ПОЧЕМУ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ? ПРИЧИНЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПОЧЕМУ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ? ПРИЧИНЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Тетерина М.О. 1
1МБОУДО «ДДТ «Дриада» г. Снежногорска Мурманской области
Хиневич Е.С. 1
1МБОУДО «ДДТ «Дриада» г. Снежногорска Мурманской области
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская работа

Обществознание

ПОЧЕМУ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ?

ПРИЧИНЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.

Выполнила:

Тетерина Марина Олеговна

учащаяся 11 «В» класса

МБОУДО «ДДТ «Дриада»

г. Снежногорска Мурманской области

Руководитель:

Хиневич Евгения Сергеевна

к. соц. н., педагог дополнительного образования

МБОУДО «ДДТ «Дриада»

г. Снежногорска Мурманской области

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………........3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ……..…...5

Понятие «Общее недоразвитие речи»……………………………………………………….……..5

Причины недоразвития речи………………………………………………………………….…....6

Система помощи детям с ОНР в России…………………………………………………….……..9

ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………..11

2.1. Этапы проведения исследования………………………………………………………………….….11

2.2. Система помощи детям с ОНР в г. Снежногорске……………………………………………….…11

2.3. Анализ статистических данных по количеству дошкольников, зачисленных в логопедические группы в г. Снежногорске (ЗАТО Александровск). Выводы………………………………………..12

2.4. Анкетирование. Выводы по результатам…………………………………………………………….13

2.5. Разработка рекомендаций по теме исследования…………………………………………………...16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………...18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………...…..18

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Результаты специального изучения физиологов свидетельствуют о значительном ухудшении здоровья подрастающего поколения в России, что выражается в его соматической ослабленности, наличии органической симптоматики, тенденции к большей, чем раньше, распространенности сочетанных отклонений.  Также, по данным статистики, возрастает число речевых расстройств у детей дошкольного возраста, в связи с чем актуальность проблемы раннего их выявления и коррекции становится неоспоримой. У меня, как у будущего учителя-логопеда, эта тема вызывает особый интерес.

Специалисты утверждают: если в 1970–1980-е речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без речевых нарушений; увеличилось количество детей, у которых речь не появляется до 3 лет. По статистике, речевые нарушения в среднем в 2 раза чаще проявляются у мальчиков.

Среди дошкольников с речевой патологией дети с общим недоразвитием речи (далее ОНР) составляют самую многочисленную группу — около 40%. ОНР часто сочетается с выраженной неравномерностью психического развития, а также с недостаточностью таких психических функций, как внимание и память (Ю.Г. Демьянов, В.А. Ковшиков, А.Н.Корнев, В.В. Ковалев). Отсутствие своевременной работы по коррекции ОНР в дошкольном возрасте приводит к специфическим ошибкам в процессе чтения (дислексии) и на письме (дисграфии) и препятствует успешному усвоению программного материала по чтению и русскому языку в школе.

Вышесказанное заставляет специалистов серьезно задуматься над созданием системы медицинской, педагогической и социально-психологической помощи детям, имеющим тяжелые речевые нарушения (далее ТНР).

Целью настоящего исследования является анализ причин общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста и разработка практических рекомендаций по решению данной проблемы.

Задачи настоящего исследования:

- Изучить литературу по теме исследования.

- Проанализировать:

систему помощи детям с ОНР в России и, в частности, в г. Снежногорске Мурманской области;

статистические данные по количеству детей, зачисленных в группы для детей с ТНР в дошкольных учреждениях г. Снежногорска;

- Провести анкетирование родителей воспитанников логопедических групп г. Снежногорска;

- Разработать рекомендации на основе выводов по результатам анкетирования и социального анализа.

Объект исследования. Система помощи детям с ОНР в г. Снежногорске Мурманской области.

Социальным объектом исследования являются воспитанники групп компенсирующей направленности для детей с ТНР в ДОУ г. Снежногорска.

Предмет исследования. Причины возникновения речевых нарушений у воспитанников ДОУ г. Снежногорска.

Гипотеза. Изучение причин речевых нарушений позволит спланировать профилактическую работу по снижению факторов риска, влияющих на развитие ребенка. В свою очередь, проведение профилактической работы по предупреждению нарушений речи позволит уменьшить количество детей с ОНР в г. Снежногорске Мурманской области.

