Введение
Каждый ученик мечтает о своём счастливом будущем: как он окончит школу, куда сможет поступить, какую профессию получит. Я мечтаю поступить в медицинский институт и стать отличным врачом. Поэтому вопрос о состоянии здоровья людей, особенно детей, не оставляет меня равнодушным. Средства массовой информации утверждают, что за время обучения в школе состояние здоровья детей резко ухудшается. Ежегодно первого сентября в школу приходят первоклассники, 80% из которых здоровы. Но до выпускного вечера остаются здоровыми только 10% школьников.
Как обстоит ситуация в нашей школе? Действительно ли так резко отличаются показатели состояния здоровья у первоклассников и выпускников? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, какие существуют показатели состояния здоровья школьников, как их измерить и оценить. Чтобы работать с первоклассниками и выпускниками, нужно чётко знать алгоритм действий по изучению состояния их здоровья. Поэтому я решил начать со своих одноклассников.
Цель данной работы: дать комплексную оценку состояния здоровья своих одноклассников.
Цель позволяет сформулировать задачи:
изучить понятие «здоровье», его отдельные компоненты;
подобрать необходимые методы и методики исследования состояния здоровья;
получить согласие одноклассников и их родителей на проведение исследований;
изучить состояние здоровья одноклассников по выбранным методикам;
провести анкетирование учащихся по вопросам организации их досуга;
проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы и рекомендации.
Перед началом работы я выдвинул гипотезу: ухудшение состояния здоровья школьников происходит не из-за учебных нагрузок, а по причине снижения их физической активности.
Существуют разные виды здоровья: физическое, психическое, духовное, социальное. Работоспособность организма, его готовность противостоять болезням – это характеристики физического здоровья. Его мы решили изучить в первую очередь.
Основная часть работы
Выбор контингента испытуемых (объектов исследования)
В моём классе 17 девочек и 11 мальчиков, всего 28 учащихся. Возраст учащихся на момент проведения исследований (полных лет): 15 лет – 2 учащихся, 14 лет – 22 учащихся, 13 лет – 4 учащихся.
Исследуемые показатели (предмет исследования)
При непосредственном участии и под контролем школьной медицинской сестры нами были исследованы следующие показатели физического здоровья учащихся:
антропометрические данные (индекс Кетле 2), кг/м2 ;
частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое, уд/мин;
ЧСС после дозированной нагрузки, уд/мин;
ЧСС после 2-х минут отдыха, уд/мин;
жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), л;
зрение, слух;
осанка (исследование на наличие сколиоза);
свод стопы (исследование на наличие плоскостопия).
Для оценки каждого показателя нами были подобраны соответствующие методы и методики исследований. Сразу отмечу, что в работе изучались только те показатели состояния здоровья, которые разрешены для изучения школьниками. Анализ медицинских карт учащихся при выполнении работы не проводился. Большая часть проведённых исследований входит в перечень лабораторных работ и самонаблюдений по курсу «Человек. Культура здоровья. 8 класс» УМК линии «Сферы» и представлены в тетради-практикуме данного УМК [3] и электронном приложении к учебнику биологии 8 класса линии «Сферы».
Методы и методики исследований
Исследование 1. Определение весо-ростового коэффициента (Индекса Кетле 2) на основании анализа антропометрических данных.
Самый простой способ для определения соотношения веса и роста был предложен бельгийским социологом и статистиком Адольфом Кетле в 1869 году. Он предложил следующую формулу расчёта: величину веса в килограммах нужно разделить на величину роста в метрах, возведённую в квадрат. Полученный результат называется весо-ростовым коэффициентом или индексом Кетле и характеризует гармоничность физического развития и телосложения. У школьников 6-18 лет используется та же формула, но имеет название Индекс Кетле 2 [5].
Исследование 2. Функциональная проба организма с дозированной нагрузкой
Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы характеризуется, в первую очередь, частотой сердечных сокращений (ЧСС) за 1 минуту. В разных литературных и интернет-источниках [6, 7] приведены сведения о нормах ЧСС у детей и подростков.
Порядок проведения исследования.
Подсчитать пульс за 1 минуту в состоянии покоя.
В быстром темпе сделать 20 полноценных приседаний.
