов (58%, 18 чел.) считают, что социальная реклама является достаточно эффективным способом для уведомления общества о существующих проблемах, однако 38,7% (12 чел.) затрудняются однозначно оценить ее, сомневаются в степени ее эффективности для решения общественных проблем;
- 71% (22 чел.) респондентов (более 2/3 опрошенных) уверенно утверждают, что социальная реклама может повлиять на поведение людей, изменить его, т.е. признают ее эффективность, однако часть участников анкетирования (26%, 8 чел.) затруднились уверенно оценить степень ее влияния на людей, их взгляды и поведение, а 3% (1 чел.) категорически отрицают возможность такого влияния (см. Приложение №6, диаграмму 10 к вопросу №6 анкеты).

- более половины опрошенных (64,5%, 20 чел.) признали только просветительское влияние рекламы на них лично (узнали из нее о проблемах общества), но на их образ жизни и взгляды она никак не повлияла; только 22,6% (7 чел.) утверждают, что социальная реклама повлияла именно на них лично, изменила их мировоззрение, подтолкнула к изменениям поведения и образа жизни; незначительная же часть респондентов (12,9%, 4 чел.) уверенно отрицают какое-либо влияние рекламы на их собственное поведение и жизненные ценности.

- наиболее актуальной сегодня социальной рекламой российские студенты считают (см. Приложение №6, диаграмму 11 к вопросу №8 анкеты):

1 место – реклама «вежливый водитель» (90,3%, 28 чел.), большинство респондентов однозначно признали такую социальную рекламу актуальной, важной и эффективной

2 место – реклама «здоровый образ жизни» (87%, 27 чел.)

3 место - реклама «дети-сироты» (38,7%, 12 чел.)

4 место – реклама «профилактика ВИЧ, СПИДа, гепатита В,С» (29%, 9 чел.)

5 место – реклама «против наркотиков» (22,6%, 7 чел.)

6 место - реклама «экология» (16%, 5 чел.)

Другие темы актуальной рекламы самостоятельно не обозначались (в отличие от той же категории опрошенных – студентов Республики Беларусь, которые самостоятельно обозначили как актуальную проблематику рекламу «против употребления алкоголя» помимо предложенного списка тем рекламы).

- 87% (27 чел.) опрошенных студентов, описывая свое отношение к социальной рекламе при встрече с ней в повседневной жизни (в транспорте, в СМИ и др.), демонстрируют свою в ней заинтересованность: 25,8% (8 чел.) заостряют на ней свое внимание, не пропускают ее, а 61,2% (19 чел.) всегда внимательно ее изучают, рассматривают, она является для них эмоционально привлекательной, важной; 3,3% (1 чел.) из числа опрошенных остаются к ней равнодушными, стараются не обращать на нее внимания; 9,7% (3 чел.) студентов указали, что любая социальная реклама их раздражает, ее слишком много, она навязчива (см. Приложение №6, диаграмму 12 к вопросу №9 анкеты).

- 80,6% (25 чел.) студентов однозначно подчеркнули эффективность и пользу «шоковой» социальной рекламы, причем 61,3% (19 чел.) подчеркивают, что именно такая реклама привлекает внимание людей к проблемам, но только 19,3% (6 чел.) считают такую рекламу крайне необходимой, потому что только так можно что-то изменить в обществе (традиционная реклама уже примелькалась людям, стала раздражать).

- большинство опрошенных (58%, 18 чел.) однозначно хотели бы, чтобы социальной рекламы было больше, чтобы она преобладала над коммерческой рекламой, что значительно повысило бы эффективность самой социальной рекламы; 42% (13 чел.) указали, что социальной рекламы вокруг достаточно в уже имеющемся объеме, хотя смысл, который должна донести социальная реклама, не всегда бывает им понятен (так считают 67,7% (21 чел.) из числа опрошенных студентов).

- преобладающее большинство респондентов (61,3%, 19 чел.) однозначно ответили, что нa yлицaх их гoрoдa явно недостаточно социальной рекламы, ее должно быть значительно больше; 35,5% (11 чел.) указали, что ее вполне достаточно для их города проживания.

2.2.3. Анкетирование российской молодёжи

Респондентами являлись представители молодежи 25-30 лет Мурманской области (46 человек).

Пол респондентов: 41,3% (19 чел.) - мужчины и 58,7% (27 чел.) - женщины.

Действующий профессиональный статус всех респондентов – служащие (деятельность, не связанная с созданием, размещением или заказом социальной рекламы).

Все респонденты (100%) имеют представление о социальной рекламе (знакомы с термином «социальная реклама»).

Сoциaльнyю рeклaмy регулярно видeли все рeспoндeнты (100%), чтo гoвoрит в цeлoм oб эффeктивнoсти eё рaзмeщeния.

Вoпрoсы aнкeты пoзвoлили в дaльнeйшeм сфoрмирoвaть прeдстaвлeниe o тoм, кaк рeспoндeнты вoспринимaли сoциaльнyю рeклaмy:

- большинство респондентов (74%, 34 чел.) считают, что социальная реклама является эффективным способом для уведомления общества о существующих проблемах
- большинство респондентов (69,5%, 32 чел.) уверенно утверждают, что социальная реклама может повлиять на поведение людей, изменить его, нацелить в сторону решения проблем общества, т.е. признают ее социальный потенциал и эффективность (см. Приложение №6, диаграмму 1 к вопросу №6 анкеты).