Методы исследования: теоретические и практические.

1. Теоретические: изучение информационных источников, обобщение.

2. Практические: анкетирование, наблюдение, поиск, анализ.

Новизна работы заключается в том, что исследование дошкольников с ОНР проводится впервые в г. Снежногорске Мурманской области, автором разработана форма анкеты для родителей, которая позволяет выявить основные факторы риска при возникновении речевых нарушений у детей. Также в работе предложен комплекс практических рекомендаций по снижению количества детей дошкольного возраста с ОНР в условиях закрытого муниципального образования.

Теоретическая значимость работы заключается в анализе количества воспитанников с ОНР в ДОУ г. Снежногорска, причин возникновения тяжелых речевых нарушений и предложении мер по профилактике общего недоразвития речи у детей.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты нашего исследования будут важны логопедам и воспитателям при проведении родительских собраний в ДОУ, медиками при консультировании будущих мам.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Понятие «Общее недоразвитие речи»

Общее недоразвитие речи  (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

Термин ОНР появился в 50х-60х годах XX века. Ввели его в употребление основоположник дошкольной логопедии в СССР Р.Е. Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.). Это понятие и сейчас активно используется при формировании логопедических групп при детских садах. У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

ОНР может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР (Т.Б.Филичева).

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.е. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Например, «би-би» может означать самолёт, самосвал, пароход.

II уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искажённые, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, «лябока» вместо «яблоко». Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наиболее типично сокращение количества слогов: «тевики» вместо «снеговики». Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции (например, «игаю мятику» - Играю мячиком).

III уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, «Мамой ездиля асьпак. А потом ходиля де летька, там звяна. Потом асьпальки не били. Потом посьли пак» вместо «С мамой ездила в зоопарк. А потом ходила, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк».

IV уровень речевого развития характеризуется нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незаконченность формирования звуковой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов. Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (дядя красит щеткой забор – вместо «дядя красит кистью забор). У детей отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Недостаточная сформированность лексико-грамматических форм языка неоднородна. У части детей выявляется незначительное количество ошибок, и они носят непостоянный характер, причем, если детям предлагается сравнить правильный и неправильный варианты ответа, выбор осуществляется верно. При составлении рассказа констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов1.

Причины недоразвития речи.

Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, вредоносных факторов, воздействующих изнутри или извне и нередко сочетающихся друг с другом.

1. Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода.

Наиболее уязвимый период воздействия негативных факторов на плод — первая треть беременности. Влияние вредного фактора или их сочетания в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в том числе и речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

1.1. Внутриутробная гипоксия плода  (кислородное голодание), причины которой могут быть разными — токсикоз первой и второй половины беременности, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, заболевания сердечно-сосудистой системы и т.п.).

1.2. Вирусные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).

1.3. Травмы, падения и ушибы матери. Особенно, если ушиб приходился на область живота. Могут приводить к отслойке плаценты и преждевременным родам.

1.4. Несовместимость крови матери и плода по резус-фактору.

1.5. Нарушения сроков вынашивания плода: недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).

1.6. Курение, прием алкоголя и наркотических веществ. У курящих, пьющих и употребляющих наркотики женщин дети рождаются с низкой массой тела, отстают в психическом и физическом развитии.

1.7. Прием лекарственных препаратов. Существуют лекарственные средства, которые противопоказаны при беременности, или должны применяться с осторожностью.

1.8. Экологические вредности. Например, на Урале дефицит йода в воде влечёт за собой поражение эндокринной системы и мозга ребёнка. В связи с этим врачи настоятельно рекомендуют всем детям, проживающим на Урале принимать йодсодержащие препараты.

1.9. Профессиональные вредности (повышенные физические нагрузки, работа с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения — ультрафиолетового, ионизирующей радиации).

1.10. Стрессовые состояния матери во время беременности могут приводить к гипоксии плода.

2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии.

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга.

