Определение характера человека при помощи графологии

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Определение характера человека при помощи графологии

Абрамова К.Д. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов
Морозова М.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждый день нам приходится что-либо записывать, будь это сочинение по русскому языку, заметка в ежедневнике или важные документы. Одни люди выполняют записи быстро, при этом не проявляя особого старания, другие же, наоборот, медленно и плавно выводят каждое слово. Мне всегда было интересно, почему мы пишем по-разному? Почему у кого-то крупные буквы, а других мелкие? Почему у одних наклон влево, а у других вправо? Что влияет на формирование почерка? Поэтому я решила заняться изучением литературы по этой теме.

Цель работы: установить, существует ли взаимосвязь между почерком и характером человека.

Задачи работы:

изучить основы графологии;

проанализировать особенности почерка одноклассников и учителей;

провести психологические исследования по изучению черт характера испытуемых;

сопоставить результаты графологического анализа с данными психологических исследований;

сделать вывод о том, можно ли по почерку человека определить особенности его характера.

Перед началом работы я выдвинула гипотезу: по почерку человека можно определить особенности его характера.

Взаимосвязь между почерком и характером человека

Графология — область знания о почерке и методах его исследования с точки зрения отражающихся в нем психических состояний и особенностей личности пишущего. Различные характеристики почерка дают в совокупности ценную информацию о темпераменте человека, его характере, состоянии в момент написания, отношении к предмету и содержанию написанного.

У анализа почерка существуют определенные пределы возможностей:

невозможно сказать, принадлежит ли почерк мужчине или женщине;

почерк не показывает возраст автора письма.

нельзя по почерку узнать род работы, характер занятия или увлечения того или иного лица;

по почерку невозможно догадаться, принадлежат ли люди к одной и той же семье, потому, что почерки не обладают семейным сходством;

анализ почерка не позволяет отгадывать или предсказывать судьбу человека [1].

По мнению многих психологов, в почерке человека проявляется его психическая сущность. Почерк напрямую зависитот типа нервной системы, что подтверждается современными исследованиями по профессиональному отбору людей [2].

В основу выделения типов нервной системы Иван Петрович Павлов положил три основных функциональных свойства нервной системы: силу возбуждения и торможения, уравновешенность нервных процессов, подвижность возбуждения и торможения. Учитывая эти три признака, И.П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы, которые соответствуют четырём известным типам темперамента. Так, безудержный тип характеризует холериков, живой — сангвиников, спокойный — флегматиков и слабый — меланхоликов [7, 8].

Типы нервных процессов, темперамент, доминантность полушарий головного мозга, волевые качества — всё это вместе и есть характер человека - это совокупность относительно устойчивых психических черт, проявляющихся в его поведении и жизнедеятельности. Характер формируется на протяжении многих лет под влиянием социальной среды и воспитания [3].

Исследовательская часть работы

Методика проведения графологического анализа

Для проведения графологического анализа необходимо иметь образец почерка человека. Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Для текста лучше не переписывать что – либо из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным.

Получив образец почерка человека, необходимо проанализировать его особенности по 6 критериям: наклон почерка, направление строк, величина почерка, форма почерка, аккуратность и нажим (см. Приложение 1).

На основании комплексного анализа можно получить информацию о психологических особенностях автора строк.

Исследование №1.

Анализ почерка одноклассников и учителей нашей школы

Я провела графологический анализ почерка своих одноклассников и некоторых учителей нашей школы.

Цель исследования №1: получить информацию об особенностях характера своих одноклассников на основании графологического анализа.

Взяв небольшие листочки, я попросила испытуемых написать любую цитату, предложение, фразу, которая первой придёт в голову.

При проведении исследования № 1 испытуемым было также предложено на обратной стороне листа написать три самые основные черты своего характера (это необходимо для проведения исследования №2).

После получения листочков с образцами почерка испытуемых, я провела их графологический анализ и определила черты характера каждого из испытуемых по 6 показателям.

Исследование №2.

Опрос одноклассников по теме: «Три слова обо мне»

Заранее на маленьких листочках я написала имена и фамилии своих одноклассников. Перевернув листочки обратной (чистой) стороной, я предложила одноклассникам вытянуть один любой листочек, посмотреть, чьё имя на нём написано, подумать об этом человеке и в течение 1 минуты написать три основные черты его характера. Через 1 минуту я собрала у всех листочки с записями, поблагодарив одноклассников за сотрудничество!

