Введение.
В МБОУ СОШ №3 имеется столовая, которой пользуются многие учащиеся. В ней можно купить себе как полноценный обед, так и лёгкий перекус. Но достаточно ли пользы в питании, которым она нас обеспечивает? Возможно ли найти более дешёвые варианты питания, которые при этом будут достаточно полезны?
Цель: проанализировать рацион питания учащихся МБОУ СОШ 3 и разработать альтернативный рацион питания.
Задачи:
Провести анкетирование 5-11 классов с целью выяснить их предпочтения относительно питания в школе;
Изучить меню школьной столовой;
Рассмотреть имеющиеся альтернативы школьному рациону питания;
Определить наиболее выгодный вариант;
Изучить литературу по рациональному питанию.
Гипотеза: Возможно найти альтернативу питанию в общественной столовой школы №3
Объект исследования: школьное меню, самостоятельно составленное меню
Предмет исследования: содержание белков, углеводов, жиров, количество килокалорий и их отношение к норме.
Методика исследования:
Работа с литературными и интернет-источниками с целью установить основные компоненты питания;
Анкетирование учащихся школы №3, сбор и обработка статистических данных;
Составление диаграмм по полученным результатам;
Составление школьного и домашнего меню и их сравнение и анализ.
Глава 1. Важные компоненты питания.
. Углеводы.
Углеводами принято называть молекулы, состоящие из атомов углерода, водорода и кислорода. К ним относят крахмалосодержащие и сахаристые вещества. Их также принято классифицировать на:
Простые, к которым относятся моносахариды и дисахариды;
Сложные, к которым относятся полисахариды.
Углеводы в больших количествах встречаются продуктах растительного происхождения.
Также углеводы хорошо растворяются в воде. Благодаря этому их свойству, они быстро усваиваются в организме человека.
Для человека углеводы играют огромное значение, так как глюкоза позволяет питать ткани головного мозга и сердечной мышцы, а также участвует в образовании гликогена – очень важного компонента для работы печени. Без углеводов не возможно деление клеток в организме, так как благодаря углеводам осуществляется синтез нуклеиновых кислот и клеточной мембраны. Также углеводы способны ускорять или замедлять окисление. Ещё углеводы способны сочетаться с разными белками и жирами, тем самым ускоряя их усвоение.
Важно помнить, что переизбыток углеводов в организме может вызвать различные заболевания. Например:
Нарушение гормонального фона;
Ожирение;
Сахарный диабет.
Также повышенный уровень глюкозы в крови повышает риск инфаркта или инсульта.
Для того, чтобы сбалансировать питание, рекомендуется придерживаться определённых норм потребления углеводов:
Для взрослого человека до тридцати лет, не испытывающего особых нагрузок, необходимо 300-500 грамм в сутки;
Для занимающихся спортом и ведущих активный образ жизни людей допускается превышение нормы на 40-50 грамм;
После тридцати лет норма снижается на 50 грамм. [9]
. Жиры.
В живых организмах жиры являются главным типом запасных веществ и основным источником энергии. У человека примерно половина энергии, которая потребляется клетками, образуется за счёт окисления жирных кислот.
Помимо энергетической жиры выполняют целый ряд важнейших
функций в организме:
Оболочка мембран всех клеток организма человека состоит примерно на 30% из жиров;
Необходимы для выработки многих гормонов;
Необходимы для усвоения жирорастворимых витаминов (Таких как A, D, E, K);
Выступают сверхпроводящими путями через нервные волокна, обеспечивают изоляцию волокон для облегчения прохождения нервных импульсов;
Обеспечивают транспортировку питательных веществ в организме.
Злоупотребление жирами наносит вред организму. Жиры в организме окисляются, что способствует образованию свободных радикалов. Эти вещества очень активны и в больших количествах представляют угрозу. Они ослабляют иммунитет, делая организм уязвимым к болезням и появлению раковых клеток[8].
Так как жиры являются сложноусваевыми веществами, при больших их количествах пищеварительная система подвергается значительной нагрузке. В результате может развиться желчнокаменная болезнь.
В переизбытке, жир скапливается на стенках кровеносных сосудов. Это повышает риск инсульта и инфаркта.[8]
1.3. Белки.
Белок — неотъемлемая часть любой клетки организма. По массе белок занимает второе место в организме человека. Из белка состоят мышцы, связки, железы, органы. Белки, составляющие человеческое тело, не попадают в организм с пищей. Пищевые белки расщепляются на составляющие их аминокислоты, из которых организм сам строит необходимые ему белки. Все без исключения живые организмы, в том числе и человек, вырабатывают свой специфический белок.
