Введение
Каждый день нам приходится что-либо записывать, будь это сочинение по русскому языку, заметка в ежедневнике или важные документы. Одни люди выполняют записи быстро, при этом не проявляя особого старания, другие же, наоборот, медленно и плавно выводят каждое слово. Мне всегда было интересно, почему мы пишем по-разному? Почему у кого-то крупные буквы, а других мелкие? Почему у одних наклон влево, а у других вправо? Что влияет на формирование почерка? Поэтому я решила заняться изучением литературы по этой теме.
Цель работы: установить, существует ли взаимосвязь между почерком и характером человека.
Задачи работы:
изучить основы графологии;
проанализировать особенности почерка одноклассников и учителей;
провести психологические исследования по изучению черт характера испытуемых;
сопоставить результаты графологического анализа с данными психологических исследований;
сделать вывод о том, можно ли по почерку человека определить особенности его характера.
Перед началом работы я выдвинула гипотезу: по почерку человека можно определить особенности его характера.
Взаимосвязь между почерком и характером человека
Графология — область знания о почерке и методах его исследования с точки зрения отражающихся в нем психических состояний и особенностей личности пишущего. Различные характеристики почерка дают в совокупности ценную информацию о темпераменте человека, его характере, состоянии в момент написания, отношении к предмету и содержанию написанного.
У анализа почерка существуют определенные пределы возможностей:
невозможно сказать, принадлежит ли почерк мужчине или женщине;
почерк не показывает возраст автора письма.
нельзя по почерку узнать род работы, характер занятия или увлечения того или иного лица;
по почерку невозможно догадаться, принадлежат ли люди к одной и той же семье, потому, что почерки не обладают семейным сходством;
анализ почерка не позволяет отгадывать или предсказывать судьбу человека [1].
По мнению многих психологов, в почерке человека проявляется его психическая сущность. Почерк напрямую зависитот типа нервной системы, что подтверждается современными исследованиями по профессиональному отбору людей [2].
В основу выделения типов нервной системы Иван Петрович Павлов положил три основных функциональных свойства нервной системы: силу возбуждения и торможения, уравновешенность нервных процессов, подвижность возбуждения и торможения. Учитывая эти три признака, И.П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы, которые соответствуют четырём известным типам темперамента. Так, безудержный тип характеризует холериков, живой — сангвиников, спокойный — флегматиков и слабый — меланхоликов [7, 8].
Типы нервных процессов, темперамент, доминантность полушарий головного мозга, волевые качества — всё это вместе и есть характер человека - это совокупность относительно устойчивых психических черт, проявляющихся в его поведении и жизнедеятельности. Характер формируется на протяжении многих лет под влиянием социальной среды и воспитания [3].
Исследовательская часть работы
Методика проведения графологического анализа
Для проведения графологического анализа необходимо иметь образец почерка человека. Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Для текста лучше не переписывать что – либо из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным.
Получив образец почерка человека, необходимо проанализировать его особенности по 6 критериям: наклон почерка, направление строк, величина почерка, форма почерка, аккуратность и нажим (см. Приложение 1).
На основании комплексного анализа можно получить информацию о психологических особенностях автора строк.
Исследование №1.
Анализ почерка одноклассников и учителей нашей школы
Я провела графологический анализ почерка своих одноклассников и некоторых учителей нашей школы.
Цель исследования №1: получить информацию об особенностях характера своих одноклассников на основании графологического анализа.
Взяв небольшие листочки, я попросила испытуемых написать любую цитату, предложение, фразу, которая первой придёт в голову.
При проведении исследования № 1 испытуемым было также предложено на обратной стороне листа написать три самые основные черты своего характера (это необходимо для проведения исследования №2).
После получения листочков с образцами почерка испытуемых, я провела их графологический анализ и определила черты характера каждого из испытуемых по 6 показателям.
Исследование №2.
Опрос одноклассников по теме: «Три слова обо мне»
Заранее на маленьких листочках я написала имена и фамилии своих одноклассников. Перевернув листочки обратной (чистой) стороной, я предложила одноклассникам вытянуть один любой листочек, посмотреть, чьё имя на нём написано, подумать об этом человеке и в течение 1 минуты написать три основные черты его характера. Через 1 минуту я собрала у всех листочки с записями, поблагодарив одноклассников за сотрудничество!
Исследование №3.
Определение типа темперамента по методике Айзенка
Так как типы нервной системы соответствуют четырем типам темперамента человека, то для проверки достоверности данных графологического анализа я решила провести исследование типов темперамента моих одноклассников по известной методике Айзенка [5].