- однако, только 26% (12 чел.) респондентов признали, что социальная реклама повлияла именно на них лично, большинство же респондентов (63%, 29 чел.) признали только просветительское влияние такой рекламы на них (узнали из нее о проблемах общества, но их образ жизни она никак не изменила).

- наиболее актуальной сегодня социальной рекламой респонденты считают (см. Приложение №6, диаграмму 2 к вопросу №8 анкеты):

1 место – реклама «вежливый водитель» (93,5%, 43 чел.), причем здесь в оценках проявился гендерный аспект: все респонденты-мужчины однозначно признали такую социальную рекламу актуальной, важной и эффективной

2 место – реклама «здоровый образ жизни» (76%, 35 чел.)

3 место - реклама «против наркотиков» (69,5%, 32 чел.)

4 место – реклама «профилактика ВИЧ, СПИДа, гепатита В,С» (45,6%, 21 чел.), здесь также в оценках проявился явный гендерный аспект: все респонденты-мужчины однозначно признали такую социальную рекламу актуальной, важной и эффективной

5 место – реклама «экология» (41,3%, 19 чел.)
6 место - реклама «против курения» (37%, 17 чел.)

7 место – реклама «дети-сироты» (28%, 13 чел.)

8 место – реклама «защита бездомных животных» (13%, 6 чел.)

Отметим, что 2 темы актуальной рекламы были обозначены опрошенными самостоятельно, помимо предложенного списка тем: обозначили как актуальную проблематику рекламу «против курения» и рекламу «защита бездомных животных»).

- практически все респонденты (98%, 45 чел.), описывая свое отношение к социальной рекламе при встрече с ней в повседневной жизни (в транспорте, в СМИ и др.), отмечают свое внимание, заинтересованность к ней, ее привлекательность для восприятия: 56,5%, (26 чел.) заостряют на ней свое внимание, не пропускают ее, а 41% (19 чел.) всегда внимательно ее изучают, рассматривают, эта информация является для них эмоционально привлекательной, важной (см. Приложение №6, диаграмму 3 к вопросу №9 анкеты).

- большинство респондентов (82,6%, 38 чел.) подчеркнули эффективность и пользу «шоковой» социальной рекламы, из них 45,6% (21 чел.) считают такую рекламу крайне необходимой, потому что только так можно что-то изменить в обществе.

- также большинство опрошенных (89%, 41 чел.) хотели бы, чтобы социальной рекламы было больше, чтобы она преобладала над коммерческой рекламой, что значительно повысило бы эффективность социальной рекламы

- наиболее запоминающейся за последнее время (вопрос №13 анкеты)для большинства респондентов стала следующая социальная реклама:

1 место – «Безопасность на дорогах» (82,6%, 38 чел.)

2 место – «Пропаганда отказа от абортов» (34,8%, 16 чел.)

3 место – «Чистый город – правильный выбор!» (30,4%, 14 чел.)

4 место – «Реклама о бездомных животных» (24%, 11 чел.)

Именно данные темы социальной рекламы показались опрошенным наиболее привлекательными на данный момент, на этих именно проблемах общества сконцентрировалось их внимание благодаря рекламе, именно они запомнились (либо как наиболее часто встречающиеся, либо как наиболее эффективно и ярко представленные вниманию данной целевой аудитории).

Эти данные перекликаются с данными по вопросу №8 о том, какая социальная реклама является сейчас наиболее актуальной: и там, и здесь наибольшее внимание респондентов уделено теме «безопасности дорожного движения», что свидетельствует об эмоциональной близости данной проблемы всем участникам опроса, их готовности изменить ситуацию, участвовать в решении данной проблемы.

- в целом при столкновении с социальной рекламой желание присоединиться к решению обозначенной в ней проблемы возникает однозначнотолько у части респондентов (28%, 13 чел.), большая же часть опрошенных (63%, 29 чел.) не всегда однозначно оценивают и принимают призыв социальной рекламы (он либо неоднозначно оформлен в рекламе, либо транслируемый образ не совпадает с жизненными ценностями и приоритетами респондентов).

- большинство респондентов (69,5%, 32 чел.) однозначно ответили, что нa yлицaх гoрoдa недостаточно социальной рекламы, ее должно быть значительно больше, она должна быть более качественной и ценностно-ориентированной, соответствовать мнению населения о степени актуальности той или иной социальной проблемы

2.2.4. Анкетирование студентов Республики Беларусь

Респондентами являлись студенты г. Минска Республики Беларусь (28 человек).

Пол респондентов: 35,7% (10 чел.) – мужчины, 64,3% (18 чел.) - женщины.

Действующий профессиональный статус всех респондентов – студенты.

Все респонденты (100%) имеют представление о социальной рекламе (знакомы с термином «социальная реклама»), видели ее регулярно и неоднократно, чтo гoвoрит в цeлoм oб эффeктивнoсти eё рaзмeщeния в городе и СМИ.

Вoпрoсы aнкeты пoзвoлили в дaльнeйшeм сфoрмирoвaть прeдстaвлeниe o тoм, кaк рeспoндeнты вoспринимaли сoциaльнyю рeклaмy:

- большинство студентов (82%, 23 чел.) считают, что социальная реклама является эффективным способом для уведомления общества о существующих проблемах, однако 10,7% (3 чел.) отрицают ее воздействие на умы и взгляды людей, считают ее неэффективной в решении общественных проблем;
- 39,3% (11 чел.) респондентов уверенно утверждают, что социальная реклама может повлиять на поведение людей, изменить его, т.е. признают ее социальный потенциал и эффективность, однако большинство участников (50%, 14 чел.) затруднились уверенно оценить степень ее влияния на людей, их взгляды и поведение, а 10,7% (3 чел.) опрошенных категорически отрицают возможность такого влияния (см. Приложение №6, диаграмму 7 к вопросу №6 анкеты).

