Актуальность проблемы, основная идея проекта
Современное российское общество кардинально изменило социальный заказ на образование и воспитание: в Законе «Об образовании», нормативных документах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования особое внимание обращено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Президент России В.В.Путин обозначил патриотизм как национальную идею, вокруг которой должна строиться и политическая, и духовная, и культурная жизнь общества.
Школа - важнейший социальный институт, в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь обучающегося.
В нашем образовательном учреждении накоплен многолетний практико–ориентированный системный опыт по патриотическому воспитанию: военно-патриотические мероприятия (Игра «Рубеж», военно-спортивная игра по программе ГТО «Штурм»); исследовательская работа («Святое дело – Родине служить»); акции: «Вахта Памяти», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Я выбираю жизнь»; конкурсы: «Песни и строя», «Патриотическая песня», «Я – Гражданин России», «Конституция в картинках»; волонтерское движение «Данко»; летний школьный оздоровительный лагерь «Патриот».
Разработанный инновационный проект направлен на интеграцию и трансляцию накопленного опыта, выход на более высокий уровень развития данного направления в воспитании; расширение связей с общественностью; повышение значимости патриотической работы в среде молодежи; развитие образовательного учреждения в современных условиях финансирования и управления. «Герои нашего времени» - это масштабный патриотический проект с глубоким содержанием, который показывает, насколько велика и могущественна наша страна, сколько настоящих Героев и верных Сынов она вырастила! Мероприятия проекта (объединение школ в «Содружество», сотрудничество с военными организациями) станут важными рычагами в воспитании чувства патриотизма у подрастающего поколения, так как объединят общественность, акцентируют внимание к примерам подвигов наших соотечественников, истинным проявлениям любви к Родине, ценности памяти о Героях. Принимая участие в проекте, школьники получат возможность внести свой вклад в дело возрождения и процветания Родины, проявить свою любовь к Отечеству в конкретных делах, раскрыть свои таланты и найти новых друзей, а главное - почувствовать свою важность и значимость для страны, найти свое место в ее истории.
Таким образом, осуществление проекта позволит развивать на региональном, общероссийском уровнях ключевое направление воспитательной работы с детьми в системе духовно-нравственного развития личности гражданина России, готового и способного отстаивать ее интересы.
7. Цели, задачи проекта:
Цель: Участие в реализации государственной политики в области патриотического воспитания обучающихся посредством создания деятельностной модели региональной площадки патриотического воспитания «Патриот», основанной на использовании инновационных социально-педагогических технологий.
Задачи:
Разработать деятельностную модель региональной площадки патриотического воспитания: открыть музей «Святое дело – Родине служить», аллею Славы, класс «Юнармеец» и объединить школы, которым присвоены имена Героев России в «Содружество».
Организовать взаимодействие с государственной властью и общественностью по осуществлению различных инициатив в рамках проекта.
Разработать «Дорожную карту», методическое обеспечение и программы мероприятий по реализации данного проекта.
Организовать исследовательскую работу учащихся.
Размещать материалы о Героях нашего времени, мероприятиях проекта в сети Интернет (школьный сайт, социальные сети) активистами движения «Юнармия».
Привлечь общественность к мероприятиям проекта через средства массовой информации.
Привлечь опыт ветеранов, старшего поколения в воспитании подрастающего поколения.
Ожидаемые результаты проекта
Эффективное функционирование региональной площадки патриотического воспитания: музея «Святое дело – Родине служить», аллеи Славы, класса «Юнармеец», объединения школ, носящих имена Героев России «Содружество» по разработанным программам.
Реализация комплекса мероприятий согласно «Дорожной карты»: совместные мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся образовательных организаций г.Лобня, г.Москва, г. Казань, городов Подмосковья; совместные мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся с Таманской дивизией, парком «Патриот», высшими военными учебными заведениями, сотрудниками специального подразделения «Смерч», сослуживцами Героя России выпускника Алабинской школы С. А. Ашихмина.
Интеграция урочной, внеурочной деятельности обучающихся по гражданско-патриотическому направлению.
Трансляция накопленного опыта образовательного учреждения на различных уровнях в рамках региональной площадки по патриотическому воспитанию через информационное пространство. Максимальное привлечение средств массовой информации к освещению мероприятий по реализации проекта.
