Гений, открывая крышку рояля, отворяет всем настежь души, исцеляя их.

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Гений, открывая крышку рояля, отворяет всем настежь души, исцеляя их.

Климова М.К. 1
1МБОУ "СОШ №7 г. Кировска Мурманской области"
Комягина Т.В. 1
1МБОУ "СОШ №7 г. Кировска Мурманской области"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Жизнь – как фортепиано…

Белые клавиши – это любовь и счастье.

Черные – горе и печаль.

Чтобы услышать настоящую музыку жизни,

мы должны коснуться и тех, и других.

Неизвестный автор.

Я начала заниматься в подготовительном классе музыкальной школы имени А. С. Розанова с шести лет. В подготовительном классе мы пели, рисовали, танцевали. Прошло полгода…И вдруг я поняла, что мне очень хочется научиться самой извлекать те волшебные звуки, которые окружали меня в стенах школы; именно тогда жизнь свела меня с замечательным преподавателем, настоящим мастером и фанатом своего дела Роговой Людмилой Вячеславовной. И вот уже 7 лет она обучает меня искусству игры на фортепиано. Моя мама поддерживает мой интерес к музыке, каждый год мы вместе играем на семейном концерте, проведение которого стало доброй традицией в нашей музыкальной школе. Мне очень нравится заниматься музыкой, игра для меня – это и труд, и отдых одновременно, музыка помогает мне отвлечься, повышает мое настроение, после занятий я чувствую прилив сил. Эти ощущения заинтересовали меня, и я решила изучить, каким образом игра на фортепиано влияет на физическое и эмоциональное состояние человека.

Цель работы: выяснить происхождение фортепиано и влияние игры на фортепиано на развитие структур головного мозга и эмоциональную сферу человека.

Задачи исследования:

• познакомиться с литературой и интернет источниками по данной теме;

• проанализировать влияние игры на фортепиано на формирование

мозговых структур и эмоциональное состояние человека.

• узнать про лечебные свойства фортепианной музыки.

Гипотеза:

• предположим, что игра на фортепиано влияет на повышение умственных способностей и эмоциональное здоровье человека.

Объект исследования: фортепиано.

Предмет исследования: влияние музыки на физическое и эмоциональное состояние человека.

Методы исследования:

∙Изучение литературы

∙Наблюдение

·Поиск информации в сети интернет

·Анкетирование

Основная часть.

История происхождения фортепиано.

Фортепиано (англ., франц. Piano; нем. Klavier) – клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн.

Обычно историю фортепиано выводят по простой схеме: клавикорд – клавесин – фортепиано. Но, если принять во внимание устройство главного узла, которое передает движение с клавишина инструмент, то точнее нужно говорить, что предшественником фортепиано был не клавесин, а клавикорд, в переводе «клавишеструнник», который появился еще в Средневековье. Но он был слишком тихим и использовался в основном только в домашних условиях.

В Италии в XV веке был изобретён клавесин, который отличался от клавикорда как более громким голосом, так и характером звучания.

Изобретение же фортепиано принято связывать с именем флорентийца Бартоломео Кристофори, с 1698 г. работавшего над созданием молоточкового механизма.

В 1711 г. механизм был подробно описан в венецианском журнале, а созданный инструмент назывался «gravicembalocolpiano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), - пианофорте – а впоследствии закрепилось название фортепиано. В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного фортепиано – молоточек, шпиллер, фенгер, демпфер. Но, новый инструмент, изобретенный Б. Кристофори итальянцам не понравился, поэтому в Италии эксперимент так и остался экспериментом.

А вот в Германии новому инструменту повезло больше. Подобный итальянскому инструмент был создан учителем музыки Готлибом Шретером в 1717 г., а музыкальный мастер Готфрид Зильберман наладил производство фортепиано, усовершенствованных им самим и его работниками и даже показал один из них И.С. Баху, но ожидаемой похвалы не получил. В итоге, еще почти сто лет фортепиано не могло конкурировать ни с клавикордом, ни с клавесином.

Улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн. И вот, наконец, после долгой и кропотливой работы на свет появился инструмент с сильным, полным и благородным звучанием, таким, каким мы знаем его теперь.