- более половины опрошенных (60,72%, 17 чел.) признали лишь просветительское влияние рекламы на них лично (узнали из нее о проблемах общества), но их образ жизни и ценности она никак не изменила; только 7,14% (2 чел.) утверждают, что социальная реклама повлияла именно на них лично, изменила их образ жизни и мировоззрение; значительная же часть респондентов (32,14%, 9 чел.) уверенно отрицают какое-либо влияние рекламы на них лично, их собственное поведение и жизненные ценности.

- наиболее актуальной сегодня социальной рекламой белорусские студенты считают (см. Приложение №6, диаграмму 8 к вопросу №8 анкеты):

1 место – реклама «здоровый образ жизни» (57%, 16 чел.), т.е. более половины опрошенных считают такую рекламу наиболее нужной, востребованной для молодежи на сегодняшний день

2 место – реклама «против наркотиков» (43%, 12 чел.), т.е. студенты однозначно признали данную рекламу актуальной, важной и эффективной

3 место - реклама «экология» (39%, 11 чел.), значительное количество студентов однозначно признали такую социальную рекламу актуальной и эффективной

4 место – разделили между собой реклама «вежливый водитель» (25%, 7 чел.) и реклама «профилактика ВИЧ, СПИДа, гепатита В,С» (25%,7 чел.), их указали как актуальные равное количество опрошенных

5 место – реклама «дети-сироты» (10%, 3 чел.)
6 место – реклама «против употребления алкоголя» (7%, 2 чел.) (данная тема актуальной рекламы была обозначена опрошенными самостоятельно, помимо предложенного списка тем).

- 89% (25 чел.) респондентов, описывая свое отношение к социальной рекламе при встрече с ней в повседневной жизни (в транспорте, в СМИ и др.), отмечают свою в ней заинтересованность: 43% (12 чел.) заостряют на ней свое внимание, не пропускают ее, а 46% (13 чел.) всегда внимательно ее изучают, рассматривают, эта информация является для них эмоционально привлекательной, важной, т.е. большинство опрошенных не остались к ней равнодушными (см. Приложение №6, диаграмму 9 к вопросу №9 анкеты).

- все респонденты (100%, 28 чел.) однозначно подчеркнули эффективность и пользу «шоковой» социальной рекламы, причем 71,4% (20 чел.) подчеркивают, что именно такая реклама привлекает внимание людей к проблемам, но только 28,6% (8 чел.) считают такую рекламу крайне необходимой, потому что только так можно что-то изменить в обществе (традиционная реклама уже примелькалась общественности, требуются более оригинальные рекламные приемы и образы).

- большинство опрошенных (61%, 17 чел.) однозначно не хотели бы, чтобы социальной рекламы было больше, либо считая ее достаточной в уже имеющемся объеме, либо в силу того, что смысл, который должна была донести социальная реклама, не всегда бывает им понятен (75%, 21 чел.); только 39% (11 чел.) указали, что социальной рекламы должно быть больше, чтобы она преобладала над коммерческой рекламой, что значительно повысило бы эффективность социальной рекламы.

- преобладающее большинство респондентов (57%, 16 чел.) однозначно ответили, что нa yлицaх их гoрoдa абсолютно достаточно социальной рекламы; 36% (10 чел.) указали, что ее должно быть значительно больше; 7% (2 чел.) участников считает, что ее слишком много для его города проживания.

2.2.5. Анкетирование молодёжи Республики Беларусь

Респондентами являлись представители молодежи 25-30 лет г. Минска Республики Беларусь (25 человек).

Пол респондентов: 36% (9 чел.) – мужчины, 64% (16 чел.) - женщины.

Действующий профессиональный статус всех респондентов – служащие (деятельность, не связанная с созданием, размещением или заказом социальной рекламы).

Все респонденты (100%) имеют представление о социальной рекламе (знакомы с термином «социальная реклама»), видели ее регулярно и неоднократно, чтo гoвoрит в цeлoм oб эффeктивнoсти eё рaзмeщeния.

Вoпрoсы aнкeты пoзвoлили в дaльнeйшeм сфoрмирoвaть прeдстaвлeниe o тoм, кaк рeспoндeнты вoспринимaли сoциaльнyю рeклaмy:

- большинство респондентов (72%, 18 чел.) считают, что социальная реклама является эффективным способом для уведомления общества о существующих проблемах, другие 28% (7 чел.) затрудняются в оценке степени эффективности социальной рекламы, но ее воздействие на умы людей не отрицают;
- 80% (20 чел.) респондентов уверенно утверждают, что социальная реклама может повлиять на поведение людей, изменить его, т.е. признают ее социальный потенциал и эффективность (см. Приложение №6, диаграмму 4 к вопросу №6 анкеты).

- более половины опрошенных (56%, 14 чел.) признали, что социальная реклама повлияла именно на них лично, изменила их образ жизни и мировоззрение; оставшаяся часть респондентов (44%, 11 чел.) признали просветительское влияние рекламы на них, но их образ жизни и ценности она никак не изменила).