В семье, где поздно начал говорить один из родителей, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Исследователи придают различное значение наследственной природе речевых нарушений — от минимального до очень большого. Это связано с примерами того, что в речевые нарушения не всегда передаются по наследству от родителей к детям. Тем не менее, исключать это обстоятельство нельзя.

3. Вредности родового периода

3.1. Родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям, которые могут затрагивать речевые зоны головного мозга.

3.2. Асфиксия — недостаток снабжения головного мозга кислородом вследствие нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные органические повреждения головного мозга.

3.3. Кесарево сечение - В процессе рождения путем кесарева сечения у ребенка может возникнуть ишемический инсульт, поэтому в настоящее время данная операция назначается строго по показаниям.

3.4. Малая масса тела новорожденного (менее 1500 грамм) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий (например, искусственная вентиляция легких, длящаяся более 5 дней).

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни

В раннем возрасте неблагоприятными для речевого развития являются следующие обстоятельства:

4.1. Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит), приводящие к повреждению центральной нервной системы, снижению или потере слуха.

4.2. Травмы и ушибы головного мозга, в тяжелых случаях приводящие к внутричерепным кровоизлияниям, нарушению речевого развития или утрате имеющейся речи.

4.3. Травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов). Приводят к нарушению произносительной стороны речи ребенка.

4.4. Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.

4.5. Прием антибиотиков, приводящих к снижению слуха.

5. Группа функциональных нарушений, приводящих к нарушению речевого развития ребенка.

Формирование речи ребенка происходит под влиянием внешних обстоятельств — эмоционального общения с близкими (в первую очередь с мамой), положительного опыта речевого взаимодействия с окружающими, возможности удовлетворения познавательного интереса ребенка, позволяющее ему накапливать знания об окружающем мире.

5.1. Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни ребенка. В неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие малышей задерживается.

5.2. Соматическая ослабленность — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

5.3. Психологические травмы, вызванные испугом или стрессом, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими).

5.4. Подражание речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, ускоренный темп речи, заикание2.

Также следует отметить, что речевые нарушения чаще возникают у лиц мужского пола. В исследованиях последних лет показано различие правого и левого полушария головного мозга в зависимости от пола. Левое полушарие в основном осуществляет речевую функцию, а правое — зрительно — пространственный гнозис. У мальчиков быстрее, чем у девочек, развивается правое полушарие. У девочек, наоборот, быстрее развивается левое полушарие, в связи с чем у них отмечаются более ранние сроки речевого развития. У девочек раньше формируется межполушарное взаимодействие, что способствует лучшей компенсации у них мозговых повреждений.

1.3. Система помощи детям с ОНР в России

Логопедическая помощь дошкольникам с речевой патологией в российской системе образования осуществляется в детских садах комбинированного типа, где создаются группы для детей с нарушениями речи, логопедические пункты. Дети школьного возраста с нарушениями речи получают помощи в логопедических пунктах при общеобразовательных школах, в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи (1-е и 2-е отделения).

В системе здравоохранения для детей с нарушениями речи предусмотрены следующие структуры: логопедические кабинеты при детских поликлиниках, «речевые» стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтов и т.п., детские санатории, сурдологические кабинеты. В этих учреждениях осуществляется всестороннее обследование и диагностика детей, лечебные и профилактические мероприятия (по показаниям) и интенсивный курс логопедических занятий по индивидуальной программе в соответствии со спецификой нарушения (алалия, заикание, ринолалия, дислалия и др.).

В логопедических группах ДОУ оказывают помощь детям с различными отклонениями речевого развития. Их основная задача - коррекция речевого нарушения и подготовка к обучению в общеобразовательной школе или в специальной общеобразовательной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В соответствии с типовым положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи определены три профиля специальных групп:

1) группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);

2) группы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР);

3) группы для детей с заиканием.

Группы детей с ОНР комплектуются с учетом возраста и степени речевого недоразвития. Дети с I - II уровнем ОНР зачисляются в логопедические группы с 4 лет на 3 года обучения. Дети с III уровнем недоразвития речи зачисляются с 4-5 лет на 2 года коррекционного обучения. В настоящее время основной контингент групп для детей с ТНР составляют воспитанники преимущественно с III уровнем ОНР.