Анализ результатов проведённых исследований
На основании результатов всех проведённых исследований я составила сравнительную таблицу полученных данных и проанализировала количество совпадений по трём блокам:
данные графологического анализа и самооценки,
данные графологического анализа и взаимооценки одноклассников,
данные графологического анализа и результаты психологического тестирования.
Получились следующие результаты.
Данные графологического анализа и самооценки:
12 совпадений (60 %), 8 несовпадений (40 %).
Диаграмма 1.
Совпадение результатов графологического анализа и
самооценки черт характера
Данные графологического анализа и взаимооценки одноклассников по методике «Три слова обо мне»:
16 совпадений (80 %), 4 несовпадения (20%).
Диаграмма 2.
Совпадение результатов графологического анализа и
взаимооценки черт характера по методике «Три слова обо мне»
3. Исследование типов темперамента учащихся моего класса показало, что: холериков – 12 человек (60 % от общего числа учащихся 10 А класса), сангвиников – 3 человека (15 %), флегматиков – 3 человека (15 %), меланхоликов – 2 человека (10 %).
Количество совпадений черт личности, характеризующих данный тип темперамента, и данных графологического анализа – у 14 учащихся (70 %), несовпадений – у 6 учащихся (30 %).
Диаграмма 3.
Совпадение данных графологического анализа и
результатов психологического тестирования
Заключение
На основании сравнения данных графологического анализа, самооценки и взаимооценки черт характера, а также результатов психологического тестирования моих одноклассников я пришла к следующим выводам:
Даже не являясь крупным специалистом в области графологии, а лишь изучив некоторые особенности этой науки, можно научиться определять черты характера человека по его почерку.
Данные, полученные на основании графологического анализа, можно на 60-80 % считать достоверными. 100%-го совпадения при этом не бывает и не может быть, так как исследуемый признак – характер человека – не бывает постоянным. Черты характера во многих случаях не совпадают даже при самооценке и взаимооценке.
Наибольшее количество совпадений по исследуемому признаку наблюдается на основании данных графологического анализа и взаимооценки по методике «Три слова обо мне».
Таким образом, я пришла к выводу, что между почерком человека и его характером действительно существует взаимосвязь.
Изучив черты характера наших учителей по их почерку, я поняла, что большинство из них вовсе не такие строгие и серьёзные, какими мы видим их на уроках. Судя по почерку, среди них есть очень дружелюбные и весёлые люди, некоторые очень суетливы и застенчивы, другие, наоборот, любят обратить на себя внимание и покомандовать окружающими. Так ли это на самом деле, сказать трудно, потому что в оценке черт характера учителей я руководствовалась только данными графологического анализа.
Вернемся к гипотезе, выдвинутой в начале работы: по почерку человека можно определить особенности его характера. Я могу сказать, что моя гипотеза в целом подтвердилась, так как процент совпадений во всех случаях был больше 50%. Но полностью полагаться на графологию нельзя, так как случались и несовпадения. Поэтому правильнее было бы сказать, что по почерку человека можно лишь предположить особенности его характера. Ведь почерк человека может изменяться в зависимости от возраста, рода занятий и просто от настроения. В прочем, как и характер человека.
Изучив материал по теме работы и проведя исследования, я хотела бы дать рекомендацию: если хотите узнать о человеке что-то большее, чем он сам тебе рассказывает, просто попросите его об этом написать... А дальше раскрывайте тайны человеческой души с помощью секретов графологии. Но при этом помните, что полностью полагаться на графологию всё-таки не стоит.
Библиографический список
1. Сара Д. «Тайны почерка» М.: Вече, Персей, АСТ , 1996. С. 12-31.
2. Щекин Г. «Профессия-менеджер по кадрам», М..1993г. С.30.