- наиболее актуальной сегодня социальной рекламой белорусские респонденты считают (см. Приложение №6, диаграмму 5 к вопросу №8 анкеты):

1 место – реклама «здоровый образ жизни» (100%, 25 чел.), т.е. абсолютно все опрошенные считают такую рекламу наиболее нужной, востребованной для молодежи на сегодняшний день

2 место – реклама «вежливый водитель» (96%, 24 чел.), т.е. большинство однозначно признали рекламу «безопасного дорожного движения» актуальной, важной и эффективной

3 место - реклама «профилактика ВИЧ, СПИДа, гепатита В,С» (84%, 21 чел.), большинство однозначно признали такую социальную рекламу актуальной, важной и эффективной

4 место – реклама «экология» (64%, 16 чел.)

5 место – реклама «против наркотиков» (48%, 12 чел.)
6 место - реклама «дети-сироты» (36%, 9 чел.)

Другие темы актуальной рекламы самостоятельно не обозначались (в отличие от той же категории опрошенных – российской молодежи, которые обозначили как актуальную проблематику рекламу «против курения» и рекламу «защита бездомных животных»).

- все респонденты, описывая свое отношение к социальной рекламе при встрече с ней в повседневной жизни (в транспорте, в СМИ и др.), отмечают свою в ней заинтересованность: 76% (19 чел.) заостряют на ней свое внимание, не пропускают ее, а 24% (6 чел.) всегда внимательно ее изучают, рассматривают, эта информация является для них эмоционально привлекательной, важной, т.е. никто из опрошенных не остался к ней равнодушен (см. Приложение №6, диаграмму 6 к вопросу №9 анкеты).

- большинство респондентов (76%, 19 чел.) подчеркнули эффективность и пользу «шоковой» социальной рекламы, причем 68% (17 чел.) считают такую рекламу крайне необходимой, потому что только так можно что-то изменить в обществе; однако, 24% (6 чел.) участников опроса вообще не знакомы с «шоковой» рекламой, никогда не видели ее, что может свидетельствовать об отсутствии или непопулярности такой рекламы в Республике Беларусь.

- большинство опрошенных (68%, 17 чел.) хотели бы, чтобы социальной рекламы было больше, чтобы она преобладала над коммерческой рекламой, что значительно повысило бы эффективность социальной рекламы; однако, 32% (8 чел.) участников однозначно высказались против увеличения доли такой рекламы, либо считая ее достаточно эффективной в уже имеющемся объеме, либо в силу того, что смысл, который должна была донести социальная реклама, не всегда бывает им понятен (28%, 7 чел.).

- 72% (18 чел.) респондентов однозначно ответили, что нa yлицaх их гoрoдa абсолютно достаточно социальной рекламы; 24% (6 чел.) указали, что ее должно быть значительно больше; 4% (1 чел) участников считает, что ее слишком много для его города проживания.

2.2.6. Основные выводы по анкетированию

Анализ aнкeт пoзвoлил выяснить, кaк каждая возрастная группа рeспoндeнтов вoспринимaет и оценивает сoциaльнyю рeклaмy, ее влияние на решение социальных проблем, на мнение и поведение людей, на общество в целом.

Анкетирование самой юной группы респондентов (старшеклассников школ г.Снежногорск Мурманской области) выявило, что для данной целевой аудитории наиболее актуальными являются следующие темы социальной рекламы: «профилактика ВИЧ, СПИДа, гепатита В,С», «здоровый образ жизни», «дети-сироты». Отметим, что 2 место (реклама «здоровый образ жизни») по степени актуальности старшеклассники отдали солидарно (одинаково) и с российскими студентами, и с российской молодежью; 3 место (реклама «дети-сироты») - солидарно (одинаково) с российскими студентами, а вот на 1 место школьники поставили тему «профилактика ВИЧ, СПИДа, гепатита В,С» (у российских студентов и представителей молодежи 1 место – у рекламы «вежливый водитель», у школьников она же – на последнем месте как наименее важная и малоактуальная для них) (см. Приложение №6, диаграмму 16 к вопросу №8 анкеты).

Вероятно, каждая группа наших респондентов считает актуальной ту рекламу, которая соответствует интересам и ценностям своей возрастной категории (студенты и молодежь – имеют автомобили, им важна безопасность дорожного движения, старшеклассники – много информации получают по проблемам здорового образа жизни, часто в школах проводятся мероприятия и беседы  по СПИДу, наркотикам и т.д.).

Достаточно большой процент школьников (15,3%) вообще считают любую социальную рекламу неэффективной, бесполезной и ненужной: они достаточно скептично оценивают способность социальной рекламы хоть как-либо влиять на поведение людей (скепсис в оценках выше, чем у российских студентов и молодежи).Довольно значительная же часть школьников (35,6%) категорично отрицают какое-либо влияние рекламы на них лично, их собственное поведение и жизненные ценности (хотя на предыдущий вопрос большинство ответили согласием, что реклама может влиять на людей: ранее признали, что на кого-то другого она может влиять, но «на меня лично – не влияет, я независим от чьего-либо влияния, у меня свое мнение», т.е. старшеклассники проявили протестное оценивание, отрицание любого внешнего воздействия на собственную личность).

Отметим, что никто из старшеклассников не сказал, что социальная реклама их раздражает, т.е. можно говорить о достаточно позитивном восприятии старшеклассниками социальной рекламы в целом. Однако, достаточно большая часть старшеклассников (47,5%) не всегда принимают призыв социальной рекламы, не всегда хотят за ней следовать, а 32,2% школьников категорично заявляют об отсутствии желания присоединиться к рекламному призыву любой социальной рекламы. Они указывают на необходимость повышать качество самой рекламы (например, половина опрошенных школьников (52,5%) отметили, что смысл, который должна донести социальная реклама, не всегда бывает школьникам понятен, т.е. реклама должна стать более ориентированной на своего адресата, его кругозор и образ жизни).