Подсчитать пульс после полученной нагрузки.
Спокойно, в положении сидя, отдохнуть 2 минуты.
Снова подсчитать пульс после 2-х минут отдыха.
У здоровых, но нетренированных людей после такой дозированной нагрузки пульс увеличивается на 70—90 процентов и восстанавливается к исходному уровню за 2—3 минуты.
Исследование 3. Определение жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ) методом спирометрии
Жизненную ёмкость лёгких определяют с помощью спирометра (методом спирометрии). Исследование проводится 2 раза с интервалом в 1-2 минуты. Для оценки результатов исследования мы использовали данные таблицы 8 методического пособия к практическим занятиям по дисциплине «Возрастные особенности человека» [1].
Исследование 4. Состояние кожных покровов, волос и ногтей
Воздействие экологии на кожу происходит не только в прямом, но и в скрытом виде. По состоянию кожных покровов, волос и ногтей можно судить о скрытых проблемах со здоровьем. Оценку кожи и её производных мы проводили по материалам таблиц, представленных в нескольких интернет-источниках [9].
Исследование ногтей проводили по материалам самонаблюдения, изложенного в УМК линии «Сферы» [3].
Исследование 5. Оценка зрения и слуха
Для проверки остроты зрения у детей школьного возраста чаще всего используется таблица Сивцева [10]. Если зрение в норме, то испытуемый может без ошибок прочесть буквы в рядах с V=0,3-0,6.
Исследование остроты слуха проводится по методике «Исследование шёпотной речью». Обследующий располагается на расстоянии 6 м от обследуемого и шепотом произносит слова, содержащие звуки низкой и высокой частот. Испытуемый при этом стоит спиной, чтобы не видеть артикуляции губ произносящего слова. Если испытуемый правильно повторяет слова, то острота слуха нормальная [11].
Исследование 6. Оценка состояния опорно-двигательной системы
Выявление нарушения осанки.
Прикрепить на ровную поверхность (например, на стену или на школьную доску) белый лист бумаги формата А3 или А4 в горизонтальном положении.
Встать прямо, не напрягаясь, спиной к прикрепленному листу бумаги.
При помощи карандаша обвести контур обоих плечей, затем при помощи линейки соединить верхние точки прямой линией [12].
Анализ результатов
Если линия получилась чётко горизонтальной, то нарушения осанки не наблюдается. Если же линия отклоняется от горизонтальной оси вверх или вниз, то это свидетельствует о нарушении осанки и формирующемся сколиозе.
Выявление плоскостопия проводится методом плантографии [3].
Балльная оценка состояния физического здоровья
По аналогии с «Методикой комплексной самооценки здоровья» [3], а также методом экспресс-оценки состояния здоровья, разработанным учёным Г.Л. Апанасенко [13], мы тоже решили разработать балльную оценку состояния физического здоровья по изученным показателям.
№ п/п |
Показатель |
Оценка в баллах |
||
2 балла |
1 балл |
0 баллов |
||
1 |
Весо-ростовой коэффициент (индекс Кетле 2), кг/м2 |
Гармоничное развитие |
Гармоничное развитие (±) |
Дефицит массы тела или тучность |
2 |
Функциональная проба организма с дозированной нагрузкой (ЧСС), уд/мин |
Соответствует ЧСС в покое или до +3 уд/мин |
До +5 уд/мин по сравнению с ЧСС в покое |
На 6 и более уд/мин превышает ЧСС в покое |
3 |
Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), л |
Возрастная норма и выше нормы |
На 0,1-0,2 л ниже нормы |
Ниже нормы более, чем на 0,2 л |
4 |
Состояние кожных покровов, волос и ногтей |
Без отклонений (норма) |
1-2 отклонения от нормы |
Более 2-х отклонений от нормы |
5 |
Зрение |
Нормальное |
- |
Наличие отклонений |
6 |
Слух |
Нормальный |
- |
Наличие отклонений |
7 |
Осанка |
Нормальная |
- |
Наличие отклонений |
8 |
Свод стопы (метод плантографии), % |
Отсутствие плоскостопия (результат ≤ 33%) |
- |
Наличие плоскостопия (результат > 33%) |
9 |
Физкультурная группа |
Основная |
Подготовительная |
Освобождение |
Оценка состояния физического здоровья:
16-18 баллов – отличное состояние здоровья,
13-15 баллов – хорошее состояние здоровья,
10-12 баллов – удовлетворительное состояние здоровья,
менее 10 баллов – плохое состояние здоровья.
