Использование современных технологий в патриотическом воспитании «Герои нашего времени».

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Использование современных технологий в патриотическом воспитании «Герои нашего времени».

Калашников В.С. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Алабинская средняя общеобразовательная школа с УИОП Имени Героя Российской Федерации С.А.Ашихмина
Кулакова О.В. 1
1МАОУ Алабинская СОШ с УИОП имени Героя РФ С.А. Ашихмина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность проблемы, основная идея проекта

Современное российское общество кардинально изменило социальный заказ на образование и воспитание: в Законе «Об образовании», нормативных документах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования особое внимание обращено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Президент России В.В.Путин обозначил патриотизм как национальную идею, вокруг которой должна строиться и политическая, и духовная, и культурная жизнь общества.

Школа - важнейший социальный институт, в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь обучающегося.

В нашем образовательном учреждении накоплен многолетний практико–ориентированный системный опыт по патриотическому воспитанию: военно-патриотические мероприятия (Игра «Рубеж», военно-спортивная игра по программе ГТО «Штурм»); исследовательская работа («Святое дело – Родине служить»); акции: «Вахта Памяти», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Я выбираю жизнь»; конкурсы: «Песни и строя», «Патриотическая песня», «Я – Гражданин России», «Конституция в картинках»; волонтерское движение «Данко»; летний школьный оздоровительный лагерь «Патриот».

Разработанный инновационный проект направлен на интеграцию и трансляцию накопленного опыта, выход на более высокий уровень развития данного направления в воспитании; расширение связей с общественностью; повышение значимости патриотической работы в среде молодежи; развитие образовательного учреждения в современных условиях финансирования и управления. «Герои нашего времени» - это масштабный патриотический проект с глубоким содержанием, который показывает, насколько велика и могущественна наша страна, сколько настоящих Героев и верных Сынов она вырастила! Мероприятия проекта (объединение школ в «Содружество», сотрудничество с военными организациями) станут важными рычагами в воспитании чувства патриотизма у подрастающего поколения, так как объединят общественность, акцентируют внимание к примерам подвигов наших соотечественников, истинным проявлениям любви к Родине, ценности памяти о Героях. Принимая участие в проекте, школьники получат возможность внести свой вклад в дело возрождения и процветания Родины, проявить свою любовь к Отечеству в конкретных делах, раскрыть свои таланты и найти новых друзей, а главное - почувствовать свою важность и значимость для страны, найти свое место в ее истории.

Таким образом, осуществление проекта позволит развивать на региональном, общероссийском уровнях ключевое направление воспитательной работы с детьми в системе духовно-нравственного развития личности гражданина России, готового и способного отстаивать ее интересы.

7. Цели, задачи проекта:

Цель: Участие в реализации государственной политики в области патриотического воспитания обучающихся посредством создания деятельностной модели региональной площадки патриотического воспитания «Патриот», основанной на использовании инновационных социально-педагогических технологий.

Задачи:

Разработать деятельностную модель региональной площадки патриотического воспитания: открыть музей «Святое дело – Родине служить», аллею Славы, класс «Юнармеец» и объединить школы, которым присвоены имена Героев России в «Содружество».

Организовать взаимодействие с государственной властью и общественностью по осуществлению различных инициатив в рамках проекта.

Разработать «Дорожную карту», методическое обеспечение и программы мероприятий по реализации данного проекта.

Организовать исследовательскую работу учащихся.

Размещать материалы о Героях нашего времени, мероприятиях проекта в сети Интернет (школьный сайт, социальные сети) активистами движения «Юнармия».

Привлечь общественность к мероприятиям проекта через средства массовой информации.

Привлечь опыт ветеранов, старшего поколения в воспитании подрастающего поколения.

Ожидаемые результаты проекта

Эффективное функционирование региональной площадки патриотического воспитания: музея «Святое дело – Родине служить», аллеи Славы, класса «Юнармеец», объединения школ, носящих имена Героев России «Содружество» по разработанным программам.

Реализация комплекса мероприятий согласно «Дорожной карты»: совместные мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся образовательных организаций г.Лобня, г.Москва, г. Казань, городов Подмосковья; совместные мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся с Таманской дивизией, парком «Патриот», высшими военными учебными заведениями, сотрудниками специального подразделения «Смерч», сослуживцами Героя России выпускника Алабинской школы С. А. Ашихмина.

