Комплексная оценка состояния здоровья одноклассников

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Комплексная оценка состояния здоровья одноклассников

Каштанов А.Р. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов
Морозова М.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждый ученик мечтает о своём счастливом будущем: как он окончит школу, куда сможет поступить, какую профессию получит. Я мечтаю поступить в медицинский институт и стать отличным врачом. Поэтому вопрос о состоянии здоровья людей, особенно детей, не оставляет меня равнодушным. Средства массовой информации утверждают, что за время обучения в школе состояние здоровья детей резко ухудшается. Ежегодно первого сентября в школу приходят первоклассники, 80% из которых здоровы. Но до выпускного вечера остаются здоровыми только 10% школьников.

Как обстоит ситуация в нашей школе? Действительно ли так резко отличаются показатели состояния здоровья у первоклассников и выпускников? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, какие существуют показатели состояния здоровья школьников, как их измерить и оценить. Чтобы работать с первоклассниками и выпускниками, нужно чётко знать алгоритм действий по изучению состояния их здоровья. Поэтому я решил начать со своих одноклассников.

Цель данной работы: дать комплексную оценку состояния здоровья своих одноклассников.

Цель позволяет сформулировать задачи:

изучить понятие «здоровье», его отдельные компоненты;

подобрать необходимые методы и методики исследования состояния здоровья;

получить согласие одноклассников и их родителей на проведение исследований;

изучить состояние здоровья одноклассников по выбранным методикам;

провести анкетирование учащихся по вопросам организации их досуга;

проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы и рекомендации.

Перед началом работы я выдвинул гипотезу: ухудшение состояния здоровья школьников происходит не из-за учебных нагрузок, а по причине снижения их физической активности.

Существуют разные виды здоровья: физическое, психическое, духовное, социальное. Работоспособность организма, его готовность противостоять болезням – это характеристики физического здоровья. Его мы решили изучить в первую очередь.

Основная часть работы

Выбор контингента испытуемых (объектов исследования)

В моём классе 17 девочек и 11 мальчиков, всего 28 учащихся. Возраст учащихся на момент проведения исследований (полных лет): 15 лет – 2 учащихся, 14 лет – 22 учащихся, 13 лет – 4 учащихся.

Исследуемые показатели (предмет исследования)

При непосредственном участии и под контролем школьной медицинской сестры нами были исследованы следующие показатели физического здоровья учащихся:

антропометрические данные (индекс Кетле 2), кг/м2 ;

частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое, уд/мин;

ЧСС после дозированной нагрузки, уд/мин;

ЧСС после 2-х минут отдыха, уд/мин;

жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), л;

зрение, слух;

осанка (исследование на наличие сколиоза);

свод стопы (исследование на наличие плоскостопия).

Для оценки каждого показателя нами были подобраны соответствующие методы и методики исследований. Сразу отмечу, что в работе изучались только те показатели состояния здоровья, которые разрешены для изучения школьниками. Анализ медицинских карт учащихся при выполнении работы не проводился. Большая часть проведённых исследований входит в перечень лабораторных работ и самонаблюдений по курсу «Человек. Культура здоровья. 8 класс» УМК линии «Сферы» и представлены в тетради-практикуме данного УМК [3] и электронном приложении к учебнику биологии 8 класса линии «Сферы».

Методы и методики исследований

Исследование 1. Определение весо-ростового коэффициента (Индекса Кетле 2) на основании анализа антропометрических данных.

Самый простой способ для определения соотношения веса и роста был предложен бельгийским социологом и статистиком Адольфом Кетле в 1869 году. Он предложил следующую формулу расчёта: величину веса в килограммах нужно разделить на величину роста в метрах, возведённую в квадрат. Полученный результат называется весо-ростовым коэффициентом или индексом Кетле и характеризует гармоничность физического развития и телосложения. У школьников 6-18 лет используется та же формула, но имеет название Индекс Кетле 2 [5].

Исследование 2. Функциональная проба организма с дозированной нагрузкой

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы характеризуется, в первую очередь, частотой сердечных сокращений (ЧСС) за 1 минуту. В разных литературных и интернет-источниках [6, 7] приведены сведения о нормах ЧСС у детей и подростков.