Аминокислоты, попадающие в организм человека с пищей, всасываются из кишечника в кровь, после чего поступают в печень, где часть используются для синтеза альбумина и других специфических белков, а другая часть разносится с током крови в органы и ткани. Там из аминокислот образуются органные и тканевые белки, которые используются в качестве структурного, а иногда и энергетического материала.
Биологическая ценность белков определяется наличием в них именно незаменимых аминокислот и степенью их усвоения организмом. Чем больше потребляемый белок по составу аминокислот подходит к составу белков данного организма, тем выше его биологическая ценность.
В организме здорового человека количество распавшегося за сутки белка равно количеству синтезированного. Малейшее повреждение структуры белковых молекул ведёт к тяжелым нарушениям жизнедеятельности организма.
Белки выполняют в организме следующие функции:
регулируют водный баланс организма и поддерживают необходимый уровень рН;
обеспечивают рост, размножение и полноценное развитие организма, особенно нервной системы, регулируя раздражимость и реакции на внешние раздражители;
участвуют в передаче генетической информации от родителей к потомкам;
защищают организм от микробов и вирусов, участвуя в выработке антител;
вместе с витаминами и микроэлементами являются биологическими катализаторами — ферментами.
При дефиците белка в организме нарушается белковый баланс, возникает распад собственных белков организма и его истощение.
Лишний белок не идёт нам на пользу: ухудшается аппетит, увеличивается отложение жира в печени, повышается возбудимость желез внутренней секреции и центральной нервной системы. [10]
1.4. Минеральные соли.
Кроме углеводов, жиров и белков, система здорового питания в обязательном порядке должна содержать такие минеральные соли, как — кальций, фосфор, железо, калий, натрий, магний и другие. Данные соли активно поглощаются из верхних слоев атмосферы и почвы растениями и только потом попадают через растительную пищу в организм к человеку и животным.[11]
Для правильного функционирования человеческого организма используется 60 химических элементов. Основными считаются из них только 22 элемента. На их долю приходится около 4% всего веса человеческого тела. Те минеральные вещества, которые нам необходимы, можно разделить на микроэлементы и макроэлементы[2]. К макроэлементам относят:
Кальций – компонент тканей зубов и костей;
Калий – участвует в проведении нервных импульсов;
Магний – отвечает за правильное функционирование мышечной, нервной и костной тканей;
Натрий – необходим для поддержания осмотического давления, работы почек;
Железо – компонент гемоглобина крови;
Фосфор – компонент костей и зубов;
Хлор – необходим для поддержания PH желудочного сока, участвует в процессах возбуждения и торможения в нервных клетках;
Сера – входит в состав аминокислот.
К микроэлементам относят:
Медь – участвует в процессе всасывания железа, образовании витаминов;
Йод – необходим для нормальной деятельности щитовидной железы;
Цинк – важнейший компонент ферментов, необходимых для роста;
Фтор – компонент зубной ткани;
Хром – регулирует артериальное давление[12];
Кобальт – входит в состав витамина B12;
Никель – стимулирует процессы кроветворения. [13]
Их количество в организме человека немного меньше, чем макроэлементов.
Минеральными солями больше всего богаты: мясо, молоко, овощи, яица, морепродукты.[2]
. Витамины.
Роль витаминов в организме часто недооценивают. Их недостаток негативно сказывается на состоянии кожи, волос, ногтей, кровеносных сосудов, функционировании органов. Большинство из витаминов не синтезируется в организме человека, потому их запас необходимо систематически пополнять.
Витамин С
Принимает участие в углеводном и фосфорном обмене, способствует образованию коллагена и регенерации поврежденных тканей, уменьшает гиперпигментацию кожи, усиливает сопротивляемость вирусам и инфекциям, обеспечивает усвоение железа. Его нехватка провоцирует преждевременное старение, резкое снижение иммунитета и развитие цинги. Витамин С есть почти во всех фруктах и овощах. Очень много его в шиповнике, киви, болгарском перце, петрушке, клюкве, рябине, цитрусовых.
Витамин В1
Витамин В1 или тиамин нормализует обмен углеводов и некоторых аминокислот, улучшает процесс липидного обмена в организме, оказывает влияние на кислотно-щелочной баланс. Его дефицит становится причиной различных нервных и кожных заболеваний, выпадения волос. Главными источниками тиамина являются пивные дрожжи, орехи, зерновые культуры, печень, свинина.