3. http://shkolo.ru/tipyi-nervnoy-sistemyi-temperament-i-harakter/
4. https://ru.wikipedia.org/wiki
5. mitg.vvsu.ru/files/E7EA6CE7-EED0-4A6E-AEEC-A9D8EC0B5E73.doc
6. https://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/14130
7. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/harakter-cheloveka.html
8. https://wikigrowth.ru/psyhologiya/osobennosti-haraktera/
9. https://bib.social/psihiatriya-psihologiya_915/analiz-pocherka-sara-79738.htm
Приложения
1. Критерии графологического анализа [9]
1. Наклон почерка
Наклон почерка |
Черты характера его обладателя |
Прямой, без наклона |
Свидетельствует о благоразумии, сдержанности, внутренней гармонии. Так пишет очень уравновешенный человек. |
Лёгкий наклон вправо |
Так пишут открытые, в меру смелые и доброжелательные люди. Почерк говорит об особой эмоциональности его обладателя. |
Сильный наклон вправо |
Так пишет человек-энтузиаст. Сильный наклон вправо говорит об энергичности, неординарности и влюбчивости. |
Слабый наклон влево |
Свидетельствует о мужественности характера. Женщины с таким наклоном почерка умны, рассудительны. |
Сильный наклон влево |
У обладателя такого почерка идет борьба между внутренней эмоциональностью и внешней сдержанностью. |
Наклон резко «назад» |
Свидетельствует о том, что человек гиперчувствителен, но очень редко проявляет это на людях. |
Направление строк |
Черты характера обладателя почерка |
Вверх |
Обладатель такого почерка — оптимист. Он может быть немного наивен, по-детски непосредственен. А может быть, у него в момент написания строк особенно хорошее настроение. |
Ровно и прямо |
Ровные строки свидетельствуют о внутренней дисциплине. Если даже на не расчерченном листе строки выглядят ровно, значит, его обладатель аккуратен, предусмотрителен и собран. |
Вниз |
Автор строк в плохом настроении. Часто строки идут вниз тогда, когда мы пишем что-то скучное или печальное. Если строки всегда направлены вниз, есть вероятность, что у пишущего легкая депрессия. |
Величина почерка |
Черты характера его обладателя |
Крупный |
Такой почерк встречается у открытых, сердечных и уверенных в себе людей. Часто свидетельствует о завышенной самооценке. |
Средний |
У спокойных, уверенных в себе людей с адекватной самооценкой. Если средний размер увеличивается к концу каждой строки или предложения— его обладатель открыт, независим и свободен. Если же почерк уменьшается — напротив, испытуемый хочет чего-то скрыть. |
Мелкий |
Маленький, аккуратный почерк говорит об аналитическом складе ума, о некоторой педантичности и повышенном внимании к деталям. Многие обладатели мелкого почерка довольно застенчивы. |
Форма почерка |
Черты характера его обладателя |
Округлый |
Чаще всего встречается у веселых и простоватых добряков. Его обладатели не любит интриги, относятся к окружающим с почти материнской заботой, пониманием и добротой. |
Острый |
Острые углы могут сказать нам о двух вещах, которые нередко сочетаются: об агрессивности и очень высоком интеллекте. Обладатели острого почерка часто бывают людьми проницательными, хитрыми, умными. Наряду с этим острый почерк встречается у не слишком добродушных людей. |
Угловатый |
Когда почерк не слишком острый, но в нем присутствует некоторая резкость, прямые углы, ровные «палки» букв — речь идет о человеке наблюдательном, глубоко понимающим происходящее вокруг. Нередко такие люди умеют управлять другими. |
5. Аккуратность
Особенности почерка |
Черты характера его обладателя |
Каракули |
Быстро написанные каракули говорят о том, что обладатель неуравновешен. Во многих случаях люди, пишущие каракулями, не имеют строгого распорядка дня, поздно ложатся спать и поздно встают, работают на нервной работе. Кроме того, каракули — это почерк гениев. |
Ясный |
Чем легче прочесть написанное, тем сильнее и спокойнее человек. Ясность почерка встречается у людей со стойкой и здоровой психикой, в отличной физической форме. |
Нажим при письме |
Черты характера обладателя почерка |
Средний |
Встречается у волевых, целеустремленных людей. Его обладатели ценят себя достаточно высоко, умеют держать все под контролем. |
Слабый |