Результаты проведённых исследований и их поэтапный анализ
Показатель 1. Индекс Кетле 2.
У 46 % учащихся 8 ФМ класса значение весо-ростового показателя в пределах возрастной нормы, что говорит о гармоничном физическом развитии, незначительные отклонения (± 2кг/м2) отмечены у 25 % обучающихся, 29 % одноклассников имеют завышенные или заниженные значения Индекса Кетле. Это свидетельствует об избытке или явном недостатке массы тела.
Показатель 2. Функциональная проба организма с дозированной нагрузкой.
ЧСС в покое в пределах возрастных норм у 75 % учащихся, у 18 % учащихся значение ниже нормы на 5-10 уд/мин, у двух учащихся отмечается выраженная тахикардия – ЧСС в покое более 100 уд/мин.
После 20 приседаний в быстром темпе ЧСС увеличивается у большинства учащихся на 20-25 уд/мин, что также соответствует норме.
Через 2 минуты отдыха ЧСС возвращается к первоначальному показателю или опускается ниже у 54 % учащихся, остаётся на 4-5 уд/мин выше показателя ЧСС в покое у двух учащихся, у остальных за это время ЧСС не приходит в норму, что свидетельствует о низкой физической активности.
Показатель 3. Жизненная ёмкость лёгких.
ЖЕЛ ниже нормы у 64 % учащихся класса, что говорит о слабости дыхательной системы, приближен к норме – у 18 % учащихся, у 18 % - в пределах возрастных норм.
Показатель 4. Состояние кожных покровов, волос и ногтей.
У большинства учащихся по данному показателю отклонения отмечены в состоянии ногтей. Самым распространённым недостатком оказалось наличие белых пятен, которые свидетельствуют о проблемах в системе пищеварения – у 29 % одноклассников. Состояние волос и кожи у большинства учащихся в норме. Самой распространённой проблемой кожи стало наличие красноватых пятен и участков сухой кожи на локтях, что чаще всего является проявлением аллергических реакций.
Показатели 5, 6. Зрение, слух.
Снижение остроты зрения наблюдается у 25 % учащихся класса, у остальных зрение в норме. Со слухом в нашем классе проблем нет – все учащиеся по данному показателю набрали по 2 балла.
Показатели 7, 8. Осанка, свод стопы.
Осанка в норме у 25 учащихся класса (89 %), только у троих учащихся линия отмечен формирующийся сколиоз. Отсутствие плоскостопия отмечено у 22 учащихся, у 5 учащихся показатель превышен на 5-10%, что свидетельствует о формирующемся плоскостопии. У одного учащегося показатель превышает 50 %, что говорит о серьёзных проблемах с опорно-двигательной системой и необходимости срочного обращения к ортопеду.
Показатель 9. Физкультурная группа.
В основной физкультурной группе занимаются 22 учащихся нашего класса, в подготовительной – 6 человек, освобождённых от физкультуры нет.
В целом по классу комплексная оценка физического здоровья следующая:
16-18 баллов – отличное состояние здоровья – 2 учащихся (7 %),
13-15 баллов – хорошее состояние здоровья – 13 учащихся (46%),
10-12 баллов – удовлетворительное состояние – 10 учащихся (36%),
менее 10 баллов – плохое состояние здоровья – 2 учащихся (7%).
Результаты анкетирования учащихся 8 ФМ класса по теме
«Моя физическая активность»
8 из 28 учащихся (29%) в данный момент не посещают никаких спортивных секций. При этом их состояние здоровья оценивается, как:
«плохое» – 3 человека, «удовлетворительное» – 5 человек.
10 из 28 учащихся (36%) учащихся посещают тренировки нерегулярно, так как на них не хватает времени.
10 из 28 учащихся (36%) регулярно занимаются спортом в течение нескольких лет. Оценка их состояния здоровья: «удовлетворительное»– 1 человек, «хорошее» - 7 человек, «отличное» - 2 человека.