Исследование №3.

Определение типа темперамента по методике Айзенка

Так как типы нервной системы соответствуют четырем типам темперамента человека, то для проверки достоверности данных графологического анализа я решила провести исследование типов темперамента моих одноклассников по известной методике Айзенка [5].

Анализ результатов проведённых исследований

На основании результатов всех проведённых исследований я составила сравнительную таблицу полученных данных и проанализировала количество совпадений по трём блокам:

данные графологического анализа и самооценки,

данные графологического анализа и взаимооценки одноклассников,

данные графологического анализа и результаты психологического тестирования.

Получились следующие результаты.

Данные графологического анализа и самооценки:

12 совпадений (60 %), 8 несовпадений (40 %).

Диаграмма 1.

Совпадение результатов графологического анализа и

самооценки черт характера

Данные графологического анализа и взаимооценки одноклассников по методике «Три слова обо мне»:

16 совпадений (80 %), 4 несовпадения (20%).

Диаграмма 2.

Совпадение результатов графологического анализа и

взаимооценки черт характера по методике «Три слова обо мне»

3. Исследование типов темперамента учащихся моего класса показало, что: холериков – 12 человек (60 % от общего числа учащихся 10 А класса), сангвиников – 3 человека (15 %), флегматиков – 3 человека (15 %), меланхоликов – 2 человека (10 %).

Количество совпадений черт личности, характеризующих данный тип темперамента, и данных графологического анализа – у 14 учащихся (70 %), несовпадений – у 6 учащихся (30 %).

Диаграмма 3.

Совпадение данных графологического анализа и

результатов психологического тестирования

Заключение

На основании сравнения данных графологического анализа, самооценки и взаимооценки черт характера, а также результатов психологического тестирования моих одноклассников я пришла к следующим выводам:

Даже не являясь крупным специалистом в области графологии, а лишь изучив некоторые особенности этой науки, можно научиться определять черты характера человека по его почерку.

Данные, полученные на основании графологического анализа, можно на 60-80 % считать достоверными. 100%-го совпадения при этом не бывает и не может быть, так как исследуемый признак – характер человека – не бывает постоянным. Черты характера во многих случаях не совпадают даже при самооценке и взаимооценке.

Наибольшее количество совпадений по исследуемому признаку наблюдается на основании данных графологического анализа и взаимооценки по методике «Три слова обо мне».

Таким образом, я пришла к выводу, что между почерком человека и его характером действительно существует взаимосвязь.

Изучив черты характера наших учителей по их почерку, я поняла, что большинство из них вовсе не такие строгие и серьёзные, какими мы видим их на уроках. Судя по почерку, среди них есть очень дружелюбные и весёлые люди, некоторые очень суетливы и застенчивы, другие, наоборот, любят обратить на себя внимание и покомандовать окружающими. Так ли это на самом деле, сказать трудно, потому что в оценке черт характера учителей я руководствовалась только данными графологического анализа.

Вернемся к гипотезе, выдвинутой в начале работы: по почерку человека можно определить особенности его характера. Я могу сказать, что моя гипотеза в целом подтвердилась, так как процент совпадений во всех случаях был больше 50%. Но полностью полагаться на графологию нельзя, так как случались и несовпадения. Поэтому правильнее было бы сказать, что по почерку человека можно лишь предположить особенности его характера. Ведь почерк человека может изменяться в зависимости от возраста, рода занятий и просто от настроения. В прочем, как и характер человека.

Изучив материал по теме работы и проведя исследования, я хотела бы дать рекомендацию: если хотите узнать о человеке что-то большее, чем он сам тебе рассказывает, просто попросите его об этом написать... А дальше раскрывайте тайны человеческой души с помощью секретов графологии. Но при этом помните, что полностью полагаться на графологию всё-таки не стоит.

Библиографический список

1. Сара Д. «Тайны почерка» М.: Вече, Персей, АСТ , 1996. С. 12-31.

2. Щекин Г. «Профессия-менеджер по кадрам», М..1993г. С.30.