С 1760-х гг. фортепиано широко распространяется во всех европейских странах, в том числе и в России.

В России фортепианное дело было, прежде всего, связано с Петербургом. Только в XVIII веке там работало свыше 50 фортепианных мастеров. На развитие фабричного производства фортепиано первой половины XIX века повлияла деятельность первого российского фортепианного фабриканта, поставщика императорского Двора английского мастера г. Феврие, а также немецких мастеров. До революции 1917 года в России работало более 700 фортепианных мастеров.

Первое пианино было изобретено Дж. Хокинсом в декабре 1800 г.

Пианино (итал. Pianino – маленькое фортепиано) – музыкальный инструмент, в котором струны, дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, вследствие чего пианино занимает гораздо меньше места. Современную форму пианино приобрело лишь в середине XIX века.

Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано появилось в 1732 году (соната Людовико Джустини), а в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано уже во времени Гайдна и Моцарта.

Устройство пианино.

Внутренний вид пианино:

1 – боковые стенки корпуса, 10 – бакенклёцы,

2 – верхняя крышка, 11 – штеги,

3 – чугунная рама, 12 – рычаг левой педали,

4 – вирбели, 13 – педальные цуги,

5 – резонансная дека, 14 - педальные лапки,

6 - молотки, 15 – цокольный пол,

7 – рулейстик, 16 – ролики,

8 – фенгеры, 17 – модератор,

9 – клавиатура,

Струны с помощью вирбелей (колков) натянуты на чугунной раме, проходят через дискантовый и басовый штеги, приклеенные к резонансной деке (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях – в горизонтальном). Для звуков нижнего регистра используется одна струна, для среднего и высокого регистров используется парный или тройной хор струн.

Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном).

Клавишно – молоточковый механизм.

Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны. В нейтральном положении струны, кроме последних полутора – двух октав, соприкасаются с демпферами (глушителями). При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. При нажатии от соответствующего хора струн отходит демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).

Педали фортепиано.

В современных фортепиано присутствуют две или три педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами.

Левая педаль используется для ослабления звучания. Эта педаль используется значительно реже. Кроме ослабления звучания, использование этой педали при игре позволяет смягчить звук, сделать его более приглушенным за счет вибрации освободившихся струн хора.

Средняя педаль у рояля служит для задержки избранных демпферов в поднятом состоянии. Сегодня эта педаль присутствует у большинства роялей и отсутствует у большинства пианино.

Особенности игры на фортепиано.

Как правило, большинство музыкальных инструментов, такие как скрипка, флейта и многие другие, являются монофоническими, это означает, что каждый раз вы можете брать только одну ноту. В отличие от них фортепиано дает возможность играть несколько нот одновременно. Это качество фортепиано называется полифонией и делает его универсальным инструментом сольного исполнения. На пианино вы можете исполнять произведение полностью без необходимости привлечения других инструментов.

Фортепиано является прекрасным инструментом, который дает общее представление о музыкальной теории. Хотя и на других инструментах вы можете научиться красиво играть аккорды, но не будете понимать, какая теория за ними стоит. Фортепиано дает исчерпывающие знания в области теории и практики извлечения звука. Таким образом, пианист в большей степени понимает то, что он играет, по сравнению с исполнителями, играющими на других инструментах.

Но пианино является одним из самых сложных инструментов для усвоения. Обе руки при игре должны работать по всей длине с 88 клавишами. Нагрузка должна быть распределена по обеим рукам, более того, вы должны задействовать каждый палец.

Роль обучения игры на фортепиано на умственные способности и эмоциональное здоровье человека.

Нет никаких сомнений в том, что наличие пианино в вашей гостиной придаст ей изысканность и дополнительную красоту. Но инструмент принесет в ваш дом гораздо больше, чем просто впечатление от красоты интерьера.

• Научно доказано, что пианисты развивают уникальные способности мозга в процессе освоения игры на фортепиано.