Заключение
Проанализировав полученные результаты исследований мы пришли к следующим выводам:
половина учащихся класса имеют гармоничное физическое развитие, у остальных соотношение антропометрических данных не соответствует возрастной норме. Неправильное питание, несоответствие калорийности пищи и энергозатрат являются одной из основных причин ухудшения физического здоровья учащихся;
только половина учащихся класса успешно выполнили функциональную пробу с дозированной нагрузкой, у остальных состояние сердечно-сосудистой системы свидетельствует о сидячем образе жизни, отсутствии тренировок и систематических занятий физкультурой;
жизненная ёмкость лёгких ниже нормы у большинства учащихся класса, что говорит о слабом развитии дыхательной системы;
состояние кожи и её производных в норме у большинства учащихся, лишь у некоторых отмечаются проявления аллергической реакции – нередкое явление в современном мире, как среди детей, так и среди взрослых;
¼ часть класса имеют проблемы со зрением, острота слуха в норме у всех одноклассников;
состояние опорно-двигательной системы вызывает опасение у 29 % учащихся, при этом у 11 % отмечено развитие сколиоза, у 21% - формирующееся плоскостопие.
Полученные результаты исследования подтверждают мою гипотезу: у учащихся, которые перешли к «сидячему» образу жизни, не занимаются спортом, не получают регулярных физических нагрузок, состояние здоровья ухудшается.
На основании данных выводов мы сформулировалирекомендации:
учащимся, имеющим повышенный или пониженный показатель Индекса Кетле, необходимо в первую очередь откорректировать свой рацион питания, привести в норму соотношение энергозатрат и калорийности получаемой пищи;
всем учащимся нужно находить время для занятий спортом или хотя бы двухчасовых пеших прогулок на свежем воздухе. В противном случае состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем будет только ухудшаться;
во избежание возникновения аллергических реакций не использовать непроверенные современные косметические средства и высокоаллергенные продукты питания;
при работе за компьютером регулярно проводить гимнастику для глаз;
использовать современные гаждеты (планшеты, мобильные телефоны) ограниченное время, не читать с экрана телефона мелкий текст, а главное – забыть про динамичные компьютерные игры, которые вызывают максимальное напряжение зрения и резко его ухудшают.
В любой ситуации нужно помнить: наше здоровье – в наших руках!
Библиографический список
Левин В.Н. Методическое пособие к практическим занятиям по дисциплине «Возрастные особенности человека». - М: Лабиринт, 2013. С.4-10.
Сивачёв С.Ф. Методические подходы к оценке влияния физического воспитания на организм школьников. - М.: Астрель, 1990. С.28-30.
Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология. Человек. Культура здоровья. Тетрадь-практикум. – М.: Просвещение, 2014 г. С. 14-15, 28-29, 40-41.
Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. 3-е изд. – М., ЭКСМО, 2008. С. ...
https://umki-rasumki.ru/Ketle.html
http://www.medkurs.ru/
http://crystalheart.ru/
https://ru.wikipedia.org
https://medaboutme.ru/ zdorove
http://eyesdocs.ru/proverka-zreniya/tablicy/tablica-dlya-proverki-zreniya-u-detej.html
https://studopedia.org
https://www.7ya.ru/article/Kak-ocenit-osanku/
https://studfiles.net/preview/3569211/page:31/
Приложения
1. Фотоматериалы проведённых исследований
2. Диагностические таблицы проведённых исследований
Таблица 1.