Дети школьного возраста получают логопедическую помощь в логопедических пунктах, которые создаются при общеобразовательных школах. Коррекционная работа с учащимися в логопедическом пункте проводится в течение всего учебного года в разных формах: индивидуальная, фронтальная (с подвижным составом групп, в которые объединяются школьники, имеющие примерно одинаковые нарушения речи). На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, ведется работа над словарем и грамматическим строем, над связной речью, чтением, письмом. При этом логопедическая работа пронизана психотерапевтической направленностью, ведется с учетом особенностей личности ребенка, обусловленных речевым нарушением и ситуацией стойкой неуспеваемости.

В случаях, когда нарушение речи носит более выраженный характер и не может быть преодолено в условиях школьного логопункта, а ребенок в силу имеющегося дефекта не может наравне со сверстниками учиться в общеобразовательной школе, обучение проводится в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Обычно в таких школах функционируют два отделения. В I отделение школы принимаются дети с диагнозом: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие общее недоразвитие речи тяжёлой степени, препятствующее обучение в общеобразовательной школе. Во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжёлой формой заикания при нормальном развитии речи. В этих школах обучение ведется в более растянутые сроки, по специальным программам с выраженной коррекционной направленностью, с использованием специфических приемов, методов и приемов коррекционно-воспитательного воздействия.

ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ

2.1. Этапы проведения исследования

Для проверки гипотезы исследование включало три этапа (таблица 1):

Этапы исследования

Таблица 1.

Этап

Задачи

Используемые методы

Сроки

1 этап.

Теоретическое исследование проблемы

- изучить и проанализировать познавательную и научную литературу.

- самостоятельное размышление;

- изучение информационных источников;

- поиск литературы по теме исследования.

январь

2018 г. – май

2018 г.

2 этап.

Практическое исследование проблемы

- изучить информацию о количестве детей с нарушениями речи на сайтах МБДОУ г. Снежногорска.

- провести собеседование с учителями-логопедами ДОУ и школы по теме исследования;

- провести

анкетирование родителей;

- провести анализ статистических данных.

- наблюдение;

- анализ;

- сравнение;

- анкетирование.

Май 2018 г. - сентябрь

2018 г.

3 этап. Практическое использование результатов

- обобщить изученную информацию;

- разработать рекомендации по теме исследования;

- разработать памятки для родителей.

- наблюдение;

- систематизация;

- отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)

май 2018 г. – сентябрь

2018 г.

2.2. Система помощи детям с ОНР в г. Снежногорске Мурманской области

Специалисты территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее ТПМПК) которые обследуют дошкольников с нарушениями речи отмечают, что количество детей с ОНР остаётся стабильно высоким из года в год. В настоящее время в г. Снежногорске работают 7 логопедических групп, которые оказывают квалифицированную помощь детям с тяжелыми нарушениями речи. Также работают 2 логопедических пункта при школах (СОШ № 266 и ООШ № 269). При необходимости школьников с тяжелыми нарушениями речи могут направлять на обучение в ГОБОУ "Минькинская коррекционная школа-интернат" (п. Минькино Мурманской области).

2.3. Анализ статистических данных по количеству дошкольников, зачисленных в логопедические группы в г. Снежногорске (ЗАТО Александровск).

Количество групп компенсирующего назначения для детей с ТНР

в ЗАТО Александровск (т.о. Снежногорск) в 2018-2019 уч. году.

Таблица №2

Группа ДОУ

Старшая группа

Подготовительная группа

ДОУ № 2

1

1

ДОУ № 7

1

1

ДОУ № 8

1

0

ДОУ № 9

1

1

Всего групп

7 групп

Количество детей с ОНР, зачисленных в старшие группы

компенсирующей направленности для детей с ТНР

Таблица №3

У ч. год

Нарушения речи

2016-2017

учебный год

2017-2018

учебный год

2018-2019

учебный год

ДОУ 2

ДОУ 7

ДОУ 8

ДОУ 9

ДОУ 2

ДОУ 7

ДОУ 8

ДОУ 9

ДОУ 2

ДОУ 7

ДОУ 8

ДОУ 9

ОНР (I ур)

0

0

0

1

0

0

0

1

0

0

0

0

ОНР(II ур)