Интеграция урочной, внеурочной деятельности обучающихся по гражданско-патриотическому направлению.

Трансляция накопленного опыта образовательного учреждения на различных уровнях в рамках региональной площадки по патриотическому воспитанию через информационное пространство. Максимальное привлечение средств массовой информации к освещению мероприятий по реализации проекта.

Ожидаемые эффекты проекта

Повышение познавательной активности и результативности участия обучающихся в исследовательской и проектной деятельности, олимпиадах и конкурсах гражданско-патриотического направления.

Повышение учебной мотивации обучающихся по изучению истории и культуры Отечества и родного края.

Активное участие подрастающего поколения в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества.

Повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитие физических и волевых качеств

Моральная и физическая подготовка учащихся к службе в рядах вооруженных сил РФ, воспитание защитников Отечества.

Укрепление связи между поколениями, активизация взаимодействия между родителями-военнослужащими и детьми-юнармейцами, обучающимися школы, привлечение родителей к совместным мероприятиям.

Критерии и показатели оценки результативности и эффективности

№ п/п

Критерии оценки результативности и эффективности проекта

Показатели оценки результативности и эффективности проекта

1.

Внедрение деятельностной модели региональной площадки патриотического воспитания

Оформление нормативно-правовых актов для открытия музея «Святое дело – Родине служить».

Создание аллеи Славы.

Открытие класса «Юнармеец».

Оформление соглашений о сотрудничестве с ГПИ ФСБ РФ, Таманской дивизией, группой «Смерч», советом ветеранов ФСБ.

Объединение школ, которым присвоено имя Героя России в «Содружество» (оформление соглашений о сотрудничестве, разработка символики).

2.

Устойчивый познавательный интерес обучающихся, повышение познавательной активно-сти школьников, повыше-ние уровня владения ИКТ

Улучшение результатов изучения истории обучающими 11 класса не менее чем на 15 процентов. Успешное участие школьников в работе интернет-портала на основе применения знаний в области информационных технологий.

3

Активное участие обучающихся в проектной, исследовательской деятельности (участие в работе школьного научного общества учащихся)

Данные мониторинга развития проектных и исследовательских умений. Увеличение числа обучающихся, охваченных исследовательской и проектной деятельностью на 10 и более процентов. Продукты исследовательской и проектной деятельности, их публикация и размещение на информационном ресурсе интернет-портала, создание базы проектных работ обучающихся.

4

Активность и результативность участия в предметных олимпиадах и творческих конкурсах по гражданско-патриотичес-кому направлению

Увеличение числа победителей и призеров муниципальных, региональных, российских и международных олимпиад, конкурсов проектно-исследовательских работ, конкурсов творческих проектов по гражданско-патриотическому направлению.

5

Трансляция накопленного опыта образовательного учреждения на муниципальном и региональном уровне

Выпуск и распространение печатной продукции.

Рост количества пользователей, расширение сферы деятельности интернет-портала.

6

Значимость военно-прикладных видов спорта для учащихся, ценность развитие физических и волевых качеств

Организация и проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта. Повышение числа учащихся, занимающихся военно-прикладными видами спорта, участвующих в соревнованиях и

имеющих золотые и серебряные значки ГТО.

Описание основных мероприятий проекта по этапам

Первый этап - организационный.

1. Аналитико-диагностическая деятельность: анкетирование с целью изучения социального заказа родителей, профессиональной заинтересованности педагогов и отношения обучающихся к проблеме; проведение мониторинга уровня гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

2. Разработка «Дорожной карты» по эффективной реализации комплекса мероприятий.

3. Наполнение образовательного пространства школы событиями и мероприятиями гражданско-патриотической направленности; изучение литературы, публикаций по проблеме, методических рекомендаций.

4. Создание групп для: разработки нормативно - правовой базы, изучению реализации GR технологий, составлению «Дорожной карты» по реализации основного содержания проекта;

5. Формирование проектных групп.

7. Создание (развитие) материальной и методической базы для реализации проекта.

8. Разработка программ (планов), направленных на интеграцию урочной, внеурочной и внеучебной деятельности педагогических кадров по реализации инновационного проекта.

Второй этап – реализационный.

Основные мероприятия этапа связаны с осуществлением маршрута намеченного «Дорожной картой» по эффективной реализации комплекса мероприятий.

