Введение
В наше время мы очень часто слышим слово «экология»: в новостных сводках, на популярных ютуб - каналах и среди разных слоёв населения. Термин стал распространен в 2017г, ведь он назван годом Экологии. Несмотря на официальное название и раньше принимались различные меры для улучшения экологии России. Но благодаря 2017г расширились возможности улучшения небольших городов и районов нашей страны, т.к. внимание стало сконцентрировано именно на этом вопрос. А вопрос очень большой: как и с помощью чего можно улучшить экологию в стране?
Мы считаем, что нужно начинать с малого, а точнее с нашего подрастающего поколения, ведь взрослые тоже когда-то были детьми и внимательно прислушивались к тому, что происходит вокруг них. В рамках экологических уроков «Хранители воды» и «Разделяй с нами» стало ясно, что они помогают ребятам лучше понять окружающую природу. Именно эти уроки послужили стимулом наших дальнейших действий для подрастающего поколения.
Цель нашего научно-исследовательского проекта привлечение учеников младших классов к проблемам экологии
Задачи:
Провести анкетирование среди учащихся младших классов (для выявления знаний об экологии)
Проведение экоурока «Разделяй с нами»
Проведение вторичного анкетирования (для проверки и закрепления знаний)
Проведение пробной недели разделения отходов в младших классах
Глава 1. Экология вокруг нас
Термин «экология» был введен и употреблен Эрнестом Геккелем в 1866г. Приведем выдержку из его книги «Общая морфология организмов»: «Под экологией понимают комплексную науку о взаимоотношениях живых организмов с окружающей их внешней средой, под которой мы подразумеваем все условия существования организма». Автор учебника «Основы экологии» (1953г.) Юджин Одум приводит перевод слова «экология» - от греческого слова «ойкос», что значит дом, жилище и, «логос»-наука. Дословно получается, что экология – это наука о доме. Действительно, дом – это место, где обитают животные и именно в нем важны их отношения между собой. 1866 год можно считать годом рождения экологии как науки.
Такие ученые как Дж.Тенсли, В.И.Вернадский, В.В.Докучаев положили начало о понимание экологии как науки об экосистеме и биосфере.
В результате стало ясно, что современная биосфера, среда обитания живых организмов, является продуктом их жизнедеятельности: неустанного воспроизведения, метаболизма (обмена веществ) и посмертного разложения живых существ. Почвенная, водная, наземно-воздушная среды жизни есть результат постоянного взаимодействия и взаимопроникновения живых и неживых веществ.
Жизнь возможна только в сообществах (биоценозах) и в строгой совокупности условий, характеризующих их место обитания (биотоп). Единство биотопа и биоценоза – основная концепция современной экологии.
Это приводит нас к мысли о том, что же включает в себя современная экология. Известный ученый Н.Ф.Реймерс в своем труде «Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы)» (1944г.) ввел главу «Современная экология-это наука или мировоззрение?». Автор статьи «Современная экология: структура экологической области знаний» Чуйков Ю.С. останавливается на утверждение, что современная экология - это и наука, и мировоззрение. Современная экология - это системная наука, имеющая многоярусную конструкцию, в которой каждый из этажей опирается на множество традиционных дисциплин (Г. М. Моисеев). Специфика современной экологии заключается в том, что она с чисто биологической науки превратилась в целый цикл знаний, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики и даже теологии (Г. Ф. Реймерс). По мнению других ученых, экология - это социально-естественная наука; ее все равно можно отнести и к биологической и географической отраслей знаний и ее следует рассматривать как вполне самостоятельную науку, которая приобрела фундаментальность и глобальность.
Некоторые современные ученые считают, что к сожалению, сейчас нет широкопрофильных профессионалов – экологов, что ведет к появлению социальных убытков и экономических потерь (О.В.Яблоков, российский ученый).
Конечно же, современная экология - это комплексная наука, которые включает в себя многие разделы, такие как прикладная экология, геоэкология, техноэкология и многие другие.
Глава 2. Методы исследования
В своем проекте немалое время мы уделили изучению литературы как основного источника информации. Внимательно изучали, как книги и учебники по экологии, так и различные статьи. Это позволило нам расширить понятие об экологии.
Также в работе использовался метод тестирования. Он позволил нам выявить классы, где ребята наиболее заинтересованы в проведении проекта (приложение 1,2).
И естественно, не обошлось и без практической части, где мы вместе с ребятами младших классов претворяли наш научный проект в жизнь с помощью отдельного сбора мусора.
Таким образом, основные методы исследования, которые мы использовали это:
Изучение и анализ литературы
Опрос-анкетирование младших классов
Эксперимент «Раздельный сбор мусора»
Глава 3. Раздельный сбор мусора
При проведении проекта немало времени было уделено на обсуждение возраста его участников. Для этого среди учеников младших классов (1-4) проводился опрос-анкетирование (приложение 1,2), в результате которого мы узнали, что ученики 1 класса - самые заинтересованные ребята в вопросе об окружающем мире. Ребята всех классов отвечали на анкеты со следующим перечнем вопросов:
Слышали ли Вы о слове «экология»?
