Правильная осанка залог здоровья и хорошей учебы

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Правильная осанка залог здоровья и хорошей учебы

Новоженина Д.Д. 1Лукьянсков Н.А. 1
1муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда».
Полянская О.Ф. 1Невзорова Т.В. 1
1муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда».
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

 Тема проекта «Правильная осанка и ее значение для здоровья и хорошей учебы». Мы выбрали эту тему, потому что сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой гимнастики у современного человека приводят к серьезным нарушениям осанки, что впоследствии может вылиться в самые разные болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов. Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья и хорошей учебы. Сохранение правильной осанки с детства является основной профилактической мерой для предупреждения нарушений осанки. Ведь неправильная осанка провоцирует формирование у человека быстрой утомляемости, общего некомфортного состояния. Помимо этого, нарушенная осанка может привести к развитию сколиоза, который, также является предвестником других серьёзных заболеваний. Кроме того, хорошая осанка придает уверенности в себе, в своих силах, позволяет вам нравиться окружающим.

Цель данной работы: выявление взаимосвязи осанки и состояния здоровья.

Задачи:

- изучить литературные источники по данной теме, определить, что такое осанка;

- выяснить признаки, причины и последствия неправильной осанки;

- провести исследование, как влияют физические упражнения на формирование правильной осанки;

- сделать выводы и дать рекомендации о профилактике и исправлении нарушений осанки.

Правильная осанка – залог здоровья.

Работу начали с того, что выяснили, что такое осанки и для чего она нужна человеку.

Осанка - это положение тела, наиболее привычное для человека, которое он принимает сидя, стоя и во время ходьбы.

Сам позвоночник имеет в норме искривления. В связи с прямохождением он приобретает физиологические изгибы. Нормальная осанка — умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.

Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условно рефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.

Всем известно, что в своё время воспитанницы строгих гувернанток носили на голове книги, привязывали к поясу прядки своих волос (забывшись и ссутулившись, они невольно вскрикивали от боли, так как волосы при этом натягивались). Это не описание средневековых пыток, это всего лишь мероприятия, направленные на то, чтобы не испортилась осанка. Мудрыми гувернантками не только обеспечивалась своим воспитанницам прекрасная гордая осанка, но и общее физическое здоровье организма. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма. Правильная осанка является требованием эстетической культуры и здоровья

Осанка формируется в процессе жизнедеятельности с момента рождения человека. Решающая часть процесса формирования осанки приходится на младенческий, детсадовский и школьный периоды. Одновременно с развитием изгибов позвоночника и мускулатуры формируется определенное положение головы, плеч. Более отчетливо осанка видна к 6-7 годам, но окончательно она формируется к 18-20 годам

У дошкольников формированием правильной осанки должны заниматься его родители, близкие родственники, работники детских садов и другие люди, контактирующие с детьми. Чем старше становится ребенок, тем сложнее исправлять его привычки, а по статистическим данным осанка каждого десятого первоклассника и каждого четвертого выпускника школы нарушена.

Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышение утомляемости и нарушение деятельности всех органов и систем организма и как следствие плохая учеба.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Осанка портится по нескольким причинам:

-   слабое развитие мышц спины, привычное неправильное положение тела;

-   неправильное расположение тела в ходе различной, часто повторяющейся, деятельности;

-   сидения за столом, сгорбившись;

-   передвижения, ссутулившись, либо когда одна рука находится в кармане (налицо искусственный перекос плечевого пояса и нарушенная осанка);

-   различные врождённые заболевания, как внутренних органов, так и опорно-двигательного аппарата, при наличии которых осанка оказывается далека от идеальной;

Существует несколько выраженных дефектов осанки, каждый из которых является первоисточником каких-либо заболеваний. Наиболее распространенные виды нарушения осанки — 1)сутулость, 2)вялая осанка, 3)искривления позвоночника.

1) При сутулости грудной отдел позвоночника значительно и равномерно выступает вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен; страдают органы дыхания, так как происходит недостаточная вентиляция легких. Как следствие - ОРЗ, пневмонии, астмы, бронхиты. А в дальнейшем возникают заболевания сердечнососудистой системы.

2) Вялая осанка проявляется опущением головы, уплощением грудной клетки, отставанием от спины лопаток, сведением плеч, согнутыми в коленях ногами.

Предупредить возникновение неправильной осанки гораздо легче, чем исправить ее.

Исследование «Осанка школьника».

В начале учебного года мы и многие наши одноклассники неправильно сидели за партой во время уроков. Сутулились, сидели согнувшись. И мы решили провести эксперимент-исследование: «Как влияют физические упражнения на формирование правильной осанки». В эксперименте приняли участие все учащиеся наших классов. Проходил он на протяжении шести месяцев.

С помощью литературы мы определили признаки правильной осанки:

голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи - на одном уровне;

если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию;

если смотреть сбоку, позво­ночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).

И признаки неправильной осанки:

голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова);

плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч);

круглая спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, таз отставлен назад;

излишне увеличен поясничный изгиб.

Далее визуально определяли, кто из учеников нашего класса обладает правильной осанкой. Оказалось, что на начало учебного года только 25 % учеников имели признаки правильной осанки. И это очень плохо!