3. http://shkolo.ru/tipyi-nervnoy-sistemyi-temperament-i-harakter/

4. https://ru.wikipedia.org/wiki

5. mitg.vvsu.ru/files/E7EA6CE7-EED0-4A6E-AEEC-A9D8EC0B5E73.doc

6. https://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/14130

7. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/harakter-cheloveka.html

8. https://wikigrowth.ru/psyhologiya/osobennosti-haraktera/

9. https://bib.social/psihiatriya-psihologiya_915/analiz-pocherka-sara-79738.htm

Приложения

1. Критерии графологического анализа [9]

1. Наклон почерка

Наклон почерка

Черты характера его обладателя

Прямой,

без наклона

Свидетельствует о благоразумии, сдержанности, внутренней гармонии. Так пишет очень уравновешенный человек.

Лёгкий наклон вправо

Так пишут открытые, в меру смелые и доброжелательные люди. Почерк говорит об особой эмоциональности его обладателя.

Сильный наклон вправо

Так пишет человек-энтузиаст. Сильный наклон вправо говорит об энергичности, неординарности и влюбчивости.

Слабый наклон влево

Свидетельствует о мужественности характера. Женщины с таким наклоном почерка умны, рассудительны.

Сильный наклон влево

У обладателя такого почерка идет борьба между внутренней эмоциональностью и внешней сдержанностью.

Наклон резко «назад»

Свидетельствует о том, что человек гиперчувствителен, но очень редко проявляет это на людях.

 

2. Направление строк

Направление строк

Черты характера обладателя почерка

Вверх

Обладатель такого почерка — оптимист. Он может быть немного наивен, по-детски непосредственен. А может быть, у него в момент написания строк особенно хорошее настроение.

Ровно и прямо

Ровные строки свидетельствуют о внутренней дисциплине. Если даже на не расчерченном листе строки выглядят ровно, значит, его обладатель аккуратен, предусмотрителен и собран.

Вниз

Автор строк в плохом настроении. Часто строки идут вниз тогда, когда мы пишем что-то скучное или печальное. Если строки всегда направлены вниз, есть вероятность, что у пишущего легкая депрессия.

 

3. Величина почерка

Величина почерка

Черты характера его обладателя

Крупный

Такой почерк встречается у открытых, сердечных и уверенных в себе людей. Часто свидетельствует о завышенной самооценке.

Средний

У спокойных, уверенных в себе людей с адекватной самооценкой. Если средний размер увеличивается к концу каждой строки или предложения— его обладатель открыт, независим и свободен. Если же почерк уменьшается — напротив, испытуемый хочет чего-то скрыть.

Мелкий

Маленький, аккуратный почерк говорит об аналитическом складе ума, о некоторой педантичности и повышенном внимании к деталям. Многие обладатели мелкого почерка довольно застенчивы.

 

 

4. Форма почерка

Форма почерка

Черты характера его обладателя

Округлый

Чаще всего встречается у веселых и простоватых добряков. Его обладатели не любит интриги, относятся к окружающим с почти материнской заботой, пониманием и добротой.

Острый

Острые углы могут сказать нам о двух вещах, которые нередко сочетаются: об агрессивности и очень высоком интеллекте. Обладатели острого почерка часто бывают людьми проницательными, хитрыми, умными. Наряду с этим острый почерк встречается у не слишком добродушных людей.

Угловатый

Когда почерк не слишком острый, но в нем присутствует некоторая резкость, прямые углы, ровные «палки» букв — речь идет о человеке наблюдательном, глубоко понимающим происходящее вокруг. Нередко такие люди умеют управлять другими.

5. Аккуратность

Особенности почерка

Черты характера его обладателя

Каракули

Быстро написанные каракули говорят о том, что обладатель неуравновешен. Во многих случаях люди, пишущие каракулями, не имеют строгого распорядка дня, поздно ложатся спать и поздно встают, работают на нервной работе. Кроме того, каракули — это почерк гениев.

Ясный

Чем легче прочесть написанное, тем сильнее и спокойнее человек. Ясность почерка встречается у людей со стойкой и здоровой психикой, в отличной физической форме.

 

6. Нажим

Нажим при письме

Черты характера обладателя почерка

Средний

Встречается у волевых, целеустремленных людей. Его обладатели ценят себя достаточно высоко, умеют держать все под контролем.

Слабый

Встречается у робких и склонных к компромиссам людей, которыми легко манипулировать. Если нажим почти отсутствует, это может свидетельствовать о некоторых комплексах, заниженной самооценке.

Очень сильный

Сильный нажим часто свойственен людям излишне эмоциональным и даже истеричным.