Анкетирование российских студентов г. Мурманска выявило, что для данной целевой аудитории наиболее актуальными являются темы социальной рекламы: «вежливый водитель», «здоровый образ жизни», «дети-сироты». Другие темы актуальной рекламы самостоятельно ими не обозначались (в отличие от той же категории опрошенных – студентов Республики Беларусь, которые самостоятельно обозначили как актуальную проблематику рекламу «против употребления алкоголя» помимо предложенного списка тем рекламы) (см. Приложение №6, диаграмму 17 к вопросу №8 анкеты).

Большинство российских студентов считают, что социальная реклама может быть достаточно эффективным средством влияния на поведениелюдей,но - признают в основном просветительское влияние рекламы на них лично (узнали из нее о проблемах общества, а на их образ жизни и взгляды она никак не повлияла). Также большинство однозначно указало на недостаток современной и качественной социальной рекламы, которая действительно могла бы изменить ценностные ориентации молодежи (например, многие студенты подчеркнули эффективность и пользу «шоковой» социальной рекламы: именно такая реклама привлекает внимание людей к проблемам, только так можно что-то изменить в обществе, так как традиционная реклама уже примелькалась людям, стала раздражать).

Большинство студентов однозначно хотели бы, чтобы социальной рекламы было больше,она должна стать более современной и качественной, заложенный в ней смысл должен бытьвсегда понятен целевой аудитории, что значительно повысило бы эффективность любой социальной рекламы.

Анкетирование студентов г. Минска Республики Беларусь выявило, что для данной целевой аудитории наиболее актуальными являются темы социальной рекламы: здорового образа жизни, реклама против наркотиков, экология; в число актуальных респондентами самостоятельно внесена реклама «против употребления алкоголя». Также отмечается, что города Республики Беларусь насыщены достаточным, по мнению студентов, количеством социальной рекламы; необходимо повышать не ее количество, а качество, искать новые идеи и учитывать интересы и взгляды целевой аудитории при изготовлении и размещении такой рекламы. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что студенты в Республике Беларусь «пресыщены» социальной рекламой, она перестает быть для них интересной, они считают – ее больше, чем необходимо для них как целевой аудитории. Большинство однозначно указало на недостаток современной и качественной социальной рекламы, которая действительно бы могла изменить ценностные ориентации людей (например, таковой они считают «шоковую» рекламу).

Анкетирование представителей российской молодёжи (25-30 лет) выявило, что для данной целевой аудитории наиболее актуальными являются темы социальной рекламы, затрагивающие проблемы: безопасности дорожного движения («вежливый водитель»), «здорового образа жизни», «профилактики наркомании, СПИДа и др». Оценки степени актуальности той или иной тематики социальной рекламы нашими российскими студентами во многом совпадают с оценками белорусских студентов (см. Приложение №6, диаграмму 18 к вопросу №8 анкеты).

Российская молодёжь не только интересуются общественными проблемами, но и однозначно стремится, готовы участвовать посильно в их решении, особенно тех, которые соответствуют их жизненным ценностям и интересам. Большинство однозначно указало на недостаток качественной социальной рекламы, которая действительно бы могла изменить ценностные ориентации населения. В целом, данная группа участников проявила наиболее зрелую позицию среди российских респондентов не только в оценке степени актуальности социальной рекламы, но и в оценке эффективности ее влияния на людей в целом и на самих себя, как на целевую аудитории (молодежь социально более зрела, чем студенты и тем более школьники, у нее уже укрепились, сформировались базовые жизненные ценности и сложилось мировоззрение).

Анкетирование представителей молодёжи (25-30 лет) г.Минска Республики Беларусь выявило, что для данной целевой аудитории наиболее актуальными являются темы социальной рекламы, затрагивающие проблемы: «здорового образа жизни», безопасности дорожного движения («вежливый водитель»), «профилактики ВИЧ, СПИДа, гепатита В,С». Большинство однозначно указало на недостаток современной и качественной социальной рекламы, которая действительно бы могла изменить ценностные ориентации населения. Гендерных предпочтений в восприятии социальной рекламы, в отличии от российской молодежи, выявлено не было. Лишь часть опрошенных знакома с «шоковой» рекламой, некоторые никогда не видели ее, что может свидетельствовать об отсутствии или непопулярности такой рекламы в Республике Беларусь. Также, в сравнении с российскими респондентами, отмечается, что города Республики Беларусь насыщены достаточным, по мнению молодежи, количеством социальной рекламы; необходимо повышать не ее количество, а качество используемых рекламных продуктов, искать новые идеи и учитывать интересы и взгляды целевой аудитории при изготовлении и размещении такой рекламы. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что в Республике Беларусь достаточно много внимания уделяется решению социальных проблем, актуальных для молодежи, и социальной рекламе в частности.