Витамин В2
Рибофлавин берет участие в окислительно-восстановительных процессах, влияет на состояние эпидермиса, кроветворение, работу печени, а также нервной системы. Если он долгое время не поступает в организм, то кожа покрывается мелкими морщинками и начинает стремительно стареть. Он содержится в капусте, горохе, печени, яйцах, кисломолочных продуктах.
Витамин В6
Стимулирует обмен белков и жиров, снижает уровень холестерина. Он
незаменим для усвоения аминокислот, принимает участие в образованиикрасных кровяных телец. Источником витамина считается мясо, крупы, морковь, картофель, семечки подсолнечника и тыквы.
Витамин В12
Цианокобаламин помогает правильному перевариванию еды, обеспечивает непрерывность процесса деления клеток. Большое количество витамина имеют в своем составе такие продукты животного происхождения: мясо, творог, различные сорта твердых сыров.
Витамин А
Каротин важен для восстановления клеток эпидермиса и слизистых оболочек. Он повышает сопротивляемость организма к разным инфекциям, улучшает зрение, влияет на деятельность эндокринной системы. Много бета-каротина содержится в рыбьем жире, растительном масле, молоке, сыре, фруктах и овощах красного или желтого цвета.
Витамин D
Рацион питания ребенка обязательно должен включать продукты с этим витамином, так как он нужен для роста и правильного физического развития малышей. Также данное вещество обеспечивает всасывание кальция и фосфора из кишечника и дальнейшее отложение этих элементов в костной ткани. Образуется витамин D в кожном покрове под воздействием ультрафиолетовых лучей. Высоким содержанием эргокальциферола отличаются нерафинированные растительные масла, яйца, молочные продукты, рыбий жир.
Витамин Е
Защищает клетки от действия свободных радикалов, препятствует преждевременному старению, избавляет от сухости кожи, благотворно влияет на функцию эндокринных и половых желез. На дефицит токоферола указывает мышечная слабость, дряблость кожного покрова. Природные источники - сливочное масло, авокадо, семечки, орехи, овес, спаржа.
Витамин Р
Это витаминоподобное вещество - эффективный антиоксидант. Оно повышает прочность сосудов и стимулирует клеточное дыхание. Биофлавоноиды имеются в составе фруктов, зелени, чая. [2]
Резюме по главе 1.
На подготовительном этапе работы выяснили, что основными компонентами правильного питания человека являются: углеводы, жиры, белки, минеральные соли и витамины. Углеводы служат источником питания нервной системы и сердечной мышцы, а также участвуют в синтезе веществ. Основной функцией белков является обеспечение нормального роста и развития организма. Жиры участвуют в образовании гормонов, выполняют энергетическую функцию. Минеральные соли и витамины необходимы для правильного функционирования организма.
Глава 2. Изучение обеденного рациона учащихся МБОУ СОШ №3 с помощью анкетирования.
2.1. Проведение анкетирования среди учащихся 5-х – 11-х классов МБОУ СОШ №3.
С целью установить предпочтения в обеденном рационе, было проведено анкетирование учащихся среднего и старшего звена. Ученикам предлагалось указать, обедают ли они в школе, и выбрать позиции, присутствующие в их рационе (Приложение 1, анкета 1). По полученным данным были составлены диаграммы.
2.2. Анализ статистических данных.
По полученным данным можно сделать вывод, что большинство учащихся (54%) покупают себе обед либо перекус в столовой, одна четвёртая (25%) не едят в школе совсем, и меньшинство (21%) едят только то, что приносят с собой из дома или покупают в магазине (Приложение 1, диаграмма 1).
Также мы можем заметить корреляцию предпочтений и возраста (Приложение 1, диаграмма 2). На графике мы можем заметить изменение количества тех, кто посещает столовую. Самой большой популярностью столовая пользуется у 6-х и 5-х классов, но к 8-ому классу популярность этого варианта значительно снижается. У 10-х и 11-х классов количество тех, кто обедает в столовой, снова становится выше пятидесяти процентов. На этой же диаграмме мы можем заметить, что количество тех, кто не ест в школе совсем, минимально у 5-х классов, но уже к 7-ому классу переходит планку в 30%, а затем колеблется в районе этого значения. К 8-ому классу резко увеличивается и количество тех, кто предпочитает обходиться только перекусами.