- Ученые сканировали мозг пианистов и нашли уникальную черту - многие пианисты имеют более симметричные центральные борозды. Центральные борозды мозга определяют, какая рука является доминирующей. У большинства людей эти доли глубже с той стороны, которая соответствует основной руке.

Таким образом, музыканты превращаются в людей, одинаково хорошо владеющих обеими руками (амбидекстров). После нескольких лет игры на фортепиано их мозг научился управлять одинаково хорошо обеими руками. Это исследование показывает, что игра на пианино может натренировать более слабую сторону мозга.

- Мозг пианистов со временем становится все более и более совершенен. Исследования показали, что у джазовых пианистов работают одновременно несколько частей лобной доли во время игры.

А лобная доля является очень важной частью мозга: при ее помощи мы принимаем решения, обучаемся четко и лаконично излагать свои мысли, говорить на разных языках, вырабатываем навыки социального поведения и т.д.

- Другие исследования показывают, что опытные пианисты могут отключать часть собственного мозга. Именно ту часть, которая отвечает за стереотипы. Игра опытных пианистов всегда отличается неповторимостью, им свойственна импровизация.

- Игра на фортепиано тренирует мозг и делает его более эффективным при обработке информации. Работа мозга пианиста сопоставима по скорости с высокоскоростным оптоволоконным интернетом, тогда как мозг обычного человека похож на работу через dial-up модем.

• Когда человек музицирует у него повышается уровень гормона окситоцина (этот гормон часто называют «модулем доверия»). И этот эффект позволяет нам создавать друг с другом связи, основанные на доверии и доброте.

• Исследование Университета штата Мичиган подтверждает, что музыка очень важна для эмоционального развития детей. Наблюдение за ними показало, что дети, обучающиеся игре на фортепиано, реже подвергаются состоянию тревоги и депрессии.  Чувства стресса, тревоги и беспокойства вызывает изменение частоты сердечных сокращений и повышение артериального давления, дыхания учащается, мышцы напряжены.

Игра на фортепиано может изменить реакцию на стресс в организме, обеспечивая ощущение расслабления.

• Обучение игре на пианино пойдет на пользу вашему ребенку в школе, оно прививает дисциплину и организационные навыки. Дети, которые получают уроки музыки, демонстрируют улучшенные способности в математике, логике и решении головоломок в соответствии с результатами исследований в Университете Калифорнии и Университете Макгилла в Монреале.

А преподаватели Сент – Эндрюсского университета обнаружили, что дети, занимающиеся музыкой около 3-х лет, превосходят своих сверстников сразу по четырем показателям: восприятие информации на слух, моторике, словарном запасе и логическом мышлении.


• Игра на музыкальном инструменте также поможет улучшить продолжительность концентрации внимания вашего ребенка и ее резкость. Некоторые эксперты полагают, что музыкальное образование представляет собой мощный инструмент для лечения детей с расстройствами познавательных психических процессов памяти, внимания, мышления, восприятия.

Воздействие фортепианной музыки на человека.

Многие специалисты утверждают, что не только жанр, ритм и тональность произведения имеют значение, а и то, на каком инструменте была сыграна мелодия. Считается, что игра на фортепиано гармонизирует психику, очищает щитовидную железу, приводит в норму работу мочеполовой системы.

Самое всестороннее влияние оказывает классическая музыка. Больше всего разговоров ведется вокруг творений таких признанных гениев как Вивальди, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ. Например, снять мигрень помогут «Венгерская рапсодия» Листа, Полонез Огинского и «Фиделио» Бетховена; лучшим средством от бессонницы считаются пьесы Сибелиуса, Грига и Чайковского. Если не знаете, что делать с плохой памятью, вам должно помочь прослушивание произведений, входящих в цикл «Времена года» Вивальди.

Говоря о музыке, исполняемой на фортепиано, нельзя не вспомнить об «эффекте Моцарта».

Произведения этого великого композитора называют музыкой, повышающей интеллект.

Ученые установили, что музыка Моцарта активизирует всю кору головного мозга.А активизация коры головного мозга – не просто научное чудо. Это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень человека. Американские ученые показали, что, если прослушать музыку Моцарта всего лишь 10 минут,  то IQ возрастет почти на 8-10 единиц.