2

2

2

1

4

3

3

1

1

2

2

0

ОНР (III ур)

12

12

11

10

11

11

10

12

11

12

13

14

ОНР (IV ур)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Всего

14

14

13

12

14

14

13

14

12

14

15

14

% от общего количест-ва воспитан-ов старших групп ДОУ

23 %

37 %

22 %

25 %

23 %

36 %

21 %

29 %

29 %

34 %

36 %

30 %

Всего

53 воспитанника

55 воспитанников

55 воспитанников

% от общего количест-ва воспитан-ов старших групп ДОУ

26 %

26 %

32 %

Эти данные свидетельствуют о стабильно высоком проценте детей с общим недоразвитием речи среди дошкольников МБДОУ г. Снежногорска. При этом в реальности это количество детей еще выше, так как, по словам учителей-логопедов, не все нуждающиеся дети зачисляются в логопедические группы по причине отказа родителей. Эти дети продолжают посещать общеразвивающие группы ДОУ и занимаются в логопунктах 2-3 раза в неделю, что недостаточно для коррекции общего недоразвития речи. Это, в свою очередь, приводит к тому, что дети с ОНР поступают в школу, и, как следствие, у них возникают проблемы с усвоением программного материала по чтению и русскому языку.

Количество детей с ОНР,

поступивших в первый класс МБОУ ООШ № 269

Таблица №4

Учебный год

Нарушение речи

2016-2017

2017-2018

2018-2019

ОНР (II уровень)

0

0

0

ОНР (III уровень)

6

4

5

ОНР (IV уровень)

6

2

1

% от общего количества первоклассников

12 %

6 %

6 %

Анализ данных показывает, что впервые классы общеобразовательной школы поступает значительное количество детей с ОНР. В основном, это дети, которые по разным причинам не получили специализированную помощь в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР.

2.4. Анкетирование. Выводы по результатам.

Анкета представлена в Приложении 1. Всего в анкетировании приняли участие 46 человек (мамы 28 мальчиков и 18 девочек). После обработки данных были получены следующие результаты.

Результаты представлены в диаграмме (Приложение 2)

Среди детей с ОНР преобладают мальчики - 61 %

В ходе исследования было выявлено влияние следующих негативных факторов на развитие ребенка, в том числе вызывающих речевую патологию:

Факторы, оказывающие негативное влияние на формирующийся плод:

-- хотя бы один из родителей умеренно употребляет алкоголь в 65 % семей;

-- родители курят в 52 % семей (из них в 11 % случаях курят оба родителя);

-- испытывали токсикоз во время беременности - 43 %;

-- сохраняли беременность в условиях стационара - 26 % матерей;

-- перенесли вирусные заболевания во время беременности - 13 %;

-- повышенное давление - 11 %;

-- вредности на рабочем месте - 11 % матерей;

-- несовместимость крови по резус-фактору - 7 %;

-- эндокринные заболевания - 4 %;

-- анемия - 4 %;

-- травмы во время беременности - 2 %.

Неблагоприятные факторы во время родов:

-- Кесарево сечение - 15 %;

-- роды прошли с проблемами - 13 %;

-- асфиксия (недостаток кислорода) - 11 %.

-- родовая травма: 4 %.

Факторы, вызывающие речевую патологию, в первые годы жизни:

-- неврологические проблемы наблюдались у 41 % детей (причем, 63 % из этих детей наблюдаются неврологом по настоящее время).

-- инфекционно-вирусные заболевания перенесли - 50 %;

-- желудочно - кишечные расстройства перенесли - 35 %;

-- частые заболевания (соматически ослабленные дети) - 17 %;

Также в среднем 17 % респондентов отметили, что у ребенка была задержка в речевом развитии (слова появились к 3 годам, фразовая речь - к 3-4 годам).

37 % респондентов отметили наличие родственников с аналогичными проблемами в речевом развитии, что может говорить о генетической предрасположенности к речевым нарушениям.

Неблагоприятные социальные факторы, имеющие влияние на возникновение общего недоразвития речи у ребенка:

-- Ребенок проводит у телевизора (компьютера, планшета) значительное количество времени в 82 % семей (1 час - 43 % детей из их количества, более часа - 57 %).