Третья диаграмма (Приложение 1, диаграмма 3) была составлена, с целью выяснить, какие позиции в рационе школьников являются наиболее популярными (в ней процент берётся не от общего числа опрошенных, а от числа тех, кто ест в школе.) По ней заметно, что перекус (булочка, йогурт, шоколадка и т.п.) встречается в рационе у большинства опрошенных, и при этом количество тех, кто покупает его в школе и кто покупает его в магазине, поделилось приблизительно поровну. Вероятно, это связано с завышенной по сравнению с магазинной ценой на перекусы в столовой, а также достаточно малым ассортиментом.
При этом первое встречается лишь, примерно у двадцати процентов опрошенных. Большинство покупает суп в столовой, так как первое для многих неудобно брать с собой. Второе встречается около у шестидесяти процентов, и, как и первое, чаще покупается в столовой, чем приносится из
дома. Это, возможно, связано с тем, что большинство не хочет тратить время
на приготовление еды с собой, и поэтому предпочитает покупать второе и первое в школьной столовой.
Резюме по главе 2.
Большинство учащихся покупают себе обед в столовой. В старших классах количество тех, кто не ест совсем, выше, чем в средних классах. Второе и перекус есть в рационе у большинства учащихся, питающихся в школе.
Глава 3. Составление домашнего меню, занесение школьного меню в таблицу.
3.1. Составление пяти различных вариантов обеденного питания.
Нам бы хотелось рассмотреть несколько отличающихся друг от друга возможных альтернатив питанию в школьной столовой. Таким образом, мы сможем, в процессе сравнения домашнего меню со школьным меню, найти наиболее подходящий вариант питания из дома и сделать выводы о том, что должен представлять собой домашний рацион. Для удобства, будем обозначать различные варианты домашнего питания днями недели.
Все составленные рационы (за исключением пятницы) состоят из гарнира, основного блюда, перекуса и напитка. Также ни в одном рационе нет первого блюда, так как для большинства учащихся суп неудобно брать с собой.
В таблице (Приложение 2, таблица 1) указаны: масса каждой позиции в граммах, содержание белков, жиров и углеводов, калорийность и стоимость в рублях. Стоимость продуктов взята из местного сетевого магазина. Калорийность, белки, жиры и углеводы там, где это было возможно, указывались соответственно указанной производителем информации на упаковке продукта. В ином случае, эти данные взяты со сторонних источников[3][5][6], также использовалось приложение «Калькулятор калорий ХиКи».
Важно отметить, что при расчёте стоимости блюд не учитывались дополнительные затраты на их приготовление (добавление масла, соли и т.п.). Поэтому реальная стоимость блюд будет незначительно выше указанной в таблице.
3.2. Занесение школьного меню в таблицу.
Мы берём школьное меню за неделю и заносим его в таблицу (Приложение 2, таблица 2) с такими же графами, как и в домашнем меню. Основным отличием является отсутствие графы «Цена», так как все школьные обеды стоят одинаково, и их цена равна 100 рублям. Белки, жиры, углеводы и калорийность определяются с помощью сторонних источников[5][6][14] и приложения «Калькулятор калорий ХиКи».
Ещё одним отличием является то, что один школьный обед имеет
больше позиций за счёт наличия первого блюда.
3.3. Установление норм для обоих рационов
Для домашнего и школьного рационов питания были устанавливаем нормы по содержанию белков, жиров, углеводов и калорийности (Приложение 2, таблица 3). Мы берём 40% от среднего значения суточной нормы БЖУ и калорийности для школьника[7](для каждого человека норма индивидуальна и зависит от многих факторов), согласно литературным источникам[3][4]. В таблице представлены нормы для различных возрастных категорий детей школьного возраста. В работе расчёты ведутся по норме для детей от 14-ти до 17-ти лет, отношение реального количества белков, жиров, углеводов и килокалорий к норме приводится в процентах.
Резюме по главе 3.
Составили пять различных вариантов питания домашнего меню, занесли школьное меню в таблице. Установили норму по содержанию в рационе важных компонентов питания, рассчитали соответствие норме рационов домашнего и школьного меню в процентах.
Глава 4. Сравнение и оценка домашнего и школьного рационов питания.
4.1. Анализ меню, предлагаемого школьной столовой.
Давайте разберём школьное меню. Наглядно представим данные таблицы на диаграмме (Приложение 2, диаграмма 4)
По данной диаграмме можно сделать вывод, что старшекласснику, питающемуся в столовой, придётся покупать еду дополнительно, так как школьное меню недостаточно калорийно, жиры и углеводы ниже нормы. Содержание белков также ниже нормы, но в пределах тридцати процентов (исключая рацион пятницы, где содержание белков ниже нормы примерно на шестьдесят процентов).