Так в университете Калифорнии был проведен очень интересный эксперимент, как влияет музыка на прохождение студентами теста. Были отобраны 3 контрольные группы:

1 – сидели в полной тишине;
2 – слушали аудиокнигу;
3 – слушали сонату Моцарта.

Все студенты проходили тест До и После эксперимента. В результате студенты улучшили свои итоги

1 – на 14%;
2 – на 11%;
3 – на 62%.

Европейские ученые доказали, что под действием музыки Моцарта умственные способности повышаются, не зависимо от того, как к ней относится (нравится она или нет). Даже после 5 минут слушания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность.

Ярким примером поразительного торжества воздействия музыки Моцарта, является излечение Жерара Депардье.

Наверное, мало кто знает, что всемирно известный актер Жерар Депардье в 60-е годы имел сильный дефект: он заикался и мало что помнил. К счастью, в его жизни встретился врач, который определил, что у Жерара серьезные проблемы со средним ухом, и прописал ему… несколько месяцев ежедневного слушания по 2 часа музыки Моцарта. Результат был ошеломляющим - Жерар полностью избавился от заикания и улучшил свою память, что позволило ему стать великим актером.

Выводы.

В исследовательской работе выдвинутая гипотеза нашла подтверждение на практике.

• обучение игры на фортепиано влияет на повышение умственных способностей и эмоциональное здоровье человека.

Выяснено, на какие структуры мозга музыка оказывает наибольшее воздействие, проанализировано влияние фортепианной музыки на эмоциональную сферу человека, определены лечебные свойства музыки, исполняемой на фортепиано.

Список использованной литературы.

Зильберквит Марк. Рождение фортепиано - муз. издательство П. Юргенсон: 2014 – 96 с.

С. Газарян. В мире музыкальных инструментов: Книга для учащихся ст. классов – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989 – 192 с.

Петрушин В.И. Музыкальная психология. – Минск: 2004.

http://vahe-zdorovye.ru/novosti/vliyanie-klassicheskoy-muzyiki

Практическая часть.

Учащимся была предложена анкета, включающая 5 вопросов. В анкетировании приняли участие 21 школьник в возрасте от 11 до 12 лет.

Анкета.

Какой жанр музыки ты предпочитаешь? (народная, классическая, поп, рок, джаз, рок-н-ролл и т.д.)

Какая музыка повышает твоё настроение?

Под какую музыку тебе лучше думается?

Какой музыкальный инструмент тебе больше всего нравится?

Как ты думаешь – нужна ли человеку музыка?

Результаты анкетирования (см. приложение 8).

Какой жанр музыки ты предпочитаешь?

Народная – 1

Классическая – 9

Поп – музыка – 8

Рок – музыка – 4

Джаз – 7

Рок-н-ролл – 1

Какая музыка повышает твоё настроение?

Народная – 2

Классическая – 5

Поп – музыка – 11

Рок – музыка – 3

Джаз – 4

Рок-н-ролл – 1

Под какую музыку тебе лучше думается?

Народная – 3

Классическая – 15

Поп – музыка – 2

Рок – музыка – 0

Джаз – 3

Рок-н-ролл – 0

Какой музыкальный инструмент тебе больше всего нравится?

Фортепиано – 12

Гитара – 8

Скрипка – 2

Барабан – 1

Арфа – 1

Орган – 1

Как ты думаешь – нужна ли человеку музыка ?

Да – 20

Нет – 1

Согласны ли Вы с тем, что музыка может влиять на организм человека?

Да – 16

Нет – 5

Меняется ли твое настроение, когда ты слушаешь музыку?

Да – 19

Нет - 2

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что большинство респондентов предпочитают классическую музыку, она же является самым популярным ответом на вопрос - «Под какую музыку тебе лучше думается?» и стоит на 2 – м месте среди музыкальных жанров, повышающих настроение.

Самым популярным инструментом среди опрошенных является фортепиано.

Большинство респондентов отмечают важность музыки в жизни человека и ее влияние на физическое и эмоциональное состояние индивида.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Приложение № 1.

Просмотров работы: 271