Ожидаемые эффекты проекта
Повышение познавательной активности и результативности участия обучающихся в исследовательской и проектной деятельности, олимпиадах и конкурсах гражданско-патриотического направления.
Повышение учебной мотивации обучающихся по изучению истории и культуры Отечества и родного края.
Активное участие подрастающего поколения в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества.
Повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитие физических и волевых качеств
Моральная и физическая подготовка учащихся к службе в рядах вооруженных сил РФ, воспитание защитников Отечества.
Укрепление связи между поколениями, активизация взаимодействия между родителями-военнослужащими и детьми-юнармейцами, обучающимися школы, привлечение родителей к совместным мероприятиям.
Критерии и показатели оценки результативности и эффективности
№ п/п |
Критерии оценки результативности и эффективности проекта |
Показатели оценки результативности и эффективности проекта |
1. |
Внедрение деятельностной модели региональной площадки патриотического воспитания |
Оформление нормативно-правовых актов для открытия музея «Святое дело – Родине служить». Создание аллеи Славы. Открытие класса «Юнармеец». Оформление соглашений о сотрудничестве с ГПИ ФСБ РФ, Таманской дивизией, группой «Смерч», советом ветеранов ФСБ. Объединение школ, которым присвоено имя Героя России в «Содружество» (оформление соглашений о сотрудничестве, разработка символики). |
2. |
Устойчивый познавательный интерес обучающихся, повышение познавательной активно-сти школьников, повыше-ние уровня владения ИКТ |
Улучшение результатов изучения истории обучающими 11 класса не менее чем на 15 процентов. Успешное участие школьников в работе интернет-портала на основе применения знаний в области информационных технологий. |
3 |
Активное участие обучающихся в проектной, исследовательской деятельности (участие в работе школьного научного общества учащихся) |
Данные мониторинга развития проектных и исследовательских умений. Увеличение числа обучающихся, охваченных исследовательской и проектной деятельностью на 10 и более процентов. Продукты исследовательской и проектной деятельности, их публикация и размещение на информационном ресурсе интернет-портала, создание базы проектных работ обучающихся. |
4 |
Активность и результативность участия в предметных олимпиадах и творческих конкурсах по гражданско-патриотичес-кому направлению |
Увеличение числа победителей и призеров муниципальных, региональных, российских и международных олимпиад, конкурсов проектно-исследовательских работ, конкурсов творческих проектов по гражданско-патриотическому направлению. |
5 |
Трансляция накопленного опыта образовательного учреждения на муниципальном и региональном уровне |
Выпуск и распространение печатной продукции. Рост количества пользователей, расширение сферы деятельности интернет-портала. |
6 |
Значимость военно-прикладных видов спорта для учащихся, ценность развитие физических и волевых качеств |
Организация и проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта. Повышение числа учащихся, занимающихся военно-прикладными видами спорта, участвующих в соревнованиях и имеющих золотые и серебряные значки ГТО. |
Описание основных мероприятий проекта по этапам
Первый этап - организационный.
1. Аналитико-диагностическая деятельность: анкетирование с целью изучения социального заказа родителей, профессиональной заинтересованности педагогов и отношения обучающихся к проблеме; проведение мониторинга уровня гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
2. Разработка «Дорожной карты» по эффективной реализации комплекса мероприятий.
3. Наполнение образовательного пространства школы событиями и мероприятиями гражданско-патриотической направленности; изучение литературы, публикаций по проблеме, методических рекомендаций.
4. Создание групп для: разработки нормативно - правовой базы, изучению реализации GR технологий, составлению «Дорожной карты» по реализации основного содержания проекта;
5. Формирование проектных групп.
7. Создание (развитие) материальной и методической базы для реализации проекта.
8. Разработка программ (планов), направленных на интеграцию урочной, внеурочной и внеучебной деятельности педагогических кадров по реализации инновационного проекта.
Второй этап – реализационный.
Основные мероприятия этапа связаны с осуществлением маршрута намеченного «Дорожной картой» по эффективной реализации комплекса мероприятий.
1. Функционирование методической системы по интеграции урочной, внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся по гражданско-патриотическому направлению: разработка и реализация на практике программы по гражданско-патриотическому направлению курсов по внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО и ООО, кружков, школьного отряда исследователей.