Содержание жиров в школьном меню колеблется в районе 35% - 70% от нормы. Недостаток жиров может привести к снижению работоспособности и самочувствия.
Углеводов в школьном меню также недостаточно для старшеклассников. Содержание углеводов в рационах, предлагаемых школьной столовой, колеблется от двадцати пяти до пятидесяти процентов. Это может привести к таким негативным последствиям, как снижение успеваемости и повышение утомляемости.
Можно сделать вывод, что для старшеклассника питание, предлагаемое
столовой, является недостаточным. Это может являться одной из причин наличия у большого количества учеников перекуса в рационе, как источника дополнительной энергии.
Нужно отметить, что недостатки меню, предлагаемого школьной столовой, неспособны значительно повлиять на здоровье и развитие ребёнка, но при условии, что он хорошо питается дома. Также, если мы будем брать за норму количество белков, жиров, углеводов, килокалорий для младшей возрастной группы, отклонения от нормы будут ниже.
Проблема заключается в том, что меню, подходящее для младшеклассников, не будет подходить для старшеклассников, что мы и наблюдаем на диаграмме. Ситуация, при которой порции для младшеклассников и старшеклассников равны, приводит к тому, что ученикам старших классов приходится докупать себе еду дополнительно или искать альтернативы питанию в столовой.
4.2. Анализ домашнего меню, составленного самостоятельно
Разберём предлагаемые варианты питания по отдельности, чтобы иметь возможность найти лучшую альтернативу. Будем считать, что рацион является подходящим, если значения БЖУ и калорийности достаточно близко подходят к норме, и при этом стоимость одной порции рациона составляет не более ста рублей. (При анализе используется приложение 2: таблица 1 и диаграмма 5).
4.2.1. Рацион «Понедельник»
Этот рацион является слишком жирным, но при этом недостаточно калорийным. Дело в том, что жареная картошка, несмотря на свою жирность, не является калорийной. Также жареная мясная котлета является слишком жирной.
Хотя это рацион и обладает низкой себестоимостью в 50 рублей и содержит яблоко в качестве фрукта, его нельзя считать альтернативой. Жареные картофель и мясная котлета являются слишком жирными, а превышение содержания жиров в меню в долгосрочной перспективе может привести к проблемам со здоровьем
Можно сделать вывод, что наличие жаренных блюд в меню школьника нежелательно, ведь такие блюда содержат слишком много жиров в соотношении с другими компонентами питания.
4.2.2. Рацион «Вторник»
Это меню достаточно сбалансировано, значения БЖУ наиболее близко подходят к норме по сравнению с остальными рационами. Куриное яйцо в совокупности с макаронами обеспечивает достаточное количество белков. Также яйцо даёт большое количество жиров, что вместе с сосисками обеспечивает норму. Углеводы в данном случае обеспечены сладким чёрным
чаем.
Данный рацион может подойти в качестве альтернативы школьному питанию. Он достаточно дешёвый, значения БЖУ и калорийность
приближены к норме.
4.2.3. Рацион «Среда»
Этот рацион достаточно сбалансирован, но в целом недостаточен для выбранной нами возрастной группы. Мы видим недостаток белков и жиров при достаточном содержании углеводов и приближённом к норме уровне калорийности. Но это можно исправить, если увеличить массу куриного голени в порции. Это не приведёт к превышении нормы по углеводам, так как количество углеводов в данном мясе ничтожно мало.
Стоимость одной порции этого рациона составляет 71 рубль, поэтому он стать выгодной заменой школьному обеду
4.2.4. Рацион «Четверг»
Этот вариант питания имеет небольшое превышение содержания белков, но остальные показатели находятся в норме. В целом, этот рацион очень похож на предыдущий. Разница обеспечивается, в основном, куриным филе, запеченным в духовке, ведь оно обладает большим содержанием БЖУ и килокалорий, чем куриный голень
В рационах «Четверг» и «Среда» также важную роль играет десерт, ведь он обеспечивает большую часть жиров всего рациона.
Стоимость рациона «Четверг» составляет 81 рубль, что меньше стоимости обеда в столовой, поэтому он также может послужить альтернативой питанию в столовой.
4.2.5. Рацион «Пятница»
Этот рацион крайне несбалансирован. Белки и углеводы едва составляют 40% от нормы, калорийность составляет 60%, а жиры целых 103%. Этот рацион был составлен, чтобы показать нерациональность использования бутербродов и быстрых углеводов при составлении альтернативы комплексному обеду.