Порядок проведения исследования.

Подсчитать пульс за 1 минуту в состоянии покоя.

В быстром темпе сделать 20 полноценных приседаний.

Подсчитать пульс после полученной нагрузки.

Спокойно, в положении сидя, отдохнуть 2 минуты.

Снова подсчитать пульс после 2-х минут отдыха.

У здоровых, но нетренированных людей после такой дозированной нагрузки пульс увеличивается на 70—90 процентов и восстанавливается к исходному уровню за 2—3 минуты.

Исследование 3. Определение жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ) методом спирометрии

Жизненную ёмкость лёгких определяют с помощью спирометра (методом спирометрии). Исследование проводится 2 раза с интервалом в 1-2 минуты. Для оценки результатов исследования мы использовали данные таблицы 8 методического пособия к практическим занятиям по дисциплине «Возрастные особенности человека» [1].

Исследование 4. Состояние кожных покровов, волос и ногтей

Воздействие экологии на кожу происходит не только в прямом, но и в скрытом виде. По состоянию кожных покровов, волос и ногтей можно судить о скрытых проблемах со здоровьем. Оценку кожи и её производных мы проводили по материалам таблиц, представленных в нескольких интернет-источниках [9].

Исследование ногтей проводили по материалам самонаблюдения, изложенного в УМК линии «Сферы» [3].

Исследование 5. Оценка зрения и слуха

Для проверки остроты зрения у детей школьного возраста чаще всего используется таблица Сивцева [10]. Если зрение в норме, то испытуемый может без ошибок прочесть буквы в рядах с V=0,3-0,6.

Исследование остроты слуха проводится по методике «Исследование шёпотной речью». Обследующий располагается на расстоянии 6 м от обследуемого и шепотом произносит слова, содержащие звуки низкой и высокой частот. Испытуемый при этом стоит спиной, чтобы не видеть артикуляции губ произносящего слова. Если испытуемый правильно повторяет слова, то острота слуха нормальная [11].

Исследование 6. Оценка состояния опорно-двигательной системы

Выявление нарушения осанки.

Прикрепить на ровную поверхность (например, на стену или на школьную доску) белый лист бумаги формата А3 или А4 в горизонтальном положении.

Встать прямо, не напрягаясь, спиной к прикрепленному листу бумаги.

При помощи карандаша обвести контур обоих плечей, затем при помощи линейки соединить верхние точки прямой линией [12].

Анализ результатов

Если линия получилась чётко горизонтальной, то нарушения осанки не наблюдается. Если же линия отклоняется от горизонтальной оси вверх или вниз, то это свидетельствует о нарушении осанки и формирующемся сколиозе.

Выявление плоскостопия проводится методом плантографии [3].

Балльная оценка состояния физического здоровья

По аналогии с «Методикой комплексной самооценки здоровья» [3], а также методом экспресс-оценки состояния здоровья, разработанным учёным Г.Л. Апанасенко [13], мы тоже решили разработать балльную оценку состояния физического здоровья по изученным показателям.

п/п

Показатель

Оценка в баллах

2 балла

1 балл

0 баллов

1

Весо-ростовой коэффициент (индекс Кетле 2), кг/м2

Гармоничное развитие

Гармоничное развитие (±)

Дефицит массы тела или тучность

2

Функциональная проба организма с дозированной нагрузкой (ЧСС), уд/мин

Соответствует ЧСС в покое или до +3 уд/мин

До +5 уд/мин по сравнению с ЧСС в покое

На 6 и более уд/мин превышает ЧСС в покое

3

Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), л

Возрастная норма и выше нормы

На 0,1-0,2 л ниже нормы

Ниже нормы более, чем на 0,2 л

4

Состояние кожных покровов, волос и ногтей

Без отклонений (норма)

1-2 отклонения от нормы

Более 2-х отклонений от нормы

5

Зрение

Нормальное

-

Наличие отклонений

6

Слух

Нормальный

-

Наличие отклонений

7

Осанка

Нормальная

-

Наличие отклонений

8

Свод стопы (метод плантографии), %

Отсутствие плоскостопия (результат

≤ 33%)

-

Наличие плоскостопия

(результат

> 33%)

9

Физкультурная группа

Основная

Подготовительная

Освобождение

Оценка состояния физического здоровья:

16-18 баллов – отличное состояние здоровья,

13-15 баллов – хорошее состояние здоровья,

10-12 баллов – удовлетворительное состояние здоровья,

менее 10 баллов – плохое состояние здоровья.