1. Функционирование методической системы по интеграции урочной, внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся по гражданско-патриотическому направлению: разработка и реализация на практике программы по гражданско-патриотическому направлению курсов по внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО и ООО, кружков, школьного отряда исследователей.

2. Трансляция накопленного опыта интернет-сообществу: проведение виртуальных экскурсий по школьному музею «Святое дело – Родине служить»; тематических видеоуроков, мастер-классов, конференций, круглых столов, вебинаров; обмен опытом с ученической, педагогической и родительской общественностью по вопросам гражданско-патриотического направления.

3. Апробация модели через использование PR и GR - технологий, заявленных в рамках проекта: осуществление взаимодействия школьного центра совместно с инициативной группой юнармейцев с органами государственной власти, общественными организациями (Советом ветеранов, Общественной палатой), фондами, образовательными учреждениями Московской области.

4. Апробация форм и методов, способствующих гражданско-личностному становлению и социализации обучающихся не только на школьном, но и на муниципальном и областном уровнях через интернет-портал. Проведение на базе региональной площадки: Всероссийской олимпиады «Наше наследие»; проведение тематических круглых столов; литературных и музыкальных салонов, конкурсов на патриотическую тематику; слётов исследовательских групп и отрядов, школ «Содружества»; организация и проведение военно-спортивных соревнований и др.

5. Результативное участие обучающихся школы в конкурсах и акциях областного и всероссийского уровня на гражданско-патриотическую тему («Отечество», «Я – гражданин России» и др.)

6. Активизация работы Школьного музея: - совершенствование музейных технологий при работе обучающихся с музейными экспонатами; - приобретение новых музейных экспонатов и дальнейшая их паспортизация членами кружка «Патриот»; использование информационно-коммуникативных технологий при знакомстве со школьным музеем (использование электронного гида, создание цикла виртуальных тематических экскурсий по музею).

7. Привлечение средств массовой информации к освещению мероприятий по реализации проекта

8. Корректировка локальных актов общеобразовательного учреждения.

Третий этап – аналитический

Основные задачи этапа:

1. Анализ результатов реализации проекта и определение перспектив дальнейшего развития школы и инновационной деятельности.

2. Обобщение образовательных и воспитательных практик и закрепление в локальных нормативных актах школы.

3. Презентация результатов реализации проекта, продуктов инновационной деятельности.

Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам

№ п/п

Этап проекта

Мероприятие проекта

Сроки или период (в мес.)

Ожидаемые результаты

Организационный

1.

Аналитико-диагностическая деятельность: анкетирование родителей, педагогов, обучающихся; проведение мониторинга уровня гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

анкета для родителей по изучению социального заказа;

анкетирование обучающихся

Март –апрель 2018 г.

1.Изучен социальный заказ родителей,

2. Исследован мониторинг уровня гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

3. Получены результаты выбора родителями (законными представителями) класса «Юнармеец»

2

Разработка «Дорожной карты».

Формирование нормативной базы (положения, должностные инструкции, локальные акты).

Формирование команды разработчиков и исполнителей проекта.

Разработка структуры инновационного проекта содержания и направлений работы с учетом выявленных особенностей образовательного пространства школы и имеющихся ресурсов.

Мониторинг эффективности реализации основных целей первого этапа проекта.

Апрель- 2018 г.

Разработана «Дорожная карта». по эффективной реализации

комплекса мероприятий школьного центра

3

Проведение организационных мероприятий по созданию и функционированию раздела интернет - портала региональной площадки Распространение информации о ней посредством интернет-технологий и PR- технологий.

Мониторинг ресурсного состояния школы, определение основных направлений деятельности (аппаратно – программной среды, программного обеспечения реализации проекта).

Размещение информации о региональной площадке на сайте школы и СМИ

Май-сентябрь 2018г.

Приобретение известности среди школьного и общественного сообщества

4

Создание (развитие) материальной базы для реализации проекта.

Приобретение необходимого оборудования и материалов для открытия класса «Юнармеец», создания Аллеи Героев;

создания и сооружения военно-спортивных объектов;

ремонт пространства для Аллеи Героев (ремонт этажа).

Август 2018 г.

- май 2019г.