Как Вы думаете, каждый человек должен помогать окружающей природе?
Есть ли специальные организации, которые следят за чистотой окружающей среды?
А вы участвуете в создании чистоты вокруг себя?
Была ли такая ситуация, когда вы выбрасывали мусор не в урну, а на дорогу или пешеходную тропинку?
Было ли так, что прохожий выбросил мусор не в урну, а помимо нее, а вы, наблюдая это ничего не сделали?
По результатам мы видим, что большинство ребят знакомы со словом экология, но ученики 1,2х классов не знакомы с образовательными организациями. Все ребята стараются поддерживать чистоту вокруг себя. Лишь малая часть учеников (около 5%) честно признались, что иногда бросали мусор не в урну и почти 15% ответили на последний вопрос положительно. После проведения опроса, мы рассказали ребятам о значении слова экология, ученых и организациях, которые сделали свой вклад в науку, а также о мероприятиях, которые посвящены раздельному сбору мусора по всей стране, в том числе в нашем регионе. Некоторые ребята сразу же отреагировали на наш рассказ, упомянув, что в ТЦ «Мега Белая Дача», находящимся недалеко от нашей школы уже почти год установлены разноцветные контейнеры для раздельного сбора мусора. Можно сказать, что у ребят был наглядный пример осуществления данной акции. Мы провели в 1 «Б» классе открытый экологический урок «Разделяй с нами», в котором сами участвовали в прошлом году (Приложение 3 ). Ребятам он понравился и они с удовольствием приняли участие в акции по раздельному сбору мусора. В качестве пробного периода мы взяли месяц, т.к.за это время можно увидеть, есть ли тенденция к пониманию разделения отходов у ребят младшего возраста. Мы установили в кабинете 1 «Б» три урны с разноцветными пакетами: черный с надписью «Бумага», белый – «Пластик», синий - «Другие отходы» (Приложение 4). Хотя в других регионах помимо контейнеров с бумагой и пластиком есть металл, в школе данные предметы почти не используются, поэтому мы ввели мусорную корзину с надписью «Другие отходы» (например, для целлофановых пакетиков). В классе назначалось 2 человека, ответственных за данный проект. Ребята помогали остальным правильно разделять мусор (Приложение 5). В конце каждого дня старший и младшие классы собирались и обсуждали, получилось ли провести акцию в этот день. Даже некоторые ребята из других классов хотели к нам присоединиться (Приложение 6).
Глава 4. Выводы
Таким образом, мы пришли к выводу, что ребята младших классов МОУ СОШ № 27 поддерживают раздельный сбор мусора и очень внимательно относятся к его сортировке. Несмотря на то, что наш проект был небольшим и реализовывался только на 1 классе, в течение месяца мы увидели, что ученики других классов тоже проявляют интерес и непосредственное участие в акции. В будущем хотим реализовать данный проект во всех классах младшей, а затем средней и старшей школ. На пути у нас стоит решение таких проблем как вывоз раздельных отходов, т.к. в нашем городе такой вывоз осуществляется с определенной улицы (2-я Вольская), которая в значительном отдалении от школы. На момент исследования мы находились в поисках компании, которая сможет вывозить мусор непосредственно с территории школы и соответственно ищем возможности для приобретения крупных контейнеров для раздельного сбора мусора. Но в 1 января 2019 года по всей территории Московской области вступил в действие новый закон о раздельном сборе мусора, это не могло нас не обрадовать.
Список используемой литературы:
Астраханский вестник экологического образования № 1-2, 2001, стр.4-6.;
Белявский Г.А. Учебное пособие «Основы экологии» /К.: Лыбидь, 2006. - 408 c.;
Власова О.С., Учебное пособие «Экология», 2014, 352 с.;
Учебник для вузов: «ЭКОЛОГИЯ» / Н.И.Николайкин, Н.Е.Николайкина, О.П.Мелехова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2003. – 624 с.;
Юджин П. Одум «ЭКОЛОГИЯ»: В 2-х т. Т. 1. Пер. с англ. – М.: Мир, 1986. – 328 с.;
Интернет-ресурс http://www.разделяйснами.рф
Приложение 1
Результаты анкетирования начальных классов
Вопрос № 1 (Слышали ли вы о слове «экология»?)
Вопрос № 2 (Как Вы думаете, каждый человек должен помогать окружающей среде?)
Вопрос № 3 (Есть ли специальные организации, которые следят за чистотой окружающей среды?)
Приложение 2
Вопрос № 4 (А вы участвуете в создании чистоты вокруг себя?)
Вопрос № 5 (Была ли такая ситуация, что Вы выбрасывали мусор не в урну, а на дорогу или тропинку?)
Вопрос № 6 (Было ли так, что прохожий выбросил мусор не в урну, а мимо нее, а вы, наблюдая это ничего не сделали?)
Приложение 3
Экоурок «Разделяй с нами»
Приложение 4
Раздельный сбор мусора в 1 «Б» классе
Приложение 5
Учащиеся 1 «Б» класса участвуют в раздельном сборе мусора
Приложение 6
Учащиеся 2-3класов активно помогают с раздельном сборе мусора