2. Трансляция накопленного опыта интернет-сообществу: проведение виртуальных экскурсий по школьному музею «Святое дело – Родине служить»; тематических видеоуроков, мастер-классов, конференций, круглых столов, вебинаров; обмен опытом с ученической, педагогической и родительской общественностью по вопросам гражданско-патриотического направления.
3. Апробация модели через использование PR и GR - технологий, заявленных в рамках проекта: осуществление взаимодействия школьного центра совместно с инициативной группой юнармейцев с органами государственной власти, общественными организациями (Советом ветеранов, Общественной палатой), фондами, образовательными учреждениями Московской области.
4. Апробация форм и методов, способствующих гражданско-личностному становлению и социализации обучающихся не только на школьном, но и на муниципальном и областном уровнях через интернет-портал. Проведение на базе региональной площадки: Всероссийской олимпиады «Наше наследие»; проведение тематических круглых столов; литературных и музыкальных салонов, конкурсов на патриотическую тематику; слётов исследовательских групп и отрядов, школ «Содружества»; организация и проведение военно-спортивных соревнований и др.
5. Результативное участие обучающихся школы в конкурсах и акциях областного и всероссийского уровня на гражданско-патриотическую тему («Отечество», «Я – гражданин России» и др.)
6. Активизация работы Школьного музея: - совершенствование музейных технологий при работе обучающихся с музейными экспонатами; - приобретение новых музейных экспонатов и дальнейшая их паспортизация членами кружка «Патриот»; использование информационно-коммуникативных технологий при знакомстве со школьным музеем (использование электронного гида, создание цикла виртуальных тематических экскурсий по музею).
7. Привлечение средств массовой информации к освещению мероприятий по реализации проекта
8. Корректировка локальных актов общеобразовательного учреждения.
Третий этап – аналитический
Основные задачи этапа:
1. Анализ результатов реализации проекта и определение перспектив дальнейшего развития школы и инновационной деятельности.
2. Обобщение образовательных и воспитательных практик и закрепление в локальных нормативных актах школы.
3. Презентация результатов реализации проекта, продуктов инновационной деятельности.
Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам
№ п/п |
Этап проекта |
Мероприятие проекта |
Сроки или период (в мес.) |
Ожидаемые результаты |
Организационный |
||||
1. |
Аналитико-диагностическая деятельность: анкетирование родителей, педагогов, обучающихся; проведение мониторинга уровня гражданско-патриотического воспитания обучающихся. |
анкета для родителей по изучению социального заказа; анкетирование обучающихся |
Март –апрель 2018 г. |
1.Изучен социальный заказ родителей, 2. Исследован мониторинг уровня гражданско-патриотического воспитания обучающихся. 3. Получены результаты выбора родителями (законными представителями) класса «Юнармеец» |
2 |
Разработка «Дорожной карты». |
Формирование нормативной базы (положения, должностные инструкции, локальные акты). Формирование команды разработчиков и исполнителей проекта. Разработка структуры инновационного проекта содержания и направлений работы с учетом выявленных особенностей образовательного пространства школы и имеющихся ресурсов. Мониторинг эффективности реализации основных целей первого этапа проекта. |
Апрель- 2018 г. |
Разработана «Дорожная карта». по эффективной реализации комплекса мероприятий школьного центра |
3 |
Проведение организационных мероприятий по созданию и функционированию раздела интернет - портала региональной площадки Распространение информации о ней посредством интернет-технологий и PR- технологий. |
Мониторинг ресурсного состояния школы, определение основных направлений деятельности (аппаратно – программной среды, программного обеспечения реализации проекта). Размещение информации о региональной площадке на сайте школы и СМИ |
Май-сентябрь 2018г. |
Приобретение известности среди школьного и общественного сообщества |
4 |
Создание (развитие) материальной базы для реализации проекта. |
Приобретение необходимого оборудования и материалов для открытия класса «Юнармеец», создания Аллеи Героев; создания и сооружения военно-спортивных объектов; ремонт пространства для Аллеи Героев (ремонт этажа). |
Август 2018 г. - май 2019г. |
Материально-техническое оснащение, заявленное в проекте |
5 |
Создание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность |
Внесение коррективов в программы гражданско-патриотического воспитания, внеурочной деятельности, необходимых для деятельности региональной площадки. |
Август 2018 г. - май 2019г. |
Разработаны локальные акты, регулирующие деятельность региональной площадки. |
6 |
Утверждение деятельности региональной площадки в Администрации и Управлении образования |
Предоставление документов в Администрацию Управления образования |
Май-июнь 2019 г. |
Регистрация региональной площадки, получение необходимых правоустанавливающих документов |
7 |
Обновление музейного фонда |
Паспортизация новых объектов |
Ежегодно |
Обновление экспозиции, постановка на учет новых экспонатов. |
8 |
Разработка имиджа |
Разработка символики для класса «Юнармеец», логотипа региональной площадки, логотипа объединения «Содружество» вывески для класса «Юнармеец» |
Март-май 2018г. |
Создание логотипа региональной площадки, фирменной одежды, оформление вывески и т.д |
14 |
Выделение сферы взаимодействия региональной площадки |
Заключение договоров и соглашений с Голицынским институтом ФСБ РФ; воинскими частями Таманской дивизии; ветеранами ФСБ, сотрудниками и сослуживцами героев РФ; школой № 130 г. Казань; кадетским корпусом г. Санкт-Петербург; парком «Патриот» о сотрудничестве в сфере патриотического воспитания; |
Март 2018г. |
Организация сотрудничества с общественными и государственными организациями |
Реализационный |
||||
11 |
Осуществление работы по гражданско-личностному становлению обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной работы посредством Программ патриотического воспитания «Я - гражданин», «Юные патриоты», «Наш край» |
Введение курсов внеурочной деятельности «Я – гражданин России», «Виртуальные экскурсии по историческим местам» в учебный план класса «Юнармеец» Разработка рабочей программы кружков: «Я – гражданин России», «Патриот», «Виртуальные экскурсии по историческим местам». Проведение открытых занятий кружков; Проведение мероприятий патриотической направленности, посвященные памятным датам, героям России «Помяни нас, Россия!». Оценка уровня гражданско-патриотического воспитания обучающихся |
Сентябрь 2019г.- май 2021г. |
1.Разработаны и реализованы на практике программы по гражданско-патриотическому направлению курсов по внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО и ООО. 2. Отслеживается связь материала уроков истории и программ по внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся. 3.Повышение учебной мотивации обучающихся по изучению истории и культуры Отечества и родного края. 4.Эфективное учас тие обучающихся школы в конкурсах и акциях областного и всероссийского уровня на гражданско-патриотическую тему («Отечество», «Я – гражданин России», областной конкурс на лучшее знание государственной символики России и др.). |
12 |
Исследовательская деятельность |
Экскурсии по местам исторической славы; Организация сотрудничества в поиске новых экспонатов, свидетельств с сослуживцами и родственниками Героя РФ С.А. Ашихмина; Обмен информацией со школой № 130 г. Казани; Организация виртуальной группы «Память» по сбору информации о героях России в сети Интернет. |
Сентябрь 2019г. - май 2021г. |
Получение, изучение и паспортизация новых экспонатов, свидетельств, исторических фактов |
13 |
Участие обучающихся в акциях, конкурсах, слётах по гражданско-патриотической тематике |
Участие в акциях «Георгиевская ленточка», «Я выбираю жизнь»; «Бессмертный полк» Организация велопробега в парке «Патриот» в память о героях России, погибших в горячих точках. |
Сентябрь 2019г.- май 2021г. |
Получение нового опыта в становлении гражданской позиции каждого участника данных мероприятий |
14 |
Использование интернет портала региональной площадки как ресурсного центра по гражданско-патриотическому воспитанию для школ Московской области: проведение виртуальных экскурсий по школьному историко- краеведческому музею |
Организация виртуальной фото-выставки «По местам боевой славы героев нашего времени» в виртуальном сообществе «Память»; Создание страницы «Герои нашего времени» на школьном сайте, посвященной героям России и освещающей работу региональной площадки. |
Сентябрь 2019г. - май 2021г. |
Трансляция накопленного опыта интернет-сообществу. Увеличение аудитории пользователей портала, расширение сферы деятельности. - Активное участие б) тематических видеоуроков, мастер-классов, конференций, круглых столов, вебинаров; в) обмен опытом с ученической, педагогической и родительской общественностью по вопросам гражданско-патриотического направления в режиме онлайн. |