Встречается у робких и склонных к компромиссам людей, которыми легко манипулировать. Если нажим почти отсутствует, это может свидетельствовать о некоторых комплексах, заниженной самооценке. |
Очень сильный |
Сильный нажим часто свойственен людям излишне эмоциональным и даже истеричным. |
2. Фотоматериалы проведённых исследований
3. Сводная таблица данных всех проведённых исследований
«+» или «-» - это совпадение («+») или несовпадение («-») с данными графологического анализа
№ п/п |
Имя одноклассника |
Черты характера на основании данных графологического анализа |
Самооценка черт характера |
«+» или «-» |
Результаты опроса «Три слова обо мне» |
«+» или «-» |
Черты характера на основании данных психологического анализа |
«+» или «-» |
1 |
Ксения |
Инициативная, эмоциональная, наблюдательная |
Яркая, добрая, умная |
+ |
Спокойная, яркая, креативная |
+ |
Впечатлительная, креативная, рассудительная |
+ |
2 |
Варвара |
Наблюдательная, скромная |
Скромная, вежливая, добрая |
- |
Добрая, сильная духом |
- |
Оптимистичная, впечатлительная |
- |
3 |
Юлия 1 |
Наблюдательная, общительная, самоуверенная |
Общительная, добрая, справедливая |
+ |
Милая, скромная, вспыльчивая |
- |
Активная, оптимистка, обидчивая |
+ |
4 |
Владимир |
Агрессивный, умный, импульсивный |
Быстрый, умный |
+ |
Торопливый, умный, нетактичный |
+ |
Торопливый, энергичный, нетерпеливый |
+ |
5 |
Юлия 2 |
Доброжелательная, уверенная |
Энергичная, задумчивая, |
+ |
Упрямая, сильная духом, креативная |
+ |
Вспыльчивая, нетерпеливая |
+ |
6 |
Арсений |
Открытый, энергичный, влюбчивый |
Экстраверт, ласковый, добрый |
+ |
Веселый, незаметный, скромный |
- |
Энергичный, веселый, коммуникабельный |
+ |
7 |
Наталия |
Веселая, застенчивая, целеустремленная |
Веселая, общительная, милая |
- |
Общительная, с хорошим чувством юмора |
+ |
Стремительная, энергичная, оптимистичная |
+ |
8 |
Галина |
Любознательная, несдержанная, спокойная |
Умная, общительная, настойчивая |
- |
Целеустремленная, дружелюбная |
+ |
Спокойная, миролюбивая, внимательная |
- |
9 |
Никита |
Добрый, понимающий, |
Умный, веселый, общительный |
+ |
Ответственный, вспыльчивый, |
+ |
Умный, вспыльчивый |
- |
10 |
Даниил |
Умный, скромный, застенчивый |
Вовлеченный, разносторонний, |
- |
Веселый, надежный, добрый |
+ |
Активный, резкий, вспыльчивый |
- |
11 |
Максим |
Умный, доброжелательный |
Веселый, добрый, отзывчивый |
+ |
Умный, общительный, веселый |
+ |
Общительный, жизнерадостный, впечатлительный |
+ |
12 |
Данила |
Добрый, целеустремленный, сдержанный |
Общительный, веселый, странный |
- |
Добрый, отзывчивый, веселый |
+ |
Терпеливый, упорный, уравновешенный |
+ |
13 |
Кирилл |
Застенчивый, заниженная самооценка |
Интроверт, пессимист, любознательный |
+ |
Добрый, тихий, умный |
+ |
Скромный, спокойный, мирный |
+ |
14 |
Полина |
Наблюдательная, открытая, оптимистка |
Общительная, доброжелательная, жизнерадостная |
+ |
Общительная, добрая, жизнерадостная |
+ |
Оптимистичная, активная, общительная |
+ |
15 |
Анна |
Эгоистичная, веселая, добрая |
Добрая, веселая, общительная |
- |
Дружелюбная, старательная |
+ |
Общительная, жизнерадостная |
- |
16 |
Евгения |
Наблюдательная, уверенная, веселая |
Креативная, недоверчивая |
+ |
Спокойная, добрая, креативная |
+ |
Оптимистичная, импульсивная |
+ |
17 |
Дарья |
Скромная, застенчивая, доброжелательная |
Скромная, позитивная, общительная |
- |
Добрая, милая, доброжелательная |
+ |
Оптимистичная, активная, впечатлительная |
+ |
18 |
София |
Доброжелательная, скромная, веселая |
Интроверт, малообщительная |
+ |
Добрая, ответственная |
+ |
Нетерпеливая, общительная |
- |
19 |
Наталья |
Веселая, добрая, целеустремленная |
Позитивная, общительная, умная |
+ |
Добрая, отзывчивая, умная |
+ |
Оптимистичная, импульсивная, целеустремленная |
+ |
20 |
Анастасия |
Эмоциональная, веселая, наблюдательная |
Злая, ленивая, наивная |
- |
Добрая, скромная, рассудительная |
- |
Рассудительная, чувствительная, креативная |
+ |
Итого: |
«+» - 12 чел., 60 % «-» - 8 чел., 40% |
«+» - 16 чел., 80 % «-»- 4 чел., 20 % |
«+» - 14 чел., 70 % «-»- 6 чел., 30 % |