Материально-техническое оснащение, заявленное в проекте

5

Создание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность

Внесение коррективов в программы гражданско-патриотического воспитания, внеурочной деятельности, необходимых для деятельности региональной площадки.

Август 2018 г.

- май 2019г.

Разработаны локальные акты, регулирующие деятельность региональной площадки.

6

Утверждение деятельности региональной площадки в Администрации и Управлении образования

Предоставление документов в Администрацию Управления образования

Май-июнь 2019 г.

Регистрация региональной площадки, получение необходимых правоустанавливающих документов

7

Обновление музейного фонда

Паспортизация новых объектов

Ежегодно

Обновление экспозиции, постановка на учет новых экспонатов.

8

Разработка имиджа

Разработка символики для класса «Юнармеец», логотипа региональной площадки, логотипа объединения «Содружество» вывески для класса «Юнармеец»

Март-май 2018г.

Создание логотипа региональной площадки, фирменной одежды, оформление вывески и т.д

14

Выделение сферы взаимодействия региональной площадки

Заключение договоров и соглашений с Голицынским институтом ФСБ РФ; воинскими частями Таманской дивизии; ветеранами ФСБ, сотрудниками и сослуживцами героев РФ; школой № 130 г. Казань; кадетским корпусом г. Санкт-Петербург; парком «Патриот» о сотрудничестве в сфере патриотического воспитания;

Март 2018г.

Организация сотрудничества с общественными и государственными организациями

Реализационный

11

Осуществление работы по гражданско-личностному становлению обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной работы посредством Программ патриотического воспитания «Я - гражданин», «Юные патриоты», «Наш край»

Введение курсов внеурочной деятельности «Я – гражданин России», «Виртуальные экскурсии по историческим местам» в учебный план класса «Юнармеец»

Разработка рабочей программы кружков: «Я – гражданин России», «Патриот», «Виртуальные экскурсии по историческим местам».

Проведение открытых занятий кружков;

Проведение мероприятий патриотической направленности, посвященные памятным датам, героям России «Помяни нас, Россия!».

Оценка уровня гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Сентябрь 2019г.- май 2021г.

1.Разработаны и реализованы на практике программы по гражданско-патриотическому направлению курсов по внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО и ООО. 2. Отслеживается связь материала уроков истории и программ по внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся. 3.Повышение учебной мотивации обучающихся по изучению истории и культуры Отечества и родного края. 4.Эфективное учас

тие обучающихся школы в конкурсах и акциях областного и всероссийского уровня на гражданско-патриотическую тему («Отечество», «Я – гражданин России», областной конкурс на лучшее знание государственной символики России и др.).

12

Исследовательская деятельность

Экскурсии по местам исторической славы;

Организация сотрудничества в поиске новых экспонатов, свидетельств с сослуживцами и родственниками Героя РФ С.А. Ашихмина;

Обмен информацией со школой № 130 г. Казани;

Организация виртуальной группы «Память» по сбору информации о героях России в сети Интернет.

Сентябрь 2019г. - май 2021г.

Получение, изучение и паспортизация новых экспонатов, свидетельств, исторических фактов

13

Участие обучающихся в акциях, конкурсах, слётах по гражданско-патриотической тематике

Участие в акциях «Георгиевская ленточка», «Я выбираю жизнь»; «Бессмертный полк»

Организация велопробега в парке «Патриот» в память о героях России, погибших в горячих точках.

Сентябрь 2019г.- май 2021г.

Получение нового опыта в становлении гражданской позиции каждого участника данных мероприятий

14

Использование интернет портала региональной площадки как ресурсного центра по гражданско-патриотическому воспитанию для школ Московской области: проведение виртуальных экскурсий по школьному историко- краеведческому музею

Организация виртуальной фото-выставки «По местам боевой славы героев нашего времени» в виртуальном сообществе «Память»;

Создание страницы «Герои нашего времени» на школьном сайте, посвященной героям России и освещающей работу региональной площадки.

Сентябрь 2019г. - май 2021г.

Трансляция накопленного опыта интернет-сообществу. Увеличение аудитории пользователей портала, расширение сферы деятельности. - Активное участие

б) тематических видеоуроков, мастер-классов, конференций, круглых столов, вебинаров; в) обмен опытом с ученической, педагогической и родительской общественностью по вопросам гражданско-патриотического направления в режиме онлайн.