Результаты проведённых исследований и их поэтапный анализ

Показатель 1. Индекс Кетле 2.

У 46 % учащихся 8 ФМ класса значение весо-ростового показателя в пределах возрастной нормы, что говорит о гармоничном физическом развитии, незначительные отклонения (± 2кг/м2) отмечены у 25 % обучающихся, 29 % одноклассников имеют завышенные или заниженные значения Индекса Кетле. Это свидетельствует об избытке или явном недостатке массы тела.

Показатель 2. Функциональная проба организма с дозированной нагрузкой.

ЧСС в покое в пределах возрастных норм у 75 % учащихся, у 18 % учащихся значение ниже нормы на 5-10 уд/мин, у двух учащихся отмечается выраженная тахикардия – ЧСС в покое более 100 уд/мин.

После 20 приседаний в быстром темпе ЧСС увеличивается у большинства учащихся на 20-25 уд/мин, что также соответствует норме.

Через 2 минуты отдыха ЧСС возвращается к первоначальному показателю или опускается ниже у 54 % учащихся, остаётся на 4-5 уд/мин выше показателя ЧСС в покое у двух учащихся, у остальных за это время ЧСС не приходит в норму, что свидетельствует о низкой физической активности.

Показатель 3. Жизненная ёмкость лёгких.

ЖЕЛ ниже нормы у 64 % учащихся класса, что говорит о слабости дыхательной системы, приближен к норме – у 18 % учащихся, у 18 % - в пределах возрастных норм.

Показатель 4. Состояние кожных покровов, волос и ногтей.

У большинства учащихся по данному показателю отклонения отмечены в состоянии ногтей. Самым распространённым недостатком оказалось наличие белых пятен, которые свидетельствуют о проблемах в системе пищеварения – у 29 % одноклассников. Состояние волос и кожи у большинства учащихся в норме. Самой распространённой проблемой кожи стало наличие красноватых пятен и участков сухой кожи на локтях, что чаще всего является проявлением аллергических реакций.

Показатели 5, 6. Зрение, слух.

Снижение остроты зрения наблюдается у 25 % учащихся класса, у остальных зрение в норме. Со слухом в нашем классе проблем нет – все учащиеся по данному показателю набрали по 2 балла.

Показатели 7, 8. Осанка, свод стопы.

Осанка в норме у 25 учащихся класса (89 %), только у троих учащихся линия отмечен формирующийся сколиоз. Отсутствие плоскостопия отмечено у 22 учащихся, у 5 учащихся показатель превышен на 5-10%, что свидетельствует о формирующемся плоскостопии. У одного учащегося показатель превышает 50 %, что говорит о серьёзных проблемах с опорно-двигательной системой и необходимости срочного обращения к ортопеду.

Показатель 9. Физкультурная группа.

В основной физкультурной группе занимаются 22 учащихся нашего класса, в подготовительной – 6 человек, освобождённых от физкультуры нет.

В целом по классу комплексная оценка физического здоровья следующая:

16-18 баллов – отличное состояние здоровья – 2 учащихся (7 %),

13-15 баллов – хорошее состояние здоровья – 13 учащихся (46%),

10-12 баллов – удовлетворительное состояние – 10 учащихся (36%),

менее 10 баллов – плохое состояние здоровья – 2 учащихся (7%).

Результаты анкетирования учащихся 8 ФМ класса по теме

«Моя физическая активность»

8 из 28 учащихся (29%) в данный момент не посещают никаких спортивных секций. При этом их состояние здоровья оценивается, как:

«плохое» – 3 человека, «удовлетворительное» – 5 человек.

10 из 28 учащихся (36%) учащихся посещают тренировки нерегулярно, так как на них не хватает времени.

10 из 28 учащихся (36%) регулярно занимаются спортом в течение нескольких лет. Оценка их состояния здоровья: «удовлетворительное»– 1 человек, «хорошее» - 7 человек, «отличное» - 2 человека.