Таким образом, социальная реклама в целом позитивно воспринимается всеми 5 группами наших респондентов, ее считают нужной для общества и достаточно эффективной с точки зрения влияния на образ жизни людей, их ценности и поведение, на их социально-активную позицию; некоторый негативизм и скепсис по отношению к социальной рекламе явно проявили лишь старшеклассники, что может быть следствием их недостаточной личностной и социальной зрелости по сравнению с молодежью и студентами (склонностью к открытому протестному поведению, нежеланием принимать чужое влияние и мнение). Поэтому при создании социальной рекламы, ориентированной на молодое поколение, не следует прибегать к повелительному наклонению: большинство молодых людей не любят, когда им «приказывают», это вызывает внутренний протест и, как следствие, отторжение полученной информации. Цель социальной рекламы для молодежи - изменить отношение молодого поколения к конкретной социальной проблеме, создать новые (позитивные) социальные ценности.

2.3. Разработка каталога запоминаемой социальной рекламы и авторской социальной рекламы

В данной исследовательской работе респондентам была предложена анкета, которая состояла из двух частей: первая состояла из 15 вопросов и вторая из творческого задания – приложить любую социальную рекламу (которая запомнилась и является актуальной по мнению респондента), также можно было нарисовать авторскую социальную рекламу). Первую часть анкеты мы подробно проанализировали в практической части исследования, вторую часть мы оформили в виде каталога запоминаемой социальной рекламы и авторской социальной рекламы.

2.4. Рекомендации по планированию эффективной социальной рекламы

- Чтобы эффективно влиять на молодежь, социальная реклама должна учитыватьих потребности, жизненные ценности, интересы, кругозор, социальный опыт;

- при создании социальной рекламы, ориентированной на молодое поколение, не следует прибегать к повелительному наклонению: большинство молодых людей не любят, когда им «приказывают», навязывают, это вызывает внутренний протест и, как следствие, отторжение полученной информации;

- когда рекламное сообщение исходит от лица, авторитетного для молодежи, усиливается интенсивность внимания, что также влияет на эффективность социального рекламного воздействия (например, участие популярных музыкантов в социальной передаче, посвященной проблеме наркотиков, позволяет увеличить объем и интенсивность внимания молодежи);

- для создания устойчивого внимания молодежи к социальной рекламе используется множество различных приемов, позволяющих избежать монотонности и привыкания: оптимальная скорость вещания и объем рекламного сообщения, разнообразные сюжеты, чередование музыкального и речевого сопровождения, использование различных режимов подачи материала;

- наиболее пристальное внимание молодежи привлекает необычная социальная реклама, отличающаяся новизной, уникальная свойствами, выступающими в роли раздражителя: оригинальным сюжетом, внешним видом (яркие краски, привлекательные лица и т.п.), контрастностью, интенсивностью, динамичностью, размером (большой баннер и т.п.);

- эффективность воздействия социальной рекламы на молодежь во многом зависит и от силы раздражителя: запоминающийся рекламный лозунг, эмоциональная лексика, яркая ритмичная музыка, острый рекламный сюжет;

- имеет значение объем рекламы при ее восприятии (например, яркий рекламный щит может служить хорошим раздражителем для внимания молодежи при условии, что рядом не будет других столь же ярких щитов);

- превышение «порога восприятия» приводит к тому, что молодежь перестает воспринимать «кричащую» рекламу: раздражитель, действующий длительное время (например, шумная, чересчур бодрая музыка, звучащая в течение всего рекламного фильма), очень быстро вызывает у зрителей утомление;

- для молодежи важна степень новизны поднимаемой социальной проблемы, даже если речь идет о традиционной проблеме (например, о вреде курения, экологии и т.п.), поэтому каждое новое рекламное сообщение должно сообщать о проблеме что-то новое, дополнять имеющиеся сведения новыми данными, для усиления внимания молодежи к объекту проведения социальной рекламной кампании;

- для привлечения внимания молодежи к социальной рекламе используется прием «проблемной ситуации»: перед аудиторией в рекламе ставится вопрос «Как быть?», решение которого побуждает к размышлению, вызывает потребность внимательнее вникнуть в сущность проблемы, предложить свое собственное решение;

- рекламу, нацеленную на молодежную аудиторию города, следует размещать вблизи мест наибольшей жизненной активности молодежи: около учебных заведений, спортивных клубов, развлекательных центров, торговых центров, ночных клубов, баз отдыха и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реклама - структурный компонент культуры и инструмент духовного производства общества. Функциональность рекламы в современном обществе определяется по нескольким направлениям. Первичная функция рекламы - обеспечить социализацию человека в условиях усложненной, изменчивой, неустойчивой среды. Ее наиболее существенный механизм составляет постоянно расширяющееся потребление в самых различных сферах, обеспечивающих хотя и унифицированный, но постоянно обновляемый и вариативный образ жизни.

В современном обществе значимость рекламной информации резко усилилась. Это вызвано следующими причинами:

Во-первых, в результате усложнения общественного поведения усиливаются информационные потребности людей. Информация превращается в массовый продукт, а растущую потребность в рекламной информации начинают испытывать не только деятели рынка, но миллионы и сотни миллионов граждан.

Во-вторых, социальная реклама становится не только сообщением, имеющим конкретное содержание, а экономической категорией. Она получает рыночную оценку и перестает быть бесплатным продуктом.

Сейчас развитие российской социальной рекламы должно нацелиться на постоянный анализ и поиск более современных и оригинальных приемов и способов создания востребованной и эффективной социальной рекламы для молодежи, и в этом контексте наше сравнительное исследование с участием белорусской молодежи дает возможность для переработки и адаптации чужого рекламного опыта, его освоение и приспособление под условия российской действительности.