Как регулярный перекус использовать данный рацион не стоит, так как его стоимость составляет 105 рублей, и лучше будет купить себе комплексный обед.
4.3. Сравнение домашнего и школьного рационов питания
Питание в школьной столовой недостаточно для старшеклассника, но при этом оно является подходящим для учеников младшего звена. Нельзя точно сказать, является ли питание в столовой более удобным, чем вариант, когда ученик берёт еду из дома. С одной стороны, питание в столовой
освобождает от необходимости готовить дополнительно еду для школы, но с другой стороны ученик, который берёт еду из дома, избегает очередей и имеет возможность составить меню с учётом своих предпочтений.
Главным преимуществом рациона столовой является наличие в меню
первого блюда, ведь оно содержит крупы и овощи, что являются важной частью рационального питания. Но зато домашний рацион, как мы убедились, может стоить достаточно дёшево и содержать при этом норму БЖУ и калорийности.
Резюме по главе 4
Школьный рацион является сбалансированным и содержит важные компоненты питания, но является недостаточным для старшеклассника. Домашний рацион может стать дешёвой альтернативой школьному питанию, соответствуя при этом необходимой норме. При его составлении желательно избегать добавлять в меню: жареные блюда, большое количество быстрых углеводов, сладкие газированные напитки.
Вывод
Проанализировав предпочтения учащихся МБОУ СОШ №3 в плане обеденного рациона, мы пришли к выводу, что большинство учащихся так или иначе пользуются услугами столовой. Но немалый процент учащихся берёт еду из дома, либо не ест в школе совсем.
Изучив литературу по рациональному питанию, мы можем сказать, что обед является важной частью питания человека, ведь он должен содержать 40% компонентов здорового питания (БЖУ, калорийность) от дневной нормы. Обед ученика в возрасте от 14 до 17 лет должен содержать: 42 грамма белков, 38 грамм жиров, 168 грамм углеводов, 1120 килокалорий. [1]
Отсутствие в рационе ученика обеда может негативно сказаться на концентрации внимания и самочувствии. Перекусы, состоящие только из быстрых углеводов, содержащихся в булочках, шоколадках и тому подобному, также не являются альтернативой школьному питанию, ведь они придают ощущение насыщения лишь на очень короткий промежуток времени, и при этом не способны обеспечить организм необходимыми веществами. [1]
Проанализировав школьное меню (Приложение 2, таблица 2), мы пришли к выводу, что старшекласснику оно подходит не в полной мере: несмотря на сбалансированность и наличие важных компонентов питания, оно не содержит в достаточном количестве БЖУ и недостаточно калорийно. При этом меню, предоставляемой столовой, может в должной степени обеспечить потребности в питании учеников младших классов.
В качестве альтернативы школьному питанию может выступать еда, приготовленная дома и принесённая с собой в школу. Составив и проанализировав различные варианты домашнего питания (Приложение 2, таблица 1), мы пришли к некоторым выводам.
Во-первых, домашнее меню должно включать полноценное второе блюдо. Мясо желательно должно быть сварено, либо запечено в духовке: так оно сохранит свои полезные свойства. В качестве гарнира лучше не
использовать жареный картофель, так как он обладает слишком большим содержанием жиров. Предпочтительнее вместо него использовать крупы: они обеспечивают необходимый уровень углеводов и являются важным элементом рационального питания.
Во-вторых, в обед должен входить небольшой перекус или десерт, вроде фрукта. Печенье, например, может служить источником не только углеводов, но и жиров, обеспечивая в совокупности со вторым блюдом обеденную норму.
Желательно также наличие в домашнем питании напитка. Он обеспечивает школьника водой, но может и служить источником белков (например, молоко) или углеводов (например, чай). При этом нужно воздержаться от использования сладкой газировки в качестве напитка.
Мы выяснили, что еда из дома может, оставаясь экономной альтернативой школьного питания, составлять достаточно полезный обед.
Данная работа может быть использована при проведении классного часа у учеников среднего и старшего звена для формирования представления о рациональном питании. Также с этой целью была составлена наглядная презентация.
Список литературы и прочих источников
Елена Мотова «Мой лучший друг – желудок. Еда для умных людей.» Мотова Е., текст, ООО «Издательство АСТ»
Пособие для поступаюзих в вузы: В 2 т. Т. 2. - 2-е изд., испр. и доп. под редакцией Чебышева
Юлианна Плискина «Счётчик калорий. Основы правильного питания», Издательство «Эскмо-Пресс», 2017.