Мы провели урок на тему: «Зачем нужна правильная осанка».

Нами были подобраны различные упражнения для укрепления мышц спины и формирования правильной осанки лицеистов. В течении четырех месяцев, каждый учебный день мы выполняли утреннюю зарядку, физкультминутки с применением упражнений для формирования красивой осанки.

Отличной профилактикой искривления позвоночника является ходьба с книгой на голове. Удержать книгу можно только с выпрямленной спиной, поэтому это является хорошим упражнением для осанки.
 

Д ополнительно попросили нашего учителя заниматься с нами танцевально-игровой гимнастикой и ритмикой! Ведь мы хотим быть здоровыми!

В результате исследования выяснилось, что у 20(71 %) учащихся нашего класса результаты изменились и изменились к лучшему.

Такому результату поспособствовали:

Уроки физической культуры, которые проходят у нас 3 раза в неделю, на которых мы выполняем упражнения по профилактике нарушения осанки.

Во время урока наш классный руководитель следит за тем, как мы сидим. При работе сидя за партой, мы имеем необходимое приспособление, поддерживающее книгу под определенным углом к нашим глазам, чтобы, читая, не надо было постоянно наклоняться.

Кроме уроков физической культуры мы с одноклассниками посещаю дополнительное занятие «Танцевально-игровая гимнастика».

Дополнительно ко всем школьным занятиям мы посещаем различные секции «художественной гимнастики», «Рукопашный бой», «Оздоровительное плавание» которые являются эффективным средством профилактики нарушений осанки. Мы проводили опросы в классах и узнали, что многие стали посещать спортивные секции.

3) Меры профилактики и лечения нарушений осанки.

Профилактику возникновения нарушений осанки нужно проводить с момента рождения. У малыша должна быть правильно подобранная постель: достаточно жесткий матрас и отсутствие подушки (до одного года). С рождения его нужно приучать к физическим упражнениям (велосипед, плавание, игра с мячом). Стоит заранее продумать и рабочее место ребенка. Высота стола и стула должны соответствовать росту ребенка. Это позволит сохранить правильную позу во время сидения (коленные и локтевые суставы согнуты под прямым углом). Не стоит забывать и об освещении. Свет должен падать с левой стороны.

Формированию правильной осанки способствуют закаливающие процедуры, укрепляющие здоровье, повышающие жизненный тонус. При сутулости полезно заниматься плаванием. Большое значение имеет полноценный сон, дающий отдых центральной нервной системе, мышцам и уменьшающий нагрузку на позвоночник и суставы.

Есть простые упражнения, которые вполне могут сделать так, что обращаться к врачу и не придется, главное, вовремя начать.

Например, очень полезно: лежать. На спине или животе, пару раз в течение дня (только не сразу после еды - это как раз опасно) по 15 минут. Иногда стоит зависать - на турнике. Висеть надо пассивно, не подтягиваясь. Также полезно «полетать». В положении сидя или стоя надо слегка согнуть руки в локтях, отвести их за спину и свести лопатки. В спине в этот момент может что-то хрустнуть. Пугаться не следует - это совершенно безопасно. Такое упражнение при нарушении осанки можно повторять 8-10 раз в день на протяжении двух-трех недель подряд с последующим 2-3 недельным перерывом.

Ребенок с нарушением осанки должен большую часть времени проводить в движении, в подвижных играх на улице или дома. Ребенок должен больше двигаться - это укрепляет мышцы и скелет.

Заключение.

В заключение сделаем краткие выводы.

Правильную осанку нужно у себя формиро­вать с детства. Если изо дня в день сидеть или ходить, согнувшись, держать одно плечо выше другого и т.п., позвоночник постепенно искрив­ляется, и можно навсегда остаться кособоким и сутулым.

Самое главное средство профилактики - вы­работка навыков правильной осанки. За собой надо следить: как сидишь, как стоишь, как хо­дишь. Особенно важно заниматься физкультурой и спортом, укреплять мышцы.

Также нужно соблюдать режим дня и пита­ния, под­бирать по росту учебную мебель и оборудование, устранять из жизни привычки, способствующие нарушению осанки.

Я считаю, что проведенные исследования являются очень важными для сохранения осан­ки, а значит, и здоровья.

Наши успехи в учебе и в жизни зависят от на­шего здоровья. И мы доказали, что главную роль во всем этом играет наша осанка.

Дети с правильной осанкой меньше болеют и лучше учатся. Они более энергичны и работоспособны.

Таким образом, между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья!

Список используемой литературы

Гагишвили Э.Ш. 24 позвонка. Сколиоз. // Попурри для детей. 2003. №4

Икова В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников / Икова Валентина Викторовна. - Л.: Медгиз. Ленингр. отд-ние, 1993. - 64 с.

Степкина М.А., Жуков С.Ю., Сарнадский В.Н. Распространенность нарушений осанки и деформации позвоночника школьников // Человек и его здоровье. - Санкт-Петербург, 2001. - С.175-176.

Шарманова С. Б. Укрепление мышечного корсета у детей в процессе формирования правильной осанки // Начальная школа плюс До и После. – 2002. - N 10. - С. 60-64.

Шарманова С. Б. Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Начальная школа : плюс - минус. – 2002. - N 5. - С. 14-19.

Просмотров работы: 4623