Анализируя данные нашего анкетирования, можно сделать следующий вывод: восприятие социальной рекламы как социального явления в юношеском возрасте отличается от восприятия социальной рекламы в подростковом возрасте. Студентами и молодежью она воспринимается более позитивно, нежели школьниками, в силу того, что восприятие рекламы как социального явления в подростковом и юношеском возрастах в конечном счете определяется самоотношением человека, его отношением к жизни, а также степенью удовлетворенности той или иной потребности и умением управлять своим поведением, за счет чего будет строиться само поведение человека в конкретной ситуации.

В контексте исследуемой нами темы эффективность социальной рекламы заключается в результатах воздействия на молодежь как на целевую аудиторию, проявляемых в трансформации ее негативных стереотипов и установок, изменении образа жизни и поведения, формировании социальных ценностей, стремления к участию в жизни общества. Исследования показывают, что, как минимум, третья часть социальной рекламы рассчитана на молодежь. Однако, сами представители молодого поколения, участвовавшие в нашем исследовании, указывают – этого мало, они видят меньше такой рекламы, чем хотят и считают нужным видеть вокруг себя, в своем городе и в своей стране, указывают на необходимость делать социальную рекламу в большим учетом их собственных интересов и взглядов, их мнений, что в итоге повысит ее эффективность для решения общественных проблем.

Можно говорить о том, что в современном обществе социальная реклама выступает мощным рычагом стандартизации восприятия мира молодёжью, следовательно, можно рассматривать такую рекламу как один из значимых факторов социализации молодёжи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Байкова Е.Ю. Психологическая эффективность рекламного воздействия //Проблемы экономической психологии. Т. 2 - М.: Институт психологии РАН, 2005. - С. 337-338. 

Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations / И.Л. Викентьев. - М.: ТРИЗ-ШАНС; Издание 6-е, доп., 2015. - 380 c.

Дмитриева Л.М. Социальная реклама. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2009. – 272 с.

Лебедев А.Н. Психология рекламы. Питер, 2002. - 386 с.

Николайшвили Г. В  История социальной рекламы. М; 2006. 200 с.

Перепечаева Яна. Психологические аспекты социальной рекламы. М.:2001-258c.

Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ рекламы. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2008

Социальная реклама. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама» и «Связи с общественностью». Серия «Азбука рекламы» / Под ред. Дмитриевой Л. М. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 271 с.

Фетисов Э.Н. Эффективность социальной рекламы / Э.Н. Фетисов, С.Б. Калмыков // Ученые записки РГСУ. – 2010. – № 7. – С. 85–94.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации / Ф.И. Шарков. – М.: Социальные отношения, Перспектива, 2005. – 248 с.

Щирков Ю.Э. Практические направления социально-психологических работ в области рекламы // Введение в практическую социальную психологию: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой.- М.: Наука, 2008.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

СОЦИАЛЬНАЯ И КОММЕРЧЕСКАЯ РЕКЛАМА

Сходства

• Пресса.

• Полиграфическая реклама.

• Реклама в электронных СМИ, кинореклама.

• Наружная реклама.

• Реклама в сотовых сетях, например: SMS-рассылки и т.д.

• Реклама в глобальной сети Интернет.

• Информационное спонсорство.

• Рекламное оформление городского транспорта.

• Проведение всевозможных мероприятий и акций.

• Почтовые рассылки.

• Нетрадиционные виды рекламы.

• Различные методы PR.

Отличия

Цели и задачи рекламных сообщений:

Коммерческая реклама

Социальная реклама

Коммерческая реклама преследует достаточно очевидные цели, это извлечение прибыли.

Целью социальной рекламы является привлечение внимания общественности к тому или иному, как правило, проблемному явлению общественной жизни. Социальная реклама указывает на определенные общественные явления.

.Эффективность:

Коммерческая реклама

Социальная реклама

Эффективность коммерческой рекламы можно оценивать исходя из конкретных рыночных показателей, таких как уровень продаж той или иной услуги или товара

Эффективность социальной рекламы следует измерять по таким показателям, как узнаваемость обществом того или иного социального феномена и изменение общественной позиции по отношению к нему, формирование устойчивого общественного мнения. Ее эффективность может проявиться и через несколько лет, и через целое поколение.

Целевые аудитории.

Коммерческая реклама

Социальная реклама

Конкретный рекламный ролик или плакат ориентирован на узкий круг потребителей рекламируемого товара или услуги.

Социальная реклама воздействует на все общество или на самую активную его часть, или же на тех лиц, которые участвуют в принятии значимых социальных, экономических или политических решений.

Рекламодатель (заказчик).

Коммерческая реклама

Социальная реклама

Заказчиками коммерческой рекламы являются коммерческие организации, поэтому и размещение такой рекламы платное.

Заказчиками же социальной рекламы могут быть: государство, некоммерческие или общественные организации, бизнес, политические факторы. И ее размещение должно быть преимущественно бесплатным.

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Анкета

Здравствуйте!

Перед Вами анкета, целью которой является изучение вопроса о роли социальной рекламы в России и в других странах. Заполнение анкеты не займет много Вашего времени. Анкета состоит из двух частей и полностью анонимна. Заранее благодарим Вас за ответы!

1. Укажите страну, в которой Вы постоянно проживаете:

А) Россия Б) Белоруссия

2. Укажите Ваш пол:

А) мужской Б) женский

3. Укажите Ваш действующий профессиональный статус:

А) Ученик Б) Студент В) Служащий

4. Знаком ли Вам термин «Социальная реклама»?