Колесов Д. В. Биология: Человек. 8 кл.:учебник /Д.В. Колесов., Р. Д. Маш, И.Н. Беляев. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2017
http://www.calorizator.ru
http://dietadiary.com
http://www.o-krohe.ru
http://hnb.com.ua
http://www.zdorow.dn.ua
http://n-retsept.ru
https://kratkoe.com
https://legkopolezno.ru
http://properdiet.ru
https://health-diet.ru
Приложение «Калькулятор калорий ХиКи»
Приложение 1
Анкета 1.
В каком классе вы учитесь? _____
Едите ли вы в школе? Да Нет
Если да, то, чаще всего, ваша еда это: (можно несколько вариантов ответа)
a) Первое из столовой
b) Второе из столовой
c) Булочка/пицца/шоколадка и т.п., купленная в столовой
d) Первое из дома
e) Второе из дома
f) Перекус (чипсы, печенье, йогурт и т.п), купленный в магазине
Диаграмма 1
Результат анкетирования учеников 5-х – 11-х классов
Диаграмма 2
Зависимость предпочтений в питании в школе от возраста
Диаграмма 3
Наличие в меню первого блюда, второго блюда, перекуса у тех, кто питается в школе
Приложение 2
Таблица 1
Домашнее меню, составленное самостоятельно
Название рациона |
Продукт |
Масса (г) |
Жиры (г) |
Белки (г) |
Углеводы (г) |
Калорийность (ккал) |
Цена (р.) |
|
Понедельник |
Жареная картошка |
150 |
14,3 |
4,2 |
35,1 |
288 |
4 |
|
Мясная котлета |
100 |
35,0 |
12,0 |
181,5 |
363 |
13 |
||
Яблоко зелёное |
150 |
0,7 |
1,2 |
14,8 |
70 |
8 |
||
Вода "Bon Aqua" |
500 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0 |
|
||
Итого (понедельник) |
50,0 |
17,4 |
231,4 |
721 |
50 |
|||
Процентов от нормы |
131,4% |
41,4% |
137,7% |
64,4% |
||||
Вторник |
Макароны "Щебекинские, Рожок" |
100 |
1,5 |
13,0 |
72,0 |
350 |
10 |
|
Сосиски "Докторские со сливками, ОМПК" |
100 |
24,0 |
10,0 |
2,2 |
256 |
35 |
||
Яйцо куриное "Золотое яичко" варёное в крутую (2 шт.) |
100 |
10,6 |
12,4 |
0,9 |
143 |
10 |
||
Чай чёрный с сахаром |
600 |
1,3 |
5,2 |
65,9 |
243 |
10 |
||
Итого (вторник) |
37,4 |
40,6 |
141,0 |
992 |
65 |
|||
Процентов от нормы |
98,4% |
96,7% |
83,9% |
88,6% |
||||
Среда |
Крупа рисовая шлифованная "Агрокультура" |
150 |
0,8 |
9,8 |
124,5 |
540 |
6 |
|
Голень куриная "Белая птица" варёная |
100 |
3,0 |
14,5 |
0,0 |
85 |
19 |
||
Сырок творожный глазированный "Ростагроэкспорт" с ванилью |
45 |
18,9 |
3,6 |
14,4 |
160 |
16 |
||
Яблочный сок "Добрый" |
330 |
0,0 |
0,0 |
37,9 |
152 |
30 |
||
Итого (среда) |
22,7 |
27,8 |
176,8 |
937 |
71 |
|||
Процентов от нормы |
59,6% |
66,2% |
105,2% |
83,6% |
||||
Четверг |
Гречневая крупа "АгроПерспектива" |
150 |
3,9 |
18,9 |
102,0 |
494 |
4 |
|
Куриное филе "Белая птица" запечённое в духовке |
100 |
2,4 |
22,6 |
0,8 |
117 |
27 |
||
Печенье шоколадное "Супер Контик" |
100 |
23,0 |
6,0 |
63,0 |
480 |
20 |
||
Молоко "Агуша" 2,5% |
200 |
5,0 |
6,0 |