-- Ограничение социальных контактов с родителями:

- в будний день 46 % респондентов недостаточно общаются с ребенком;

- в выходные дни 41 % респондентов недостаточно общаются с детьми.

Диаграмма по результатам анкетирования представлена в приложении.

Выводы по результатам анкетирования.

Значительное количество дошкольников с ОНР в г. Снежногорске обусловлено комплексом неблагоприятных факторов, которые влияли на детей в процессе внутриутробного развития, во время родов, а также генетической предрасположенностью к речевым нарушениям, заболеваниями, которые ребенок перенес в первые годы жизни, ограничением социальных контактов с родителями, низкой психолого-педагогической грамотностью родителей, которые разрешают своему ребенку проводить много времени за просмотром телепередач и играми на электронных устройствах. Однако, уникальные компенсаторные возможности мозга ребенка, рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

По итогам исследовательской работы можно предложить следующие мероприятия, которые могут в значительной степени снизить количество детей с общим недоразвитием речи в МБДОУ г. Снежногорск.

1. Проведение просветительской работы с учащимися 10-11 классов в школе, с будущими мамами в женских консультациях по вопросам важности здорового образа жизни для рождения здоровых детей, о вреде курения, алкоголя, наркотиков.

2. Ранняя постановка на учет беременных в женских консультациях для отслеживания хода беременности, лечения сопутствующих заболеваний.

3. Организация в женских консультациях работы по психологической подготовке будущих мам к родам.

4. Освобождение беременных женщин от работ, связанных с вредностью.

5. Обязательная консультация детского невролога в раннем возрасте и на протяжении первых лет жизни с целью отслеживания развития ребенка.

6. Проведение родительского собрания в ранних группах ДОУ, во время которого будут обсуждаться вопросы, как организовать общение с ребенком в семье, сколько времени нужно уделять ребенку, как создать дома развивающую обстановку.

7. Проведение родительских собраний в младших и средних группах ДОУ с целью популяризации знаний о нормах речевого развития ребенка дошкольного возраста, о назначении логопедических групп, разъяснения необходимости перевода ребенка в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР при диагностировании у ребенка ОНР.

8. Разработка буклета для родителей «Что делать, если у моего ребенка нарушения речи?».

2.5. Разработка рекомендаций по теме исследования

Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, необходимо:

Посетить консультацию учителя-логопеда, чтобы узнать, какие именно речевые проблемы есть у ребенка.

Создать условия для коррекции речи ребенка (зачислить в логопедическую группу, в логопедический пункт ДОУ, посещать занятия логопеда в Центрах развития ребенка и т.п.).

Регулярно заниматься с ребенком дома, четко выполняя рекомендации учителя-логопеда.

Проводить как можно больше времени с ребенком, разговаривать с ним, играть, читать книжки.

Ограничить времяпрепровождение ребенка у компьютера, телевизора и планшета.

А также

Контролировать собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их в собственной речи.

Учитывать тяжесть речевого дефекта ребенка, уровень развития его речи и обращайтесь к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. К примеру, если ребенок только начал овладевать словарем и простыми грамматическими категориями, родители, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с хорошим грамматическим оформлением.

Побуждать ребенка к речи. Он должен чувствовать поддержку родителей, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи. Создавать ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать в речевой контакт. Необходимо задействовать, при этом, его эмоциональный фон. Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи («би-ба-бо») для ребенка.

Учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, активизируя и развивая произвольное внимание ребенка.

Активно участвовать в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль.

Поощрять любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

Не сравнивать ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.

Организовывать совместную предметную и игровую деятельности с ребенком. Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым, деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие. Необходимо включать речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивать ребенку свои и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже можно просить ребенка комментировать свои действия. При этом развивается планирующая и регулирующая функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и последовательно, осмыслять причинно-следственные зависимости.