А) Да Б) Нет

5. Как Вы считаете, является ли социальная реклама эффективным способом для уведомления общества о существующих проблемах?

А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить

6. Может ли социальная реклама повлиять на поведение людей?

А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить

7. Повлияла ли социальная реклама именно на Вас?

А) Да Б) Нет В) Узнал(а) о проблемах общества

8. Какая социальная реклама наиболее актуальна сегодня?

А) Реклама против наркотиков

Б) Дети-сироты

В) Вежливый водитель

Г) Здоровый образ жизни

Д) Профилактика ВИЧ, СПИДа, гепатита В,С

Е) Экология

Ж) другое __________________________________________________________________

9. Как Вы относитесь к социальной рекламе, встречая ее при просмотре журнала, газеты или телепередачи, видя её на общественном транспорте, в метро?

А) Я не обращаю на неё внимания

Б) Социальная реклама привлекает моё внимание

В) Она меня раздражает

Г) Всегда внимательно читаю, рассматриваю

Д) другое _____________________________________________________________________

10. Как Вы относитесь к «шоковой» социальной рекламе?

А) Она раздражает

Б) Такая реклама не нужна обществу

В) Привлекает внимание общества

Г) Нужна такая реклама, потому что только так можно что-то изменить

Д) Не видел(а) шоковой социальной рекламы

11. Хотели бы Вы, чтобы социальной рекламы было больше?

А) Да Б) Нет

12. Всегда ли понятен Вам тот смысл, который хотели донести рекламодатели (в том числе и коммерческой рекламы)?

А) Да Б) Нет В) Не всегда

13. Какая социальная реклама Вам запомнилась (или которую Вы видели в последнее время (отметьте несколько))

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Возникает ли у Вас при столкновении с социальной рекламой желание присоединиться к решению обозначенной в ней проблемы или сделать то, к чему она призывает?

А) Да Б) Нет В) Не всегда

15. Достаточно ли нa yлицaх Вашего гoрoдa социальной рекламы (бaннeров, плaкaтов и др., прoпaгaндирyющих здoрoвый oбрaз жизни, экoлoгичeскyю бeзoпaснoсть и т.п.)?

 А) Достаточно Б) Нет, недостаточно В) Ее вообще нет Г) Ее слишком много


Нарисуйте на этом листе социальную рекламу, которая, по Вашему мнению, отражала бы одну из основных социальных проблем в Вашей стране.

Можно прикрепить фотографию социальной рекламы из интернета.

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Анкетирование российской молодёжи 25-30 лет

Диаграмма 1

к вопросу №6 анкеты: «Может ли социальная реклама повлиять на поведение людей?»

Диаграмма 2

к вопросу №8 анкеты: «Какая социальная реклама наиболее актуальна сегодня?»

Диаграмма 3

к вопросу №9 анкеты: «Как Вы относитесь к социальной рекламе, встречая ее при просмотре журнала, газеты или телепередачи, видя её на общественном транспорте, в метро?»

Анкетирование молодёжи 25-30 лет Республики Беларусь

Диаграмма 4

к вопросу №6 анкеты: «Может ли социальная реклама повлиять на поведение людей?»

Диаграмма 5

к вопросу №8 анкеты: «Какая социальная реклама наиболее актуальна сегодня?»

Диаграмма 6

к вопросу №9 анкеты: «Как Вы относитесь к социальной рекламе, встречая ее при просмотре журнала, газеты или телепередачи, видя её на общественном транспорте, в метро?»

Анкетирование студентов Республики Беларусь

Диаграмма 7

к вопросу №6 анкеты: «Может ли социальная реклама повлиять на поведение людей?»

Диаграмма 8

к вопросу №8 анкеты: «Какая социальная реклама наиболее актуальна сегодня?»

Диаграмма 9

к вопросу №9 анкеты: «Как Вы относитесь к социальной рекламе, встречая ее при просмотре журнала, газеты или телепередачи, видя её на общественном транспорте, в метро?»

Анкетирование российских студентов

Диаграмма 10

к вопросу №6 анкеты: «Может ли социальная реклама повлиять на поведение людей?»

Диаграмма 11

к вопросу №8 анкеты: «Какая социальная реклама наиболее актуальна сегодня?»

Диаграмма 12

к вопросу №9 анкеты: «Как Вы относитесь к социальной рекламе, встречая ее при просмотре журнала, газеты или телепередачи, видя её на общественном транспорте, в метро?»

Анкетирование российских старшеклассников

Диаграмма 13

к вопросу №6 анкеты: «Может ли социальная реклама повлиять на поведение людей?»

Диаграмма 14

к вопросу №8 анкеты: «Какая социальная реклама наиболее актуальна сегодня?»

Диаграмма 15

к вопросу №9 анкеты: «Как Вы относитесь к социальной рекламе, встречая ее при просмотре журнала, газеты или телепередачи, видя её на общественном транспорте, в метро?»

Основные выводы по анкетированию:

Диаграмма 16

к вопросу №8 анкеты: «Какая социальная реклама наиболее актуальна сегодня?»

(сравнение ответов по группам респондентов, Россия)

Диаграмма 17

к вопросу №8 анкеты: «Какая социальная реклама наиболее актуальна сегодня?»

(сравнение ответов по группам студентов России и Республики Беларусь)

Диаграмма 18

к вопросу №8 анкеты: «Какая социальная реклама наиболее актуальна сегодня?»

(сравнение ответов по группам молодежи России и Республики Беларусь)

Просмотров работы: 7227