14 |
Расширение сферы взаимодействия региональной площадки |
Совместное планирование и проведение мероприятий с Голицынским институтом ФСБ РФ; воинскими частями Таманской дивизии; ветеранами ФСБ, сотрудниками и сослуживцами героев РФ; школой № 130 г. Казань; кадетским корпусом г. Санкт-Петербург, парком «Патриот» о сотрудничестве в сфере патриотического воспитания; Освещение в СМИ мероприятий, осуществляемых на базе региональной площадки. |
Ежегодно |
Сотрудничество с общественными и государственными организациями |
15 |
Организация и проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта и игр, направленных на развитие физических и волевых качеств обучающихся. |
Игра «Рубеж»; спортивные соревнования по программе ГТО «Штурм»; «Гонка Героев»; участие в спортивных соревнованиях на приз Главы Наро-Фоминского городского округа; Фестиваля школьного спорта, Президентских стартах; соревнованиях допризывной молодежи; совместные соревнования с военнослужащими в/ч Таманской дивизии. Проведение областной недели конкурса песни и строя «Равнение на Героев» на базе МАОУ Алабинской СОШ имени Героя РФ С.А. Ашихмина в сотрудничестве с военными организациями. Посещение «Танкового биатлона»; генеральных репетиций Парада; Участие «Юнармейцев» в открытии весеннего и зимнего периодов в прохождении военной службы (присяга) |
Октябрь; апрель 2018г. - 2021г. Июнь-август 2018г. - 2021г. Сентябрь-май 2018 -2021 г.г. Февраль; май 2018-2021г.г. Сентябрь 2019 г. |
Повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитие физических и волевых качеств. |
16 |
Проведение мероприятий по оказанию адресной помощи ветеранам Великой Отечественной Войны, уходу за установленными мемориальными досками, историческими памятниками |
Волонтерская акция «Почет и уважение героям Великой Отечественной войны Организация работы волонтерских и трудовых бригад, юнармейцев по уходу за памятниками, мемориальными досками героям Вов и России |
Сентябрь-май 2018-2021г.г. |
Приобретение обучающимися опыта деятельностной заботы о ветеранах Великой Отечественной Войны и опыта гражданского поведения в социуме. Положительная оценка общества |
17 |
Организация взаимодействия между школами, носящими имя героев России |
Объединение школ, которым присвоено имя Героя России в «Содружество» |
сентябрь 2018г. |
Память о Героях; Объединение общественности, Воспитание чувства общности, принадлежности к истории страны |
Аналитический |
||||
18 |
Мониторинг с целью анализа результатов реализации проекта и определение перспектив дальнейшего развития школы и инновационной деятельности |
Анкетирование, интернет-опрос членов и посетителей региональной площадки Итоговая оценка качества знаний и уровня гражданско-патриотического воспитания обучающихся класса «Юнармеец» |
Октябрь-ноябрь 2021г. |
Изучение мнения членов и посетителей интернет-портала школьного центра «Наследие» |
19 |
Обобщение образовательных и воспитательных практик и их институализация |
Подготовка и представление отчетов о работе региональной площадки; успеваемости и достижениях учащихсякласса «Юнармеец»; Написание статей для СМИ; размещение результатов работы региональной площадки в интернет-пространстве Проведение регионального семинара. Распространение информационных материалов (разработанных программ, методических материалов) в бумажном и электронном виде, выпуск пресс-релизов |
Октябрь-декабрь 2021г. |
Закрепление в локальных нормативных актах школы Диссеминация опыта работы центра среди широких слоёв общественности |
20 |
Организация и проведение областной конференции по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся «Наше наследие» |
Согласование работы по организации и проведению конференции. |
По плану организаторов Конференции |
Презентация результатов реализации проекта, продуктов инновационной деятельности |
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после окончания его реализации
№ п/п |
Предложения |
Механизмы реализации |
1 |
2 |
3 |
Постоянно действующий музей «Святое дело – Родине служить» |
Проведение мероприятий муниципального и регионального уровня на базе музея. |
|
Поведение мероприятий «Аллея Славы» |
Организация фото-выставки «Герои моей семьи». Проведение виртуальных экскурсий по «Аллее Славы», в том числе с размещением на сайте школы. |
|
Распространение опыта работы региональной площадки |
Публикация в профильных изданиях. |
|
Открытие класса «Юнармеец» |
Распространение опыта по созданию классов такого типа. |