Заключение

Проанализировав полученные результаты исследований мы пришли к следующим выводам:

половина учащихся класса имеют гармоничное физическое развитие, у остальных соотношение антропометрических данных не соответствует возрастной норме. Неправильное питание, несоответствие калорийности пищи и энергозатрат являются одной из основных причин ухудшения физического здоровья учащихся;

только половина учащихся класса успешно выполнили функциональную пробу с дозированной нагрузкой, у остальных состояние сердечно-сосудистой системы свидетельствует о сидячем образе жизни, отсутствии тренировок и систематических занятий физкультурой;

жизненная ёмкость лёгких ниже нормы у большинства учащихся класса, что говорит о слабом развитии дыхательной системы;

состояние кожи и её производных в норме у большинства учащихся, лишь у некоторых отмечаются проявления аллергической реакции – нередкое явление в современном мире, как среди детей, так и среди взрослых;

¼ часть класса имеют проблемы со зрением, острота слуха в норме у всех одноклассников;

состояние опорно-двигательной системы вызывает опасение у 29 % учащихся, при этом у 11 % отмечено развитие сколиоза, у 21% - формирующееся плоскостопие.

Полученные результаты исследования подтверждают мою гипотезу: у учащихся, которые перешли к «сидячему» образу жизни, не занимаются спортом, не получают регулярных физических нагрузок, состояние здоровья ухудшается.

На основании данных выводов мы сформулировалирекомендации:

учащимся, имеющим повышенный или пониженный показатель Индекса Кетле, необходимо в первую очередь откорректировать свой рацион питания, привести в норму соотношение энергозатрат и калорийности получаемой пищи;

всем учащимся нужно находить время для занятий спортом или хотя бы двухчасовых пеших прогулок на свежем воздухе. В противном случае состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем будет только ухудшаться;

во избежание возникновения аллергических реакций не использовать непроверенные современные косметические средства и высокоаллергенные продукты питания;

при работе за компьютером регулярно проводить гимнастику для глаз;

использовать современные гаждеты (планшеты, мобильные телефоны) ограниченное время, не читать с экрана телефона мелкий текст, а главное – забыть про динамичные компьютерные игры, которые вызывают максимальное напряжение зрения и резко его ухудшают.

В любой ситуации нужно помнить: наше здоровье – в наших руках!

Библиографический список

Левин В.Н. Методическое пособие к практическим занятиям по дисциплине «Возрастные особенности человека». - М: Лабиринт, 2013. С.4-10.

Сивачёв С.Ф. Методические подходы к оценке влияния физического воспитания на организм школьников. - М.: Астрель, 1990. С.28-30.

Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология. Человек. Культура здоровья. Тетрадь-практикум. – М.: Просвещение, 2014 г. С. 14-15, 28-29, 40-41.

Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. 3-е изд. – М., ЭКСМО, 2008. С. ...

https://umki-rasumki.ru/Ketle.html

http://www.medkurs.ru/

http://crystalheart.ru/

https://ru.wikipedia.org

https://medaboutme.ru/ zdorove

http://eyesdocs.ru/proverka-zreniya/tablicy/tablica-dlya-proverki-zreniya-u-detej.html

https://studopedia.org

https://www.7ya.ru/article/Kak-ocenit-osanku/

https://studfiles.net/preview/3569211/page:31/

Приложения

1. Фотоматериалы проведённых исследований

2. Диагностические таблицы проведённых исследований

Таблица 1.

Балльная оценка состояния физического здоровья учащихся 8 ФМ класса

(общий балл по результатам исследования показателей 1-9)

п/п

Имя одноклассника

(-цы)

Показатели состояния физического здоровья (в баллах)