14

Расширение сферы взаимодействия региональной площадки

Совместное планирование и проведение мероприятий с Голицынским институтом ФСБ РФ; воинскими частями Таманской дивизии; ветеранами ФСБ, сотрудниками и сослуживцами героев РФ; школой № 130 г. Казань; кадетским корпусом г. Санкт-Петербург, парком «Патриот» о сотрудничестве в сфере патриотического воспитания;

Освещение в СМИ мероприятий, осуществляемых на базе региональной площадки.

Ежегодно

Сотрудничество с общественными и государственными организациями

15

Организация и проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта и игр, направленных на развитие физических и волевых качеств обучающихся.

Игра «Рубеж»; спортивные соревнования по программе ГТО «Штурм»;

«Гонка Героев»; участие в спортивных соревнованиях на приз Главы Наро-Фоминского городского округа; Фестиваля школьного спорта, Президентских стартах; соревнованиях допризывной молодежи; совместные соревнования с военнослужащими в/ч Таманской дивизии.

Проведение областной недели конкурса песни и строя «Равнение на Героев» на базе МАОУ Алабинской СОШ имени Героя РФ С.А. Ашихмина в сотрудничестве с военными организациями.

Посещение «Танкового биатлона»; генеральных репетиций Парада;

Участие «Юнармейцев» в открытии весеннего и зимнего периодов в прохождении военной службы (присяга)

Октябрь; апрель 2018г. -

2021г.

Июнь-август

2018г. -

2021г.

Сентябрь-май 2018 -2021 г.г.

Февраль; май 2018-2021г.г.

Сентябрь 2019 г.

Повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта,

развитие физических и волевых качеств.

16

Проведение мероприятий по оказанию адресной помощи ветеранам Великой Отечественной Войны, уходу за установленными мемориальными досками, историческими памятниками

Волонтерская акция «Почет и уважение героям Великой Отечественной войны

Организация работы волонтерских и трудовых бригад, юнармейцев по уходу за памятниками, мемориальными досками героям Вов и России

Сентябрь-май 2018-2021г.г.

Приобретение обучающимися опыта деятельностной заботы о ветеранах Великой Отечественной Войны и опыта гражданского поведения в социуме.

Положительная оценка общества

17

Организация взаимодействия между школами, носящими имя героев России

Объединение школ, которым присвоено имя Героя России в «Содружество»

сентябрь 2018г.

Память о Героях; Объединение общественности, Воспитание чувства общности, принадлежности к истории страны

Аналитический

18

Мониторинг с целью анализа результатов реализации проекта и определение перспектив дальнейшего развития школы и инновационной деятельности

Анкетирование, интернет-опрос членов и посетителей региональной площадки

Итоговая оценка качества знаний и уровня гражданско-патриотического воспитания обучающихся класса «Юнармеец»

Октябрь-ноябрь 2021г.

Изучение мнения членов и посетителей интернет-портала школьного центра «Наследие»

19

Обобщение образовательных и воспитательных практик и их институализация

Подготовка и представление отчетов о работе региональной площадки; успеваемости и достижениях учащихсякласса «Юнармеец»;

Написание статей для СМИ; размещение результатов работы региональной площадки в интернет-пространстве

Проведение регионального семинара.

Распространение информационных материалов (разработанных программ, методических материалов) в бумажном и электронном виде, выпуск пресс-релизов

Октябрь-декабрь 2021г.

Закрепление в локальных нормативных актах школы

Диссеминация опыта работы центра среди широких слоёв общественности

20

Организация и проведение областной конференции по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся «Наше наследие»

Согласование работы по организации и проведению конференции.

По плану организаторов Конференции

Презентация результатов реализации проекта, продуктов инновационной деятельности

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после окончания его реализации

п/п

Предложения

Механизмы реализации

1

2

3

 

Постоянно действующий музей «Святое дело – Родине служить»

Проведение мероприятий муниципального и регионального уровня на базе музея.

 

Поведение мероприятий «Аллея Славы»

Организация фото-выставки «Герои моей семьи».

Проведение виртуальных экскурсий по «Аллее Славы», в том числе с размещением на сайте школы.

 

Распространение опыта работы региональной площадки

Публикация в профильных изданиях.

 

Открытие класса «Юнармеец»

Распространение опыта по созданию классов такого типа.

Просмотров работы: 95