9,4 |
106 |
30 |
||
Итого (четверг) |
34,3 |
53,5 |
175,2 |
1197 |
81 |
|||
Процентов от нормы |
90,3% |
127,4% |
104,3% |
106,9% |
Продолжение таблицы 1
Пятница |
Бутерброды с колбасой и сыром (2 шт.) |
116 |
26,6 |
10,5 |
4,8 |
290 |
45 |
Сникерс |
51 |
12,7 |
3,8 |
26,0 |
249 |
30 |
|
Пепси-Кола |
300 |
0,0 |
0,0 |
33,6 |
135 |
30 |
|
Итого (пятница) |
39,3 |
14,3 |
64,4 |
674 |
105 |
Таблица 2
Меню из столовой МБОУ СОШ №3
День недели |
Продукт |
Масса (г) |
Жиры (г) |
Белки (г) |
Углеводы (г) |
Калорийность (ккал) |
Понедельник |
Суп гороховый |
250 |
6,0 |
11,0 |
22,2 |
187 |
Рис отварной |
150 |
0,8 |
3,3 |
37,4 |
169 |
|
Суфле куриное |
100 |
4,5 |
18,1 |
2,2 |
122 |
|
Компот яблочный |
200 |
0,3 |
0,2 |
27,2 |
111 |
|
Свекольный салат |
100 |
2,3 |
2,8 |
7,2 |
61 |
|
Итого (понедельник) |
800 |
13,9 |
35,4 |
96,2 |
650 |
|
Процентов от нормы |
36,6% |
84,3% |
57,3% |
58,0% |
||
Вторник |
Суп рыбный |
250 |
4,8 |
8,8 |
10,6 |
121 |
Макароны |
150 |
6,0 |
5,0 |
42,0 |
242 |
|
Печень куриная |
100 |
6,3 |
16,3 |
1,4 |
127 |
|
Икра кабачковая |
50 |
2,4 |
0,6 |
3,9 |
39 |
|
Чай чёрный с сахаром |
200 |
0,2 |
1,2 |
23,5 |
100 |
|
Итого (вторник) |
19,7 |
31,9 |
81,4 |
629 |
||
Процентов от нормы |
51,8% |
76,0% |
48,5% |
56,2% |
||
Среда |
Щи |
250 |
8,3 |
9,5 |
11,0 |
140 |
Рис отварной |
150 |
0,8 |
3,3 |
37,4 |
169 |
|
Суфле куриное |
100 |
4,5 |
18,1 |
2,2 |
122 |
|
Компот яблочный |
200 |
0,3 |
0,2 |
27,2 |
92 |
|
Итого (среда) |
13,8 |
31,1 |
77,8 |
523 |
||
Процентов от нормы |
36,4% |
74,0% |
46,3% |
46,7% |
Продолжение таблицы 2
Четверг |
Суп куриный лапшичный |
250 |
5,0 |
6,7 |
9,0 |
108 |
Картофельное пюре |
150 |
1,2 |
3,2 |
22,0 |
112 |
|
Мясная говяжья котлета |
100 |
16,8 |
18,3 |
9,3 |
262 |
|
Капустный овощной салат с маслом |
100 |
4,0 |
1,9 |
4,9 |
63 |
|
Кисель из клюквы |
200 |
0,0 |
0,0 |
26,0 |
104 |
|
Итого (четверг) |
27,0 |
30,1 |
71,2 |
649 |
||
Процентов от нормы |
71,1% |
71,7% |
42,4% |
57,9% |
||
Пятница |
Суп гороховый |
250 |
0,3 |
1,4 |
7,8 |
46 |
Картофельное пюре |
150 |
6,9 |
3,2 |
12,8 |
123 |
|
Рыбная котлета |
100 |
9,2 |
12,1 |
7,4 |
161 |
|
Икра кабачковая |
50 |
2,4 |
0,6 |
3,9 |
39 |
|
Компот из клюквы |
200 |
0,0 |
0,0 |
9,4 |
39 |
|
Итого (пятница) |
18,8 |
17,3 |
41,3 |
408 |
||
Процентов от нормы |
49,5% |
41,2% |
24,6% |
36,4% |
Таблица 3
Обеденная норма белков, жиров, углеводов и калорийности
Норма (средние значения, берётся 40% от дневной нормы) |
Жиры (г) |
Белки (г) |
Углеводы (г) |
Калорийность (ккал) |
от 6 до 9 лет |
32 |
34 |
136 |
920 |
от 10 до 13 лет |
36 |
38 |
152 |
1040 |
от 14 до 17 лет |
38 |
42 |
168 |
1120 |
Диаграмма 4
Диаграмма, составленная по таблице 2
Диаграмма 5
Диаграмма, составленная по таблице 1