Суммарный балл

Оценка состояния физического здоровья

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Диана

0

0

2

1

2

2

2

2

2

13

хорошее

2

Александр

2

2

0

2

2

2

0

2

2

14

хорошее

3

Дмитрий

0

0

0

1

2

2

0

0

2

7

плохое

4

Анастасия 1

1

2

2

2

0

2

2

2

2

15

хорошее

5

Анастасия 2

2

2

0

1

0

2

2

2

1

12

удовлетворительное

6

Анастасия 3

0

2

1

2

2

2

2

2

2

15

хорошее

7

Степан

0

2

0

1

0

2

2

2

2

11

удовлетворительное

8

Семён

1

1

0

1

2

2

2

0

2

11

удовлетворительное

9

Андрей

1

2

2

2

2

2

2

2

2

17

отличное

10

Анна

2

2

0

1

2

2

2

2

2

15

хорошее

11

Даниил

1

0

2

2

0

2

2

2

1

12

удовлетворительное

12

Максим 1

1

2

0

1

0

2

2

2

1

11

удовлетворительное

13

Виктория

1

2

1

1

2

2

0

2

2

12

удовлетворительное

14

Вера

2

0

0

1

2

2

2

2

2

13

хорошее

15

Татьяна

2

0

0

1

0

2

2

2

2

10

удовлетворительное

16

Анна

2

2

0

1

2

2

2

0

2

12

удовлетворительное

17

Вероника

2

0

0

1

0

2

2

2

2

10

удовлетворительное

18

Алексей

0

0

1

1

0

2

2

0

1

7

плохое

19

Кристина

2

2

0

1

2

2

2

2

2

15

хорошее

20

Никита 1

2

0

0

2

2

2

2

2

2

14

хорошее

21

Анастасия 4

2

1

1

1

2

2

2

2

2

15

хорошее

22

Екатерина

0

0

2

1

2

2

2

2

2

13

хорошее

23

Софья

2

2

0

2

2

2

2

2

1

15

хорошее

24

Никита 2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

17

отличное

25

Анастасия 5

2

2

0

2

2

2

2

0

2

14

хорошее

26

Валерия

2

2

0

1

2

2

2

2

2

15

хорошее

27

Евгения

0

0

0

2

2

2

2

2

2

12

удовлетворительное

28

Максим 2

0

0

0

1

2

2

2

0

1

8

плохое

Суммарный показатель по классу:

33

32

15

38

40

56

50

44

50

 

Отличное – 2 уч-ся (7 %),

хорошее – 13 уч-ся (46%),

удовлетворительное – 10 уч-ся (36%),

плохое – 2 уч-ся (7%).

Таблица 2.

Состояние физического здоровья и физическая активность учащихся 8 ФМ класса

п/п

Имя одноклассника

(-цы)

Оценка состояния физического здоровья

Посещают спортивные секции «+» да, «-» нет

Вид спорта

Сколько лет занимается

1

Диана

хорошее

+

Плавание

4 года

2

Александр

хорошее

+

Лыжные гонки

3,5 года

3

Дмитрий

плохое

-

-

-

4

Анастасия 1

хорошее

+

Плавание, танцы

2 года

5

Анастасия 2

удовлетворительное

+

Волейбол

1,5 года

6

Анастасия 3

хорошее

+

Плавание

4 года

7

Степан

удовлетворительное

-

-

-

8

Семён

удовлетворительное

-

-

-

9

Андрей

отличное

+

Карате

8 лет

10

Анна

хорошее

+

НВП

1 год

11

Даниил

удовлетворительное

+

Плавание

1 год

12

Максим 1

удовлетворительное

+

Плавание

3 года

13

Виктория

удовлетворительное

-

-

-

14

Вера

хорошее

+

Настольный теннис

3 года

15

Татьяна

удовлетворительное

+

Танцы

2 года

16

Анна

удовлетворительное

-

-

-

17

Вероника

удовлетворительное

-

-

-

18

Алексей

плохое

-

-

-

19

Кристина

хорошее

+

НВП

1 год

20

Никита 1

хорошее

+

Плавание, дзюдо

9 лет

21

Анастасия 4

хорошее

+

Танцы

7 лет

22

Екатерина

хорошее

+

Фитнес

1,5 года

23

Софья

хорошее

+

Бадминтон

4 года

24

Никита 2

отличное

+

Лыжи, биатлон

2 года

25

Анастасия 5

хорошее

+

Плавание

1,5 года

26

Валерия

хорошее

+

Настольный теннис

1,5 года

27

Евгения

удовлетворительное

+

Танцы

5 лет

28

Максим 2

плохое

-

-

-

Просмотров работы: 68