Заключение

Таким образом, гипотеза подтвердилась, задачи, поставленные в начале исследования, решены:

-- изучена литература по теме исследования;

-- проанализирована система работы с детьми с ОНР в России и, в частности, в г. Снежногорске Мурманской области;

-- проведен анализ статистических данных по количеству детей, зачисленных в группы с ТНР, в дошкольных учреждениях г. Снежногорск;

-- проведено анкетирование родителей воспитанников логопедических групп г. Снежногорска Мурманской области;

-- описаны результаты и сделаны выводы;

-- разработаны рекомендации, составлен буклет для родителей на основе выводов по анкетированию и социального анализа.

Список литературы

Белошеева А. А., Голышева В. А.,Неволина Л. Г.,Окунева Г. Ю. Нервно-психические расстройства и речевые нарушения у детей.- Пермь, 1999

Докшина А. А., Мехрякова Т. И. Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 99-101.

Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов / Под редакцией Волковой Л. С., Шаховской С. Н.- М., 1999.

Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 400 с.. 2005

Нищева Н. В. Если ребёнок плохо говорит.- СПб.,2011 312 с.

Общее недоразвитие речи // http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/onr (Дата обращения: 22.08.2018 г.)

РИА Новости // https://ria.ru/society/20171114/1508750706.html (Дата обращения: 21.08.2018 г.)

Система логопедической помощи детям с ОНР // https://vuzlit.ru/566227/sistema_logopedicheskoy_pomoschi_detyam (Дата обращения: 29.08.2018 г.)

Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999.

Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997, - Ч.II. – С. 283–511.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Подчеркните, пожалуйста, один из предложенных вариантов или напишите свой ответ.

АНКЕТА (анонимная)

для научно-исследовательской работы

Пол ребенка: мужской, женский. Возраст ____ лет ____ мес.

Благополучно ли протекала беременность?

Да Сохраняли беременность.

Подчеркните, пожалуйста, были ли во время беременности:

-- токсикоз; -- повышенное давление; -- вирусные заболевания; -- эндокринные заболевания; -- травмы; -- несовместимость крови по резус-фактору; -- другие ___________________________________________________________________________

Находились ли во время беременности под влиянием неблагополучных факторов?

Нет Неблагоприятная экологическая среда Вредности на рабочем месте

Благополучно ли протекали роды?

Да С проблемами Кесарево сечение

Бала ли у ребенка во время родов

родовая травма: ДА НЕТ

асфиксия (недостаток кислорода): ДА НЕТ

Болел ли ребенок в первые годы жизни?

Часто Редко. Не болел.

Были ли у ребенка в первые годы жизни:

-- инфекционно-вирусные заболевания ДА НЕТ

-- менинго-энцефалиты ДА НЕТ

-- желудочно - кишечные расстройства ДА НЕТ

Обращались ли вы со своим ребенком к детскому неврологу?

Нет. Консультация. Наблюдается регулярно. Получает лечение.

В каком возрасте у ребенка появились: первые слова _________, фразовая речь ____________.

Есть ли у ребенка родственники, у которых были аналогичные проблемы с речевым развитием?

ДА ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

(укажите, пожалуйста, степень родства; какая речевая проблема была у родственника)

НЕТ

Курят ли родители?

Нет Один родитель Оба родителя

Употребляет хотя бы один из родителей алкоголь?

Нет Умеренно Злоупотребляет

Сколько времени в день Ваш ребенок проводит у телевизора, у компьютера, у планшета?

До 30 минут 1 час Больше 1 часа

Сколько примерно времени в день вы уделяете общению с ребенком: играете с ним в развивающие игры, читаете, обсуждайте все, что его интересует?

будний день ____________________ выходной _________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

Факторы, оказывающие негативное влияние на формирующийся плод.

65 %

Умеренное употребление алкоголя

(хотя бы один из родителей)

52 %

Курят оба родителя

Курение

43 %

Токсикоз во время беременности

26 %

Сохранение беременности

13 %

Вирусные заболевания во время беременности

11 %

Повышенное давление

11 %

Вредности на рабочем месте

7 %

Несовместимость крови

по резус-фактору

10 %

Другие факторы (эндокринные заболевания, анемия, травмы.)

1 Докшина А. А., Мехрякова Т. И. Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 99-101.

2Белошеева А. А., Голышева В. А.,Неволина Л. Г.,Окунева Г. Ю. Нервно-психические расстройства и речевые нарушения у детей.- Пермь, 1999

Просмотров работы: 2570