Балльная оценка состояния физического здоровья учащихся 8 ФМ класса
(общий балл по результатам исследования показателей 1-9)
№ п/п |
Имя одноклассника (-цы) |
Показатели состояния физического здоровья (в баллах) |
Суммарный балл |
Оценка состояния физического здоровья |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||||
1 |
Диана |
0 |
0 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
13 |
хорошее |
2 |
Александр |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
14 |
хорошее |
3 |
Дмитрий |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
0 |
0 |
2 |
7 |
плохое |
4 |
Анастасия 1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
15 |
хорошее |
5 |
Анастасия 2 |
2 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
2 |
2 |
1 |
12 |
удовлетворительное |
6 |
Анастасия 3 |
0 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
15 |
хорошее |
7 |
Степан |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
11 |
удовлетворительное |
8 |
Семён |
1 |
1 |
0 |
1 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
11 |
удовлетворительное |
9 |
Андрей |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
17 |
отличное |
10 |
Анна |
2 |
2 |
0 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
15 |
хорошее |
11 |
Даниил |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
2 |
1 |
12 |
удовлетворительное |
12 |
Максим 1 |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
удовлетворительное |
13 |
Виктория |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
12 |
удовлетворительное |
14 |
Вера |
2 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
13 |
хорошее |
15 |
Татьяна |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
удовлетворительное |
16 |
Анна |
2 |
2 |
0 |
1 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
12 |
удовлетворительное |
17 |
Вероника |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
удовлетворительное |
18 |
Алексей |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
1 |
7 |
плохое |
19 |
Кристина |
2 |
2 |
0 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
15 |
хорошее |
20 |
Никита 1 |
2 |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
хорошее |
21 |
Анастасия 4 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
15 |
хорошее |
22 |
Екатерина |
0 |
0 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
13 |
хорошее |
23 |
Софья |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
15 |
хорошее |
24 |
Никита 2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
17 |
отличное |
25 |
Анастасия 5 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
14 |
хорошее |
26 |
Валерия |
2 |
2 |
0 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
15 |
хорошее |
27 |
Евгения |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
удовлетворительное |
28 |
Максим 2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
2 |
0 |
1 |
8 |
плохое |
Суммарный показатель по классу: |
33 |
32 |
15 |
38 |
40 |
56 |
50 |
44 |
50 |
Отличное – 2 уч-ся (7 %), хорошее – 13 уч-ся (46%), удовлетворительное – 10 уч-ся (36%), плохое – 2 уч-ся (7%). |
Таблица 2.
Состояние физического здоровья и физическая активность учащихся 8 ФМ класса
№ п/п |
Имя одноклассника (-цы) |
Оценка состояния физического здоровья |
Посещают спортивные секции «+» да, «-» нет |
Вид спорта |
Сколько лет занимается |
1 |
Диана |
хорошее |
+ |
Плавание |
4 года |
2 |
Александр |
хорошее |
+ |
Лыжные гонки |
3,5 года |
3 |
Дмитрий |
плохое |
- |
- |
- |
4 |
Анастасия 1 |
хорошее |
+ |
Плавание, танцы |
2 года |
5 |
Анастасия 2 |
удовлетворительное |
+ |
Волейбол |
1,5 года |
6 |
Анастасия 3 |
хорошее |
+ |
Плавание |
4 года |
7 |
Степан |
удовлетворительное |
- |
- |
- |
8 |
Семён |
удовлетворительное |
- |
- |
- |
9 |
Андрей |
отличное |
+ |
Карате |
8 лет |
10 |
Анна |
хорошее |
+ |
НВП |
1 год |
11 |
Даниил |
удовлетворительное |
+ |
Плавание |
1 год |
12 |
Максим 1 |
удовлетворительное |
+ |
Плавание |
3 года |
13 |
Виктория |
удовлетворительное |
- |
- |
- |
14 |
Вера |
хорошее |
+ |
Настольный теннис |
3 года |
15 |
Татьяна |
удовлетворительное |
+ |
Танцы |
2 года |
16 |
Анна |
удовлетворительное |
- |
- |
- |
17 |
Вероника |
удовлетворительное |
- |
- |
- |
18 |
Алексей |
плохое |
- |
- |
- |
19 |
Кристина |
хорошее |
+ |
НВП |
1 год |
20 |
Никита 1 |
хорошее |
+ |
Плавание, дзюдо |
9 лет |
21 |
Анастасия 4 |
хорошее |
+ |
Танцы |
7 лет |
22 |
Екатерина |
хорошее |
+ |
Фитнес |
1,5 года |
23 |
Софья |
хорошее |
+ |
Бадминтон |
4 года |
24 |
Никита 2 |
отличное |
+ |
Лыжи, биатлон |
2 года |
25 |
Анастасия 5 |
хорошее |
+ |
Плавание |
1,5 года |
26 |
Валерия |
хорошее |
+ |
Настольный теннис |
1,5 года |
27 |
Евгения |
удовлетворительное |
+ |
Танцы |
5 лет |
28 |
Максим 2 |
плохое |
- |
- |
- |