2. Фотоматериалы проведённых исследований

3. Сводная таблица данных всех проведённых исследований

«+» или «-» - это совпадение («+») или несовпадение («-») с данными графологического анализа

п/п

Имя одноклассника

Черты характера на основании данных графологического анализа

Самооценка черт характера

«+»

или

«-»

Результаты опроса

«Три слова обо мне»

«+» или

«-»

Черты характера на основании данных психологического анализа

«+» или

«-»

1

Ксения

Инициативная, эмоциональная,

наблюдательная

Яркая, добрая, умная

+

Спокойная, яркая, креативная

+

Впечатлительная, креативная, рассудительная

+

2

Варвара

Наблюдательная, скромная

Скромная, вежливая, добрая

-

Добрая, сильная духом

-

Оптимистичная, впечатлительная

-

3

Юлия 1

Наблюдательная, общительная, самоуверенная

Общительная, добрая, справедливая

+

Милая, скромная, вспыльчивая

-

Активная, оптимистка, обидчивая

+

4

Владимир

Агрессивный, умный, импульсивный

Быстрый, умный

+

Торопливый, умный, нетактичный

+

Торопливый, энергичный, нетерпеливый

+

5

Юлия 2

Доброжелательная, уверенная

Энергичная, задумчивая,

+

Упрямая, сильная духом, креативная

+

Вспыльчивая, нетерпеливая

+

6

Арсений

Открытый, энергичный, влюбчивый

Экстраверт, ласковый, добрый

+

Веселый, незаметный, скромный

-

Энергичный, веселый, коммуникабельный

+

7

Наталия

Веселая, застенчивая, целеустремленная

Веселая, общительная, милая

-

Общительная, с хорошим чувством юмора

+

Стремительная, энергичная, оптимистичная

+

8

Галина

Любознательная, несдержанная, спокойная

Умная, общительная, настойчивая

-

Целеустремленная, дружелюбная

+

Спокойная, миролюбивая, внимательная

-

9

Никита

Добрый, понимающий,

Умный, веселый, общительный

+

Ответственный, вспыльчивый,

+

Умный, вспыльчивый

-

10

Даниил

Умный, скромный, застенчивый

Вовлеченный, разносторонний,

-

Веселый, надежный, добрый

+

Активный, резкий, вспыльчивый

-

11

Максим

Умный, доброжелательный

Веселый, добрый, отзывчивый

+

Умный, общительный, веселый

+

Общительный, жизнерадостный, впечатлительный

+

12

Данила

Добрый, целеустремленный, сдержанный

Общительный, веселый, странный

-

Добрый, отзывчивый, веселый

+

Терпеливый, упорный, уравновешенный

+

13

Кирилл

Застенчивый, заниженная самооценка

Интроверт, пессимист, любознательный

+

Добрый, тихий, умный

+

Скромный, спокойный, мирный

+

14

Полина

Наблюдательная, открытая, оптимистка

Общительная, доброжелательная, жизнерадостная

+

Общительная, добрая, жизнерадостная

+

Оптимистичная, активная, общительная

+

15

Анна

Эгоистичная, веселая, добрая

Добрая, веселая, общительная

-

Дружелюбная, старательная

+

Общительная, жизнерадостная

-

16

Евгения

Наблюдательная, уверенная, веселая

Креативная, недоверчивая

+

Спокойная, добрая, креативная

+

Оптимистичная, импульсивная

+

17

Дарья

Скромная, застенчивая, доброжелательная

Скромная, позитивная, общительная

-

Добрая, милая, доброжелательная

+

Оптимистичная, активная, впечатлительная

+

18

София

Доброжелательная, скромная, веселая

Интроверт, малообщительная

+

Добрая, ответственная

+

Нетерпеливая, общительная

-

19

Наталья

Веселая, добрая, целеустремленная

Позитивная, общительная, умная

+

Добрая, отзывчивая, умная

+

Оптимистичная, импульсивная, целеустремленная

+

20

Анастасия

Эмоциональная, веселая, наблюдательная

Злая, ленивая, наивная

-

Добрая, скромная, рассудительная

-

Рассудительная, чувствительная, креативная

+

Итого:

   

«+» -

12 чел., 60 %

«-» -

8 чел.,

40%

 

«+» -

16 чел., 80 %

«-»-

4 чел.,

20 %

 

«+» -

14 чел., 70 %

«-»-

6 чел.,

30 %

Просмотров работы: 771